Развивающие занятия психолога с детьми


25 чудесных занятий с детьми

Рене Джейн, сертифицированный тренер личностного роста и магистр в области прикладной позитивной психологии, специализируется на развитии навыков адаптации и стрессоустойчивости детей и взрослых. Она превращает научно обоснованные концепции в легко применимые игровые техники.

Рене является автором уникальной терапии детской тревожности, которые были реализованы в формате короткометражных мультфильмов. Она объединила самые действенные на её взгляд адаптивные технологии в одной статье. Некоторые из них нам давно известны, но забыты, какие-то абсолютно новые, из разряда тех, которые так и хочется испытать. Надеемся, вы найдёте в этом списке то, что подойдёт именно вашему ребёнку.

В помощь родителям: Чем заняться с детьми

1. Инверсия. Успокаивающая сила расположения головы ниже уровня сердца, также известного как инверсия. Будь то расслабление в позе ребёнка или наклоны к пальчикам ног или стойка на голове – подобное изменение позиции тела оказывает общеукрепляющее действие на вегетативную нервную систему, которая контролирует реакцию организма на стресс. Другая успокаивающая поза-упражнение — «собака мордой вниз». Эта поза хороша тем, что способствует сжиганию лишней глюкозы, высвободившейся из-за повышения уровня адреналина.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

2. Прыгай выше! Можно устроить соревнование по прыжкам в высоту, длину, на скорость. Это отличный способ выпустить пар. Можно попрыгать со скакалкой под музыку, поддерживая ритм, или поиграть в классики.

3. На пробежку! Доказано, что бег снижает стресс, и порой может быть более эффективным, чем поход к психологу. 10-минутная пробежка не только повлияет на настроение вашего ребёнка, но и продлит стрессоустойчивость на несколько часов.

4. Велик. Велосипед уходит в прошлое, и очень зря. С введением велосипедных дорожек и мощеных трасс в городах езда на велосипеде стала безопаснее, чем когда-либо, и может быть мощной успокаивающей техникой. Это занятие не оказывает чрезмерного давления на суставы, развивает баланс, заменяет физкультуру и может проводиться всей семьёй.

5. Толкай стену. Этот приём помогает избавиться от гормонов стресса без необходимости выходить на улицу или даже из комнаты. Попросите ребенка попытаться толкать стену в течение 10 секунд в 3 приема. Этот процесс позволяет мышцам сокращаться, а затем расслабиться, в результате чего вырабатываются гормоны счастья, как после спортивной нагрузки.

6. Музыка. Музыка способна влиять на настроение, сон, уровень стресса и тревоги. Экспериментируйте со стилями, следите за эффектом. Очень скоро вы узнаете, что именно влияет на вашего ребёнка наилучшим образом. Используйте музыку для создания настроения дома, в машине, в детской.

7. Танцуем! Добавьте компонент физической активности к вашим сеансам прослушивания музыки. Устройте танцевальную вечеринку в гостиной и наблюдайте, как чадо меняет свое настроение.

8. Пение. Танцевать под любимую мелодию – чистое удовольствие. Но пение вслух, даже тогда, когда оно невпопад, способствует выработке эндорфинов, что приносит чувство удовольствия и спокойствия.

9. Мыльные пузыри. Это занятие связано с предыдущим, потому что основано на регуляции дыхания. Ребёнок быстро обретёт контроль над своим дыханием, а значит, и состоянием, если будет дуть на вертушку или надувать мыльные пузыри.

10. Задуваем свечу. Зажгите свечу и дайте ребёнку задуть её. Зажигайте снова и снова, помещая свечку все дальше и дальше от него, чтобы ему пришлось вдыхать всё глубже, чтоб задуть её. Это отличный способ превратить практику глубокого дыхания в игру.

11. Дыши животом. Большинство дышит неправильно, особенно в стрессовой ситуации. Пусть ребёнок представит, что живот – это шарик. Попросите сделать глубокий вдох, чтобы его надуть, и выдох – чтобы сдуть. Почувствуйте эффект уже на 5-й раз.

12. Первобытный клич. Иногда эмоций становится слишком много, чтобы держать их в себе. Пусть ребёнок встанет с широко расставленными ногами и поднятыми руками и почувствует, как эмоции кипят в пальцах ног, поднимаются выше по ногам и всему телу и вырываются через рот. Не нужно кричать слова или придерживаться какой-то программы, пусть делает это так, как ему удобно.

13. Рисование. Рисование не только отвлекает от источника раздражения, но и развивает устойчивость к стрессу в целом. Сейчас тюбики с краской – не единственное помогающее средство, существуют специальные интерактивные доски, игровые приложения и другие помощники: например, пена для бритья и занавеска в ванной.

14. Визуализация. Используя картинки из журналов, ребёнок может собрать на большом постере коллаж своих интересов, фантазий и целей. В процессе творчества он сможет прийти к новым открытиям о себе, и сосредоточение на позитивном моментально меняет настроение к лучшему.

15. Глоток воды. Обезвоживание связывают со снижением умственной деятельности. Налейте ребёнку стакан прохладной воды, пусть медленно выпьет. Попробуйте хоть раз – и увидите успокаивающий эффект, который оказывает эта процедура на нервную систему.

16. Водные процедуры. Успокаивающие ванны действуют на детей так же, как и на взрослых. Используйте пару игрушек для ванной, чтобы научить малыша расслабляться и отпускать заботы дня. Холодный душ производит на организм тонизирующий эффект. Прохладная вода снижает напряжение мышц, улучшает работу сердца и приводит к улучшению настроения. Исследование состояния зимних пловцов показало, что с регулярным погружением в холодную воду снизилось напряжение, усталость и депрессия.

17. Наблюдение за рыбками. Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему в некоторых зонах отдыха есть аквариум? В Университете Эксетера в Великобритании обнаружили, что наблюдение за рыбками снижает кровяное давление и частоту сердечных сокращений. Чем больше аквариум, тем лучше эффект. Чтобы проверить эту гипотезу, возьмите ребёнка на озеро или в океанариум.

18. Обратный отсчёт со 100. Счёт помогает отвлечься от раздражителя, обратный счёт требует дополнительной концентрации, но не перегружает мозг.

19. Пиши от души. Для детей постарше ведение дневника с описанием своих чувств – действенный способ корректировки состояния, особенно если нет страха, что записи прочтут. Пусть у ребёнка будет тетрадь, которая лежит в надёжном месте, в которой они смогут написать обо всех своих чувствах. Важно убедить ребёнка, что вы никогда не возьмёте её без его разрешения.

20. Благодарность, благодарность, благодарность. Дневник Благодарности похож на обычный личный дневник, упомянутый выше. Исследования показали, что ведение такого дневника оказывает положительное влияние на успеваемость в школе и способствует снижению стресса во внеклассной работе. Лучше завести отдельную тетрадь, в которой ребёнок сможет записывать вещи и события, за которые он благодарен (которые приносят ему радость), и сделать пару записей вместе, чтобы ребёнок понял концепцию.

21. Назови свою эмоцию. Когда переполняют эмоции, достаточно их распознать, чтобы начать успокаиваться. Если ребёнок быстро заводится, придаётся гневу, панике или становятся одержимы идеальным исполнением задачи, попросите его назвать эту эмоцию или состояние. Придумайте специальные фразы, чтобы помочь ребёнку поговорить об этом.

