Родители критикуют детей за то что они делают это слишком быстро


Перестать требовать слишком много от своего ребенка

Подросток с оружием в руках. В школе. Очень страшно, но, оказывается, бывает. - Денис учился в 8 классе одной моковской школы, - рассказывает историю психолог Татьяна МАЛЮТИНА (имя школьника изменено). – Трудный парень, уроки прогуливал, учителям хамил, никто с ним справиться не мог. Он даже лежал в психиатрии, но вышел с чистой картой – абсолютно здоров. И вот однажды пришел в свою школу с травматическим пистолетом, приставил десятикласснику к животу. Угрожал выстрелить. Ничего не требовал, ничего не хотел. Администрация вызвала полицию. Денис пистолет быстро спрятал. Полицейские ничего не нашли и уехали. А учителя и дети сидели, как на пороховой бочке, а вдруг он снова принесет оружие? Справиться с ним по-прежнему никто не мог – он просто убегал от учителей. Чего он хотел? Доказать, что может все, и за это ничего ему не будет. У Дениса полный «букет» - нездоровая психика, непростая семья и дурная наследственность – брат как-то бросил крышкой от парты в учителя рисования (она сделала замечание).

Сейчас одна из распространенных версий, почему школьник убил учителя – это отметки. Географ собирался поставить четверку отличнику. И отличник географа убил. А еще обсуждают, что детям тяжело, они не справляются с нагрузками, зимой темно и скучно, мало движения, много уроков, спать хочется, устают. Родители требуют хорошо учиться, ругают и даже иногда бьют за двойки. Да еще и возраст тяжелый – сплошные конфликты внутренние. Да еще и в кино жестокость, и игры все со стрелялками-убийствами. - Все эти факторы действительно утомляют ребенка, добавляют ему переживаний, - говорит Татьяна МАЛЮТИНА. – НО они НЕ МОГУТ стать первопричиной такого поведения, не могут сделать ребенка убийцей, при условии, что у него нормальная психика. Могут сработать, как спусковой механизм, но только если уже есть проблемы.

Не допустить… Давайте поговорим об обычных детях. С психикой вроде бы все нормально. Наследственность опасений не вызывает. Но дети ходят в школу, встают не выспавшиеся, сидят по 8 уроков, ходят на дополнительные занятия, до ночи делают уроки, забывают тетрадки, плачут из-за двоек. Какой должна быть нормальная реакция на такую усталость? - Когда все наваливается сразу, может возникнуть чувство отчаяния, - объясняет психолог. – А может проснуться защитная реакция – «здоровый пофигизм» - ну не успею и не успею. Дети часто не могут распределить нагрузку, не могут распланировать какие-то вещи. Тут им очень нужна помощь родителей. В наших силах помочь с уроками, дать возможность «прогулять» один день, когда школьник совсем устал, не заваливать дополнительными занятиями, водить гулять, записывать на спорт (движение очень здорово справляется с такими стрессами). Но главная задача родителей – не требовать слишком много!!! Читаем дальше.

Родительские надежды

- Однажды я проводила тестирование на успешность среди 10-11 классов, - рассказывает Татьяна МАЛЮТИНА. – Один мальчик сдал тест очень хорошо. И я решила его обрадовать. Говорю, вот какой молодец, такой результат прекрасный, ты третий из всех 10-11 классов, беги, обрадуй родителей. А мальчик мне на это ответил: «Плохо. Я не смогу признаться родителям. Для них это будет удар. Они хотят, чтобы я во всем был первым».

Четверка? Почему так мало? У Петрова пять? Ты что тупее Петрова? Ты ДОЛЖЕН быть лучшим! Ты ДОЛЖЕН стать математиком! И т.д. Понятно, о чем я. Родителей губят личные амбиции. Ребенок просто не может подорвать их авторитет своими тройками. «Брось эту свою муру актерскую, ты должен быть мужиком, финансистом!» - говорят мальчику. «Парикмахершей? Да у тебя мать доктор наук, а отец – первая скрипка! Ты не можешь нас опозорить!» - говорят девочке. Сейчас по соцсетям ходит отличная история про девочку, которую мама считала больной и собиралась лечить, потому что девочка не сидела на месте. А мудрый психолог предложил отдать девочку в танцы. И она стала великой танцовщицей и поставила «Кошек» на Бродвее. - У нас в школе училась девочка, - говорит Татьяна Малютина. – Ее все считали странной и ненормальной. Каждый день она то летала, как бабочка, то мурлыкала, как кошка, но на уроках сидеть категорически не могла. Мы предложили маме забрать девчонку на домашнее обучение, но мама ответила: «Статус моей семьи не позволяет иметь больного ребенка». А когда девочку все-таки забрали из обычной школы и отдали в художественную, она стала очень счастливой.

Почему родители требуют так много от своих детей?

- Потому что понимают, что сами в чем-то не состоялись. И это их второй шанс. - Потому что не признают права ребенка быть другим, иметь свои интересы. - Потому что считают ребенка своей частной собственностью: он будет учиться, как я скажу, а выдержит ли он это – не интересует. - Потому что статус и семейная династия не позволяют «ударить в грязь лицом», отойти от привычного шаблона. - Потому что считают, что лучше знают, что хорошо для ребенка (как ему учиться, куда ходить, с кем дружить, кем быть). - Потому что у них извращенное понятие ПОМОЩИ. Думают, что, заставляя, помогают. Любое давление и «заставляние» вгоняет ребенка в конфликт с самим собой. С одной стороны, хочется соответствовать ожиданиям родителей, но с другой – личные потребности, которые не удовлетворяются! У ребенка нет сил соответствовать, потому что все его силы уходят на эти самые переживания.

Что делать:

Мы не говорим о дисциплине и не говорим о случаях, когда что-то угрожает жизни и здоровью ребенка. Во всех остальных ситуациях нужно:

- Идти за ребенком в его интересах. Задача подростка – добиться, чтобы его признали как личность. Так признайте! Ему нравится испанский язык? Пусть учит, не заставляйте учить французский, потому что все в вашей семье его знают. Хочет быть актером? Отведите на курсы актерского мастерства. Хочет покрасить волосы? Это его волосы! И это меньшее из зол, которое он может захотеть.

- Признайте его право выбирать (от одежды до друзей и занятий). Сердце кровью обливается? Пусть обливается. Но ребенку нужно научиться делать выбор и видеть последствия. Будьте рядом, стойте за спиной, спасайте и помогайте, но, как говорят психологи не «ПРИЧИНЯЙТЕ ДОБРО», потому что вы, якобы, лучше знаете.

- Не требуйте от ребенка пятерок, побед и первых мест на конкурсах! Предлагайте участвовать, заниматься, хвалите за успехи и знания, а не за оценки.

- Не обижайтесь, если чадо не слушает ваших советов. Ваше дело – объяснить, подсказать, предложить помощь. А решать – ребенку.

www.kp.ru

6 типов токсичных родителей и как правильно себя с ними вести

Эту статью можно не только прочитать, но и послушать. Если вам так удобнее — включайте подкаст.

Сюзан Форвард

Доктор философии, психотерапевт, автор книг «Токсичные родители», «Мужчины, которые ненавидят женщин, и женщины, которые их любят», «Эмоциональный шантаж».

Токсичные родители травмируют своих детей, обращаются с ними жестоко, унижают, причиняют вред. Причём не только физический, но и эмоциональный. Они продолжают это делать, даже когда ребёнок становится взрослым.

1. Непогрешимые родители

Такие родители воспринимают детское неподчинение, малейшие проявления индивидуальности как нападение на них самих, поэтому и защищаются. Они оскорбляют и унижают ребёнка, разрушают его самооценку, прикрываясь благой целью «закалить характер».

Как проявляется воздействие

Обычно дети непогрешимых родителей считают их совершенством. У них включается психологическая защита.

