Причастие ребенка перед крещением


Если вы решили принять Крещение – священник Илия Шугаев

Крещение – это Таинство от Бога, которое сообщает душе верующего невидимую благодать Духа Святого для рождения её в жизнь вечную. В Крещении мы очищаемся от греха и даем обет Богу жить единой жизнью с Церковью и по воле Божией.

 

Крещение – это Таинство от Бога, которое сообщает душе верующего невидимую благодать Духа Святого для рождения её в жизнь вечную. В Крещении мы очищаемся от греха и даем обет Богу жить единой жизнью с Церковью и по воле Божией. Что это значит, не знают многие люди, желающие принять Крещение. Поэтому сначала необходимо научение вере, затем – принятие Таинства.

Брошюра просто и доходчиво раскрывает основные положения православной веры, рассказывает о Церкви и ее Таинствах, помогает читателю понять, в Кого мы веруем, подробно объясняет, как проходит чин Крещения. Кроме того, автор обращается и к родителям, которые решили крестить своих младенцев.

Как подготовиться ко Крещению, чтобы принятое Таинство не послужило человеку в суд и осуждение, – основная задача предлагаемой книги.

 

^ Зачем нужна подготовка?

Сейчас все чаще во многих храмах перед совершением таинства Крещения проводятся приготовительные беседы, которые являются обязательными, и без них Крещение не совершается. Для многих людей такое нововведение кажется непонятным. Ведь раньше все было проще – пришел в храм, и тебя крестили. Действительно, почему нельзя крестить человека без подготовки, ведь, если он пришел, значит, хочет креститься, и зачем препятствовать этому?

Как это ни странно звучит, практика «пришел и крестился» – это плод гонений на Церковь со стороны советских властей. Действительно, если человек приходил в храм креститься в советское время, несмотря на безбожную агитацию, царящую вокруг, то он совершал маленький подвиг, и уже за одно это был достоин Крещения. Но до времен гонения подобной практики не существовало.

Конечно, большинство людей в дореволюционное время крестилось в младенчестве, никак не готовясь ко Крещению. Ребенку объяснять что-либо еще рано, а родители уже давно все крещены и знают все необходимое для верующего человека. Но если святое Крещение желает принять человек взрослый, например, мусульманин, иудей или язычник, то по церковным правилам священник не имеет права крестить его сразу же. Только после сорокадневной подготовки, во время которой священник обязан был научить готовящегося основам христианской веры, можно было приступить ко Крещению.

Длительная подготовка перед таинством Крещения требовалась уже в самые ранние годы существования христианской Церкви. До нас дошло одно очень интересное описание того, как совершалось Крещение в IV веке в Иерусалиме, оставленное нам римской паломницей, называемой в научной литературе Этерией, или Сильвией Аквитанкой. В то время Крещение людей было общецерковным событием и совершалось с большим торжеством три раза в году в самые важные праздники – на Богоявление (тогда это был праздник, объединявший Рождество и Крещение), Пасху и Пятидесятницу (Троицу). Если человек хотел креститься на Пасху, то подготовка к этому событию начиналась почти за два месяца до Пасхи – с началом Великого поста. Все желающие должны были заранее записаться в определенные списки, свидетельствуя о своем желании. С началом поста эти люди становились «оглашенными» – так назывались готовящие ко Крещению, поскольку им читались специальные поучения – оглашения. В течение нескольких первых дней поста священники над каждым из них читали особые молитвы, чтобы Господь принял их в число христиан (оглашенные хотя и не были крещены, но считались уже христианами) и изгнал из их сердца всякого нечистого духа. С этого времени оглашенные должны были ежедневно посещать храм. Прежде всего, они посещали обычные для всех христиан службы. И в современном богослужении остался возглас священника или диакона на Литургии: «Оглашеннии, изыдите. Елицы (которые) оглашеннии, изыдите. Оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки (вновь) и паки миром Господу помолимся». После этого возгласа оглашенные, присутствовавшие на первой части Литургии, должны были покинуть храм. По уставу Великой Церкви молитвы об оглашенных возносились ежедневно не только на Литургии, но и на вечерни и утрени.

Кроме этих общих для всех служб, оглашенные должны были присутствовать на службе под названием «тритоекти», которая специально совершалась для них. На этой службе после молитв последовательно читалось Священное Писание, поскольку оглашенные должны были знать основные события Ветхого и Нового Заветов. Священники на каждый отрывок произносили проповедь, чтобы лучше разъяснить прочитанное. Кроме проповедей на темы из Священного Писания священники должны были разъяснить оглашенным православное учение о Боге, о Церкви, об обязанностях христианина и многое другое. Некоторые подобные беседы записывались, например, сохранились огласительные беседы святителя Кирилла Иерусалимского, произнесшего их приблизительно в то же время, что описывает Этерия.

Когда пост приближался к концу, все оглашенные приходили на экзамен к Иерусалимскому епископу, и он спрашивал каждого о том, что он знает из христианского учения. Если человек готовился ко Крещению нерадиво, то он не допускался до этого таинства, и оно откладывалось до следующего раза. Но самое главное, что оглашенный должен был привести с собою поручителя – христианина, который должен был быть всем хорошо известен в Иерусалимской церковной общине. Этот христианин перед епископом должен был засвидетельствовать о том, что оглашенный достоин Крещения, ибо уже живет по-христиански. Именно этот поручитель и становился восприемником (т. е. крестным). Если вдруг выяснялось, что человек, даже если и прекрасно выучил все поучения, рассказанные ему, но при этом является блудником, или пьяницей, или вором, или разбойником и не хочет оставлять свои пороки, то он не допускался до Крещения. Не допускали и тех, кто прибыл издалека и не имел поручителя, который бы ходатайствовал перед епископом о его Крещении.

Из рассказа Этерии нам становится понятным, как относились ко Крещению древние христиане. Оказывается, еще до Крещения человек начинал много молиться, должен был много знать о вере и Боге и уже жить по-христиански. В наше же время большинство считает: «Вот крещусь, и тогда куплю молитвослов и буду молиться. Вот крещусь, куплю «Закон Божий» и что-нибудь узнаю. Вот крещусь, и тогда брошу пить, курить, изменять жене и воровать на работе».

Во многих храмах в Москве и в других городах уже давно введена подготовка ко Крещению. В некоторых храмах человек должен посетить несколько бесед, после чего сдает экзамен, в других храмах бывает одна беседа и экзамен. В одном из подмосковных храмов каждому хотящему креститься устраивается экзамен по Новому Завету.

Времена, когда было трудно найти Библию, Новый Завет, Закон Божий, давно уже прошли, и теперь практически никто не может оправдать свою неподготовленность внешними трудностями. Если сейчас человек приходит в храм для принятия Крещения и ничего не знает, это говорит о том, что для него Крещение – это что-то незначительное, для чего вовсе не надо прилагать никаких усилий и как-то серьезно относиться к этому событию. О необходимости введения повсеместно подготовки перед Крещением ясно говорилось и в деяниях Юбилейного Архиерейского Собора, прошедшего в 2000 году.

Таким образом, необходимость подготовки ко Крещению и недопустимость Крещения без нее – это не нововведение, а возрождение обычного положения дел в Церкви.

 

^ Что необходимо знать о Боге перед Крещением?

Прежде чем что-нибудь рассказать о Боге, мне необходимо узнать, что Вы сами знаете о Нем. Тогда нам будет легче разговаривать.

Вопрос к пришедшим на беседу: В какого Бога веруют православные христиане?

Обычный ответ: Во Христа.

Вопрос: Ответ почти правильный, но я хотел услышать нечто другое, поэтому задам наводящий вопрос. Что Вы слышали о Святой Троице?

Обычные ответы:

— Это такая икона.

— Это такой праздник.

— Это Христос, Богородица и Никола. (К сожалению, довольно частый ответ).

— Это Отец, Сын и Святой Дух. (К сожалению, этот правильный ответ произносит лишь один из двадцати-тридцати человек)

Возникает странная ситуация. Само Крещение совершается во имя Святой Троицы, а человек не знает, что такое Святая Троица. Священник, погружая человека в воду произносит: «Крещается раб Божий (такой-то) во имя Отца (погружает человека в воду). Аминь. И Сына (погружает второй раз). Аминь. И Святаго Духа (погружает третий раз). Аминь». В Таинстве Крещения произнесение имен Лиц Святой Троицы является одним из самых важных моментов. Священник торжественно объявляет для всех, какому Богу человек посвящает свою жизнь. Троекратное погружение в воду символизирует нашу смерть для греха. Троекратный выход из воды символизирует наше рождение в новую жизнь, подобное тридневному Воскресению Христову. И вдруг мы видим, что человек, идя на Крещение, сам-то, оказывается, не знает, какому Богу он хочет посвятить свою жизнь.

