Ребенок всего боится 3 года


Что делать, если ребенок всего боится? Советы психолога | Здоровье ребенка | Здоровье

Стоит ли оберегать чадо от всех возможных страхов или заставлять преодолевать боязнь, несмотря ни на что? Рассуждает Анна Арутюнян, психолог-консультант.

Страх или каприз?

- Детские страхи - не всегда однозначно зло. Справляясь с ними, ребёнок приобретает опыт, учится преодолению, взрослеет. Но объём и сила страхов должны быть посильны для психики конкретного ребёнка, иначе это выльется в психическую травму, которая испортит ему жизнь, когда он вырастет. И тогда даже специалисту нелегко будет установить, откуда возникли проблемы со здоровьем, неврозы, бессонница.

Где этот переносимый предел, могут подсказать знание закономерностей развития ребёнка и здравый смысл самих родителей, хорошо знающих своего отпрыска. Если ребёнок боится засыпать без света или оставаться один, не нужно упираться и заставлять его спать в темноте, запирать дома одного - только потому, что ему уже исполнилось 8 лет и других детей-ровесников это не пугает. Так вы превратите его в невротика. Важно понять, реально ли ребёнок боится или он так манипулирует родителями. Например, потому, что ему хочется больше внимания и почаще быть с мамой. Если это так, надо дать ему понять, что его раскусили, и объяснить, что есть время для него, а есть для других дел. Но при этом уделять ему достаточно внимания. Ни один родитель никогда не сможет удовлетворить все потребности ребёнка - ему нужно научиться самостоятельности.

Важно понять причину. Есть реальный страх чего-то конкретного, а есть тревога, ни с чем на первый взгляд не связанная. Постарайтесь вспомнить вместе, что могло её вызвать - страшный мультфильм, происшествие в школе, на улице. Страх может возникать при недостатке информации. А пробел заполняется страшилками. Таково свойство психики: думать сначала о плохом. Вспомните самих себя. Если ребёнок задержался из школы, мы сразу начинаем думать, что его сбила машина или напали хулиганы. А то, что он с друзьями хорошо проводит время, почему-то в голову не приходит.

Виноваты родители?

Часто сами родители - авторы страхов у своих детей. Например, когда мама долго не подходит к кричащему младенцу, пытаясь приучить его к режиму. Или когда, вроде заботясь о безопасности, мы говорим ребёнку: «Не делай так, я боюсь, ты упадёшь, порежешься, обожжёшься...»

Предупреждаем: «Этот мальчик  хулиган». Понаблюдайте за собой: часто ли вы грозите малышу, что за непослушание его заберёт Баба-яга, чужой дядя. Если да, то потом не стоит удивляться, что ребёнок просыпается и кричит по ночам или не может оставаться один. Не проявляйте при детях неуверенности в своих силах, старайтесь как можно реже говорить: «Я боюсь...».

Многие детские страхи сами проходят со временем. Но есть дети, которые в силу характера не делятся страхами с родителями, загоняют их внутрь. Страхи накапливаются, растёт тревога, и это создаёт почву для формирования будущего невроза.

Инфографика Яны Лайковой / АиФ

Смотрите также:

aif.ru

Ребенок всего боится - что делать, когда ребенок в 2-3 года и 5-7 лет боится всего

Каждый детский возраст имеет свои особенные “страшилки”. Разберемся какие они бывают и откуда берутся.

Когда ребенок всего боится в 2-3 года

Это обусловлено инстинктом самосохранения: эмоциональная реакция на возбудитель помогает избежать чего-то или кого-то, кто может причинить вред. Громкие внезапные звуки, одиночество (мама ушла или оставили одного в комнате), уколы и боль от медицинских манипуляций - все это может стать причиной стресса и, как следствие, боязни или ночных кошмаров.

Подробнее о детских кошмарах читайте в статье “Ребенку снятся страшные сны? Без паники!”

Когда ребенок всего боится в 5-7 лет

Это чаще проявление бурной фантазии. Это время “расцвета” разных страхов, когда ребенок может буквально начать бояться всего: темноты, природных стихий, сказочных героев, животных, бандитов и войн. Эти боязни связаны с глубинным страхом смерти - своей и родителей. Причиной может стать конкретная ситуация (укус собаки, например, или переезд), запугивания взрослых (“придет серенький волчок и укусит за бочок”), внушения (“не входи - убьёт”).

Жорик часто беспокоен, пуглив, до слез не желает ходить в школу, отказывается разговаривать и выполнять просьбы родителей. Жорику плохо из-за внутренней тревоги, он не в состоянии нормально учиться и общаться. Со временем у него может развиться депрессия или обсессивно-компульсивный синдром. Жорику срочно нужно помочь выбраться из затянувшегося стресса.

Появление чрезмерной взволнованности крохи при любой неопределенности говорит о тревожном психо-эмоциональном расстройстве и должно насторожить родителей. Наблюдая за своим чадом, обнаруживаются некоторые из перечисленных симптомов:

  • непривычно сильно смеется или плачет

  • замер или слишком балуется, нервно играет

  • тянется “на ручки”, прячется в объятиях родителей

  • не хочет говорить, даже вспоминать о том, что его пугает

  • плохо спит

  • энурез, энкопрез (недержание кала)

Разумеется, диагноз ставит квалифицированный врач, к которому вы обратитесь со своими наблюдениями. Терапевт поможет справиться с беспокойством и страхами, научит противостоять чрезмерной тревожности, расскажет вам, как заниматься с ребенком дома, возможно пропишет лекарства. Своевременное лечение, работа с психологом, правильное воспитание обеспечивают благоприятный исход.

mamaschool.info

Детские страхи от 1 года до 3 лет

В этом возрасте интенсивно развиваются сознание и речь, координируются движения, совершенствуются исследовательские формы поведения, появляется настойчивость в преодолении трудностей. К 2 годам происходит осознание своего "я", понимание различий между девочками и мальчиками, отношений "взрослый - ребенок - родитель".

Возникающие таким образом отношения являются необходимой предпосылкой для развития чувства семьи, соотносимого, в свою очередь, с чувством рода и, более широко, с чувством человеческой общности.

Формирование подобных психологических понятий возможно только в благоприятных семейных условиях, при эмоциональном контакте и взаимопонимании с обоими родителями, при отсутствии постоянных семейных конфликтов. Тогда семья становится для малыша надежной защитой и позволяет в полной мере развить и реализовать свои способности и умения.

В эмоционально спокойной и жизнерадостной семье у детей к концу первого года жизни заметно уменьшаются, если они были, нерезко выраженные признаки невропатии - следствие тех или иных нарушений во время беременности и родов. Ребенок меньше беспокоится по ночам, крепче спит, не так реагирует на шум, яркий свет, перемену обстановки.

Всего этого не происходит в тех семьях, где родители конфликтуют между собой, считая, что ребенок слишком мал, чтобы осознать их отношения. Безусловно, дети не понимают, но эмоционально воспринимают конфликт, испытывая острое чувство беспокойства всякий раз, когда неожиданно меняется поведение взрослых. Нужно помнить, что эмоциональное напряжение матери в конфликтной ситуации сразу передается ребенку, неблагоприятно отражаясь на его самочувствии.

Если мать годовалого ребенка очень расстроена, находится в подавленном настроении, не улыбается и почти не разговаривает с ним, но часто приходит в возбужденное состояние и тоскливое настроение, то не удивительно, что малыш капризничает, отказывается от пищи, беспокойно спит днем и ночью, становится вялым, менее жизнерадостным. Как только улучшается настроение матери, он заметно успокаивается и начинает жить своей эмоциональной жизнью.

