Воспитание агрессивных детей


Агрессивный ребенок: стратегии воспитания - Развитие ребенка

 

Многие родители беспокоятся что их ребенок агрессивный. Вообще агрессия — это нормальная особенность детского характера, пока она не выходит за пределы допустимого.

Когда ваш ребенок научится контролировать эти эмоции, агрессивность может стать положительным качеством и стать синонимом амбиций и цели. Это во многом зависит от отношения родителей и осуществление мер по исправлению положения.

В разные периоды жизни ребенка, агрессия проявляется по-разному.

  • Младенец отчаянно плачет, когда голоден, пока его не покормят.
  • Годовалый ребенок может стукнуть мать, если она ему это позволит.
  • Если у 2 – 3 годовалого ребенка кто-то заберет игрушку, он может кусаться.
  • В четыре года ребенок уже сдержанней, для начала поспорит с обидчиком.

Читайте также:

Почему ребенок жадничает

Как отучить ребенка грызть ногти

Как повысить самооценку ребенка

Так ребенок постепенно учится контролировать свою агрессию. Когда становиться старше, он понимает, что не имеет смысла обижать своих близких и агрессия проявляется в игре в войну, в солдат.

В играх существуют строгие правила, которые дети соблюдают и, таким образом, контролируют свою агрессию. В школе игры заменены на спортивные соревнования, дискуссии и конкурсы, проводятся мероприятия, требующие агрессивных инстинктов.

Ругань еще одна форма выражения агрессивных чувств. Некоторые дети с удовольствием шокируют взрослых матом и даже проклятьями. Видя невротическую реакцию родителей, они испытывают удовольствие, опьяненные своей храбростью.

Другая форма агрессии, когда ребенок периодически кусается. Укусы маленького ребенка у которого режутся зубы, безвредны, потому что это раздражает их десну. Бывает и ребята постарше время от времени укусят в порядке самообороны, здесь тоже нет ничего страшного.

Другой проблемой является ситуация, когда ребенок кусает систематически в каждом случае. Тогда вам необходимо рассмотреть, что беспокоит ребенка. Может быть дома слишком строги с ним или кто — то терроризирует. Или вылил свой гнев на других детей, потому что не может укусить своего младшего брата, который плачет постоянно. Некоторые стесняются общения с другими детьми и видят в них угрозу.

Во всех актах агрессии следует искать причину. В принципе, ребенок становится агрессивным, когда он испытывают неуверенность или, думает, что ему угрожает какая-либо опасность.

Слишком агрессивное поведение ребенка

  • ребенок настаивает на том что бы его желания исполнялись немедленно. Если этого не происходит бурно кричит и плачет,
  • не позволяет никому прикасаться к своим игрушкам и вещам,
  • обижает родителей и других детей, постоянно указывает на их недостатки. Использует не нормативную лексику,
  • он сам никогда не виноват,
  • демонстрационный ломает игрушки, которые не любит и бросает еду , которую не хочет,
  • главное слово в словаре «хочу»,
  • навязывает свое мнение и никакие разумные доводы не могут изменить его.

Что вы можете сделать против агрессии ребенка

Главные правила борьбы с детской агрессией:

  • настойчивость родителей,
  • дисциплина,
  • понимание своего ребенка.

Дети должны научиться искать позитивные пути решения спорных ситуаций. Родители могут и должны показать правильную модель поведения в семье и социальной среде.

Стратегии воспитания агрессивного ребенка

С раннего возраста дети должны научиться уважать других. Должны понять то что другие также имеют потребности и желания, как и они сами.

Поддержка ваших слов с соответствующим поведением по отношению к другим. Личный пример является лучшим учителем.

Всегда искать причину агрессии ребенка, чтобы найти источник и устранить ее.

Обратите внимание на окружающую среду – понаблюдайте что вызывает агрессию у ребенка.

Все дети, особенно агрессивные должны иметь оптимальный распорядок дня. Переутомленный ребенок становится нервным и агрессивным.

Реагируйте немедленно

Если вы заметили, что ребенок становиться агрессивным реагируйте немедленно. Не нужно ждать, когда он ударит своего брата в третий раз, чтобы сказать: «Хватит!». (Особенно если вы повторили это несколько раз за последний час). Лучше всего, когда вы ясно видите, что назревает что-то плохое, выведете ребенка из ситуации, пусть посидит в другом месте 3-4 минуты.

Независимо от того, как вы сердитесь, постарайтесь не кричать, не шлепать ребенка, такая реакция с вашей стороны покажет ему, что вербальная и физическая агрессия — это нормально, когда ты сердишься. Вместо этого, чтобы контролировать ребенка удалите его из ситуации.

Придерживайтесь этого плана насколько это возможно. Реагируйте на агрессивное поведение всегда одинаково.

Идея заключается в том, чтобы соединить поведение с последствиями и дать понять, что если ребенок кого-то ударит или укусит, то пропустит удовольствие.

Чем более предсказуемая ваша реакция («ну, ты снова ударил Диму — это значит снова тебе сидеть некоторое время, не играя»), тем быстрее вы будете строить шаблон, который ваш ребенок будет распознавать и ожидать.

Результатом будет то, что ребенок будет понимать, что если он будет вести себя плохо, то будет удален из игры — первый шаг в контроле за его поведением. Даже если вы в общественном месте придерживайтесь плана, большинство родителей поймут вашу ситуацию, многие проходили эти периоды.

Обсуждение

Позвольте ребенку успокоиться, а затем спокойно обсудите, что произошло. Спросите, что вызвало его гнев. Объясните, что это нормально злиться иногда.

Покажите ребенку другие способы высвободить свой гнев. Такие как пинать мяч, ударить по подушке, или просто высказать вслух свое чувство.

Объясните четко и ясно какое поведение вы ожидаете от своего ребенка. Не нужно вводит запрет «Не кусать», предпочтительнее: «когда ты укусишь, ты сделаешь больно, если ты что-то хочешь лучше скажи».

Список действий

Составьте список действий, которые могут отвлечь ребенка от негативной ситуации — любимая игрушка (которая всегда с вами), ходите «специальное» место на детской площадке, живопись (идеальный путь ребенка выражать свои эмоции без вреда для кого-нибудь).

Близость

Используйте близость к ребенку — когда вы чувствуете надвигающийся шторм, в вашем присутствии ребенок будет чувствовать себя в безопасности. Часто этого достаточно, чтобы успокоить страсти, особенно если причиной агрессии является чувство «угрозы». Когда вы заставляете ребенка что-то сделать, делайте это тактично, в спокойном тоне.

Контроль событий

Ваша роль заключается в контроле события, которые на данном этапе отсутствуют в вашем ребенке. Со временем он будет в состоянии выполнить эту проверку.

Когда ваш ребенок находится среди других детей, не упускайте его из виду. Ваша функция будет такой же, как у рефери в футбольном матче — вмешиваться, когда кто-то нарушил правила.

Ответственность

Если агрессивный ребенок наносит ущерб чьей-то собственности, вы можете помочь ему возместить ущерб. Он может склеить сломанную игрушку, к примеру, или принести печенье или кубики, которые швырнул в гневе.