Итак, первое, без чего нельзя приступать ко Крещению, – это без веры во Святую Троицу. Православные христиане верят в Бога Отца, Бога Сына, Бога Святого Духа.

Что мы еще знаем о Боге? Прежде всего мы наверное все знаем, что Бог – Творец всего мира. Только Он существует по-настоящему, в самом глубоком смысле этого слова. Все же остальное сотворено Богом из ничего, и бытие тварного мира находится в руках Божиих. Некоторые религии говорят, что материя совечна Богу, что Бог не творил саму материю, а только «лепил» из материи все остальное. Подобное учение неприемлемо для христианина.

Бог есть чистейший Дух, Он находится вне времени и пространства, ибо Он Сам сотворил время и пространство. Ангелы тоже являются бесплотными духами по сравнению с природой видимого мира (вещества, растений, животных, человека), но по отношению к Богу они являются служебными и тварными духами.

В догматическом богословии перечисляются еще и другие свойства Божии. Бог беспределен, всесовершен, вседоволен (то есть ни в чем не имеет нужды), вездесущ (то есть присутствует везде), всеведущ (то есть знает все, в том числе и будущее), всемогущ, всеблаг (то есть является Сам источником всего благого).

По поводу последнего свойства Божия часто возникает вопрос: «Если Бог – благ, то откуда зло в мире? Почему Бог не прекратит войны?» Источником зла в мире является злая воля падших ангелов и людей. Бог сотворил ангелов и человека со свободной волей. Если родителям предложить выбор: кого вы хотите: всегда послушного робота, который вам будет помогать до вашей смерти, или живого ребенка, который может вырасти и стать непослушным сыном? – все родители, наверное, выберут живого человека, поскольку только человек обладает способностью любить и быть счастливым. И Бог творит существ, способных к любви и счастью, но для этого они должны быть свободными. Этой свободой ангелы и люди воспользовались и пользуются по-разному. Вот отсюда и зло на земле.

И что удивительно, Сам Бог не может отнять свободу у человека. Бог, например, не может заставить человека полюбить Себя. Бог не может заставить человека стать добрым. Чтобы заставить, надо прежде отнять свободу, а без свободы человек перестает быть человеком.

Само творение человека Богом – это удивительное событие. До творения человека и ангелов в мире присутствовала только одна Божественная воля. Все подчинялось Богу. Появляются свободные существа, и в мире возникает еще множество разных воль. Сейчас более 6 миллиардов людей своей волей влияют на мир. Бог творит человека, зная, что человек, будучи свободным, может и воспротивиться своему Творцу, и при этом Бог не сможет заставить человека исправиться.

Тут можно задать вопрос: как это Бог не может заставить человека что-то сделать? Взял и заставил. Шел человек с пистолетом на убийство, нажимает курок, но Бог вмешивается – осечка, еще раз жмет на курок – опять осечка. Бог может Своей волей пресечь действие человеческой воли. Но посмотрите внимательно. Бог может пресечь действие, но не может заставить человека изменить свои желания, свою волю. Человек замышляет убийство, берет пистолет, жмет курок – осечка, тогда он берет нож, замахивается – но нож ломается, человек бросается на жертву – но вдруг поражается неожиданной болезнью и падает в изнеможении. Но даже когда он лежит, он может не переставать хотеть смерти другому человеку. Бог не может заставить злодея полюбить свою жертву! Вот откуда на земле войны.

Но теперь давайте вернемся к учению о Святой Троице.

Вопрос: Итак, получается, что православные христиане верят в трех Богов – Бога Отца, Бога Сына, Бога Святого Духа? Правильно?

Обычные ответы:

— Да. (Половина собеседников)

— Нет, в одного. (Другая половина)

Вопрос: В Кого одного? Бога Отца? Или Бога Сына? Или Бога Святого Духа?

Обычные ответы:

— В Бога Отца.

— В Святого Духа.

— Они все едины.

Действительно, православное учение о Святой Троице говорит, что мы веруем в одного Бога, единого в Трех Лицах. По выражению одного церковного писателя, мы веруем в единого, но не одинокого Бога. Мы верим, что Бог, оставаясь единым, в то же время является Троичным. В едином Боге три Лица – Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. «Лицо» по-славянски означает «личность», по-гречески – «ипостась». Это не три Бога, а Единый Бог. Как это может быть – Единый и в тоже время Троичный? Ответ может быть самый простой: человек не может понять этой тайны до конца, поскольку человеку вообще невозможно познать Бога до конца. Бог – Творец, мы – Его творение. Между нами огромная пропасть. Но мы знаем, что Бог Сам о Себе открывает некоторые тайны. Бог Сам открыл нам, что Он Един, и в тоже время в Нем есть Три Лица.

Догмат о Святой Троице говорит о том, что Бог есть Троица Единосущная и Нераздельная. Святые отцы часто приводили следующий образ, объясняя единство Святой Троицы. Представим себе Солнце. Мы знаем, что есть само Солнце, мы видим и свет, рождаемый им, мы чувствуем и тепло, исходящее от него. Само Солнце (как звезда), свет и тепло – это разные явления, но они существуют нераздельно. Хотя в свете современной физики этот образ не безупречен, ибо свет (фотоны) и тепло (энергия) не так неразрывно существуют по отношению к своему источнику. Например, звезда потухла, а свет от нее еще летит. Но для своего времени это был очень точный образ нераздельности Трех Лиц в Едином Боге.

Но если нераздельность Святой Троицы еще как-то можно попытаться объяснить с помощью некоего образа, то единосущие Святой Троицы объяснить с помощью человеческих понятий и образов, наверное, невозможно. Ведь в природе ничего подобного не существует. Представить себе человека с тремя личностями внутри, которые могут между собой общаться, принимать совместное решение, любить друг друга, и при этом чтобы он действовал, как единый человек, – невозможно.

Единосущность Святой Троицы означает, что если Бог Отец творит мир, то и Бог Сын творит мир, и Бог Святой Дух творит мир. Все действия Божии исходят от Единого Бога. Если Бог Сын хочет спасения человеческого рода, значит, и Бог Отец желает этого, и Бог Святой Дух хочет этого.

Теперь вернемся к первому ответу на вопрос о том, в какого Бога веруют христиане. Первый ответ был – во Христа.

Вопрос: А кем же был Христос?

Чтобы легче было ответить, я предложу следующие вопросы в виде некоторой анкеты:

Был ли Христос Богом?

Был ли Христос человеком?

Был ли Христос ангелом?

Был ли Христос пророком?

Был ли Христос кем-то еще?

На каждый вопрос, как в анкете, можно ответить: да, нет, не знаю. Давайте спросим несколько человек.

Некоторые наиболее частые ответы:

— Он был человеком, но не Богом и не ангелом. Может быть, еще и пророком.

— Он был человеком, а потом стал ангелом.

— Он был человеком, потом Его распяли, Он воскрес и стал Богом.

–– Он был Богом и человеком. (К сожалению, очень редкий ответ, но если он звучит, задается следующий вопрос.)

Вопрос: А теперь поясните. Когда младенец Христос родился, Он уже был Богом?

Обычный ответ: Нет, Он стал Богом после Воскресения (или Крещения).

К сожалению, вы еще не вполне знакомы с православным учением о Христе, которое очень важно. Ибо христианином может называться только тот человек, кто следует учению Христа, а православным только тот, кто «правильно славит» Его, то есть правильно исповедует Его. В этом смысл фразы «православный христианин».

Когда православный человек говорит о Христе, он говорит о Втором Лице Святой Троицы – о Боге Сыне. До Своего воплощения на земле Бог Сын был только Богом, но около 2000 лет назад Второе Лицо Святой Троицы принимает на Себя еще и человеческую природу.

Как это произошло? В утробе Божией Матери силою Святого Духа зачинается новая жизнь. Богу это было легко сделать: мы помним, что первого человека Бог сотворил и вовсе из праха земного. Когда в утробе любой обычной женщины зачинается новая жизнь, то в мире появляется новая личность. Как только две клеточки (мужская и женская) сливаются, появляется маленькое человеческое тельце, состоящее пока только из одной клеточки. Но без живой души эта клеточка еще не будет человеком. И в тот же миг этому микроскопическому тельцу дается душа, и это уже человечек с душою и телом. Повторю: в момент зачатия в мире появляется новая личность, или, вспомним, по-славянски – новое лицо, а по-гречески – новая ипостась. Когда в утробе Божией Матери зачиналась новая жизнь, то новая личность (лицо, ипостась) не возникала, ибо с новой человеческой жизнью соединилось Второе Лицо (Ипостась) Святой Троицы – Бог Сын.

