Откуда берется ветер для детей


Как объяснить ребенку 3-5 лет что такое ветер и почему он дует

Сначала нужно уяснить для себя, что же такое ветер. Научное определение довольно пространно, в минимизированном виде звучит приблизительно так: «Движение воздушных масс между зонами разного давления». Но ребенку такая формулировка мало о чем скажет. Наглядность – наиболее эффективный способ объяснения чего-либо. Итак, рассмотрим несколько способов наглядного объяснения природы ветра.

Способ №1: Холодная погода и свеча

Главное условие заключается в холодной погоде за окном. Летом или весной придется воспользоваться другими методами. Если чадо вдруг спросило «Мааам, а почему дует ветер?», то мы не теряемся, а берем свечу и идем к двери. Зажигаем огонек и подносим его к верхней щели приоткрытого проема. Видим, что пламя стремится наружу, увлекаемое потоком теплого воздуха. Это ветер, который получился из нагретого в доме воздуха. Из этого следует факт первый: нагретый воздух подымается вверх.

Затем опускаем свечу к нижней щели и видим, что пламя поменяло наклон и теперь направлено внутрь. Это происходит, потому что холодный воздух стремится занять место нагретого. Следовательно, факт второй: холодный воздух стремится занять место теплого. На этом с практическую часть можно завершить. И перейти к теоритическому объяснению о том, что на земном шаре есть теплые места (как в доме) и холодные (как на улице). Движение воздуха между ними и приводит к появлению ветра.

Способ №2: Воздушный шар, фен и холодильник

Для следующего способа наглядного объяснения природы ветра понадобится подготовить воздушный шарик. Надуваем его не полностью. Берем фен и хорошенько обдуваем. Шарик увеличивается в объеме и начинает парить. На этом примере объясняем ребенку, что нагретый воздух стремится подняться как можно выше.

Затем помещаем шарик в холодильник. Пока он там остывает, рассказываем о том, что земной шар такой большой, что когда в одном месте тепло, то в другом холодно. Затем открываем холодильник и смотрим, что холодный шарик съежился и быстро падает вниз.

После практической части приступаем к объяснениям того, что холодный воздух стремится занять место теплого, поэтому и получается ветер. То есть, ветер – не более чем движение воздуха между холодными и теплыми местами.

Вместо наглядности можно использовать метафоры из окружения. Представим, что папа, который занял компьютер по работе и не дает смотреть мультики – одна масса воздуха. А ребенок, который нетерпеливо елозит в ожидании очередной серии – другая.

Вот масса-папа сидит, работает и потихоньку нагревается. А когда совсем нагреется, то подымается со стула и идет, скажем, на кухню. Теперь он – теплый воздух, который поднялся высоко и улетел. Малыш в таком случае воздух холодный, который мигом устремился на стул перед монитором. Вот это его движение и есть ветер.

Способ №4: Физиологический

Еще один вариант разъяснений основан на работе легких. Когда чадо интересуется природой ветра, просим его набрать побольше воздуха и потом его медленно выдуть. Вот это будет ветер. Воздух в сжимающихся легких подвергается давлению и выходит наружу. Так и с ветром.

Небольшое теоритическое отступление о том, что теплый воздух легче холодного упростит пояснение. Тяжелый холодный воздух создает такое же давление, как и стенки легких. От этого холодный воздух движется туда, где был теплый. Вот и получается ветер.

Внезапности и неожиданности

В сознание растущего ребенка такой урок родит еще миллион вопросов: «А какой бывает ветер?», «А зачем он нужен?», «А если он будет сильный-сильный?». На самом деле, чтобы ответить на эти вопросы понадобится перелопатить тома метеорологических справочников и получить пяток-другой высших образований. Но ребенку можно объяснить все в двух словах.

Зачем нужен ветер? Чтобы было прохладно и чтобы сдувать одуванчики. Какой бывает ветер? Сильный, слабый, дующий в разных направлениях, а высоко над землей текут целые воздушные реки. И в таком духе. Не нужно распространятся, достаточно не оставлять в сознании малыша пробелы, которые впоследствии могут заполниться не тем, чем надо.

Читаем также:

Вот что пишут на форумах:

Trackstone: На нашей планете есть места где теплее, а есть где холоднее. Солнце нагрело пустыню, вместе с ней нагрелся и воздух. При нагревании предметы расширяются, воздух не исключение. Воздух нагрелся и расширился. И вот над пустыней вспух горб нагретого воздуха (давление увеличилось) облака с середины такого горба стекают к краям, и в центре него всегда ясно, такие горбы (области высокого давления) называют антициклонами.
А в другом месте тучи закрыли Солнце, стало холоднее, воздух сжался. И от этого образовалась яма (область низкого давления). В это место стекают тучи, там обычно идут дожди. Область низкого давления называется циклоном.
А что будет если встретятся циклон и антициклон? Пустыня рядом с морем, например?
Если они встречаются воздух с “горба” начинает стекать во “впадину”, дует сильный ветер. Это место встречи называется атмосферным фронтом.
Но ветер дует и внутри “горбов и впадин”. Помните как закручивается вода в ванне, когда стекает в дырку? Правильно, она закручивается в воронку. Точно так же и воздух стекая с горба закручивается, а стекая в центр ямы тоже, только в другую сторону. Это закручивание тоже вызывает ветер внутри циклона и антициклона.
Про бризы сами расскажете. Утром нагревается земля – днем ветер дует с моря. Вечером море отдает накопленное тепло, а земля остывает – ветер дует с берега.

DmHaritonov: С одного бока солнышко Землю сильнее греет, там воздух расширяется, и лезет оттуда в другие края. Вот и ветер.

http://www.bolshoyvopros.ru/questions/704094-otchego-duet-veter-kak-objasnit-rebenku-dostupno.html

Рекомендуем книгу: Почему ветер дует? 40 опытов, экспериментов, удивительных фактов для детей от 5 до 7 лет (Авторы: Василий Ромодин, Марина Ромодина) узнать о книге >>>

Откройте эту книгу, и вы поймете, откуда берутся облака и почему в небе светит радуга, отчего желтеют листья и зачем осенью птицы улетают на юг. Вы научитесь различать деревья по листьям и узнаете, как “пьют” растения. Эта книга даст ответы на десятки “почему” и поможет связать воедино разные природные явления. Занимательные эксперименты и опыты помогут “увидеть” звук, “сделать облако” в банке, вырастить кристаллы из соли и тюльпан к 8 Марта, узнать, сколько воды получится из стакана снега и как дождевой червяк перемешивает почву.

razvitie-krohi.ru

Откуда берется ветер?

Откуда берется ветер: опыты, познавательные  рассказы, речевые упражнения, мультфильмы  для детей. Логические задачи Льва Николаевича Толстого для детей о ветре.

Сегодня Вы узнаете с помощью занимательных опытов, откуда берется ветер, а также познакомитесь с тем, как отвечал на этот вопрос детям в 1875 году Л.Н. Толстой. Продолжение будет в следующей статье!

Кораблики (опыт-игра для детей 3-4 лет)

Возьмите таз с водой. Сделайте бумажные кораблики. Как сделать кораблики, Вы увидите в этом видео.

Это схема изготовления кораблика из бумаги для опыта.

Пустите кораблики на воду. Подуйте на них вместе с ребенком. Почему кораблики поплыли? (их толкает ветерок). А откуда взялся ветерок? Это мы выдохнули воздух.

Устройте соревнование корабликов. Какой кораблик быстрее доплывет до другого берега (для этого нужно брать таз квадратной формы или детскую ванночку). Спросите малыша, как нужно дуть, чтобы кораблик быстро плыл?

Попробуйте сделать разный ветер – мягкий  и легкий ветерок, сильный ураган, свирепую бурю.

Кораблики для этой игры можно сделать не только из бумаги, но и из скорлупки грецкого ореха. С помощью пластилина прикрепите к скорлупке палочку с парусом (подойдет бумажный парус на палочке-зубочистке). Подуйте на парус. Как надо дуть, чтобы кораблик поплыл?

Прочитайте малышу строки о ветре А.С. Пушкина.

Веер (для детей 4-5 лет)

Сделайте веер из полоски бумаги, сложив ее «гармошкой». Или возьмите готовый веер. Попросите малыша помахать веером перед лицом. Что он чувствует? Для чего нужен веер? (в жаркую погоду веер дает нам ветерок, который охлаждает и помогает нам). А теперь пусть малыш попробует помахать веером над водой. Что происходит с водой в тазу? Откуда взялись волны?

На следующий день загадайте ребенку загадку. Спросите, почему в загадке говорится — «Дует ветер — я не дую»  (потому что и так прохладно, и люди не пользуются веером).

Морской бой (для детей 4-5 лет)

 Игра-опыт предложена О.В. Дыбиной – автором программы «Ребенок в мире поиска», доктором педагогических наук.

