Сенсорные карточки для детей своими руками цели и задачи


Картотека на тему: Игры с тактильными карточками.

Игры с тактильными карточками.

Наши малыши познают окружающий мир всеми органами чувств, и одним из важных направлений детского развития является знакомство с различными тактильными ощущениями. Тактильные карточки можно изготовить самостоятельно и использовать в играх и занятиях с детками разного возраста (как раннего, так и дошкольного).

Тактильные карточки – это интересная игра, которая развивает мелкую  моторику рук, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают малышу познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей. Это прекрасное развивающее пособие.

Воздействие разнообразных фактур на пальчики детей само по себе является полезным для его сенсорики, а благодаря объяснениям взрослого узнает, что поверхность может быть разной (гладкой, шершавой, скользкой и т.п.). Небольшие карточки удобно держать маленьким ручкам, а доставать, раскладывать и перебирать эти “пособия” нравится всем без исключения деткам.

Дети постарше благодаря тактильным карточкам пополняют свой активный словарный запас с помощью множества новых прилагательных: мягкий, жесткий, гладкий, шелковистый, выпуклый, шершавый. Для игроков 4-7 лет с карточками можно придумать множество интересных игр, развивающих память и внимание.

Предлагаю вашему вниманию несколько игр с тактильными карточками.

Игра «Изучаем фактуру» - гладкий, колючий, шершавый, жесткий
Цель: развивать тактильную память, обогащать словарный запас, развивать мелкую моторику, память, фантазию, воображение.

Игра «На что похоже»

Ребенок ощупывает карточку, а потом называет, что она ему напоминает или что похожа.

Цель: развивает тактильную память и воображение.

Игра «Найди пару» Это классическая игра – соединялка, позволяет учить находить и называть карточки одинаковые не только по цвету, но и  фактуре. Перемешайте карточки и разложите их «фактурой» вверх, одинаковые выкладываем в ряд. Играть можно с 2-2,5 лет.

Цель: развитие тактильных ощущений, внимания, умения сравнивать и объединять карточки по 1 или 2 признакам.

 Игра «Угадай на ощупь» С двухлетним малышом вы можете группировать сенсорные карточки по цвету или другому признаку. Если ребенок уже хорошо говорит, предложите ему угадать материал, когда он ощупывает предложенную карточку под покрывалом. В дальнейшем усложняйте игру, увеличивая количество карточек и количество признаков, по которым их можно объединить.

Цель: развитие тактильных ощущений, внимания, умения сравнивать и объединять карточки по 1 или 2 признакам, развитие речи.

Игра «Мемори» Перемешайте карточки и разложите их «рубашкой» вверх. По очереди открывайте пары карточек — если попались одинаковые, они убираются с поля, а игрок может сделать еще один ход. Если карточки разные — право хода переходит к другому игроку. Помимо обогащения тактильных ощущений, игра способствует развитию зрительного восприятия и памяти, произвольного внимания, тренирует усидчивость. Играть можно с 2-2,5 лет.

Цель: развитие тактильных ощущений, внимания, памяти.

Игра «Найди лишнюю» В упрощенный вариант этой игры можно начинать играть уже с 1,5 лет. Используйте только 3 карточки, две из которых должны быть одинаковыми, а третья — отличаться от них по одному существенному признаку. В дальнейшем усложняйте игру, увеличивая количество карточек и количество признаков, по которым их можно объединить.

 Цель: развитие мышления, зрительного внимания, развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.

«Последовательности»  Предложите детям разложить карточки по порядку от самой жесткой и шершавой к самой гладкой и мягкой. Если ребенок уже хорошо говорит, предложите ему угадать материал, когда он ощупывает предложенную карточку.

Цель: развитие тактильных ощущений, внимания, логического мышления.

«Выложи ряд по образцу».  Предложите ребенку выложить следующий ряд так, чтобы карточки совпадали только по одному признаку (цвет или фактура). Обратите его внимание, что получились 2 совершенно разных ряда по виду, но они идентичны на ощупь. Попросите малыша закрыть глаза и убедиться в этом при помощи своих пальчиков. Кстати, если малыш уже спокойно может играть в игры с завязыванием глаз, вы можете заменять 1-2 карточки в ряду и просить его угадать, что изменилось.

