Выбор профессии это


ВЫБОР ПРОФЕССИИ - это... Что такое ВЫБОР ПРОФЕССИИ?


ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

  • ВЫБОРОЧНЫЙ МЕТОД
  • ГАБИТУС

Смотреть что такое "ВЫБОР ПРОФЕССИИ" в других словарях:

  • ВЫБОР ПРОФЕССИИ — соц. процесс, в ходе к рого индивиды (субъекты выбора) последовательно осознают наличие в об ве профессионального разделения труда и конкретных видов трудовой деятельности профессий и специальностей (объекты выбора), путей и способов приобретения …   Российская социологическая энциклопедия

  • выбор профессии — profesijos rinkimasis statusas T sritis švietimas apibrėžtis Ilgalaikis sprendimų, kuo būti, kaitos procesas iki galutinio apsisprendimo (žr. apsisprendimas). Jis prasideda ankstyvojoje vaikystėje ir tęsiasi iki profesijos įgijimo, o dažnai ir… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • ВЫБОР ПРОФЕССИИ — сознательное определение человеком области деятельности, которой он намеревается овладеть и длительно заниматься. Выбирая профессию, человек учитывает ее социальную значимость, престижность, взвешивает свои способности, оценивает возможность… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА. ВЫБОР ПРОФЕССИИ — в Рос. Федерации уч курс, изучаемый в 8 9 х кл (до 1989/90 уч г. в 7 8 х) в рамках предмета трудовое и профессиональное обучение с целью расширения науч. и техн кругозора учащихся, оказания им помощи в сознат выборе профессии В содержание курса… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Основы производства и выбор профессии —     в Рос. Федерации учебный курс, изучаемый в 8 9 х классах (до 1989/90 учебного года в 7 8 х классах) в рамках трудового и профессионального обучения с целью расширения научного и технического кругозора учащихся, оказания им помощи в… …   Педагогический терминологический словарь

  • Выбор карьеры (career choices) — Народная мудрость гласит, что профессия сродни богатству. О деятельности людей часто судят по их карьере. В начале профессионального цикла усилия чел. обычно направлены на подготовку к будущей карьере развитие умений, ценности, представления и… …   Психологическая энциклопедия

  • Профессии в Ragnarok Online — Содержание 1 Введение 2 Первые профессии 3 Вторые профессии …   Википедия

  • Выбор (газета, Салават) — «Выбор» Тип общественно политическая Формат A3 Издатель Салаватский городской Совет Главный редактор Клугман, Татьяна Николаевна Основана 1954 Язык …   Википедия

  • Профессии в мире Полудня — Здесь представлен список профессий, которыми занимаются люди в Мире Полудня, созданном Аркадием и Борисом Стругацкими. Содержание 1 Предварительные замечания 2 Список профессий …   Википедия

  • Профессии в Мире Полудня — Здесь представлен список профессий, которыми занимаются люди в Мире Полудня, созданном Аркадием и Борисом Стругацкими. Содержание 1 Предварительные замечания 2 Список профессий 2.1 Аграрии и …   Википедия

Книги

  • Выбор профессии, Дмитриева Ксения Александровна, Рябинина Татьяна Борисовна. Энциклопедия, которую вы держите в руках, станет незаменимым помощником для школьников, даст им возможность сориентироваться на столь непростом пути, как выбор профессии. Как среди множества… Подробнее  Купить за 1043 руб
  • Выбор профессии, Дмитриева Ксения Александровна, Рябинина Татьяна Борисовна. Энциклопедия, которую вы держите в руках, станет незаменимым помощником для школьников, даст им возможность сориентироваться на столь непростом пути, как выбор профессии. Как среди множества… Подробнее  Купить за 1004 грн (только Украина)
  • Выбор профессии, Аксенова М., Ананьева Е., Ростоцкая А.. Книга интересно, объективно и доступно знакомит с миром профессиональной деятельности, позволяет взглянуть на проблему профессионального самоопределения как назакономерный этап развития… Подробнее  Купить за 772 руб
Другие книги по запросу «ВЫБОР ПРОФЕССИИ» >>

psychology.academic.ru

Статьи. Выбор профессии

ВЫБОР ПРОФЕССИИ
Статьи о профориентации для подростков и взрослых


Осознанно выбрать будущую профессию для школьника, для студента или уже взрослого человека помогает профориентация.

Что такое профориентация?
Говоря научным языком, профориентация – это комплекс мероприятий, направленных на выбор подходящей профессии. То есть, профориентация не ограничивается тестами на выбор профессии. В профориентационный комплекс входит несколько ступеней, которые помогают прийти к профессиональной самореализации.

Золотые правила выбора профессии:
✔ На выбор профессии требуется время.
Самостоятельное и осознанное решение чаще приводит к профессиональной самореализации и успеху.
✔ Более счастливы представители тех профессий, которые своей работой приносят пользу людям.

Как выбрать профессию? 3 основных этапа профориентации:

    ① Узнать себя. На первом этапе необходимо разобраться в своих интересах и возможностях. Для этого можно пройти тесты на профориентацию и получить консультацию психолога (профориентолога). Научно обоснованные тесты для выбора профессии помогают объективно оценить личностные особенности, интересы, способности человека и соотнести с тысячами профессий на современном рынке труда. Психолог-профконсультант поможет выделить из них наиболее существенные и порекомендует подходящие колледжи, вузы или курсы для получения специальности.
    ② Узнать о профессиях и образовании. На втором этапе, когда уже сформирован общий список специальностей, необходимо выяснить все о профессии и профильном образовании. Для этого о каждой профессии из списка необходимо найти информацию в интернете, посмотреть видео о специалистах, которые работают в выбранной области, при возможности пообщаться лично с представителями профессии. Информацию о вузах и колледжах можно тоже получить в интернете, но лучше всего посетить образовательные выставки и дни открытых дверей понравившихся вузов.
    ③ Попробовать себя в профессии. После проведенной исследовательской работы количество профессий в списке сокращается, а в конце остается одна-две самых желанных. На третьем и самом сложном этапе рекомендуется попробовать профессии на практике. Для этого лучше всего найти профильную компанию и устроиться на работу или на стажировку. Это может быть трудно для подростков. Тогда подойдут более простые варианты: поездка в профлагерь с тематической сменой, профильные тренинги, экскурсии в выбранные компании, чтобы представить себе внутреннюю "кухню" и примерить профессию на себя.

