Ребенок не ест в садике советы психолога


Консультация (младшая группа) на тему: Если ребенок не ест в саду

Консультации родителей

Если ребенок не ест в садике

Период адаптации в детском садике проходит у детей по-разному. Родители сталкиваются с различными проблемами, одна из которых – ребёнок отказывается есть в садике. Чем это вызвано? А главное, что делать родителям в такой ситуации?

Растерянность – главный враг детской адаптации.

Новые вкусовые ощущения, запахи и звуки могут вызвать у малыша чувство тревожности и растерянности. Все непривычное настораживает, а если добавить к этому тот факт, что принимать поданную пищу надо на виду у всей группы – получим в итоге не только растерянность, но и крайнее смущение. Так же нужно учитывать и личностные факторы, например низкую социальную адаптацию ребёнка, из-за которой он отказывается посещать детский сад. Такие психологические особенности являются первопричиной определенного дискомфорта, в состоянии которого еда уже не является первостепенной потребностью. Заставляя ребёнка есть, родители лишь усиливают давление на малыша, а значит, усугубляют проблему. Вспомните, ведь у многих взрослых пропадает аппетит, когда они испытывают нервное напряжение, а период адаптации в детском саду – это всегда стресс для ребенка. Поэтому не стоит зацикливаться на проблеме питания – когда ребенок адаптируется, он будет кушать нормально.

Поиск причин – первый шаг к решению проблемы.

Но если время идёт, а ребёнок так и начинает есть? Причин для этого может быть множество. Рассмотрим наиболее распространенные из них:

Отказ от еды как способ манипулирования. Ребенок чувствует, что его нежелание кушать тревожит родителей и вынуждает их забрать его из садика пораньше. Обычно это происходит в тех случаях, когда кто-то из членов семьи, например бабушка, имеет возможность сидеть с ребенком дома. Единственный выход – не идти «на поводу» у ребёнка. Ведь пока родители позволяют собой манипулировать, ребёнок так и не начнет кушать в детском саду. Зачастую это заканчивается отказом от садика и переходом на домашнее воспитание.

Завтрак дома. Переживая за малыша, родители нередко стараются плотно накормить его утром дома. В результате, ребенок просто не успевает проголодаться к завтраку в детском саду. Поэтому лучше отказаться от плотного домашнего завтрака и, тем более, от сладких перекусов перед садиком. Если очень хочется покормить малыша дома, дайте ему йогурт или фрукты.

Непривычное питание. Многие дети консервативны в еде, а меню детского сада часто сильно отличается от того, что малыш привык есть дома. Чтобы сгладить эту разницу, старайтесь и дома кормить его кашами, супами, овощными блюдами. Если малыш категорически не ест какой-либо продукт (например, молочку), попросите воспитателей не заставлять его есть блюда, содержащие данный продукт. Со временем в садике, подражая другим детям, ребёнок начнёт есть больше разнообразных блюд.

Отказ от еды после периода адаптации.

Бывает, что у ребёнка пропадает аппетит уже после периода адаптации. Первое, что надо сделать в такой ситуации, это постараться минимизировать тревогу. Нужно понять, что нежелание есть далеко не всегда связано с реальной проблемой. Наблюдая за поведением ребенка можно устранить те объективные причины, которые мешают ему расслабиться и чувствовать себя в безопасности. Обратите внимание на общее состояние здоровья маленького человечка, может, аппетит у него отбивают заложенный нос или воспаленная от шатающегося зуба десна. Причиной может оказаться и другая, невидимая внешне, проблема. Поэтому нелишним будет показать ребенка терапевту - в целях профилактики. Вторичной причиной может оказаться банальное нежелание кушать, так как малыш просто очень мало ест, вне зависимости от того места, где его кормят. Потребность в насыщении индивидуальна для каждого, и то, что родителям кажется капризами, для ребёнка может быть собственной условной нормой. Также на аппетит влияет генетическая предрасположенность человека к интенсивному или, наоборот, угнетенному росту, то есть физиология. Не стоит исключать и сезонности этого явления. У многих людей пропадает аппетит летом во время жары. Зимой недостаточный аппетит может быть вызван замедлением обменных процессов в организме, когда потребность в энергии, которую дает пища, падает. Да и сами энергозатраты ребенка играют далеко не последнюю роль. Очень часто аппетит напрямую зависит от активности малыша. Чем он активнее и игривее, тем быстрее ему нужно будет восполнять энергетические запасы, а для этого, соответственно, больше кушать.

Чем помочь маленькому Нехочухе?