Цель: развитие тактильных ощущений, внимания, логического мышления.

 «Дорожки» Игра с соревновательным моментом. Перемешайте карточки и раздайте их все, кроме одной карточки, поровну всем участникам. Задача участников выложить, из имеющихся у них карточек самую длинную дорожку, начиная от первой карточки (белая карточка общая для двух рядов) , при этом каждый следующий элемент дорожки должен быть связан с предыдущим, то есть иметь с ним одинаковый цвет или фактуру.

Цель: Игра способствует развитию аналитического мышления и умению прогнозировать последствия своих действий.

Игра «Животные на кончиках пальцев»

Предложить детям по очереди ощупывать  карточки, которые по фактуре напоминают животное, а дети называют животное, которое они погладили. Ответы могут быть не однозначные, поэтому ребёнок может объяснить, почему он так решил.

Цель:   развитие тактильных ощущений,  мелкой моторики и логического мышления, закрепляет знания о животных и фактуре их шерсти и тела.

nsportal.ru

Сенсорные/тактильные карточки — для чего они нужны?

Сенсорные/тактильные карточки — это карточки для детей с тактильными элементами.

Тактильные карточки развивают сенсорное восприятие ребенка, тактильную память, мелкую моторику пальчиков, и как следствие благотворно воздействуют на умственный потенциал малыша.

Играя с ними, малыш знакомится с особенностями окружающего мира, расширяется представления о свойствах предметов и увеличивается словарный запас.

У нас есть вот такие сенсорные карточки-дорожки.

Подробнее о изготовлении можно прочитать вот здесь

Из чего делать карточки.

Как вы видите на фото, карточки делают из обычного гофрокартона.

Оптимальный размер 10*10 или 15*15.

Чем обклеивать карточки?

-орехи

-ракушки

-зубочистки

-камни (большие и маленькие, гладкие)

-пуговицы ( фигурные, круглые, на ножке и так далее)

-скрепки ( металлические , пластмассовые)

— камни декоративные

-семечки

-горох

-фасоль

-рис

-пробки

-вата

—помпоны

-бумага (наждачная, бархатная)

— ткань ( бархатная, вельвет, кожа, джинс, лён и тд)

-вермишель

-спички

—перья

— синельная проволока

-мятая бумага

-монетки

-соль

-колпачки от фломастеров

-карандаши

-ёлочная мишура

-нитки

-шерсть

-поролон (губка)

-бусины и многое другое.

Как играть с карточками.

Примерно с восьми месяцев можно вместе рассматривать с малышом карточки, проговаривая при этом свои ощущения от прикосновений к ним — гладкие,большие, маленькие, лёгкие, блестящие, одноцветные, шершавые, шероховатые, грубые, мягкие,тёплые, прохладные и так далее.

Ни в коем случае не оставляйте малыша наедине с карточками! Будьте предельно внимательны и осторожны!

Еще больше ссылок для вдохновения:

1. Сенсорные карточки

2. Сенсорные карточки

3. Сенсорные карточки

4. Сенсорные карточки для счета

6. Сенсорные и тактильные карточки

7. Тактильные карточки

8. Сенсорные карточки

 

9. Сенсорные карточки Юли

10. Сенсорные/тактильные карточки

11. Сенсорные карточки

12. Сенсорные карточки

И вот здесь

Всем спасибо за внимание!

Статьи по теме:

Сенсорные коробочки

Сенсорные коробочки для малышей

Материалы для творчества

 

 

 

 

 

 

 

detidoma.net

Сенсорные карточки для малышей | Страна Мастеров

Как часто мы слышим эти слова сенсорное развитие, тактильные ощущения, развитие мелкой моторики...Все кажется так сложно, на деле давайте по-пробуем сделать замечательное игровое пособие своими руками.

Сейчас многие производители стали выпускать прекрасные игрушки для детей. Это и развивающие коврики, и мягкие книжки, и панно, и сшитые пазлы или шнуровки. Рукодельницы стараются ни в чем им не уступать и придумывают такие шедевры, что просто дух захватывает.
Сенсорные игрушки своими руками созданные, несут не только заряд позитивной энергии, тепло и нежность, но и получаются неповторимыми. Ведь каждая мама учитывает особенности своего ребенка, подбирает и материал, и расцветку, и развивающие элементы индивидуально.