Что может произойти с кораблями, если будет сильный ветер? (Они могут утонуть). Предложите ребенку сделать кораблики из бумаги и поиграть в морской бой. Играют в эту игру в паре. Нужно дуть на лодки свои и чужие, чтобы потопить корабли противника. Дуть можно как одновременно, так и по очереди.

После игры спросите ребенка, как надо дуть, чтобы ветер получился сильнее (набирать больше воздуха, сильнее и резче его выдыхать).

Где теплее? (для детей 5-6 лет)

Этот опыт поможет выяснить, что легче – теплый воздух или холодный.

1. Давайте попробуем выяснить, где в комнате теплее, а где холоднее – на полу или на диване (выше или ниже). Можно взять термометр и измерить температуру и сравнить. Можно подержать руку у пола (рядом с дверью) и вверху.

2.Затем предложите ребенку подержать свою ладошку над батареей и под батареей. Где теплее?

3.А еще можно взять тоненькую бумажку (салфетку) или ватку. Прикрепите верхний конец полоски бумаги на стену над батареей (можно прикрепить строительным скотчем или  с помощью пластиковой массы  Uni patafix). Одновременно откройте форточку над батареей. Теплый воздух будет подниматься наверх, и бумажка начнет шевелиться и подниматься кверху.

4.Делаем вывод, что теплее всегда вверху. А это означает, что теплый воздух легче и он поднимается наверх.

5.Спросите ребенка: «Где ты спишь? Да, в кроватке. Это сейчас так устроено, что дети и взрослые спят в кроватях. ведь в наших городских домах тепло. А раньше, когда батарей не было, дети да старики спали на полатях. Полати располагались высоко над полом и устраивались между печкой и стеной дома. Спальное место на полатях не одно, а сразу много — на них спало рядом несколько человек. Почему спали на полатях?  (там даже зимой было тепло, ведь полати находятся вверху, где теплый воздух)

Откуда берется ветер — опыт для детей 5-6 лет

Опыт разработан О.В. Дыбиной.

1.Вам понадобится свеча и змейка. Змейку очень просто сделать:

возьмите круг из тонкой бумаги и разрежьте его по спирали, затем получившуюся заготовку подвесьте за нить.

  • Зажгите свечу и подуйте на нее. Почему отклонилось пламя? (дует воздух).
  • Поместите змейку над пламенем свечи. Что происходит со змейкой? Она начнет вращаться. Почему же она вращается? Потому что теплый воздух идет вверх и поднимает змейку.
  • Можно попробовать чтобы дети сделали такой опыт сами, но не со  свечой! Нужно подержать змейку над горячей батареей.

2.Подойдите к двери (например, ведущей на застекленный балкон) и попробуйте определить, куда дует ветер вверху дверного проема (выше) и около пола (ниже). Для того чтобы определить, куда дует ветер, можно поставить две свечи  — внизу и вверху и посмотреть, куда отклоняется их пламя. Или взять тонкую салфетку или ватку и поднести к дверям. Куда она отклонится?

3.Почему же ветер дует в разные стороны? Оказывается, вверху воздух выходит из комнаты наружу. Это теплый воздух. Он выходит на улицу. А холодный воздух тяжелее и он находится внизу. Он входит в комнату с улицы. Так получается «ветер» в комнате. Но именно так получается и ветер в природе.

Оказывается, ветер – это движение воздуха! Теплый воздух движется наверху, а холодный внизу, и они стремятся поменяться местами.

4.Можно зарисовать стрелочками, куда дует ветер в комнате. Красная стрелочка вверху дверей будет обозначать теплый воздух. А синяя стрелочка внизу – холодный воздух.

5.Если в Вашей комнате есть сквозняк, и Вы часто просите ребенка не сидеть на полу около дверей, то напомните ему об этом. Спросите, почему Вы просите его этого не делать? Теперь он уже знает, чем вызвана Ваша просьба и совсем по-другому будет относиться к ее выполнению!

Примечание: не стоит перегружать малыша- дошкольника знаниями  о физических явлениях, недоступных пока еще для понимания, и говорить о том, что важную роль в появлении ветра играет распределения атмосферного давления. Для дошкольника вполне достаточно такого краткого ответа на его вопрос «Почему бывает ветер». А вот школьнику можно уже объяснить и другие причины, связанные с появлением разного вида ветра. Какой бывает ветер и почему он бывает, Вы увидите в этом видеоролике для детей постарше — школьного возраста.

Опыты с вертушкой

Сделайте с ребенком вертушку и возьмите ее на прогулку. Покажите, как играют с вертушкой. Спросите ребенка, почему она вертится? (ветер ударяет в ее лопасти, и она начинает вертеться). Понаблюдайте с малышом, когда вертушка вертится быстро, а когда медленно и почему это происходит?

Как сделать вертушку для игры с ветром

Вертушка делается из бумаги, плотной  фольги или листа тонкого пластика (папка, подарочная упаковка или бумага). Как ее можно сделать, Вы увидите  в видеоролике.
http://youtu.be/YtnQqLNh2D0

А это схема изготовления вертушки.

Опыт «Ветер в пустыне»

Игру-опыт можно провести в песочнице или насыпать песок в таз. Выровняйте поверхность песка. А затем предложите ребенку стать ветром и подуть на песок. На  поверхности  его «песчаной пустыни» начнут появляться песчаные волны. Если продолжать дуть, то песок будет перемещаться из одного места в другое и получатся холмы. Пусть  ребенок попробует сделать «барханы» — песчаные холмы.  Так ветер помогает песку путешествовать по пустыне.

Очень важно, чтобы уже в дошкольном возрасте ребенок понял, что в мире не всё так однозначно, и в каждом явлении можно найти хорошие и плохие стороны. Важно. чтобы он самостоятельно мыслил, мог объяснить свою точку зрения. Эти умения развиваются не сами собой, а в общении со взрослым, который ставит перед ребенком проблемные вопросы с неоднозначным ответом.

Давайте порассуждаем вместе.

Почему ветер – это хорошо? Потому что летом в жару, когда дует ветер, не так жарко. Потому что ветер надувает паруса, и корабли могут плыть. Потому что ветер разносит семена растений, с помощью ветра можно летать на воздушном шаре, запускать воздушных змеев. Ветер помогает работать ветряным мельницам и ветрякам.

Почему ветер – это плохо? Если холодной зимой дует ветер, то замерзаешь. На море в сильный ветер бывает шторм, и корабли могут утонуть. Сильная буря может разрушить дома и вырвать с корнем деревья. Ветер разносит семена не только полезных растений, но и сорняков.

Подберите с ребенком как можно больше слов, которые описывают какой бывает ветер. С помощью подобных упражнений Вы не только обогатите словарный запас ребенка, но и приучите его внимательно относиться к подбору слов и замечать интересные образные слова в рассказах и сказках.

Какой ветер? Он бывает сильный. Как сказать по-другому? Буйный, быстрый, бешеный ветер,  лихой, неистовый, напористый, нещадный, порывистый, свирепый, свистящий, стремительный, ужасный, ураганный, шквальный, яростный, могучий, неугомонный, пронизывающий, холодный, злой. лютый, сердитый, скверный, заунывный, угрюмый, страшный, ледяной.

А бывает наоборот — какой ветер? Да, слабый, легкий. Как сказать по-другому?  Нежный, тихий, теплый, веселый, южный, весенний.

Теперь подберем слова, что делает ветер? Он дует, завывает, шумит, свистит, качает деревья, разгоняет тучи, гонит листья, доносит до нас звуки.

Как называется легкий ветер? Ветерок. А если ветер сильный? Ветрище. А если очень сильный? Буря, ураган, шторм, торнадо.

Как проводить речевые упражнения по подбору слов?

Я люблю проводить такие упражнения с детьми по подбору слов в форме игры. Например, если мы играем со словами зимой, то мы помогаем ветру укрыть  землю снежинками. Одно слово — это одна снежинка! А укрыть надо много земли, изображенной на картинке! Вот и подбираем мы слова очень долго, ведь не можем же мы допустить, чтобы кустик или цветочек замерз без снега! Подобрали слово — положили бумажную снежинку на наш зимний пейзаж. Еще одно слово — вторую снежинку положили и так далее пока всю землю не укроем. Я подсказываю самые сложные, редко встречающиеся слова, дети говорят более распространенные слова.

Если играем осенью, то помогаем ветру сорвать листочки или перенести семена. Можно придумать любую игровую ситуацию. В таких играх ребенок видит результат своих усилий и поэтому стремится подобрать как можно больше слов про ветер. Я всегда удивляюсь, но это факт — дети помнят, где именно ИХ  снежинка или листочек, которым они помогли ветру и что именно укрыла их снежинка, даже если игра проходит в большой группе детишек!!!

Такой прием работы я называю «наглядный результат речи». Если просто так подбирать много слов, то дети не понимают смысла — зачем это надо, и им становится скучно. А выполняя игровое задание с результатом, который можно увидеть, пощупать, им становится интересно! Богатый словарный запас, который получают дети в результате подобных упражнений,  ох как нужен и в школе, и в жизни! 