В первую очередь обратите внимание воспитателей детского сада на необходимость физических упражнений для детей. Да и сами не забывайте следить за физической активностью ребёнка. Это могут быть гимнастика, закаливание, танцы или детская йога. Для этих целей также прекрасно подойдет и прогулка на свежем воздухе. Дождик или снег не могут являться причиной для отмены дневного моциона и пассивных игр в стенах группы. Старайтесь приучать ребенка к разнообразной пище, чтобы в условиях детского сада для него не было неожиданностей. Лучше всего заранее узнать, чем кормят группу, и если в меню есть продукты, которые ваш малыш не любит – просто попросите их заменить или полностью исключить из индивидуального рациона. Проведите ему небольшую экскурсию по столовой, познакомьте с поварами и прочим персоналом, это поможет снять стресс и настороженность по отношению к чужим людям. Настаивайте на том, чтобы воспитатели ни в коем случае не заставляли ребенка доедать, угрожая ему при этом или ругая при всех. Такие методы недопустимы и только усугубят ситуацию. Только совместными усилиями родителей и воспитателей можно создать такие условия в столовой, при которых прием пищи будет восприниматься малышом как часть ежедневной жизни в детском саду, как приятный процесс, который не вызывает психологического напряжения и дискомфорта. 

Психолог Павлова Н.А.

nsportal.ru

Ребенок не ест в саду – что делать родителям?

Отдавая в детский сад своего малыша, иногда родители замечают, что кроха отказывается там кушать. И, к сожалению, многие полагают, что такое поведение просто очередной каприз, однако такое явление небезосновательно. У ребенка, который только что начал посещать садик, может быть несколько весомых причин для отказа от еды. Давайте же узнаем из данной статьи, чем объясняется такой протест и что необходимо делать, чтобы помочь деткам с такой проблемой.

Ребенок отказывается есть в саду – каковы причины такого поведения?

Самая главная причина – ребенок переживает сильный стресс из-за смены обстановки. В данном случае не нужно заставлять малыша есть насильно. Изменить такое положение поможет лишь время. Как показывает практика, спустя пару недель кроха освоится в новом коллективе и будет кушать вместе с остальными детьми с большой охотой. К другим распространенным причинам, объясняющим, почему ребенок отказывается в саду есть относятся:

  • Неправильное питание. Зачастую меню в детском саду во многом отличается от домашнего, а так как большинство деток очень консервативны в еде, они попросту боятся пробовать незнакомые им блюда.
  • Завтраки дома. Тревожась о ребенке, родители часто стараются плотно покормить его утром. В итоге малыш не успевает проголодаться до начала завтрака в детском саду.
  • Попытки манипуляции. Дети хорошо чувствуют, что отказ кушать беспокоит родителей и, пользуясь этим, вынуждают взрослых забрать их пораньше из садика.
  • Неумение кушать ложкой самостоятельно. Это одна из распространенных причин того что ребенок не ест в садике. Если такой навык им еще не освоен, а воспитатель не успеет в процессе кормления уделить внимание вашему малышу то, скорее всего, он останется голодным.

Но бывает и такое, что дети отказываются кушать в саду потому, что у них с приемом пищи сформировались свои ассоциации. К примеру, дома родители в процессе трапезы постоянно воспитывают малыша (упрекают в неуклюжести, неаккуратности, медлительности и т.д.), поэтому сам процесс приема пищи его просто «тяготит».

Отказ от еды после окончания адаптационного периода

Иногда случается так, что у малыша пропадает аппетит уже по окончании периода адаптации. В данном случае постарайтесь минимизировать его тревогу. Попытайтесь понять, что нежелание кушать далеко не всегда объясняется реальной проблемой. Просто внимательно понаблюдайте за поведением ребенка какое-то время, так вы сможете выявить и устранить те причины, по которым малыш не может ощущать себя в безопасности и расслабиться. Обратите внимание на состояние здоровья крохи в целом, возможно ребенок не ест в садике из-за воспаленной десны, шатающегося зуба или заложенности носа. Причиной может оказаться и иная, невидимая внешне, проблема. А посему не лишним будет нанести визит к терапевту – в целях профилактики.

Еще одной распространенной причиной может быть банальное нежелание есть, так как ребенок просто очень мало кушает, не зависимо от того, где именно его кормят. Родителям не нужно забывать о том, что потребность в насыщении абсолютно индивидуальна для каждого, и то, что взрослым может казаться капризами, для малыша может являться собственной условной нормой.

Не стоит также исключать и сезонность подобного явления. Даже у взрослого человека может пропасть аппетит во время летнего зноя. Зимой плохой аппетит может быть связан с замедлением в организме обменных процессов, когда потребность в энергии, получаемой из пищи, падает. Также далеко не последнюю роль в том, что ребенок не ест в садике, играют его энергозатраты. Достаточно часто аппетит тесно связан с активностью малыша. Чем он игривее и подвижнее, тем быстрее ему потребуется восполнять запасы энергии, а для этого, соответственно, чаще и больше кушать.

Ребенок не ест в саду – что делать?

Если ребенок он хочет кушать в детском саду, то, еще раз напомним, ни в коем разе не ругайте его и не заставляйте есть насильно, чтобы крохе в дальнейшем не пришлось преодолевать запрет и страх. Постепенно, когда он свыкнется с новым окружением, он сам начнет есть. Со своей стороны вы можете попросить воспитателя посадить вашего малыша за стол с детками, которые хорошо и быстро кушают. Может, смотря на них, ваше чадо тоже будет стараться кушать, потому как дети во всем стараются подражать друг другу. В случае если ваш ребенок начнет что-то есть в саду, то обязательно похвалите его за это.

