Покрестить ребенка без предварительных бесед


Можно ли покрестить ребенка без огласительной беседы?

Почему Крещение - это не только праздник в честь рождения ребенка, и зачем священники “чудят”, настаивая на беседах перед таинством - рассказывает Сергей Худиев.

“Как зачем крестить? Мы же русские люди!”

Сергей Худиев

Недавно я наткнулся еще на одно свидетельство того, что люди реагируют с некоторым огорчением и раз/дражением на обязательное требование бесед перед Крещением — взрослого, если крестится человек в сознательном возрасте, или родителей, если крестят младенца.

Человек родился, его надо крестить, потом устроить праздник в честь его рождения, радостное застолье, все уже организовано, гости приглашены, еда стынет и ждет — и вдруг священник упирается и говорит, что без предварительных бесед крестить дитя не будет.

Причем если раньше это делали отдельные, наиболее принципиальные батюшки, вызывая недоуменную реакцию «батя чудит», то теперь это вводится в обычай по всей Церкви.  Это и вызывает непонимание и обиду.

На каком основании людям, которые хотят Крещения, и готовы даже довольно щедро его оплатить, можно отказать?

Со своей стороны люди церковные спрашивают — а зачем же вы желаете креститься (или крестить ребенка), если вы не знаете и не желаете знать ни смысла этого великого Таинства, ни учения Церкви, к которой через него присоединяетесь? Ну зачем вам, в самом деле?

Этот вопрос обычно ставит людей в тупик — они не знают, толком, зачем, и отвечают что-то вроде «так положено», «ну мы же русские люди», или что-то совсем суеверное вроде «чтобы ребенок не болел».

 

Но Крещение — не об этом

Так бывает — человек испытывает смутное сознание того, что «так должно», «так принято», но не может толком объяснить, почему. Не стоит насмехаться над этим — человеческая жизнь полна ритуалов, особенно — наиболее важные ее моменты.

Похороны и свадьбы даже в таком атеитизированном обществе, как поздний СССР, были полны обрядов. В моменты подавляющей скорби — или ошеломляющей радости — люди нуждаются в традиции, которая даст их переживаниям какие-то принятые формы выражения, подскажет, что делать.

Смысл обмена кольцами в том, что он знаменует брак — «двух сердец одно решенье», больше ни в чем. Смысл того, что человек берет ручку и пишет свою фамилию в углу распечатки — в том, что он принимает на себя обязательства по договору. Смысл того, что люди кладут букет цветов на могилу или памятник — в том, что они хотят выразить почтение к усопшим родственникам или павшим воинам.

Люди хотят крестить ребенка, потому что им нужен торжественный обряд, при помощи которого они могли бы сказать себе, друг другу и Богу, что совершилось нечто очень важное и прекрасное, человек пришел в мир. Что-то, что как и другие важные события нуждается в обряде.

Поэтому чувства людей, которые стоят за желанием непременно крестить младенца, можно понять — и конечно, они ничуть не заслуживают презрения и посмеяния.

Другое дело, что Крещение — оно не об этом. Вот совершить, скажем, торжественный молебен о здравии новорожденного и матери, или найти еще какую-то форму сопровождения   этого события было бы возможно. Праздновать рождение человека — хорошо и правильно, и в высшей степени уместно.

Но Крещение — это не празднование того, что человек родился в мир. Это нечто другое, великое и пугающее. Это вступление в завет с Богом, погружение в смерть Христову и возрождение Его воскресением,  приобщение к  мистическому телу Христову.

Это событие, которое Писание называет Новым Рождением, или даже Новым Сотворением. Это Таинство, к которому следует подходить с благоговейным ужасом — хотя бы несколько сознавая меру ответственности, которую человек на себя возлагает.

В центре Евангелия стоит смерть и Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. В Крещении мы соединяемся  с Ним таким образом, что Его смерть становится нашей, как если  бы мы умерли за наши грехи, и тяготевшее на нас осуждение было полностью исчерпано этой смертью. Мы принимаем дар прощения, который был приобретен для нас дорогой и страшной ценой — мукой и смертью Единородного Сына Божия.

И это принятие предполагает, что мы сознаем, что мы грешники и нуждаемся в спасении, что за наши грехи умер Христос, и что мы желаем принять Его прощение.

Далее, оно предполагает решимость глубоко переменить свою жизнь — и оставить время, когда мы отвергали или игнорировали Бога, в прошлом.

Крещение — это смерть для прежней жизни и воскресение к новой. К жизни, в которой у нас есть Господь, Владыка, повелитель, которому мы принадлежим полностью и безусловно — как люди, вступившие в брак, или усыновленные, или давшие присягу.

«Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа» (2Тим.2:3) — пишет Апостол, и этот образ воина встречается еще неоднократно. Брак, усыновление, принесение присяги — это события, после которых жизнь человека резко меняется. Он уже не может жить как раньше.

Фото: Александр Калин / Flickr

Священник просто обязан объяснить это людям

Сказать «мне нравятся все эти красивые свадебные обряды; вообще почти все люди у нас через эти обряды проходят; а что с этим связаны какие-то обязательства всю жизнь заботиться об этой женщине, а на других и не смотреть — да ну, отстаньте» — значит повести себя  очень недостойно по отношению и к невесте, и к ее родным,  и, неизбежно, очень сильно испортить отношения.