Не обрамляйте это как наказание, а как естественное следствие вопиющего акта — каждый должен сделать если что — то сломал. Также убедитесь, что ваш ребенок знает, что должен сказать «извините».

Награда за хорошее поведение. Вместо того что бы обращать внимание на ребенка только тогда, когда он едет себя плохо, постарайтесь замечать, что он отдает игрушку если его, попросили, или отдает качели ожидающему ребенку.

Покажите ему, что самоконтроль и мирное разрешение конфликтов являются более полезным результатом. Придумайте специальный календарь на двери холодильника или на стене в детской и наградите ребенка красочным стикером, когда вы были довольные его поведением.

Всегда оценивайте хотя и небольшой прогресс «Я видел, что ты был раздражен, и это было замечательно, что удалось остановить свой гнев».

Гнев является неотъемлемой частью человека. Небольшие очаги в младенчестве нормальны. Но если что-то не работает, помогите ребенку. Он просто не может освоить свои чувства, не может выразить свой гнев словами.

razvitie-rebenka24.ru

Рекомендации родителям по воспитанию агрессивного ребенка

Агрессивный ребенок – какой он?

Признаки агрессивности:

– по темпераменту ребенок: вспыльчив, непокорен, непредсказуем;

– по характеру: самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам окружающих, дерзок, проявляет негативизм.

Причины.

 Нарушения эмоционально-волевой сферы:

– неумение ребенка управлять своим поведением;

– недостаточное усвоение ребенком общественных норм поведения, общения.

 Неблагополучная семейная обстановка:

– отчуждение, постоянные ссоры, стрессы;

– нет единства требований к ребенку;

– ребенку предъявляются слишком суровые или слабые требования;

– физические (особенно жестокие) наказания;

– асоциальное поведение родителей;

– плохие жилищно-бытовые условия, материальные затруднения;

 Трудности обучения.

 Психологический климат в дошкольном учреждении.

Рекомендации родителям по воспитанию агрессивного ребенка.

 Упорядочьте систему требований, следите за своими поступками, показывая ребенку личный (положительный) пример.

 Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.

 Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.

 Давайте ребенку понять, что вы его любите таким, какой он есть.

 Направьте его энергию в положительное русло (например, спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (восточные единоборства, бокс, ушу), рисование, пение).

 Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.

 Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.

 Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.

 На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».

 Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.

 Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!».

 Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым.

 В том случае, если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. Можно предложить ему следующие игры: подраться с подушкой; рвать бумагу; используя «стаканчик для криков», высказать свои отрицательные эмоции; поколотить стул надувным молотком; громко спеть любимую песню; налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом; пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору; покидать мяч об стену; устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».

 Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановите занесенную для удара руку, окрикните ребенка.

Учите ребенка выражать свои негативные эмоции в социально приемлемой форме. На первом этапе предложите ребенку переносить свой гнев с живого объекта на неживой (Например: «Если ты хочешь ударить, бей лучше не меня, а стул»), а затем научите ребенка выражать свои чувства, переживания в словесной форме.

Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением.

Можно выделить несколько шагов по преодолению агрессивного поведения у ребенка.

1 ш а г – стимуляция гуманных чувств:

– стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости, вины за агрессивное поведение;

– учите его не сваливать свою вину на других;

– развивайте у ребенка чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослым и живому миру.

Например:

 « Миша, неужели тебе не жалко других детей?»

 « Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет».

 Спросите у ребенка, почему плачет обиженный ребенок.

 Предложите помириться с обиженным ребенком («Мирись, мирись и больше не дерись…»)

2 ш а г – ориентация на эмоциональное состояние другого.

Стремитесь обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся.

Например:

 «Ты сейчас чувствуешь себя победителем?», «Кому сейчас плохо, как ты думаешь?»

 Если агрессивный ребенок стал свидетелем того, как обидели Лену, то взрослый предлагает ему: «Давай пожалеем Лену!»

 «Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или еще кому-то?», «Тебе сейчас грустно?», «Ты злишься?», «Ты чувствуешь усталость и ни с кем не хочешь разговаривать?».

3 ш а г – осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния:

– помогите агрессивному ребёнку адекватно оценивать эмоциональное состояние ребёнка-жертвы, а не только собственное;

– постарайтесь понять характер агрессивности – защитный или более похожий на жестокость без сочувствия к обиженным;

– стимулируйте осознание особенностей вспыльчивого и неуверенного поведения детьми;

– стремитесь поставить агрессивного ребёнка на место ребёнка-жертвы;

– чаще разговаривайте с агрессивным ребёнком о палитре его собственных эмоциональных состояний;

– чаще спрашивайте у него о вариантах выхода из конфликтной ситуации;

– объясняйте, какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться;

– расскажите, что такое вспышка гнева и что означает «контролировать» собственную агрессию, и зачем это необходимо делать.

– спрашивайте у ребенка, в каких случаях он чаще всего становится сердитым, теряет над собой контроль;

– объясните ребенку, зачем необходимо и что означает «контролировать» собственную агрессию.

infourok.ru

Агрессия детей — норма или отклонение?

Дети, у которых агрессивность развилась на фундаменте тревоги, требуют особого внимания. Ведь эта тревога – тайна для них самих, они сопротивляются ее осознанию и потому отвергают, не могут принять направленную на такое осознание помощь окружающих.

А неприязнь, которую вызывает у этих окружающих агрессивность подростка, подкрепляет внутреннюю убежденность «агрессора» в том, что путь к нормальной жизни для него закрыт. Как это ни трудно, тревожно-агрессивному ребенку надо протянуть руку помощи. Ни в коем случае нельзя за агрессивность платить той же монетой. Можно выразить недовольство, обиду, удивление, но максимум усилий нужно приложить к тому, чтобы повысить самооценку такого ребенка. (В. Кочубей, Е. Новикова. «Снимем маску с тревоги»)

Беседа с детским психологом Т.Г. Клещуновой в эфире радиостанции «Град Петров»

Л. Зотова: Агрессия детей и подростков. Тамара Григорьевна, что Вы можете сказать об агрессивном поведении наших детей? Расскажите, пожалуйста, о причинах агрессии, в чем она может проявляться, и как нам, родителям, вести себя, чтобы не усложнять эту проблему.

Т.Г. Клещунова: Понятие «агрессия» имеет очень широкое значение и не сводится к акту физического насилия одного человека над другим. Это понятие означает атакующую направленность нашей энергии против чего-либо. Это может быть любое препятствие, любая задача. Мы, преодолевая это препятствие, решаем определенную задачу, делаем акцент на сосредоточенно-направленной энергии. Вот это как раз и есть целесообразная форма агрессии, без которой просто невозможно жить, невозможен прогресс – все обозначается словами: «засучить рукава», «броситься в бой с трудностями» и т.п.

Мы, специалисты, различаем три вида агрессии. Ранее уже говорилось, что очень часто тревожность трансформируется в агрессию. Когда человек наполнен тревогой, страхом, он стремится к единственному желанию: защитить себя от этого страха, по принципу «чтобы я не боялся – пусть боятся меня». И он начинает проявлять агрессию по отношению к другим людям. Эта форма агрессии очень распространена среди детей. Но еще существует и цивилизованная форма агрессии. К ней относятся всевозможные способы соревнований, состязаний. Чаще всего мальчики, мужественные по своей натуре, бывают агрессивны. И если мы их энергию не направим в конструктивное русло – в спорт, вообще в движение – то, естественно, от желания как-то разрядиться он будет пинать не мяч, а, например, своего одноклассника. И часто он делает это не со зла, а потому что ему нужно выпустить эту энергию.