Поэтому запомним, что Христос – это не Человек, ставший Богом (после Крещения или Воскресения), а Бог, который стал Человеком. До Своего воплощения на земле Бог Сын был только Богом. А с момента зачатия в утробе Божией Матери Он стал еще и Человеком. Христос был Богом всегда, ибо не было момента, когда бы Бог Сын не был Богом, поскольку Он Сам творил время вместе с Богом Отцом. И в утробе Своей Матери, и в яслях после Своего Рождества Он уже был Богом.

Итак, Православная Церковь учит о Христе как истинном Боге и истинном Человеке. Запомним это положение православной веры, ибо в этих словах – ее стержень: Христос есть истинный Бог и истинный Человек. А теперь обращаю ваше внимание на то, что именно эта истина, после учения о единстве Святой Троицы, более всего встречала непонимания и вызывала уклонения в ереси. Действительно, человеческому разуму очень трудно уяснить, как можно быть Богом и человеком одновременно. Лучше сказать даже так: объяснить учение о Богочеловечестве Христа умом невозможно, в это можно только верить сердцем.

Что же здесь сложного? Попробую объяснить. Бог – это Творец мира. Человек – это Его творение. Быть Творцом и творением – невозможно. Мы можем себе представить, что некий скульптор вылепил прекрасную скульптуру. У нее есть все – руки, ноги, голова, уши, глаза, но это бездушный камень. Быть скульптором и статуей одновременно невозможно. Бог отличается от человека гораздо больше, чем художник от своей картины, больше, чем гончар отличен от горшка, который он вылепил. И Бог, будучи Творцом, становится Своим творением. Например, стать для скульптора бездушным камнем и ограничить себя во всем – это страшное наказание и унижение. Именно такое самоуничижение, умаление Бог претерпевает ради человека. Всемогущий, вездесущий, всеведущий Бог, чтобы стать человеком, казалось бы, должен лишиться всех Своих свойств. Но хотя это и непонятно логике, сердцем мы веруем, что Христос был и Богом, и человеком. В том-то и всемогущество Бога, что и это Ему возможно.

А для чего Богу нужно было становиться Человеком, неужели нельзя было спасти человека как-то еще? Оказывается, нельзя. По выражению одного из святых отцов, Бог становится Человеком, чтобы человек стал богом. Человек упал в огромную пропасть, насильно из этой пропасти Бог не может вывести человека. И вот Бог Сам становится Человеком, сходит в эту бездну, чтобы поднять оттуда человека к Себе.

Чтобы понять, какое уничижение добровольно претерпевает Бог, становясь Человеком, вспомним Евангелие.

Вопрос: Что сделал царь Ирод, когда узнал о рождении младенца Христа?

Ответы:

— Не знаю (большинство).

— Приказал убить всех младенцев в Вифлееме (редко).

Вопрос: Как спасся Христос?

Ответы:

— Его положили в корзину и пустили по реке.

— Он с Матерью спрятался в пещере.

Пока правильных ответов нет. Во-первых, в корзину положили будущего пророка Моисея, а не Христа. А в пещере Христос не прятался, а просто родился. Младенец Христос спасся следующим образом. Ангел явился во сне праведному Иосифу, обручнику Божией Матери, сказав, чтобы он, взяв Деву Марию и Младенца, отправился в соседнюю страну – Египет, где царь Ирод не мог их найти.

Но посмотрим на эту историю глазами православного человека. Ведь Младенец-Христос – это Всемогущий Бог, и Он мог в мгновение ока уничтожить то войско, которое было послано убить Его. В Ветхом Завете нечто подобное происходило. Царь Ахав ищет убить пророка Илию и посылает войско в горы, где скрывается пророк. Пророк Илия молится о спасении, с неба сходит огонь – и войска нет. Царь посылает второе войско, все повторяется. И так три раза. Уж если Бог спасает Своего пророка, то тем более Он может спасти Себя. Но Всемогущий Бог, как беспомощный младенец, на руках Пресвятой Богородицы бежит от Своих преследователей. И Он был действительно беспомощен по человеческой природе.

Будучи Богом, Христос ни в чем не имел и не имеет нужды, ибо Он вместе с Богом Отцом сотворил небо и землю, моря и океаны, растения и животных. А став добровольно Человеком, Христос хотел есть и пить, чувствовал голод и холод.

Как Бог Христос бессмертен. Какая может быть смерть для Бога, Который Сам сотворил жизнь? Но став Человеком, Христос претерпевает истинную смерть. Как обычно умирает человек? Душа разлучается с телом, и тело бездыханное погребается во гробе. Теперь это тело мертво – просто набор молекул, химических соединений, и ничего больше, никакой жизни. Христос умирает так же. Душа Христова покидает Его тело, и оно, бездыханное, погребается во гробе. Конечно, смерть не может быть сильнее Бога, и мы знаем, что Христос воскресает.

Поэтому, когда Церковь говорит, что Христос был истинным Богом и истинным Человеком, она говорит о том, что Бог ради спасения человека нисходит в такую пропасть, куда, логически рассуждая, невозможно спуститься Богу, оставаясь Богом.

Опираясь на строгую логику, невозможно представить себе, что Бог может стать человеком. Ведь есть свойства совместимые (например, можно быть горячим и красным), а есть свойства несовместимые (например, нельзя же быть одновременно горячим и холодным или красным и зеленым). Быть Богом и быть человеком – это логически несовместимо. Но у нас есть не только ум и логика, но есть еще и сердце, способное верить и вместить невместимое. Поэтому православные христиане верят в то, что Христос был истинным Богом и истинным Человеком.

 

^ Крещение

До этого мы говорили о Боге, а теперь давайте коснемся того Таинства, ради которого вы и пришли в храм.

Вопрос: Как Вы думаете, что происходит с человеком в таинстве Крещения? Для чего Вы хотите креститься сами или крестить Ваших деток? Чего не хватает Вам?

Варианты ответа: Чтобы Господь дал веру.

Возражение: Нет, вер

azbyka.ru

О том, как правильно причащать малыша, рассказывает православная мама

Крещение — это только первый шаг на пути христианина. Важнейшим таинством Православной Церкви является причастие. Как причащать детей, и особенно младенцев? Какие для этого существуют правила и послабления? Как не переусердствовать, приобщая малыша к Церкви и ее таинствам? Читайте об этом в сегодняшнем рассказе мамы уже крещеного ребенка.

Мы с мужем — православные родители, и поэтому наше решение о крещении малыша было обоюдным. За духовное воспитание малыша отвечают его крестные родители. Мы понимали это, поэтому уделили особое внимание выбору будущих крестных мамы и папы для своего ребенка. И вот, наш малыш — православный христианин.

Читайте также: Полузабытое Таинство милосердия

Как оказалось, самой важной частью духовного воспитания ребенка является причастие. Оно нужно не только для того, чтобы ребенок был ближе к Богу, но и для того, чтобы Ангел-хранитель, в честь которого окрещен малыш, охранял и оберегал его от разных неприятностей.

Батюшка нам сказал, что в первый раз нужно приходить на причастие спустя две недели после крещения ребенка. И абсолютно неважно, что мы, родители, сами причащаемся редко или не причащаемся вовсе. Ведь малыш душой может знать гораздо больше, чем взрослые люди. Дети до семи лет причащаются без исповеди, а уже после — как взрослые: сначала должны исповедаться, и только потом идти на причастие.

Еще один немаловажный момент — обычно причастие происходит натощак. Конечно же, младенцам, разрешают позавтракать. Только покормить малыша следует хотя бы за полчаса до причастия, чтобы он не срыгнул. После трех лет надо уже стараться не кормить ребенка, но строгих рамок как таковых не существует до семи лет. Батюшка рассказывал, что детки с трех лет спокойно выдерживают без еды с вечера. Главное, вводить это постепенно и в качестве некого таинства — чем раньше ребенок привыкнет, тем потом ему будет проще. А немного позже можно приучать деток поститься, но не строго. Например, отказаться от игр, мультфильмов, мяса или чего-то особо вкусного.

На вопрос, как часто следует причащать ребенка, каждый должен ответить себе сам. Младенцев можно каждый день, более взрослых детей — раз в неделю. Мы же стараемся причащать малыша раз в две недели и по великим праздникам. Причащение происходит на литургиях — лучше заранее узнавать время начала и конца службы в храме. Сначала причащаются дети, потом женщины и мужчины.

С грудным малышом разрешается приходить непосредственно к причастию. С более взрослыми детками можно приходить пораньше в зависимости от того, как долго ребенок способен выдержать. Как правило, детям не нравится находиться долго в церкви, это я по себе помню. Мне всегда казалось, что там очень душно, приходится очень долго стоять без движения. Следует понимать, что терпения у детей меньше, а вот энергии — наоборот, больше. Ко всему нужно подходить с понимаем — если малыш не может долго устоять на месте, не заставляйте его, прививая с детства нелюбовь к этому обряду.

