Метрополь театральный проезд 2


Метрополь (гостиница, Москва) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Метрополь.
Гостиница
Метрополь
Hotel Metropol Moscow

Страна  Россия
Город Москва
Архитектурный стиль модерн
Автор проекта Архитекторы Л. Н. Кекушев, В. Ф. Валькот, П. П. Висневский, при участии
С. С. Шуцмана, Н. Л. Шевякова, В. В. Воейкова, С. П. Галензовского, В. И. Рубанова, М. М. Перетятковича, П. Вульского, И. А. Германа;
отдельные интерьеры оформили И. В. Жолтовский, А. Э. Эрихсон, В. А. Веснин;
художники М. А. Врубель, А. Я. Головин, С. В. Чехонин, И. И. Нивинский, скульптор Н. А. Андреев, художник-керамист П. К. Ваулин[1]
Строитель Северное домостроительное общество; Санкт-Петербургское строительное общество
Архитектор Валькот, Вильям Францевич
Первое упоминание 1898 год
Дата основания 1907
Строительство 1899—1905 годы
1901 — Крупный пожар
1901—1905 — Восстановление с перепланировкой
и частичным изменением фасадов

1986—1990 — Реконструкция с заменой перекрытий
и укреплением конструкций

Статус Охраняется государством
Состояние отреставрирована
Сайт metropol-moscow.ru/ru/
 Медиафайлы на Викискладе

Гости́ница «Метропо́ль» — гостиница в центре Москвы класса «5 звёзд»[2], расположенная по адресу: Театральный проезд, д. 2. Строилась в 1899—1905 годах; инициатором строительства был Савва Мамонтов; по его заказу Вильям Валькот разработал первоначальный проект. Здание «Метрополя» играет исключительно важную роль в формировании облика Театральной площади и площади Революции. Гостиница является самым крупным общественным зданием эпохи модерна и признаётся одним из самых значительных московских историко-архитектурных памятников этого стиля[3][4][5].

Реклама гостиницы "Метрополь", 1899 год (до перестройки). Гостиница «Метрополь», 1905 год.

На месте, где сейчас находится «Метрополь», с 1830-х годов располагалась трёхэтажная гостиница с банями купца Челышева (москвичи её называли «Челыши»), построенная по проекту Осипа Бове. В 1890-х годах промышленник и меценат Савва Мамонтов выкупил гостиницу и прилегающие участки земли для реализации своей новаторской идеи: он задумал организовать в Москве грандиозный культурно-досуговый центр, который предусматривал бы современный гостиничный комплекс с ресторанами, театром, художественными галереями, помещением для проведения спортивных состязаний. Театральная сцена предназначалась для спектаклей Частной оперы С. И. Мамонтова. Конкурс на лучший проект комплекса, проводившийся в 1899 году, выиграли архитекторы Л. В. Кекушев и Н. Л. Шевяков[6], однако Савва Мамонтов отдал предпочтение проекту Вильяма Валькота, занявшему четвёртое место[7].

Строительство началось без промедлений; проектом предусматривался не снос старой гостиницы, но её радикальная перестройка и объединение общими фасадами с новыми корпусами. Реализовать свой замысел Мамонтову было не суждено: в том же году его арестовали по обвинению в крупных растратах. Суд полностью оправдал Савву Мамонтова, однако предприниматель был разорён; его имущество (в том числе и начавшаяся стройка «Метрополя») ушло на погашение долгов[4][8].

Новые владельцы пригласили архитекторов Льва Кекушева и Николая Шевякова в качестве соавторов гостиничного комплекса; в проект Валькота были внесены существенные изменения[7]. В частности, центральный зал комплекса, решённый в виде перекрытого стеклянным куполом атриума и планировавшийся под театральный зал вместимостью 3000 зрителей, был переделан под ресторан. Руководство строительством гостиницы на первом этапе осуществлял архитектор В. В. Воейков. В 1901 году в гостинице случился сильный пожар, уничтоживший интерьеры; почти завершённое здание серьёзно пострадало. Проект восстановления гостиницы с частичной перепланировкой был разработан архитектором С. П. Галензовским,[9] работами руководил архитектор П. П. Висневский.