22. Теннисный мяч на спине. Старый приём физиотерапии – катание небольшого твёрдого мяча по спине ребёнка – лёгкий массаж успокаивающего действия. Уделите особое внимание плечам, шее, пояснице – это типичные места скопления напряжения.

23. Мяч для гольфа под ступнями. Катание мяча для гольфа ступнями не только улучшит кровообращение, но и воздействует на точки, отвечающие за расслабление ног. Для достижения лучшего результата катайте мяч по всей поверхности ступни ребёнка, меняя степень давления.

24. Замесите хлеб. Бабушки по всему миру могут подтвердить, что процесс выпечки хлеба снимает стресс. Интернет изобилует простыми рецептами, по которым ваш ребёнок с радостью и перепачканными руками будет мять и переворачивать тесто. Лучшая часть заключается в том, что в конце концов у вас появится домашний хлеб, который наглядно демонстрирует, что напряжение можно сублимировать правильно и результативно.

25. Браслет своими руками. Создание изделий своими руками легко вводит ребёнка состояние «потока», т.е. полного погружения в занятие. Эта концепция распространяется на шитьё, вязание, плетение бисером и даже складывание белья после глажки – любой деятельности, в котором ребёнок забывает о внешнем окружении.опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь

©Рене Джейн

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми 3-4 лет.

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми 3-4 лет.

Тема: «Волшебное превращение».

Цель: создание положительного эмоционального настроя в группе.

Задачи:

  1. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

  2. Снижение излишней двигательной активности, тревоги.

  3. Развитие координации движения, общей и мелкой моторики.

  4. Развитие умения действовать соответственно правилам игры.

Материалы: бабочка на пальчик, цветы бумажные по количеству детей, разноцветные круги по количеству детей (желтого, красного, синего, зеленого цвета) , музыка- «Полет бабочки».

Ход занятия.

Приветствие.

У психолога на пальце – бабочка: «К нам в гости прилетела бабочка. Посмотрите, какая она красивая! Давайте поздороваемся с ней». Дети рассматривают бабочку, определяют цвет крыльев, здороваются с ней.

Игра «Бабочка села на пальчик». Психолог читает стихотворение :

Бабочка на пальчик села
Я поймать ее хотела,
Хвать я бабочку рукой,
А поймала пальчик твой.

Дети протягивают ладошки и тот, кому на ладошку села бабочка называет свое имя.

После игры, бабочка садиться на цветок.

Психолог загадывает загадку.

Что за чудо червячок,

Весь в волосиках бочок,

Он по листику ползет,

И его жует, жует. (Гусеница)

Сейчас мы соберем свою гусеницу! Необычную!

Игра «Собери гусеницу». Каждому ребенку выдается или прикрепляется на живот цветной круг. И дети должны выстроится в той последовательности, которая нарисована на картинке. Педагог помогает.

Психолог рассказывает детям, про необыкновенное превращение гусеницы в красивую бабочку.

Напоминает про гусениц из мультфильма «Лунтик». И задает вопрос: «Почему Пупсень и Вупсень не превращаются в бабочек?» (Ответы детей). «Да, потому что они ленивые».

«А мы не будем лениться и попробуем сами превратиться в бабочек!»

Психолог рассказывает стихотворение и показывает движения, дети повторяют.

Маленькая гусеница по листику ползет, (шевелят указательным пальчиком)

Листик как конфеточку целый день грызет. (пощипывающие движения одной ладошкой другой)

Наконец, накушалась, кокон, вдруг сплела (обнимают себя)

В коконе том куколка зиму проспала. (ладошки под щечку)

А весной той куколке надоело спать, (потягиваются)

Превратилась в бабочку, чтоб везде летать. («летают», как бабочки)

Упражнение с элементами психогиманастики «Разноцветные бабочки».

(звучит музыка «Полет бабочки»).

У каждого ребенка цветной круг обозначает цвет бабочки. Дается команда: «Бабочки летают!» (Дети двигаются по комнате, изображая полет бабочки), «Бабочки сели на цветочки!» (дети приседают), «Полетели бабочки синего цвета!» и т.д.

Ритуал прощания «Солнышко»

- Согреем бабочку солнечным теплом!

Каждый ребенок протягивает руку вперед и говорит, какие игры ему понравились. (Взрослый начинает первым). Когда каждый ребенок выскажется, бабочка садиться на самый верх всех сложенных ладошек и все вместе говорят:

«Раз, два, три!

Солнышко свети! Бабочка лети!» Поднимают руки вверх.

Психолог говорит, что бабочке очень понравилось, но настала пора прощаться. До свидания!

infourok.ru

Коррекционно-развивающее занятие для детей 8-10 лет

Коррекционно – развивающее занятие для детей с нарушениями социально – коммуникативных умений поведения.

«Я и другие. Приемы активного общения»

Цель программы: Формирование и развитие социально – коммуникативных умений поведения, развитие сплоченности, формирование умения выражать свои чувства, умение передавать свои положительные эмоции.

Задачи:

  1. Сформировать знания у детей о нормах межличностных отношений;

  2. Сформировать у детей представление о самом себе, как личности;

  3. Обучить детей эффективным методам успешного коммуникативного общения;

  4. Создать эмоционально – благоприятную атмосферу в группе.

Объект: дети 8-10 лет

План занятия.

Содержание:

1 Вступление. Настрой на работу

2 Упражнение «Ты мне нравишься!»

3 Упражнение «Зум»

4 Упражнение «Аппаратчики»

5 Упражнение «Здравствуй, ты представляешь?»

6 Упражнение «Испорченный телефон»

7 Упражнение « Ищу друга»

8 Завершение занятия. Подведение итогов.

Ход занятия

(Занятие проводится в классе, рабочие места для детей подготовлены заранее).
Психолог. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались нашей дружной компанией, чтобы поговорить о важном слове, без которого мы не сможем существовать и развиваться в правильном направлении. Это слово «ОБЩЕНИЕ». Знаете что это такое?
Дети отвечают.

Упражнение «Ты мне нравишься!»

Цель: способствует развитию хороших отношений между детьми. Некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это – проблема. В этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык.

Материалы: мяч.

Инструкция: ведущий просит детей сесть в один общий круг. Далее предлагает детям принять участие в одной очень интересной игре: « Каждый из нас сейчас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Тот, к кому попадает мяч должен посмотреть на своего соседа «добрым взглядом» и сказать: «Ты мне нравишься, потому что…», назвав его по имени».

Ведущему необходимо внимательно проследить затем, чтобы в ходе игры все дети получили мяч и сказали добрые слова. Для этого необходимо объяснить детям, что мы любим не только своих самых близких друзей, но и каждого кто в данной группе. Ведь в каждом есть что – то такое, что достойно уважения и любви. Эти мысли очень важно постоянно повторять и подчеркивать в современном обществе, наполненном конкурентной борьбой за место под солнцем. Важно обратить внимание на детей, которым сложно произнести фразу «ты мне нравишься…», и позволить им заменить ее словами «мне понравилось, как ты…».