И вот, наступило время таинства причащения. Священник выносит из алтаря Чашу и читает молитву, слова которой нужно повторять и от всей души молиться за своего ребенка. Так как на причащение мы ходим исключительно с крестным папой или мамой малыша, то в это время малютку держит кто-то из них. Перед Чашей не крестятся, дети постарше складывают на груди ручки крестообразно, а совсем маленьких держат на правой руке. Батюшка подходит к каждому ребенку и громко говорит: "Причащается Раб Божий…", после чего называется его имя. Наш пока маленький, и поэтому крестные родители называют его имя за него. Когда ребенок подрастет, то должен будет сам называть себя по имени. Затем дают на ложке немного кагора, а маленьким деткам — святую воду. В самом конце службы малыша прикладывают к кресту.

Читайте также: Уход от бездуховности для галочки

День причастия — праздничный день. В церкви обычно все друг друга поздравляют. Очень радостно видеть на лицах счастье и душевное спокойствие. Я надеюсь, что наш ребенок подрастет, сам все это увидит и захочет продолжать те основы и традиции, в которых мы его воспитали.

Читайте самое интересное в разделе "Религия"

www.pravda.ru

Что нужно крестным, чтобы покрестить ребенка? И нужно ли крестной причащаться?

Крестная приносит крижму (раньше это был отрез ткани, в которую заворачивают ребенка после крещения. Сейчас ее заменяют красивым большим полотенцем ) Крестный оплачивает обряд в церкви. Туда же входит крестик, но если вы захотите подарить крестик и купите его заранее, то попросите батюшку освятить его перед крещением. А причащаться или нет-это ваше личное дело. Только побеспокойтесь об этом накануне, иначе обряды могут совпадать по времни, а вы не сможете присутствовать одновременно в двух местах сразу. И еще-когда батюшка острижет волосики у ребеночка, не растеряйте их и не забудьте отдать родителям

Вообщем то да, крестные отец и мать должны быть крещеными. Насчет причищения, зпйдите в церковь там все узнаете!

...вера нужна, остальное всё священник объяснит!

Обезательно крестная должна быть крещеной. А за всем остальным проконсультируйтесь в церкви.

Купить как можно больше церковного кагора, нажраться до свиного состояния и, тяжело опираясь на плечи крестимого ребенка, припереться в Храм. Вот и всё причащение. Это не насмешка (я православный) . Но многие так и "причащаются".

<a rel="nofollow" href="http://www.limpopo.in.ua/modules/articles/article.php?id=250" target="_blank">http://www.limpopo.in.ua/modules/articles/article.php?id=250</a> Причащаться не обязательно. По желанию. <a rel="nofollow" href="http://www.ortho-rus.ru/titles/bb_show.php?r=5&t=11&m=5301&ord=0" target="_blank">http://www.ortho-rus.ru/titles/bb_show.php?r=5&t=11&m=5301&ord=0</a>

Крестные родители должны понимать, какую ответственность они на себя берут. Крестные обязаны научить своих крестников прибегать к спасительным Таинствам Церкви, главным образом Исповеди и Причащения, дать им знание о смысле богослужения, особенностях церковного календаря, о благодатной силе чудотворных икон и других святынь. Крестные должны приучать воспринятых ими от купели посещать церковные службы, поститься и соблюдать другие положения Церковного устава. Но главное – крестные должны всегда молиться о своем крестнике. В обязанности их входит и забота о защите своих крестников от всевозможных соблазнов и искушений, которые особенно опасны в детском и юношеском возрасте. По обычаю Русской Церкви именно крестные родители готовят свадьбу для своего крестника. И вообще, в тех случаях, когда физические родители не имеют возможности материально обеспечить своих детей, эту обязанность принимают на себя в первую очередь не бабушки и дедушки или другие родственники, а крестные родители. Легкомысленное отношение к обязанностям крестного является тяжким грехом, поскольку от этого зависит судьба крестника.

Там полотенце нужно крестной купить ну и может еще что- у бабульки спросите что торгует всем в церкви спросите. Вы должны быть Православной (или какой там у вас обряд) . При крещении на вас должен быть крестик, платок, и юбка закривающая коленки. Чтобы причастится нужно исповедоваться (как правило в пятницу но не обязательно в этот день) и в воскресенье придти на службу где и принять причастие. Причастие обязательно для Христиан но оно не является правилом для крестной.

touch.otvet.mail.ru

Азбука веры

Некоторые родители и крестные задумываются над тем, обязательно ли причащать ребенка после Крещения. Для того, чтобы дать правильный и исчерпывающий ответ на этот вопрос, нужно порассуждать над смыслом самого Таинства Крещения. По учению православной Церкви во время этого Таинства человек становится членом Церкви Христовой. Во время собеседования перед Таинством Крещения священник обычно говорит родителям и крестным о той великой ответственности, которая на них возлагается при крещении ребенка. Они должны приложить все свои усилия к тому, чтобы их малыш оказался достойным своего христианского звания. Представить себе жизнь христианина, который не участвует в церковных богослужениях, невозможно. Поэтому с момента Крещения ребенка подносят к Таинству Евхаристии или Причащения.

Будет замечательно, если в этом Таинстве вместе с малышом будут участвовать его родители и крестные. Когда священник во время совершения Таинства Причащения дает ребенку под видом хлеба и вина частицу самого Тела и самой Крови Христовой, происходит настоящее чудо. Это чудо невозможно описать человеческими словами, так как во время Таинства Евхаристии человек соединяется с самим Богом. Поэтому неудивительно, что после участия в этом святом Таинстве Церкви, многие неизлечимые больные и находящиеся при смерти люди получали полное исцеление. Если у родителей и крестных не получается поднести ребенка к святой Чаше с Причастием в день его крещения, то нужно это сделать в ближайшее время. Многие священники рекомендуют, чтобы ребенок участвовал в Таинстве причастия каждый воскресный день.

Молитва матери после крещения ребенка является неотъемлемой частью исполнения ее материнского долга. Материнская любовь является одним из самых жертвенных видов любви, которая существует на земле. Во время Крещения человеку сообщаются особые духовные и телесные силы для жизни во Христе, ему становится тяжелее соглашаться с недобрыми помыслами. В тоже время в нем легче могут развиваться христианские добродетели, такие как любовь, верность, дружба, уважение, милосердие, вера и многие другие. Когда родители малыша и его крестные решают, что делать после крещения ребенка, то в первую очередь им стоит подумать о его первой Евхаристии в жизни. Малыш не сможет вам об этом рассказать, однако он будет чувствовать особую благодать и неизреченную любовь Божию, которая будет изливаться в его сердце во время совершения Таинства Евхаристии. Его первая Евхаристия должна стать первой ступенькой в его активной церковной жизни.

Как подготовиться к первому Причастию ребенка после Крещения

Идеальным вариантом будет, если с ребенком после Крещения станут причащаться его родители и крестные. Тогда при подготовке к этому Таинству им нужно будет с усердием прочитать покаянный канон ко Господу нашему Иисусу Христу, молитвенный канон ко Пресвятой Богородице, а также канон Ангелу Хранителю, канон ко святому Причащении и последование ко святому Причащению. Для взрослых людей перед Причастием рекомендуется не менее трех дней употреблять постную пищу. Вечером накануне Причастия или в день совершения Божественной литургии до Причастия нужно приступить к Таинству Исповеди. Во время Исповеди нужно всем сердцем покаяться в совершенных грехах и проступках.

Если же у родителей и крестных родителей ребенка нет возможности самим достойным образом подготовиться к Таинству Причастия и приступить к нему, тогда нужно хотя бы самого ребенка принести в церковь к Евхаристии. Нужно за него молиться как дома, так и в церкви. Причащение ребенка после Крещения – важный элемент в начале его духовного пути. Детей до трех лет можно кормить с утра перед Причащением. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок хорошо выспался накануне того дня, в который вы собираетесь идти с ним в церковь. Важно, чтобы он был не голоден, был одет в комфортную для него одежду.

Как проходит первое Причастие ребенка после Крещения

Первое причастие ребенка после Крещения не должно отличаться от последующих. Когда взрослые люди, которые несут ответственность за христианское воспитание малыша, задумываются, как причастить ребенка, то они должны знать с одной стороны духовные требования подготовки к этому Таинству, а с другой стороны, некоторые особенности внешнего поведения. К духовным правилам относится особая молитва за ребенка в день Причастия. Нужно просить Господа – как своими словами, так и словами из молитвослова, - чтобы Господь сподобил малыша Своей Божественной благодати, чтобы ребенок вырос настоящим и достойным членом Церкви Христовой, который идет по пути спасения.