До 2 лет интересы ребенка целиком сосредоточены на близких людях, на семье, и пока нет особой потребности в общении со сверстниками. При стабильности семейных отношений эмоциональное развитие ребенка находится в безопасности, уменьшая вероятность появления беспокойства и способствуя более адекватному формированию его "я". В немалой степени это позволяет понять известную педантичность детей от 1 до 2 лет, выполняющую одновременно роль стабилизирующего фактора в процессе формирования "я" и своеобразного ритуала, предохраняющего от чувства беспокойства (тревоги), которое возникает, как мы знаем, в ситуациях неопределенности, непредсказуемого изменения отношений с близкими людьми.

Изменение сложившихся эмоциональных отношений происходит при рождении второго ребенка. Тогда старший, привыкший к постоянной заботе, может беспокойством и обидой ответить на переключение внимания матери. Чтобы привлечь внимание взрослых, он идет на всякие ухищрения. Одно "срабатывает" лучше всего - стоит заболеть, чего-то испугаться, и мать опять принадлежит ему, ласкает, заботится, уговаривает.

Пример. Когда мальчик испугался, оставшись один при родившейся сестре, мать сразу заволновалась, окружила повышенным вниманием, и он все чаще стал бояться оставаться один, чтобы опять не оказаться в новой, травмирующей для него ситуации эмоционального забвения.

Уже к двум годам дети довольно чутко различают симпатии родителей, плачут от обиды и вмешиваются в разговор взрослых, не в силах перенести отсутствие внимания, "прилипают" к родителям, следуют по пятам, не позволяя долго разговаривать с кем-либо. Налицо ревность - желание безраздельно обладать объектом любви и привязанности, в качестве которого первично выступает мать.

Беспокойство из-за недостатка ее чувств в полной мере отражается во сне, наполняя ужасами исчезновения матери и отсутствия помощи при опасности. Таким образом, ночное беспокойство выступает в качестве тонкого диктатора дневного неблагополучия ребенка, отсутствия уверенности в прочности и незыблемости семейного эмоционального окружения.

Когда нервно и соматически ослабленного ребенка отдают в ясли, часто нарушается его эмоциональный контакт с матерью. Более выражено беспокойство при помещении в ясли у единственных и чрезмерно опекаемых детей, матери которых сами раньше испытывали страх одиночества.

Беспокойство ребенка еще больше усиливается, если в семье конфликтные отношения, и сама мать находится в состоянии длительного эмоционального стресса, как и произошло с мальчиком 2 лет и 10 месяцев, помещенным в ясли. Он скучал без матери, молча сидел в углу, отказывался от пищи и не мог заснуть. Дома, наоборот, становился возбудимым, капризным, нетерпеливым, чересчур обидчивым и боязливым, то есть требовал к себе повышенного внимания.

В 2 года стал бояться темноты и сказочных персонажей, не отпускал мать от себя, плакал и требовал ее постоянного присутствия. В итоге непереносимого эмоционального перенапряжения ухудшилась речь и появилось заикание.

Осознавая свое "я", отделяя себя от окружающих, ребенок 2 лет уже не так односторонне фиксирован на матери. Он все больше нуждается в общении с другими членами семьи. Вот почему дети этого возраста становятся заметно общительнее и легче вступают в контакт с незнакомыми людьми, однако в семье договориться становится все труднее. Недаром возраст 2-4 лет называют возрастом упрямства.

Фактически же речь идет о развитии волевых качеств, противостоящих неуверенности в себе и нерешительности в действиях и поступках. Те родители, которые беспощадно воюют с ребенком, все время ограничивают его самостоятельность или оберегают от любых, даже "неопасных опасностей", рискуют помешать развитию активности на самых ранних этапах, что в дальнейшем способствует появлению страхов.

Если пропустить время для стыковки эмоциональной и волевой сторон развивающейся психики ребенка, то они будут существовать независимо друг от друга. Поведение такого ребенка: тих, "забит" дома и агрессивен со сверстниками или дома "тиран", а вне пугается любых контактов с посторонними людьми, а потому играет всегда один.

Естественно, что предоставлять самостоятельность надо как можно раньше, когда малыш только начинает ползать. Убрав все опасные предметы, родители должны разрешать ему свободно передвигаться по квартире. Самостоятельность всячески поощряется, "нет" произносится только в самых необходимых случаях, но зато соблюдается неукоснительно.

И у самих родителей нет испуганного выражения лица, тревожных возгласов, панических криков, драматических реакций и беспрерывных запретов. Они спокойны, потому что знают: все мелкие предметы, которые ребенок может проглотить, уже убраны (потребность все "пробовать на язык" естественна в этом возрасте). Жизнерадостное восприятие жизни родителями, теплое эмоциональное общение с детьми, уважение растущей потребности в независимости и своевременная похвала укрепляют волевую сферу детей, что, в свою очередь, уменьшает вероятность появления страхов.

В рассматриваемом возрасте, тем не менее, созревают новые страхи. Главным персонажем страшных сновидений чаще всего оказывается Волк. Его зловещий образ часто появляется после слушания сказок, в том числе о Красной Шапочке. Волк снится чаще детям, боящимся наказания со стороны отца. Кроме того, Волк ассоциируется с физической болью, которая возникает при воображаемом укусе острыми зубами. Последнее весьма существенно, если учесть характерный для детей данного возраста страх перед уколами и болью.

Ближе к 4 годам в кошмарных снах начинает фигурировать и Баба Яга, отражающая проблемы ребенка во взаимоотношениях со строгой матерью, которая недостаточно ласкова, часто грозит наказаниями. Уносящая к себе "плохих" детей и расправляющаяся с ними Баба Яга, приходит из мира, где царят насилие, несправедливость и бессердечие.

Вот почему двухлетние и трехлетние дети всерьез просят иногда родителей убить Бабу Ягу и Волка, чтобы защитить от ночных кошмаров. Обычно роль защитника поручается отцу, если он достаточно сильный в представлении ребенка. Подобные просьбы нельзя считать пустым капризом и игнорировать, так как Волк и Баба Яга, живущие в подсознании ребенка, всегда свидетельствуют о каких-то тревожащих обстоятельствах его жизни, связанных, как правило, с отношениями со взрослыми в семье.

Перенесенный и не осознаваемый ребенком днем ужас или страдание превращают ночь в борьбу с воображаемыми чудовищами, порождаемыми фактически родителями. Если ребенок просыпается ночью от страха и его удается успокоить, убаюкать, то травмирующее влияние кошмарных сновидений выражено меньше.

Заметим, что уже со второго полугодия жизни некоторые эмоционально чувствительные и беспокойные дети нуждаются в том, чтобы их иногда перед сном укачивали, убаюкивали, нежно пели песни, ласково гладили и обнимали. В этом и состоит умение матери создавать малышу эмоциональный комфорт и безопасность, когда он нуждается в этом больше, чем когда-либо.

Если нельзя проснуться во время кошмарного сна и позвать на помощь, то острое чувство беспомощности, ужас перед неотвратимо надвигающейся опасностью наносит психическую травму у повышенно эмоциональных, впечатлительных, а также нервно и физически ослабленных детей. Если они не могут закричать, парализованные страхом, то возникший спазм голосовых связок может проявиться и днем - голос при сильном беспокойстве и в новой обстановке прерывается от волнения, трудно начать говорить. Дополнительным источником такого заикания может быть любое внезапное воздействие, ассоциируемое с типичными для этого возраста страхами перед неожиданными звуками, будь то сигнал машины или лай собаки.