Познавательные рассказы для детей о ветре Льва Николаевича Толстого. Вторая русская книга для чтения – 1875 год

Отчего бывает ветер (рассуждение)

Рыбы живут в воде, а люди в воздухе. Рыбам не слышно и не видно воды, пока сами рыбы не шевелятся или пока вода не шевелится. И нам также не слышно воздуха, пока мы не шевелимся или воздух не шевелится.

Но как только мы побежим, мы слышим воздух — нам дует в лицо; а иногда слышно, когда мы бежим, как воздух в ушах свистит. Когда же отворим дверь в теплую горницу, то всегда дует ветер низом со двора в горницу, а верхом дует из горницы на двор.

Когда кто-нибудь ходит по комнате или махает платьем, то мы говорим: «он ветер делает», а когда топят печку, всегда в нее дует ветер. Когда на дворе дует ветер, то он дует целые дни и ночи, иногда в одну сторону, иногда в другую. Это бывает оттого, что где-нибудь на земле воздух очень разогреется, а в другом месте остынет, — тогда и начинается ветер, и низом идет холодный дух, а верхом — теплый, так же как с надворья в избу. И до тех пор дует, пока не согреется там, где было холодно, и не остынет там, где было жарко.

Для чего дует ветер? (Рассуждение)

Свяжут крест из двух лучин и кругом креста обвяжут еще четыре лучины. На все наклеят бумаги. К одному концу привяжут мочальный хвост, а к другому привяжут длинную бечевку, и выйдет змей. Потом возьмут змей, разбегутся на ветер и пустят. Ветер подхватит змей, занесет его высоко в небо. И змей подрагивает, и гудит, и рвется, и поворачивается, и развевается мочальным хвостом.

Если бы не было ветра, нельзя бы было пускать змея

Сделают из теса четыре крыла, утвердят их крестом в вал и приделают к валу шестерни и колеса с кулачьями, так чтобы, когда вал вертится, он бы цеплял за шестерни и колеса, а колеса бы вертели жернов. Потом крылья поставят против ветра: крылья начнут вертеться, станут шестерни и колеса цеплять друг за друга, и жернов станет вертеться на другом жернове. И тогда сыплют зерно промежду двух жерновов; зерно растирается, и высыпается в ковш мука.

Если бы ветра не было, нельзя бы было молоть зерно на ветряных мельницах

Когда плывут на лодке и хотят плыть скорее, то возьмут, на середине лодки, вставят в дыру большой шест, к шесту этому приделана поперек перекладина. К этой перекладине прикрепят холстинный парус, к низу паруса привяжут веревку и держат ее в руках. Потом поставят паруса против ветра. И тогда ветер надует парус так крепко, что лодка нагибается набок, веревка рвется из рук, и лодка поплывет по ветру так скоро, что под носом лодки забурчит вода, и берега точно бегут назад мимо лодки.

Если бы не было ветра, нельзя бы было плавать с парусом

Там, где люди живут, бывает дурной дух; если бы не было ветра, дух этот так и оставался бы. А придет ветер, разгонит дурной дух и принесет из лесов и с полей хороший, чистый воздух. Если бы не было ветра, люди бы надышали и испортили воздух. Воздух все бы стоял на месте, и людям надо бы уходить из того места, где они надышали.

Когда дикие звери ходят по лесам и полям, то они всегда ходят на ветер, и слышат ушами, и чуют носом то, что впереди их. Если бы не было ветра, они бы не знали, куда им идти.

Почти все травы, кусты и деревья такие, что для того, чтобы на траве, кусте или дереве завязалось семя, нужно, чтоб с одного цветка пыль перелетала на другой цветок. Цветки бывают далеко друг от друга, и им нельзя пересылать свою пыль с одного на другой.

Когда огурцы растут в парниках, где ветра нет, тогда люди сами срывают один цветок и накладывают на другой, чтобы цветовая пыль попала на плодовой цветок и была бы завязь. Пчелы и другие насекомые иногда переносят на лапках пыль с цветка на цветок, но больше всего пыль эту переносит ветер. Если бы не было ветра, половина растений была бы без семени.

В теплое время над водой поднимается пар. Пар этот поднимается выше, и когда остынет наверху, то падает вниз каплями дождя.
Над землей поднимается пар только там, где есть вода, — над ручьями, над болотами, над прудами и реками, больше всего над морем. Если бы ветру не было, пары не ходили бы, а собирались бы в тучи над водой и падали бы опять там, где поднялись. Над ручьем, над болотом, над рекой, над морем был бы дождь, а на земле, на полях и лесах дождя бы не было. Ветер разносит тучи и поливает землю. Если бы ветра не было, то где вода, там бы было больше воды, а земля вся бы пересохла.

Логическая задача о ветре Льва Николаевича Толстого

Отчего, когда ветрено без мороза, то зябнешь больше, чем в мороз без ветра?

Порассуждайте с ребенком на эту тему после того, как проведете опыты с холодным и теплым воздухом, показывающие малышу, как образуется ветер. А вот ответ на этот вопрос, данный детям в 19 веке Львом Николаевичем:

Оттого, что тепло из тела переходит в воздух и если тихо, то воздух вокруг тела нагревается и стоит теплый. Но когда дует ветер, он относит нагретый воздух и приносит холодный. Опять из тела выходит тепло и нагревает воздух вокруг него, и опять ветер относит теплый воздух. Когда выйдет много тепла из тела, тогда и зябнешь.

Зная ответ на первый вопрос, попробуйте с ребенком ответить на следующий вопрос Льва Николаевича Толстого детям: «Отчего, когда горяч чай в чашке, на него дуют?». О правильном ответе ребенок может догадаться по аналогии с предыдущей логической задачей.

Продолжение игр и занятий о ветре и воздухе с детьми  Вы можете прочитать в рубрике «Мир вокруг нас»:

1) Что такое воздух? Для чего нужен воздух? Свойства воздуха в занимательных опытах для детей

2) Задачи на логику для детей по теме «Ветер» — развитие мышления, речи, внимания малышей

3) Подвижные развивающие игры по теме «Ветер» — учимся, играя! Познавательные и развивающие игры, игры для развития умений сотрудничества со сверстниками, игры на внимание для детей от 3 лет и старше.

4) Добрые сказки. Пять сказок о ветре и мультфильм для детей.

5) Стихи о ветре. Учимся, играя! — стихи, загадки, развивающие задания в картинках, игры, пальчиковая гимнастика и веселая зарядка для малышей.

 

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

rodnaya-tropinka.ru

Откуда берется ветер? - запись пользователя наталья (loragrey) в сообществе Системно-векторная психология - Дети в категории "Почемучка" - истории о том, о сем

Ветер – это природное явление, которое заставляет двигать воздух в результате определенных изменений, ветер появляется при изменении давления.

Загадка ветра, пожалуй, наиболее сложная для понимания не только детей, но и взрослых, поэтому многие из нас так и не могут толком объяснить своему ребенку почему же дует ветер и что это такое? На самом деле ветер образуется в результате неравномерного распределения давления в атмосфере и направляется от зоны высокого давления к низкому.

Объяснить это ребенку, который не имеет элементарных знаний по физике сложно, поэтому рекомендуем родителям прибегнуть к помощи более простых примеров. Например, можно сравнить ветер с элементарными функциями организма. Каждый из нас вдыхает и может дуть (создавать ветер) при выдохе, поэтому на подобном примере довольно просто передать ребенку представление о ветре как таковом.

При вдохе человек вдыхает воздух, затем его задерживает в легких, где создается зона высокого атмосферного давления, затем человек выдыхает сдавленный воздух наружу, где в данный момент кислород прибывает под низким давлением – это приводит к тому, что в воздухе создается движение, которое и называется ветер.

Подобных примеров можно приводить довольно большое количество, но не следует загружать ребенка сложными понятиями если он еще не готов для столь сложной к восприятию информации. Попробуете объяснить на более простом примере.

Атмосферные массы постоянно двигаются, поэтому на различных территориях возникает ветер, который может иметь разную скорость. Скорость ветра может зависеть от различных погодных условий. Например, на некоторых континентах ветра не прекращаются на протяжении долгого времени. В этих местах живут люди, которые привыкли к смене климатических условий и могут адаптироваться к изменению давления в воздухе.

низкое давление пример

www.babyblog.ru

Откуда берется ветер и почему он дует в разных направлениях

Вопросы о том, как устроена жизнь на Земле, начинают волновать нас с детства. Родителям не всегда бывает просто объяснить то, что считается очевидным. Большой интерес, например, вызывает такое атмосферное явление, как ветер. Что это такое, откуда берется ветер, что обуславливает его направление? Мы попытаемся ответить на эти вопросы, не вдаваясь в сложную профессиональную терминологию, так, чтобы это было понятно любому человеку в сознательном возрасте.