Кроме того настоятельно рекомендуем вам до начала посещения садика поинтересоваться меню которое будет предлагаться там деткам. Попробуйте дома готовить подобные блюда, чтобы приучить ребенка к ним. Тогда малыш привыкнет к такому рациону, и еда не будет вызывать у него негатив и настороженность.

Также на вопрос, что делать, если ребенок не ест в саду, педиатры отвечают:

  • Научите малыша кушать ложкой без помощи взрослых.
  • По дороге в садик не кормите кроху конфетками, яблочками, печеньем.
  • Не кормите ребенка перед сборами в детский сад.
  • Попробуйте активизировать в малыше дух соперничества.
  • Дайте своему чаду время привыкнуть, пусть на это и потребуется несколько месяцев. Однако если время прошло, а ситуация никак не изменилась, обратитесь к психологу.

Еще одна немаловажная деталь - прием пищи должен быть приятной процедурой, но не нужно перегибать палку. Не следует превращать трапезу в очередное «шоу». Например, использовать разные хитрости с ложками-самолетиками и продуктами, разыгрывать сценки перед малышом и т.д. Помните, что в садике педагогу некогда будет это делать. Если ваш ребенок привык к подобному приему пищи, то он не захочет потом кушать в детском саду.

Также родителям необходимо научить своего ребенка быть благодарным тем, кто старался приготовить то или иное блюдо. Постарайтесь объяснить малышу, что отказаться от пищи – это все равно что проявить неуважение к повару. Можете попросить ребенка помочь вам в приготовлении какого-нибудь блюда, а затем обязательно похвалите его. В этом случае хорошее воспитание просто не позволит ему отказаться от предложенной в детском саду пищи. Не зацикливайтесь на проблеме, не начинайте «разбор полетов» по пути домой. Лучше спросите как бы невзначай у малыша про еду, но не более того. Не стоит забирать свое чадо раньше положенного времени для того чтобы покормить. Если вы будете соблюдать эти простые рекомендации, то вероятнее всего, проблем с питанием у вашего ребенка не возникнет.

Оцените статью:

mezhdunami.net

если ребёнок не кушает в детском саду.. ? что делать..?

Ничего страшного, я тоже почти в детком саду не ел, ближе к школе началось....:)

у меня в детстве тоже была такая проблема ничего не поделаешь -кормите дома зато у вас ребёнок стройным будет потом

Урезать домашнее питание.

в первую очередь перестать при нем обсуждать эту тему

Правильно делает.... я бы эту гадость тоже не ела.... пусть кушает дома...

Ничего не делать, захочет, поест, не хочет - пусть тогда дома кушает

как это не кушает, совсем чтоли голодный? Пусть ему готовят то, что он любит. Не ест кашу, пусть омлет на завтрак дают и т. д.

Вы забираете ребенка из детсада и среди прочего расспрашиваете его о том, как он сегодня кушал. В ответ же слышите, что он только пил чай или ел хлеб. Или на то же вам жалуются воспитатели. Ситуация нередкая, особенно в первые месяцы посещения детского учреждения. И ситуация довольно неприятная, иногда даже опасная для ребенка. Отказ от питания – один из распространенных симптомов тяжело идущей адаптации к детскому саду. Иногда родители вздыхают облегченно: вроде ребенок идет в сад с радостью, никого не обижает, воспитателя слушает, разве что ест плохо.. . Скорее всего, у ребенка все-таки стресс. Потому, в первую очередь, хотелось бы сказать о том, что проблему следует решать обязательно в комплексе, не ограничиваясь одним питанием. Речь здесь и о постепенном привыкании, и о возможности для ребенка после детского сада выплеснуть накопившееся напряжение и так далее. Мало того, как известно, процесс адаптации к детскому саду лучше начинать задолго до реального первого дня в этом учреждении. Переход на новый режим должен быть постепенным, акцент стоит делать, в том числе, и на режим питания, постепенно приближая это питание к будущему «садовскому» . Это и беседы, игры в детский сад. Например, поиграйте в «столовую» (особенно если ваш ребенок тот еще привереда или малоежка) . Расскажите про труд поваров: детки их не видят, но повара, как и воспитатели, очень стараются, чтобы каждому из ребятишек было комфортно, как дома. Поиграйте в «зайку, который не кушал в детском саду» . Расскажите в доступной форме, как дети на всевозможных занятиях тратят много энергии, а организм просит вернуть ее и покушать, иначе он просто может заболеть. В эти же игры можно продолжать играть в первые месяцы пребывания в детском саду. Вспомните – дома, если ребенок отказывается от одного блюда, вы ему быстренько готовите другое. Побаловать любимое чадо хочется, но пусть это будет только иногда. В детском саду выбора не будет, для ребенка такая ситуация не должна быть неожиданной. Но иногда действительно невкусно, что же тут поделаешь? Договоритесь с малышом о простом правиле. Если невкусно или еще не хочешь есть, съедаешь столько ложек, сколько тебе лет (почему-то эта цифра магическая для многих детей) . Если окажется вкусно, доедаешь дальше. Часто ребенка отталкивает вид нового блюда, ведь дети – те еще консерваторы, но после трех-четырех «обязательных ложек» многие из них входят во вкус. Опять же, если вы знаете, что ваш ребенок настороженно относится к новой еде, включайте иногда «садовские» блюда в свое домашнее меню. И, в целом, питайтесь разнообразно, приучайте не бояться новых блюд, а с любопытством их пробовать. Не забывайте про соревновательность. Воспитатели смогут устроить «день чистых тарелок» в детсаду, а вы фиксируйте внимание ребенка на соревновании с самим собой («Сегодня ты съел три ложки супа, а, спорим, завтра больше четырех не съешь? Или пять сможешь?») . Кстати, на всякий случай хорошо бы также сходить к хорошему детскому врачу и убедиться, что нарушения аппетита не связаны с какими-то заболеваниями. Проверьте и такие мелочи, как умение вашего ребенка есть теми столовыми приборами, что предлагают ему в детсаду. Обязательно привлекайте к решению проблемы и воспитателей, вместе вы обязательно сможете найти подход к «голодающему»