Волк и Баба Яга символизируют угрозу для жизни, физическое уничтожение, прекращение жизни. Вместе с сильной, внезапно возникающей болью при физических травмах, заболеваниях образы Волка и Бабы Яги предваряют появление психологически мотивированного страха смерти у детей в 6 и 7 лет. Оба этих образа аккумулируют страх перед чем-то совершенно чуждым, отвратительным, агрессивно-бездушным и безжизненным в противоположность близости, нежности, ласковости и сердечности.

Чтобы ночью ребенок спал спокойно, без страшных сновидений, он должен знать, что ему ничто не угрожает, что его любят и всегда защитят. День его должен быть наполнен движениями, играми, радостью, смехом, новыми, но не чрезмерными впечатлениями. В таком случае и сон будет легкий, светлый.

Не надо укладывать малыша слишком рано или слишком поздно. Иначе он перевозбудится и у него нарушится естественный биоритм сна. Время засыпания должно быть всегда одно и то же, но продолжительность самого сна меняется с возрастом в сторону укорочения.

Представляет интерес и проведенный нами опрос 200 матерей детей 1-3 лет по списку из 29 видов страха. Наиболее частым у детей 2-го года жизни является страх неожиданных звуков (52 % мальчиков и 52 % девочек). На втором месте находится страх одиночества (44 % мальчиков и 34 % девочек), затем идут страхи боли, уколов и связанная с этим боязнь медицинских работников.

В 2 года страхи боли и уколов выдвигаются на первый план (каждый второй мальчик или девочка), затем следуют страхи одиночества (у девочек 48 %, у мальчиков 36 %). По сравнению с 1-ым годом уменьшается страх неожиданных звуков (каждый третий мальчик и девочка). Это указывает на уменьшение безусловно-рефлекторных, инстинктивно обусловленных страхов, и нарастание страхов, имеющих главным образом условно-рефлекторную природу происхождения (боль, уколы, медработники).

К 2 годам существенно увеличиваются, особенно у мальчиков, страхи перед засыпанием, что связано с более частыми у них кошмарными сновидениями.

Полученные данные показывают повышенную чувствительность детей преддошкольного возраста к внезапным и болевым воздействиям, одиночеству и отсутствию поддержки взрослых. Соответственно все, что связано с семейными конфликтами, медицинскими манипуляциями, нахождением в больнице или помещением в ясли, может быть существенным источником эмоционального стресса, беспокойства и страхов.

Проблемы страхов у детей не существует у тех родителей, которые уверенно и в то же время гибко ведут себя по отношению к детям, учитывают особенности их темперамента, зарождающиеся склонности и интересы, считаются с их "я".

Страхов в первые годы всегда меньше и они быстрее сходят на нет, если мать рядом с ребенком, в семье доминирует отец, родители не ведут "войну" с упрямством, развивают, а не подавляют или заглушают тревогой формирующееся "я" ребенка, сами родители уверены в себе и способны помочь детям в преодолении воображаемых и реальных опасностей.

www.psychologos.ru

Детские страхи от 3 до 5 лет

Это возраст эмоционального наполнения "я" ребенка. Чувства уже обозначаются словами, четко выражено стремление к пониманию, доверию, близости с другими людьми. Формируется и чувство общности - понятие "мы", под которым ребенок подразумевает вначале себя и родителей, а затем себя и сверстников.

Устанавливается ряд этических категорий, в том числе чувство вины и сопереживания. Возрастает самостоятельность - ребенок занимает себя сам, не требует постоянного присутствия взрослых и стремится к общению со сверстниками. Развиваются фантазии, а вместе с ними и вероятность появления воображаемых страхов.

В эти годы наиболее интенсивно формируются такие эмоции, как любовь, нежность, жалость, сочувствие и сострадание. Почти в равной степени эти чувства проявляются в отношении обоих родителей, если между ними нет конфликта, и они являются для детей объектом любви. В этом возрасте можно услышать от детей фразы: "Любить меня можно, а не любить нельзя", "Если ты меня накажешь, я все равно буду тебя любить".

Любовь, таким образом, имеет еще безусловный характер, и родители должны основательно подумать, прежде чем употреблять такие фразы, как: "Я не люблю тебя", "Я не буду с тобой дружить", поскольку они крайне болезненно воспринимаются детьми 3-5 лет и приводят к возникновению у них беспокойства (не всегда внешне проявляемого). В ряде случаев на него указывают нарастающая заторможенность, неустойчивость настроения, повышенная обидчивость и капризность.

Несмотря на чувство любви к обоим родителям (если они не конфликтны с ребенком и друг с другом), заметно эмоциональное предпочтение родителя другого пола, максимально выраженное, как и все эмоциональное развитие, в 4 года. Девочки нежно любят отцов, особенно если походят на них внешне, а мальчики испытывают эмоциональное влечение к матери. Подобный эмоциональный опыт гетерополых отношений между людьми найдет свое дальнейшее развитие в браке, когда супруги проявят друг к другу те же чувства любви, которые они испытали по отношению к родителям другого пола в детстве.

Более того, если в детстве были проблемы, трения, конфликты во взаимоотношениях с родителем другого пола, то это, при прочих равных условиях, будет способствовать возникновению проблем, трений, конфликтов в браке, то есть во взаимоотношениях с другим полом. Здесь может быть чрезмерное, избыточное ожидание ответных чувств любви, неосознаваемая персонификация (отождествление) супруга(и) по образу и подобию матери (отца) или желание воспроизвести в браке привычный стиль семейных отношений в детстве.

Но это впереди. В рассматриваемом же нами возрасте недостаточная эмоциональная отзывчивость родителя другого пола порождает беспокойство, неустойчивость настроения и капризность как средство привлечения внимания. С этой целью могут быть непроизвольно использованы страхи, особенно возникающие перед сном. Тогда родители должны лишний раз посидеть, поговорить, погладить, тем самым уделить внимание, не быть такими строгими, формальными и принципиальными, как днем.

Но и без этого в 3-5 лет часто встречается отмеченная нами триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет мать, в комнате должен гореть свет (ночник) и необходимо, чтобы дверь была полуоткрыта. При невыполнении хотя бы одного из этих условий беспокойство сохраняется, и сон не наступает. Волнение может проявиться и в связи с ожиданием страшных (кошмарных) снов.

Во всех случаях многое зависит от умения родителей не создавать из этих возрастных страхов лишней проблемы, вовремя успокоить детей, нежно поговорить с ними и не настаивать на незамедлительном, безотносительно к их переживаниям, выполнении своих требований. Да и днем не быть отдаленными от детей. Позаниматься немного с ними, поиграть, сказать пару теплых слов - и тогда не будет лишней "нервотрепки" с укладыванием спать.

Вне сна ребенок может испугаться тесного помещения, особенно когда он внезапно остается один или его оставляют в качестве наказания в закрытой комнате, где еще и мало света. Вспоминается наказанный воспитателем мальчик 4 лет, которого в связи с единственным случаем непроизвольного обмачивания на прогулке долго при всех стыдили, а затем закрыли в туалете. Следствием такого "воспитательного мероприятия" явились длительные нервные подергивания лица и тела.

В другом случае девочку 8 лет закрыл в темном сарае на даче мальчик. Вечером девочка долго не могла заснуть и кричала во сне. В последующие дни голос прерывался от волнения, а вскоре было замечено заикание, прошедшее только после серии направленных лечебных игр.

На первый взгляд, это довольно простой случай, тем не менее заикание появилось под влиянием типичных в данном возрасте страхов одиночества, темноты и замкнутого пространства. К тому же одиночество, как и темнота, уже само по себе представляет аналог замкнутого пространства.