  • Отрицание. Ребёнок придумывает другую реальность, в которой родители его любят. Отрицание даёт временное облегчение, которое дорого обходится: рано или поздно оно выливается в эмоциональный кризис.
    Пример: «На самом деле мама не оскорбляет меня, а делает лучше: открывает глаза на неприятную правду».
  • Отчаянная надежда. Дети всеми силами цепляются за миф о совершенных родителях и винят себя во всех несчастьях.
    Пример: «Я недостоин хорошего отношения, мама и папа хотят мне добра, а я это не ценю».
  • Рационализация. Это поиск веских причин, которые объясняют происходящее, чтобы сделать его менее болезненным для ребёнка.
    Пример: «Мой отец бил меня не чтобы причинить вред, а чтобы преподать мне урок».

Что делать

Осознать, что вашей вины в том, что родители постоянно переходят на оскорбления и унижения, нет. Поэтому стараться что-то доказать токсичным родителям смысла нет.

Хороший способ разобраться в ситуации — посмотреть на случившееся глазами стороннего наблюдателя. Это позволит осознать, что родители не такие уж и непогрешимые, и переосмыслить их поступки.

2. Неадекватные родители

Определить токсичность и неадекватность родителей, которые не бьют и не третируют ребёнка, сложнее. Ведь в этом случае вред наносится не действием, а бездействием. Зачастую такие родители сами ведут себя как бессильные и безответственные дети. Они заставляют ребёнка быстрее взрослеть и удовлетворять их потребности.

Как проявляется воздействие

  • Ребёнок становится родителем себе, младшим братьям и сёстрам, собственным матери или отцу. Он теряет детство.
    Пример: «Как ты можешь проситься гулять, когда твоя мать не успевает всё постирать и приготовить ужин?».
  • Жертвы токсичных родителей испытывают чувство вины и отчаяния, когда не могут сделать что-то для блага семьи.
    Пример: «Я не могу уложить спать младшую сестрёнку, она всё время плачет. Я плохой сын».
  • У ребёнка могут пропасть эмоции из-за отсутствия эмоциональной поддержки от родителей. Став взрослым, он испытывает проблемы с самоидентификацией: кто он, чего хочет от жизни и любовных отношений.
    Пример: «Я поступил в вуз, но мне кажется, что это не та специальность, которая мне нравится. Я вообще не знаю, кем хочу быть».

Что делать

Домашние дела не должны занимать у ребёнка больше времени, чем учёба, игры, прогулки, общение с друзьями. Доказать токсичным родителям это сложно, но можно. Оперируйте фактами: «Я буду плохо учиться, если уборка и приготовление еды будут только на мне», «Врач посоветовал мне больше проводить время на свежем воздухе и заниматься спортом».

3. Контролирующие родители

Чрезмерный контроль может выглядеть как осторожность, осмотрительность, забота. Но токсичные родители в этом случае заботятся только о себе. Они боятся стать ненужными, а потому делают так, чтобы ребёнок максимально от них зависел, чувствовал себя беспомощным.

Любимые фразы токсичных контролирующих родителей:

  • «Я делаю это исключительно для тебя и твоей пользы».
  • «Я поступил так, потому что я тебя очень люблю».
  • «Сделай это, или я с тобой больше не буду разговаривать».
  • «Если ты не выполнишь это, у меня случится инфаркт».
  • «Не сделаешь — перестанешь быть членом нашей семьи».

Всё это означает одно: «Я делаю это, потому что страх потерять тебя настолько велик, что я готов сделать тебя несчастным».

Родители-манипуляторы, предпочитающие скрытый контроль, добиваются своего не прямыми просьбами и приказами, а исподтишка, формируя чувство вины. Они оказывают «бескорыстную» помощь, которая формирует чувство долга у ребёнка.

Как проявляется воздействие

  • Контролируемые токсичными родителями дети становятся излишне тревожными. У них исчезает желание быть активными, исследовать мир, преодолевать трудности.
    Пример: «Я очень боюсь путешествовать на автомобиле, потому что мама всегда утверждала, что это очень опасно».
  • Если ребёнок попытается спорить с родителями, ослушаться их, это грозит ему чувством вины, собственного предательства.
    Пример: «Я без разрешения остался с ночёвкой у друга, наутро мама слегла с больным сердцем. Никогда не прощу себе, если что-то с ней случится».
  • Некоторые родители обожают сравнивать детей между собой, создавать атмосферу озлобленности и ревности в семье.
    Пример: «Твоя сестра намного умнее тебя, в кого же ты уродилась?».
  • Ребёнок постоянно чувствует, что недостаточно хорош, он стремится доказать свою значимость.
    Пример: «Я всегда стремился стать таким, как мой старший брат, и даже пошёл, как и он, учиться на медика, хотя хотел стать программистом».

Что делать

Выйти из-под контроля, не опасаясь последствий. Как правило, это обычный шантаж. Когда вы поймёте, что не являетесь частью ваших родителей, то перестанете от них зависеть.

4. Пьющие родители

Родители-алкоголики обычно отрицают, что проблема существует в принципе. Мама, страдающая от пьянства супруга, выгораживает его, оправдывает частое употребление спиртного необходимостью снять стресс или проблемами с начальником.

Ребёнку обычно внушают, что сор из избы выносить не стоит. Из-за этого он постоянно напряжён, живёт в страхе нечаянно предать семью, раскрыть секрет.

Как проявляется воздействие

  • Дети алкоголиков часто становятся одиночками. Они не умеют выстраивать дружеские или любовные отношения, страдают от ревности и подозрительности.
    Пример: «Я всегда боюсь, что любимый человек принесёт мне боль, поэтому не завожу серьёзных отношений».
  • В такой семье ребёнок может вырасти гиперответственным и неуверенным в себе.
    Пример: «Я постоянно помогала маме укладывать напившегося отца. Мне было страшно, что он умрёт, я переживала, что ничего не могу с этим поделать».
  • Ещё одно токсичное воздействие таких родителей — превращение ребёнка в «невидимку».
    Пример: «Мама пыталась отучить отца от пьянства, кодировала его, постоянно искала новые лекарства. Мы были предоставлены сами себе, никто не спрашивал, поели ли мы, как учимся, чем увлекаемся».
  • Дети страдают от чувства вины.
    Пример: «В детстве мне постоянно говорили: „Если бы ты вёл себя хорошо, папа бы не пил“».

По статистике, каждый четвертый ребёнок из семьи алкоголиков сам становится алкоголиком.

Что делать

Не брать на себя ответственность за то, что родители пьют. Если получится убедить их, что проблема существует, есть шанс, что они задумаются о кодировании. Общайтесь с благополучными семьями, не давайте убедить себя, что все взрослые одинаковые.

5. Унижающие родители

Такие родители постоянно оскорбляют и критикуют ребёнка, зачастую беспочвенно, или подшучивают над ним. Это может быть сарказм, насмешки, обидные прозвища, унижение, которое выдают за заботу: «Я хочу помочь тебе исправиться», «Нужно подготовить тебя к жестокой жизни». Родители могут сделать ребёнка «соучастником» процесса: «Он же понимает, что это всего лишь шутка».

Иногда унижение связано с чувством конкуренции. Родители чувствуют, что ребёнок доставляет им неприятные эмоции, и подключают давление: «Ты не можешь добиться большего успеха, чем я».

Как проявляется воздействие

  • Такое отношение убивает самооценку и оставляет глубокие эмоциональные шрамы.
    Пример: «Я долгое время не мог поверить, что способен на что-то большее, чем вынести мусор, как говорил мой отец. И ненавидел себя за это».
  • Дети родителей-конкурентов платят за своё душевное спокойствие саботажем своих успехов. Они предпочитают занижать свои реальные способности.
    Пример: «Я хотела участвовать в конкурсе уличных танцев, хорошо подготовилась к нему, но так и не решилась попробовать. Мама всегда говорила, что у меня не получится танцевать, как она».
  • Движущей силой жёстких словесных атак могут стать нереалистичные надежды, которые взрослые возложили на ребёнка. И именно он страдает, когда иллюзии рушатся.
    Пример: «Папа был уверен, что я стану великим хоккеистом. Когда же меня в очередной раз исключили из секции (я не любил и не умел кататься на коньках), он долго обзывал меня никчёмным и ни на что не способным».
  • Из-за неудач детей у токсичных родителей обычно наступает апокалипсис.
    Пример: «Я постоянно слышал: „Лучше бы ты не родился“. И это из-за того, что я не занял первое место на олимпиаде по математике».