Наконец, в 1905 году состоялось торжественное открытие «Метрополя». Для своего времени он представлял собой уникальный по размерам, комфортабельности и отделке гостиничный комплекс на 400 номеров, из которых, в соответствии с духом эпохи модерна, не было двух одинаковых. В гостиничных номерах предусматривались холодильники (наполняемые льдом), телефоны и горячая вода, что для начала XX века являлось диковинкой, имелись электрические лифты. В 1906 году под названием «Театр „Модерн“» при гостинице открылся первый в Москве двухзальный кинотеатр[4][8]. На 6-м этаже гостинице расположилась редакция журнала «Весы», главного печатного органа русских символистов.

Ресторан «Метрополя», способный вместить до 1700 человек (именно столько посадочных мест было предусмотрено для празднования Нового года), был популярен среди разных слоев населения. В частности, завсегдатаями заведения были владельцы породистых лошадей и игроки на ипподроме. Во время масштабных мероприятий владельцы ресторана всячески украшали его. Так, празднуя новый 1911 год, в «Метрополе» провели ужин Carnaval aviatique («Авиационный карнавал»), который посвятили мировым достижениям авиации. Под потолком подвесили бутафорский дирижабль, по углам залов разместили модели аэроплана «Блерио»[10].

Архитектурно-художественные особенности[править | править код]

«Метрополь» по праву считается одним из самых ярких историко-архитектурных памятников модерна в Москве. Над созданием гостиничного комплекса работала целая плеяда известных и талантливых архитекторов и художников. Помимо Вильяма Валькота, Льва Кекушева и Николая Шевякова, в разработке интерьеров участвовали архитекторы П. П. Висневский, С. С. Шуцман, В. В. Воейков, С. П. Галензовский, В. И. Рубанов, М. М. Перетяткович, И. А. Герман, П. Вульский, А. Эрихсон, В. Веснин, И. Жолтовский[11] и (предположительно) Ф. Шехтель. Росписи и элементы внутреннего декора выполнялись по эскизам В. Васнецова и К. Коровина. В отличие от фасадов, выдержанных в строгом стилистическом единстве, внутреннему убранству свойствен полистилизм: здесь есть интерьеры и в псевдорусском стиле, и в духе неоклассицизма[8].

Архитектурный облик «Метрополя» отличается строгостью линий. Сквозь характерные для модерна приёмы проглядывают элементы псевдоготики (башенки, пинакли). Цокольный этаж, облицованный красным гранитом и решённый в формах аркады, контрастирует с оштукатуренными гладкими верхними этажами, придавая массивному сооружению воздушность. Для визуального облегчения протяжённых фасадов использовано тщательно проработанное членение как по вертикали — многочисленными выступами, в том числе ризалитами и эркерами, так и по горизонтали — ажурной лентой решётки балконов, охватывающих весь центральный фасад[3]. В декоративной отделке фасадов гостиницы и в создании рисунка решётки балконов участвовал архитектор М. М. Перетяткович[6].

А. Головин. «Клеопатра». Эскиз декоративного майликового панно. 1898

По замыслу Саввы Мамонтова при создании гостиницы особое внимание должно было уделяться художественному оформлению здания. Будучи страстным пропагандистом творчества своих друзей-художников, Мамонтов хотел использовать фасады здания в центре Москвы для увековечивания произведений нового направления в искусстве. Не в последнюю очередь это обстоятельство повлияло на предпочтение проекта Валькота перед другими — он был более приспособлен для художественного дополнения. Немаловажно, что любимым детищем Мамонтова была Абрамцевская керамическая мастерская: здесь изготавливались панно для «Метрополя». Его фасады украшают майоликовые панно, самое известное из которых — «Принцесса Грёза», исполненное по картине Михаила Врубеля; оно занимает центральное место на главном фасаде гостиницы. По эскизам Александра Головина и Сергея Чехонина выполнены несколько других майоликовых панно — «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе», «Жизнь», «Купание наяд», «Поклонение старине» и «Полдень». Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание, выполнил Николай Андреев[5][8].

Гостиница «Метрополь» во многом благодаря богатому, неординарному и изысканному художественному оформлению воспринималась современниками как воплощённый манифест нового искусства[12].