Профориентация помогает сделать выбор не только осознанным, но и объективным. После прохождения всех 3-х этапов подросток или взрослый человек сможет точно определить свои предпочтения в профессиях и выбрать направление профессионального развития. Чтобы найти свое призвание, читайте наши статьи о выборе профессии и записывайтесь на профориентацию онлайн или в нашем Центре.

Ниже представлены статьи по данной теме.

spb.proforientator.ru

ВЫБОР ПРОФЕССИИ - это... Что такое ВЫБОР ПРОФЕССИИ?


ВЫБОР ПРОФЕССИИ
сознательное определение человеком области деятельности, которой он намеревается овладеть и длительно заниматься. Выбирая профессию, человек учитывает ее социальную значимость, престижность, взвешивает свои способности, оценивает возможность добиться успехов, оптимально самовыразиться. При В. п. проявляются интересы и отношение человека к самому себе, его самосознание, самооценка, ответственность. Мотивы В. п. обусловлены социальными условиями, представлениями об особенностях профессиональной деятельности, информацией о ней, состоянием здоровья. Повлиять на В. п. могут и ситуационные, а нередко даже случайные причины, природа которых различна. Это и увлечение внешней стороной профессии, и неверное представление о содержании будущего труда. Правильно выбранная профессия позволяет человеку реализовать свои физические, умственные и духовные силы, повысить продуктивность своей будущей деятельности. В. п. является начальным этапом профессионального самоопределения человека.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • ВЫБОР ОБЪЕКТА
  • выборка вероятностная простая

Смотреть что такое "ВЫБОР ПРОФЕССИИ" в других словарях:

  • ВЫБОР ПРОФЕССИИ — см. Профессиональная ориентация. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 …   Большая психологическая энциклопедия

  • ВЫБОР ПРОФЕССИИ — соц. процесс, в ходе к рого индивиды (субъекты выбора) последовательно осознают наличие в об ве профессионального разделения труда и конкретных видов трудовой деятельности профессий и специальностей (объекты выбора), путей и способов приобретения …   Российская социологическая энциклопедия

  • выбор профессии — profesijos rinkimasis statusas T sritis švietimas apibrėžtis Ilgalaikis sprendimų, kuo būti, kaitos procesas iki galutinio apsisprendimo (žr. apsisprendimas). Jis prasideda ankstyvojoje vaikystėje ir tęsiasi iki profesijos įgijimo, o dažnai ir… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА. ВЫБОР ПРОФЕССИИ — в Рос. Федерации уч курс, изучаемый в 8 9 х кл (до 1989/90 уч г. в 7 8 х) в рамках предмета трудовое и профессиональное обучение с целью расширения науч. и техн кругозора учащихся, оказания им помощи в сознат выборе профессии В содержание курса… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Основы производства и выбор профессии —     в Рос. Федерации учебный курс, изучаемый в 8 9 х классах (до 1989/90 учебного года в 7 8 х классах) в рамках трудового и профессионального обучения с целью расширения научного и технического кругозора учащихся, оказания им помощи в… …   Педагогический терминологический словарь

  • Выбор карьеры (career choices) — Народная мудрость гласит, что профессия сродни богатству. О деятельности людей часто судят по их карьере. В начале профессионального цикла усилия чел. обычно направлены на подготовку к будущей карьере развитие умений, ценности, представления и… …   Психологическая энциклопедия

  • Профессии в Ragnarok Online — Содержание 1 Введение 2 Первые профессии 3 Вторые профессии …   Википедия

  • Выбор (газета, Салават) — «Выбор» Тип общественно политическая Формат A3 Издатель Салаватский городской Совет Главный редактор Клугман, Татьяна Николаевна Основана 1954 Язык …   Википедия

  • Профессии в мире Полудня — Здесь представлен список профессий, которыми занимаются люди в Мире Полудня, созданном Аркадием и Борисом Стругацкими. Содержание 1 Предварительные замечания 2 Список профессий …   Википедия

  • Профессии в Мире Полудня — Здесь представлен список профессий, которыми занимаются люди в Мире Полудня, созданном Аркадием и Борисом Стругацкими. Содержание 1 Предварительные замечания 2 Список профессий 2.1 Аграрии и …   Википедия

Книги

  • Выбор профессии, Дмитриева Ксения Александровна, Рябинина Татьяна Борисовна. Энциклопедия, которую вы держите в руках, станет незаменимым помощником для школьников, даст им возможность сориентироваться на столь непростом пути, как выбор профессии. Как среди множества… Подробнее  Купить за 1043 руб
  • Выбор профессии, Дмитриева Ксения Александровна, Рябинина Татьяна Борисовна. Энциклопедия, которую вы держите в руках, станет незаменимым помощником для школьников, даст им возможность сориентироваться на столь непростом пути, как выбор профессии. Как среди множества… Подробнее  Купить за 1004 грн (только Украина)
  • Выбор профессии, Аксенова М., Ананьева Е., Ростоцкая А.. Книга интересно, объективно и доступно знакомит с миром профессиональной деятельности, позволяет взглянуть на проблему профессионального самоопределения как назакономерный этап развития… Подробнее  Купить за 772 руб
Другие книги по запросу «ВЫБОР ПРОФЕССИИ» >>

psychology_pedagogy.academic.ru

Статьи. Топ профессий и все о работе

ТОП ПРОФЕССИЙ И ВСЕ О РАБОТЕ
Рейтинги профессий, топ самых востребованных профессий, социологические исследования, исследования рынка труда,
советы по поиску работы и построению карьеры

Как определиться с выбором профессии? Как строить свою карьеру? Как достичь самореализации? Наши статьи помогут сделать верный выбор профессии взрослому и подростку, постоянно расти в профессиональном плане и найти свое место на рынке труда.