У выросших в таких семьях детей часто бывают суицидальные наклонности.

Что делать

Найдите способ блокировать оскорбления и унижения, чтобы они не ранили вас. Не давайте перехватить инициативу в разговоре. Если отвечать односложно, не поддаваться на манипуляции, оскорбления и унижения, токсичные родители не достигнут своей цели. Помните: вы не обязаны им ничего доказывать.

Заканчивайте общение тогда, когда этого хотите вы. И желательно до того, как вы начали ощущать неприятные эмоции.

6. Насильники

Родителей, считающих насилие нормой, с большой долей вероятности воспитывали точно так же. Для них это единственная возможность выплеснуть гнев, справиться с проблемами и негативными эмоциями.

Физическое насилие

Сторонники телесных наказаний обычно вымещают на детях свои страхи и комплексы или искренне считают, что порка пойдёт на пользу воспитанию, сделает ребёнка мужественным и сильным. В реальности всё наоборот: физические наказания наносят сильнейший ментальный, эмоциональный и телесный вред.

Сексуальное насилие

Сюзан Форвард характеризует инцест как «эмоциональное разрушительное предательство базового доверия между ребёнком и родителем, акт полной извращённости». Маленькие жертвы находятся в полной власти агрессора, им некуда идти и некого просить о помощи.

90% детей, переживших сексуальное насилие, никому об этом не говорят.

Как проявляется воздействие

  • Ребёнок испытывает чувство беспомощности и отчаяния, ведь просьба о помощи может быть чревата новыми вспышками гнева и наказанием.
    Пример: «Я практически до совершеннолетия никому не рассказывала о том, что меня бьёт мать. Потому что знала: никто не поверит. Синяки на моих ногах и руках она объясняла тем, что я люблю бегать и прыгать».
  • Дети начинают себя ненавидеть, их эмоции — постоянный гнев и фантазии на тему мести.
    Пример: «Долго не мог себе признаться, но в детстве я хотел задушить отца, пока он спит. Он бил мою маму, младшую сестру. Рад, что его посадили».
  • Сексуальное насилие не всегда подразумевает контакты с телом ребёнка, но оно не менее разрушительно. Дети чувствуют себя виноватыми в произошедшем. Им стыдно, они боятся рассказывать кому-то о том, что произошло.
    Пример: «Я была самой тихой ученицей в классе, боялась, что в школу вызовут моего отца, тайна раскроется. Он запугал меня: постоянно говорил, что если это случится, все подумают, что я сошла с ума, меня отправят в психушку».
  • Дети держат боль в себе, чтобы не развалить семью.
    Пример: «Я видела, что мама очень любит отчима. Однажды я попыталась намекнуть ей, что он относится ко мне „по-взрослому“. Но она так расплакалась, что я больше не решилась заговаривать об этом».
  • Человек, переживший в детстве насилие, часто ведёт двойную жизнь. Он чувствует себя отвратительным, но притворяется успешным, самодостаточным человеком. Он не может выстроить нормальные отношения, считает себя недостойным любви. Это рана, которая затягивается очень долго.
    Пример: «Я всегда считала себя „грязной“ из-за того, что сделал со мной в детстве отец. Пойти на первое свидание я решилась после 30 лет, когда прошла несколько курсов психотерапии».

Что делать

Единственный способ спастись от насильника — дистанцироваться, бежать. Не замыкаться в себе, а искать помощи у родных и близких, которым можно доверять, обратиться за помощью к психологам и в полицию.

Как вести себя с токсичными родителями

1. Примите этот факт. И поймите, что изменить родителей вы вряд ли сможете. А вот себя и своё отношение к жизни — да.

2. Помните, что их токсичность не ваша вина. Вы не в ответе за то, как они себя ведут.

3. Общение с ними вряд ли станет иным, поэтому сократите его до минимума. Начинайте разговор, заранее понимая, что он может закончиться для вас неприятно.

4. Если вы вынуждены жить вместе с ними, найдите возможность выпускать пар. Ходите на тренировки в спортзал. Ведите дневник, описывайте в нём не только плохие события, но и положительные моменты, чтобы поддержать себя. Читайте больше литературы о токсичных людях.

5. Не ищите оправдания поступкам родителей. Ваше благополучие должно быть в приоритете.

Читайте также 🧐

lifehacker.ru

10 признаков токсичных родителей, которые портят жизнь детям, не осознавая этого

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Разницу между неблагодарными детьми и жертвами токсичного воспитания помогают видеть специалисты. Например, клинический психолог Сет Майерс (Seth Meyers) и профессор Престон Ни (Preston Ni) в своих статьях рассказывают о родительском поведении, которое портит жизнь детям. Впрочем, воспитание — тяжелый труд, а потому упрекать родителей в «неидеальности» кощунственно. С таким же успехом можно заявить, что супергерои «как-то неконцептуально спасают мир». Грань между родительскими ошибками и откровенным вредительством бывает тонкой. В этой статье речь пойдет о людях, которые морально калечат своих детей. Как их распознать и защититься — читайте далее.

Токсичный родитель ставит перед ребенком противоречивые задачи. Они бросают логике более серьезный вызов, чем просьба закрыть рот и есть суп. AdMe.ru предлагает разобраться, какие требования невозможно выполнить без вреда для психики.

1. Бойся меня — люби меня

Токсичные родители часто придают эмоциональным атакам неожиданную форму — заботы, строгости, борьбы с капризами. В таких семьях дети по звуку брошенных ключей и микровибрациям шагов понимают, в каком настроении вернулся родитель. Их жизнь проходит между сеансами мозговыедания.

Токсичные родители обижаются, если их попытки причинить добро воспринимают настороженно. Тогда они вспоминают любимый монолог: «Все дети как дети, а от тебя ни доброты, ни ласки не дождешься».

2. Понимай проблемы взрослых — оставайся бесправным малышом

В токсичных семьях родители делят с ребенком ответственность за свои решения. Например, малыш верит, что из-за его плохого поведения отец вынужден успокоить нервы крепкой «микстурой».

Позже ребенка превращают в невольного соучастника взрослых драм. Подросток выслушивает жалобы родителей, переваривая лишние подробности. Ему нужно адаптироваться к «сложной ситуации в семье», войти в положение, помочь, утешить. Увы, к набору обязанностей не прилагается право на свое мнение.

3. Будь лучше всех — не забывай, что ты ноль без палочки

Родители-нарциссы ожидают от ребенка только самых высоких результатов. Впрочем, победы воспринимаются как должное. Мол, добился успеха — и ладно, не добился — принимай порцию унижений. Обесценивающие комментарии с детства портят жизнь. Человек взрослеет с ощущением того, что так и не стал для родителей хорошим.

4. Распахни передо мной душу — не удивляйся ножу в спине

Токсичные родители буквально выдавлив

www.adme.ru

Интернет-пользователи рассказали, какие ошибки воспитания действительно мешают им во взрослой жизни

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Кто бы спорил, что мамы и папы всегда старались воспитывать нас как можно лучше, но случалось, что они добивались совершенно противоположных результатов. В итоге многие из нынешних взрослых людей до сих пор чувствуют себя виноватыми за то, что не дотягивают до заявленного родителями идеала. Поэтому перед нами сейчас стоит двойная задача: разобраться, откуда растут ноги у наших комплексов, и не допустить подобных ошибок в воспитании собственных сыновей и дочек.

Мы в AdMe.ru попробовали выяснить, действительно ли все наши проблемы родом из детства. Для этого мы заглянули в диалоги пользователей The Question.