«Принцесса Грёза»[править | править код]

Врубелевское панно «Принцесса Грёза» именуют самым известным панно Москвы. Оно создано на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана La Princesse lointaine, в русском переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник получившей название «Принцесса Грёза». Одним из действующих лиц пьесы является трубадур Жофре Рюдель, легенда о чувстве к Даме которого и мотивы «дальней любви» его песен легли в основу сюжета. Премьера пьесы на русской сцене состоялась в январе 1896 года в Санкт-Петербурге. Романтическая история о возвышенном стремлении к любви и совершенной красоте, созерцание которой достигается ценой смерти, имела оглушительный успех у публики. Появились вальс «Принцесса Грёза», и даже духи и шоколад с таким названием[4].

В том же 1896 году С. Ю. Витте заказал Михаилу Врубелю два живописных панно для предстоящей нижегородской художественно-промышленной выставки. Одно из них Врубель выполнил на сюжет пьесы Ростана, второе — «Микула Селянинович» — на былинный сюжет. Однако осмотр панно и эскизов вызвал большое неудовольствие у членов Императорской академии художеств, которые не рекомендовали выставлять работы Врубеля на выставке. Тогда Савва Мамонтов решил продемонстрировать их в отдельном павильоне, выстроенном по собственной инициативе. Но эта затея обернулась провалом: несмотря на благожелательную оценку критиков, публика отнеслась к работам Врубеля необычайно враждебно[5][13].

При разработке проекта гостиницы «Метрополь» у Мамонтова возникла идея повторить «Принцессу Грёзу» в керамике и тем самым навсегда выставить её на всеобщее обозрение. С тех пор творение Врубеля, изображающее умирающего юношу-рыцаря и склонившуюся над ним принцессу, доступно каждому прохожему. Живописное панно, демонстрировавшееся на нижегородской выставке, ныне экспонируется в зале Врубеля в Третьяковской галерее[8].

Зал ресторана «Метрополь»[править | править код]

В оформлении вестибюля ресторана принимал участие живописец Ф. Оборский, скульпторы В. Л. Гладков и В. А. Козлов. В отделке помещения использована абрамцевская облицовочная плитка[11].

Большой зал[править | править код]
Интерьер Большого зала

В 1903—1905 годах после пожара, случившегося двумя годами ранее, зал ресторана оформлялся заново в формах модерна франко-бельгийской ориентации архитектором С. П. Галензовским. Перекрытие зала исполнено по проекту инженера В. Г. Шухова специалистами Московского отделения АО «Артур Коппель». Эскизы для росписей плафона подготовили художники С. В. Чехонин и Т. А. Луговская, эскизы гобеленов — П. В. Кузнецов. В 1910 году оформление большого зала ресторана частично изменили по проекту архитектора А. Э. Эрихсона[11].

Малый зал[править | править код]

Декор по эскизам В. Валькота (предположительно) выполнен московскими мастерами фабрики М. Д. Кутырина. Живопись художника Ф. Оборского[11].

В ходе событий Октябрьской революции, во время уличных боёв в Москве 25 октября (7 ноября) — 2 (15) ноября 1917 года гостиница оказалась в центре ожесточённого сопротивления вооружённым силам большевиков. Её заняли отряды юнкеров; бои за «Метрополь» велись в течение шести дней. Лишь применение артиллерии, установленной у Большого театра, и последовавший штурм, которым руководил М. В. Фрунзе, вынудили юнкеров оставить здание. «Метрополь» серьёзно пострадал от артобстрела[14].

В 1918 году, сразу же после переезда советского правительства в Москву, «Метрополь» превратился в одну из главных резиденций новой власти, получив название «Второго Дома Советов» («Первым Домом Советов» стала гостиница «Националь»). О порядках, царивших в то время, написал в мемуарах общественный деятель Георгий Соломон:

В стенах «Метрополя» ютились массы среднего партийного люда: разные рабочие, состоявшие на ответственных должностях, с семьями, в большинстве своём люди малокультурные, имевшие самое элементарное представление о чистоплотности. И потому нет ничего удивительного в том, что «Метрополь» был полон клопов и даже вшей… Мужчины, не стесняясь, проходя по коридору, плевали и швыряли горящие ещё окурки тут же на ковры[15].

В стенах гостиницы до 1919 года в переоборудованном помещении ресторана проводились заседания ВЦИК, на которых регулярно выступали В. И. Ленин и Л. Д. Троцкий; на втором этаже находилась приёмная Якова Свердлова, председателя ВЦИК. В номерах гостиницы проживали некоторые видные большевики — Георгий Чичерин, Николай Бухарин, Владимир Антонов-Овсеенко[2][16].