Но есть еще одна очень тяжелая форма, которая называется деструктивной формой агрессии. Источник такой агрессии – очень глубокий, скрытый. Он гораздо серьезнее в социально-психологическом смысле. Это результат эмоциональной, социальной неудовлетворенности ребенка в детстве. По какой-то причине ребенок получил мало любви, значит – мало положительных эмоций. Более того, он рос в одиночестве, потребности его не удовлетворялись. А закон жизни таков: человеческий организм требует определенное количество каких-то стимулов, простых и сложных. У ребенка в свое время не хватало даже самых простых стимулов, не удовлетворялись его самые естественные потребности: хочет есть – не накормят, плачет – его не утешит никто. И он, ребенок, начинает компенсировать неудовлетворенность в эмоциональном голоде эрзацем на низком уровне. Ему, например, доставляет удовольствие мучить кошек. А потом и более слабых младших ребят. Это может проявляться и в обжорстве, и в замкнутости на себе, иногда в причинении боли самому себе. Все это идет на уровне пассивно-агрессивного поведения. Это наиболее страшное поведение ребенка. Когда он проявляет вербальную или физическую агрессию – обзывается, ябедничает, когда он кого-то колотит или ломает стулья, игрушки, мы говорим, что это все-таки не так страшно, как пассивно-агрессивное поведение. Сосредотачиваясь на себе, он накапливает дурную отрицательную энергию в своем внутреннем резервуаре, который рано или поздно взорвется. И тогда уж многие беды будут видны, и, кстати сказать, с такими детьми работать значительно сложнее.

Что же такое получается? Почему ребенок становится агрессивный? Почему он в гневе может кричать? Особенно это беспокоит верующих людей, мы ведь знаем, что гнев – это страшный грех. И, конечно, мы стараемся сделать все, чтобы ребенок не гневался, то есть мы запрещаем ему это делать. Но ведь задача при этом не решается; и ребенок переводит этот гнев на внутренний уровень – на себя. И, естественно, все заканчивается очень плачевно. Повторяю, внутренний резервуар может переполниться, и ребенок в более старшем, подростковом возрасте в компании себе подобных может участвовать в каких-то переделках. Вот я знаю случай, когда ребята забили одного старика после того, как он сделал им справедливое замечание. Они еще были в состоянии алкогольного опьянения и, не помня себя, в аффективном экстазе, забили этого старика.

Почему такое происходит? Во-первых, не были удовлетворены основные потребности ребенка в детстве: не долюбили, не докормили, не доласкали. И те дети, которые растут в подобных суровых условиях, когда их маменька такая вот холодная, не ласкает своего ребенка, вот они обязательно вырастут агрессивными. Но ведь не только такие дети! Оказывается, и об этом говорит статистика, дети, которых перелюбили, тоже становятся агрессивными. В чем тут дело. Если ребенку разрешено все, если его любят и этой любовью, что называется, утопили, то он и не старается быть лучше. Чтобы завоевать любовь матери или бабушки, ему не надо вести себя соответствующим образом, чтобы получить порцию похвалы, любви. Он ведет себя в буквальном смысле разнузданно. Есть даже такое понятие – маленькие тираны. И ведут себя так они потому, что любые ограничения воспринимаются ими, как ограничения основных потребностей. Что хочу, то и делаю. Кроме того, такие дети ведь тоже тревожны. Если ребенку разрешено все, то на подсознательном уровне он думает, что родителям вообще безразлично, каким он вырастет, как он себя чувствует, раз они так попустительски себя ведут. И в правонарушения часто уходят ребята как агрессивно-недолюбленные, так и те, которым позволяли делать, что хочешь.

Каким образом вернуть ребенка «на круги своя», когда он ведет себя агрессивно?

Прежде, чем ответить, я хочу остановиться на пуританской позиции некоторых родителей и воспитателей детских садов, а именно: ими начисто отвергаются любые агрессивные действия ребенка. Подобное поведение детей они обязательно отождествляют с насилием. Бегает он с палочкой, стреляет – нельзя, иначе вырастет агрессивным! Опасность такой позиции в том, что ребятишки довольно быстро чувствуют свою ущербность. Ведь их радость от агрессивных действий объявляется патологией. Дети уже не могут свободно играть и чувствуют, что их как бы поймали с поличным, они делают что-то не то, совесть у них не чиста. В результате детские эмоции не вылились в определенные действия: ребята не набегались, не настрелялись понарошку. Воспитатели, стремясь к недостижимой утопии вырастить детей таким способом уравновешенными, дружелюбными, сильно ошибаются. Происходит уход агрессии в неконтро

azbyka.ru

Как воспитывать агрессивного ребенка | Очаровашка

Как быть, если малыш всё ломает, обижает других детей, издевается над кошкой? Некоторые родители хватаются за ремень или ставят ребёнка в угол, другие пытаются объяснить, что такое поведение недопустимо, а третьи — задобрить малыша, потакая его капризам. Как правильно вести себя с агрессивным ребёнком?

И в кого ты такой…

Все родители маленьких злюк постоянно задаются вопросом: ну почему он такой? Почему, когда другие дети спокойно играют в песочнице, наш ребёнок ломает игрушки, дерётся, обижает других? Специалисты нашли несколько объяснений такому поведению.

Биологические причины. Агрессия, как и многие другие черты характера, передаётся по наследству. Учёные открыли ген, отвечающий за склонность к агрессии и насилию. Интересно, что наследование не всегда происходит по прямой, от отца к сыну. Генетическая модель поведения может передаваться от бабушки, дедушки и даже прадедушки. Вместе с тем «гены плохого поведения» активизируются только в том случае, если воспитанием ребёнка пренебрегают, либо его в семье наказывают и оскорбляют

Копирование поведения родителей. Агрессивный ребёнок может вырасти в семье с агрессивными родителями, но не потому, что это передаётся генетически, а потому, что родители не умеют справляться со своей агрессией. «Ещё раз услышу плохие слова — будешь стоять в углу!», «Узнаю, что дерёшься, накажу ремнём!» — рассерженные плохим поведением своего чада, мы не следим за своими словами. Зато за ними следит ребёнок. Он приходит к выводу, что физическая агрессия — средство воздействия на людей и контроля над ними, и будет прибегать к нему при общении с другими детьми. Поэтому, чтобы ваши дети не были драчунами и забияками, контролируйте собственные агрессивные импульсы. Иногда, даже не ругаясь, можно сбить с толку ребёнка, и он не будет понимать, что хорошо, а что плохо. Например, взрослые сначала говорят, что драться нельзя, а потом, если ребёнка кто-то обидит: «Эх ты, почему не дал сдачи!» Или малыш видит, как герой фильма убил всех «плохих», его все любят и восхищаются. Так ребёнок для себя усваивает: без агрессии в жизни не обойтись

Напрасное ожидание. Всем нам знакомо состояние, когда мы чего-то очень хотим, но не получаем. Хотели поехать на море, но отпуск не дали, мечтали получить в подарок кольцо, а стали обладательницей сковородки. Неудовлетворённость желаний бывает в любом возрасте, в том числе и в детском. Хотели куклу или машинку, а мама не купила, желали провести выходные с папой, а его вызвали на работу. Не получив желаемого, ребёнок злится и расстраивается, и гнев его будет таким же сильным, как наш. Часто агрессивными поступками чадо пытается получить от родителей желаемое. Если вы уступите ребёнку, такое поведение надолго станет для него нормой.