1. «Меня вырастили в тепличных условиях»

Одной из главных задач воспитания психологи называют приучение ребенка к ответственности. Родителям изначально предстоит смириться с тем, что их чадо станет взрослым человеком и начнет жить самостоятельно. К сожалению, в некоторых семьях с ребенком носятся словно с хрустальной вазочкой, всеми правдами и неправдами ограждая от «разрушительного» воздействия реальной жизни.

  • «Мама воспитывала меня почти в тепличных условиях, оберегала от всего плохого, никуда не отпускала, ничего не рассказывала. И когда я столкнулась с такой штукой, как жизнь, каждая проблема была для меня абсолютно новой, и я была просто к этому не готова. Тяжело было. Но мама думала и до сих пор думает, что все делала правильно, а проблема во мне».

2. «Меня учили всегда добиваться результата»

Случается, что родители не обращают никакого внимания на усилия, которые прилагает их ребенок для достижения той или иной цели. Простой пример: сын или дочка потратили кучу сил на подготовку к конкурсу, но из-за стеснения провалились на самом выступлении, а потом еще и попали на семейный разбор полетов. Подобные попытки обесценивать достижения детей, как правило, ни к чему хорошему не приводят.

www.adme.ru

7 критических ошибок в воспитании, из-за которых дети превращаются в домашних тиранов

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

В последние годы требования к воспитанию детей поднялись на практически недосягаемый уровень. Вдруг выяснилось, что ребенку чуть ли не с рождения требуются модная одежда, всевозможные курсы развития, современные гаджеты и походы в развлекательные центры. Многие из нас попались в ловушку этих модных веяний и стали делать все возможное, чтобы стать «образцовыми» родителями. Вот только психологи уже бьют тревогу и не без оснований заявляют, что дети чувствуют себя чуть ли не правителями мира, а в глубине души остаются несчастными и неуверенными в себе.

AdMe.ru стало интересно, какие же установки прочно сидят в головах современных мам и пап. И кажется, нам удалось выделить основные из этих убеждений (или заблуждений?).

1. «Ребенок скучает? Значит, мы плохие родители»

Что происходит. Пока ребенок бодрствует, мы стараемся заполнить каждую секунду его времени играми и развлечениями. Сын или дочка погружаются в искусственный мир, где живут до ужаса уставшие веселые массовики-затейники в лице мамы с папой или бабушки с дедушкой. Еще одним вариантом может стать уход в виртуальную вселенную, к героям мультиков и компьютерных игр.

Что делать. Вспомнить, что скука — один из необходимых факторов развития. Именно в это время начинает работать детская фантазия. Периодически позволяйте ребенку побыть одному — и поверьте, он сумеет сам заполнить свое свободное время.

2. «Сейчас быстро решим твои проблемы, только не плачь»

www.adme.ru

12 фраз родителей, которые не самым лучшим образом отражаются на жизни ребенка

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Многие недооценивают силу слова, а ведь одной неосторожной фразой можно изменить всю жизнь человека. Особенно это касается детей, которые все впитывают в себя, как губка. И ученые подтверждают, что грубое отношение в детстве пагубно сказывается на физическом и эмоциональном состоянии будущего взрослого человека. Из этой статьи вы узнаете, к каким последствиям может привести употребление самых распространенных родительских фраз.

AdMe.ru понимает, что прошлое изменить нельзя, но можно постараться не допускать ошибок предыдущего поколения.

1. «Все папе расскажу»

Что слышит ребенок: «Мы с папой — одна команда, и если я на тебя обиделась, то и он тоже».

Последствия: Малыш думает, что если папа безоговорочно поддерживает маму, а его версию произошедшего никто и слушать не хочет, то это значит, что они оба настроены против него. Так зарождаются чувства одиночества и недоверия, которые с возрастом будут только усиливаться.

Как лучше сделать: Дети, как правило, ведут себя лучше, когда папа дома, поскольку они считают его авторитетной фигурой. Но мамам проще довериться, поэтому важно показать ребенку, что вы владеете ситуацией и знаете, как с ней справиться. Если вам важно донести информацию до папы, поинтересуйтесь, готов ли ребенок сам ему все рассказать. Научите малыша признавать свои ошибки и делать это искренне.

2. «Твоего ничего нет, это мы все купили»

www.adme.ru

Родители отказываются от онлайн-школы, и их можно понять

Мама сына-первоклассника призналась в твиттере, что не выдерживает дистанционное обучение сына и отказывается от онлайн-школы ради психического здоровья — своего и ребёнка. Теперь одни люди винят женщину в слабости, а другие уверены: иначе быть и не могло, ведь с ней согласны многие родители.

По мере того, как школы разных стран мира переходят на дистанционное обучение, перед родителями, которые становятся главными учителями для своих детей, встаёт главный вопрос: справятся ли они сами с такой нагрузкой. По всей видимости, не многие готовы брать на себя груз ответственности.

Археолог и по совместительству профессор антропологии в Университете Алабамы в Бирмингеме Сара Паркак призналась своим подписчикам в твиттере, что они с мужем не выдерживают давления, которое оказывается на них с тех пор, как учебные заведения закрылись на карантин.

Сара Паркак

В своём посте от 8 апреля женщина уточнила, что проблема не в школьном преподавателе её сына-первоклассника, а в количестве времени, которое родителям теперь необходимо тратить на обучение детей.

Читайте на MedialeaksПарень показал две фотографии отца с разницей в 15 лет. Но людям интересен не он, а то, что происходит вокруг

Женщина объяснила, что, учитывая её нагрузку, она и так прилагает все возможные усилия, чтобы ребёнок был счастлив.

При этом, по словам Сары, её сын и так достаточно развивается в течение дня: играет в игры, читает, смотрит видеоуроки по истории, фильмы. Их главная цель как родителей, считает мать, — уберечь малыша от эмоциональных травм в долгосрочной перспективе.

Пост Сары быстро завирусился и за несколько дней собрал больше трёх с половиной тысяч ретвитов и 36 тысяч лайков. Мнения подписчиков археолога разделились.

Часть людей решила, что женщина ошибается в своих суждениях, а причина её недовольства — простая лень.

Другие подписчики, напротив, поддержали мнение Сары и привели свои аргументы.

Один из пользователей твиттера высказал мнение, что проблема не в родителях и педагогах, а в системе образования, которая оказалась не готова к вызовам 2020 года.

В комментариях появились и педагоги, которые не стали критиковать Сару.

Сами школьники тоже не в восторге от дистанционного обучения, ведь уроки в условиях карантина оказались, по их словам, настоящим адом. Теперь они скучают по обычным занятиям, и этому есть объяснение.

Дома много отвлекающих факторов, которые мешают детям сосредоточиться на учёбе или представляют опасность для их здоровья. Например, одна девушка решила провести дома химический эксперимент: вместо спирта обработала комнаты хлороформом — и чуть не убила себя и своего парня.

medialeaks.ru

7 признаков того, что родители неправильно вас воспитывали

Джули Литкотт-Хеймс в книге «Отпустите их» рассказывает, к каким последствиям может привести излишняя забота родителей, когда они растят из своих детей нежных орхидей, неспособных выжить в жестоком мире без посторонней помощи.

Ниже — семь признаков того, что вас не готовили к жизни, а защищали от неё. Если большинство пунктов совпадает, скорее всего, приспособиться ко взрослой жизни вам было намного тяжелее, чем свободным ровесникам.

Джули Литкотт-Хеймс

Декан первого курса Стэнфордского университета, автор книги «Отпустите их» и мать двоих подростков.

1. Они внушили мысль, что вы в безопасности только рядом с ними

Сценарий поведения

Родители по большому счёту делятся на два типа. Первые отправляют вас погулять и до вечера не знают, где вы пропадаете: на площадке во дворе, или в ближайшем парке, или на заброшенной стройке, или с книгой на крыльце. Вторые контролируют каждый шаг своего чада.