Вывеска над входом в ресторан со стороны улицы Театральный проезд

Первоначально все здание опоясывала майоликовая надпись Ф. Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». В советские времена в той части фасада, которая выходит на сторону современной Площади Революции была дописана ещё одна надпись: "Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала. В. Ленин ". Первоначальная надпись видна сегодня только частично, а вот вторая полностью дошла до наших дней.

В конце 1920-х годов «Метрополю» вернули его прежний статус — отеля мирового уровня, в котором нередко останавливались именитые гости. Здесь проживали во время своих визитов в Москву Бернард Шоу, Бертольд Брехт, Мао Цзэдун, Марлен Дитрих, Джон Стейнбек. Некоторое время в гостинице жили Сергей Прокофьев и Александр Куприн[2].

Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы здание «Метрополя» предполагалось переделать и надстроить, а площадь вокруг расширить за счёт сноса близлежащих домов[17].

Ночная подсветка гостиницы

В 1986 году началась реставрация и реконструкция гостиницы, продолжавшаяся пять лет. В ходе реставрационных работ фасады приобрели изначальный облик; во внутренних помещениях были раскрыты от наслоений краски и отреставрированы оригинальные стенные росписи и восстановлены многие элементы декоративного оформления. Открытие гостиницы после реставрации состоялось 5 декабря 1991 года; международная комиссия присвоила «Метрополю» категорию «5 звёзд»[2].

В последующие годы в гостинице останавливались главы государств и правительств, звёзды кино, эстрады и спорта. Среди почётных гостей «Метрополя» — президенты Франции Жак Ширак и Пакистана Первез Мушарраф, председатель КНР Ху Цзиньтао, кутюрье Джорджо Армани и Пьер Карден, певцы Элтон Джон, Майкл Джексон, Хулио Иглесиас и его сын Энрике, звёзды оперной сцены Монтсеррат Кабалье и Пласидо Доминго, кинорежиссёры Фрэнсис Форд Коппола и Люк Бессон, актрисы Катрин Денёв, Анни Жирардо, Шэрон Стоун и многие другие[2].

Особым событием в истории гостиницы стали чествования Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича. В ресторане «Метрополь» в мае 2005 года отмечалась золотая свадьба именитой пары. В числе гостей на торжестве присутствовали королева Испании София, королева Нидерландов Беатрикс, супруга президента Франции Бернадетт Ширак, первый президент России Борис Николаевич Ельцин с супругой Наиной Иосифовной и другие. Не менее представительным было празднование 80-летия Мстислава Ростроповича, состоявшееся в марте 2007 года.