Внутренний дискомфорт. Капризы, истерики, драки не всегда говорят о том, что ребёнок «работает на публику», делает вам назло. Просто ему может быть плохо и неуютно, а толком объяснить свой дискомфорт он не может, особенно это касается маленьких детей. Они могут злиться, испытывая боль в животике, усталость, чувство голода

Равнодушие и осуждение взрослых. Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей вселяет в душу ребёнка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» — неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. Часто, когда ребёнок проявляет агрессию, мы говорим: «Перестань, а то отдам тебя чужой тёте» или «Я от тебя уйду». Или: «Посмотри, какой Алёша хороший, он такой вежливый!» У этой фразы многоликий подтекст: «Ты не такой, как все», «Ты плохой» и даже «Ты нам такой не нужен». Малышу важно знать, что его любят безусловно, независимо от поступков. Критиковать надо поведение ребёнка, а не его самого.

 

Учимся управлять гневом

Перестаньте переживать, что у вас «не такой» ребенок. Все дети время от времени дерутся, закатывают истерики, ведь они еще не умеют контролировать свой гнев. Не нужно наказывать ребенка ремнем за такие вспышки – это вызовет лишь большую агрессию. А вот другие методы будут более эффективны.

Ребёнок просит вас поиграть с ним, уделить ему внимание, а вы в данный момент не можете

Не отмахивайтесь от малыша, тем более не раздражайтесь на него за назойливость. Лучше покажите, что вы понимаете его просьбу, и объясните, почему в данный момент её выполнить не можете: «Ты хочешь, чтобы я почитала тебе книжку? Малыш, мама тебя очень любит, но я устала на работе. Пожалуйста, поиграй сегодня один».

Ребёнок злится, кричит, бросается на вас с кулаками

Обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, и тогда поговорите с ним о его чувствах: не читайте нравоучений, а дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо. Постепенно ребёнок усвоит сдерживающую способность и сможет сделать её внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам.

Ваш малыш отобрал лопатку (мячик) у девочки, тихо играющей в песочнице

Покажите ребёнку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните, что даже если вначале он и достигнет своего, отняв у другого ребёнка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в одиночестве.

Ваш ребёнок без видимой причины ударил пришедшего в гости соседского мальчика (девочку)

Подойдите к обиженному и скажите: «Андрей не хотел обидеть тебя». Обнимите его, поцелуйте и проводите из комнаты. Таким образом вы перенесете все внимание на его товарища по играм. Внезапно ваш ребёнок заметит, что веселье кончилось и он остался в одиночестве. Обычно требуется повторить это 2-3 раза — и драчун поймёт, что агрессивность не в его интересах.

В вашей семье пополнение, и старший ребёнок ревнует вас к малютке, злится

Первенец считает, что братик или сестрёнка выталкивает его из уюта родительской любви. Разделите внимание и ласку между детьми, иначе у старшего может развиться ощущение одиночества, которое нередко остаётся на всю жизнь. Старайтесь сохранять привычный ход вещей в доме для старшего ребёнка, не лишайте его законных прогулок, традиций почитать любимую книжку перед сном. Находите время каждый день оставаться с ним наедине, чтобы узнать, как у него дела, что его беспокоит. Показывая старшему его значимость, попросите помочь ухаживать за малышом: подать полотенце во время купания, принести присыпку. Но помните: он тоже ещё маленький и нуждается в заботе, в своём личном пространстве и времени.

 

Палочка-выручалочка

Учите ребёнка избавляться от гнева цивилизованными способами. В семье должны быть чёткие правила и одинаковые требования к ребёнку у всех окружающих взрослых. Тогда у него будет меньше шансов манипулировать своей агрессивностью: «Мама плохая, потому что не даёт смотреть телевизор, а папа хороший, потому что разрешает». Будьте последовательны: не стоит один и тот же поступок ребёнка оценивать по-разному в зависимости от своего настроения.

Если ребёнок ведёт себя агрессивно, покажите ему, что вам не нравится его поведение и вы вправе за это лишить его прогулки с друзьями или просмотра мультиков. Объясняйте мягко и твёрдо: любое действие влечёт за собой последствия, пусть малыш знает об этом. Наказание должно следовать сразу за проступком, а не откладываться на неопределённое время: «В следующее воскресенье мы пойдём в зоопарк, а тебя не возьмём». Ребёнок забудет о случившемся, посчитает наказание несправедливым. Отмечайте похвалой любое достижение ребёнка: помог сестрёнке, послушался дедушку, сделал что-то хорошее.

Активному ребёнку создайте условия, позволяющие удовлетворять потребность в движении: отдайте в спортивную секцию или устройте спортивный уголок дома.

Когда вы видите, что малыш разозлился, предложите ему остаться одному в комнате и написать на листике всё, что у него накопилось, а потом порвать бумажку. Можно предложить нарисовать свой гнев — постепенно ребёнок увлечётся и успокоится. Заведите «сердитую подушку» для снятия стресса: если малыш чувствует раздражение, он может поколотить её, и гнев пройдёт.

Если чувствуете, что не справляетесь с ребёнком, испытываете страх и бессилие перед его агрессивными вспышками, сами срываетесь и кричите, а потом испытываете чувство вины, обратитесь к детскому психологу — он поможет разобраться в ситуации.

Похожее

lady-sweety.ru

Агрессивное поведение детей - причины, симптомы, диагностика и лечение

Агрессивное поведение детей – вербальная и физическая активность, направленная на причинение вреда собственному здоровью, людям, животным, внешним объектам. Основано на негативных эмоциях, желании навредить. Проявляется непослушанием, раздражительностью, жестокостью, оскорблениями, клеветой, угрозами, отказами от общения, актами насилия (укусами, ударами). Диагностируется врачом-психиатром, психологом. Исследование проводится методом беседы, наблюдения, используются анкеты, опросники, проективные тесты. Лечение включает групповую, индивидуальную психотерапию – обучение способам контроля эмоций, безопасному выражению злости.

Общие сведения

Агрессивное поведение выявляется у детей всех возрастов. Первично служит способом выражения негативных эмоций – раздражения, гнева, злости. Наблюдая результат такого поведения, ребенок оценивает его полезность. Вторично он демонстрирует агрессию с определенной целью – заполучить игрушки, еду, привлечь внимание родителей, доказать силу, значимость, подчинить окружающих. Чем чаще достигается желаемое, тем прочнее закрепляется агрессивность в поведении, становясь качеством характера. Распространенность данного феномена определить затруднительно, поскольку каждый ребенок в течение жизни проявляет агрессию. У мальчиков она возникает раньше, носит открытый характер. У девочек проявляется косвенно.