Пойти добровольно завербоваться контрактником в армию, выполнить все формальности, подписать все бумаги, принести все клятвы, а потом попробовать сделать вид, что вы можете жить дальше так, как будто никаких обязательств не брали — значит вызвать у воинского начальства сильное неодобрение.

Взять на себя обязательства перед Богом, заключить с Ним завет, который предполагает, что вы, по меньшей мере, каждое воскресенье приходите в Церковь, чтобы воздать Ему славу, благодарение и поклонение, и вообще подчиняете свою жизнь Ему, а потом делать вид, что никаких обязательств вы не брали — это серьезный грех. Как не менее серьезный грех крестить младенца, принимая на себя, тем самым, обязательство воспитать его в христианской вере, и про эти обязательства немедленно забыть.

Священник просто обязан объяснить людям, что такое Крещение, и было бы нелепо упрекать его в этом.

Поэтому можно сказать счастливым родителям: «Мы радуемся и ликуем вместе с вами, что дитя родилось мир. Мы еще более будем ликовать, если вы твердо намерены воспитать его в православной вере, что предполагает, что вы собираетесь жить по этой вере сами. Но если вы пока с этим не определились, давайте пока помолимся, поблагодарим Бога, попросим Его благословения — а Крещение, все же, отложим, чтобы не было на нас греха».

 

 

www.pravmir.ru

Огласительные беседы перед крещением, что спрашивает батюшка на собеседовании крестных в церкви перед крещением ребенка, что нужно знать, сколько длятся курсы для крестных

Крещение — необходимое таинство при принятии человеком христианства, оно носит символ духовного перерождения, началом новой жизни. Именно поэтому священнослужители так строго подходят к его реализации, к примеру огласительные беседы перед крещением теперь необходимый этап на пути к приданию таинству человека.

Но не стоит бояться и отступать от задуманного, огласительные беседы перед крещением можно с успехом пройти, если тщательно подготовиться.

Что нужно знать крёстным для прохождения собеседования?

Крестные родители должны понимать какую ответственность несут перед будущим крещенным.

Их вера сначала становится основой для обряда, а после — они отвечают за крещенного перед Богом. Поэтому надо ответственно подготовиться к священному действу.

В первую очередь, духовные наставники крестившегося не должны быть:

  1. Его кровными родственниками: бабушками, дедушками, родителями.
  2. Монахами, подстригающимися для службы.
  3. Человек, на которого наложена епитимия (запрет на посещение церкви) не может быть крестным до его снятия.
  4. Психически больные люди не могут участвовать в обряде

Какие вопросы задает батюшка перед крещением?

Все, конечно, зависит и от самого батюшки и от прихода, в который придут будущие крестные. Но примерные вопросы такие:

«Как часто вы ходите храм?»

«Как часто причащаетесь?»

«Венчаны ли с мужем/женой?»

«Какие молитвы вы знаете?»

Есть ли курсы для крестных?

Каких-то особенных курсов для крестных нет, но есть занятия для восприемников при храме, которые и являются беседами с духовным лицом.

Огласительные беседы проходят в несколько этапов. Сначала священник посвящает в суть крещения, рассказывает о том, что крестные берут ответственность за душу крестника.

Обязательно дается анкета для заполнения данных крестных, крестника и родителей, если крестят ребенка.

Далее обсуждается само таинство, что надо будет делать крестным в обряде. На дом выдается задание, поясняющее действия кума и кумы в обряде.

В задания входят следующие положения:

  1. Выучить наизусть 7 заповедей Христа и 10 заповедей Ветхого Завета.
  2. Знать основы Нового Завета.
  3. По возможности выучить Символ Веры.
  4. Обязательно знать наизусть две молитвы — «Отче наш», «Богородице Дево».
  5. Перед крещением держать трехдневный пост, а также исповедоваться, причаститься накануне.

Сколько длятся огласительные беседы?

Занятия могут проходить долго — до месяца, поэтому время для проведения обряда выбирается исходя из того, какие успехи делают обучаемые.

После окончания огласительных бесед, восприемники получают соответствующее свидетельство о прохождении курса. С ним, любой храм Московской епархии не откажет в проведении обряда.

Само свидетельство представляет собой лист А4, с информацией о крестном (фамилия, имя отчество, возраст), дате окончания бесед, с подписью священника или катехизатором-миссионером. Обязательно ставится печать храма.

Один оригинал свидетельства выдается на руки, другой остается в храме.

Как окрестить ребенка без бесед

Возможно ли окрестить ребенка без всяких предварительных бесед? К сожалению, таким вопросом чаще задаются люди, которые сами не являются воцерковленными и не понимают самого смысла таинства.

К решению крестить ребенка они обращаются по другим причинам, например: по семейной традиции, по преемственности и понятию «русский человек-православный», по исторически сложившейся культуре.