Из чего состоит ветер?

Ветер невозможно увидеть. Только почувствовать силу его дуновения или сопротивление, если, например, вы высунете руку из едущей на большой скорости машины. Тогда возникает резонный вопрос, какое вещество лежит в основе ветра? Ветер сам по себе — это не что иное, как поток воздуха. И состав его обусловлен составом воздуха: водород, кислород, азот и другие элементы, о которых большинству из нас известно с уроков химии.

Чем обусловлено движение воздушных масс?

Заглядывая вглубь процесса, нам становится очевидным, что все компоненты воздуха состоят из молекул (мельчайших частиц), которые двигаются в определенном направлении. Само движение обусловлено разницей в давлении в разных местах пространства земной атмосферы. В свою очередь, на давление оказывают влияние температурные данные: на теплых участках молекулы находятся на большем расстоянии друг от друга, чем на холодных. В последнем случае давление, соответственно, будет выше. При перетекании воздушных масс из одной области давления в другую и происходит дуновение. Отсюда и берется ветер.

Типы ветров

Вполне очевидно из разницы давления в атмосфере, что ветра и их направления не могут быть одинаковыми. Впрочем, есть один физический закон, единый для всей атмосферы Земли. Это горизонтальное движение воздушных масс. Изучая особенности атмосфер других планет, ученым удалось выяснить, что это характерная особенность Земли. Итак, на глобальном уровне все ветра можно условно разделить на пассатные и муссонные. Первыми называют постоянно перемещающиеся из-за вышеупомянутых колебаний давления в атмосфере воздушные массы. А вот муссоны появляются в зависимости от смены времени года и дуют на несколько месяцев. Для них характерны определенные температурные колебания.

Ветра в зависимости от их силы и длительности

Это более узкая классификация ветров, которая дает возможность ученым-метеорологам лучше следить за погодными явлениями. Итак, ветер малой силы, который берется с океанских и морских побережий и дует в течение долгих часов и даже дней, принято называть бризом. Для человека с тактильной точки зрения это один из самых приятных ветров. Порывом называется скоростное движение воздуха с большой силой. Продолжительность одного порыва редко превышает несколько секунд. Шквалистый ветер сочетает в себе признаки бриза и порыва – он дует долго, но при этом очень сильно. При таких ветрах метеорологи, как правило, объявляют повышенный уровень погодной опасности. Существуют и экстремально сильные ветра, которые способны нанести серьезный вред людям и инфраструктуре – это ураганный ветер, буря и шторм, если речь идет о прибрежной непогоде.

Текст: Flytothesky.ru

Пройдите также:
Тест: Какая природная стихия соответствует вашей личности?

Поделитесь постом с друзьями!

flytothesky.ru

Откуда берется ветер?

Плохая погода на майских праздниках ввергла нашу редакцию в депрессию и заставила задуматься о традиционном “Кто виноват?!” Поэтому мы немного порылись в материалах, рассказывающих о том, что такое ветер и откуда эти ветра берутся.

В статье “Почему ветры дуют? Почему возникает ветер? Значение ветра в природе” подробно рассказывают, как разъяснить любопытным детям, откуда берется ветер:
Так почему дует ветер? Для детей лучше привести в пример плотину. С одной стороны высота столба воды, к примеру, три, а с другой – шесть метров. При открытии шлюзов вода перетечет в тот участок, где ее меньше. Примерно то же самое происходит и с воздушными потоками. В разных частях атмосферы давление различно. Это обусловлено разницей в температуре. В теплом воздухе движение молекул осуществляется быстрее. Частицы стремятся разлететься друг от друга в разные стороны. В связи с этим теплый воздух больше разряжен и весит меньше. В результате давление, которое в нем создается, снижается. Если же температура понижена, то молекулы образуют более тесные скопления. Воздух, соответственно, весит больше. Давление при этом повышается. Аналогично воде, воздух обладает свойством перетекать из одной зоны в другую. Так, поток переходит из участка с повышенным давлением в область с пониженным. Вот почему ветры дуют.

Почему ветер дует с моря? Рассмотрим пример. В солнечный день лучи прогревают и берег, и водоем. Но вода нагревается намного медленнее. Это связано с тем, что поверхностные теплые слои незамедлительно начинают смешиваться с более глубокими, и потому холодными слоями. А вот берег нагревается намного быстрее. И воздух над ним более разряжен, а давление, соответственно, ниже. Атмосферные потоки устремляются от водоема к берегу – в более свободную область. Там они, нагреваясь, поднимаются вверх, снова освобождая место. Вместо них появляется снова прохладный поток. Вот так происходит циркуляция воздуха. На пляже отдыхающие могут периодически чувствовать легкий прохладный ветерок.

На Sebulfin.com на этом не останавливаются, но еще и отвечают на следующий классический вопрос – “Кто виноват?”:

Пять зон регулярного образования ветров.
1. Экваториальная зона (внутритропическая зона конвергенции).
Располагается узким поясом к северу и югу от экватора. В этой области встречаются пассаты – ветры северного и южного полушария. Пассаты приносят воздушные массы, которые нагреваются и поднимаются вверх. Для экваториальной зоны характерна большая облачность и тропические ливни. Во время парусного судоходства вследствие большого количества штилей её ещё называли экваториальной областью затишья.

2. Зоны пассатов располагаются от экваториальной зоны до 35 градуса северной и южной широты. Там дуют пассаты, ранее очень благоприятные для мореплавателей, именно поэтому и получившие название «торговых». Пользуясь случаем, обсудим механизм образования пассатов.

Нагретые воздушные массы поднимаются вверх над экваториальной зоной и начинают двигаться к полюсам. Постепенно происходит их охлаждение, и они опускаются в приповерхностные слои атмосферы между 30 и 40 градусами и в северном и в южном полушарии. Над поверхностью океана в данных районах воздушные потоки затем меняют своё направление и вновь начинают двигаться к экватору. По причине вращения Земли направление их движения отклоняется: в северном полушарии пассаты дуют с северо-востока, а в южном – с юго-востока. Подчеркнём, что пассаты – это приповерхностные ветры, они проникают до высоты одного-двух километров. А вот поднимающийся на экваторе воздух может достигать высоты двенадцати километров и превращается в антипассат. В зоне пассатов – сухая, безоблачная погода, иногда узкой полосой проходят сильные, но кратковременные дожди.

3. Зону между 35 и 40 градусами в северном и южном полушарии называют «конскими широтами». Именно здесь располагается субтропический пояс высокого давления и зарождаются пассаты. Опускающиеся массы холодного воздуха приводят к образованию облачности и дождям. Что интересно, название «конские широты» появилось в эпоху парусного флота. Всё дело в том, что в этой зоне царили штили, суда замедляли своё движение, а лошади, которых перевозили на парусниках, начинали испытывать недостаток воды и пищи.

Зоны субтропического пояса высокого давления могут изменять свои границы. В середине лета они передвигаются в сторону полюсов, что может приводить к летней засухе в Средиземноморье.

4. Зона западных ветров располагается от 40 до 65 градуса к северу и югу от экватора. В этой зоне в южном полушарии с запада на восток дуют устойчивые ветры. В северном полушарии они не столь постоянны, в связи с тем, что здесь сказывается влияние воздушных масс, располагающихся над континентами. Моряки прозвали эти широты «ревущими сороковыми», из-за сильных западных ветров.
В этой зоне области низкого давления движутся целыми фронтами с запада на восток. В результате охлаждения слоями воздуха, находящимися над океаном, часть воздушных масс, которые перемещаются в верхних слоях атмосферы от экватора к полюсам, опускается вниз к океанской поверхности, при этом определённая часть более тёплого приповерхностного воздуха вытесняются наверх.
Ветры образуются при движении над поверхностью океана воздушных масс, направленных к полюсам. Мы уже знаем, что вращение Земли изменяет их направление, вследствие чего в северном полушарии они дуют с юго-запада, а в южном – с северо-востока. По причине большой разницы давлений в ограниченном районе в верхней тропосфере, на высоте 8-12 километров, возникают струйные течения воздушных масс. Это сравнительно узкие зоны сильных ветров большой протяженности.

5. Полярная зона (зона полярных восточных ветров) находится между 80 и 90 градусами широты. Эта область знаменита высоким атмосферным давлением. Ветры здесь дуют параллельно экватору обычно с небольшой силой.
Важно знать, что на 60-65 градусах восточные ветры, отклонившиеся под влиянием вращения Земли, встречаются с западными ветрами. В этой зоне между фронтами тёплого и холодного воздуха проходят циклоны по направлению к полюсу и антициклоны – к экватору. Таким образом, к экватору дуют восточные ветры, а вот к полюсу – западные. Из-за изменения высоты Солнца над горизонтом границы области высокого давления смещаются в течение года. Именно поэтому и границы полярной зоны передвигаются над океанами в меридиональном направлении на 5-10 градусов по широте. А вот над континентами это перемещение достигает 40-50 градусов по широте, так как здесь оказывают влияние значительные колебания температуры суши. Как раз это явление и обусловливает сезонность погодных факторов. Понятным примером могут быть муссоны, дующие в Индийском океане в течение шести летних месяцев.