Обеспокоенных родителей можно понять. Каждый день в СМИ появляется информация о неких опасных незнакомцах, которые похищают детей или выслеживают их через интернет. Или о водителях, которые могут сбить ребёнка на пешеходном переходе и скрыться с места. Или ещё о миллионах опасностей, подстерегающих дитя за порогом родного дома.

Вместо того чтобы объяснить ребёнку, как избегать или реагировать на опасность, родители отгораживают его от мира.

Например, не отпускают на улицу без сопровождения. В наше время эта тревожность приобрела новые черты: заботливые мама и папа звонят своим детям каждые 15 минут или отслеживают их перемещения по GPS.

Чем это грозит в будущем

Джули Ликотт-Хеймс приводит в пример такую ситуацию: мама с сыном переходят дорогу. Мама смотрит налево, направо, снова налево и идёт вперёд. Сын — за ней следом, не поднимая глаз от смартфона и не вынимая наушников. Действительно, зачем смотреть на дорогу, если рядом есть человек, который следит за его безопасностью.

В будущем такому человеку будет тяжело обходиться без посторонней помощи. У него отсутствуют базовые навыки — умение ориентироваться, замечать опасность, планировать свободное время. Ведь подобными вещами всегда занимались родители.

2. Они слишком часто вас хвалили

Сценарий поведения

Заслуженная похвала — это всегда хорошо. Неважно, кому она предназначена — ребёнку или взрослому. Но когда родители со слезами восторга кричат «молодец» и «умничка» ребёнку, который криво намалевал человечка из палочек или почистил зубы, — это уже странно.

Чем это грозит в будущем

Проблемами на работе. У ребёнка формируется стойкое убеждение: всё, что он сделал, — это хорошо. И даже спустя много лет он считает, что уже за то, что он пришёл на работу, ему полагается премия и всеобщее восхищение.

Конечно, ребёнку важно знать, что родители его любят. Но вот нужно ли выписывать ему благодарственную грамоту за каждый чих — это другой вопрос.

3. Они выбрали за вас спортивную секцию

Сценарий поведения

Иногда родители отдают ребёнка в секцию не для того, чтобы он хорошо и с пользой проводил время, а чтобы добился небывалых высот в спорте. Чтобы стал теннисистом, фигуристом, футболистом или пловцом. Поэтому выбирают специализацию в раннем детстве — так больше шансов на успех.

Чем это грозит в будущем

Дети любят разнообразную физическую активность: они с равным удовольствием готовы и плавать, и бегать, и прыгать. Но если заставить их заниматься чем-то одним, организм будет развиваться неравномерно, увеличится риск возникновения травм.

Есть и другие сложности. В большой спорт попасть непросто, значит, про обычное детство можно забыть. Жизнь ребёнка превращается в череду постоянных тренировок с небольшими перерывами на школу.

Зато на каждом занятии на трибуне всегда сидит пара любящих болельщиков, которые хвалят его, даже если он еле держится на коньках или бьёт мимо ворот.

4. Они вмешивались в детские игры

Сценарий поведения

Ещё одна ситуация, которая больше знакома сегодняшним детям, чем выросшим в 1990-х и раньше. Это игры по расписанию, когда чадо вместе с мамой и папой отправляется на детскую площадку.

Родители следят, чтобы никто не ссорился, никого не обижали, а все игры были добрыми и правильными. Стоит их ребёнку взять чужую игрушку, как родители бегут её возвращать и приносить извинения.

Родители настолько вовлечены в процесс, что кажется, будто они пришли на детскую площадку поиграть с другими родителями.

Чем это грозит в будущем

О какой самостоятельности может идти речь, когда даже в общении со сверстниками родители задают свои правила? Став взрослым, такому человеку сложно завязать разговор с незнакомыми людьми или прийти к компромиссу на работе.

Детская площадка — основное место, где ребёнок учится общаться. Он выясняет, как реагировать на конфликтные ситуации. Например, когда отнимают игрушку, он может забрать её у противника, договориться об обмене или просто подарить её.

Дети должны веселиться и договариваться между собой, пусть иногда это и заканчивается разбитыми носами и коленками. От этого ещё никто не умирал.

5. Они тщательно контролировали выполнение домашних заданий

Сценарий поведения

Достижения детей часто становятся мерой успешности их родителей. Поэтому они хотят попасть в университет больше, чем их дети.

Подготовка к основным экзаменам начинается чуть ли не в начальной школе. После уроков учёба не заканчивается, ведь ребёнка ждут несколько часов репетиторства. Специализацию, опять же, выбирают всё раньше и раньше. Уже в 6–7 классах родители определяют профессию для мальчика или девочки и начинают усиленно его тренировать.

В какой вуз они собираются отправить чадо? Конечно же, в самый лучший (по каким-то рейтингам, мнению соседки или в какой хотели сами). Поэтому каждая домашняя работа должна быть выполнена на отлично. Каждый вечер они корпят над учебниками вместе с ребёнком, стараясь вспомнить забытые формулы из школьной программы.

Чем это грозит в будущем

Автор книги преподаёт в Стэнфорде, поэтому знает, до каких крайностей доходит озабоченность родителей образованием детей. Литкотт-Хеймс вспоминает второкурсницу Джеми, которую мама очень опекает: будит каждое утро, напоминает о предстоящих заданиях и тестах, помогает с выполнением. Джеми всегда сдаёт работы вовремя и хорошо учится. Или учится её мама?

Вопрос в том, когда человек становится достаточно самостоятельным, чтобы планировать выполнение заданий, выбирать профессию, разбираться с трудностями. Когда выходит на работу? Или ребёнка можно оставить в покое только на пенсии?

6. Они делали за вас поделки в школе

Сценарий поведения

У вас не возникало ощущение, что школьные конкурсы поделок проводятся для того, чтобы проверить изобретательность родителей? Проекты выполняются с такой архитектурной и дизайнерской точностью, что не возникает никаких сомнений — это под силу только взрослому человеку. Остаётся только выдать родителю грамоту, что лучше него не справился ни один четвероклассник.

Чем это грозит в будущем

Конкурс поделок — это такая ярмарка тщеславия, где родители хотят продемонстрировать, что их ребёнок творческий и талантливый. Правда, этой творческой личности повезёт, если родители разрешат ему подавать клей.

На самом деле конкурсы нужны, чтобы ребёнок мог пофантазировать, поработать с разными материалами: от конструктора LEGO до еловых шишек. Это необходимо для развития мелкой моторики, умения проектировать и представлять конечный результат. Так кого пытаются обмануть родители: учителей в школе или своего ребёнка?

Никто не спорит, что у родителей это получится лучше, ведь они сами когда-то этому учились. Но привычка выполнять работу ребёнка вместо него самого может не отпустить и в будущем.

7. Они относятся к вам, как к ребёнку, даже сейчас

Сценарий поведения

Для родителей мы всегда дети. И когда малыши (которые уже давно не малыши) попадают во взрослый мир, проблем становится только больше. Решают их уже немолодые родители.

Они продолжают будить детей по утрам, готовить обеды, напоминать о совещаниях, заполнять квитанции ЖКХ, искать подходящего спутника или спутницу, сидеть с детьми… На собственную жизнь времени не остаётся.

Чем это грозит в будущем

Гиперопека утомляет. И больше всего — самих родителей. Только представьте, в каком напряжении они находятся с момента вашего рождения.

Постоянные физические и эмоциональные перегрузки приводят к усталости, тревоге, депрессии. Да, раз они так о вас заботятся, им нравится воспитывать детей. Но нет ничего хорошего в том, что они совершенно забывают о себе. Когда дети покидают родное гнездо, для заботливых родителей это становится настоящим ударом.


Джули Литкотт-Хеймс в книге «Отпустите их» пишет о вреде, который родители причиняют собственным детям и себе неумеренной гиперопекой. Также она предлагает альтернативные методы воспитания, которые призваны развить в отпрысках самостоятельность, уверенность, целеустремлённость.

Особенно полезно прочитать эту книгу родителям современных подростков. Если ещё 20–30 лет назад гиперопека была явлением единичным, то сегодня она повсеместна.