Агрессивное поведение детей

Причины

Причины агрессии разнообразны – накопившееся эмоциональное напряжение, неумение выражать словами обиду, недостаток внимания взрослых, желание получить чужую игрушку, показать силу сверстникам. Часто дети причиняют вред окружающим или себе, потому что чувствуют беспомощность, грусть, обиду, но не могут разобраться в собственном состоянии, не владеют коммуникативными навыками для разрешения проблемы. Выделяют следующие группы причин агрессивности:

  • Семейные отношения. Формированию агрессии способствует демонстрация жестокости, насилия, неуважения, частые конфликты в семье, безразличие родителей. Ребенок копирует поведение матери, отца – спорит, провоцирует драки, открыто проявляет гнев, непослушание с целью привлечения внимания.
  • Личностные особенности. Неустойчивость эмоционального состояния проявляется озлобленностью, раздражением. Через агрессию выражается страх, усталость, плохое самочувствие, компенсируется чувство вины, заниженная самооценка.
  • Особенности нервной системы. К агрессии склонны дети с неуравновешенным слабым типом ЦНС. Они хуже переносят нагрузки, менее устойчивы к воздействию физического и психологического дискомфорта.
  • Социально-биологические факторы. Выраженность агрессивности определяется полом ребенка, ролевыми ожиданиями, социальным положением. Мальчикам нередко внушается мысль, что мужчина должен уметь драться, «давать сдачи».
  • Ситуационные факторы. Эмоциональная лабильность детского возраста проявляется вспышками раздражения, гневливости при случайном воздействии внешних неблагоприятных событий. Спровоцировать ребенка может плохая школьная оценка, необходимость выполнять домашние задания, физический дискомфорт, вызванный голодом, утомительной поездкой.

Патогенез

Физиологической основой агрессивности детей является дисбаланс процессов возбуждения-торможения ЦНС, функциональная незрелость отдельных структур головного мозга, отвечающих за контроль эмоций, поведения. При воздействии раздражителя преобладает возбуждение, «запаздывает» процесс торможения. Психологическая база детской агрессивности – низкая способность к саморегуляции, отсутствие развитых навыков общения, зависимость от взрослых, неустойчивая самооценка. Детская агрессия – способ снятия напряжения при эмоциональных, умственных нагрузках, плохом самочувствии. Целенаправленное агрессивное поведение ориентировано на получение желаемого, защиту собственных интересов.

Классификация

Разработано множество классификаций агрессивного поведения. По направленности действий различают гетероагрессию – причинение ущерба окружающим, и аутоагрессию – нанесение вреда себе. По этиологическому признаку выделяют реактивную агрессию, возникающую как реакция на внешние факторы, и спонтанную, мотивируемую внутренними импульсами. Практическое значение имеет классификация по форме проявления:

  • Экспрессивная агрессия. Методы демонстрации – интонация, мимика, жесты, позы. Диагностически сложный вариант. Агрессивные акты не осознаются либо отрицаются ребенком.
  • Вербальная агрессия. Реализуется посредством слов – оскорблений, угроз, ругани. Наиболее распространенный вариант среди девочек-школьниц.
  • Физическая агрессия. Ущерб наносится с применением физической силы. Данная форма распространена среди детей раннего возраста, школьников (мальчиков).

Симптомы

Базовые проявления агрессии наблюдаются у младенцев до года. У малышей 1-3 лет конфликты возникают из-за присвоения игрушек, других личных вещей. Дети кусаются, толкаются, дерутся, кидаются предметами, плюются, кричат. Попытки родителей пресечь реакции ребенка наказаниями усугубляют ситуацию. У дошкольников физическое выражение агрессии наблюдается реже, поскольку активно развивается речь, осваивается ее коммуникативная функция.

Нарастает потребность в общении, но продуктивному взаимодействию препятствует эгоцентричность, неумение принимать чужую точку зрения, объективно оценивать ситуацию взаимодействия. Возникают недопонимания, обиды, порождающие вербальную агрессию – ругань, оскорбления, угрозы. Младшие школьники имеют базовый уровень самоконтроля, способны подавлять агрессию как способ выражения обиды, неудовольствия, страха.

Вместе с тем, они активно используют ее для защиты интересов, отстаивания точки зрения. Начинают определяться гендерные особенности агрессивности. Мальчики действуют открыто, применяют физическую силу – дерутся, ставят подножки, «щелкают» по лбу. Девочки выбирают косвенные и вербальные способы – насмешки, присвоение прозвищ, сплетни, игнорирование, молчание. У представителей обоих полов определяются признаки заниженной самооценки, депрессии.

В подростковом возрасте агрессивность возникает как результат гормональной перестройки и сопутствующей этому периоду эмоциональной лабильности, усложнения социальных контактов. Возникает потребность доказывать свою значимость, силу, востребованность. Агрессия либо подавляется, заменяется продуктивными видами деятельности, либо принимает крайние формы – юноши и девушки дерутся, наносят соперникам увечья, совершают попытки суицида.

Осложнения

Частая агрессивность, подкрепляемая воспитанием, неблагополучной семейной обстановкой закрепляется в качествах личности ребенка. К подростковому возрасту формируются характерологические черты на основе гнева, озлобленности, обиды. Развиваются акцентуации, психопатии – личностные расстройства с преобладанием агрессии. Возрастает риск социальной дезадаптации, девиантного поведения, правонарушений. При аутоагрессии дети наносят вред себе, предпринимают попытки самоубийства.

Диагностика

Диагностика агрессивного поведения детей актуальна при чрезмерной частоте, выраженности проявлений. Решение обратиться к врачу-психиатру, психологу формируется у родителей самостоятельно или после рекомендации педагогов. Основой диагностического процесса является клиническая беседа. Врач выслушивает жалобы, выясняет анамнез, дополнительно изучает характеристики из детского сада, школы. Объективное исследование включает применение специальных психодиагностических методов:

  • Анкеты, наблюдение. Родителям, педагогам предлагается ответить на ряд вопросов/утверждений об особенностях поведения ребенка. Наблюдение проводится по схеме, включающей ряд критериев. Результаты позволяют установить форму агрессии, ее выраженность, причины.
  • Личностные опросники. Применяются для обследования подростков. Выявляют наличие агрессивности в общей структуре личности, способы ее компенсации. Распространенные методики – опросник Леонгарда-Шмишека, патохарактерологический диагностический опросник (Личко).
  • Рисуночные тесты. По особенностям рисунков определяется выраженность симптомов, причины, неосознаваемые эмоции. Используются тесты Несуществующее животное, Кактус, Человек.
  • Интерпретационные тесты. Относятся к проективным методам, выявляют неосознаваемые, скрываемые переживания ребенка. Обследование проводится с помощью Теста фрустрационных реакций Розенцвейга, Hand-теста (теста руки).