Да, кстати, Карррамба! Чуть не забыли о главном!

Направление ветра мореплаватели всегда определяли по той стороне горизонта, откуда он дует. Они определили шестнадцать направлений и назвали их румбами.

В наше время скорость ветра обычно измеряется в метрах, проходимых воздушным потоком за одну секунду.
Моряки измеряют силу ветра в баллах по двенадцатибальной шкале. Это так называемая ветровая шкала Бофорта. Один балл соответствует скорости ветра примерно 2 метра в секунду.
0 балла — штиль (безветрие)
1—2 — балла — лёгкий ветер. При таком ветре на парусном судне поднимались все паруса.
2,5-3 — балла — слабый ветер
3,5-4 — балла — умеренный ветер. Уже при таком ветре часть парусов на судне убиралось!
5—7 баллов — сильный ветер
8—11 баллов — шторм (буря)
12 баллов — ураган. На судне убирались все паруса

Где можно поподробнее почитать о ветрах вместе с детьми?


В научно-популярной книге для детей рассматриваются вопросы, связанные с изучением климата и погоды на планете. В доступной и занимательной форме объясняются в деталях все погодные явления, история наблюдений человека за погодой. Юный читатель может найти ответы на многие вопросы, связанные с пониманием процессов, происходящих вокруг него: почему происходит смена времен года, почему дует ветер, откуда берутся облака, что случится, если вы попадете в грозовое облако, как и почему возникают мощные ураганы, может ли человек изменить климат и многие другие.
Для детей среднего школьного возраста.
В этой уникальной книге ребёнок найдет пошаговое описание интересных опытов с воздухом. Он сможет не просто с пользой провести время, но и узнать много нового и интересного, ведь в книге содержится описание тех явлений, благодаря которым происходят удивительные вещи. Условные значки подскажут, можно ли выполнять опыт самостоятельно или вместе с родителями и сколько времени на это понадобится.
Как Оле спастись от надоедливого ветра? Прочитай историю до конца и выполни весёлые задания на развитие мелкой моторики и наблюдательности!
Серия книг про Облако Олю поможет маленькому читателю познавать мир и развиваться! Придумала и нарисовала её Николетта Коста – одна из самых популярных современных авторов Италии. В книге – простой и короткий текст про приключения Оли и её друзей, а также странички с развивающими заданиями и играми!
Для детей от 3 лет.

Поделиться ссылкой:

Похожее

vseobuch.org

Ветер. Видеоурок. Окружающий мир 3 Класс

Тема: Неживая природа

Урок: Ветер

Мы знаем, что Солнце греет Землю неравномерно: в одном месте теплее, а в другом – холоднее. Массы холодного воздуха перемещаются туда, где теплее, ведь там, где солнечного тепла было больше, воздух нагрелся, стал легче и поднялся вверх. Перемещение над поверхностью земли теплого и холодного воздуха называется ветром.

Рис. 1. Ветер (Источник)

Движение теплого и холодного воздуха на Земле беспрерывно.

 

Рис. 2. Схема образования постоянных ветров (Источник)

Ветер – это явление природы, но такое движение воздуха можно наблюдать даже в помещении. Если открыть дверь комнаты и поднести к проему зажженную свечу, ее пламя будет отклоняться в сторону коридора. Этот опыт доказывает, что теплый воздух комнаты поднялся вверх и выходит в коридор, вытесняемый холодным воздухом, который находился внизу. Поэтому если свечу поставить на пол, пламя свечи будет отклоняться в сторону комнаты, указывая направление движения холодного воздуха.

 

Рис. 3. Опыт по определению направления ветра в помещении (Источник) 

В течение дня суша нагревается быстрее и сильнее, чем вода. Но она и остывает быстрее. Поэтому температура над морем и сушей бывает различной: днём воздух теплее над сушей, а ночью он теплее над морем.

Поэтому днем холодный воздух со стороны моря перемещается на сушу (этот ветер называется дневным бризом), а ночью ветер дует в обратном направлении – с суши на море (это ночной бриз).

 

Рис. 4. А – Дневной бриз, В – Ночной бриз (Источник)

Чем больше разница температур в различных областях земного шара, тем быстрее перемещаются воздушные массы, тем сильнее дует ветер. Для безопасности жизни и облегчения ведения хозяйства человеку важно знать направление ветра. Если ветер дует из арктической зоны, то приносит холод, а если из экваториальной – тепло.

Существует специальный прибор, с помощью которого определяется направление ветра – флюгер.

 

Рис. 5. Флюгер (Источник)

На метеорологических станциях за направлением ветра следят с помощью флюгера, который устанавливается на высоте 10 м. Он состоит из легкой металлической пластины, которая вращается вокруг своей оси в определенную сторону, указывающую направление ветра. Ветер получает название по той стороне света, откуда он дует: с севера – северный, с юга – южный.

 

Рис. 6. Определение направления ветра (Источник) 

Для определения силы ветра тоже есть специальный прибор – анемометр: чем сильнее дует ветер, тем быстрее крутится вертушка прибора.

 

Рис. 7. Анемометр (Источник)

Ветер бывает разной силы: слабый, умеренный, сильный.

Рис. 8. Определение силы ветра (Источник)

Если ветер слабый, то на деревьях качаются только листья.

 

Рис. 9. Слабый ветер (Источник)

Умеренный ветер покачивает и ветви деревьев.

 

Рис. 10. Умеренный ветер (Источник)

А сильный ветер гнет деревья, срывает из ветви и верхушки.

 

Рис. 11. Сильный ветер (Источник)

 

Ветер – это явление природы, но он очень помогает человеку. Ветер гонит облака над землей, и в разных местах выпадают дождь, снег, град. От городов ветер уносит загрязненный воздух, а приносит свежий воздух с полей, лесов и лугов. Высушивает дороги, надувает паруса кораблей, вращает крылья ветряных мельниц, разносит семена и пыльцу растений.

Рис. 12. Ветер сушит дороги (Источник)

Рис. 13. Ветряная мельница (Источник)

Рис. 14. Ветер разносит семена растений (Источник)

Рис. 15. Принесенный ветром снег (Источник)

Рис. 16. Поднятые ветром волны (Источник)

Рис. 17. Наполненные ветром паруса (Источник)

Человек давно научился использовать энергию ветра: ветряная мельница – это пример преобразования энергии ветра в механическую энергию. Но сейчас хозяйственная и бытовая деятельность человека тесно связана с электричеством, поэтому для получения электрической энергии из энергии ветра был создан ветрогенератор. Энергия ветра – это возобновляемый вид энергии, так как она является следствием деятельности Солнца. Ветроэнергетика является бурно развивающейся отраслью.

Рис. 18. Ветрогенераторы (Источник)

Рис. 19. Строение ветрогенератора (Источник)

Но временами ветер достигает огромной силы, он называется ураганом. Такой ветер ломает деревья, сносит крыши домов, обрывает провода, поднимает высокие волны. Сильный ветер на море называется штормовым.

Рис. 20. Шторм (Источник)

Смерч или торнадо– чрезвычайно сильный атмосферный вихрь, где ветер обращается вокруг оси по спирали. Принимает форму столба диаметром от десятков до нескольких сотен метров и существует от нескольких минут до нескольких часов.

 

Рис. 21. Смерч (Источник)

Наиболее часто (несколько десятков случаев в год) смерчи наблюдаются в Аллее торнадо в США – в полосе от северного Техаса до Айовы. Здесь наиболее значительна разница температур между холодными и тёплыми воздушными массами. В России смерчи чаще наблюдаются в европейской части, особенно в центральной полосе и на юге, однако не более 1-2 раз за несколько лет. Серия смерчей в августе 2002 года в районе Новороссийска вызвала гибель около 60 человек и нанесла значительный материальный ущерб.

Буран – это сильный ветер с большим количеством снежных масс, сопровождающийся плохой видимостью на дорогах и на любой другой местности.

 

Рис. 22. Буран (Источник)

Суховей – ветер с высокой температурой и низкой относительной влажностью воздуха в степях, полупустынях и пустынях.

 

Рис. 23. Суховей (Источник)

Итак, ветер может и созидать, и разрушать.

На следующем уроке мы вспомним, какие свойства воздуха нам уже известны из предыдущих уроков. Рассмотрим ряд экспериментов, которые познакомят нас с новыми свойствами воздуха: его объемом, весом и упругостью. А также узнаем, где люди используют свои знания о свойствах воздуха в обычной жизни.

 

Список рекомендованной литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А.Окружающий мир 3. М.: Просвещение.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Академик (Источник).
  2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).
  3. Методический кружок (Источник). 