Когда вы подносите ребенка к святой Чаше, его нужно положить на правую руку. Руки малыша нужно аккуратно придерживать, чтобы он не мог случайно толкнуть ими руку священника, которая держит святую Чашу с Евхаристией.

Слово Евхаристия в переводе с греческого языка означает «благодарение». Когда христиане приступают к Таинству святого Причащения, то они таким образом выражают своему Создателю благодарность за все Его благодеяний в их жизни. В Священном Писании Нового Завета есть такие слова: «За все благодарите». Конечно, Таинство святого Причащения не является единственным видом выражения своей благодарности к Господу, однако она должна быть неотъемлемой частью образа христианской жизни. Если ребенок с самого раннего детства будет приучен регулярно приступать к Таинствам святой Православной Церкви, то тогда в более зрелом возрасте у него не будет таких духовных проблем, которые бывают у людей, не участвующих в церковной жизни.

В нашем храме ребенка можно причастить в каждый воскресный день, а так же в дни, когда служится литургия. Детей привозите к 1030. Без исповеди могут причащаться дети до семи лет.

i-hram.ru

Как подготовиться к крещению ребенка: советы для родителей и крестных

Крещение ребенка – важное событие для родителей. Поэтому готовиться к нему нужно заранее как духовно, так и материально. Вам предстоит выбрать храм, крестных, посетить разъяснительные беседы перед крестинами и приобрести крестильные принадлежности.

Что нужно знать родителям

Крещение проводят начиная с 40-го дня с момента рождения ребенка

У девочки обязательно должна быть крестная мама, у мальчика – крестный папа

Крестные не могут состоять в браке

Крестный должен быть старше 15 лет, а крестная – старше 13-ти

Беременная женщина может стать крестной, если ее ребенку более 40 дней

Продолжительность поста перед крещением – три дня. В день крещения до начала церемонии нельзя принимать пищу

Перед съемкой крестин нужно получить благословение у батюшки

В идеале крестные и родители должны знать наизусть молитвы «Символ Веры» и «Отче наш». «Символ Веры» читается во время крещения

При желании можно сделать пожертвование за таинство крещения. В некоторых храмах сумма пожертвования фиксированная

Крещение ребенка проходит как индивидуально, так и в группе

Крещение ребенка длится от 40 минут

В первую очередь перед крестинами родителям нужно ответить на вопрос: «Почему мы хотим крестить ребенка?» Сегодня обряд крещения для многих семейных пар утратил важную духовную составляющую. Одни крестят детей по настоянию старших родственников, другие отдают дань традициям.

Если вы сомневаетесь, стоит ли крестить малыша, повремените. Некоторые супруги считают, что решение о принятии крещения ребенок должен принимать самостоятельно и осознанно, а потому отказываются крестить новорожденного.

Те, кто решает крестить малыша в раннем возрасте, постятся перед таинством, читают молитвы, исповедаются и причащаются. Еще одна обязанность родителей – выбор крестных для малыша.

Советы крестным мамам и папам

letidor.ru

Первое причастие ребенка после крещения

Первое причастие ребенка после крещения – первая Евхаристия в его жизни

 

  Некоторые родители и крестные задумываются над тем, обязательно ли причащать ребенка после Крещения. Для того, чтобы дать правильный и исчерпывающий ответ на этот вопрос, нужно порассуждать над смыслом самого Таинства Крещения. По учению православной Церкви во время этого Таинства человек становится членом Церкви Христовой. Во время собеседования перед Таинством Крещения священник обычно говорит родителям и крестным о той великой ответственности, которая на них возлагается при крещении ребенка. Они должны приложить все свои усилия к тому, чтобы их малыш оказался достойным своего христианского звания. Представить себе жизнь христианина, который не участвует в церковных богослужениях, невозможно. Поэтому с момента Крещения ребенка подносят к Таинству Евхаристии или Причащения. Будет замечательно, если в этом Таинстве вместе с малышом будут участвовать его родители и крестные. Когда священник во время совершения Таинства Причащения дает ребенку под видом хлеба и вина частицу самого Тела и самой Крови Христовой, происходит настоящее чудо. Это чудо невозможно описать человеческими словами, так как во время Таинства Евхаристии человек соединяется с самим Богом. Поэтому неудивительно, что после участия в этом святом Таинстве Церкви, многие неизлечимые больные и находящиеся при смерти люди получали полное исцеление. Если у родителей и крестных не получается поднести ребенка к святой Чаше с Причастием в день его крещения, то нужно это сделать в ближайшее время. Многие священники рекомендуют, чтобы ребенок участвовал в Таинстве причастия каждый воскресный день.

  Молитва матери после крещения ребенка является неотъемлемой частью исполнения ее материнского долга. Материнская любовь является одним из самых жертвенных видов любви, которая существует на земле. Во время Крещения человеку сообщаются особые духовные и телесные силы для жизни во Христе, ему становится тяжелее соглашаться с недобрыми помыслами. В тоже время в нем легче могут развиваться христианские добродетели, такие как любовь, верность, дружба, уважение, милосердие, вера и многие другие. Когда родители малыша и его крестные решают, что делать после крещения ребенка, то в первую очередь им стоит подумать о его первой Евхаристии в жизни. Малыш не сможет вам об этом рассказать, однако он будет чувствовать особую благодать и неизреченную любовь Божию, которая будет изливаться в его сердце во время совершения Таинства Евхаристии. Его первая Евхаристия должна стать первой ступенькой в его активной церковной жизни.

 

Как подготовиться к первому Причастию ребенка после Крещения

 

  Идеальным вариантом будет, если с ребенком после Крещения станут причащаться его родители и крестные. Тогда при подготовке к этому Таинству им нужно будет с усердием прочитать покаянный канон ко Господу нашему Иисусу Христу, молитвенный канон ко Пресвятой Богородице, а также канон Ангелу Хранителю, канон ко святому Причащении и последование ко святому Причащению. Для взрослых людей перед Причастием рекомендуется не менее трех дней употреблять постную пищу. Вечером накануне Причастия или в день совершения Божественной литургии до Причастия нужно приступить к Таинству Исповеди. Во время Исповеди нужно всем сердцем покаяться в совершенных грехах и проступках. Если же у родителей и крестных родителей ребенка нет возможности самим достойным образом подготовиться к Таинству Причастия и приступить к нему, тогда нужно хотя бы самого ребенка принести в церковь к Евхаристии. Нужно за него молиться как дома, так и в церкви. Причащение ребенка после Крещения – важный элемент в начале его духовного пути. Детей до трех лет можно кормить с утра перед Причащением. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок хорошо выспался накануне того дня, в который вы собираетесь идти с ним в церковь. Важно, чтобы он был не голоден, был одет в комфортную для него одежду.

 

Как проходит первое Причастие ребенка после Крещения

 

  Первое причастие ребенка после Крещения не должно отличаться от последующих. Когда взрослые люди, которые несут ответственность за христианское воспитание малыша, задумываются, как причастить ребенка, то они должны знать с одной стороны духовные требования подготовки к этому Таинству, а с другой стороны, некоторые особенности внешнего поведения. К духовным правилам относится особая молитва за ребенка в день Причастия. Нужно просить Господа – как своими словами, так и словами из молитвослова, - чтобы Господь сподобил малыша Своей Божественной благодати, чтобы ребенок вырос настоящим и достойным членом Церкви Христовой, который идет по пути спасения.

  Когда вы подносите ребенка к святой Чаше, его нужно положить на правую руку. Руки малыша нужно аккуратно придерживать, чтобы он не мог случайно толкнуть ими руку священника, которая держит святую Чашу с Евхаристией.

  Слово Евхаристия в переводе с греческого языка означает «благодарение». Когда христиане приступают к Таинству святого Причащения, то они таким образом выражают своему Создателю благодарность за все Его благодеяний в их жизни. В Священном Писании Нового Завета есть такие слова: «За все благодарите». Конечно, Таинство святого Причащения не является единственным видом выражения своей благодарности к Господу, однако она должна быть неотъемлемой частью образа христианской жизни. Если ребенок с самого раннего детства будет приучен регулярно приступать к Таинствам святой Православной Церкви, то тогда в более зрелом возрасте у него не будет таких духовных проблем, которые бывают у людей, не участвующих в церковной жизни. 

kreshchenie.ru

Причастие детей - смысл, условия, особенности

Рубрика: Церковные Таинства

Что такое Причастие

Причастие (Евхаристия) – главное Таинство в Православии, во время которого человек через вкушение Тела и Крови Иисуса Христа соединяется с Богом. “Тело и Кровь” – это не образное выражение.