Именно с этими людьми, решившим покрестить ребенка случаются грустные истории, недоразумения, даже комичные ситуации при обращении в церковь. Они не представляют то, зачем обращаются, но настырно требуют выполнить то, о чем просят.

Отсюда целый гул неодобрения по поводу новых правил, в частности огласительной беседы. Люди ссылаются на 90-е годы, ведь крестили без всяких предварительных приготовлений.

Но в 2013 году все поменялось, приходы получили распоряжение в обязательном порядке перед крещением проводить катехизические разговоры. Поэтому найти в Москве храм, который возьмется крестить ребенка без бесед не так-то просто. Однако, такое возможно в области, других городах России.

Тем не менее многие священники единогласны во мнении, что постановление Патриарха Кирилла — великое достижение для Православной веры. Огласительные беседы помогают понять родителям и крестным: нужно ли им крещение, узнают много нового о вере. Немало случаев, когда люди после бесед со священником начинают регулярно посещать храм.

После нововведения в некоторых храмах упало количество крещений, тем не менее количество перешло в качество, так что положительная сторона бесед очевидна.

Но вера строится не только на знаниях, на то она и вера. Прежде всего это любовь к ближнему, его принятие, любовь к Богу. И священнослужители, как никто это понимают. Поэтому они идут навстречу, не устраивая строгих допросов и экзаменов.

Крещение-добровольный акт, поэтому крестить ребенка без бесед, конечно, можно, но лучше серьезнее подойти к этому вопросу.

1001molitva.ru

Верить и не сидеть без дела

Портал «Православие и мир» продолжает спрашивать священнослужителей разных епархий о практике совершения катехизации и подготовке к крещению. На вопросы отвечает священник Дионисий Свечников, заведующий канцелярией Бакинского Епархиального Управления :

— Должен ли священник выяснять мотивы прихода к крещению и должны ли эти
мотивы влиять на решение священника о совершении таинства над человеком?

Несомненно, священник обязан выяснять причины, побудившие человека прийти в храм и выразить желание принять Таинство крещения. Большая честь людей, приходящих креститься делают это, не имея осознанной, полноценной веры в Бога. Можно сказать другими словами – они не являются православными по своему мировоззрению. Да, они верят в какого-то абстрактного Бога, но вовсе не в Святую Троицу, как это должен делать православный христианин или тот, кто готовится им стать.

Как правило, крещение для таких людей – это дань традиции, соблюдение некой формальности, сохранение веры предков. Хотя о самой вере предков зачастую мало кто что-то знает. Знают, что на Пасху нужно печь куличи и красить яйца, знают, что на Вербное воскресение нужно унести из храма домой освященную вербу, знают, что на праздник Крещения Господня нужно прийти в храм за святой водой, знают, что праздник Преображения Господня – это яблочный Спас и нужно освятить яблоки в храме. Обо всем этом знают в лучшем случае, а для многих из этих людей православная вера и есть все вышеперечисленное.

Но это еще не так страшно, этих людей можно научить основам православной веры, если, конечно, они захотят учиться. Ведь бывает так, что на предложение посетить занятия или беседы со священником некоторые отвечают приблизительно такими словами: «А раньше крестили без бесед, чего это вы опять придумали?».

Приходится убеждать людей в необходимости предварительного оглашения и катехизации. Кто-то понимает, кто-то нет.

Но гораздо сложнее обстоит дело с теми людьми, которые приходят креститься из-за суеверных или оккультных побуждений. А есть и такие, которые приходят на крещение по конкретной указке магов, колдунов, экстрасенсов и других оккультных деятелей. Таких людей очень трудно убедить, что они тяжко согрешают, обращаясь за помощью к оккультистам, ведь посылают их именно в храм Божий, на крещение. Раз в храм послали – значит это от Бога.

Людям и в голову не приходит, что они сразу же после крещения впадут еще в более тяжкий грех фактического отречения от Христа, которому сочетались во время крещения, вновь обратившись за помощью к лукавому посредством оккультистов. Если убеждения помогают, и удается отвратить людей от оккультизма, то после оглашения и катехизации можно и покрестить. А вот если человек остается в своем заблуждении, то в крещении приходится отказывать. Тут уж выбор один – либо Господь, либо лукавый, и этот выбор может сделать только человек.

Бывает и другое – когда мировоззрение у человека не только неправославное, но и с большой примесью иных верований. И разобраться в этом синтезе без длительных бесед невозможно. И если человек в итоге все же не отказывается от «инородных примесей», то это может и должно стать причиной для отказа в крещении.

— Можно ли, и если «да», то при каких условиях — крестить детей у

1)некрещеных родителей,

2) неверующих родителей,

3)совсем нецерковных родителей?