 

Рекомендованное домашнее задание

  1. Составьте тест (4 вопроса с тремя вариантами ответов) на тему «Ветер».
  2. Подготовьте сообщение о смерчах на территории нашей страны.
  3. Проведите опыты по доказательству движения теплого и холодного воздуха. Опишите свои действия, наблюдения, результаты.
  4. *Напишите сказку или фантастический рассказ на тему «Подхватил меня теплый ветер».

 

interneturok.ru

Творческая работа учащихся по окружающему миру (старшая группа) по теме: Откуда берется ветер и почему он движется

 

Министерство образования Саратовской области

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 216»

 

 

 

 

 

 

 

 

«ОТКУДА БЕРЕТСЯ ВЕТЕР И ПОЧЕМУ ОН ДВИЖЕТСЯ?»

 

 

 

 

Работу выполнил: Баринова

Алевтина Робертовна

воспитанник

старшей группы

Руководитель: Курнева

Галина Михайловна

 

 

 

 

 

 

Саратов 2012 год

Содержание

 

1.     Введение………………………….......

...............................3

2.     Теория…………………………………………..

 …………….…….4

3.     Практическая часть…………………………...

………..………….5

4.     Используемая литература…………………….

.............…………..6

5.     Приложение……………………………………

.............…………..7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Задача:    желание познать процессы, происходящие в природе.

и расширить знание о воздухе, о природном явлении «ветер», причинах его возникновения.

Гипотеза: Ветер существует, это не что иное, как движение воздуха.

          Методы:  Наблюдения, эксперименты, чтение энциклопедии.

Вот он дерево качает

И разбойником свистит

Вот последний лист срывает

И кружит его, кружит…

(Ветер)

Однажды вечером мама читала мне сказку.

«Ветер, ветер, ты могуч,

 Ты гоняешь стаи туч.

Ты волнуешь сине море

Всюду веешь на просторе …..»

         Сказка была очень интересной, но мама вдруг посмотрела на часы и бросилась включать телевизор. Папа и я посмотрели на маму и папа сказал: «Понятно откуда ветер дует», а мне было не понятно, ведь никакого ветра в комнате не было.

         Я взглянула в окно. Там ветер был. Он раскачивал деревья, и листочки на ветках беспокойно шелестели о чем – то.

 

 

 

 

 

Теория:

Вокруг нас и всей земли есть воздух – он прозрачный, и мы не видим его, но мы его ощущаем. Называют его – атмосфера. Как толстое одеяло, окутывает воздух землю. Все живое на земле дышит воздухом.

Воздух не стоит на месте, а не прерывно перемещается. Не зря же говорят: «Непостоянный, переменчивый, как ветер». Движение воздуха и есть ветер.   «И все-таки, почему же ветер движется, а не стоит на месте?».

         Потому что у воздуха в разных местах разная температура. Атмосфера прогревается не одинаково. Когда в пустыне воздух раскален, как в духовке, за полярным кругом ледяной холод. Нагретый воздух легче холодного и всегда устремляется вверх, а холодный воздух тяжелый, он как бы опускается на освобожденное место.

 

 

 

Выводы:

Воздух не «невидимка», его движение можно почувствовать.

Холодный воздух торопится занять место теплого воздуха. Поэтому воздух движется и происходит ветер. А на земле из-за резкой смены температуры случается иногда настоящие бури и даже ураганы. Но без движения, без постоянного обновления воздуха мы бы все задохнулись.

 

 

 

 

Опыт: №1.

Я вдохнула побольше воздуха и подула на занавеску. У меня получился ветер.

 Опыт: №2.

Я слегка приоткрыли  окно  на улицу. Сначала опустила  руку, что бы почувствовать, как тянет холодом по низу. Затем подняла руку по выше и почувствовала  разницу температуры наверху и внизу.

Опыт № 3.

«Движение воздуха»

Я помахала слегка веером  у лица, и ощутила легкое дуновение, а когда подула сильно  на руки, то почувствовала движение воздуха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

1.     Чтение художественной литературы. А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе  Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебедь»»

2.     Чтение детской энциклопедии «Почемучка» Москва Просвещение 2000 г.

3.     Приключение капельки «Детский познавательный журнал» 2009 год.

nsportal.ru

Откуда берется ветер на земле

Откуда берется ветер на земле

Ветер – это природная стихия, издавна привлекавшая внимание людей. У древних греков был бог ветра, которого звали Зефир. У славян бога ветра звали Стрибог. Люди не могли объяснить, почему и откуда  берется ветер. А учитывая то, что сильный ветер может принести огромные разрушения, то считалось, что это ничто иное как гнев богов. Сегодня ученые с легкостью могут объяснить настоящие причины ветра, причем не только земного. Но как объяснить ребенку откуда берется ветер.  Давайте попробуем.

Ветер на планете Земля – это движение воздуха. На других планетах также есть ветер, но он там представляет собой движение тех газов, которые составляют большинство. Иногда ветер на других планетах и космосе называют Солнечным

Теперь давайте разберемся с основными причинами, по которым может возникать ветер.

  1. Самая главная причина – разница в атмосферном давлении. Воздух движется с той зоны, где давление выше, в ту зону, где оно ниже. На практике это легко проверить с помощью ладоней: если их быстро свести так, как будто сдавливает воздух, то с обеих сторон рук можно почувствовать движение.
  2. Вторая причина появления ветров – разница температур. Очень часто ветры дуют из экваториальных широт в полярные и в обратном направлении. Однако это не главная причина, движение в первую очередь зависит от давления.

Если в целом, то движение ветров – это не случайный и хаотический процесс. Ученые научились находить закономерности. Так, например, у полюсов ветер дует с восточной стороны, в субтропиках ветры являются большой редкостью.

Самыми ветряными считаются Арктика и Антарктида. На мысе Денисон в Антарктиде зафиксирована самая высокая среднегодовая скорость ветра – почти 25 метров в секунду. Самые сильные и частые движения воздушных масс происходят на высоте более 8 тысяч метров.

Ветры имеют большое значение в формировании климата нашей планеты благодаря перемещению в воздушных масс. Так возникают циклоны и антициклоны. В результате в отдельных регионах может наблюдаться резкое похолодание или потепление, большое количество осадков или их отсутствие.

У ветра есть даже единица своя система измерения.

Рассчитывают силу ветра по шкале Бофорта, которая названа так в честь британского адмирала XIX столетия. Шкала имеет диапазон от 0 до 12 баллов. 0 – это штиль, практическое отсутствие ветра. 12 балов – это ураган, способный разрушать здания.

Исходя из силы ветра, выделяют пять основных видов:

  1. Бриз. Движение воздуха возле больших водоемов. Характерной особенностью бриза является то, что он два раза в сутки меняет свое направление. Днем воздушные массы направлены с водоема, а ночью в сторону воды.
  2. Умеренный ветер. Это обычное движение воздуха, от которого колышутся листья на деревьях.
  3. Буря. Ветер на море. Причем понятие буря – собирательное, поскольку включает в себя и ветер, и волны. Иногда используют понятие шторм.
  4. Тайфун. Тропический циклон, который сопровождается сильным ветром. Чаще всего встречается в Тихом океане, в его северо-западной части. Наиболее часто тайфун возникает у берегов Филиппин и Японии.

Как видим, существует множество разновидностей ветров: одни способны создавать легкую прохладу, другие разрушать города и создавать колоссальные бедствия.

Главная причина образования ветров – разница в атмосферном давлении. Кроме того, ветры выполняют климатообразующую функцию на нашей планете.

Читайте также:

В каких странах происходят землетрясения и извержения вулкана

Почему Австралию называют земля вверх ногами

 

razvitiedetei.info

Что такое ветер и откуда он берётся?

В арсенале капризов погоды одно из главных мест, безусловно, отведено ветру. Он может быть теплым и ласковым, а может дуть с такой силой, что поток воздуха срывает крыши с домов и уносит домашнюю утварь.


Он приносит с собой дождь или наоборот, разгоняет зависшие над городом тучи, возвращая голубое небо и хорошую погоду. Ветер у всех народов символизирует свободную натуру, неподвластную привязанностям и обязательствам.

Он подчиняется только своим желаниям, непредсказуем и может оказаться как другом, так и врагом. Но что такое ветер на самом деле, как он возникает и можно ли его подчинить?

Что такое ветер?

С научной точки зрения ветром называется перемещение воздушной массы из зоны высокого давления в зону пониженного давления. Как правило, эти перемещения направлены горизонтально.

Хотя существуют восходящие и нисходящие воздушные потоки, формирующие перепады давления атмосферы в разных частях планеты, их не принято называть ветрами. Помимо перепадов давления, на скорость и направление ветров оказывают некоторое влияние океанские течения, вращение Земли, рельеф местности и другие факторы.

До сих пор метеорологи не научились с достаточно высокой достоверностью предсказывать поведение воздушных масс атмосферы, зарождение ветров и их дальнейшее поведение. Огромную помощь в этом оказывает спутниковая съемка, однако она только фиксирует происходящие процессы.