Мы уже говорили, что дети преддошкольного возраста боятся во сне Волка и Бабы Яги. В возрасте 3-5 лет эти персонажи выходят из сна, населяя днем воображение эмоционально чувствительного и впечатлительного ребенка. К ним присоединяются Бармалей, Карабас-Барабас и прочие столь же нелицеприятные личности.

Специальный опрос показал наиболее частые страхи перед Бабой Ягой, Кощеем и Бармалеем у мальчиков в 3 года, у девочек в 4 года, (соответственно 34 %, 28 % и 34 % мальчиков и 50 %, 42 % и 47 % девочек). Мальчики, следовательно, раньше начинают реагировать на опасность, исходящую от чудовищ, а девочки чаще их боятся.

Перечисленные персонажи в известной мере отражают страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке столь существенных в данном возрасте любви, жалости и сочувствия. Тогда антиподом доброй, ласковой, любящей матери, которая не кричит, не угрожает, духовно и физически красивой, является образ Бабы Яги, как это выразила девочка 4 лет: "Баба Яга страшная, а ты красивая".

Непереносимость эмоционального искажения образа близкого человека, отчуждения от него, потребность в ласке и любви заставляют детей бояться Бабы Яги, подбегать ночью к матери и тревожно спрашивать: "А ты не станешь Бабой Ягой?", или просить ее: "Сделай ласковое лицо, не сердись, пожалей меня, поцелуй меня, а не то ты превратишься в Бабу Ягу".

После 3 и особенно 4 лет у Бабы Яги появляются партнеры: Кощей Бессмертный и Бармалей. Общее у них: черствость, зло и коварство. Как и Баба Яга, Кощей - скряга, жадный, высохший от зависти и злости. Воплощая собой наказание, оба сказочных персонажа появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными, поскольку Баба Яга уносит непослушных детей для расправы к Кощею. Оба они образуют семейную чету антиродителей, принимающих участие в "воспитании" эмоционально впечатлительных, внушаемых и упрямых детей.

Психологически защитная функция образов Бабы Яги и Кощея состоит в том, что ребенок пока еще не питает устойчивых агрессивных чувств к родителям. Чаще всего эти образы возникают у детей, как раз эмоционально привязанных к родителям. Вместе с тем отношение некоторых родителей к своему ребенку может быть достаточно недружественным и агрессивным.

Поскольку эмоционально чувствительные дети не могут оставаться безразличными к такому поведению родителей, в то же время испытывая потребность любви к ним, то страхи перед образами Бабы Яги и Кощея как раз вытесняют все отрицательное, что есть в родителях. Следовательно, эти образы в какой-то мере нейтрализуют конфликт родителей и детей, а сам факт появления подобных страхов служит нередко его единственным выражением. Как тут не вспомнить сказку "Аленький цветочек", где за образом чудовища скрывался благородный юноша, околдованный злыми силами.

Драматический оттенок приобретают страхи у тех детей, родители которых воспринимают их как обузу или же не удовлетворены полом детей, например, у девочки 4 лет. Ее родители хотели мальчика, и потому эмоциональность, чувствительность дочери, ее желание приласкаться - такое естественное для девочки - раздражали родителей. Они не только были чересчур строгими, но и наказывали физически, особенно этим отличался отец, считавший себя "неполноценным" из-за рождения дочери, то есть оба родителя относились к ней так, словно она была непослушным и упрямым мальчишкой.

К тому же в семье жила деспотичная бабушка, изматывавшая внучку нескончаемыми советами и предписаниями. Постепенно девочка, по словам родителей, становилась все более возбудимой, капризной, нетерпеливой и упрямой. Пришлось обратиться к нам за консультацией. При беседе девочка не считала взрослых строгими и не испытывала к ним недружелюбных чувств. Но в игре обнаруживала панический страх перед Бабой Ягой и Кощеем, а из животных продолжала, как и раньше, бояться Волка. На вопрос, почему же она не боится медведя, отвечала, что он добрый. Остальные сказочные персонажи были, в ее представлении, недобрыми, жестокими, что непроизвольно связывалось с подобным отношением к ней в семье.

По данным факторного анализа на ЭВМ, наибольший удельный вес имеет фактор страхов, в который входят страхи одиночества, нападения и сказочных персонажей, причем у мальчиков в большей степени, чем у девочек. Таким образом, в младшем дошкольном возрасте страх одиночества, основанный на диффузном чувстве беспокойства, конкретизируется страхом нападения, воплощенным в лице страшных сказочных персонажей. Расшифровка данного сочетания страхов следующая: ребенок, оставшись один, без поддержки родителей, испытывает чувство опасности и инстинктивный страх перед угрожающими его жизни сказочными персонажами.

Другими словами, он не чувствует себя настолько защищенным, чтобы противостоять в воображении отрицательному воздействию сказочных персонажей. Вот почему активное участие отца в жизни семьи и воспитании детей способно оказать самое положительное влияние на развитие эмоциональной и волевой сферы детей.

Потребность в защите со стороны отца от воображаемой опасности по-своему выразила девочка 3 лет: "Папа нужен для того, чтобы убить волка и лису". Уверенное, спокойное, любящее поведение отца, служащее примером для детей, способно стабилизировать их психическое развитие уже тем, что у матери отпадет необходимость в тревожной опеке, и она будет выражать свои чувства перед ребенком более спокойно и непосредственно, способствуя вместе с отцом развитию его активности и самостоятельности.

Если же отцы не выполняют подобную роль в семье и у них нет эмоционального контакта с детьми, особенно с сыновьями, то тревожная мнительность некоторых матерей, продолжающих чрезмерно опекать своих взрослеющих детей, неблагоприятно отражается на дальнейшем формировании их характера. Тогда в подростковом возрасте мы наблюдаем тревожно-мнительные черты характера в виде неуверенности и страха при ответах в школе, неумения постоять за себя, защититься от нападения, быть инициативным, ровным и непосредственным в общении со сверстниками.

Возвращаясь в возраст 3-5 лет, заметим, что страхов значительно меньше у детей, имеющих возможность общения со сверстниками. Это неудивительно, поскольку именно тогда раскрывается вся палитра эмоций, приобретаются навыки защиты, адекватного восприятия неудачи и гибкость поведения в целом. В этом отношении гораздо лучше лишний раз сходить на детскую площадку и постараться через совместную игру наладить взаимодействие детей разного пола, чем посетить врача с единственной целью получения очередной дозы транквилизаторов для неконтактного и боязливого, с точки зрения родителей, ребенка. Нужен здесь не транквилизатор, а активизатор - сверстники и собственная активность родителей, своевременно поддерживающих и развивающих инициативу детей и играющих с ними.

Способствует страхам и более чем благополучная атмосфера в семье, но с чрезмерной опекой, постоянным нахождением рядом взрослых, предупреждением каждого, самостоятельного шага ребенка. Всем этим непроизвольно подчеркивается, что он слабый и беззащитный перед окружающим его миром, полным неизвестности и опасности.

Не дает сформироваться адекватной психологической защите от страхов и слишком уступчивое, нерешительное поведение родителей, постоянно сомневающихся в правоте своих действий и уже этим обнаруживающих непоследовательность своих требований и решений.

www.psychologos.ru

как помочь ребенку избавиться от кошмаров и фобий

1. Страх непонятных персонажей

- Татьяна Григорьевна, почему ребенок вдруг начинает пугаться персонажей сказок, фильмов - тех же Соловья-разбойника, Бабу-ягу?