Лечение агрессивного поведения детей

При выраженной агрессии требуется коррекция методами психотерапии. Применение медикаментов обосновано, когда гнев, импульсивность, озлобленность являются симптомами психического расстройства (психопатии, острого психоза). Вылечить агрессивность навсегда невозможно, она будет возникать у ребенка в определенных жизненных ситуациях. Задача психологов, психотерапевтов – помочь разрешить личностные проблемы, обучить адекватным способам выражения чувств, разрешения конфликтных ситуаций. К распространенным методам коррекции относятся:

  • Игровые упражнения. Представлены экспресс-методами безопасного выражения агрессии. Ребенку предлагается выплеснуть гнев, раздражение, злость без вреда для окружающих. Используются игры с мячом, сыпучими материалами, водой, «листками гнева».
  • Тренинги коммуникации. Групповая работа позволяет ребенку выработать эффективные стратегии общения, способы выражения эмоций, отстаивания своей позиции без ущерба для других. Дети получают обратную связь (реакцию участников), анализируют успехи, ошибки с психотерапевтом.
  • Релаксационные занятия. Направлены на уменьшение тревожности, эмоциональной напряженности – факторов, увеличивающих риск вспышек агрессивности. Дети обучаются восстанавливать глубокое дыхание, достигать мышечного расслабления, переключать внимание.

Прогноз и профилактика

Агрессивное поведение детей успешно корректируется при совместных усилиях родителей, педагогов, психологов. Прогноз в большинстве случаев благоприятный. Чтобы предупредить закрепление агрессии как предпочтительного способа взаимодействия, необходимо придерживаться гармоничного стиля воспитания, демонстрировать способы улаживания конфликтов мирным путем, относиться к ребенку с уважением, позволять проявления гнева в безопасной форме. Не стоит акцентировать внимание на незначительных агрессивных поступках. Обсуждая проявления агрессивности, важно говорить о действиях, но не о личностных качествах («ты поступил жестоко», а не «ты жестокий»).

www.krasotaimedicina.ru

Агрессия у детей - причины, признаки, как справиться с агрессией

Агрессия у детей выступает проявлением негативной реакции на поступки и действия окружающих, которые пришлись им не по нраву. Агрессивная реакция представляет собой выражение гнева, а также негодования в словесной форме или в форме физического воздействия. При подкреплении агрессии у детей ошибками в воспитании, она переходит в агрессивность, как черту характера. Проявления негативных реакций зачастую настораживают родителей, и они задаются вопросом: «как убрать агрессию у ребенка?».

Причина агрессии у детей

К основным причинам, способствующим появлению агрессии относят:

- соматические заболевания, нарушения работы головного мозга;

- проблемы в отношении внутри семьи: ссоры, конфликты между отцом и матерью, выражающиеся в равнодушии, отсутствии совместных интересов;

- непосредственно агрессивное поведение родителей не только дома, а и в социуме;

- равнодушие родителей к делам, а также интересам малыша, его статусу, успешности;

- сильная эмоциональная привязанность к одному из родителей, при этом второй родитель выступает объектом агрессии;

- отсутствие единства в воспитании, а также его непоследовательность;

- неспособность малыша контролировать свои поступки, низкая самооценка;

- недостаточное развитие интеллекта;

- высокая степень возбудимости;

- отсутствие способности строить отношения в социуме;

- жестокие компьютерные игры, насилие с экранов телевидения.

Причина агрессивности кроется и в физических наказаниях со стороны родителей, а также когда детям уделяют мало внимания и они стараются отвоевать его с помощью агрессивных реакций.

Признаки агрессии у детей

Проявление агрессии выражается в таких поступках: обзывание сверстников, отбирание игрушек, желание ударить другого сверстника. Агрессивные дети зачастую провоцируют других сверстников на драки, тем самым выводят взрослых из состояния душевного равновесия. Агрессивные дети обычно «ершистые», что вызывает сложность в общении и правильного подхода к ним.

Признаки агрессии у детей: мстительность, отказ соблюдать правила, непризнание своих ошибок, вспышки гнева на действия окружающих, драчливость, замахивание на близких, плевки, щипание, употребление бранных слов.

Агрессия у детей способна быть скрытой, если родители подавляют ее, выбирая для этого неверные методы.

Откуда агрессия у ребенка?

Агрессия у детей почти всегда появляется по внешним причинам: отсутствие желаемого, семейное неблагополучие, лишение чего-то, экспериментирование своего поведения на взрослых.

Агрессия у детей 2 лет проявляется в укусах взрослого или сверстника. Эти укусы являются способом познания всего окружающего мира. Двухлетки прибегают к укусам при невозможности быстро добиться своей цели.

Укус - это попытка утверждения своих прав, а также выражение своих переживаний, неудач. Некоторые двухлетние дети кусают при любой угрозе для самозащиты. Отдельные малыши кусаются для того, чтобы демонстрировать свою силу. Именно так делают малыши, стремящиеся к власти над другими. Иногда укусы вызываются и неврологическими причинами.

Когда вы осознаете, чем было спровоцировано негативное поведение малыша, вам сразу станет понятно, как научить его справляться с собой в критической ситуации. Важно помнить, что малыши всему учатся на примерах своих родителей.

Агрессия мамы очень сильно отражается на ребенке. Малыш очень быстро усваивает такое поведение мамы, а жестокое поведение может послужить предпосылкой к неврозам. Важно усвоить, что поведение малыша - это полное зеркальное отражением того, что он видит в семье.

Агрессия у детей 3 лет возникает из-за игрушек. Дети кусаются, плюются, толкаются, бросают различные предметы, бьют других, истерят.

Родительская попытка снять напряжение силой, приводит к неудачам, и следующий раз малыш будет действовать еще более агрессивно. В этом случае родителям необходимо просто переключить внимание малыша на другое занятие или убрать провоцирующий фактор.

Агрессия у детей 4 лет несколько снижается, малыши начинают вербально выражать свои желания, однако эгоцентризм не позволяет принимать чужую точку зрения. Для малышей идет восприятие так: или все плохое или хорошее. Детям не свойственно планировать, обдумывать, они нуждаются в четких руководствах, инструкциях: что и как именно делать. Малыши 4 лет не понимают после просмотра телевизора, где реальность, а где фантазия, они не могут правильно понять желания других, присоединившихся к их играм. Их восприятие такое: на мою территорию вторглись. Поэтому им сложно объяснить, что другие детки миролюбивы.

Агрессия у ребенка 5 лет проявляется через физическую агрессивность у мальчиков, а у девочек чаще через вербальное нападение (прозвища, молчание, игнорирование), однако могут прибегать и к агрессивной форме защиты своих интересов.

Агрессия у ребенка 6-7 лет проявляется во всех вышеперечисленных, проявлениях, а также стрессовом напряжении, мести. Причиной служит асоциальная среда, недостаток любви, заброшенность малыша, но, несмотря на это, дети начинают уже проявлять самоконтроль, чтобы не выражать свою обиду, страх, неудовольствие и это происходит через агрессивное поведение.

Лечение агрессии у детей

Бывает, что немотивированные приступы агрессивности спровоцированы атмосферой потворства, когда малыши никогда не знают отказа, всего добиваются истериками, криками. В этом случае следует быть терпеливыми, поскольку, чем запущеннее проблема, тем тяжелее проводить коррекцию по устранению немотивированных агрессивных приступов. Не следует ждать, что вот чадо подрастет и изменится. Обязательное правило в общении с малышом - это постоянство требований взрослых в любых ситуациях, особенно при появлении агрессии.