«Евхаристический хлеб есть лекарство бессмертия, залог неумирания в вечной жизни в Иисусе Христе» (Ефес. 20).

Согласно догматам православной веры, хлеб и вино непостижимым для человеческого ума образом   в Тело и Кровь Иисуса Христа. Для христианина духовная жизнь без Евхаристии немыслима. Поэтому каждый православный родитель старается через Причастие детей соединить их со Христом.

Для человека, далекого от вероучения Церкви, это кажется непонятным и невозможным. Однако это не вопрос рационального знания и фактических доказательств. Это вопрос веры, именно глазами веры открывается это Великое Таинство. Таинство Причастия было установлено самим Иисусом Христом на Тайной Вечере. Господь взял хлеб, благословил его и, раздав апостолам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». Потом взял чашу с вином и, подав ее апостолам, произнес: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.»

Причащение ребенка

Причастие детей — забота родителей

Причастие детей является важнейшей часть духовной жизни и воспитания ребенка как православного христианина.

Христос говорил: “Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.” (Мк.10:14 – 16)

Православные родители как можно чаще стараются через Причащение приводить ребенка к Спасителю. Участие детей в церковных таинствах еще и создает прочный нравственный фундамент личности. В будущем это послужит крепкой опорой для формирования моральных ценностей и духовного развития детей.

Как подготовить ребенка к Причастию

В православии ребенок до 7 лет считается младенцем. Правила Причащения младенцев  существенно упрощены. Совсем маленьких детей до 3-х лет можно приносить непосредственно к Причастию, постепенно увеличивая время пребывания на богослужении. Важно, чтобы ребенок привыкал к церковному пению и пребыванию в храме Божием, не боялся приступать к таинствам. Ребенок в первое время перед Причастием может плакать. В этом нет ничего страшного. Главное как можно чаще (желательно по воскресным дням) участвовать с ребенком в Таинстве. Еще лучше, если родители причащаются вместе с младенцем, для малыша это лучший пример веры родителей.

Как причастить ребенка до 3 лет? Детям такого возраста не нужно перед причастием соблюдать пост и приходить на богослужение натощак. Непосредственно в храме лучше всего одному из родителей взять ребенка на руки и поднести к Чаше, произнеся имя младенца, данное при крещении. В большинстве храмов существует такая традиция, как Причащение детей вне очереди.

Можно ли ребенку есть перед Причастием? После 3 лет следует постепенно приучать ребенка к посту и воздержанию от пищи перед Причастием, объяснять ему смысл участия в таинствах и богослужениях. Причастие детей до 7 лет осуществляется без исповеди и молитвенного правила, если таковое не установил священник.

Подготовка к Причастию после 7 лет

Как подготовить ребенка к Причастию после 7 лет? 7-летний возраст является отправной точкой, после которой родители должны объяснить ребенку что такое исповедь, какие грехи бывают, что такое покаяние, в чем заключается смысл поста и помочь подготовиться к ней. Не стоит забывать, что отрок в этом возрасте должен сам нести ответственность за свои поступки, и готовить список грехов вместо него не следует. 

При этом важно отметить, что каждый ребенок индивидуален. Если он не готов в 7-летнем возрасте исповедоваться, не стоит его заставлять. То же самое касается молитвенного правила и поста. Принуждая ребенка к механическому исполнению правил, есть вероятность на долгое время отбить у него всякое желание участвовать в Таинствах и богослужении. Неокрепшая молодая душа требует более мягкого и тактичного подхода. Можно ли детям кушать перед Причастием по достижении 7-летнего возраста, следует уточнять у священника. Единого правила на все случаи в этом вопросе не существует. 

Главное, что должны сделать родители и окружающие его взрослые – это показать достойный пример христианской жизни. Если вы регулярно приводите ребенка на Причастие, то и сами должны вести осмысленную церковную и духовную жизнь, регулярно участвовать в Таинствах и в первую очередь причащаться.

Как происходит причастие в церкви детей? Существует негласное правило, что дети причащаются без очереди. Младенцев родители несут к Чаше на руках. Дети постарше, крестообразно сложив руки на груди, идут сами. Родители должны объяснить, что в очереди перед Причастием ребенок должен постараться не разговаривать, не толкаться и с благоговением приступать к Таинству.

Для чего нужно Причастие детей

Среди крещеных, но невоцерковленных родителей широко распространено мнение, что причащать ребенка нужно “чтобы не болел”, “для исцеления”, “от сглаза”, “чтобы все было хорошо”. Это глубокое заблуждение. Безусловно Бог хранит и оберегает своих любимых чад, но Причастие – это великое Таинство. Причащаясь, ребенок соединяется с Богом, наполняется радостью, что в свою очередь ведет человека к подлинному счастью. Причастие можно рассматривать как лекарство и жизненно необходимую пищу. Но лекарство и пищу не только для тела, а в первую очередь для души. Причастие – это единение человека с Богом, оно жизненно необходимо для духовного исцеления человека и спасения души.

“Господь да простит тебе согрешения твои, — только не отрекайся почаще приобщаться Святых Тайн Христовых — в этом великая помощь и милость Божия.” (преподобный Амвросий Оптинский).

pravoslavium.ru

Не причастила детей. Действительно ли их Крещение?

Вопрос читателя: 

Здравствуйте! Я крестила детей в православной церкви, в 2 года 7 месяцев, двойняшки. Все было в соответствии с правилами. Но после крещения, нам сказали подойти еще на след. день на причастие с детьми. Всегда все было в один день. Мы пришли на след. день, был очень сильный мороз (мы живем на Севере), в итоге, в церкви была служба. Час мы подождали в машине и уехали. Потом дети заболели, потом мы уехали уже из этого города жить в другой. Сейчас меня все мучает вопрос, считаются ли дети крещенными? Или нужно прийти на причастие в любую церковь? Спасибо, очень буду ждать ответа.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: 

Добрый день! Скажите, а зачем Вы крестили детей? Человек крестится, чтобы быть членом Церкви, чтобы следовать за Христом и иметь, в том числе, те блага и возможности, которые перед ним открывает Церковь. Тут вставлю ссылку на наш материал о Крещении "Крещение — не защита, а крест". Одна из данных человеку в Церкви возможностей - это возможность Причастия. Подробнее об этом можно прочитать в тексте "Причастие: что это?". Причащение - это нормальная сторона церковной жизни, в общем-то, креститься и не причащаться - это как-то странно. Пока дети маленькие, их можно приносить и проводить на причастие в любой православный храм, желательно делать это регулярно, но и самим тоже причащаться и исповедоваться. С семи лет человеку же может оценивать свои поступки и мысли, с этого момента хотя бы изредка ребенок может уже и исповедоваться.

Таинство Крещения - это совершенно отдельное Таинство, поэтому можете быть спокойны: детки Ваши крещены, с этим все в порядке. А вот дальше - Ваше родительское дело уже направить их в духовной жизни. А для этого Вам самим нужно про нее узнавать и собственную духовную жизнь налаживать. Увы, вынужден констатировать, что про Церковь Вы сами знаете очень мало, иначе бы знали, что Причастие совершается на каждой литургии, и не сидели бы с детьми в машине, а приняли бы участие в богослужении и за ним бы причастили своих деток. Давайте, налаживайте духовную жизнь всего семейства. Здоровья Вам, сил и крепости духа!

Храни Господь!

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Фото spbpda/www.flickr.com

foma.ru

Таинство православного крещения ребенка — Крестильное.ру

В Православии существуют два образа Крещения — троекратное погружение с головой в купель и обливание (окропление) святой водой. Второй вариант допускается только в крайнем случае, когда отложить Крещение невозможно, а совершить его через погружение не позволяют условия.

В некоторых храмах есть крещальня или баптистерий - отдельное помещение, специально отведенное для проведения Таинства Крещения. Основная часть обряда проходит именно в крещальне и лишь в конце священник выносит младенца в храм для Воцерковления, чтобы пронести мальчика через алтарь, а девочку поднести к царским вратам.

В среднем, полный обряд Крещения ребенка занимает около часа, но может быть и дольше, если желающих креститься много. Поэтому в летний «крестильный сезон» для проведения Таинства стоит выбрать будний день или договориться об индивидуальном Крещении.

Фото Зои Ванюковой

Непосредственно перед Крещением в церковной практике принято совершать оглашение - глубокое и всестороннее объяснение смысла и основ Православной веры. Во многих храмах огласительные беседы с будущими крестными проводятся заранее, по возможности их следует посетить.

Как проходит Крещение ребенка

Перед совершением таинства зажигаются все свечи, священник обходит храм или крещальню и читает три молитвы: молитву в день рождения младенца, молитву на наречение имени в восьмой день и молитву 40-го дня (молитва матери). Для совершения Крещения ребеночка полностью раздевают, во время чтения молитв крестные держат его на руках, завернутым в пеленки, детский плед или одеялко. Если холодно, разрешается оставить малыша в одежде, но приоткрыть ему грудь, ручки и ножки.