- Это могут быть последствия какого-то внушения. Например, бабушка много раз говорила внуку перед сном: вот придет Баба-яга и унесет тебя, если не будешь спать. А вскоре он видит по телевизору мультик: Баба-яга пихает в печь Иванушку... И ребенок уверен: ага, она существует, ее по телевизору показывают!

Как бороться. Можно похвалить ребенка: «Ты молодец, у тебя богатое воображение. Творческий человек! Может быть, будешь художником». Есть и такой вариант: с чудищем, которое пугает ребенка, надо... подружиться. Персонифицировать страх, то есть нарисовать монстра. И придумать ему какие-то хорошие качества.

Пример из практики. Был у меня на приеме 7-летний ребенок, у него - целый комплекс страхов. Они развивались на фоне нервозной обстановки в семье: все время скандалы, родители на грани развода...

Я попросила мальчика нарисовать свой страх. И он изобразил какой-то невнятный, но очень неприятный комок. Начали обсуждать: кто это такой? Какого возраста? Оказалось, такого же, как сам мальчик, лет семи. Тут мы его уже назвали не Страхом, а Страшком. «Почему он тебя пугает?» - спросила я. «Он создает шум, ветер, хочет на меня напасть». - «А почему он так себя ведет?» Слово за слово, оказалось, у Страшка тоже есть свои проблемы. У него в школе неприятности, с ребятами не очень ладит... У него плохое настроение, вот он и нагоняет тени, ветер. Страшок стал понятен мальчику. И боязнь вскоре ушла.

2. Страх темноты

- Очень распространенный страх. Но откуда он берется?

- Возможно, у ребенка возникло ощущение, что родители его могут бросить, уйти - скажем, в кино - и не вернуться, и он остается один. Страх темноты может быть спровоцирован разводом - например, уходом отца. В доме нет больше защитника, и теперь тут страшно. Мама ведь не такая грозная. Темнота - это неизвестность, ребенок не знает, что в ней может скрываться, и начинает беспокоиться.

Как бороться. Играйте в темноте - в жмурки, в поиски клада с фонариком, - чтобы ребенок видел, что именно тут, в этой темноте, находится. А ничего страшного, оказывается!

3. Ночные кошмары

- В чем причина повторяющихся кошмаров: ребенок видит какой-то сон и просыпается в ужасе?

- Это может быть страх, который внушили родители. Например, ребенку повторяют на ночь: «Придет серенький волчок и укусит за бочок...» Безобидно, да? А малышу уже снится этот волк, вот он приближается к кровати, серый, большой, зубастый!.. Другая причина - пережитые травмирующие ситуации - то, что в реальности ребенка напугало, а потом он видит это во сне. Например, большая собака нападает...

Как бороться. Если ребенок просит не выключать на ночь свет - поначалу так и делайте. И вообще не ругайте за страхи: так они только окрепнут. Поймите: все эти монстры существуют для детей на самом деле! Они яркие, настоящие. И не надо формировать у ребенка чувство вины за то, что он их боится. Надо интересоваться: что это за Страшок, который тебя преследует? Чем он живет? То есть вникать в детские проблемы и помогать с ними справиться.

www.kp.ru

Детские страхи: реальные и вымышленные. Как помочь ребенку победить свой страх

Какими бывают детские страхи

Психологи уверяют, что 95% иррациональных страхов, которые испытывают взрослые люди в своей ежедневной рутинной действительности, «растут» из детства. Это некие обстоятельства или эмоции, с которыми мы столкнулись, скорее всего, в возрасте около 4-6 лет (возраст, когда наиболее интенсивно развивается центральная нервная система у ребенка), и которые по тем или иным причинам мы не смогли вовремя и адекватно перерасти, пережить и эмоционально «отработать».

Интересно, что детские страхи (как, впрочем, и взрослые) можно условно разделить на несколько типов:

  • Нулевые страхи.
  • Реальные (иначе говоря - рациональные, логически объяснимые страхи).
  • Иррациональные страхи (иногда их также именуют невротические, но пусть это слово не пугает вас раньше времени).

Ясное дело, что в научных справочниках по медицине и психологии классификация страхов представлена куда более витиевато и подробно, но для общего понимания, откуда у ребенка вдруг взялся страх темноты, или «завелся» некрасивый «бабайка» под кроватью, и нашего «примитивного», упрощенного списка вполне хватит.

Страх время от времени испытывает каждый человек – это абсолютно нормальная реакция организма, которая нередко бывает продиктована ни чем иным, как инстинктом самосохранения. Если ваш ребенок иногда чего-то пугается – это совершенно нормально. А вот если ребенок ведет себя наоборот: никогда ничего не боится, не пугается даже в моменты объективной опасности - вот это должно родительское сердце насторожить. Как правило, полная неспособность испытывать страх говорит о серьезной патологии в работе мозга ребенка.

Но страх страху - рознь. Расскажем о них подробнее!

Нулевой страх – самый «простой», короткий и понятный. Его природа всегда одинакова и у детей, и у взрослых (и даже у большинства животных). Легче всего понять его на подобном примере: неожиданно раздается громкий резкий звук (хлопок, выстрел, звук падения или удара, громкий крик), и мы все мгновенно вздрагиваем, делаем быстрый глубокий вдох, подпрыгиваем или инстинктивно приседаем и т.п. Как правило, следующей реакцией за нулевым страхом будет либо такая же мгновенная стабилизация эмоций, либо физический порыв – например, убегание. Нулевой страх всегда внезапный, но как только наш мозг находит ему хоть какое-то объяснение, он тут же перерастает в другие реакции – мы успокаиваемся (если понимаем, что никакой угрозы нет), или убегаем, прячемся, пытаемся себя защитить и т.п. Нулевой страх присущ практически всем живым существам, он обусловлен эволюцией и инстинктом самосохранения.

Вторая категория – это реальный страх. В нем тоже нет ничего необычного или тревожного с родительской точки зрения. Скорее, наоборот – опасаясь и пугаясь потенциально опасных вещей и обстоятельств, ваш ребенок тем самым защищает себя, и это совершенно нормально. Страхи этого типа приобретаются нами с опытом и знаниями, и, как правило, влияют на нашу жизнь скорее положительно, нежели негативно. Например, ребенок может бояться слишком крутой и высокой снежной горки, потому что он уже набивал себе шишки на горках поменьше и знает, каково это… Или, скажем, ребенок может бояться больших собак, потому что однажды ему уже довелось пережить нападение и укус собаки… Страх вполне реальный, и причина его возникновения совершенно логична.

А вот когда ребенок до дрожи в коленках боится собак (любых, даже нарисованных!), но при этом в его жизни никогда не случалось никакого негативного инцидента, связанного с собаками – вот такую реакцию психологи называют иррациональным страхом. У такого детского страха нет логической причины и рационального объяснения.

Более того - зачастую под «маской» иррационального детского страха скрывается совсем другая эмоция, которую ребенок в силу разных причин не может адекватно выразить, проявить. Именно поэтому родителям крайне важно уметь понимать детские страхи.

www.woman.ru

0-3 года — как бороться?

Решение. Необходимо разделить в сознании ребенка понятия: поликлиника, анализы (сдача крови), осмотр у врача, скорая помощь, уколы и т.д. Хорошо бы выбрать время и показать ребенку, что в поликлинике есть разное — сходить туда на экскурсию. Показать, где делают укольчики, чтобы детки были здоровыми. Если ребенок спросит подробности, то не говорить, что это не больно. Сказать, что это как кусает комарик. Но потом это проходит. Если вы сами боитесь врачей, уколов, больницы и всего подобного, то этот метод может не помочь. Ведь, для того чтобы показать ребенку, что это не страшно, надо быть внутри себя уверенным в этом.