Точно угадывать зарождение и направление, а тем более управлять «поведением» ветров и ураганов люди до сих пор не научились, однако общие закономерности движения воздушных масс уже достаточно изучены.

Как появляются ветры?

В течение светового дня Солнце дарит поверхности Земли огромное количество тепловой энергии, нагревая сушу и толщу Мирового океана. Но этот нагрев крайне неравномерен и зависит от многих факторов.

Важнейшим из них является расстояние до Солнца: экваториальные области, за счет того, что ось вращения Земли располагается вертикально к ее орбите, оказываются немного ближе к светилу, и на их долю достается больше энергии, чем полюсам.

Суша прогревается в течение дня лучше, чем водное пространство, зато вода лучше удерживает тепловую энергию.

Все это приводит к тому, что атмосферный воздух, который нагревается в основном от поверхности планеты, в одних местах оказывается более теплым, чем в других. Нагретый воздух устремляется вверх, создавая разреженное пространство, на его место устремляется более холодный воздух из соседней зоны.

Сталкиваясь друг с другом, теплые и холодные воздушные потоки порой образуют шквалы, вихри и даже смерчи. Эти процессы идут над всей поверхностью планеты, которая при взгляде сверху напоминает бурлящий котел, где сталкиваются и кружатся в различных направлениях воздушные течения, увлекая за собой белую пену облаков.

Направление ветра

Если бы поверхность Земли везде нагревалась одинаково, у нас не существовало бы капризов погоды. Воздушные потоки перемещались бы только в вертикальном направлении: холодные – вниз, а теплые – вверх. Однако нагрев протекает по-разному: в районе экватора воздух всегда хорошо нагрет и поднимается вверх, а ему на смену устремляются холодные массы из более холодных областей.

Столкновения этих масс происходят в разных частях планеты, но всегда они приводят к образованию сильных ветров. Воздушные потоки выбирают разные направления, смотря по сопутствующим обстоятельствам.

Основными факторами, оказывающими влияние на направления ветров, являются вращение планеты и разница атмосферного давления. Установлено, что в районах полюсов доминирующим направлением ветров является восточное, а в умеренном поясе Северного и Южного полушарий дуют преимущественно западные ветры.

Тропический пояс находится во власти ветров восточного направления. Между этими основными зонами ветрообразования лежат четыре пояса относительного затишья – по два приполярных и субтропических, где воздух движется преимущественно вертикально: нагретый уходит вверх, а холодный опускается к поверхности земли.

Ветры играют важную роль в поддержании климатического равновесия планеты. Они переносят влагу, испаренную океанами, на сушу, орошая ее поверхность и обеспечивая возможность существования многочисленного животного и растительного мира Земли.

www.vseznaika.org

Экспериментирование №11. "Откуда берется ветер?" (5-6 лет).

Рабочая программа

Кружка по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста "Простая наука"

Социальный педагог МКДОУ №7 "Чебурашка"

Пыжьянова Анастасия Сергеевна

г.Мирный, Архангельская область.

Экспериментирование №11. "Откуда берется ветер?" (5-6 лет).

Автор: Пыжьянова Анастасия Сергеевна, социальный педагог МКДОУ №7 "Чебуращка".

Цель: изучение воздуха.

Задачи:

1. Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный – опускается вниз.

2. Определить, что воздух занимает место.

3. Развивать навыки анализа, сравнения, умение решать познавательные задачи и делать выводы.

Необходимо: стаканчики, бумага, салфетки, миски с водой, свеча.

План экспериментирования:

1. Вводная часть. Приветствие.

2. Опыт "Обнаружение воздуха".

3. Игра "Кто быстрее".

4. Исследование "Откуда берется ветер?"

5. Творческая деятельность – изготовление вертушки.

6. Подведение итогов.

Ход экспериментирования:

Вводная часть. Приветствие.

Педагог: Здравствуйте ребята. Я снова вас приветствую в нашей лаборатории.

Педагог спрашивает у детей, есть ли в лаборатории что-нибудь прозрачное. Обратите внимание детей, что через прозрачные предметы все видно.

Педагог: Что еще есть прозрачное? Чем мы дышим? – Воздухом.

Педагог: Но мы ведь его не видим, может его и нет? Давайте с вами убедимся, что воздух все-таки есть. У вас есть какие-нибудь предложения? (Ответы детей).

Если дети что-то предлагают, то стоит это попробовать сделать.

Опыт "Обнаружение воздуха".

На столе для каждого ребенка лежит: стакан, салфетка, глубокая миска с водой. Педагог дает указания детям:

1. Скомкайте салфетку и положите на дно стаканчика.

2. Переверните стакан вверх дном и полностью опустите в миску с водой (желательно чтобы миска была глубокая, и стакан погружался больше чем наполовину).

3. Выньте стакан из воды, по-прежнему держа его вверх дном

4. Достаньте салфетку из стакана. Какая она? (Дети делают вывод).

Вывод: В стакане был воздух, который не дал воде войти туда и намочить салфетку, и она осталась сухой.

Можно теперь попробовать без салфетки опустить стаканчик и немного его наклонить. Появятся пузырьки – это выходит воздух.

Игра "Кто быстрее".

Педагог: а сейчас я вам предлагаю поиграть.

Педагог устраивает соревнования – кто быстрее "додует" бумажный комочек до финиша. Дети комкают листы бумаги или салфетки. Можно использовать цветную бумагу или как-то обозначить комочки. Обозначается старт и финиш.

Исследование "Откуда берется ветер?"

Педагог: Вот интересно, мы с вами сейчас выступали в роли ветерка, который своим дуновением подгоняет бумажку. А откуда же берется ветер на улице? Неужели на нас тоже кто-то дует? (Возможные ответы детей).

Творческая деятельность – изготовление вертушки.

infourok.ru

Изучаем ветер - 5 уроков на День ветра для детей. Опыты и эксперименты :: Это интересно!

А вы знаете, что есть такой праздник: "Международный день ветра"? Его празднуют 15 июня. Но изучать ветер, играть в ветер и знакомиться с тем, что такое ветер можно в любой день в любое время года. Причем, не за партой, а на свободе, наблюдая и экспериментируя:) 

Я подготовила и оформила 5 уроков про то, как можно с детьми изучать ветер.  И сейчас я их выкладываю тут в блоге все вместе, чтобы легче было собрать весь материал и провести тематическое занятие про ветер. 

Читайте, изучайте, повторяйте и развивайте детей!




Содержание:

Урок 1. Как измерить силу ветра?

Урок 2. Как ветер работает?

Урок 3. Почему ветер дует?

Урок 4. Почему ветер поет?

Урок 5. Ловим ветер!

Интересно? Тогда читайте дальше:)


Урок 1. Как измерить силу ветра?

Для этого метеорологи используют прибор АЛЬТМОМЕТР. Но наряду с ним продолжает использоваться и другой прибор, в народе называемый КОЛДУН - просто полосатый конус из ткани.

С его помощью определяют силу и направление ветра в аэропортах. А по-научному он называется ВЕТРОУКАЗАТЕЛЬ.

Такая живучесть этого устройства объясняется тем, что нужные данные можно определить по нему с одного взгляда. Куда конус показывает - туда и дует ветер. А то, как сильно провисает ткань, показывает приблизительную скорость ветра.

Кроме того, сделать колдун проще простого. Мы когда-то смастерили его прямо в домике,  который снимали у моря, из подручных материалов: проволока, гвоздь, мусорные пакеты, ракушка (вы можете заменить ее пластиковым футляром от киндера) и двух палочек от мороженного. Ну еще и скотч понадобится:)

На фото я показываю, как делается ветроуказатель.

Главное в нем длинная труба, в которую будет "ловиться ветер".

Ход работы:

  • Берем несколько пакетов, отрезаем дно, склеиваем их друг за другом скотчем. Должен получиться "рукав" 5 м в длину.
  • Потом насаживаем его на круглый каркас, согнутый из проволоки. И прикрепляем на столб.
  • Чтобы указатель работал при ветре с любой стороны, он должен вращаться - закрепляем каркас не сразу гвоздем, а так, чтобы он мог свободно крутиться вокруг гвоздя на проволоке. Тут-то и понадобиться выпуклая ракушка или киндер.
  • Ну и делаем из палочек  указатели  сторон света - чтобы еще и направление ветра можно было определять.

ОСНОВНЫЕ ВЕТРА: северный, восточный, западный, южный. И промежуточные - северо-восточный, северо-западный и т.д.

Обозначая направление, надо назвать, откуда дует ветер. Например северный ветер - это тот, который дует с севера на юг. При этом если вы посмотрите на стрелку флюгера, то она будет показывать на юг - не забудьте это учесть!