Присутствие на Крестинах мамы ребенка допускается только после прочтения священником разрешительной молитвы сорокового дня. Но одни священники читают ее в начале и, тем самым, допускают мать к участию в Таинстве, а другие – в конце, и тогда мать не должна даже заходить в храм (разрешается стоять в притворе). И то, и другое разрешено Церковью: когда читать молитву матери – это решение священника.

После этих молитв священник просит восприемников и крестника повернуться лицом на запад (символически это обитель сатаны). И, обращаясь к крестным, трижды задает вопросы, на которые также трижды нужно сознательно отвечать. Поскольку ребенок не может осознать сути вопросов, за него дают обеты его крестные родители.

Сначала священник спрашивает:
- Отрекаешься ли ты от сатаны, и от всех дел его, и от всякого служения ему, и от всякой гордыни его?

Крестным следует отвечать: - Отрицаюсь.

Тогда священник говорит:
- Дунь и плюнь на него (в знак крайнего презрения).

После этого священник велит повернуться лицом на восток, к Господу, и спрашивает:
- Сочетаешься ли Христу?

Крестным следует ответить: - Сочетаюсь.
Этим ответом восприемники исповедают за крестника верность Господу. Далее они читают молитву Символ веры, которую следует выучить наизусть. 

Затем священник читает великую ектению, во время которой освящает елей и воду в купели. Для непобедимости в борьбе с сатаной перед погружением в купель священник помазывает младенца Святым елеем со словами: Помазывается раб Божий (раба Божия) Имя елеем радости во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Помазывая грудь, говорит: Во исцеление души и тела.
Помазывая уши: К слышанию веры.
На руках: Руки Твои сотворили меня и создали меня.
На ногах: Чтобы ходить ему (ей) по стопам Твоим (заповедей Твоих).
Затем священник забирает у крестных ребенка и крестит, троекратно погружая с головой в купель, держа его обращенным на восток, со словами: Крещается раб Божий (раба Божия) (Имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь. 

Затем один из восприемников (для мальчика – это крестный, а для девочки – крестная) принимает младенца из рук священника на свои руки, покрытые крещальной крыжмой. Ребенка тщательно вытирают, одевают в крестильную рубашку и надевают крестик. Белая крестильная одежда служит знаком чистоты души и напоминает крещеному, что он должен сохранять эту чистоту и впредь, а крест служит знаком его веры в Господа. Крыжму, впитавшую святую воду, как и крестильную рубашку, следует обязательно сохранить.

Сразу после Крещения в едином чинопоследовании совершается Таинство Миропомазания, которое, как и Крещение, более не повторяется. Священник помазывает крестившегося святым Миром, начертывая образ креста на лбу, глазах, ноздрях, устах, ушах, на груди, ручках и ножках ребенка, со словами: Печать дара Духа Святого. Аминь. 

После помазания Миром священник с восприемниками и крещаемым троекратно обходит купель со свечами, затем омывает и отирает миро с тела ребенка со словами: Ты крестился, просветился, миропомазался, освятился, омылся, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Далее священник читает молитву на пострижение волос и крестообразно совершает постриг со словами: Постригается раб Божий (раба Божия) (Имя), во имя Отца и Сына и Святого Духа. Срезанные волосы скатываются в шарик с воском и опускается в купель.

За пострижением волос следует молитва о восприемнике и новокрещенном. А затем бывает отпуст - благословение на выход из храма с целованием креста; в молитве поминается святой, в честь которого дано имя крещенному, и на этом Таинство завершается.

Если ребеночку уже исполнилось 40 дней, то сразу после Крещения и Миропомазания совершается Воцерковление. Если разрешительная молитва 40 дня не была прочитана над мамой ребенка перед Крещением, то она обязательно читается перед Воцерковлением. Для младенцев мужского и женского пола чин воцерковления немного различается. Священник берет ребенка на руки в притворе храма и знаменует им крест на входе в храм, посреди церкви и на амвоне у Царских врат, произнося слова: «Воцерковляется раб Божий». Если крестился младенец мужского пола, то священник вносит его в алтарь, обнося вокруг престола через горнее место, после прикладывает его к иконам на иконостасе и отдает в руки маме или восприемнику. Девочек в алтарь не вносят, их воцерковление заканчивается у Царских Врат. Воцерковление священник заключает молитвой и отпустом с крестом.

После Таинства Крещения обязательно нужно причастить ребенка. Иногда первое Причащение совершается в тот же день, но чаще батюшка просит придти на следующий день или через неделю. Обычно Причащение совершается после утренней литургии, в разных храмах дни и время проведения служб различаются. Стоять службу с ребенком не обязательно, причащают младенцев без очереди и только вином (Кровью Христа). Причащать ребенка нужно регулярно, желательно не реже одного раза в неделю.

www.krestilnoe.ru

смысл таинства Первое причастие после крещения

Причастие является одним из основных таинств православия. Принято считать, что каждый христианин должен регулярно причащаться Святых Тайн. Таинство совершается в церкви. Готовиться к нему надо заранее. В первый раз христианин идет на причастие после крещения. Принято считать, что очищенная причастием и крещением человеческая душа оберегается ангелами.

Зачем необходимо причастие

Многие считают таинство причастия обычной православной традицией. На самом деле его значение очень велико для христианской души. Таинство помогает наставить человека на путь истинный, очистить его душу.

Первое причастие после крещения раскрывает душу человека перед духовными созданиями. Таинство подготавливает ее к будущему Воскрешению Господом. Можно сказать, что причастие является предварительной подготовкой души к встрече с создателем.

Первое причастие после крещения

Крестить и причащать детей рекомендуется с момента рождения. Чем раньше душа откроется Господу, тем легче и успешнее будет протекать жизнь. Душа ребенка, оберегаемая ангелами, не будет вовлечена в греховные поступки.

Первое причастие после крещения — целое событие не только для ребенка, но и для его духовных родителей. Во время таинства его душа впервые откроется небесным силам. Что необходимо знать родителям о сроках проведения причастия? Оно проходит после того, как ребенок был окрещен. Если младенец еще слишком мал, многие родители предпочитают пренебречь таинством причастия или откладывают его на более поздний срок. Православная церковь не одобряет такое поведение.

По установленным духовенством правилам причастие младенцев после крещения проводится на второй день. Откладывать его на более поздний срок крайне не рекомендуется.

Процесс проведения таинства

Как проводится причастие в церкви после крещения ребенка? Прихожане встают в очередь. Младенцы должны находиться на руках у родителей. Взрослые дети стоят сами. Им необходимо сложить руки на груди крестообразно. При этом правая рука должна быть наверху.

В ходе таинства проходит богослужение. Под молитвенные обращения на середину храма священнослужители выносят Чашу со священным вином и специальным освященным хлебом. Они символизируют кровь и плоть Иисуса Христа, принявшего на себя все человеческие грехи. Над Чашей проводится специальное богослужение, в ходе которого на молящихся нисходит божественная благодать.

Верующие по очереди подходят к священнослужителю и просят его благословения. Подойдя к батюшке, следует назвать христианское имя, данное при крещении. После того, как священнослужитель завершит обряд благословения, необходимо подойти к священной Чаше, выпить вино и съесть хлеб. При этом необходимо следить, чтобы не было капель и крошек. Детям надо объяснить, что божественные дары следует съесть полностью. Если ребенок пролил вино, стоит сказать об этом батюшке.

После того как причастие после крещения будет завершено, ребенка подводят к столику с просфорами и дают ему съесть одну из них. Там же можно запить дары причастия. После этого можно подвести ребенка к иконам и показать, как нужно молиться.

Подготовка ребенка к причастию

Как подготовиться к первому причастию ребенка? Таинство требует соблюдения жестких правил при подготовке. Они необходимы для полного очищения человеческой души. Однако детям сложно соблюдать необходимые ограничения, поэтому правила подготовки к таинству для них значительно слабее:

  • Кормление. Если причащаемый — младенец, его рекомендуется покормить не позднее, чем за 2 часа до начала таинства. Дети более старшего возраста должны не употреблять пищу в течение дня перед причастием. При этом следует заранее начать подготовку к таинству. Чтобы организм ребенка спокойно выдержал вынужденное голодание, необходимо предварительно его подготовить.
  • Первое причастие после крещения ребенка — важнейшее таинство православия. Во время его проведения недопустимы громкие разговоры, шум, бег. Ребенку следует заранее сообщить об основных правилах поведения.
  • Во время проведения таинства на ребенке и на взрослом, который держит на руках причащающегося младенца, обязательно должен быть нательный крест.