Если ребенок уже боится самого здания и обходит его стороной, то тут потребуется время и терпение. Для начала просто выберете день и найдите возможность предложить ребенку сходить туда, пообещав ему, что если он не захочет, то вы не пойдете. Постепенно идите в сторону поликлиники, и если ребенок попросит вернуться домой — пойти ему навстречу и не настаивать. Так, постепенно, вы будете проделывать этот путь (не за один день) и восстанавливать доверие ребенка к вам. Когда ребенок перестанет бояться самого здания и вы сможете туда ходить на прием к доктору, то хорошо будет, если вы скажите ему правду.

Например, вам надо сходить сдать анализы, скажите ребенку, что вы знаете, что ему страшно, но вы будете рядом с ним и будете его поддерживать, жалеть и целовать, дуть на пальчик. Скажите, что вы тоже боялись сдавать кровь и есть многие детки, которые боятся. Объясните, зачем сдавать кровь, что такое кровь и что она делает в нашем организме. Конечно, ребенок в этой ситуации будет плакать и сопротивляться. Но зато он будет знать, что вы поступаете с ним честно, не обманываете его, а значит, вам можно доверять.

Пример 4. Страх одиночества (боязнь быть оставленным, потерять родителя, заблудиться)

Выше я уже описывала, что для ребенка (и особенно маленького) важно ощущение безопасности. Когда ребенок был в животе мамы, это обеспечивало ему ощущение комфорта. Затем он родился и теперь физически находится отдельно от мамы, но по-прежнему очень сильно в ней нуждается. В связи с этим, когда мама отдаляется, ребенок может чувствовать тревогу, и у него развивается страх одиночества (боязнь, что мама (папа) уйдет, его потеряют, забудут и т.п.).

littleone.com

Ребёнок боится детей - советы психологов, причины, как помочь преодолеть страх

Иногда ребёнок избегает контактов с другими детьми, в психологии это называется «боязнь чужих». Такое может случиться в любом возрасте, начиная с 8–9 месяцев, и причин тому множество. Как избавить малыша от проблемы и нормализовать его общение со сверстниками, чтобы он перестал их бояться?

Почему ребёнок в возрасте года и старше может испугаться других детей

Причин, по которым ребёнок может бояться сверстников немало:

  • обидели на площадке;
  • ударили;
  • страх перед неконтролируемыми действиями к себе от других;
  • неумение взаимодействовать с детьми и находить выход из конфликтных ситуаций;
  • чрезмерная опека взрослых.

Необходимо определить, действительно ли ребёнок боится сверстников или избегает контактов по причине застенчивости

Но говоря о страхе перед другими детьми, нужно обращать внимание на темперамент и характер ребёнка. Возможно, ваш малыш очень застенчив, поэтому и избегает контактов со сверстниками. В этом случае он скорее предпочтёт общение с кем-то одним хорошо ему знакомым, а не с большой шумной компанией. Но если кроха начинает плакать, переходит на крик или говорит, что боится, стоит задуматься. Понаблюдайте за его поведением, чтобы выявить причину проблемы.

Определить боящегося ребёнка обычно не составляет труда, если учесть напряжённость и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха.

Энциклопедия практической психологии «Психологос»

http://lib.komarovskiy.net/rabota-so-straxami-u-detej.html

Что делать, чтобы малыш перестал бояться сверстников

Страх перед сверстниками очень сильно влияет на ребёнка. Побороть его можно разными способами. Но прежде всего необходимо определить ситуацию, выявить негативный опыт в детском садике, школе или любом другом коллективе, который повлиял на формирование поведения малыша.

Как играть на площадке где много детей, чтобы побороть страх

В более младшем возрасте (приблизительно с двух лет) родителям нужно помогать своему ребёнку бороться со страхом начиная с малого:

  • придя на площадку, попросите кроху поздороваться с детьми, обратите его внимание на тех, кого он видел ранее;
  • в процессе игры распределяйте роли: один копает, а другой отвозит машинку с песком;
  • не позволяйте другим обижать своего карапуза, от игр у него должны остаться только положительные эмоции, и ему нужно быть уверенным, что в случае чего мама с папой всегда его защитят;
  • для того чтобы малыш получал удовольствие от игры на площадке, в игровых центрах и детском саде, научите его делится, ждать своей очереди и обмениваться игрушками, покажите ему это своим примером.

У двухлетних детей появляется потребность в общении, которая поможет справиться с проблемой. Возрастающий интерес к сверстнику, в конце концов, победит страх.

Сейчас существует очень много детских центров для развития детей, где они учатся играть и делать что-то вместе. Попробуйте записать ребёнка в группу, где не больше десяти человек его возраста, опытные педагоги также подскажут и помогут вам решить эту проблему.

Коллективные занятия помогут перебороть страх, запишитесь в группы раннего развития

Пример взрослых для трёхлетних малышей

Есть определённые обстоятельства, способствующие появлению страхов. К ним относятся особенности семейного воспитания, когда родители слишком опекают или, наоборот, практически не обращают внимания на ребёнка по причине постоянной занятости или нежелании его приласкать.

Если кроха постоянно находится в окружении мамы или бабушки, он чувствует, что ему больше никто не нужен. Чрезмерная забота может навредить, ведь птенца необходимо понемногу отпускать из гнезда и из-под тёплого крыла, где он не останется на всю жизнь. Дайте вашему чаду больше свободы — пусть самостоятельно выберет, какие игрушки брать в песочницу и на какую площадку пойти. Вселяйте в малыша чувство уверенности в себе, чтобы он вырос полноценной личностью.

Одарите ребёнка теплом, заботой и любовью, ведь для малыша главное чувствовать вашу поддержку

На страхи ребёнка зачастую влияют слова и поступки взрослых. Например, когда мама или бабушка говорит о том, что опасается собак, болезней, катастроф, то будет не удивительно, если малыш через какое-то время тоже начнёт разговаривать на эти темы и точно так же бояться. Следите за своими словами и поступками, ведь они сильно отражаются на восприятии мира вашим чадом.

В возрасте до 3 лет, малыши чаще общаются со взрослыми, наблюдают за ними, учатся правилам поведения и следят за действиями с различными предметами. Всё, что происходит вокруг ребёнка он моментально «впитывает» это в себя как губка.

Если проблема уже появилася, поговорите с ребёнком. Поддержите малыша, рассказывайте ему о том, чего вы сами когда-то боялись. В более затруднённых случая обратитесь за помощью к психологу, он поможет избавиться от страха перед детьми.

Положительное влияние сказок

Помочь в борьбе со страхами помогут сказки. Читая их, анализируйте с малышом описанные ситуации и поступки героев. Подробно разбирайте, чего боятся персонажи историй и как они преодолевают трудности. Это поможет малышу поверить в свои силы.

Чтение и анализ сказок помогут ребёнку справиться со страхами

Правильная модель поведения

Заложите в ребёнке правильную модель поведения. Для этого необходимо развить общительность. Ходите на развивающие занятия, площадки, в гости, а также приглашайте друзей с детьми в свой дом. Важно научить кроху быть радушным и уважать порядок в чужой семье. Знакомьте его со сверстниками и показывайте, что это отличные ребята и не стоит их бояться. Убедите малыша, что с ним играть интересно и увлекательно, учите его стойкости в тех или иных ситуациях.

Если человек с самого детства будет спокойным, уверенным и общительным, он легко войдёт в любой коллектив.