В конце упражнения ведущий предлагает детям рефлексию:

  • Легко ли вам было говорить приятные слова другим детям?

  • Кто вам уже говорил что – нибудь приятное до этой игры?

  • Достаточно ли дружен ваш коллектив (группа)?

  • Почему каждый из нас достоин любви?

  • Что – нибудь удивило вас в этой игре?

Упражнение «Зум»

Цель: создание благоприятной обстановки в группе детей, повысить положительно – эмоциональный настрой.

Инструкция: ведущий предлагает детям сесть в круг и объясняет правила игры. «Мы сейчас попали на трассу, где с огромной скоростью проносятся машины. А едем мы так: я резко поворачиваю голову к правому соседу и передаю ему звук «зум», он передает его своему соседу справа и так далее. Если кто – то хочет притормозить или остановиться, то он немного отклоняется назад и издает звук тормозов. А «зум» передается в обратном направлении».

Это упражнение эффективно использовать в том случае, когда вам нужно создать из отдельных членов группы «единый организм

Упражнение «Аппаратчики»

Цель: сформировать у детей умение действовать сплоченно, дружно.

Инструкция: из группы вызываются 3 человека – это механики – аппаратчики. Все остальные участники – роботы. Задача механиков – аппаратчиков сделать так, чтобы роботы не сталкивались друг с другом и не ломались. Задача роботов двигаться по комнате только по прямым линиям в указанном механиками, направлении, в том случае, когда они натыкаются на стену или другого робота, они ломаются и начинают громко пищать. Направлять их в другую сторону может только механик – аппаратчик. Секрет работы механиков – аппаратчиков состоит в том, что им необходимо образовать импровизированный треугольник (встать на трех вершинах) и направлять роботов по его граням. Но ведущий не говорит об этом участникам, они сами стараются догадаться, найти правильную стратегию.

В конце упражнения психолог предлагает детям рефлексию:

  • Что вы чувствуете после выполнения этого упражнения?

  • Удалось ли вам справиться с заданием?

  • Что вы сделали для того, чтобы эффективно выполнить задачу игры?

  • Какую роль играл каждый участник – аппаратчик?

  • Что мешало вам при выполнении задания?

  • Как можно было бы выполнить это задание по – другому?

Упражнение «Здравствуй, ты представляешь?»

Цель: сформировать у детей умение передавать положительные эмоции друг другу.

Инструкция: ведущий поворачивается к участнику слева от него и весело говорит: «Здравствуй! Ты представляешь…», а затем сообщает ему какую – нибудь новость, рассказывает смешную историю или анекдот. Задача участника – внимательно выслушать и порадоваться вместе с ведущим. Затем повернутся к соседу слева и тоже радостно произнести: «Здравствуй! Ты представляешь…» и заканчивает фразу уже своей новостью. В процессе игры можно изменить задание, например, попросить детей пересказывать одну и ту же новость. Ведущему необходимо проследить за тем, как изменяется первоначально сообщенная информация.

Упражнение «Испорченный телефон»
Цель: сформировать у детей умение правильно передавать сообщение или какую – либо информацию.

Инструкция: дети садятся в круг так, чтобы каждый мог шепнуть на ухо своему соседу то, что услышит от предыдущего участника. Ведущий придумывает слово и говорит его на ухо первому участнику, тот передает его второму, второй – следующему и так до последнего игрока. Затем ведущий обращается к последнему ребенку и спрашивает, что он услышал. Почти всегда с загаданным словом происходит интересное превращение. Например, слово «красавица» превращается в «впшик» или еще что – что интересное и короткое. Важно чтобы ведущий изначально предупредил детей, что нельзя намеренно искажать услышанное и переспрашивать.

Упражнение « Ищу друга»

Цель: формирование у детей представления, о себе по каким – либо характерным чертам характера.

Материалы: листы бумаги, ручки, скотч.

Инструкция: каждый участник группы пишет на листе объявление о поиске друга. При этом ограничений в тексте и четкого алгоритма написания нет. Главное – не подписывать листок. На это отводится достаточное количество времени, например 8 – 10 минут. Эти объявления расклеиваются по всей комнате. Затем все участники прогуливаются по комнате, читают их и выбирают максимум 2-3 объявления, на которые они откликнулись бы, и ставят на них подпись. Потом все объявления собираются, и подсчитывается количество откликов. Можно обсудить, почему то или иное объявление набрало определенное количество откликов, с чем это связано.

В конце упражнения ведущий предлагает детям рефлексию:

  • Что вы чувствуете после выполнения этого упражнения?

  • Чем вы руководствовались, когда выбирали объявление, на которое откликнулись?

  • Сколько времени вам понадобилось, чтобы выбрать подходящее для вас объявление?

  • Сколько объявлений вы выбрали, и сколько бы вам хотелось выбрать?

  • Сколько человек откликнулось на ваше объявление?

  • Что было важного в вашем объявлении: описание себя или предъявление требований к новому другу?

  • Изменили бы вы сейчас свое объявление и почему?

Ведущий должен вывести свою группу на обсуждение отношений между людьми, на то, что является важным в их собственных отношениях, предъявлений требований и ожиданий чего – то от других или предложение всего того, что есть в них самих. Ведущий должен подвести детей к тому, чтобы они самостоятельно могли дать обратную связь друг другу о том, что они чувствуют и думают в ответ на ту или иную позицию, которая им наиболее приемлема.

В конце занятия ведущий подводит итог рефлексией по всем заданиям:

  • Какое упражнение вам больше всего понравилось или запомнилось и почему?

  • В какую игру вы поиграли дома с родственниками?

  • Кто был самым активным из детей?

  • Кто был пассивным?

  • Есть ли среди вас, кому не понравились игры на занятии и почему?

Важно, чтобы каждый из детей высказался о своих чувствах, настроении после занятия.

infourok.ru

«Путешествие в страну Доброго Волшебства»

Цель:

- развитие у детей умения понимать и передавать эмоциональные состояния;

- трансформировать негативные эмоции, избавляться от напряжения.

- формирование доброжелательных межличностных отношений в детском коллективе.

Задание:

- Научить детей выражать эмоции в социально приемлемой форме средствами вербального и невербального общения;

- Формировать навыки общения и сотрудничества в различных ситуациях.

- Развивать творческое воображение для направления эмоций в конструктивное русло;

- Научить детей средствам саморегуляции и самоконтроля;

Оборудование: цветок, сумка черного цвета, карточки, на которых изображены различные эмоциональные состояния, ткань 2,0 м × 2,0 м синего цвета, носки, воздушные шарики, стекло в раме, краски.

Ход занятия психолога в старшей группе:

Звучит музыка, заходят дети и располагаются полукругом.

Психолог: К нам сегодня пришли гости, прошу, чтобы вы их дружно поприветствовали!

Дети: Здравствуйте, уважаемые гости!

Упражнение «Добрые слова»

Цель: Создание атмосферы доверия в группе, настройки на занятие.

Время: 3 мин.

Оборудование: Цветок-фонарик

Психолог:

- Мы сегодня отправимся в страну Доброго Волшебства. А попасть туда нам поможет вот этот волшебный цветок. Давайте станем в круг и, передавая его, скажем друг другу хорошие, радостные слова (дети по кругу говорят друг другу «Ты хороший», «Ты добрый», «Ты ласковая» и т.п.).