Отвечаю по пунктам:

  1. Я считаю, что можно. Порой крещение детей становится толчком для крещения и воцерковления самих родителей. Но здесь главное не переборщить и не крестить всех подряд. Священник должен по мере возможности побеседовать с родителями, выяснить, для чего они принесли ребенка на крещение, что они ждут от этого, и будут ли они после крещения приводить ребенка в храм для причастия. Если причины будут найдены удовлетворительными для крещения и родители обязуются приводить ребенка в храм, то крестить можно и нужно. Мы ведь не можем отказать ребенку в крещении только по той причине, что родители сами не были крещены в детстве (родители были коммунистами, неверующими и проч.) или еще не пришли к сознательной вере в Бога. То, что родители привели ребенка на крещение – это уже в определенной степени проявление их веры в Бога и этого нельзя отметать или закрывать на это глаза. Но нужно помнить, что каждый конкретный случай индивидуален и неповторим, поэтому и подход должен быть индивидуальным, а не поточным.
  2. Здесь вопрос сложный. Для чего неверующие родители принесли ребенка на крещение? Если они сами не верят в Бога, то для чего им крещение ребенка? На эти вопросы священник должен получить полноценный ответ.

Лично я в своей практике не встречал, чтобы неверующие родители приносили ребенка на крещение. Обычно бывает, что один из супругов неверующий, а именно верующий приносит ребенка на крещение. Такие ситуации очень сложны, т.к. зачастую неверующий родитель бывает против крещения своего чада. Разбирать эти ситуации нужно опять-таки в индивидуальном порядке, очень осторожно. Ведь может случиться так, что покрестив ребенка, верующий родитель не сможет обеспечить его православное воспитание, не сможет приводить чадо в храм на причастие. Поэтому здесь многое зависит от пастырского опыта священника.

  1. Давайте разберемся. Что мы вкладываем в понятие «совсем нецерковный»? Крещенный, но невоцерковленный? Если да, то степень воцерковленности должен выяснить и определить священник. Во многих епархиях огласительные беседы проводятся не только с теми, кто в сознательном возрасте желает принять Таинство крещения, но и с будущими крестными, а если нужно, то и с родителями ребенка. Если такие занятия проводятся в данном храме или городе, то, несомненно, после предварительной беседы, священник должен отправить родителей на эти занятия. Если нет, то вполне может и сам провести эти занятия. Нужно работать с людьми и тогда «совсем нецерковные» родители со временем станут воцерковленными. А если сидеть и ждать у моря погоды, то они никогда не придут в храм, а крещенный ребенок тоже вырастет «совсем нецерковным».

— Какая степень предварительных знаний о вере может считаться удовлетворительной у крещаемого?

Несомненно, человек должен быть знаком со Священным Писанием, основами вероучения Православной Церкви. Но главное, что должен иметь крещаемый – несомненную веру в Триединого Бога, исповедовать Господа Иисуса Христа своим Спасителем. Вообще тут палка о двух концах. Здесь важны не только знания, которые имеет человек, но и то, что может предложить ему священник.

В древней Церкви оглашение проходило в период не меньше года. В течение этого времени человек обучался основам православной веры, присутствовал на богослужениях до определенного времени, за год его мировоззрение становилось православным. И уже православно мыслящего человека крестили, крещение становилось печатью и открывало человеку всю полноту церковной жизни. Конечно, хорошо было бы возродить институт оглашения во всей его полноте. Но не все сразу, нельзя рубить с плеча. Поэтому степень подготовки человека должен определять священник, опять-таки индивидуально.

— Какая мера катехизации может быть названа «избыточной»?

Думаю, такой быть не может. Мы ведь не сможем утверждать, что после предварительной катехизации человек станет вторым Иоанном Златоустом, Василием Великим или еще кем-либо из мудрейших богословов. Знания без практики остаются теорией. Поэтому очень важно, чтобы работа с людьми проводилась не только до крещения, но и продолжалась после него. Те знания, которые получил человек во время предварительного оглашения, должны превратиться в практику церковной жизни. Поэтому можно смело сказать, что избыточной меры катехизации не может быть, т.к. она может продолжаться еще очень долго, у каждого по-своему.

— Какие трудности происходят при совершении катехизации в епархии?

Думаю, что во многих епархиях трудность одна – отсутствие хорошо подготовленных катехизаторов. На мой взгляд – это главная проблема. Все остальное – технические трудности, с которыми бороться намного проще. Кто-то может возразить и сказать, что если есть священник на приходе, то должна быть и катехизация. В идеале – да, должна быть. Но практика показывает другое.

Не каждый священник может быть хорошим катехизатором. Есть священники, которым Господом дан дар проповеди, и многие люди собираются в храм послушать батюшку. Другие священники видят главное в усердном совершении богослужений и треб. Третьи священники – это исповедники, духовники, к ним выстраиваются очереди на исповедь. Четвертые – это хорошие катехизаторы, имеющие от Бога талант усердной работы с людьми. И лишь очень немногие священники сочетают в себе вышеперечисленное. Поэтому нельзя требовать от всех священников непременной основательной катехизации. Этим должны заниматься те, кто умеет это делать. Но поговорить с людьми, желающими креститься, думаю, может каждый священник.

Сейчас в Бакинско-Прикаспийской епархии катехизация потихоньку набирает обороты. В Баку ведутся регулярные огласительные беседы. На приходах Азербайджана настоятели и установленные церковные работники также проводят огласительные беседы. В Дагестане, в Махачкале и Кизляре также начали проводить регулярные беседы. На остальных приходах это пока не носит регулярного характера, но мы стремимся к этому, с Божьей помощью этого достигнем. Главное, верить и не сидеть без дела. А все остальное Господь приложит.