бумажная книгаэлектронная книга

lifehacker.ru

Главные ошибки, которые совершают родители — The Village

Молодые родители к моменту появления малыша, как правило, уже изучили десятки книг по педагогике, психологии и педиатрии и хорошо представляют, как именно они будут его воспитывать. Но полностью застраховаться от ошибок практически невозможно, ведь все мы иногда устаём, принимаем необдуманные решения, нервничаем и выходим из себя. The Village попросил психолога Анну Федосову рассказать о распространённых педагогических ошибках и о том, как их избежать.

Анна Федосова

психолог, монтессори-педагог, эксперт сообщества «Монтессори.Дети»

Ошибка № 1

Игнорирование, отвержение, навешивание ярлыков на ребёнка

В этой области многие родители переоценивают собственную осведомлённость. Все догадываются, что обзывать детей непедагогично, что вредно для нежной детской души говорить «Я тебя не люблю», что плохо не вникать в дела своих детей. Но далеко не все осознают, что существуют менее очевидные проявления отторжения ребёнка.

Довольно часто детям отказывают в праве чувствовать то, что они испытывают, и так сильно, как они это переживают. Нам неприятно, когда нашим детям плохо, и велик соблазн оберегать самих себя, стараясь отвлечь детей от отрицательных эмоций: огорчения, страха, гнева, зависти. Мы не хотим, чтобы такое испытывали наши дети, и пытаемся их убедить, что этого не происходит. Нередко родители путают социально неодобряемое поведение и чувства. Нельзя бить других, ломать от злости вещи, но гнев сам по себе — нормальная реакция человека, который не получает чего-то, что захотел. Наша задача и состоит в том, чтобы помочь детям научиться действовать конструктивно в подобных ситуациях: смиряться с тем, что невозможно получить всё и сразу, решать конфликты, договариваться, ждать, планировать.

Иногда детям навязывается невыполнимое требование, диктуемое стереотипом, или желательное выдаётся за необходимое. Мальчики не плачут, девочки не пачкаются, сильные не трусят, умные не совершают глупых поступков, старшие дети любят младших — и так до бесконечности. Жизнь разнообразна и многогранна, но и она, и мы сами далеки от идеалов. Можно научиться совершенствоваться и использовать или преодолевать свои несовершенства.
Тот же, от кого родители требовали быть совершенным, обречён на неудачу.

Дети могут сильно расстраиваться по пустякам. Между тем мы, взрослые, тоже дорожим одним и тем же с неодинаковой силой. Если вы огорчены тем, что порвали любимое платье или разбили фарфоровую куколку, оставшуюся от бабушки, то вам не покажется уважительным утешение вроде «Пустяки, ничего страшного». Но когда ребёнок убивается о том, что не может унести домой ямку, вырытую в песочнице, мы, случается, даже посмеяться над его горем можем.
И редко когда осознаём, что отказываем ребёнку в том, что он и его жизнь, его интересы — важны и ценны.

Другая сложность заключена в понимании того, что ярлык, несправедливое обобщение в равной мере обидны и унизительны, будь то негативная или положительная оценка. То есть «молодец» и «дурак» — в одинаковой степени внешняя генерализованная оценка. По одним и тем же причинам все люди (и особенно дети) нуждаются в конструктивной критике и похвале. Когда мы указываем на конкретные недостатки так, что понятно, как их можно исправить, ребёнок не отчаивается, а совершенствуется. Когда мы указываем конкретные достоинства, обращаем своё и его внимание на то, что именно у него получилось лучше, чем вчера, просто констатируем факты того, что ребёнок делает, то ребёнок учится анализировать результаты своих действий и самостоятельно чувствовать удовлетворение от того, что он делает.

Разбор ошибки

 Неверное решение: описать проблемную ситуацию обобщённым «Плохо», «Хорошо», «Молодец», «Безобразник» или приказать перестать чувствовать:
«Не плачь», «Нельзя злиться на сестру», «Ничего страшного».

Краткосрочный эффект: родитель успокаивает самого себя, ребёнок замыкается и старается не выдавать себя в том, что не угодно родителю, что выглядит как улучшение поведения.

Последствия: ребёнок не развивает способность понимать свои чувства,
не учится конструктивно на них реагировать, осваивает манипулятивные стратегии в общении; скорее всего, подвержен психосоматике (игнорируемые чувства-то никуда не деваются). Ребёнок не уверен в себе и зависим от внешней оценки, не умеет конструктивно критиковать и хвалить результаты своего и чужого труда. Ребёнок получает сигнал «Ты не хорош таким, каков ты есть» или не чувствует, что его замечают, потому что в обобщённых оценках слишком
мало личного.

Верное решение: развивать собственную способность к конструктивной критике и похвале, к безоценочному мышлению, построению адекватного самоотношения и самооценки. Наслаждаться жизнью человека, обладающего этими прекрасными навыками, а заодно применять их по отношению к собственным детям и выступать примером зрелого отношения к жизни.

Ошибка № 2

Телевизор, компьютер и аудиовизуальные гаджеты

Для большинства взрослых работающий телевизор — это не только вид досуга, но и фон для многих бытовых дел, источник тем для общения и расширения кругозора. Я рискну сравнить телевидение с алкоголем: можно дискутировать о пользе или вреде спиртного для взрослых, но, несомненно, детям алкоголь давать нельзя. В силу определённых причин с телевидением дело обстоит совершенно аналогично: вне зависимости от того, видите ли вы пользу или вред в просмотре телепередач и каких именно, развитию детей телевидение наносит ущерб.

До шести лет дети обладают специфическим впитывающим разумом, когда их мозг работает иначе, чем у взрослых. Это наделяет их способностью воспринять за короткий срок огромное количество информации о человеческой культуре и мире в целом вокруг них. Всё, что повторяется или вызывает интенсивные эмоции даже однократно, становится частью личности ребёнка и буквально впечатывается в мозг. Громадный темп усвоения информации достигается за счёт того, что она не сортируется, не систематизируется и не оценивается так, как это происходит у взрослых.

Кроме того, дети в принципе ещё только выстраивают внутри себя личность во всей её сложности, поэтому многие функции зрелой психики просто не могут работать. Чтобы рефлексировать, понимать себя, нужно иметь этого «себя». Для того чтобы выносить моральные оценки, нужно определиться с базовыми принципами морали и научиться порождать цепочки логических рассуждений.
А чтобы следовать моральным принципам, ещё и развить желание поступать по совести и натренировать волю. Для того чтобы отделить важное от неважного, типичное от случайного, характерное от сопутствующего, необходим колоссальный опыт ранних впечатлений и умение категоризировать, которое продолжает развиваться и совершенствоваться у школьников.

Телевидение выглядит совершенно иначе для ребёнка — даже если вы не позволяете детям смотреть взрослые фильмы и передачи. Что повторяется чаще всего? Реклама. Способен ребёнок считать её неважным или дополнительным по отношению к телепередаче? Нет.

Чтобы правильно оценить, какое впечатление производит реклама на детей, представьте, что вы — инопланетянин, который, как Милла Йовович в фильме «Пятый элемент», просматривает многие часы видеоматериала, чтобы составить представление о землянах. Как вы начнёте судить о жизни, если самыми частыми сообщениями о ней будет реклама?

Реклама постоянно эксплуатирует темы секса и насилия, постоянно транслирует идею: ты малоценен, ты несчастлив, ты хуже других, если только не купишь рекламируемый продукт. Реклама, адресованная детям, вовлекает их в гонку потребительства так рано, что ничего другого они уже не успевают узнать. Они вырастают органически настроенные следовать за модой ради следования за модой.

Если вам кажется, что я драматизирую, обернитесь и посмотрите в ящик с игрушками своих детей. Много ли там небрендированных элементов? Кукол, не являющихся персонажами мультфильмов, конструкторов, не украшенных изображениями этих персонажей? Что изображено (и почему именно это) на коробках карандашей, футболках, рюкзачках, щётках, мебели, посуде? Как выглядят сладости, которые просят купить вас дети? Дети, далёкие от этой постпродакшен вакханалии, существуют. И почти всегда это дети, изолированные от рекламы в раннем возрасте.