- Ой, смотрите, наш волшебный цветок засиял от ваших хороших слов и перенесет нас в сказочную волшебную страну.

Упражнение «Страна Доброго Волшебства»

Цель: Создание атмосферы внутреннего комфорта.

Время: 5 мин.

Музыкальное сопровождение

Психолог:

- Детки, а давайте-ка закроем глаза и представим себе, что далеко-далеко отсюда есть сказочная страна Доброго Волшебства, в которой возможны различные чудеса. Там всегда ласково греет солнышко, звенят веселые ручейки, сладко пахнут удивительные цветы, над которыми порхают яркие бабочки, а птички на деревьях поют волшебные песни ...

- Открываем глаза, мы уже в Волшебной стране!

- Но что это? Что происходит? Вдруг наступила полная тишина и птицы перестали петь, и ветерок затих ...

 Звучит музыка, в зал заходит Великан.

Упражнение: «Злой великан»

Цель: сформировать понятие о механизме образования отрицательных эмоций.

Время: 5 мин.

Великан: Я злой и сердитый великан! Хочу что-то сломать, или обидеть кого-то. Ох, какой же я сегодня злой!

Психолог: Идите ко мне, ребята! Я не дам вас в обиду.

Давайте мы вместе подумаем, почему же он такой сердитый? Наверное, у Великана что-то случилось. Давайте его спросим. Кто смелый?

Ребенок: Что случилось с тобой, сказочный Великан? Почему ты так зол?

Великан: Не знаю, с чего и начать. Встал сегодня с кровати и не нашел свою правый носок. И так мне стало плохо. Что-то внутри, вот здесь, как будто камень застрял. Душит и давит меня. И что бы я ни делал, мне становится все хуже. Так мне плохо, что хочется кого-то толкнуть, обидеть или поломать что-то!

Психолог: Скажите, дети, вы знаете, что это за болезнь такая у Великана?

Дети: Знаем!

Психолог: Садись с нами на полянке, мы и тебе расскажем. То что ты чувствуешь, называется негативными эмоциями. Эти эмоции вызвали неприятное событие в твоей жизни. Поэтому и настроение стало плохим.

Но ты должен знать, что когда ты себя плохо чувствуешь, не надо терпеть - лучше как можно раньше избавиться от своих негативных эмоций. Тогда тебе станет легко и приятно на душе.

Великан: А как это сделать? Я не умею!

Упражнение «Мешочек гнева»

Цель: формирование адекватного самовыражения гнева.

Время: 7 мин.

Оборудование: сумка черного цвета

Психолог: Мы знаем, как можно выражать негативные эмоции и тебя научим. Правда, дети есть у нас волшебная сумка и называется она «мешочек гнева». Нужно взять ее в руки и громко в нее покричать. Попробуешь?

Великан кричит в сумку

Психолог: А теперь вы, дети, по очереди.

Дети кричат ​​в сумку

Психолог: Что ты почувствовал, Великан? Расскажи, нам очень интересно.

Великан: Мне стало гораздо легче, теперь не хочется никого обижать.

Психолог: А вы, дети, что почувствовали?

Дети: Стало легко, весело, радостно, солнечно!

Упражнение «Эмоции»

Цель: Расширение представлений дошкольников о различных эмоциональные состояниях, формирование умений невербального общения.

class="eliadunit">

Время: 7 мин.

Оборудование: карточки с изображением эмоций - пиктограмм 7 шт.

Психолог:

 - Дети, вам интересно больше узнать об эмоциях, которые вы испытываете? Тогда давайте поиграем в интересную игру.

- У меня есть карточки, на которых изображены различные эмоции. Каждый из вас, по очереди, будет брать карточку и называть эмоцию, которая там нарисована. А еще постарается показать это состояние мимикой и жестами.

Дети по очереди берут карточки, называют эмоцию и невербально ее демонстрируют.

Психолог: Великан, теперь ты понял, какие эмоции испытывают люди?

Великан: Понял.

Психолог: Тогда я попрошу тебя показать, какие же эмоции положительные, то есть хорошие, а какие отрицательные.

Великан показывает на карточки, которые держат дети, называет эмоции.

Психолог: Молодец, Великан, хорошо справился с заданием. А чтобы ты больше не грустил, мы подарим тебе новую пару носков и воздушные шарики. Эти шарики необычные, они наполнены хорошими эмоциями. Пусть тебе всегда будет легко на душе, как будто ты воздушный шарик!

Ребенок дарит Великану шарики с рисунками смайликами и носки.

Великан: Спасибо, сейчас мне так хорошо и весело, что хочется летать вместе с этими замечательными шарами. Дети, вы стали для меня настоящими друзьями. До свидания, дорогие мои!

Игра «Я твой друг»

Цель: Формирование доброжелательных межличностных отношений.

Время: 2 мин.

Психолог: Видите дети, как хорошо иметь друзей. Друг всегда поможет и поддержит. Станьте в пары и повторяйте за мной:

У меня есть нос (показывают на нос) -

И у тебя есть нос (показывают на нос соседа),

У меня щечки розовые (показывают на щечки) –

И у тебя щечки розовые (показывают на щечки соседа),

У меня губки сладкие (показывают на губы) -

И у тебя губки сладкие (показывают на губы соседа),

Обнимемся, подружимся (обнимаются),

Я тебя люблю - и ты меня любишь,

Я твой друг - и ты мой друг!

Танец «Дружбы»

Цель: снять физическое напряжение, психологически разгрузить участников.

Время: 3 мин.

Дети выполняют под музыку танцевальные движения.

Этюд «Волшебная тучка»

Цель: освоение приемов саморелаксации.

Время: 5 мин.

Оборудование: ткань 2Х2 синего цвета

Психолог: Ох и устали же мы, правда, дети. Садитесь на поляну и отдохните. Посмотрите вверх. Где-то высоко - высоко проплывает в синем небе волшебное облачко. (Ткань поднимается над детьми, сидящими группкой на ковре) Оно улыбается вам с высоты. И вы улыбнитесь ему. (Дети улыбаются) и вот уже облако увидело наши теплые улыбки, наши добрые глазки. Оно медленно опускается прямо на нас. (Ткань опускается на детей) Покрывает нас своим теплом, согревает. И затихает ...

 Но, что это? Что случилось с нашим очаровательным облаком. Оно начинает переливаться и играть на солнце разноцветными красками (дети двигают руками). Облако наполняет нас энергией, дает нам силы. И снова затихает ...

Облако поднимается в бескрайнее небо (Поднимаем ткань из детей) и исчезает в вышине. (Ткань убирается в сторону)

Как прекрасно было отдыхать с очаровательным облаком, правда, дети!

Упражнение «Рисуем эмоции»

Цель: развитие творческого воображения дошкольников для направления эмоций в конструктивное русло.

Время: 7 мин.

Психолог:

- Дорогие дети, вспомните все те положительные эмоции, которые вы сегодня испытывали или наблюдали у своих друзей. Вспомнили? А теперь попробуйте их нарисовать. Но рисовать вы будете не на бумаге, как обычно, а на этом волшебном стекле. Ведь в стране Доброго Волшебства возможны любые чудеса.