У нас такая же проблема. Хлеб и чай. Перед садиком - максимум "Растишку" съест грамм 100 и пару глотков чая.. . Наташа, спасибо за советы!

утром накормите дома и ведите в детский сад. Вечером тоже получше накормите дома.

Не кормить ребенка перед садиком. Никаких конфет яблок печенья с собой или по дороге Не задабривать его вкусностями. Поговорите с персоналом. Пусть еду ему предлагают, сажают за стол, но не настаивают чтобы ел. Тогда ему станет скучно устраивать "протест", и он начнет поначалу кушать то что особо понравилось, а потом и вовсе нормально есть. Не делайте из этого проблему. Не акцентируйте внимание. И в то же время спокойно удивляйтесь как бы мельком: "Странно. Тебя же в садике кормили... " И тут же переводите разговор на другую тему. Именно такое ненавязчивое, ни к чему не обязывающее повторение заставит его пересмотреть вопрос кормлении в садике.

Скорее он таким образом выражает свое недовольство, что остался один без мамы. У меня сын не ел в садике заврак, зато обедал хорошо. Перед садиком не кормите и не давайте никаких конфет перел завтраком и с собой в группу, они перебивают вкус. Потом привыкнет, адаптируется и станет есть. Попробуйте проэкспериментировать: договоритесь с воспитателем и прийдите накормите ребенка, ну например в обед. Может ему проще станет, поймет, что еда то вкусная.

У средней девочки была такая проблема. Пошла в сад поздно с 5 лет. Несколько месяцев уговоров-разговоров-угроз не помогли. Ребенок исхудал, хотя в общем в сад ходила охотно. Воспитательницы были молодые-ничем не помогли. Проблему не решили. Ушли из сада. Младшая пошла с 3 лет, ходим 3 месяца. Первую неделю плакала, ела мало, но потом как-то прижилась, полюбила утреннее какао (похоже на несквик) , называет его белый чай. Теперь съедает почти все, за кампанию видать с остальными. Очень хорошие отношения сложились у нее с воспитателями, тоже, наверное, немаловажный фактор.

Наташа Мамутова лучше всех ответила.... добавить нечего

touch.otvet.mail.ru

Как уговорить ребенка есть в детском саду – мои советы

Приветствую вас, дорогие читатели блога, с вами снова Татьяна Сухих! Сегодня хотелось бы открыть довольно важную тему, касающуюся питания малыша в ДОУ: как уговорить ребенка есть в детском саду? Довольно часто при поступлении в дошкольное учреждение у многих малышей наблюдается нежелание есть в дошкольном учреждении. Сегодня мы разберем вопрос надо ли уговаривать ребенка есть в саду. Приведем примеры опытных мам и советы психологов, воспитателей. Чаще всего отказ от еды у малышей встречается в период адаптации в детском саду.

Содержание статьи:

Малыш идет в сад

Настал долгожданный момент – ваша кроха подросла и уже хочет больше общаться со сверстниками. Родители принимают решение, что пора малышу начать посещать детское учреждение. Дорогое чадо начало ходить в садик, знакомиться с новым для него режимом, общением и, конечно, меню.

Стандартно в обычном муниципальном ДОУ пятиразовое питание. Питание сбалансированно и утверждено заведующим ДОУ и составленным с учетом требований СанПиН 2.4.1.3049-13. Поэтому, уважаемые родители, за качество продуктов не переживайте.

Начало посещения детского сада называют адаптацией. То есть начинающий дошкольник некоторое время (у каждого индивидуально – от двух недель до полугода) привыкает к новым условиям. Это может привести к капризам, нежеланию идти в сад (дома с мамой лучше), отказ от еды.

Итак, происходит следующее: воспитатели сообщают родителям новоиспеченного дошкольника, что тот или плохо ест, или, вообще, дошкольном учреждении не ест в садике. Родители начинают паниковать, искать болезни у дитя, сомневаться в качестве и вкусовых свойствах продуктов сада.