А для перевода силы ветра в баллы, воспользуйтесь таблицей из моего блога, которую когда-то нам с Катей нарисовал Витя. Скачать ее можно, подписавшись у меня в блоге вот тут:

По этой ссылке вам придет 2 файла: мини-плакатики для определения типа облаков и для определения силы ветра по окружающим предметам: деревьям, флагу, волнению моря.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Сделайте ветроуказатель-колдун и научитесь определять балльность и направление ветра.

Урок 2. Как ветер работает?

До эпохи паровых машин ветер был самой мощной силой, которая могла совершать какую-то работу.

А для чего нужна эта работа?

Спросите ребенка, для чего кораблям паруса? А что делает мельница?

Ветер крутит лопасти, вращение передается на тяжелый жернов, а  туда насыпают зерно. Жернова крутятся и перетирают зерно в муку. Это если коротко:)

А вот в Голландии? Этот край знаменит своим количеством мельниц, мельница даже стала его символом. Неужели голландцам нужно было столько муки?

На самом деле большинство голландских мельниц вырабатывали не муку. Вращающиеся лопасти приводили в движение насосы, которые откачивали воду и осушали поля. Благодаря мельницам половина территории Голландии (нынешних Нидерландов) была отвоевана у моря!

Но работа ветра была нужна не только в старину.

Теперь огромные лопасти ветрогенераторов вырабатывают электроэнергию.

Ветряные электростанции есть и у нас в стране. Например, в Крыму. Мы с детьми каждый год летом отдыхаем у моря у Казантипского залива. Он славится своими сильными и постоянными ветрами. И именно там стоят целые цепи  ветрогенераторов.

Это потрясающее зрелище - когда видишь огромные синхронно вращающиеся ветряки!

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Давайте сделаем и испытаем разные виды вертушек из бумаги?

Мы с Катей когда-то опробовали несколько схем - получается очень здорово!

Экспериментируйте с цветом, с формой крыльев - что получиться у вас?

Какая вращается лучше?

Шаблоны вертушек можно скачать и распечатать у меня в блоге, там же инструкция, как их сделать своими руками. Это очень просто - справятся даже малыши! :)

Урок 3. Почему ветер дует?

Сейчас я отвечу научно, а потом мы все разберем на экспериментах для детей:)

ВЕТЕР– это перемещение масс воздуха. Воздух из области высокого давления «перетекает» в область низкого давления.

Чем больше разница в давлении, тем сильнее ветер.

Давайте посмотрим на это! 

ЭКСПЕРИМЕНТ 1. Воздушное течение.

Сам воздух мы, естественно, не увидим, но мы заметим его «течение».

Для этого надо всего лишь взять зажженную свечку и поднести к щели у двери.

Дверь должна быть между холодным и теплым помещением.

Например, разогретой после душа ванной комнатой и прохладным коридором.

Есть у вас такие двери? У нас получилось не с первого раза:)

Если поднести свечу к щели под дверью – пламя будет отклоняться в сторону теплого помещения. Если к верху двери – то в противоположную.

То есть с одной стороны воздух заходит, с другой – выходит. Вот и получается ветер – именно он отклоняет пламя свечи!

Теплый воздух поднимается вверх. И выходит из теплого помещения сверху двери. А на его место снизу двери заходит холодный.

То же самое происходит не только с комнатами, но и с воздухом на всей планете!

ЭКСПЕРИМЕНТ 2. Конвекционные потоки

Теплый воздух «легкий» из-за того, что его молекулы расположены далеко друг от друга. Их просто грубо говоря «меньше» в определенном объеме. Когда воздух остывает, он "сжимается", плотность его становится больше и он "тяжелеет". Поэтому он опускается вниз и "выдавливает" оттуда теплый, менее плотный воздух.

Получается такой себе «круговорот ветра» - КОНВЕКЦИЯ!

Это можно увидеть наглядно, если над источником тепла (например, плитой или лампочкой) повесить спиральную вертушку.

Теплый воздух, поднимаясь вверх, будет крутить эту спираль. 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Сделайте спиральную вертушку и с ее помощью найдите конвекционные потоки.

Где они у вас «живут»? Над лампой? Над плитой? А еще где?

Для поделки лучше взять фольгу – такая конструкция будет легкой и проще раскрутится.

Ход работы:

Вырезаем полоску по спирали.

И подвешиваем за один конец на ниточке над источником тепла.

Урок 4. Почему ветер поет?

Загадайте ребенку загадку: летит, но не птица, воет, но не зверь. Что это?

Конечно же, ветер! :)

Ваш ребенок уже знаком с тем, как получается звук?

Знает, что ЗВУК - ЭТО ВОЛНЫ В ВОЗДУХЕ?

Если нет, то вам на помощь мой игровой комплект "НЕСКУЧНАЯ НАУКА", в котором я объясняю физику детям-дошкольникам самыми простыми словами и опытами. Есть среди этих занятий и занятие про звук и звуковые волны, где я с примерами объясняю детям что это такое.

Ну а тут скажу ооочень коротко: наше ухо улавливает быстрые колебания воздуха (звуковые волны) и воспринимает его как звук.

Что же вибрирует во время ветра так, что мы в результате слышим вой и свист?

Когда ветер дует медленно, воздух просто обтекает все препятствия, которые встречаются ему на пути. Ветви деревьев, провода и т.д. И мы никакого звука не слышим.

Но если скорость ветра высока, то давление воздуха на препятствия возрастает, потоки о них рассекаются, создаются вихри, которые заставляют предметы на пути ветра мелко-мелко дрожать. От этого по воздуху расходятся звуковые волны. Мы слышим их как «песню ветра» 

ЭКСПЕРИМЕНТ 1.

Дайте ребенку тонкий прутик или веревку – пусть он быстро-быстро помашет в воздухе

Он услышит свист! 

ЭКСПЕРИМЕНТ 2.

Когда ветер с силой пролетает через узкие щели в окнах и дверях, он свистит и пищит. Этот факт используется в обычных свистках.

Сделайте свисток своими руками из полоски от воздушного шарика и пластикового колпачка от ручки или фломастера. У колпачка надо отрезать один конец, чтобы получилась трубочка.

ЭКСПЕРИМЕНТ 3

А чтобы получить вой, нужно устроить ветер над… горлышком бутылки. Только дуть надо не в нее, а как-бы поверх отверстия.

Будут образовываться воздушные вихри, часть воздуха попадет в бутылку, заставляя ее вибрировать. Бутылка загудит

Люди подметили это свойство ветра свистеть, гудеть и петь, и придумали музыкальный инструмент – флейту.

В нашем случае мы будем делать ФЛЕЙТУ ПАНА.

Подобные музыкальные инструменты есть у всех народов: в Греции – флейта Пана, в России кувиклы, в Андах тоже своя флейта  (К сожалению, сколько не рылась в интернете, так и не смогла найти название такой флейты, что на фото)
Но в комментариях мне подсказали несколько вариантов, что это может быть за флейта. А заодно и рассказали про подобные инструменты у других народов - почитайте! 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Заставьте ветер петь любыми способами :)

Урок 5. Ловим ветер!

Последний пятый урок практический:)

Ведь ребенок не узнает ветер как следует, пока не подержит в руках. Как это осуществить? С помощью воздушного змея, конечно!

Змей ловит воздушные потоки и ребенок, запуская его, на своем опыте увидит, как действует подъемная сила, как поднимается горячий воздух над нагретыми участками земли, какие на высоте существуют потоки - там ветер может дуть совсем в другую сторону, чем внизу.

И самое интересное - змея можно просто сделать своими руками, не надо ничего покупать!

Понадобиться:

  • Несколько полиэтиленовых пакетов
  • Тонкие легкие палочки (сосновые реечки, ровные ветки дерева или, как у нас, стебли тростника) длиной 60 и 35 см
  • Леска
  • Скотч



 



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Идти и ловить змеем ветер!

Вот и все уроки про ветер для детей:) Можете их использовать, чтобы провести занятие на День ветра. Или просто для обучения ребенка по предмету "Окружающий мир" в начальной школе или на занятиях в детском саду. А если вам интересно продолжить занятия с детьми, то можно воспользоваться и другими уроками из моего блога:
  • Занятия для малышей на подготовку руки к письму ЗДЕСЬ
  • Задания на обучение дошкольников чтению ЗДЕСЬ.
  • игры и задания по математике и логике для дошкольников и младших школьников ЗДЕСЬ 
  • Тематическая неделька "МОРЯК"- 7 дней занятий для малышей (4+)  о профессии моряков  ЗДЕСЬ
  • Арбузные уроки для детей 5-7 лет (задания по математике и письму) ЗДЕСЬ
  • Детям на День ЗемлиУроки по экологии, изучению нашей планеты и не только ЗДЕСЬ
  • Уроки про улиток - 7 занятий про моллюсков для детей ЗДЕСЬ
  • Детям про тыкву  - 6 занятий о растениях для детей ЗДЕСЬ

www.tavika.ru


Смотрите также

Регистрация на сайте

Пароль будет отправлен тебе на e-mail.

 

×