Что делать, если ребенок проявляет агрессию? Зачастую агрессивное поведение - это реакция на отсутствие внимания, и таким образом малыш стремится заинтересовать окружающих личной персоной. Малыш быстро извлекает урок, что плохим поведением он быстро получает долгожданное внимание. Поэтому родители должны это учитывать и по максимуму общаться с малышом, поддерживая его позитивное общение.

Как реагировать на агрессию ребенка? К агрессивному поведению относиться спокойно нельзя. Если имеет место тенденция к повторению агрессии, то родителям следует разобраться, что провоцирует подобные вспышки гнева. Очень важно проанализировать, при каких обстоятельствах появляются приступы агрессии, обязательно поставить себя на место малыша, подумать, чего ему не хватает.

Коррекция приступов агрессии у детей включает подключение игровых ситуаций, разыгрывание игрушечными персонажами, приближенными к реалиям. Как только приучите вести себя спокойно, ваш малыш сразу поменяет манеру общения с другими детками.

Как справиться с агрессией ребенка? Воспитание малыша должно включать единство требований обоих родителей и личный пример. Только в этом случае будет наблюдаться правильное и гармоничное развитие. Личным примером родители могут выработать поведенческие навыки у малыша. Поступки и действия родителей, прежде всего, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к своему малышу. В семье, где малыш видит проявление агрессивных выпадов в отношении других членов, идет восприятие ее как нормы.

Лечение агрессии у детей включает различные способы:

- предложите малышу нарисовать свою агрессию или ее причину, а затем порвать рисунок;

- битье подушки, счет до десяти;

- переключение внимания на игру или другое занятие;

- в период агрессивных реакций взрослым следует использовать минимум слов и тем самым не провоцировать далее негативную реакцию у малышей;

- исключить запугивание и шантажирование;

- стать личным образцом спокойствия и примером для подражания;

- занятие спортом поможет трансформировать агрессию у детей;

- специальная гимнастика, направленная на релакс для снятия напряжения;

- соблюдение витаминизированной диеты.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

psihomed.com

что делать? Причины детской агрессивности

Содержание:

В каждой детсадовской группе и в каждом классе есть ребенок, который часто ведет себя агрессивно и способен на жестокость. Агрессивное поведение пытаются пресекать, но оно не исчезает, и тогда родители других детей порой ополчаются против родителей агрессивного ребенка. Но и это бесполезно. Что способно помочь такой семье, рассказывает психотерапевт Элизабет Лукас.

Во все времена ученые искали объяснение агрессивному поведению человека, которое часто запускает цепную реакцию и приводит к разрушительным последствиям. В чем кроются причины агрессии у человека? В хищническом инстинкте (Лоренц)? В отчаянии по поводу абсурдности его существования (Сартр)? Хочу предложить свой вариант: в базовом ощущении, что я ничего не стою.

Агрессивные дети, которые причиняют боль другим, обычно сами страдают от боли — не обязательно физической. Как разорвать эту нить?

Жестокость и агрессивность у детей: откуда?

Однажды после обеда прохожие стали очевидцами такой картины: девятилетний мальчик поймал дрозда и стал вырывать у него перья одно за другим, пока птица в мучениях не погибла. Подключилась полиция, был оповещен директор школы, родителей пригласили в отдел по делам молодежи. Они громко возмущались: чиновники хотели подвергнуть их чадо психиатрическому обследованию!

Родители были категорически против, и наконец все сошлись на том, что я должна буду обследовать ребенка и сделать экспертное заключение. На следующий день все семейство сидело с опущенными головами в моем кабинете.

Семейная ситуация такова: отец работает в архитектурном бюро, загружен по горло, постоянно нервничает и получает пинки от своего авторитарного начальника. По вечерам он совершенно вымотан, на выходные забирает чертежи домой и продолжает работать.

Мать весь день стоит за прилавком. По вечерам быстро делает покупки, готовит обед на следующий день, в выходные занимается генеральной уборкой и возится по хозяйству. На вопрос, не могла бы она перейти на полставки, ответила отрицательно, сославшись на гору долгов, которые им с мужем приходится отдавать. Дом строили своими силами, в бюджет не вписались...

После школы мальчик оставался дома один, скучал и шатался по близлежащим полям и лугам. Выходные проходили так же безрадостно. Он честно и смело признался мне во всех своих хулиганских поступках. Например, что собирал улиток и червяков, чтобы потом разрезать их на кусочки своим карманным ножом. Его интересовало все живое, объяснял он, ему нравилось это "исследовать".

Мне не оставалось ничего другого, как провести серьезный разговор с глазу на глаз с родителями. Что для них является приоритетом: деньги или здоровый ребенок? Ведь у мальчика все признаки заброшенности. Я могу постараться устроить его в терапевтическую группу продленного дня, но это не поможет, если родители радикально не изменят своего отношения к жизни.

Сокрушенные и подавленные, они стали спрашивать меня, что же им делать. "Вы допустили ошибки, и ваш сын допустил ошибки, — ответила я. — А теперь поднимитесь на свою подлинную высоту и покажите своему сыну, что на ошибках можно учиться".

На лицах родителей читалось недоумение. Этого они не ожидали. Я представила им концепцию исправления и дала несколько конкретных рекомендаций в тех местах, где им не хватало воображения.

Что делать с агрессивным ребенком?

После этого мы пригласили в кабинет мальчика. Родители встали, склонились перед ним и попросили у него прощения. Они признали, что до сих пор уделяли ему слишком мало внимания и не показывали, как сильно его любят. Мальчик всхлипнул и прижался к матери.

Потом родители посадили его между собой и пообещали, что как минимум раз в неделю каждый из них будет заниматься с ним чем-то, что доставляет ему радость. При этом они готовы отложить свои обычные дела и отдать ему предпочтение. Отец предложил на этой неделе сходить с ним в большой городской аквариум, где можно посмотреть на диковинных рыб. Матери пришло в голову заняться вместе с ним планированием дня рождения, ведь ему скоро исполняется 10 лет.

Оба родителя дали сыну понять, что совместные мероприятия не должны быть дорогостоящими, но должны свидетельствовать о том, насколько он для них важен как личность. Услышав это, мальчик перестал хныкать и улыбнулся.

После этого я отправила родителей в другую комнату и обратилась к сыну. "Теперь твоя очередь, — сказала я. — Сделай так, как твои родители..." Не потребовалось много времени, чтобы он понял, чего я от него хочу. Он должен пойти на луг, где обычно безобразничал, сесть на траву и попросить у животных прощения.

"Поговори с ними, — сказала я, — и попроси у них прощения. Ты причинил им много страданий. Сделай им что-то приятное..." Мальчик погрузился в мысли. Я не мешала ему думать. "Я мог бы зимой повесить на ветки кормушки для птиц", — неожиданно предложил он. Я улыбнулась: "Это было бы замечательно! Тогда твердо пообещай им это и сдержи свое слово". Мальчик энергично закивал.

Семейство ушло от меня с легким сердцем и исполненное благих намерений. Спустя несколько месяцев я как-то проходила через их микрорайон. Было холодно, и повсюду были развешаны кормушки для птиц. Это согрело мне сердце, хотя я уже знала от учительницы мальчика, что моя рекомендация ему очень помогла и что подобные эксцессы больше не повторялись. "Психиатрическая поддержка" оказалась не нужна, зато очень нужна была хотя бы частичка любви от близких людей.