Карточки имеют размер 9 на 12 см. Основа картон, ну а сверху все что найдете интересного по фактуре, цвету в своем доме. Главное - хорошо все это закрепить и не использовать токсичные материалы!

stranamasterov.ru

Учебно-методическое пособие на тему: Сенсорные коробки, цели, задачи, виды.

Что такое сенсорная коробка,  ее цели и задачи.

     Сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды. Сенсорная коробка призвана развивать не только мелкую моторику, координацию движений, восприятие и формирование знаний о внешних свойствах предметов и материалов, но благодаря ней у ребенка через тактильные ощущения развиваются такие психические процессы, как воображение, внимание, память, мышление и, конечно же, речь, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев. Так как многие дети любят проговаривать свои тактильные ощущения, учатся сравнивать их со своим прошлым опытом, происходит значительное расширение словарного запаса и развитие связной речи. Кроме того, благодаря сенсорной коробке дети получают знания об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого

        

Чем полезна сенсорная коробка

* Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений и многое другое.

* Это отличная возможность расширить словарный запас и использовать некоторые новые слова (скользкий, шероховатый, слизистый, кожаный и др.) или сравнения, чтобы выразить идеи (чувствуешь, как…).

* Помогает изучению математики: счет, группировка, сортировка, измерение и взвешивание – это лишь некоторые из математических преимуществ сенсорной коробки.

* Помогает изучению цвета, формы, текстуры.

* Помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает.

* Учит сотрудничеству и разрешению конфликтов, если с коробкой играет одновременно несколько детей.

* Помогает справиться с детскими страхами. Например, со страхом насекомых ребенок может справиться, играя пластиковыми насекомыми.

* Обеспечивает бесконечные возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным.

* Развивает интерес к науке: сенсорные коробки могут быть отличным способом стимулировать любовь к науке с помощью таких материалов, как камни, песок, вода и так далее.

Наполнение сенсорной коробки зависит от возраста детей, темы занятий, преследуемых целей.

Коробки могут предназначаться для поиска фигур в разных наполнителях – коробка «находилка, пряталка».Наполнителем может быть любая крупа, шарики.

Коробка «рисовалка». Наполнителем может быть песок, мелкая крупа.

Тематические коробки:

«Зимние» коробки»

«Летняя» коробка

«Сказочная» коробка

Коробки для изучения климатических зон

      В работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста необходимо использую сенсорные коробки преимущественно большого диаметра: тазы, надувные бассейны, большие коробки, большие пластиковые контейнеры (для хранения игрушек). Это позволяет нескольким детям играть с ней, не мешая друг другу, а также способствует развитию совместного игрового взаимодействия со сверстниками. Каждую коробку можно создавать по какому-либо сенсорному принципу: по цвету, форме, звуке или фактуре. Таким образом, малыши усваивают сенсорные эталоны цвета, формы, в тактильной памяти у них откладывается информация о внешних признаках различных материалов. Развиваются мелкая и крупная моторика, усидчивость, способность удерживать внимание на определенном предмете в течение продолжительного времени. Главный критерий использования сенсорной коробки в работе с детьми раннего и младшего возраста – это ее безопасность для жизни и здоровья ребенка. Обязательно во время игр детей с такими коробками находится  рядом с ними или принимаю непосредственное участие в игровых действиях

   

 Для  детей среднего и старшего дошкольного возраста  интересно создавать сенсорные коробки по тематическому принципу, так чтобы дети могли организовывать сюжетно-ролевые игры. Так как дети в этом возрасте любят играть с друзьям, а не по одиночке, размеры коробки должны быть не очень маленькие. Необходимо не забывать менять  содержимое сенсорных коробок, давать не все сразу, чтобы каждая игра с сенсорной коробкой давала детям ощущение новизны, и поэтому оставалась бы для них всегда привлекательной и интересной, а главное – несла бы в себе развивающую функцию.

     Таким образом, использование сенсорной коробки в работе с детьми дошкольного возраста возможно без особых материальных затрат и больших усилий со стороны воспитателя, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры.

nsportal.ru


Смотрите также

Регистрация на сайте

Пароль будет отправлен тебе на e-mail.

 

×