  1. ↑ Нащокина, 2012, с. 138.
  2. 1 2 3 4 5 Официальный сайт гостиницы «Метрополь» (неопр.) (недоступная ссылка — история ). Дата обращения 27 мая 2009.
  3. 1 2 Халхатов Р. А. Москва. Путеводитель по культурно-историческим памятникам. — Смоленск: Русич, 2008. — (Памятные места России). — ISBN 978-5-8138-0727-5.
  4. 1 2 3 4 Ларионов А., Калькаев А., Русакович А. Москва (Путеводитель). — 2-е изд. — М.: Вокруг света, 2009. — (Путеводители «Вокруг света»). — ISBN 978-5-98652-209-8.
  5. 1 2 3 Печёнкин И. Е. Некоторые аспекты символизма в архитектуре московского модерна // Отв. ред. И.Е.Светлов Символизм и модерн – феномены европейской культуры. — М., 2008. — С. 312 — 325.
  6. 1 2 Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — 3-е изд. — М.: Жираф, 2005. — 535 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-043-1.
  7. 1 2 Акт государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации по приспособлению для современного использования части помещений, расположенных в объекте культурного наследия «Доходный дом Кекушевой, 1902 г., арх. Кекушев Л. Н.» по адресу: ул. Остоженка, д. 19, стр. 1, пом. 1 (неопр.). Официальный сайт мэра и правительства Москвы (25 сентября 2019). Дата обращения 17 сентября 2019. Архивировано 23 сентября 2019 года.
  8. 1 2 3 4 5 Бродский Я. Е. Москва от А до Я (Памятники истории, зодчества, скульптуры). — М.: Московский рабочий, 1994. — ISBN 5-239-01346-2.
  9. Нащокина М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — 3-е изд. — М.: Жираф, 2005. — С. 133—134. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-043-1.
  10. В. Руга, В. Кокорев. Москва повседневная. — Олма-пресс, 2005. — С. 10.
  11. 1 2 3 4 Нащокина М. В. Московский модерн. — 2-е изд. — М.: Жираф, 2005. — С. 234—235. — 560 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-042-3.
  12. Евгения Кириченко. «Метрополь» — энциклопедия русского модерна // Наше наследие. — 1995. — № 35—36.
  13. Коровин, К. А. Михаил Врубель [Знакомство у Трифоновского] (неопр.). Статьи и воспоминания Константина Коровина. Библиотекарь.Ру. Дата обращения 8 февраля 2009.
  14. ↑ Экскурсии по Москве / под ред. И. Романовского. — М.: Московский рабочий, 1959.
  15. ↑ Соломон, 1995, с. 135.
  16. Векслер, А. Г. 10 маршрутов по Москве. — 2-е. — М.: Московский рабочий, 1985.
  17. Длугач В. Л., Португалов П. А. Осмотр Москвы. Путеводитель. — 2-е. — М.: Московский рабочий, 1938. — С. 52. — 267 с.
  • Нащокина М. В. Московский модерн. — 2-е изд. — М.: Жираф, 2005. — С. 238—253. — 560 с. — 2500 экз. — ISBN 5-89832-042-3.
  • Московский архитектор Лев Кекушев / М. В. Нащокина; Рос. Акад. Архитектуры и строит. наук, НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства. — СПб.: Коло, 2012. — С. 138—162. — 504 [24] с. — ISBN 978-5-901841-97-6.
  • Нащокина М. В. Лев Кекушев. — М.: Издательский дом Руденцовых, 2013. — С. 428—444. — 660 с. — (Архитектурное наследие России). — 2200 экз. — ISBN 978-5-902877-14-0.
  • Москва: Архитектурный путеводитель / И. Л. Бусева-Давыдова, М. В. Нащокина, М. И. Астафьева-Длугач. — М.: Стройиздат, 1997. — С. 55—56. — 512 с. — ISBN 5-274-01624-3.
  • Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и др. Кремль. Китай-город. Центральные площади // Памятники архитектуры Москвы. — М.: Искусство, 1983. — 504 с. — 25 000 экз.
  • Москва: Энциклопедия / Глав. ред. С. О. Шмидт; Сост.: М. И. Андреев, В. М. Карев; Худ. оформление А. В. Акимова, В. И. Шедько. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1997/1998. — 976 с. — (Библиотека «История Москвы с древнейших времён до наших дней»). — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-277-3.
  • Романюк С. К. Сердце Москвы. От Кремля до Белого города. — М.: Центрполиграф, 2013. — С. 508—511. — 670 с. — ISBN 978-5-227-04778-6.
  • Романюк С. К. Вильям Валькот, или История создания «Метрополя» // С любовью и тревогой. Статьи. Очерки. Рассказы. — М., 1990. — С. 232—243. — ISBN 5-265-00326-6.
  • Ходнев С. Номерной знак // Architectural Digest. — 2013. — № 11. — С. 192—202.
  • Марков С., Болотская Р. Грёзы Саввы Мамонтова // Биография. — 2009. — № 12. — С. 96—104.
  • Соломон Г. А. Среди красных вождей. — М.: Росинформ, 1995. — 512 с. — ISBN 5-270-01903-5.

ru.wikipedia.org

Залы отеля Метрополь

Конференции, банкеты и кейтеринг

Отель «Метрополь» по праву считается одним из главных мест проведения крупнейших светских, корпоративных, деловых и частных мероприятий Москвы. Задуманный как театр и арт-пространство, отель располагает уникальными возможностями для проведения банкетов, фуршетов, совещаний, семинаров, пресс-конференций, концертов любого формата. Соответствие международным стандартам, мастерство и индивидуальный подход к клиенту гарантируют успех и самые приятные впечатления от сотрудничества.