Что делать, если ребенок отказывается причащаться

Дети старшего возраста могут отказаться пойти на причастие. Как в этом случае поступить родителям? Необходимо выяснить причины его поведения. Может быть, ребенок просто испуган незнакомой обстановкой. В этом случае можно просто спокойно рассказать ему о том, что представляет собой таинство.

Рекомендуется подготовить ребенка заранее. Для этого в домашней обстановке надо познакомить его с азами православия. Можно почитать детскую Библию или посмотреть христианский мультфильм.

Находясь в храме, стоит обратить внимание ребенка на других детей, поставить их в пример. Увидев, что другие дети спокойно стоят и не выражают признаков беспокойства, ребенок успокоится.

Можно прийти в храм заранее и показать малышу, где и как будет проходить причастие. Возможно, его заинтересуют горящие свечи и иконы. Объясните ребенку их значение.

После того как малыш решился и пошел на причастие, его необходимо похвалить и выразить свое восхищение его поступком. Постепенно малыш будет спокойно принимать таинство. Совершив причастие после крещения ребенка, его можно познакомить с батюшкой. Священнослужитель также похвалит и подбодрит малыша.

Причастие взрослых

Не все приходят ко Христу в юном возрасте. Дорога к православию у каждого своя. Все чаще в храмах можно увидеть взрослых людей, готовящихся принять христианство. Причастие после крещения взрослого проводится так же, как и у детей, на второй день после совершения таинства.

Однако ко взрослым при подготовке предъявляются более строгие требования:

  • Таинство покаяния. Предварительно христианин должен пройти тайну исповеди. Только после отпущения грехов он допускается к причастию Святых Тайн. Однако если совершается причастие после крещения взрослого, таинство исповеди не обязательно. Его душа полностью очищается от грехов во время крещения.
  • Соблюдение строгого поста в течение 3 дней. В эти дни нельзя употреблять мясные, молочные продукты.
  • Поведение. Кроме очищения тела, перед причастием необходимо очистить и душу. Лучше всего провести подготовительные дни в молитве. Также стоит отбросить все дурные и злые мысли.

Таинство причастия необходимо для спасения души каждого христианина. Во время его проведения на православных нисходит Божественная благодать. Первое причастие после крещения особенно важно для человека. Именно в этот момент его душа открывается для духовного мира. Соблюдение основных требований при подготовке к таинству позволит человеческой душе открыть путь в мир духовной благодати.

nlo-mir.ru

смысл таинства. Первое причастие после крещения

Причастие является одним из основных таинств православия. Принято считать, что каждый христианин должен регулярно причащаться Святых Тайн. Таинство совершается в церкви. Готовиться к нему надо заранее. В первый раз христианин идет на причастие после крещения. Принято считать, что очищенная причастием и крещением человеческая душа оберегается ангелами.

Зачем необходимо причастие

Многие считают таинство причастия обычной православной традицией. На самом деле его значение очень велико для христианской души. Таинство помогает наставить человека на путь истинный, очистить его душу.

Первое причастие после крещения раскрывает душу человека перед духовными созданиями. Таинство подготавливает ее к будущему Воскрешению Господом. Можно сказать, что причастие является предварительной подготовкой души к встрече с создателем.

Первое причастие после крещения

Крестить и причащать детей рекомендуется с момента рождения. Чем раньше душа откроется Господу, тем легче и успешнее будет протекать жизнь. Душа ребенка, оберегаемая ангелами, не будет вовлечена в греховные поступки.

Первое причастие после крещения – целое событие не только для ребенка, но и для его духовных родителей. Во время таинства его душа впервые откроется небесным силам. Что необходимо знать родителям о сроках проведения причастия? Оно проходит после того, как ребенок был окрещен. Если младенец еще слишком мал, многие родители предпочитают пренебречь таинством причастия или откладывают его на более поздний срок. Православная церковь не одобряет такое поведение.

По установленным духовенством правилам причастие младенцев после крещения проводится на второй день. Откладывать его на более поздний срок крайне не рекомендуется.

Процесс проведения таинства

Как проводится причастие в церкви после крещения ребенка? Прихожане встают в очередь. Младенцы должны находиться на руках у родителей. Взрослые дети стоят сами. Им необходимо сложить руки на груди крестообразно. При этом правая рука должна быть наверху.

В ходе таинства проходит богослужение. Под молитвенные обращения на середину храма священнослужители выносят Чашу со священным вином и специальным освященным хлебом. Они символизируют кровь и плоть Иисуса Христа, принявшего на себя все человеческие грехи. Над Чашей проводится специальное богослужение, в ходе которого на молящихся нисходит божественная благодать.

Верующие по очереди подходят к священнослужителю и просят его благословения. Подойдя к батюшке, следует назвать христианское имя, данное при крещении. После того, как священнослужитель завершит обряд благословения, необходимо подойти к священной Чаше, выпить вино и съесть хлеб. При этом необходимо следить, чтобы не было капель и крошек. Детям надо объяснить, что божественные дары следует съесть полностью. Если ребенок пролил вино, стоит сказать об этом батюшке.

После того как причастие после крещения будет завершено, ребенка подводят к столику с просфорами и дают ему съесть одну из них. Там же можно запить дары причастия. После этого можно подвести ребенка к иконам и показать, как нужно молиться.

Подготовка ребенка к причастию

Как подготовиться к первому причастию ребенка? Таинство требует соблюдения жестких правил при подготовке. Они необходимы для полного очищения человеческой души. Однако детям сложно соблюдать необходимые ограничения, поэтому правила подготовки к таинству для них значительно слабее:

  • Кормление. Если причащаемый - младенец, его рекомендуется покормить не позднее, чем за 2 часа до начала таинства. Дети более старшего возраста должны не употреблять пищу в течение дня перед причастием. При этом следует заранее начать подготовку к таинству. Чтобы организм ребенка спокойно выдержал вынужденное голодание, необходимо предварительно его подготовить.
  • Первое причастие после крещения ребенка – важнейшее таинство православия. Во время его проведения недопустимы громкие разговоры, шум, бег. Ребенку следует заранее сообщить об основных правилах поведения.
  • Во время проведения таинства на ребенке и на взрослом, который держит на руках причащающегося младенца, обязательно должен быть нательный крест.

Что делать, если ребенок отказывается причащаться

Дети старшего возраста могут отказаться пойти на причастие. Как в этом случае поступить родителям? Необходимо выяснить причины его поведения. Может быть, ребенок просто испуган незнакомой обстановкой. В этом случае можно просто спокойно рассказать ему о том, что представляет собой таинство.

Рекомендуется подготовить ребенка заранее. Для этого в домашней обстановке надо познакомить его с азами православия. Можно почитать детскую Библию или посмотреть христианский мультфильм.

Находясь в храме, стоит обратить внимание ребенка на других детей, поставить их в пример. Увидев, что другие дети спокойно стоят и не выражают признаков беспокойства, ребенок успокоится.

Можно прийти в храм заранее и показать малышу, где и как будет проходить причастие. Возможно, его заинтересуют горящие свечи и иконы. Объясните ребенку их значение.

После того как малыш решился и пошел на причастие, его необходимо похвалить и выразить свое восхищение его поступком. Постепенно малыш будет спокойно принимать таинство. Совершив причастие после крещения ребенка, его можно познакомить с батюшкой. Священнослужитель также похвалит и подбодрит малыша.

Причастие взрослых

Не все приходят ко Христу в юном возрасте. Дорога к православию у каждого своя. Все чаще в храмах можно увидеть взрослых людей, готовящихся принять христианство. Причастие после крещения взрослого проводится так же, как и у детей, на второй день после совершения таинства.

Однако ко взрослым при подготовке предъявляются более строгие требования:

  • Таинство покаяния. Предварительно христианин должен пройти тайну исповеди. Только после отпущения грехов он допускается к причастию Святых Тайн. Однако если совершается причастие после крещения взрослого, таинство исповеди не обязательно. Его душа полностью очищается от грехов во время крещения.
  • Соблюдение строгого поста в течение 3 дней. В эти дни нельзя употреблять мясные, молочные продукты.
  • Поведение. Кроме очищения тела, перед причастием необходимо очистить и душу. Лучше всего провести подготовительные дни в молитве. Также стоит отбросить все дурные и злые мысли.

Таинство причастия необходимо для спасения души каждого христианина. Во время его проведения на православных нисходит Божественная благодать. Первое причастие после крещения особенно важно для человека. Именно в этот момент его душа открывается для духовного мира. Соблюдение основных требований при подготовке к таинству позволит человеческой душе открыть путь в мир духовной благодати.

fb.ru


Смотрите также

Регистрация на сайте

Пароль будет отправлен тебе на e-mail.

 

×