Возможно, именно ощущение "я ничего не стою" — самое провоцирующее на агрессию. Откуда это ощущение берется? От недостатка уважения, который мы испытываем на протяжении всей своей жизни.

www.7ya.ru

Агрессивный ребенок - как научить дошкольника выражать эмоции

Детская агрессия – обычное явление, которое сопровождает период взросления. Это одна из самых часто встречающихся проблем, беспокоящих родителей и педагогов, если ребенок ведет себя агрессивно в коллективе. Агрессивное поведение часто оправдывают незрелостью детской психики, утверждая, что таким образом дети выражают свои негативные эмоции и пытаются обратить на себя внимание ровесников и старших людей. Со временем усваивая правила поведения, ребята начинают вести себя более дружелюбно. Однако часто бывает, что агрессивность не только не исчезает, а еще и трансформируется в личностное качество. Почему она возникает и как бороться с агрессией ребенка, приносящей проблемы ему и окружающим?

Что такое агрессия и ее причины

Маленькие драчуны и забияки доставляют немало трудностей. В психологии понятие «агрессия» определено как «нестандартное поведение ребенка, в результате которого причинен физический, предметный или моральный вред другому человеку, животному или невоодушевленному объекту». Психологи считают, что она является врожденной проблемой, возникающей на инстинктивном уровне. Агрессивный ребенок может оскорблять собеседника словесно, провоцировать драки, портить чужое имущество. Он постоянно пребывает в состоянии раздражения, очень беспокойный и импульсивный.

Самые распространенные причины агрессии у детей:

  • малыш чувствует опасность, которая исходит от окружающего непонятного ему мира;
  • не знает, как удовлетворить свои потребности и желания;
  • хочет казаться независимым и самостоятельным;
  • пытается отстаивать свои права;
  • реакция на запреты взрослых.

Как реагировать на агрессию ребенка? Папа и мама должны помочь своему чаду избавиться от нее раз и навсегда, чтобы кроха мог стать полноценным членом коллектива, ведь проблема чаще всего берет начало именно в семье. Ребенок думает, что его не любят. Безучастность отца и матери в жизни крохи, их жестокость и неспособность к постройке нормальных взаимоотношений ведет к разрушению детско-родительских связей. Малыш начинает искать способы, чтобы обратить на себя родительское внимание, в том числе и проявляя агрессивность, ведь иных методов он не знает. Приступы агрессии у ребенка начинаются спонтанно, контролировать он их не может. Юный агрессор может ударить ровесника или нагрубить взрослым, при этом не желая никому зла, а пытаясь защитить себя от мнимой опасности.

Портрет агрессивного ребенка

Практически в каждой группе детского сада или в младших классах школы есть ребята, которые ведут себя совершенно плохо. Они постоянно дерутся и обижают других детей, отбирают и ломают игрушки, грубят и не слушаются воспитателей и учителей. Маленького грубияна и забияку сложно принимать в коллективе, а еще труднее понять его. Однако агрессивные дети нуждаются во внимании, понимании и ласке взрослых гораздо больше, чем спокойные тихони. Им нужна помощь, ведь агрессия в первую очередь является проявлением внутреннего дискомфорта, возникающего из-за неумения маленькой личности адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Признаки агрессивных детей заметны невооруженным глазом:

  • раздражительность;
  • несдержанность;
  • суетливые движения;
  • неумение сидеть спокойно;
  • неконтролируемые вспышки гнева.

Ведя себя агрессивно, ребенок в большинстве случаев не хочет сознательно навредить другому человеку. Он просто обращает на себя внимание единственным понятным ему способом. Ломая игрушки или отказываясь делать уроки, при этом сопровождая свои действия криками и плачем, малыш успокоится лишь после утешения и полученной «дозы» ласки от мамы или папы.

Возрастные особенности

Чаще всего неконтролируемые приступы агрессии проявляют маленькие дети. Отчаяние и недовольство можно услышать в плаче грудничка, а 2-6 летние ребята выражают агрессивность криками, разбрасыванием предметов, драками. Ученые отмечают, что самым важным периодом в жизни малыша, когда родители должны закладывать в него правила приличного поведения, является возраст от 1 до 4 лет. Если кроха до 7 лет испытывает недостаток внимания, мама и папа не реагируют на вспышки гнева у ребенка, неконтролируемая агрессия превращается в привычную форму поведения. Плохой характер станет препятствием для дальнейшего общения со сверстниками и взрослыми людьми.

Как проявляется агрессивное поведение детей:

  • в 2-хлетнем возрасте ребенок кусается, щиплется, рвет волосы на себе или на маме, пытаясь привлечь к себе внимание;
  • в 3 года мальчики и девочки начинают драться, сознательно ломать чужие игрушки, бросаться предметами; если заметны признаки агрессии у ребенка 3 лет, ошибки родителей практически одинаковы: они спешат наказать ребенка, не разобравшись в причинах его неприемлемого поведения;
  • после кризиса 3-хлетнего возраста ребенок 4 лет проявляет агрессию реже, однако он может первым напасть на напарника по игре, если ему на инстинктивном уровне кажется, что тот для него опасен;
  • агрессия у детей дошкольного возраста: в 5-6 лет девочки выражают агрессивность с помощью прозвищ или нежелания дружить, мальчики предпочитают физическое воздействие.

Агрессия у ребенка 7 лет, если родители советы психолога воплотили на практике, практически исчезает.

Методы борьбы с агрессивным поведением

Мамы и папы агрессивных деток обязаны научить своего сына или дочь выражать эмоции словами, а не причиняя физический или моральный ущерб членам своего окружения. Психологи рекомендуют усмирять маленького забияку с помощью следующих методов:

  1. Подавайте положительный пример. Если в доме установлены какие-либо правила, их обязаны придерживаться все домочадцы. Учите ребенка терпимости, много разговаривайте, будьте доброжелательны к другим людям.
  2. Уделяйте достаточно внимания дочери или сыну. При первых признаках негативной реакции постарайтесь отвлечь его, взяв за руку, перехватить занесенную для удара ручку или занять чем-то интересным.
  3. Избегайте наказаний. Вместо физической расправы поговорите с крохой, совершившим плохой поступок, в спокойном тоне. Объясните, что его поведение приносит близким людям страдания, донесите до них чувство жалости и сострадания.
  4. Устраните переизбыток энергии. Иногда в агрессивности детки выплескивают свой нерастраченный за день энергетический запас. Запишите малыша на спортивную секцию, танцы или пение – направьте энергию в правильное русло.
  5. Наделите ребенка обязанностями. Совместная деятельность помогает найти общий язык и показывает детям значимость их личности в семье.

Помогите ребенку научиться позитивно мыслить и выражать свои эмоции без негатива!

Вам может быть интересно:  Обижают ребенка в школе: что делать       Почему дети лгут родителям       Подростковый переходный возраст

dom-isemya.ru


Смотрите также

Регистрация на сайте

Пароль будет отправлен тебе на e-mail.

 

×