Выбор профессии – это паззл, состоящий из нескольких деталей. В нем соединяются желание человека найти себя, требования современного рынка труда, экономические интересы государства. На первом этапе выбора или смены профессии необходимо оценить собственные интересы и возможности, то есть, провести оценку своего Я. В психологической диагностике помогают онлайн-тесты на выбор профессии, например, тест "Личность и профессии", консультации профориентологов.
Второй этап профориентации – это знакомство с миром профессий, требованиями рынка труда, то есть, знакомство с внешним миром. В этом разделе сайта вы сможете расширить свое представление о профессиях.


Самые-самые профессии
Рейтинги профессий, опубликованные в данной рубрике, посвящены самым востребованным, самым перспективным, самым опасным и многим другим самым-самым специальностям. Ежегодно топ востребованных профессий меняется, и мы всегда следим за актуальными новостями российского и мирового рынка труда.

Как узнать о профессиях
Куда пойти, где узнать, что почитать, посмотреть и съесть, чтобы получить информацию о профессиях. Ведь недаром все многообразие человеческих специальностей называют "миром профессий". Он гораздо богаче, чем мы думаем. Расширяйте свои познания о нем. Возможно, о вашей профессии мечты вы еще ничего не слышали.

Исследования
Минобрнауки, Минтруд и социологи проводят интересные исследования о рынке труда и профессиональных предпочтениях граждан. Что ожидают абитуриенты? Кем планируют работать выпускники? Какие специалисты довольны своей работой? Какие профессионалы больше всего востребованы работодателями?

Карьерные советы
Разобрались в мире профессий и нашли работу мечты? Путь к ней будет тернист. В наших статьях мы собрали рекомендации по поиску работы, прохождению собеседования и карьерному развитию от наших специалистов по профконсультированию. Даже если вы не считаете себя карьеристом и не строите карьеру, то вам пригодятся наши лайфхаки для занятых людей.

Ниже представлены статьи по данной теме.

proforientator.ru

ВЫБОР ПРОФЕССИИ - это... Что такое ВЫБОР ПРОФЕССИИ?


ВЫБОР ПРОФЕССИИ
- соц. процесс, в ходе к-рого индивиды (субъекты выбора) последовательно осознают наличие в об-ве профессионального разделения труда и конкретных видов трудовой деятельности - профессий и специальностей (объекты выбора), путей и способов приобретения знаний и навыков, необходимых для этой деятельности, и реальных возможностей их использования. В.п. включает ориентацию профессиональную (см.), а также выбор связанного с профессией соц. положения. Взаимодействие субъекта и объекта В.п. определяется конкретно-историч. уровнем развития производства, состоянием отношений производственных (см.), от к-рых зависит и свобода В.п. Система внеэкономич. принуждения жестко закрепляет работника за определенным видом деятельности, тогда как наличие рынка рабочей силы определяет возможности В.п. в условиях стихийно складывающегося спроса и предложения. Научно-технич. революция, качественно изменяющая требования к образованности и квалификации работника, органически связывает В.п. с выбором вида общего и профессионального образования. Однако последний есть в то же время относительно самостоятельный процесс, определяемый, помимо состояния производства, состоянием и степенью гибкости системы образования, ее соответствием изменяющимся потребностям об-ва. В.п. испытывает на себе также влияние престижа профессий (см.), опосредствованно отражающего обществ. потребности. На протяжении всей профессионально-трудовой деятельности человек неоднократно встает перед В.п. - в связи с изменениями техники, технологии и организации производства, соц.-экономич. ситуации в об-ве, переменами в интересах и склонностях индивида, его физич. и умственных способностях и возможностях, его семейном и материально-бытовом положении, состоянии здоровья и т. д. Поэтому необходим социологич. анализ В.п. на стадии как первичного выбора, в момент вступления человека в самостоятельную трудовую жизнь, так и на последующих стадиях его жизненного цикла, что связано также с соц. функциями непрерывного образования (см.). Изучение соц. проблем В.п. ведется в рамках социологии образования (см.), социологии труда (см.), а также складывающейся в последнее время новой научн. отрасли - социологии жизненного пути. Лит.: Жизненный путь поколения: его выбор и утверждение. Таллинн, 1985; Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема.  М., 1975; Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению. М., 1989; Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь. М., 1985. Ф.Р. Филиппов

Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999.

  • ВРЕМЯ
  • ВЫБОРКА ГНЕЗДОВАЯ

Смотреть что такое "ВЫБОР ПРОФЕССИИ" в других словарях:

  • ВЫБОР ПРОФЕССИИ — см. Профессиональная ориентация. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 …   Большая психологическая энциклопедия

  • выбор профессии — profesijos rinkimasis statusas T sritis švietimas apibrėžtis Ilgalaikis sprendimų, kuo būti, kaitos procesas iki galutinio apsisprendimo (žr. apsisprendimas). Jis prasideda ankstyvojoje vaikystėje ir tęsiasi iki profesijos įgijimo, o dažnai ir… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • ВЫБОР ПРОФЕССИИ — сознательное определение человеком области деятельности, которой он намеревается овладеть и длительно заниматься. Выбирая профессию, человек учитывает ее социальную значимость, престижность, взвешивает свои способности, оценивает возможность… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВА. ВЫБОР ПРОФЕССИИ — в Рос. Федерации уч курс, изучаемый в 8 9 х кл (до 1989/90 уч г. в 7 8 х) в рамках предмета трудовое и профессиональное обучение с целью расширения науч. и техн кругозора учащихся, оказания им помощи в сознат выборе профессии В содержание курса… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Основы производства и выбор профессии —     в Рос. Федерации учебный курс, изучаемый в 8 9 х классах (до 1989/90 учебного года в 7 8 х классах) в рамках трудового и профессионального обучения с целью расширения научного и технического кругозора учащихся, оказания им помощи в… …   Педагогический терминологический словарь

  • Выбор карьеры (career choices) — Народная мудрость гласит, что профессия сродни богатству. О деятельности людей часто судят по их карьере. В начале профессионального цикла усилия чел. обычно направлены на подготовку к будущей карьере развитие умений, ценности, представления и… …   Психологическая энциклопедия

  • Профессии в Ragnarok Online — Содержание 1 Введение 2 Первые профессии 3 Вторые профессии …   Википедия

  • Выбор (газета, Салават) — «Выбор» Тип общественно политическая Формат A3 Издатель Салаватский городской Совет Главный редактор Клугман, Татьяна Николаевна Основана 1954 Язык …   Википедия