Большинство детских сериалов и мультфильмов крайне сомнительны с точки зрения моральных образцов. Более того, ряд технических приёмов, удешевляющих производство таких мультфильмов — например, повторяющиеся сценки, — тренируют клиповое мышление.

Но всё, о чём было сказано, — это меньшее из зол. Есть причина, по которой даже хорошие мультфильмы, телепередачи и видеоигры вредны детям, особенно до трёх лет. Дело в том, что польза любого видеоряда, даже интерактивного, основана не только на его содержании, но и на определённой компетентности мозга, воспринимающего его. Сначала мы учимся действовать в реальном мире, мы интерпретируем впечатление, попадающее на сетчатку глаза и все органы чувств, и бессознательно учимся моделировать действительность на основе этих сигналов.

Мы можем предсказывать, как далеко предмет, какой он формы, как нужно двигаться, чтобы его взять или дотронуться, как быстро и куда он переместится, если движется, и так далее. Никак иначе, кроме как на собственном опыте, научиться этой громадной работе по осмыслению мира нельзя. Ребёнок не сможет научиться ходить, только просматривая видео о том, как ходят другие, или играя в интерактивную игру-бродилку, какими бы замечательными ни были эти мультфильмы и игры. Но думать и понимать ребёнок тоже может научиться, только действуя самостоятельно в реальных условиях.

Полноценно использовать в образовательных целях модели мира (а любая картинка, аудио, видеозапись, игра, книга — именно модель) может только человек, накопивший достаточный опыт собственного моделирования действительности. И если не готовый к восприятию картины или книги ребёнок просто потеряет к ним интерес и займётся чем-то, что позволит ему научиться воспринимать такие обобщения, то в случае с аудиовизуальными технологиями происходит иное. Ребёнок впадает в трансоподобное состояние, когда он выглядит увлечённым, его внимание поглощено и он не ищет подходящей деятельности, ничего не делает для того, чтобы стать более готовым к продуктивному использованию моделей реальности. Так то, что могло бы быть полезным, становится отравой.

Создать разнообразный виртуальный мир для ребёнка гораздо проще, чем реальную более-менее богатую и безопасную среду. Ребёнок, замерший возле планшета или экрана, не утомляет кипучей деятельностью там, где её не ждали. Он не требует помощи в поиске новых занятий, не рискует, придумывая себе всё новые виды двигательной активности, не пробует делать то, что у него не получается, и не совершает ошибок в ходе этих проб. Он не роняет, не разливает, не пачкает, не шумит, не использует вещи не по назначению. Не учится любить и общаться, не овладевает активной речью, не тренирует нервную систему моделировать, предсказывать и понимать мир вокруг, не развивается полноценно.

Отдельного упоминания заслуживают технологии дополненной реальности, которые дезориентируют ребёнка в понимании реальности. В Сети есть видео, показывающее реакцию малышей на редактор изображения камеры. Создатели, вероятно, думали, что создают подборку забавных моментов. Но на видео очень хорошо видно, что дети реагируют сильным страхом на каждое изменение своего отражения или изображения родителей — независимо от того, привносится ли что-то страшное или милое. Детей пугает сам необъяснимый факт метаморфозы, который рушит их уверенность в том, что они достигли уже некоторой компетентности в понимании и предсказывании вида окружающего мира.

Разбор ошибки

Неверное решение: позволить ребёнку смотреть то, что смотрите по телевизору вы, включать дошкольнику, особенно младшему, мультфильмы, чтобы занять его, полагаться на развивающий эффект телепередач и интерактивных программ.

Краткосрочный эффект: ребёнок занят просмотром или игрой.

Последствия: ребёнок упускает важные возможности саморазвития, которые осуществимы только в активной самостоятельной деятельности в реальных условиях. К тому же он впитывает сомнительные этические и эстетические стереотипы. Стимулируется агрессивность, перегружается визуальный канал восприятия.

Верное решение: повышать собственную педагогическую компетентность, которая позволит создавать условия, в которых ребёнок сможет отчасти самостоятельно, отчасти с вашей помощью действовать, экспериментировать, играть и развиваться. Создать дом, удобный и безопасный как для самого ребёнка, так и для всех членов семьи.

Спланировать жизнь семьи так, чтобы в ней было время на общение родителей с детьми. Развивать и поощрять самостоятельность детей в быту. Это уменьшает нагрузку на родителей и одновременно даёт детям жизненный опыт самостоятельной активности в реальном мире, который они впоследствии используют для самосовершенствования в самых разных аспектах: от крупной и мелкой моторики до словарного запаса и обширных знаний об окружающем мире.

Ошибка № 3

Нестабильность требований или угроза невыполнимым действием

Быть последовательным в требованиях, которые мы предъявляем (особенно маленьким детям), непросто. Но надо понимать, что если ребёнок понял, что «нет», иногда «точно нет», а в других случаях может оказаться «ладно, да», то он будет каждый раз испытывать ваше терпение. Во-первых, потому что будет надеяться получить желаемое. Во-вторых, потому, что захочет установить логику. Если мама иногда терпелива, а иногда кричит, надо же разобраться, какие именно обстоятельства вызывают каждую из реакций. Для того чтобы всё обошлось без жертв, важно по мере сил свести количество запретов к минимуму, а для этого хотя бы обстановка в доме должна быть готова к тому, что в ней захочет действовать ребёнок.

Родителям, как правило, тяжело оттого, что при столкновении с ограничениями ребёнку потребуется некоторое время, чтобы погоревать о том, что он не может получить желаемое или совершить какое-то действие. Увы, невозможно примириться с реальностью, не пережив некоторого дискомфорта и не убедившись, что он не смертелен.

Я не призываю оставлять детей один на один с этим горем. Возможно, ваше сочувствие облегчит их горе. Но сочувствовать не значит уступить. Это налагает большую ответственность на родителя, формирующего требования. Невозможно настоять на своём, если вы угрожали тем, что не сможете воплотить в жизнь. Например, если вы пообещали оставить ребёнка в магазине, если он не уйдёт с вами, и не смогли выполнить угрозу, то вам придётся признать, что ваши слова ничего не стоят. Или напугать ребёнка тем, что вы его —пусть ради видимости — бросили.

Разбор ошибки

Неверное решение: иногда разрешать то, что вы обычно запрещаете.

Краткосрочный эффект: ребёнок перестаёт огорчаться, сердиться или отвлекать проявлениями огорчения или гнева.

Последствия: ребёнок каждый раз подолгу проверяет, не отменим ли запрет на этот раз.

Верное решение: заранее создавать условия, в которых легко будет ограничиться минимумом запретов и неукоснительно им следовать; формулировать требования и санкции так, чтобы их было реально выполнить и вам, и ребёнку с учётом его возраста и индивидуальности. Учиться
одновременно проявлять эмпатию и сочувствие к огорчению ребёнка и настойчивость и последовательность своих требований.

Ошибка № 4

Детоцентризм

Развитие цивилизации приводит к тому, что детей становится меньше, а внимания им уделяется больше. Казалось бы, это должно приводить к тому, что дети вырастают окружённые заботой, большими возможностями, а значит,  более счастливыми, умными, образованными, зрелыми.

Но статистика говорит об обратном: количество инфантильных, не умеющих брать на себя ответственность, эмоционально нестабильных молодых людей неуклонно растёт. Синдром Питера Пэна приобрёл характер эпидемии: дети не хотят взрослеть.

Одна из основных причин этой печальной тенденции состоит в том, что в моду вошёл образ родителей, соревнующихся в том, как много они вложили в воспитание своих детей. Девиз человечества «Лучшее — детям!» рождает армии выросших, но не повзрослевших детей. Кто в здравом уме захочет перестать быть ребёнком и лишиться привилегий?