Дети рисуют на стекле.

- Молодцы, у вас получились очень красивые рисунки.

- Расскажите, а что символизируют ваши рисунки, какие эмоции вы хотели передать?

(Дети по очереди рассказывают, какие эмоции они вложили в свои рисунки)

Упражнение на завершение «Желание по кругу»

Время: 2 мин.

Дети желают по кругу друг другу добра, радости, счастья ...

Психолог: А я вам желаю, мои милые.

                  Жизнь в радости и мире.

                  Чтобы путь в страну Доброго Волшебства

                  Вам легким был и замечательным!

Дети прощаются и выходят из зала.

psichologvsadu.ru

Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Семь-я»

Коррекционно-развивающее занятие

педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Семь-я»

Цель: Установление контакта с детьми. Развитие долговременной зрительной ассоциативной памяти, совершенствование координации тонких движений.

Задачи:

  • Закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге (дети должны знать имена всех членов своей семьи).

  • Воспитывать желание заботиться о близких.

  • Закрепить навык связной речи.

  • Закрепить знание пословиц о семье.

Материалы: игрушка заяц, листы белой бумаги, карандаши, пословицы, наглядный материал по теме семья.

Орг. момент (В кругу)

Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

– Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Ольга Анатольевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька, Мишенька...).

– Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих, я приглашаю поиграть.

Беседа о семье (Сидя за столами)

– Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? Правильно, домой. А почему? Да, вас ждет ваша семья!

– Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. А кто живет в ваших семьях?

– Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая…)?

– А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть…)

– А папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый…)

– А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить…)

– Итак, что же такое семья? (ответы детей)

Вывод: семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

Валеологическая пауза «Большая семья» (В кругу)

В доме жила большая семья, всех назову вам, детишки, я:
Мама-красавица в доме жила, своей добротой и умом слыла.
Папа-силач, спортсмен-удалец, опора семьи – настоящий отец!
Бабушка с ними – старушка – жила, целыми днями вязать могла!.

Дедушка старенький в доме том жил, летом на даче рыбку удил.
Ну а еще был в семействе сынишка – бойкий и шустрый такой шалунишка.
Утром и днем, даже вечером мальчик прыгал, как будто резиновый мячик.
Бегал сынок, по лужам скакал, а вечерами пейзаж рисовал:

Солнце, и тучка, и дождик идет… Но и малыш иногда устает.
В семье той большой не умели скучать – вечером пили с вареньем чай.
Вкусный чаек, объеденье – варенье… Пора и заканчивать стихотворенье!
Только одно лишь добавлю я – Дружная очень это семья!

Игра на развитие творческого воображения

– Вечером вся семья собирается дома – а это значит, что можно поиграть в веселую игру: Давайте подумаем, а чем же может оказаться мамина кастрюля? А папин башмак?

Беседа по пословицам (На стульчиках)

– Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц.

«При солнышке тепло, при матери – добро» (на договаривание)

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

– А как вы понимаете смысл этих пословиц?

– А какие вы знаете пословицы о семье?

Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»

(пожелания детей своей семье)

Пальчиковая гимнастика (стоя)

Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это – мама,
Это – я,
Это – бабушка моя.
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.

Чтение сказки «Сон»

Психолог. А теперь сядьте поудобнее и послушайте сказку.

Жил-был непослушный зайчонок. Маму, папу, дедушку и бабушку он не слушал. Семья его любила, а он этого не замечал. Не помогал он своим родителям и своим братьям, и сестрам.

Однажды маленький зайчонок уснул. И видит он сон. Сидит он на нет-пенечке грустный, один. (Покажем, как сидит грустный зайчонок.) А рядом с ним нет ни мамы, ни папы. И бабушки нет, и дедушки. Страшно стало зайчонку — никто его не сможет защитить. Никто его не сможет покормить. (Покажем, как испугался зайчонок.) Позвал он своих родных, но никто ему не ответил... Тогда зайчонок вспомнил, что у него есть братишки и сестренки! Позвал он их. Но никто ему не ответил... Испугался зайчонок — и поиграть не с кем! Совсем один остался!

Тут проснулся зайчонок от маминого нежного прикосновения. Улыбнулась ему мама, поцеловала его. А зайчонок обрадовался! (Как зайчонок обрадовался?) Побежал он на кухню, а там за столом уже ждала вся его семья: папа, бабушка, дедушка, братишки и сестренки. Понял зайчонок, что никого у него нет ближе и любимее, чем его семья. Понял он, что нужно любить свою семью и помогать ей во всем!

Анализ сказки

Психолог. Понравилась сказка? Правильно ли понял зайчонок, что семью нужно любить и помогать ей? А зачем нужна семья? (Чтобы кто-то заботился о тебе, любил.)

Подвижная игра «Заячья семья»

Психолог. А сейчас мы немного поиграем. Представьте, что вы превратились в маленьких зайчат.

Изображения членов заячьей семьи прикреплены к стульям, у детей карточки с такими же изображениями. По сигналу дети занимают места у соответствующего стула.

Игра повторяется.

Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка»

Этот пальчик большой —

(Руку сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого.)

Это папа дорогой.

Рядом с папой — наша мама.

Рядом с мамой — брат старшой.

Вслед за ним сестренка —

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш —

Это славный наш малыш.

Дружная семейка!

(Сжать руку в кулак несколько раз.)

Задание «Домик»

Психолог. А сейчас дорисуйте домик для своей семьи. Подумайте: какой он у вас будет? Кто в нем будет жить.

После того как дети нарисовали, все делятся своим мнением.

Игра «Верно — неверно»

Психолог. Я буду говорить вам какие-то фразы, а вы, если согласны со мной, поднимайте обе руки вверх, а если не согласны, топайте ногами.

Семья — это все мои друзья и знакомые.

Семья — это я.

Семья — это родные, которые живут рядом.

Мои родители могут быть младше меня.

Бабушка — это мама моей мамы.

Дедушка — это папа моего папы.

Семья — это люди, которые любят друг друга.

Бабушка и дедушка — это мои родители.

« Я — дочь мамы и папы.

Всем людям нужна семья.

Да, я хотела вас запутать, но не смогла! Умницы! Я вижу, что все вы знаете, зачем человеку нужна семья.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания

Психолог. Какие игры вам понравились больше всего? Давайте возьмемся за руки и попрощаемся.

Мама с папой — моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю.

«До свидания» вам говорю!

infourok.ru

План-конспект занятия (старшая группа): Конспект группового игрового занятия педагога-психолога для детей 5-6 лет

Урок психологического здоровья

Цель урока: знакомство детей друг с другом. Развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы

  1. Ритуал начала занятия – Знакомство

Игра – Волшебный клубочек.

Цель: Познакомить детей с новыми членами группы. Тренировка памяти. Сплочение группы. Саморефлексия.

Психолог: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебный клубочек».

Дети садятся в круг. Ведущий держит в руках клубок, обматывает нитку вокруг пальца и говорит в это время, как его зовут и что он любит больше всего кушать («Я люблю больше всего кушать мясо»). Далее клубок передается соседу справа. Следующий делает аналогичное задание и передает клубок по кругу. И так продолжается пока нить не сомкнется в круг и не соединит всех участников группы.