Надо помнить, что это детское учреждение и питание в основном постного характера, то есть без излишней соли, без добавления специй, часто каши делают на воде, так как в последнее время появилось много деток с аллергией на лактозу.

Советы родителям

Дорогие родители, дело первостепенной важности, когда вы узнали, что ваша дочка или сыночек не ест в саду – успокоиться самим и не волноваться зря. Многие, узнав эту проблему, начинают придумывать способы уговаривать ребенка есть, даже заставлять или еще интересней – приносить свою еду в сад. Во-первых, воспитатели откажутся брать еду, принесенную Вами из дома. Ведь они несут ответственность за детей вплоть до уголовной. Они же не знают какого качества Ваша еда.

Немного повторюсь – адаптация ребенка в ДОУ может иметь некоторые последствия вплоть до отказа в еде. Это явление обычно временного характера. Обычно через пару месяцев все встает на свои места. Поэтому в данный период необходимо увеличить общение с ребенком.

Как раз можно поговорить с ним на тему еды, что чувствует малыш, когда все дети садятся за стол для принятия пищи. У него могут быть переживания по поводу расставания с мамой (поговорите об этом). Могут быть сложные отношения с детьми, так как маленький дошкольник еще не знает, как правильно поиграть, подружиться с другими детьми. Вот здесь можно поговорить с воспитателями, чтобы те больше проводили мероприятий по обучению деток общению и игре вместе.

Также причиной может быть меню, смена обычной домашней еды на другую. Ведь наша обычная пища, как я выше упоминала, отличается от еды в ДОУ. Просто для примера: кто-то дома добавляет специи, не готовит гороховый суп или пшённую кашу. В садике все иначе. И малыш постепенно подстроится под этот ритм. Главное это доброжелательная атмосфера дома и в саду. Не заостряйте внимание дитя на этом и, тем более, не ругайте за то, что он не кушал.

Если родителей интересует не только вопрос, как уговорить ребенка есть в детском саду, но и дома та же проблема, то могу порекомендовать эту книгу в помощь родителям: «Меню для капризули. Как накормить привереду».

Советы воспитателям

Дорогие воспитатели, эта тема, думаю, вам знакома, как никому. И, наверное, в вашем воспитательском багаже множество вариантов решения этой проблемы. Я просто приведу пару интересных решений от знакомых воспитателей, возможно, вы уже их применяете. Одна из них говорит, что часто придумывает для таких деток игру, во время которой малыши, хоть несколько ложечек, но попробуют. Например, начинает она обед словами: «А сейчас мы отменяем обед и отправляемся в космическое путешествие и сегодня будем пробовать космическую еду». Далее придумывает какие-нибудь интересные названия для блюд.

Другая сотрудница говорит, что нужно с детками попробовать договориться на закон трех ложек. То есть, от каждого блюда по три ложечки крохе съесть. Варианты разнообразны. Однако, нужно помнить всегда, что уговаривать ребенка есть, нужно без давления, в непринужденной форме. Не нужно категорично настаивать на том, чтобы малыш ел против его желания. Это даже может привести к неврозам и кишечным заболеваниям у дитя.

Для того, чтобы дети поели, можно им показывать перед приемом пищи на картинке пустой желудок. И рассказывать, что он плачет, ему больно, потому что он пустой. Нужно хотя бы что-то съесть, чтобы облегчить его страдания.

Также можно прочитать детям книгу Елены Ульевой «Сказки-вкусняшки для тех, кто плохо кушает», которая стала настоящей находкой и для родителей, и для воспитателей. И, конечно же, каждый воспитатель должен быть знаком с пособием Ирины Батовой, разработанным в соответствии с ФГОС, «Как научить ребенка кушать самостоятельно. Веселые занятия с Плюшиком. Уроки доброго Мишутки». И такое же пособие на сайте «УчМаг», возможно, здесь вам покупать удобнее.

Как уговорить ребенка есть в детском саду — всему свое время

Всегда помните – всему свое время. Детки освоятся и всё придет в норму. Однако, если он не кушает длительное время, значит, стоит обратиться к психологу в ДОУ, чтобы тот понаблюдал ребенка. И помог бы вам выяснить причину отказа малыша от еды. А будет обозначена причина – вы сможете уже более грамотно разобраться в ситуации и решить проблему.

И напоследок еще несколько рекомендаций по пособиям для тех, кто задумывается над вопросом, как уговорить ребенка есть в детском саду:

  • Наталья Царенко «Я не хочу кушать!, или В поисках детского аппетита»;
  • Николь Надо «Каю. Я не хочу кушать».

Удачи вам и терпения, дорогие родители и воспитатели. Буду рада вашим отзывам и комментариям. Пожалуйста, оцените насколько полезна была для вас эта статья.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

metodbv.ru

если ребенок отказывается кушать в детском саду... – Детский сад и ребенок

Рубрика — Детская психология

Вопрос: Здравствуйте! Дочке 2.2. года. 4 недели назад пошли в ясли. Первая неделя прошла со слезами, а вот вторая вообще спокойно. А дальше опять слёзы по утрам. Никакие уговоры не помогают.