По количеству залов разной площади отель «Метрополь» можно назвать самым большим комплексом для проведения мероприятий в центре Москвы. Мы рады предложить 16 залов вместимостью от 10 до 450 персон. Каждый зал оригинален как по архитектурному решению, так и по декору. Торжественный зал «Красный» с богатым историческим декором, светлый зал «Брюсов» с панорамными окнами, изящной лепниной и видом на Большой театр, просторный и лаконичный по оформлению зал «Врубель», уютные залы «Чехов» и «Тургенев» со старинными витражами, торжественный зал «Метрополь» в стиле неоклассицизма — в нашем отеле Вы найдёте помещение на любой вкус и формат.

Важные преимущества для наших клиентов:
  • мы находимся в самом центре города;
  • многие залы «Метрополя» сообщаются друг с другом. Это даёт возможность зонировать пространство в зависимости от сценария мероприятия, использовать смежные помещения для гримёрных, техники;
  • меню для мероприятий в отеле создаётся командой поваров-виртуозов под руководством бренд-шефа Андрея Шмакова;
  • наше кредо: индивидуальный подход к составлению меню;
  • банкетная служба отеля проведёт тестинг меню перед мероприятием;

18 — залов для мероприятий, 450 персон — максимальная вместимость, 10 персон — самый камерный зал.

metropol-moscow.ru

Зал «Метрополь»


Зал «Метрополь» — это основной исторический зал отеля. В последние годы здесь с размахом проходили: ежегодная премия в области элитного туризма GQ Travel Award, торжественное закрытие сезона Большого театра, гала-ужин в честь фестиваля CONTEXT, Diana Vishneva, музыкальные фестивали, юбилеи издательских домов, конференции, российские и международные премии по туризму и гастрономии, самые красивые свадьбы города. 


Дизайн

Зал «Метрополь» создан в неоклассическом стиле. Главным его украшением является огромный витражный купол «Сотворение мира», выполненный по рисункам Сергея Чехонина. Зал освещают четыре латунные торшера в виде ваз, а стены украшены изящными бронзовыми светильниками. Архитектор мастерски использовал эффект зеркального отражения: огромные зеркала зрительно расширяют пространство и создают дополнительный источник освещения. Стены главного зала отеля «Метрополь» были свидетелями множества исторических событий страны.

Функциональность:

  • для гостей мероприятий открыт удобный вход в зал со стороны Театрального проезда;
  • акустика зала позволяет проводить здесь концерты живой музыки;
  • по периметру зала располагаются балконы, удобные для установки осветительной техники и звукового оборудования;
  • широкое пространство сцены, возможность строительства подиума;
  • смежные залы — «Красный» и «Зеркальный» — идеальные пространства для зоны welcome, установки пресс-волла;
  • над залом располагаются комфортные помещения для гримёрных с удобным доступом на сцену.

    Площадь зала — 513 м2.

    Вместимость:

  • банкетная рассадка — 340 человек,
  • фуршет — 400 человек
  • . Панорама зала Метрополь
    Другие материалы в этом разделе

    metropol-moscow.ru

    Гостиница Метрополь - Театральный проезд 2 (история)

    Еще с 1830-х годов на месте, где стоит сегодня гостиница «Метрополь», по адресу Театральный проезд, 2, стояло подобное же заведение с банями, принадлежавшее купцу Челышеву (промеж себя москвичи именовали ее «Челыши»). Проект старого здания выполнил архитектор Осип Иванович Бове.

    В 90-е годы этого же столетия саму гостиницу и прилегающие к ней участки выкупает крупный промышленник и известный меценат Савва Иванович Мамонтов для воплощения своей идей по устройству здесь грандиозного по тем временами культурно-досугового центра.

    Новый комплекс должен был объединить под единой крышей современную гостиницу, рестораны, художественные галереи, площадку для театральных постановок и даже зал для проведения спортивных соревнований.

    Фото 1. Гостиница Метрополь в городе Москве

    В 1899 году был объявлен конкурс архитектурных проектов. Победителями стали Лев Николаевич Кекушев и Николай Львович Шевяков, о чем и объявило специальное жюри. Однако, для строительства выбрали проект Вильяма Валькота, который занял лишь четвертое место. Решение принималось лично Саввой Мамонтовым. 