Помогите вашему ребёнку сделать первый шаг навстречу крепкой дружбе

Что не стоит делать, если есть страхи у ребёнка

  1. Не делайте акцент на существующей проблеме.
  2. Не произносите «диагноз» малыша вслух.
  3. Не обсуждайте сложившуюся ситуацию с другими, чтобы не травмировать ребёнка.
  4. Не заставляйте насильно с кем-то дружить, не навязывайте общение.
  5. Защитите дитя от обидных прозвищ и каких-либо ярлыков, ведь от них избавится довольно трудно.
  6. Отзывайтесь о других детях как добрых и милых.

Что делать, когда ребёнок боится других детей: советы психолога — видео

Советы психологов и мнение Комаровского

Специалисты обращают внимание, что у мам и пап разный подход к детским страхам. Женщины реагируют более серьёзно на эту проблему, а мужчины проще: в одном случае они считают нужным поддержать малыша, а в другом — пристыдить. Именно поэтому психологам часто приходится работать именно с родителями (обычно матерями и бабушками), указывая на их ошибки в воспитании и поведении.

Не приходится работать со страхами тем родителям, которые не имеют привычку учить детей боятся, и которые не подкрепляют трусливое поведение детей.

Энциклопедия практической психологии «Психологос»

http://lib.komarovskiy.net/rabota-so-straxami-u-detej.html

Самый простой способ преодолеть боязнь — отвлечь ребёнка, переключить его внимание на второстепенную проблему. Попробуйте попросить малыша нарисовать свои страхи, проиграть ситуацию с родителями. Дети могут сами справиться с проблемой, важно подсказать им, как это сделать.

Основной приём в работе со страхами у детей — это снятие у ребёнка страха перед страхом. … Формулировки: «Страх — это не страшно», «Бояться — нормально, боятся все, бояться не стыдно», «Страх нам помогает, страх заботится о нас», «Свой страх нужно принять» — все эти внешне разнообразные внушения имеют одну внутреннюю задачу: спокойное без страха отношение ребёнка к тем психофизиологическим процессам, которые принято называть страхом.

Энциклопедия практической психологии «Психологос»

http://lib.komarovskiy.net/rabota-so-straxami-u-detej.html

Детские страхи — нормальное явление, но роль родителей очень важна в решении этой проблемы. Помогите ребёнку справиться, поддержите его, поговорите с ним и постарайтесь постепенно избавить от боязни. Окружите маленького человека теплом, заботой и любовью. Поработайте над собой, посмотрите на себя со стороны, ведь дети полностью копируют взрослых. Расскажите, как сами справляетесь со страхами. Если самостоятельно решить проблему не получается, обратитесь к детскому психологу.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

pediatriya.info

Почему ребенок боится? Страхи детей от 3 до 7 лет.

Итак, продолжаем тему детских страхов. В прошлый раз мы говорили о страхах, свойственных детям до трех лет. 

 Сегодня мы будем говорить про возрастные страхи детей 3-7 лет.

Этот возраст характеризуется окончательным формированием «Я» ребенка, активным развитием социальных навыков (ребенку становятся интересны другие дети). Повышается самостоятельность малыша. Интенсивно развивается мышление, воображение, а вместе с ними повышается вероятность появления страхов. В этом возрасте для детей остается очень важна безусловность родительской любви.

Дети в этом возрасте остро ориентированы на взаимоотношения с родителем противоположного пола. Если же такое общение затруднено, конфликтно, недостаточно эмоционально, то это приводит к возрастающей тревоге у ребенка. Эта тревога может перерасти в следующие детские страхи: страх одиночества, темноты, замкнутого пространства.

В связи с развитием мышления и воображения с новой силой могут проявиться страхи разных волшебных персонажей: скелеты, бабайки, прячущиеся под кроватью и т.п. Эта тревога устраняется путем совместных игр, проявления внимания, тактильных ласк ребенка.

Ребенок стремится к самостоятельности, но, с другой стороны, боится ее, и в этот период для него важна поддержка родителей. Они могут сгладить этот период, создав для ребенка стабильную среду, обеспечив ему уверенность в завтрашнем дне.

Также важно, чтобы ребенок чувствовал уверенность в себе, а для этого ему необходима поддержка родителей, важно правильно сбалансировать границы, запреты, права и обязанности ребенка.

Еще хотелось бы отметить важность общения со сверстниками в этом возрасте. При общении дети проигрывают беспокоящие их темы, страхи, и тем самым их прорабатывают, приобретают навыки психологических защит, устойчивость к стрессогенным воздействиям.

Детские страхи от пяти до семи лет

Этот возраст бывает очень насыщен различными страхами. В этот период активно развивается мышление детей, способность к обобщению, классификациям, осознание действительности.

На этом этапе дети часто ставят родителей в тупик тем, что задают вопросы «Откуда я взялся?», а логическим следствием из этого вопроса является «А куда я денусь?». Очень важна реакция родителей на этот вопрос.

Если взрослые излишне эмоционально реагирует на эти вопросы, теряются, мнутся, то тем самым подчеркивают нестандартность, «опасность» темы, фиксируют внимание ребенка на этих вопросах. «Если родители так волнуются, пугаются этого вопроса, то, значит, и мне надо этого бояться», — вот примерно такова логика у ребенка.

Когда же родители избегают этих тем, заминают их, то у ребенка может, во-первых, сформироваться чувство стыда по отношению к «половому» вопросу и, во-вторых, появиться ярко выраженный страх смерти, так как «родители сами боятся мне про это говорить, наверное, это что-то жуткое».

Подробный разбор этого вопроса смотрите в семинаре: «Как поговорить с ребенком про смерть?»

Однако, если родители спокойно отнесутся к  темам рождения и смерти, не будут устраивать из этого какое-то особенное событие, то и дети воспримут эту тему так же, как и все остальные, и не будут на ней зацикливаться. Изначально для ребенка вопросы «Откуда я взялся?» и «Что такое смерть?» равнозначны вопросам «Почему дует ветер?», «Отчего небо синие?» и т.п.

Обычно ребенок на протяжении месяца или двух активно интересуется этими вопросами. Возрастной страх смерти может переживаться по-разному. Кто-то будет приставать ко всем с вопросами «А когда я/ты/мама/бабушка и т.п. умрет?», с просьбами не умирать.

Кто-то может начать бояться нападения, машин (аварий), грозы, пожара, лифтов и тому подобного, то есть, стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций. Кто-то с новой силой может начать бояться темноты, страшных персонажей: вампиров, скелетов, ведьм, крокодилов, собак и так далее.

Признаки активного переживания этого страха можно заметить и в играх ребенка. Это игры в войну, больницу, различные нападения и т.п., часто ребенок начинает брать в играх на себя негативную роль, например, роль злодея, который всех убивает.

Чем же могут помочь родители на этом этапе развития?

Во-первых, спокойно и конкретно все объяснить. Только, конечно, не надо вдаваться в анатомические подробности. Для ребенка понятие «смерть», «душа» еще слишком абстрактны, так как их нельзя увидеть или попробовать. Как именно объяснять ребенку — это решает каждый родитель сам, некоторые объясняют с точки зрения религии, другие говорят, что душа улетает на облако и оттуда наблюдает за остальными и так далее.

Есть еще один вариант, помогающий детям наглядно понять данную тему — это использование метафоры, сравнения. Например, жизнь цветка (цветок растет, цветет, вянет, но он оставляет семена, из которых вырастут новые цветы), или круговорот воды в природе.

Важно также постараться объяснить временные рамки, ведь для ребенка 5-7 лет «не скоро» — это и через неделю, и через год, он время ощущает не так, как взрослые. Поэтому очень важно обозначить время при помощи событий из жизни: выйдешь замуж, родишь детей, появятся внуки и т.п.