Внимание детей обращается на то, что, несмотря на разные предпочтения и вкусы в еде, волшебный клубочек всех объединил в единое целое.

После каждому ребенку по очереди необходимо вспомнить любимую еду остальных участников группы.

  1. Основная часть
  1.  «Дружба начинается с улыбки…»

Цель: Установление зрительного контакта с членами группы. Распознавание и передача эмоции.

Психолог: Ребята, давайте сядем в круг и возьмемся за руки. Я сейчас передам самую добрую и светлую улыбку соседу справа, посмотрев ему в глаза. Тот, кому передали улыбку, передает ее дальше по кругу. Чтобы принять и передать улыбку необходимо смотреть в глаза. Улыбка должна вернуться ведущему.

После получения улыбки с одной стороны, ведущий посылает улыбку в другую сторону.

  1. Упражнение «ТЕРЕМОК»

Цель: Развитие внимания, памяти, общей моторики.

Психолог: Ребята, сейчас мы с вами будем выполнять упражнение, которое называется «Теремок». Для этого нужно внимательно меня слушать, запоминать стихотворение и повторять движения, которые я буду показывать. Начали!

Пальчиковая игра

«На поляне теремок, ладони сложить «домиком»

Дверь закрыта на замок сомкнуть пальцы в замок.

Из трубы идет дымок поочередно из всех пальцев сделать колечки

Вокруг терема забор руки перед собой, пальцы растопырить.

Чтобы не забрался вор щелчки каждым из пальцев поочередно.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук! кулаком постучать по ладони.

Открывайте! широко развести руки в стороны.

Я ваш друг!» ладони сомкнуть одна поперек другой

Игра повторяется 3 раза с увеличением темпа.

  1. Игра «Запомни свою позу»

Цель игры: развитие моторной памяти.

Ход игры: Дети становятся в круг или размещаются в зале произвольно. Каждый ребенок должен выбрать определенную позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка, все дети разбегаются. А как музыка закончится - возвращаются на свои места и становятся в те же позы.

  1. Упражнение «Покажи эмоцию»

Цель: Развитие умения распознавать и показывать эмоции.

Психолог:  Сейчас я буду показывать вам картинки с изображением эмоций, а вы должны угадать, что за эмоцию я показываю и показать ее сами. После узнавания каждой эмоции дети по очереди называют ситуации, где данная эмоция может быть применена.

Показываются картинки и изображением эмоций: радость, грусть, злость, удивление.

  1.  Игра «Облака»

Цель: развитие воображения, выразительности движения, эмоциональных состояний радости, веселья, грусти.

Описание игры: психолог читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.

По небу плыли облака,

А я на них смотрел.

И два похожих облака

Найти я захотел.

Я долго всматривался в высь

И даже щурил глаз,

А что увидел я, то Вам

Все расскажу сейчас.

Вот облачко веселое

Смеется надо мной:

– Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним:

– Мне весело с тобой!

И долго-долго облачку

махал я вслед рукой.

А вот другое облачко

Расстроилось всерьез:

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унес.

И каплями-дождинками

Расплакалось оно…

И стало грустно-грустно так,

А вовсе не смешно

И вдруг по небу грозное

Страшилище летит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустилось наутек.

А маленькое облачко

Над озером плывет,

И удивленно облачко

Приоткрывает рот:

- Ой, кто там в глади озера

Пушистенький такой

Такой мохнатый, маленький?

Летим, летим со мной.

Так очень долго я играл

И вам хочу сказать,

Что два похожих облачка

Не смог я отыскать.

Н.А.Екимова

  1. Игра «Фигура из палочек»

Цель: эта игра помогает сплотить группу.

Психолог: А сейчас мы поиграем в игру «Фигура из палочек». Возьмите, пожалуйста, каждый по палочке… Один из вас начинает игру: он кладет палочку посреди комнаты на пол. Второй кладет свою палочку рядом с предыдущей так, чтобы они соприкасались друг с другом. Третья палочка должна касаться одной из ранее положенных. Игра продолжается до тех пор, пока не будут выложены на пол все палочки. Может быть, детям захочется расположить спички так, чтобы из них получилась какая-нибудь картина, фигура.

Далее участникам игры следует вместо спичек использовать себя и выложить из своих тел такую же скульптуру, при этом каждый должен касаться хотя бы кого-нибудь из группы.

  1. Игровое упражнение «Морщинки»

Цель: учить детей снимать мышечное напряжение, закреплять эмоциональные состояния: радости, интереса, удовольствия и т.д.

Описание: воспитатель предлагает детям несколько раз вдохнуть и выдохнуть. Отлично. Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох, молодцы!

  1. Ритуал прощания

Упражнение «Комплименты»

Цель: снятие состояния закрытости от контактов; стимулирование интереса и положительного отношения к членам группы;

В: Дети, сядем в круг и возьмемся за руки. Сейчас мы будем выполнять упражнение «Комплименты». Глядя своему соседу в глаза, нужно сказать ему несколько добрых слов, за что-нибудь похвалить. Тот, кто принимает комплимент, должен поблагодарить, а затем подарить комплимент другому соседу. Задание понятно? Начали!

nsportal.ru

Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Волшебное путешествие».

Коррекционно-развивающее занятие

педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста

Тема: «Волшебное путешествие».

Задачи:

  • Способствовать созданию эмоционального контакта детей между собой, создания атмосферы теплого общения между всеми участниками процесса;

  • Закрепить знания детей о различных видах настроения людей и детей, о зависимости определенных эмоциональных состояний от жизненных ситуаций, о том, что своими эмоциями в поведении следует управлять;

  • Развивать умение детей воспроизводить самостоятельно характерные особенности выражения лица, мимики, жестов людей по словесной инструкции;

  • Продолжать формировать у детей элементарные навыки психоконтроля, релаксации, саморегуляции волевых усилий и своих эмоций;

  • Воспитывать у детей доброту, любовь и уважение друг к другу в межличностном общении;

  • Развитие речи, памяти, восприятия, внимания, мышления, воображения, мелкой и крупной моторики.

Материалы: игрушка «Домик», «Гномик», «Песочница», спокойная музыка, картинка «полянка»., карточки с изображением смайликов.

Ход занятия:

Психолог: Ребята, давайте поздороваемся:

Здравствуйте ладошки – хлоп, хлоп, хлоп

Здравствуйте ножки – топ, топ, топ.

Здравствуй шустрый ветерок - дуют

Звонкий детский голосок!

Здравствуйте ребята – здравствуйте!

Психолог: Вы сегодня на занятие пришли с разным настроением. Давайте покажем своё настроение:

Мы умеем улыбаться (показывают).

Мы умеем удивляться.

Мы умеем сердиться.

Мы умеем огорчаться.

Мы умеем улыбаться.

Хорошо когда вы улыбаетесь!

Психолог:  А занятие у нас с вами не простое, волшебное!

Мы отправляемся в путешествие. Что это у нас на пути? Домик. А кто может жить в таком маленьком домике?