Читайте также:

Трудные вопросы катехизации

Добре пасти стадо Твое

Катехизация: новые проблемы. О возможном сопротивлении сверху и снизу

Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви

Катехизатор не должен пытаться выстроить всех под один шаблон

Не пропустить начало жизни во Христе

Не перегрузить формальными знаниями

Боговедение не бывает избыточным

Осознать Христа – Спасителем

www.pravmir.ru

Огласительные беседы перед крещением | Правмир

Огласительные беседы перед крещением: что нужно знать перед крестинами ребенка — информация для родителей и крестных, ответы на вопросы о крещении в статье!

Огласительные беседы перед крещением

По милости Божией и с благословения правящего архиерея, мне приходится проводить огласительные беседы с людьми, желающими принять таинство Крещения. Это послушание приносит мне большую духовную радость. Ведь оно дает возможность в простой и непринужденной беседе рассказать людям о Христе, о Его искупительной жертве, о церковных таинствах и обрядах, о жизни во Христе. Люди на беседы приходят разные, к каждому приходится искать свой ключик, чтобы донести до разума истину Христову. В этой заметке хотел бы поделиться некоторыми наблюдениями, сделанными мной во время этих бесед.

Начну по порядку с самого начала. Первое, о чем я спрашиваю человека, изъявившего желание креститься – читал ли он Евангелие. Ответы на этот, казалось бы, весьма простой вопрос бывают различными. Большинство ответов бывают односложными: т.е. «да» или «нет». С этим все понятно. Человек, который осознанно принимает решение креститься и проявил усердие в своем желании, конечно же, прочитал если не всю Библию, то хотя бы Евангелие. У такого человека и вопросов будет достаточно и рассказывать ему о Христе и Церкви будет намного проще. Беседы в таких случаях достаточно эффективны. Но если человек читает Евангелие параллельно с посещением огласительных бесед, то и это очень хорошо, т.к. в процессе прочтения Священного Писания у него возникает множество вопросов, требующих подробного разъяснения. Лично для меня, чем больше человек задает вопросов, тем лучше. Это дает мне некоторое представление об уровне познаний человека в области христианского вероучения. Помимо этого, по вопросам можно понять, что наиболее интересно человеку в данный момент. Ведь ответ на поставленный им же вопрос будет для вопрошающего неким личным достижением в познании христианской веры. На опыте знаю, что беседа, в которой присутствуют ответы на задаваемые слушателем вопросы, намного продуктивнее, чем отвлеченный рассказ священника практически на ту же тему.

Несколько иначе обстоит дело с людьми, не читавшими Священное Писание до беседы со священником. Им трудно объяснить те или иные догматические положения православной веры. Как правило, подобные «собеседники» большей частью молчат, с трудом пытаясь переваривать сказанное священником. Большим достижением в беседе с подобными слушателями бывает какой-либо вопрос, заданный по теме разговора. Хотя, бывает совсем наоборот. Мне помнится один молодой человек, пришедший на беседу вместе со своей невестой. Евангелие он не читал, каких-то особых познаний в христианском вероучении у него также не было. Девушка, в отличие от него, имела некоторое представление о Православной Церкви и ее догматах. В течение двух часов я рассказывал этой паре о Христе, о Его искупительной жертве, о Церкви и ее таинствах. Все два часа молодой человек умно кивал головой на мои слова. Я даже обрадовался и в конце своего рассказа поинтересовался — нет ли у них вопросов по теме. И услышал: «Скажите, а правда, что тамплиеры были чернокнижниками и за это их жгли на кострах?». Стоит ли говорить, что в своем рассказе я никаким образом не касался этого католического рыцарского ордена и его истории.

Есть еще одна немногочисленная категория людей, посещающих огласительные беседы. Эти люди черпают «знания» о Боге из любых источников, кроме Священного Писания и православной литературы. Человек, знающий о жизни и проповеди  Спасителя из бульварных газет и журналов, или, еще хуже, атеистических книг, имеет неверное представление о вероучении Православной Церкви. Такие люди обладают весьма туманным понятием о Святой Троице, зачастую смешивают понятия о Боге, присутствующие в различных религиях, приписывают Христу качества, чуждые Ему, как Богочеловеку. Порой к этим сумбурным знаниям примешиваются даже откровенно оккультные понятия. В итоге получается какая-то гремучая каша, составленная из совершенно противоречащих друг другу понятий, и которая, кстати говоря, не выдерживает никакой критики.