  • Профессии в мире Полудня — Здесь представлен список профессий, которыми занимаются люди в Мире Полудня, созданном Аркадием и Борисом Стругацкими. Содержание 1 Предварительные замечания 2 Список профессий …   Википедия

  • Профессии в Мире Полудня — Здесь представлен список профессий, которыми занимаются люди в Мире Полудня, созданном Аркадием и Борисом Стругацкими. Содержание 1 Предварительные замечания 2 Список профессий 2.1 Аграрии и …   Википедия

Книги

  • Выбор профессии, Дмитриева Ксения Александровна, Рябинина Татьяна Борисовна. Энциклопедия, которую вы держите в руках, станет незаменимым помощником для школьников, даст им возможность сориентироваться на столь непростом пути, как выбор профессии. Как среди множества… Подробнее  Купить за 1043 руб
  • Выбор профессии, Дмитриева Ксения Александровна, Рябинина Татьяна Борисовна. Энциклопедия, которую вы держите в руках, станет незаменимым помощником для школьников, даст им возможность сориентироваться на столь непростом пути, как выбор профессии. Как среди множества… Подробнее  Купить за 1004 грн (только Украина)
  • Выбор профессии, Аксенова М., Ананьева Е., Ростоцкая А.. Книга интересно, объективно и доступно знакомит с миром профессиональной деятельности, позволяет взглянуть на проблему профессионального самоопределения как назакономерный этап развития… Подробнее  Купить за 772 руб
Другие книги по запросу «ВЫБОР ПРОФЕССИИ» >>

sociologicheskaya.academic.ru

Кем быть? Как выбрать профессию, оставаясь честными с собой

Кем быть?

Сначала выбирают профессию, а потом уже вуз — увы, эта истина приходит в голову далеко не всем. Равно как не всякий додумается до того, что в выборе профессии и вуза надо проявить активность. Сами по себе вы можете быть какими угодно: созерцателями, фантазерами, лентяями – но здесь требуется действовать. Игра стоит свеч! Можете ли вы сказать о себе, что активно ищете специальность? Если да, то вы ее найдете.

Способности

Мы часто считаем развитие способностей чем-то вроде хобби, возможно – духовной работой, а то и относим это к теме сверхъестественного. А ведь можно попросту заняться развитием способностей к профессиям! Вначале следует правильно сформировать интерес к делу. Выбирайте то, что приносит вам радость, поскольку трудно долго выдерживать то, что не радует. С другой стороны, будьте оптимистами: что бы с вами ни происходило, рассматривайте это, как новые возможности.

Выясните, какие профессии соответствуют интересным для вас занятиям – прямо по доступному вам списку профессий. Посмотрите также, чем занимаются смежные специалисты. Отделите интерес к учебному предмету от интереса к учителю. А интересного учителя сделайте в своем воображении универсальным специалистом. Как бы он вел себя в вузе, в который вы собрались поступать? Какие первые шаги в выбранной вами профессии он делал бы на вашем месте?


Есть такое слово «надо»

Востребована ли профессия, освоить которую вы решили? Если не слишком, то что уникального вы можете предложить в ней, чтобы ваш труд всё-таки был востребован? Нужны могут быть какие угодно люди. Здесь помимо стандартных списков вакансий на помощь придет список экзотических профессий с его «переворачивателями пингвинов» и «заталкивателями в поезда».

Будьте динамичнее и учитесь отвечать запросам времени. Следите за появлением новых профессий и направлений. Так вы сможете назвать себя человеком, который востребован временем.

Не стоит ни увлекаться словом «надо», ни допускать пустые капризы в сферу своих желаний. Следует учиться адекватно оценивать свои способности. Настраивайтесь на учебу: даже «сказочная» профессия трубочиста требует двухлетней подготовки.

Информация

Всегда имеет смысл быть честными с собой. Древнекитайский философ Лао-цзы полагал: «В центре вашего существа у вас есть ответ, вы знаете, кто вы и чего вы хотите», – и в этом действительно есть зерно истины. Ведь когда говорят о профессиях по душе, то именно внутреннее знание, информация человека о себе и имеется в виду. Впрочем, не слишком ли самонадеянно утверждать это при всём существующем разнообразии современных профессий? Так что стоит как думать о своей жизни, скажем, по полчаса в день, ни на что не отвлекаясь, – так и, напротив, исследовать весь диапазон профессий и охотиться за интересностями на рынке труда. Нужно ориентироваться, разбираться в профессиях по максимуму, да и о вузах знать максимально много; всегда рассуждать самостоятельно, не полагаясь ни на какие слухи, проверять факты, доказывать, опровергать – оперировать всем массивом постоянно пополняемой информации. А когда вы думаете о себе самих, тоже не чурайтесь ни анализа, ни расчетов, ни воображения, ни мечтаний, ни созерцания, ни воспоминаний. Будьте свободны, думая о том, какие у вас способности и преимущества; как поддерживать долгий интерес к профессии – изучить смежные направления, историю науки? Быть в курсе новостей?

Важно видеть цель, знать, чего вы хотите. Видеть цель – это иметь информацию о своей цели. Сформируйте привычку упорно двигаться к цели: ваша информированность вас поддержит.

Пользуйтесь разными источниками информации – вплоть до лекций вузов на Youtube и http://univertv.ru. А участвуя, допустим, в конкурсах для старшеклассников и олимпиадах, следите не только за тем, какое место вы занимаете, но и за тем, что нового вы узнаёте.

Правила общения

Если ни с кем не общаться, многого не узнать. С кем можно общаться по поводу профессии и образования?

1. С профессионалами. Перед днем открытых дверей позвоните в вуз и выясните, приглашены ли туда практикующие специалисты – или там будут только преподаватели. Также по возможности устраивайте экскурсии на предприятия – самостоятельно, с помощью знакомых и фирм, развивающих промышленный туризм.

2. С друзьями. С этими проверенными людьми тоже можно общаться «по поводу работы» – разговаривая о вашем хобби, а также, конечно, ведя дискуссии, которые приветствовались бы в классе на уроке (только по доброй воле, о профессиях и серьезно). Сделайте свою дружбу более деловой.