Под грибом - шалашик-домик, 
(соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены;
средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,

(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем - дубовый стол. 
(левая рука сжата в кулак,
сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой.
(направить левую ладонь вертикально вверх,
к ее нижней части приставить кулачок правой руки
большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой.
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, 
изображая тарелку, правая рука изображает вилку:
ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены
и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят - 
Угощенье для ребят.
 

Психогимнастика «Гномик»

Вдохнули, расслабились.

Показываем печального гномика,

испуганного гномика,

спокойного гномика,

сердитого гнома,

и веселого гнома.

После каждого показа дети сами воспроизводят мимикой, жестами его настроение. Идет релаксация вдох-выдох.

- А теперь, пожалуйста, выберите каждый гномика, на которого хотите быть похожими.

Дети выбирают (все собирают с коврика: цветы и гномики).

- Устали вы в путешествии.

- Вот я вас приглашаю отдохнуть, поиграть на песчаном берегу.

Песочная терапия.

Повторяются правила поведения в песочнице:

1. Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.

2. Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.

3. После игры надо помочь Песочной фее убрать все игрушки на свои места.

4. После игры в песке надо помыть ручки.

Песочный дождь

Цель этого упражнения – расслабиться, успокоиться и замедлиться. Сначала предложите детям опустить руки в песок. Пусть они погладят его, погрузятся в него. Затем наберите в руку немного песка и посыпьте сверху на ладошки. Спросите, хотят ли они посыпать вам на руки? Обсудите, какой «дождик» прошел.

Психолог: После дождя на песке появились следы.

Упражнение «Следы на песке»

Упражнение проводится в форме игры. Ведущий предлагает на песке показать, как ходят разные животные. Сначала идут медведи: дети кулачками делают ямки в песке.

Затем прыгают зайчики: кончики пальцев легко стучат по поверхности песка.

А теперь ползут змейки: пальцы делают волнистый рисунок на поверхности песка.

Бегут жучки-паучки: пальцы растопырены, дети имитирует лапки насекомых. Можно погружать пальцы в песок.Сколько разных животных мы с вами встретили.

Смотрите впереди полянка.

Упражнение на внимание.

Посмотрите Внимательно на картинку.

А теперь переверните.

Кто и что нарисовано на картинке?

- Сколько на поляне котят?

- Сколько на поляне цыплят?

- Сколько на поляне насекомых?

- Сколько на поляне цветов? И т.д.

Молодцы!

Психолог: А сейчас давайте устроим на полянке привал.

Этюд «Цветы».

Цель: расслабление, снятие мышечных зажимов. Может быть использован в коррекционной работе с тревожными и гиперактивными детьми.

Дети под расслабляющую музыку ложатся на ковер. Психолог произносит терапевтический текст: «Закроем глаза. Сейчас я сосчитаю до пяти и мы превратимся с вами в цветочки. Раз, два, три, четыре, пять - мы стали красивыми, разноцветными цветочками. Расставим широко ручки и ножки - представим, что это лепесточки, наполненные светом. Дышим ровно и глубоко. Каждый вдох наполняет нас легкостью и светом. Тревога уходит, и все проблемы покидают нас. Мы лежим на полянке и нам спокойно и хорошо, мы знаем все обо всем, нам спокойно и легко, мы никуда не спешим. Сейчас я досчитаю до пяти мы откроем глаза и превратимся опять в мальчиков и девочек. Один, два, три, четыре, пять, открываем глазки».

Психолог:  Как быстро истекло время, нам нужно возвращаться в детский сад. Берите друг друга за руки и тихонько пройдем на свои места.

Психолог: Ребята, перед вами лежат несколько смайликов «Настроения». Давайте выберем себе настроение и покажем друг другу.

Дети выполняют задание. Молодцы!

Итог занятия.

Психолог: Сегодня, ребята, мы с вами путешествовали и отдыхали, чтобы вы были внимательными, спокойными и хорошо занимались на занятиях.

infourok.ru

План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Конспект коррекционно-развивающего занятия «Развиваемся, играя» с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект коррекционно-развивающего занятия

«Развиваемся, играя» с детьми старшего дошкольного возраста

                                                                                   Карайван К.В., педагог - психолог

«Развиваемся, играя»

      Цель: развитие познавательной сферы ребенка путем создания условий для его естественного психологического развития.

Задачи:

Образовательные – активизировать познавательные психические процессы: зрительную память и восприятие, слуховое внимание, творческое воображение, наглядно-образное мышление;

Развивающие – развивать речь и фонематический слух, быстроту реакции, мелкую моторику рук;

Воспитательные – воспитывать  у детей чувство сопереживания, эмпатии, доброжелательного отношения к другим.

Оборудование и материалы: игрушка Утёнок, мольберт и карточки с фигурами, краски, разрезные картинки, бусинки и проволока.

Предварительная работа: игры и упражнения на развитие внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления,  воображения и восприятия, тренинги поведения, упражнения на развитие мелкой моторики рук,  речевые игры на определение  места звука в слове.

Ход занятия

Вводная часть

Цель. Создавать положительный эмоциональный настрой,способствовать мышечному раскрепощению.

Ритуал приветствия.

Дети в кругу здороваются. «Хорошее настроение». Психолог пожимает руку в кругу первому и передает хорошее настроение по кругу.

Психолог (выставляет игрушечного утенка).  - К нам  в гости пришел утенок, давайте с ним поздороваемся.

- Здравствуй, утенок!

 - Он, кажется, плачет. Давайте спросим, что у него случилось.

- Что с тобой, утенок?

Утенок (за него говорит психолог). Дело в том, что злая волшебница заколдовала меня, и я теперь ничего не помню: как меня зовут, где я живу, сколько мне лет, есть ли у меня друзья. Но волшебница сказала, что вы поможете мне, если выполните ее задания. Она сказала, что мне могут помочь дети из детского сада «Чебурашка».

Психолог. Поможем утенку? Давайте прочитаем письмо. Волшебница пишет: «Если вы выполните мое первое задание, утенок вспомнит, как его зовут». Попробуем выполнить задание? (Да).

Основная часть

Цель: Активизировать познавательные психические процессы: память, внимание, воображение, мышление, развивать речь, мелкую моторику рук.

Игровые упражнения.

1.«Запомни узор»

Цель: развивать зрительную память.

Материал: листы белой бумаги, карандаши.

Психолог рисует на листе бумаги ломаную линию, демонстрирует в течение 1 – 2 минут и предлагает детям запомнить его. Затем переворачивает лист бумаги. Дети воспроизводят узор по памяти. Постепенно узоры усложняются.

        

Проверка: 1. Ребенок сам проверяет правильность выполнения задания

2. Взаимопроверка

3. Психолог показывает : «У всех, ребята, получился такой рисунок?»

4. «Из каких фигур состоит наш узор? Сколько их?»

Утенок. Я вспомнил, меня зовут Кряка!

Психолог (читает письмо дальше).  «Если вы выполните второе задание, утенок вспомнит, где он живет».

2.«Исправь ошибку»

Цель: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Психолог читает стихотворение, намеренно изменяя слова. Дети называют правильные слова. Называют, чего не бывает.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

«Там ползет зеленый лук (жук)

С длинными усами».