С самого начала посещения детского сада, дочка категорически отказывается там кушать. Она у нас очень стеснительная и с чужих рук ничего не берёт. Помогите мне, пожалуйста, в этих вопросах. Я очень переживаю…

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Еда в саду… Еда дома… Плохо ест… Ничего не ест, худенький….

Что стоит за всеми этими ситуациями? Почему вообще еде уделяется так много внимания? И почему взрослые бывают недовольны тем, как ест ребенок?

Это не такой тривиальный вопрос, как может показаться. Казалось бы, чего проще, хочешь кушать – кушай, не хочешь – занимайся чем-то другим. Организм сам свое возьмет. Ан нет, человек умудряется найти себе проблему, чтоб потом было над чем голову посушить. И ведь как гладко проходит все на подсознательном уровне, не подкопаешься.

Физиологию вы все знаете. Голод – естественное чувство, имеющее одну цель – сохранить жизнь, здоровье и силы человека. Как и все другие физиологические реакции, оно одновременно бесценно, потому что необходимо живому организму, и ничего не стоит, потому что дается всем бесплатно. Тем не менее, люди умудряются им торговать. Происходит это, когда еде придают чрезмерное значение. Такая переоценка простого физиологического акта проявляется в желании проконтролировать количество и состав пищи или в страхе, что еды будет слишком мало(много). Любые опасения относительно еды – искусственны. В природе никто не переживает, что объестся, и не отказывается от адекватной еды, если здоров и голоден.

Стоит только одному взрослому в семье начать переживать, что ребенок может начать плохо кушать, как тут же начинается целое шоу. Страхи и опасения проявляются в мельчайших деталях поведения взрослого, и это может повлиять на ребенка. Кроме того, если малышу какое-то кушанье не понравится, что вполне естественно, такой перепуганный взрослый начинает бить тревогу («я так и знал/знала»), все силы семьи, ее таланты и креативность направляются на сказки, песни и танцы для маленького кушающего (или не кушающего) зрителя. Ребенку интересно, у него есть причина следующий раз подыграть взрослому, дать ему возможность проявить свои, скажем, певческие дарования и заодно послушать пару песенок. Так еда постепенно превращается в товар: я буду кушать, если ты будешь меня развлекать; я буду тебя любить, если ты будешь кушать. А теперь скажите: какое отношение имеет вся эта возня к обычной, природной потребности организма? Может быть, можно петь и плясать, сочинять истории и рассказывать сказки в более адекватных ситуациях, просто для своего удовольствия? Давайте разделять, где мы кушаем, потому что голодны и нам вкусно, а где мы развлекаемся от души.

Еду не нужно недооценивать, не нужно и переоценивать. С самых первых минут после рождения ребенок отлично ориентируется в том, когда и сколько кушать. И мать, кормящая его грудью, самое большее, через пару дней тоже точно знает, когда ее малыш захочет есть, потому что между ними устанавливается очень точное взаимопонимание на физиологическом уровне. Приток молока напрямую зависит от потребностей новорожденного, если ему не хватает, он сосет больше, организм матери мгновенно на это реагирует, и молока становится больше. Если молока больше, чем может съесть ребенок, если оно остается после кормления, его выработка тут же замедляется. Имеет место идеальная настройка, никакого особого вмешательства не нужно, природа все делает сама. С какой стати через год этот же самый ребенок вдруг станет иначе относиться к еде? Для этого нужно приложить немало сил. Природные механизмы сломать непросто. Зато восстанавливаются они быстро и надежно. И этим всегда можно воспользоваться.

В затруднительных ситуациях прежде всего нужно сбросить пар, то есть, снизить до минимума внимание к еде. Сделать ее НЕважной. Если трудно, притворитесь, что это неважно, считайте, что это такая игра. Как бы ни чувствовал себя взрослый ответственным за то, сколько съест ребенок, от этой ответственности мало что зависит. Разве что предложить здоровое, питательное, полезное, хорошо приготовленное. Дальше все равно решает ребенок. Помните, это его еда, его голод или сытость, его тело и его желания, а не ваши. Ребенок сам, а не вы, в первую очередь ответственен за то, сколько он ест. И ему виднее. Не зацикливайтесь, переключайте свое внимание на другие темы, напоминайте себе о том, что малыш сам отрегулирует количество пищи. В конце концов, обратите внимание на то, что едите вы сами, готовьте себе то, что любите, и получайте удовольствие.

Ваша еда – это ваше дело, с этим невозможно спорить!

Вернемся к ситуации в садике. Будет очень хорошо, если в саду удастся договориться с персоналом не акцентироваться на приеме пищи. Поела – хорошо, не поела – тоже нормально. Не хвалить и не ругать, еда – это не доблесть и не проступок, а личное дело.