3. С учителем. Поговорите с этим человеком – конечно, если вы считаете его справедливым к вам. Особенно стоит поговорить с таким учителем, который вас вдохновляет, тем более если вы хотите пойти по его стопам.

4. С родителями. Впрочем, родители могут понимать своих детей чуть ли не без слов.

Либо не понимать совершенно.


Бывают разные ситуации…

… Родители хотят решать за вас. Это ваша жизнь, но родители по-прежнему стремятся в ней участвовать. Пугаться не надо, выражать недовольство тоже вряд ли нужно. Покорно следовать родительской воле можно было бы, если бы предлагаемый ими выбор был обоснован примерно на том же серьезном уровне, на котором делают доклады на конференциях по естественным наукам. Если у вас с матерью или отцом хороший эмоциональный контакт, тогда стоит прислушаться к их мнению, но сначала удостоверьтесь, что сами родители интересуются многими профессиями, а нет – так интересуйтесь ими вместе, всей семьей! Если же родитель привык вести себя с вами привычно холодно, можно спокойно расспросить его как критика. Но главное всё-таки не критика, а вера в ваши способности, подкрепленная вашим упорным трудом, вашими раздумиями на эту тему, вашими поисками. А вот выбор «назло» лучше не совершать, даже если тянет так сделать. Да, у вас может быть решение, диаметрально противоположное предложенному. Однако главным здесь должна быть не его противоположность и даже не то, что оно собственное и независимо принятое (советами тоже пренебрегать не стоит). Нет, главное – то, что сама суть будущей учебы и работы близка вашей душе на долгие годы или навсегда.

… Вы не понимаете, на кого поступать учиться. Не беда! Важно, что вам хотя бы важен сам вопрос выбора профессии: ведь бывает, что он безразличен человеку! (Такое встречается у людей с низкой степенью тревожности.) Если вам небезразличен вопрос выбора профессий, но сами профессии безразличны, узнайте больше о разных профессиях. Не пытайтесь на этапе сбора информации непременно привязаться к той или иной профессии.

… У вас много увлечений, и вы не знаете, какое из них стоит перевести на профессиональные рельсы. А почему бы такому сложному человеку не поступить по простому профориентационному алгоритму (ответы на вопросы «Что я хочу? Что я могу? Что востребовано обществом?»). Либо освойте тактику так называемого человека-сканера (выбирайте непрерывное образование, реально готовьтесь к сложной образовательной траектории, к смене работ или ищите разнообразные работы). Действительно, с какой стати выбирать что-то одно, если нравится всё? Да и кому бы то ни было имеет смысл выбирать профессии гибкие, с возможностью переквалифицироваться в смежную область, ведь о таких возможностях люди в принципе редко знают.

… У вас есть мечта кем-то работать. Казалось бы, тут советы не нужны. Вот оно, призвание! Однако всё же обратите внимание на то, что вы представляете себе при мыслях о работе. Себя в процессе работы? Процесс работы независимо от вас? Свою реакцию на результат работы? Сам результат работы независимо от вас? А может быть, толпу поклонников с цветами? Задумайтесь о тех картинках, которые вы «увидите».

… У вас есть некие тяжелопреодолимые черты, которые явно помешали бы освоить ту или иную профессию. Если вы необщительны и думаете, что эта проблема рассосется сама собой к тому моменту, когда вы начнете практику по своей профессии, связанной с общением людей, то напрасно вы пускаете дело на самотек. Имеет смысл представлять себе начало практики в точности. Предусмотрите конкретные шаги – пройдите речевой тренинг, например, или учтите при выборе вуза, есть ли там студенческий театр. А вообще стоит допустить, что характер может меняться. Действительно, порой застенчивый изгой становится душой компании и просто расцветает в ней, а неугомонный человек превращается в солидную персону.

… В вас сочетаются качества, которые, на первый взгляд, могут иметь отношения к профессиям явно разным. Не спешите отказываться от развития половины своих талантов. Ищите до последнего, упорно – как можно полнее соответствующую вашей натуре профессию и специальность вуза. Если таковых всё-таки не обнаружится, продумывайте, как можно выразить все ваши таланты в рамках одного дела, где и в каком качестве разумнее всего трудиться и какова должна быть образовательная траектория. Параллельное образование? Стажировки? Конференции? Курсы? Мастер-классы?

… Вы думаете сами или вам сказали, что та или иная профессия – «женская», «мужская», «не мужская» или «не женская». Гендерный вопрос – особый. Предрассудки на тему, кем должны быть мужчины, кем должны быть женщины, а кем ни те, ни другие быть не должны или «генетически не могут», можно услышать от сколь угодно авторитетных лиц – и от близких людей, и от известных, заслуженных людей. Здесь важно вовремя разобраться, не лень ли это в вас говорит, если вам действительно хочется «женскую» профессию, и не низкая ли самооценка делает за вас выбор, если вам хочется кому-то что-то доказать профессией сугубо «мужской». Если на выбор вами профессии не влияет ни желание отомстить кому-то, ни желание спрятаться от кого-то, а действительно лишь желание серьезно и увлеченно работать по конкретной специальности, так ли уж важно, какому полу она подходит, по общему мнению? Тем более что общество в состоянии прямо-таки коллективно переменить свое мнение в отношении тех или иных профессий: так, огромное количество учителей-женщин мало влияет на общее представление о том, что учителем хорошо бы быть мужчине.

… Вы подумываете о модной профессии. Мода на профессии действительно существует. Коль скоро такими профессионалами интересуются СМИ, может показаться, что те надежнее других спасены от забвения в обществе. Но это только кажется. Первое, что нужно здесь сделать, – с цифрами в руках ответить себе, до какой поры может держаться мода на интересную вам профессию в среднем и что вы можете сделать лично, чтобы ее продлить. Долго ли может оставаться модным помогать людям стать звездами – или в недалеком будущем звезды станут «раскручиваться» сами, скажем, по Интернету, минуя услуги профессионалов? Или – до какого времени модно разрабатывать диеты, коль скоро настоящие медицинские диеты для тех или иных групп заболеваний разработаны уже давно, а «новые» фрукты уже давно охарактеризованы и сфотографированы на страницах глянцевых журналов...