Ближе к школьному возрасту у детей может появиться тревожность по поводу учебы в 1 классе. Обычно это провоцируется самими родителями. Если они суетятся по этому поводу,  активно и резко начинают грузить ребенка учебой, курсами по подготовке и т.п., а это значит —  значительно увеличивают нагрузку на нервную систему, то ребенок истощается физически и психически еще до начала учебы в школе.

Как и родители, он тоже начинает активно переживать переход в статус школьника. Из этого вывод: родителям самим не надо так нервничать по поводу учебы в школе.

Я перечислила основные страхи детей дошкольного возраста.

Все переживают их по-разному. Кто-то незаметно, кто-то ярко выражено. Но в любом случае, ребенок не может справиться с ними без поддержки взрослого, без защиты родителей, без уверенности в них и себе.

Родители могут обеспечить ребенку максимально комфортную среду. Под этим я понимаю четкий режим, стабильность семейной ситуации, четкость и рациональность правил и границ, принятие личности ребенка, адекватную оценку активности ребенка.

Очень важен и социальный, игровой опыт ребенка — он дает ему механизмы борьбы со страхами.
И еще один момент. Помните, что у тревожных родителей — тревожные дети, а у уверенных — уверенные.
В общем, не так уж все и страшно, дорогие родители, как это может показаться.

detologiya.ru

kriki-popugaev-slushat - запись пользователя Ируся (id951023) в сообществе Воспитание, психология - от года до трех в категории Детские страхи, травмы

Девушки, нужен совет. Может кто-то сталкивался с подобной ситуацией. Ребенок стал боятся других детей. Сыну 2 года. Скажу сразу что сильно общительным его никогда нельзя было назвать, дома конечно герой, но с чужими людьми на улице всегда вел себя немного отдаленно и на контакт первый не шел. К детишкам всегда тянулся и всегда было ему интересно наблюдать особенно за старшими на площадке. К воспитанию пытаюсь серьезно относится, много читаю ему хорошие книги, которые учат доброте, заботе, дружбе и т.д. Мультики даю конечно время от времени смотреть, но только наши советские, любимые у него: Котенок Гав, Вини Пух, Мойдодыр, Чебурашка, 38 попугаев, Как ослик грустью заболел. Дома часто разыгрываем сценки с игрушками, как нужно помогать друзьям, бабушке, заботится о животных и т.д. Объясняю, что первому начинать драться нельзя, но нужно обязательно за себя уметь постоять. Ну конечно бывает как и все дети капризничает, балуется, не слушается, но в целом моя задача (как я считаю) не только донести понятие о хорошем в человеке, но и чтобы он сам захотел быть хорошим человеком. Но в реальной жизни получается что дети, которым это не пытаются донести, явно доминируют. Далеко не надо ходить, полно примеров за последнюю неделю. На детской площадке, играет в песочнице, приходит знакомая с дочкой, я своему говорю, «смотри у Тани нет совочка, а у тебя два, давай ей дадим один поиграть» ну мой подумал, протягивает совок и говорит «на», в ответ хлобысь песком в лицо и крик «не хочу я красный, дай зеленый». Потом на горке, приходит мальчик 3 лет с мамой, мой залезает по лестнице, тот подбегает и начинает истошно орать «это моя горка, я первый хочу съехать и т.д.» орет орет, (я молчу, смотрю что будет), мой не выдержал подвинулся и говорит «иди» тот проходит мимо и проходя говорит «ты плохой, я с тобой не буду дружить» растопыривает руки, ноги мол проезд закрыт. Мой в слезы. Ну с отбиранием игрушек в песочнице тоже долго можно рассказывать, хотя сын за свое горой, когда отнимают, вцепится и начинается перетягивание каната…. ) Скажите, это я что-то не так делаю или мир сошел с ума? Безусловно, не все дети такие! Есть и вежливые, спокойные, умные детишки, с ними нормально играет. Но суть в том что после подобных отрицательных сцен (возможно потому что и до этого был не особо общительный), он теперь как видит подходит ребенок к песочнице, собирает все свои игрушки и уходит…. На горке как только подходит кто-то чужой, так же сразу быстро уходит и жмется к моей ноге ( здороваться и прощаться с детьми вообще перестал на площадке, так же за руку меня хватает и уводит подальше. Что делать дальше в растерянности, на следующий год в сад, а к скоплению детей мы не ногой. Пробовала ездить в детский центр, не захотел входить даже. Там же психолог детский есть, пошла на консультацию, сказал что если не хочет ходить в центр, не заставлять насильно, попробовать через пол года. У кого-нибудь была похожая ситуация?

www.babyblog.ru

Ребенок 3 лет боится новых людей - Психология и психиатрия

Кор Респондент, Мужчина, 3 года

Здравствуйте. Хотелось бы получить консультацию. Я — мама тройняшек: двух мальчиков и девочки. Один из наших мальчишек испытывает сложности с общением и даже нахождением вблизи с незнакомыми людьми. Родился в 36 недель. ГВ до года, после — сцеженное молоко из бутылочки до 3 лет. На горшок сел до 2 лет, правда спит до сих пор в памперсе. С мамой не расставался, видимых причин, приведших к нашей проблеме не наблюдается. Родился и рос самым сильным, но в 4—5 месяцев начала замечать, что например при переходе в другую комнату, новая обстановка пугала его так, что начинал плакать. Надо было находиться рядом. Сейчас в общении с братом и сестрой проявляет лидерские качества, но обижает их зачастую без оснований. Сам эгоистичен, очень обидчив, бескомпромиссен. Когда я запретила в 2 года заносить грязную палку после прогулки в дом, лёг на пол, извивался и плакал до рвоты пока не добился своего. Долгое время после этого я не допускала подобных истерик, шла на уступки. Хотя только немного нервничал — тут же рвота. С недавнего времени даю понять, что какие-то вещи недопустимы. И не иду на уступки. После истерик со мной анализировал, рассуждал, соглашался, что плакал из-за пустяка и что такое поведение плохое. Очень хорошо считает, ему легко даётся изучение английского языка. Любит когда говорят, что он красив. Если брат задирается и пытается, например, сказать «МАМА не даст тебе конфету», начинает плакать, кричать, что тот плохой и спрашивать у мамы даст или не даст. Если что-то делается не по-его, взрывается плачем. На вопрос почему плачешь ответ всегда один «Ударился об дверь». Даже если двери поблизости нет. Ревнив, постоянно просит взять его на руки, хотя мама и Бабушка всегда рядом, говорю с ним обо всем что его волнует, глажу по головке, обнимаю и целую много раз в день. Другие дети не просят столько внимания. На улице не отпускает руку мамы или бабушки. Здороваться ни с кем не хочет. Даже с людьми, с которыми встречается регулярно. Если кто-то с ним заговорит, молчит и смотрит в пол. Сегодня встретились в подъезде с соседями. После сказал, что боится людей. Спросила почему. Ответ «Они страшные». Я говорю нет, они красивые — парень и девушка. Он говорит «Нет, мам я не только про этих. Все люди страшные». Стараюсь чаще приглашать гостей и сами ходим в гости. Первые минут 40 привыкает ко всем, сидит тихо. После — как и остальные играет, бегает. Брату с сестрой достаточно минут 5—10 на привыкание. Читаю, что такое поведение нормально максимум до 2 лет. Подскажите как мне помочь сыну легче адаптироваться к новым людям и условиям и контролировать свои эмоции, не подвергаясь истерике. Заранее спасибо.

health.mail.ru


Смотрите также

Регистрация на сайте

Пароль будет отправлен тебе на e-mail.

 

×