Что до стеснительности, у меня вопрос: чего опасается малышка, когда ей что-то предлагают «чужие»? Если найдете ответ, это и будет ключом к решению. Может быть, ей просто нужно время, чтобы удостовериться, что и посторонние люди могут быть приятными. Хотя изначально человеку все новое интересно и совсем не страшно. А как человек будет себя вести дальше, по мере взросления, во многом зависит от того, чему его научат.

deti-club.ru

что делать, если ребёнок не хочет ходить в садик?» – Яндекс.Знатоки

Ребенок не хочет идти в детский сад: 5 причин

Детский и семейный психолог Людмила Свешникова рассказывает, почему дети иногда не хотят идти в детский сад, и как эту проблему можно решить.

Хочу сразу отметить: я против посещения сада до трех лет. Это моя профессиональная точка зрения. Поэтому все, о чем мы будем говорить дальше, применимо для детей старше трех лет.

Итак, вот какие могут быть причины:

Дом не отпускает

Первый вариант – страх родителей за ребенка (будет болеть, слишком слабый физически, воспитатели о нем там не будут заботиться, как нужно, и тому подобное). Второй – отрицательный родительский опыт посещения сада в детстве. И это внутреннее восприятие родитель подсознательно посылает ребенку. «Это ужасное место, но тебе придется туда ходить», – как бы транслирует ребенку мать. «Не пойду!» – кричит здоровая психика ребенка. Третий – страх аутентичности мамы. Часто в случае с младшими детьми, когда в семье заканчивается этап досадовского детства, мама начинает бояться, неосознанно. Все это время она была молодой мамой, которая заботилась о маленьком ребенке, а теперь он идет в садик, и у нее возникают страхи – а будет ли она нужна («кем я буду без ребенка»).

Все это может повлиять на внутреннее решение ребенка. «Лучше я останусь дома, маме так будет спокойнее», – чувствует ребенок. «Мама не будет за меня переживать, я не пойду в страшное место, если я уйду из дома, случится беда» – последний страх свойственен чрезмерно ответственным детям.

Дом подталкивает

Но как активное желание родителя отдать ребенка в сад может помешать ему хотеть этот сад посещать? А все то же самое. И в этом случае ребенок вынужден справляться не только с собственными эмоциями и переживаниями, а еще и с переживаниями родителей. По сути, бессознательно родители транслируют ребенку: расти скорей, докажи всему миру, что мы – хорошие родители. Когда родительская самооценка напрямую связана с достижениями и успешностью ребенка, это становится для малыша непосильной задачей. Часто такое случается со старшими или единственными детьми. Младшим в этом смысле живется проще. Когда возникает такое давление, у ребенка от происходящего теряется ощущение безопасности, растет тревога, ему хочется спрятаться в привычном безопасном месте. «А вдруг я не справлюсь? Лучше дома посижу», – чувствует он.

Вы когда-нибудь прыгали с парашютом? Нет? Тогда просто постарайтесь представить. Есть разница между тем, когда ты прыгаешь сам, и тем, когда вас выталкивают из самолета. Вот представьте это себе. «Невинный» толчок в спину может очень серьезно сказаться на всем развитии ребенка. Есть простое правило: звать – можно и нужно, толкать – нельзя. Для начала нужно разобраться с собственными мотивами и не навешивать свои переживания на ребенка. Иногда просто осознание того, что это есть, «это мои тараканы, они есть, но ты не обязан реагировать», – спасает ситуацию. Тогда у ребенка появляется выбор.

Стоит иметь пути отступления: бабушки, няни, подруги. Ситуация безвыходности ухудшает состояние ребенка. Если вы планируете выйти на работу, то сначала адаптируйтесь к саду, а потом уже выходите на работу. Самому общительному ребенку нужно время на адаптацию. Важно помнить, что для ребенка сад – новый уровень отношения. Это время, когда ребенок получает ответ на вопросы: «как я буду относиться к миру и самому себе?». Малыш берет паттерны поведения у взрослых, но усваивает их в общении с детьми. И тут важно не забывать об этой значимости, нужно дать понять ребенку, что он сам занят важным делом, и мы, взрослые, это понимаем. Это не «мамочка занята, поэтому ты пойдешь в сад» – так неправильно. Правильно – «пока ты занят важными делами, я могу пойти поработать».

Ребенок не готов к саду

История из практики. Аня, 5 лет, наотрез отказывается ходить на любимое занятие – танцы – в саду. В день, когда есть танцы, она вообще не хочет идти в сад. Я весь сад практически наизнанку вывернула, чтобы узнать причину – и воспитателя, и преподавателя, и директора. Все шли навстречу, все хотели помочь. Оказалось, у Анюты не получалось… застегнуть новые красивые туфельки. Просить помочь гордость не позволяла, а желание блистать – не позволяло надеть старые. Отсюда и слезы. Вывод: чем лучше ребенок владеет навыками самообслуживания, тем проще проходит адаптация. Ключевое слово тут «удобно» – надевать, убирать, застегивать. Плохо застегивающаяся молния вызывает агрессию у воспитателя. Взрослый злится на молнию, а не на ребенка, но малыш-то не видит разницы! Для него это «тетя меня не любит». И воспитателя можно понять: проблемы с молнией один раз – не проблема, а 15 раз у 15-ти детей – проблема. Одна воспитательница рассказывала мне о шарфике от кутюр на девочке, который вызывал у нее образ Айседоры Дункан. Ребенок бегает в развевающемся длинном шарфе по площадке, а воспитательница переживает, что шарф сейчас за что-то зацепится и удушит малышку.