Кое-что еще

В процессе профориентации преодолевайте растерянность. Причины ее бывают разными: от беспомощности, инфантильности и наивности – до перегруженности интересами и информацией.

Рассмотрите материальную сторону вопроса. Нужно ли будет в связи с карьерой уезжать в другой  город, есть ли там жилье, дорого ли его снимать или есть возможность получить место в общежитии; обучение каким специальностям предоставляют только за плату (от них тоже не надо отмахиваться: вдруг это что-то интересное). Подумайте также, будет ли у вас свой бизнес (или вы, скорее, тяготеете к службе), изучайте, какие бизнесы существуют, какие идеи возможны, что может быть востребовано обществом и полезно ему.

На первых курсах вуза профориентация вполне может продолжаться, это гибкий процесс. Как минимум нужно будет выбрать специализацию.

И, какую профессию вы бы ни избрали, не прекращайте самообразования.

Автор: Татьяна Карпеченко
Источник: Абитуриент

 

spb.proforientator.ru

Исследовательская работа "Выбор профессии. Сложно ли это"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Волчихинская средняя школа №1»

Исследовательская работа

«Выбор профессии. Сложно ли это?»

Выполнила ученица 10-б класса

Вяткина Анна

Руководитель: учитель географии

Губа Оксана Николаевна

2015 год

Содержание:

  1. Введение

  2. Основная часть

  1. Актуальность

  2. Мотивы выбора профессии.

  3. Рейтинг самых востребованных профессий в стране, крае, районе.

  4. Анализ информации центра занятости населения Волчихинского района.

  5. Результаты анкетирования старшеклассников.

  6. Рекомендации по выбору профессионального самоопределения выпускников

  7. Заключение

  1. Приложение

Введение

«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» - сказал Сенека (римский философ)

В жизни наступает момент, когда нужно определиться, кем быть. Выбор профессии – это достаточно серьезный вопрос, к которому стоит подходить обдуманно. Правильный выбор профессии - залог дальнейшего успеха в карьере. Понятие «правильный выбор» подразумевает, прежде всего, возможность эффективного использования человеком личностного потенциала в профессиональной деятельности. В наше время от выбора профессии зависит не только материальное благосостояние, но и психологическое, душевное состояние человека. У осознанно выбравших профессию людей больше шансов успешно реализоваться в жизни. Чаще всего человек определяется с выбором своей профессии в 14-17 лет. Именно поэтому к выбору профессии обращено особое внимание старшеклассников школы.

Цель моей работы: установление соответствия между выбором профессии старшеклассников нашей школы и востребованностью этой профессии на рынке труда.

Задачи:

  • Собрать информацию по изучаемой теме.

  • Изучить рейтинг самых востребованных профессий в стране, крае, районе.

  • Выявить профессиональные предпочтения обучающихся 10- 11 классов

  • Нацелить учащихся на определение выбора профессии с учетом ее востребованности.

  • Разработать памятки для старшеклассников «Выбор за тобой!»

Объектом моего исследования стали: профессиональные приоритеты обучающихся 10-11 классов.

Я использовала методы исследования:

социологический опрос;

анкетирование;

интервьюирование;

анализ

синтез

Я выдвинула гипотезу: что учащиеся 10-11 классов осуществляют свой профессиональный выбор с учетом востребованности этой профессии на рынке труда.

Новизна: исследования проводятся впервые

Область исследования: социология

Практическая значимость: данная исследовательская работа может быть использована для проведения классных часов, дискуссий «Я в мире профессии», родительских собраний, деловой игры и др.

Актуальность:

Этот выбор в ранней юности – один из важнейших.

 "Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?", - пожалуй, этот вопрос входит в пятерку самых популярных вопросов, которые взрослые любят задавать совсем маленьким детям. «Все профессии важны, все профессии нужны!»  Врач, учитель, юрист, актер, ученый… «А кем стану Я?»  

В мире существует более 50 тыс. профессий.  В российский «Единый тарифно-квалификационный справочник» включено 7000 профессий и специальностей.  

В мире существуют профессии, которые встречаются крайне редко.

К таким относится профессия сурдопереводчика. Чтобы работать по этой специальности, надо знать профессиональный язык жестов, с помощью которого и происходит общение с глухими людьми.

В области парфюмерии редкой специальностью является нюхач. Для этой профессии необходимо обладать отменной памятью на ароматы, так как нюхач отвечает за оценку новых запахов, создание парфюмерных композиций.

Достаточно редкая профессия – титестер. Так называют профессионального дегустатора чая. Он способен определить место произрастания, качество и сорт чая. Эти специалисты занимаются тем, что составляют чайные купажи.

А самая редкая профессия в мире это смотритель райского острова. Одна из туристических компаний искала человека, который на протяжении шести месяцев проживал бы на острове в вилле, плавал в бассейне, нырял с аквалангом, фотографировал, играл в гольф и вёл свой блог, пропагандируя отдых на острове.

Как же найти ту единственную, которая была бы по душе, приносила удовольствие и давала возможность жить благополучно в материальном плане.

Сенека (римский философ) сказал «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным»

Знают ли старшеклассник нашей школы, к какой пристани им держать путь? Для выяснения этого я провела анкетирование учеников 10-11 классов. Задав им вопрос: «Определились ли они с выбором будущей профессии?»

Вот какой результат я получила

10 класс:

Из 20 уч-ся 10 классов 17(85 %) определились с выбором профессии

11 класс:

В 11 классе из 26 - 25 выбрали уже себе профессию (96%)

1 ещё не определились с выбором (4%)

Выбор профессии был и остается непростым делом, что вполне понятно: выбирая будущую деятельность, молодой человек выбирает и место в обществе, и свою судьбу.

На вопрос «Легко ли вам дался выбор?»

10 класс:

41% «Да»

59% «Нет»

11 класс:

32 % «Да»

68 % «Нет»

Сравнивая полученные результаты, можно сделать вывод: для учащиеся 11-х классов выбор будущей профессии оказался более сложным делом, чем учащимся 10-х классов. Чем ближе к цели, тем все больше сомнений возникает?

Меня заинтересовало «Почему, так сложно определиться с выбором профессии?».