Приходится встречать и людей, которые верят в Высший Разум – неопределенную абстрактную субстанцию, которая правит вселенной и периодически открывает свои тайны человечеству. Мне приходилось встречать и людей, свято верящих в то, что миром управляют внеземные существа – инопланетяне, эдакие зеленые человечки из соседней галактики, которые намного умнее всего человечества, вместе взятого. Ну, а человечество у них, как подопытные кролики. Правда, первоначально мне было совершенно непонятно желание людей, верящих в подобную чушь, принять таинство Крещения. Оказалось, что во главе этой «зеленой марсианской братии» стоит Бог. А на мое предложение почитать Евангелие и Закон Божий однажды последовало: «А для чего это нужно, я и так знаю, о чем там написано. И вообще, раньше без всяких Евангелий крестили, и ничего». После долгих и тщетных попыток объяснить, что никакого отношения к марсианам Бог не имеет, более того, с точки зрения Православия эти самые зеленые человечки – суть бесы и их козни, а Христос – это воплотившийся Сын Божий, мне пришлось отказать этому человеку в Крещении. Вообще с подобной категорией людей работать труднее всего. Беседа не клеится с самого начала, т.к. эти люди требуют принять их в лоно Церкви такими, какие они есть со всеми их заблуждениями. Более того, зачастую пытаются навязать свое мнение, внести корректировки в «неправильное христианство», мотивируя свои домыслы потребностью пересмотреть догматы Православной Церкви в свете различных псевдонаучных исследований, сектантских заблуждений и извращенного понятия о Боге. Принять их в лоно Православной Церкви не представляется возможным в силу их нежелания расстаться со своими убеждениями.

Существует еще одна категория людей, приходящих креститься из-за различных языческих и оккультных верований. К примеру, очень распространено магическое поверие, что если на человека наслана порча и он покрестится, то всю порчу «как рукой снимет». Зачастую подобные «знания» бывают получены от гадалок, колдунов, экстрасенсов и прочих деятелей оккультных наук или из оккультных книг. Приходится объяснять, что посещение оккультистов – это обращение к дьяволу, что является несомненным тяжким грехом. Никак нельзя совместить жизнь во Христе и служение дьяволу. Некоторая часть этих людей после подробных разъяснений раскаивается в содеянном и впоследствии вполне осознанно принимает таинство Крещения. Большая часть пришедших просто уходит после разговора со священником, предпочитая еще поразмыслить над своим желанием креститься. Оставшаяся же часть остается при своем мнении, ставя мнение оккультистов выше авторитета Церкви.

Однажды мне пришлось столкнуться с молодой женщиной, которая хотела, во что бы то ни стало, креститься, чтобы избавиться от якобы наведенной на нее порчи. Поначалу я стал объяснять, чем чревато ее посещение оккультистов и укоренение в их заблуждениях. Это не имело ровно никакого эффекта. Более того, женщина начала упрекать меня в том, что не хочу помочь ей избавиться от порчи. Потом в ход пошли уговоры и мольбы, дошло до предложения определенной суммы денег в обмен на допуск до крещения. Само собой, я ей отказал, уже не пытаясь что-то объяснять. В итоге женщина ушла ни с чем. Что же, она сделала свой сознательный выбор.

Вот такие разные люди приходят креститься. Беседы с ними приходится вести тоже по-разному. С кем-то достаточно поговорить один раз и понять, что человек имеет достаточный запас знаний и твердую веру в Бога для принятия таинства Крещения. С другими приходится проводить не одну беседу, пока донесешь до них азы православной веры. Было пару человек, которые приходили ко мне в течение нескольких месяцев. Зато теперь я постоянно вижу этих людей в храме.

К сожалению, есть и такие, которые просто поприсутствовали на беседах, мало что вынеся из них для себя. Что поделаешь, все люди разные. Но больше всего мне запомнился один случай. Однажды ко мне подошел молодой человек, который в течение месяца прилежно посещал все беседы, параллельно читая Библию. Он очень активно задавал вопросы по прочитанному. Накануне он закончил чтение Священного Писания, о чем радостно отрапортовал почти сразу же, как только я зашел в класс. Когда после беседы я собирался уходить, он остановил меня, явно пытаясь сказать что-то очень важное. Я остановился, чтобы выслушать его. Парень сиял от радости, и мне было интересно узнать, какое столь радостное событие произошло у него. Вот, что он мне сказал: «Батюшка, вчера я закончил чтение Библии, прочитал все от корки до корки. Теперь я точно знаю, что Христос – это Бог, пришедший спасти мир от греха, и верю в Него всем сердцем». Оставалось только порадоваться за этого молодого человека. Очевидно, что мои усилия не прошли даром. Наверно, лучшая награда для священника – это то, что человек, которому он рассказал о Христе, уверовал в Него всем сердцем. Слава Богу за все!


Вы прочитали статью Огласительные беседы перед крещением. Читайте также: Таинства Церкви: сложные и актуальные практические вопросы

 

www.pravmir.ru

Покрестите меня! - Побеседуем? - С какой стати?!

Разговор о том, какими должны быть огласительные беседы перед крещением, продолжает настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области.

Готовиться или нет?

Конечно же, к крещению взрослые, дети, подростки должны готовиться. Но вопрос не решается каким-то определенным количеством лекций. Я знаю историю, когда человек прослушал десять лекций, сдал зачет, но потом оказалось, что в Бога-то он не верит.

Кроме того, совсем не очевидно, что если даже человек пришел, крестился без какой-то вдумчивой подготовки, не разобравшись во всех вопросах, – это ложный путь. Вспомним духовный  подъем среди интеллигенции в шестидесятые, семидесятые, восьмидесятые годы, когда никаких лекций быть не могло.