Взрослость перестала быть возможностью больше прежнего реализовывать себя, принимать решения, делать выбор и превратилась в период доминирования неприятных обязанностей над развлечениями. Многие дети не находят удовольствия в заботе и помощи. А значит, либо не умеют их проявлять, либо в глубине души считают их повинностью, дорогой платой за возможность дружбы или любви.

Во многом это связано с тем, что родители в своё время оказались не способны перейти к новым отношениям с ребёнком. Младенца любят за то, что он есть. Действительно, научиться жить отдельно от матери — большое достижение на определённом этапе. Но позднее основу отношений составляет не радость от того, что ребёнок выжил, а сотрудничество на почве общих интересов, доброжелательное общение, взаимная поддержка.

Если от ребёнка не начинают ожидать большей эмоциональной зрелости, ответственности и личного вклада в отношения как с родителями, так и с другими людьми, то постепенно природное желание сотрудничать угасает. Став старше, ребёнок, даже понимая умом, что он не центр Вселенной, в глубине души, на уровне впитанного в детстве отношения, тоскует о привилегированном положении, вместо того чтобы наслаждаться возможностью быть активным и деятельным как в отношениях, так и в любой деятельности.

Разбор ошибки

Неверное решение: дать ребёнку всё лучшее во что бы то ни стало, от модных игрушек до многочисленных развивающих занятий; наслаждаться ролью идеальных родителей.

Краткосрочный эффект: может быть различным в зависимости от того,
как именно родители воплощают в жизнь образ идеальности: ребёнок действительно всё время занят чем-то, иногда получает достаточно внимания значимых взрослых, возможно, демонстрирует успехи в школьной или внешкольной учёбе.

Последствия: ребёнок привыкает к позиции развлекаемого; часто не умеет самостоятельно занять себя. В целом желание быть самостоятельным и независимым, не получив должного подкрепления, угасает, и ребёнок вживается в иждивенческую позицию как на бытовом уровне, так и в процессе решения жизненных задач.

Рано или поздно вследствие всего этого взрослые оказываются перегружены. Ребёнок впитывает образ жертвующего личными интересами родителя
и позднее стремится отложить собственное родительство на более поздний срок (или избежать его вовсе), чтобы «успеть пожить для себя». Часто ребёнок не получает достаточного опыта сотруднических отношений, не умеет в достаточной мере учитывать интересы и желания других людей. Это сильно затрудняет близкие отношения даже с родителями, не говоря о других связях.

Верное решение: выстраивать отношения «ребёнок в семье», а не «семья ради ребёнка». Встраивать заботу о детях в часть собственной жизни, раскрытия собственного потенциала и реализации своих интересов. Предоставлять ребёнку больше возможностей по мере взросления, создавать условия для самостоятельности и независимости во всём, к чему ребёнок готов, как можно раньше, от одевания до выбора профессии.

Сообразно возрасту позволять сталкиваться с последствиями безответственного поведения. Здесь важно понимание психологии детства: нельзя требовать от ребёнка того же, что и от взрослого, потому что ребёнок — другой. Но нужно постепенно, шаг за шагом, приблизиться к независимости и ответственности взрослого и свободе самоопределения, которые они дают.

Ошибка № 5

Защита от копирования

Сейчас достаточно популярны развивающие доски бизиборды. На некоторых из них можно встретить розетку и вилку, которую ребёнок может вставлять в розетку. Не исключено, что ребёнок попробует запихнуть в дырочки элементы игрушек, карандаши, ножницы.

Стоит ли удивляться, если потом он задумает проделать то же с другими, уже настоящими розетками? Такая игрушка даёт ошибочное представление о мире. Ходунки дают ребёнку ложное впечатление, что ходить — это перебирать ножками, а не переступать на них. Они учат ошибочному знанию, что ребёнок может ходить, когда он не может. К сожалению, таких примеров много.

Родители очень часто упускают из виду, что всё, что они говорят и делают, принимается ребёнком за образец для подражания. Причём малыш не всегда может правильно понять смысл ваших действий и будет слепо копировать их. Например, мама в присутствии ребёнка нанесла декоративную косметику.

Как много времени пройдёт, прежде чем ребёнок украсит себя фломастерами? Первым порывом защитить себя от неумелого копирования может быть желание отстранить ребёнка и оградить от себя запретами. Беда в том, что подражание — один из важнейших механизмов обучения и саморазвития для ребёнка. Неодобрение копирования губит на корню инициативность и веру в себя. Часто получается так, что сначала родители долго отучают дошкольника повторять за ними, а потом ругают подростка за то, что он их не слушает.

Мудрость же состоит не в том, чтобы бороться с подражанием, а в том, чтобы возглавить его. Предоставить ребёнку возможность подражать вам так, что у него это получится, и так, что вам это не доставит хлопот.

Вы что-то готовите? Покажите ребёнку, что он сможет смешать, переложить, насыпать. Убираете? Выделите ребёнку маленькую швабру и губку, чтобы он мог сам убрать за собой, если разольёт.

Развешивание с прищепками способно надолго увлечь ребёнка и принести больше пользы, чем самая хитроумная игрушка по развитию мелкой моторики. Если вы не заботитесь о том, что вы образец для подражания, то ребёнок способен стать настоящим стихийным бедствием.

Если же вы ожидаете, что ваши действия будут копировать, и заранее к этому готовы, то у вас будет старательный и деятельный последователь. Ребёнок будет благодарен вам за предоставленную возможность действовать. Он быстро умножит собственную самостоятельность, благосклонно отнесётся к вашим «нельзя», потому что убедился, что у вас для него в запасе большое количество интересных «можно».

Разбор ошибки

Неверное решение: отвлечь, занять ребёнка, установить систему большого количества запретов. Ругать ребёнка за подражание.

Краткосрочный эффект: ребёнок не очень часто поступает неправильно.

Последствия: ребёнок теряет инициативу и настрой на то, чтобы следовать за взрослым. Для развития ребёнка и рутинных дел всегда требуется выделить особое время, и на каждое из этих направлений его не хватает.

Верное решение: продумывать как можно больше способов для ребёнка копировать ваши занятия на своём (для малышей — упрощённом) уровне. Следить за собой и быть хорошим примером для своих детей.

фотографии: обложка – waldemarus - stock.adobe.com, 1 – Myst - stock.adobe.com, 2 – 75tiks - stock.adobe.com

www.the-village.ru

Психологи назвали важные уроки, которые детям должны преподать родители, а не жизнь

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Ричард Брэнсон (Richard Branson), миллиардер и основатель Virgin Group, однажды сказал: «Если бы вы спросили всех людей на планете о том, кто дал им лучший совет в жизни, держу пари, ответ большинства был бы „мама“». Полагаем, что оставшиеся упомянули бы папу. Так чему же нужно научить детей, чтобы спустя много лет они с благодарностью вспоминали вас в своих интервью?

Мы в AdMe.ru уверены, что ваши дети вырастут достойными людьми, а для того чтобы они точно сказали вам спасибо за хорошее воспитание, возьмите на вооружение эти 9 важных уроков, которые никогда не поздно им преподать.

1. Готовить еду

Джули Охана (Julie Ohana), социальный работник и кулинарный терапевт, убеждена: приготовление еды помогает выражать любовь и развивать навыки общения. Это чистейший акт альтруизма, который приносит счастье и чувство единения с людьми. Так почему бы не научить этому детей?

Тем более, узнавая, из чего готовятся блюда, ребенок быстрее поймет разницу между полезной и вредной едой, станет более осознанным в выборе продуктов и, возможно, на секунду задумается перед покупкой очередного гамбургера в компании друзей.

Джейми Оливер (Jamie Oliver) считает, что детей нужно привлекать к кулинарным делам с раннего возраста. Для того чтобы малыши полюбили готовить, начните с простых рецептов, разрешайте им трогать и нюхать проду

www.adme.ru


Смотрите также

Регистрация на сайте

Пароль будет отправлен тебе на e-mail.

 

×