В интервью одиннадцатиклассники сформулировали причины трудности выбора профессии:

- не сформирована профессиональная направленность собственной личности. (слабо изучены свои собственные склонности, интересы)

- не уверенность в собственных знаниях, следствием чего является страх не оправдать свои надежды и надежды родителей

- не соответствие желаний и возможностей (не только материальных, но физических)

- не достаточная информированность о преимуществах и недостатках профессии.

Чем же возможно облегчить профессиональный выбор выпускников школы? Вот как они сами отвечают на этот вопрос:

- введение в школе курса по профориентации с 6-7 класса

- прохождение тестов по профориентации, с последующим анализом результатов психологом ( ведь психолог может правильно объяснить полученные результаты)

- консультации психолога

-проведение деловых игр «Один день в профессии»

- экскурсии на предприятия и в учреждения

-беседы со специалистами

Как обычно бывает, проблема выбора профессии волнует не только нас самих, но и родных, близких, а чаще, конечно, родителей.

Кто повлиял на выбор вашей профессии?

10 класс:

Я сам(а) сделал(а) этот выбор – 83%

Родители – 17%

11 класс:

Я сам(а) сделал(а) этот выбор – 67%

Родители – 26%

Друзья – 7%

Как мы видим , что родители оказывают существенное влияние на профессиональный выбор детей. Именно родители в 23 % случаев оказали наибольшее влияние на выбор конкретной профессии своих детей. Конечно, забота старших о будущей профессии своего ребенка понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь. Но иногда правильному выбору профессии мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить.

Важно сделать СВОЙ выбор и не перепутать его с чужим, а родители должны помочь детям лучше разобраться в своих склонностях и возможностях.

На современном этапе рынок труда определят ряд требований к профессиональным компетенциям, одно из которых наличие высшего образования.

Требует ли ваша профессия высшего образования?

10 класс:

Да – 100%

11 класс:

Да – 84%

Нет – 16%

Мы видим что, 100% десятиклассников решили получить высшее образование, а вот учащиеся 11-х классов подошли более реалистично к выбору уровня образования.

Более 70% учащихся 11классов планируют получить высшее образование на платной основе, при условии неполучения бюджетных мест.

На вопрос « В ВУЗе какого региона вы хотели бы получить образования?» Большинство учащихся 10-11 классов нашей школы ответило, что будут обучаться в Алтайском крае.

8 учащихся планируют обучение в ВУЗах других регионов: 2 человек выбрали ВУЗы Кемеровской области, 4 – Новосибирской, 1 – Московской , 1 – Орловской области.

Высшее образование в Алтайском крае дают 12 государственных вузов, а также несколько филиалов и представительств вузов из других регионов.

Крупнейшие университеты и институты расположены в Барнауле.

Мотивы выбора профессии.

Причины, побуждающие выбрать ту или иную профессию много, их можно разделить на внешние и внутренние. Внешние причины связаны с влиянием окружающей среды: мнением родителей, друзей, сверстников, желанием добиться внешнего успеха или страхом осуждения. За внутренние причины отвечаешь ты сам – их определяют твои способности, склонности, привычки и характер, и только они.

  1. Лидер списка мотивов - престиж профессии. Мотив неплохой, но едва ли при выборе профессии можно опираться только на него. Можно получить профессию, которая не принесет удовлетворения.

  2. Почетное второе место при выборе профессии занимает высокий заработок:

  3. Интерес к содержанию самой профессии, то есть внутренняя причина ее выбора, находится лишь на третьем месте, а жаль. Тот, для кого работа будет в радость, становится просто любимым делом, и работать будет более продуктивно и постоянно самосовершенствоваться. Как сказал Конфуций: «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни».

  4. Условия труда тоже играют свою роль в выборе той или иной профессии. Впрочем, переменив место работы, иногда можно существенно изменить и условия труда, - некоторые профессии это позволяют.

  5. Еще одна причина – доступность обучения. Одно дело – получать высшее образование в городе, который находиться рядом, где живешь, другое – ездить за тридевять земель. Но ставя во главу угла доступность обучения, ты существенно ограничиваешь список профессий.

С целью получения информации о мотивах профессионального выбора я провела анкетирование учащихся 10-11 классов. Чем же руководствовались сегодняшние выпускники и выпускники следующего года при выборе профессии?

10 класс:

Исходя из полученных данных, следует, что из 18 опрошенных десятиклассников 50% сказали, что они выбрали профессию, о которой мечтали. 8 человек выбрали востребованную профессию. А 1 человек выбрал высокооплачиваемую профессию.

11 класс:

Из 26 опрошенных одиннадцатиклассников востребованную профессию выбрали 17 человек, 10 человека выбрали профессию их мечты, а 5 высокооплачиваемые профессии.

Анализируя мотивы выбора профессии старшеклассников можно сделать вывод, что 6 человек выбрали высокооплачиваемую профессию, 19 - профессию своей мечты и востребованную на рынке труда профессию выбрали 25 учащихся.

Используя интернет ресурсы я составила рейтинг самых востребованных профессий в России, крае и райное.

Рейтинг самых востребованных профессий в стране.

Рейтинг самых востребованных профессий в крае.

Рейтинг самых востребованных профессий в районе.

  1. IT-специалист

  2. Инженер-проектировщик

  3. Педагог

  4. Юрист

  5. Медик

  6. Маркетолог

  7. Специалист по персоналу

  8. Профессиональный рабочий

  9. Специалист индустрии красоты

  10. Эколог

1)Врач

2)Рентгенолаборант

3) Инструктор по лечебной физкультуре

4) Инженер по контрольно-измерительным приборам и автоматике

5) Главный энергетик

6) Медицинская сестра

7)Инженер по качеству

8) Техник-технолог

9)Переводчик

10) Фельдшер

  1. Механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады на погр. – разгр. раб.