Хоть это было и неправильно, но человек сначала принимал таинство, а потом, если он начинал участвовать в жизни Церкви, развивался и познавал веру. И поскольку этим путем прошло огромное количество людей, в том числе известных священников, деятелей Церкви, многих из которых я знаю, потому что когда-то был пономарем и на моих глазах они воцерковлялись, то нельзя сказать, что этот путь однозначно плохой.

Кому проводить беседы?

Важный момент – занятия должен проводить человек, имеющий дар общения с людьми, дар Божий, тогда он действительно может быть услышан людьми и по-настоящему привести их в Церковь. Но если лекции читаются формально, потому что предписали, то они могут и оттолкнуть людей от Церкви. Причем читающий формально лекции батюшка может быть очень хорошим и глубоко верующим, любящим своих прихожан, но не имеющим такого дара – выступать перед людьми. Ему поручено – он старательно подготовился, прочитал. Только вот пользы от этого может не быть совсем никакой.

Я сам крестился в 27 лет, был думающим и критичным молодым человеком. Попади я на скучную лекцию, то наверняка не стал бы креститься. Господь, конечно, ведет человека, несмотря ни на какие внешние обстоятельства. Но мы не должны сами устраивать людям препятствия и соблазны.

Я считаю, что огласительные беседы должны быть личным общением священника и человека, который хочет стать членом Церкви и жить церковно. Чтобы помочь ему в этом, священник сам должен жить церковно. Мирянин тоже может проводить беседы, но тогда он должен быть выдающимся и одаренным, чтобы его стали слушать.

У меня есть знакомый молодой батюшка, благочестивый и любимый народом, но не особенно речистый. Поэтому его родная мама, духовно опытная старушка, начитанная и бойкая на язык, была у него на приходе катехизаторшей. Она с людьми общалась лучше, чем он. Но, чтобы ее слушали, сын, священник, должен был стоять рядом. Иначе ее спросят, куда свечку поставить, но не будут слушать о вере Церкви. Поэтому ответственность ложится, хочешь не хочешь, на плечи духовенства.

А если речь идет о том, чтобы проводить беседы формально, то можно кого угодно поставить и священнику совсем не участвовать. Можно даже только через телевизор вещать.

О чем говорить?

Бывало так, что приходит человек, говорит: «Хочу креститься!» На предложение пообщаться возмущается: «С какой стати!» Тогда приходится отказывать в крещении. Нет, значит, нет. А бывало, что в ходе беседы выяснялось, что человек хочет креститься потому, что ему так сказал экстрасенс, чтобы дальнейшие экстрасенсорные манипуляции были успешными. Тогда стараешься человеку объяснить, что такое на самом деле крещение и кто такие экстрасенсы…

Все знают, но как-то забывают, что православие у нас – традиционная религия русского народа. Понятно, что Господь призывает к Себе, независимо от национальности, происхождения, воспитания. Но если в неверующем человеке вдруг проснулась естественная религиозность, то татарин чаще идет в мечеть, еврей – в синагогу, а русский – в церковь. Это естественная религиозная потребность человека – поклониться чему-то или кому-то, отметить какие-то значимые события своей жизни: рождение ребенка, брак, смерть. Атеизм, кстати, – тоже религиозность, только вырожденная. Вытравить религиозную потребность из человеческого естества невозможно, а попытка вытравить приведет не к исчезновению, а извращению религиозности.

Конечно, сама по себе религиозность не спасает; спасает жизнь по истинной вере. Но если православные церковные люди займут в этом отношении слишком жесткую позицию и будут отказывать невоцерковленным людям в исполнении их религиозных потребностей, то этим мы не увеличим число глубоко верующих людей, а подтолкнем немощных в вере в другие конфессии и даже религии, где их примут с радостью.

Обязаны ли крестить?

Очень плохо и грешно равнодушное отношение духовенства и церковных людей. Когда я два года служил в Хабаровске, всё-таки старался беседовать со взрослыми людьми, собирающимися креститься. Но меня сотрудницы храма упрекали, что раз человек деньги заплатил и записался, то мы обязаны его крестить, и нечего тут беседовать! Такое я слышал и позднее, даже от духовенства, что раз человек записался, то мы его обязаны крестить. Эта идея совершенно ложная! Но формальное проведение бесед – почти то же самое.

Очень долго готовилась к крещению моя родная бабушка. Ей было уже за восемьдесят, когда она крестилась. Сначала она была неверующей, а я уже был в Церкви. Потом она уверовала, молилась, но не решалась креститься. Года три задавала мне вопросы, я отвечал, читал ей иногда Библию. То есть она готовилась долго (так уж вышло), но не формально, не то, что я сказал бы: «Вот, бабуля, прослушай десять моих лекций, сдай зачет, и мы тебя крестим».

Протоиерей Константин Островский.
Фото: georg-hram.ru

А бывает, пришел человек, говорит: «Хочу креститься». Ясно, что он верует, но по нему видно, что он не читал никаких книжек и не поймет никаких лекций. А кается искренне, простое слово о Христе принимает, ну и крестишь его. То есть в этом вопросе нельзя действовать строго по одним и тем же правилам во всех случаях.