 Закричал охотник: «Ой!

Двери (звери) гонятся за мной!»

Эй! Не стойте слишком близко –

Я тигренок, а не миска (киска)!

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Теплая весна сейчас –

Виноград созрел у нас.

Утенок. Вспомнил: я живу в чудесном и красивом месте у острова Фантазий.

Двигательно-речевая разминка «Мы не будем торопиться».

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись,

На соседа оглянись. (повороты туловища в стороны)

Чтобы стать еще умнее,

Мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два,

Закружилась голова (вращение головой в стороны).

Раз – два –три – четыре - пять,

Ноги нам пора размять (приседания).

Напоследок, всем известно,

Как всегда ходьба на месте (ходьба на месте).

От разминки польза есть?

Что ж пора на место сесть. (дети садятся).

Психолог (читает письмо дальше). «Если вы немного пофантазируете, выполняя следующее задание, утенок вспомнит свой возраст».

3.«Кляксы»

Цель: развивать воображение.

Материал: листы белой бумаги, кисточки, краски.

  - Ребята, возьмите  краски, кисти и воду для рисования и поставьте на столы.

Психолог просит каждого ребенка взять на кисточку немного краски того цвета, который ему нравится. Затем предлагает стряхнуть с кисти на бумагу краску, сложить лист, вдвое и пригладить его. Далее дети разворачивают свои листы и рассказывают, на что или на кого похож получившийся рисунок.

Утенок. Ребята, мне столько же лет, сколько и вам, -шесть!

Психолог (читает письмо дальше). «Вы поможете утенку вспомнить его друзей, если соберете из разных частей их портреты».

4.«Разрезные картинки»

Цель: развивать мышление, восприятие.

Материал: разрезные картинки из 6-ти частей.

Раз – два! Делимся по два! Каждая пара получает конверт с разрезными картинками.

Дети составляют картинки. У них получаются портреты разных животных.

Называют полным предложением: У Утенка друг – зайчик.

Утенок. Это мои друзья: мишка, зайка и ежик.

Психолог (читает письмо дальше), «Если вы будете внимательны, Кряка вспомнит, что он любит».

5.«Будь внимателен»

Цель: развивать переключение внимания, быстроту реакции, расширение кругозора.

Звери – хлопок в ладоши (белка, лошадь, волк, лев, баран, еж)

Птицы – поднимаю руки вверх (грач, голубь, орел, синица, аист, снегирь)

Рыбы – приседают (карась, щука, сом, окунь, налим)

Утенок. Я вспомнил, что люблю конфеты и мороженое, и еще мне нравится заниматься спортом и играть. Но больше всего я люблю украшения!

Психолог (шепотом). Давайте сделаем бусы и подарим их Кряке.  Я думаю, он будет очень рад.

6.«Бусы для утенка»

Цель: развивать мелкую моторику рук

Материал: бусины, проволока.

Каждый ребенок собирает бусы и одевает их Утенку на шею, произносит своё пожелание. «Кряка, эти  бусы я хочу тебе подарить, чтобы ты всегда помнил о нас – твоих друзьях».

Дети нанизывают бусины на проволоку и надевают бусы на игрушку.

Утенок. Спасибо большое за помощь и за подарки! Мне пора домой к озеру Фантазий. До новых встреч.

Психолог убирает игрушку.

Заключительная часть

Цель: учить анализировать полученный опыт, поддерживать положительный эмоциональный настрой.

Рефлексия. Дети называют имя нового друга, с которым познакомились на занятии, и рассказывают, как удалось его расколдовать.

Ритуал прощания «Солнечные лучики»

Дети встают вкруг, протягивают руки вперед и соединяют их в центре круга. Тихо  стоят, представляя себя теплым солнечным лучиком.

Молодцы, ребята. На этом занятие окончено. До свидания.

Самоанализ коррекционно-развивающего занятия «Развиваемся, играя»

Коррекционно-развивающее занятие предназначено для детей, имеющих трудности в познавательном развитии: недостаточно развитые для данной возрастной категории мыслительные операции, внимание, память, воображение; слабо развита мелкая моторика рук, высокая отвлекаемость и повышенная утомляемость.

Цель: развитие познавательной сферы ребенка путем создания условий для его естественного развития.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Образовательные:

- активизировать познавательные психические процессы: зрительная память и восприятие, внимание, наглядно-образное мышление, творческое воображение;

Развивающие:

- развивать быстроту реакции и мелкую моторику рук ребенка;

- развивать речь и фонематический слух;

Воспитательные:

-воспитывать у детей чувство сопереживания, эмпатии, доброжелательного отношения к другим.

Содержание занятия строится на идеях развивающего обучения с учетом возрастных особенностей и зоны ближайшего развития детей (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). При планировании занятия учитывала возрастные особенности детей, выстраивая его с опорой на имеющиеся у детей знания.

Занятие включает в себя несколько этапов, логически выстроенных и объединенных одним сюжетом. Считаю, что занятие соответствовало интересам детей и уровню их подготовки. Старалась подходить к работе творчески, подбирая задания, требующие от детей умения мыслить.

В начале занятия как организационный момент использовала  ритуал начала занятия «Хорошее настроение», чем создала у детей положительный эмоциональный настрой. Для привлечения интереса к занятию был предложен сюрпризный момент – появление игрушечного героя Утенка.

Упражнение «Запомни узор» способствовало развитию у детей зрительной памяти и зрительного внимания, умения правильно оценить свою работу, работу друга.

Выполнение следующего задания «Исправь ошибку» способствовало развитию слухового внимания и фонематического слуха.

Для развития речи и в качестве смены вида деятельности была проведена двигательно-речевая разминка  «Мы не будем торопиться». Подвижная игра «Земля – воздух – вода» также способствовала оптимизации двигательной активности детей, развитию переключения внимания, быстроте реакции, расширению кругозора.

Упражнение «Кляксы» способствовало у детей развитию воображения, снятию скованности и эмоционального напряжения.

Использовала приём социо-игровой технологии: в упражнении «Разрезные картинки» дети делились на пары, показывая своё умение работать в микрогруппах. Данное упражнение было направлено на развитие наглядно-образного мышления, целостного восприятия.

В качестве продуктивной деятельности дети приготовили своему другу Утенку подарок – бусы. Данное упражнение было направлено на развитие мелкой моторики рук.

В заключительной части занятия была проведена рефлексия: дети рассказали, с кем они сегодня подружились и как помогли своему новому другу.

В качестве ритуал окончания занятия использовала ритуал «Солнечные лучики», чем поддержала и сохранила атмосферу сотрудничества и хорошего настроя детей.

На протяжении всего занятия дети были увлечены процессом, заинтересованы. К тем, кто затруднялся, применялся приём индивидуальной беседы, оказывалась помощь практически. Использовала словесные, наглядные и практические методы, учитывала здоровье-сберегающие технологии: дети находились в движении, работали  за столами, на ковре. Считаю, что темп занятия был оптимальным, дети с поставленными задачами справились. Эмоциональное состояние детей оставалось положительным на протяжении всего занятия.

nsportal.ru


Смотрите также

Регистрация на сайте

Пароль будет отправлен тебе на e-mail.

 

×