  2. Рабочий по уходу за животными

  3. Врач

  4. Водитель автомобиля

  5. Рабочий по благоустройству населенных пунктов

  6. Учитель

  7. Оператор машинного доения

  8. Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования

  9. Музыкальный руководитель

  10. Уборщик служебных и производственных помещений

Анализируя эти данные, я увидела, что только медицинские специальности входят в десятку самых востребованных профессий и в России и крае. Т.к мы живем в сельской местности, наиболее востребованы специальности , согласно данным КГКУ ЦЗН Волчихинского района на 16 марта 2015г в нашем районе оказались - механизаторы, рабочие по уходу за животными, операторы машинного доения, а так же врачи, учителя.

Какие же специальности выбрали учащиеся 10-11 классов нашей школы

Вывод:

Анализ ответов старшеклассников показал, в приоритете медицинские, экономические, гуманитарные специальности. Наиболее востребованные профессии: врачи, учителя, юрист, менеджер, инженер. По данным службы занятости, экономисты, юрисконсульты не могут найти работу. Таким образом спрос не соответствует предложению. 29% старшеклассников выбрали профессию без учета востребованности этой профессии на рынке труда.

Какую они ждут заработную плату от выбранной профессии?

А вот какие заработные платы предлагают работодатели нашего района

Наименование профессий

Вакансии

Заработанная плата

1

Механизатор (докер-механизатор) комплексной бригады на погр. – разгр. раб.

8

10 000

2

Рабочий по уходу за животными

4

9 000

3

Врач

4

32 500

4

Водитель автомобиля

3

8 750

5

Рабочий по благоустройству населенных пунктов

3

8 000

6

Учитель

3

14 000

7

Оператор машинного доения

2

9 000

8

Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования

2

5 965

9

Музыкальный руководитель

2

7 456

10

Уборщик служебных и производственных помещений

1

5 965

Мы видим не соответствие спроса и предложения оплаты труда.

В России самые доходные профессии связаны с бизнесом. На первом месте банкиры и финансисты. Так же много зарабатывают юристы, главные бухгалтера, руководители и управленцы высшего звена.

В заключении можно сделать выводы о профессиональном выборе наших старшеклассников

  1. В мире существует огромное количество профессий, они охватывают различные сферы человеческой деятельности, постоянно изменяются вместе с развитием общества, науки и техники. Поэтому выбор профессии – сложный выбор.

  2. 90% старшеклассников нашей школы определились с выбором будущей профессии

  3. 75% учащихся 10 – 11 классов испытывали трудности в профессиональном определении ; 25% выбрали профессию без особого труда

4. 75% осуществили выбор самостоятельно.

5.Для 93% старшеклассников будущая профессия требует высшего образования.

6.80% планируют обучаться в ВУЗах нашего края

7.17 ( 43%) одиннадцатиклассников при выборе профессии учли востребованность ее на рынке труда, 10(38%) выбрали профессию их мечты, а 5(19%) высокооплачиваемые профессии.

Гипотеза, выдвинутая мною в начале работы, «Учащиеся 10-11 классов осуществляют свой профессиональный выбор с учетом востребованости этой профессии на рынке труда» подтвердилась частично.

Рекомендации по выбору профессии.

В ходе исследовательской работы я пришла к выводу, что выбор будущей профессии дело серьезное и достаточно трудное.

Так что же, нужно учесть при выборе профессии?

Прежде всего, хорошенько обдумать, чего ты хочешь от профессии.

В какой сфере деятельности тебе было интересно работать, какой образ жизни ты планируешь вести, насколько важна для тебя высокая заработная плата.

И конечно, же обязательно учти свои способности. Не стоит мечтать о карьере программиста, имея тройку по алгебре.

Еще одна важная вещь – тесты на профориентацию. В таких тестах есть вопросы по множеству предметов. Они помогут тебе оценить твои интересы и черты характера, а иногда и уровень интеллекта. Тесты на профориентацию есть практически в любых сборниках, так что ты вполне можешь пройти их дома, но все же лучше это сделать во время консультации с психологом. Он поможет сделать наиболее верные выводы по полученным результатам теста и , в конечном итоге, определиться с выбором профессии.

Не плохо бы проанализировать, какие профессии сейчас пользуются особенным спросом у работодателей, а на какие спрос вырастет лет через пять, когда ты закончишь учебу. В первом лучший помощник – газеты и сайты, а во втором - прогнозы социологов, которые можно найти в интернете, и собственный здравый смысл.

Коротко формула правильного выбора профессии выражается тремя словами:

 «Хочу» - желания, интересы, склонности личности,

 «Могу» - человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности), возможность поступления.

«Надо» - потребности рынка труда, востребованность профессии в обществе.

Если выбранная профессия удовлетворяет всем этим требованиям, то это будет для вас наилучшим вариантом. Но если хотя бы одной составляющей не будет, то профессия не будет приносить удовлетворения.

Очень важно не забывать простые истины:

  1. Судьба не случайность, а предмет нашего собственного выбора;

  2. Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы;

  3. Истинное сокровище для людей – найти себя в труде.

  4. Счастливая, преуспевающая личность сегодня – это… профессионал.

  5. Умей выслушать мнение знающих людей (родителей, учителей и др), а решение о выборе своей профессии прими сам.

Данная исследовательская работа была представлена учащимся 10 классов, вызвала интерес и нашла положительные отзывы. Я планирую представить результаты моих исследований на родительском собрании для привлечения внимания родительской профессии к проблеме профессионального выбора их детей.

Приложения 1

Мнения одноклассников о моей работе

 «Я считаю эту исследовательскую работу познавательной, после ознакомления с ней я сделала для себя полезные выводы»

«Эта работа облегчила мой выбор профессии, я понял с чего нужно начать»

«Работа интересная. Помогает облегчить этот важный выбор в жизни»

«Название работы соответствует ее содержанию»

«понравилась работа. Очень удивился выбору заработной платы наших старшеклассников»

Источники информации:

1. Источник: http://www.uznayvse.ru/interesting-facts/samyie-redkie-professii.html

2. Источник: http://newsaltay.ru/index.php?dn=news&id=8311&to=art

3. http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/10/23/aktualnye-professii-zhiteley-moego-sela

4. http://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2011/08/29/konferentsiya-dlya-starsheklassnikov-ya-v-mire

5. Информация КГКУ ЦЗН Волчихинского района.

 

infourok.ru


Смотрите также

Регистрация на сайте

Пароль будет отправлен тебе на e-mail.

 

×