Помните, ребенок без вас – другой, ведет себя иначе, чем с вами. Малышка, чинно выступающая в белом комбинезоне с бабушкой по правую руку, и с мамой – по левую, в их отсутствие с разбегу с удовольствием ныряет в первую попавшуюся грязную лужу. Помните, одежда класса люкс – не для сада. Выделите один день и понаблюдайте за ребенком с точки зрения его готовности делать все самому (как в саду). Постарайтесь сделать все удобно. Надо, чтобы ему ничто не мешало, ничего не царапало. Ваш сын может рваться домой, потому что в новой футболке ему некомфортно, и он хочет ее снять и надеть старую, домашнюю, мягкую.

Сад не готов к особенностям ребенка

Проблемы с отказом ходить в сад могут быть связаны с самим садом. Потому что сад не готов к особенностям вашего ребенка. Возьмем, к примеру, гиперчувствительность к шуму. Есть дети (и не только дети, но и взрослые люди), плохо переносящие высокий уровень шума. Знаю нескольких руководителей, стремительная карьера которых объяснялась желанием поскорее получить отдельный кабинет и перебраться из open space.

Также, например, есть особенность – непереносимость несанкционированных прикосновений. Если сотрудник фирмы, где вы работаете, начнет вас толкать, хватать или кусать, вы как минимум удивитесь. Во взрослом мире такое недопустимо, а в детском – это обыденность. И слова воспитателя «не подходите к нему, он у нас нежный» не помогают ребенку наладить отношения с другими детьми. Он готов и хочет играть и толкаться, и участвовать в играх, но контролируя процесс. Он не против общения, он против того, что прикосновения и такие действия случаются внезапно и без его согласия. С таким ребенком нужно воспитателю проговаривать правила поведения в игре: хватать за руку можно, за косу – нельзя. И ребенок должен быть готов к тому, что сейчас будет происходить.

Как подготовить ребенка к выходу в детский сад: 16 советов

Есть дети, которые не могут спать в садах. Есть взрослые люди, которые в чужих домах не спят – из каких детей они выросли, как вы считаете? Им нужно свое безопасное пространство. Для них сон – интимный процесс. Такие дети охотно будут играть, гулять и так далее, но спать в саду не будут.

Еще одна периодически встречающаяся особенность некоторых детей, которая может вызвать проблемы с садом, – есть дети, постоянно испытывающие когнитивный голод. Им нужно, чтобы вокруг постоянно что-то происходило, нужна ситуация активного развития – спектакли, игры и так далее. И если это не организуют взрослые, они сами себе это организуют (смотрите «Трудный ребенок 1 и 2»). «Мы не успеваем за вашим ребенком», – говорят в таких случаях воспитатели. Эти дети не дерутся, просто они постоянно вовлекают других детей в разные активности, за которыми воспитатели не успевают следить.

Родителям таких детей нужно помнить: это – не проблема, а особенность ребенка. Не нужно его переделывать, чтобы приспособить малыша к саду. Нужно искать такой сад и таких воспитателей, которые готовы будут принимать и учитывать эти особенности.

Ярлыки

Будьте аккуратнее с любыми оценочными суждениями в отношении ребенка. Если дразнилки и какие-то негативные клички или определения ребенка – это всем понятно, что плохо, но столь же опасны и положительные оценки («помощник, спокойный мальчик, серьезная девочка, хороший организатор и так далее»).

История из практики. Ваня, 6 лет. Наотрез отказывается идти в сад. Мама подводит меня к стене славы у них дома, завешанной грамотами, заставленной кубками. Ребенок везде лидер, успешен, все его любят. Мама в недоумении: «У других проблемы, но у нас-то какие?» Действительно, мальчик обладает качествами лидера, организовывает интересную жизнь для группы в саду, игры и тому подобное. И все, включая воспитателей, от него этого ожидают в обязательном порядке. Ребенок в сад практически ходил, как на работу. Еще раз напомню, что для гармоничного развития ребенок должен пробовать себя в областях и сферах, в которых он несилен, и развивать их. А как можно пробовать что-то новое, в чем ты еще не успешен, когда тебя постоянно просят демонстрировать успешность? В случае с Ваней оказалось, что Ваня влюбился и попробовал сделать то, чего еще не делал и не умел, – написать стихи. Писать стихи в саду ему не давали – от него ждали активных игр, организаторства, следили за тем, что он делает, он все время был на виду, а он смущался. Потому он сел дома, закрылся в комнате, обложился Пушкиным и начал писать стихи. Представьте: шестилетний мальчуган заперся в комнате, задвинул шкафом дверь, и отказался идти в сад.

И я скажу вам, какой совет я дала его маме: ну дайте уже ребенку написать стих! Дети имеют право быть разными.

Статья Chips Journal

yandex.ru


Смотрите также

Регистрация на сайте

Пароль будет отправлен тебе на e-mail.

 

×