Всё это очень сложно и неочевидно – пути человека к Богу. Формальностями ничего не решается. И даже, кстати сказать, в те древние времена, когда человека готовили к крещению по несколько месяцев, не все крещеные оставались верными детьми Церкви. Многие впадали в тяжкие грехи, а многие – в ереси. Гарантии ничто не дает.

Как крестить детей неверующих родителей?

Я не занимаю жесткую позицию, что если родители недостаточно воцерковлены, то их детей не крестить. Понятно, что если родители не веруют, если ими движут лишь какие-то посторонние, а то и греховные намерения, то крестить не надо. Помню, принесли крестить ребенка, и все – родители, бабушки, дедушки – неверующие. Я им отказал, и они были страшно возмущены, долго скандалили.

Но если родители не отвергают Церковь, а сами не воцерковленные, то здесь, опять же, не надо действовать по жесткой схеме, а надо индивидуально рассматривать каждую ситуацию. Тем более, это было и раньше, и сейчас такое бывает, родители неверующие, бабушка верующая и все живут в одной семье. Ну что, неужели бабушку эту прогнать, если она принесла младенца, внука? Что плохого, если она его крестит тайком от родителей и сама будет иногда приносить причащать и рассказывать о вере? Хотя это нельзя делать нормой. Потому что вдруг родители скажут: «Мы вообще хотим стать мусульманами, почему такое насилие в нашей семье?» Но и обратное не надо делать нормой.

Дело не в нормах и правилах, они не решат проблемы, а в живом отношении самих церковных людей, в первую очередь духовенства. Думать, что мы введем какие-то нормы и правила катехизации, и от этого у нас всё засияет, – наивно.

Записала Оксана Головко

Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу [email protected]

www.pravmir.ru

Огласительная беседа перед Крещением - Артем Шарафутдинов

Приступая к святому крещению, необходимо осознать цель этого таинства. Чего мы хотим от Бога?
Мы верим, что Бог любовь, но любовь не слепая, а мудрая, святая. Мы верим, что три Личности Бога, т. е. Отец, Сын и Святой Дух соединяются в любви в одну сущность. Это и есть христианская Троица.

Оглавление

Пример огласительной беседы

Творение мира.

Приступая к святому крещению, необходимо осознать цель этого таинства. Чего мы хотим от Бога?

Мы верим, что Бог любовь, но любовь не слепая, а мудрая, святая. Мы верим, что три Личности Бога, т. е. Отец, Сын и Святой Дух соединяются в любви в одну сущность. Это и есть христианская Троица. На данном этапе трудно понять идею Троицы умом. Бог действительно Един, но можно быть единым только с кем-то. Единство Бога предполагает, что Он не одинок.

Бог сотворил весь мир, который условно можно разделить на видимый и невидимый. Невидимый мир – это мир ангелов, которые сотворены как служебные духи. Видимый мир это мир человеческий. Бог сотворил мир от избытка своей любви. Бог был свободен. Он был счастлив в любви и без материального мира, но Он сотворил мир, стремясь приобщить его своей гармонии и любви.

Но как можно научить любви и гармонии камни и деревья? Связующим звеном, соединяющим мир бездушной материи и мир духовный, стал человек, имеющий две природы, духовную и материальную. Духовной природой человек был способен усваивать свет и благоухание Божественной красоты. Посредством своего земного тела он должен был водворять в материальном мире ту гармонию, которую он познал в Боге. Человек по учению Священного Писания сотворен по образу и подобию Божьему. Образ Божий в человеке заключается в непорочности его духовных сил: в уме, в чувстве (в сердце) и в воле. Они даны человеку для того, чтобы он познавал высшее благо и воплощал его в своей жизни.

Высшим благом мироздания является Всесвятая воля Творца. Подобие Божие состояло в возможности возведения сердца, ума и воли, в единство сходное с единством лиц Пресвятой Троицы. Первых людей звали Адам и Ева.

Грехопадение.

Денница был сотворен Богом как ангел утренней зари. Он возгордился, пожелав иметь Божественную силу и почести, которых он не был достоин. Он увлек за собой часть ангелов и повел против Бога войну, превратившись в сатану. Так в мире появилось зло.

Человек, как венец творения и любимое создание Божие стал объектом особого внимания сатаны. Лестью и обманом ему удалось поселить в сердце Адама и Евы зерно недоверия своему Творцу. Затем они отпали от Бога через нарушение заповеди, которая запрещала вкушать плоды от древа познания добра и зла. На языке Священного Писания это означает, что они захотели стать самобытными как Бог. То есть они захотели иметь всю полноту жизни, но без Бога.

В результате грехопадения:

    • Человек потерял безгрешность.
    • Человек стал страдать.

Человек потерял бессмертие и стал смертным.

Представьте себе полноводную реку, которую перекрыли плотиной. Сначала вода приходит в состояние покоя и превращается в озеро. Затем это озеро начинает гнить и превращается в болото.

Приблизительно то же самое стало с человечеством, к

azbyka.ru


Смотрите также

Регистрация на сайте

Пароль будет отправлен тебе на e-mail.

 

×