    Деньги имелись, а потому и строительство нового здания началось незамедлительно. Стоит отметить, что по намеченному плану снос бывшей гостиницы авторства Бове не предусматривался, требовалась лишь радикальная внутренняя перепланировка и объединение в общий фасад прежнего дома с новыми строениями.

    Но задуманному не дано было осуществиться. В год начала строительства Савву Ивановича арестовывают и предъявляют обвинение в неких крупных растратах. Действительно ли за Мамонтовым был такой грех, или нет, но суд его оправдал. Издержки, связанные с процессом, разорили предпринимателя и все его имущество, включая и недостроенную гостиницу «Метрополь», пошло с молотка.

    Фото 2. Пятизвездночный отель расположен в Театральном проезде, 2

    Новые владельцы меняют планы на будущее всего комплекса и приглашаю для сотрудничества архитекторов Кекушева и Шевякова, которые вносят в проек Вальконта существенные изменения.

    Так, центральный зал, который был выполнен в виде атриума с завершением из стеклянного купола и предполагавший устройство там театрального зала на 3000 мест, был переоборудован под размещение ресторана.

    Осуществлял непосредственное руководство строительством гостиницы «Метрополь» на первоначальном этапе архитектор Владимир Васильевич Воейков.

    В 1901 году на строительной площадке произошел сильнейший пожар, в одночасье уничтоживший не только внутренние интерьеры, но и серьезно повредивший стены самого здания.

    Вновь пришлось менять проект строительства комплекса, включив в него новые перепланировки. Работу поручили архитектору Стефану Петровичу Галензовскому. Работы проводились под присмотром другого зодчего - Павла Павловича Висневского.

    Фото 3. Майоликовые панно украшают фасады отеля "Метрополь"

    В 1905 году гостиница «Метрополь» была торжественно открыта. Для того времени это был уникальный во всех отношениях гостиничный комплекс. Первых посетителей поражали его размеры, комфортабельность и внутренняя отделка.

    Всего здесь было устроено 400 номеров для проживания, причем, повторяющих друг друга своими интерьерами и оформлением не было. В каждом установили наполняемые заготовленным льдом холодильники, телефон и обеспечили подачу горячей воды, что тогда действительно было в диковинку.

    В 1906 году в этих стенах открылся первый в городе Москве двухзальный синематограф под вывеской «Театр «Модерн»».

    Архитектурно-художественное оформление отеля «Метрополь»

    Гостиница «Метрополь» по праву принадлежит к числу ярких архитектурных памятников Москвы, построенных в стиле модерн. Над его воплощением, помимо вышеперечисленных московских зодчих, трудилась целая плеяда признанных архитекторов, среди которых были Сергей Сергеевич Шуцман, Мариан Марианович Перетяткович, Иван Андреевич Герман, Адольф Эрнестович Эрихсон, Виктор Александрович Веснин, Иван Владиславович Жолтовский. Есть предположение, что свой вклад внес и Федор Осипович Шехтель.

    Росписи и внутренний декор исполнялись по рисунками и эскизным наброскам художников Виктора Михайловича Васнецова и Константина Алексеевича Коровина.

    Стоит заметить, что если оформление фасадов было исполнено в единой концепции, то внутренним интерьерам был свойственен некий полистилизм: внутри можно было увидеть оформление и в духе неоклассицизма, и в псевдорусском стиле.

    Фасаду здания «Метрополя» присуща строгость линий. Наряду с характерными для стиля модерн приемами можно разглядеть элементы псевдоготики, которые представлены всевозможными башенками и пинаклями.

    Цокольный этаж спланирован в формах аркады и облицован красным, с приглушенными тонами, гранитом. Верхние этажи гостиничного комплекса гладко оштукатурены. Этот контраст в оформлении уровней придает массивному зданию некоторую воздушность.

    Протяженные фасады, для лучшего зрительного восприятия, продуманно разделили на составляющие. Вертикальное членение провели с использованием многочисленных выступов, а также ризалитов и эркеров. Горизонтальную составляющую представляет протянувшаяся по всему центральному фасаду лента балконов с ажурными решетками, которые выполнили по рисункам архитектора Перетятковича.

    Еще Савва Мамонтов задумал использовать фасады здания гостиницы «Метрополь» как полотно для художественных произведений нового направления в этом искусстве - символизма и модерна, которые сам очень ценил. Именно поэтому им и был избран первоначальный проект Вальконта, который больше подходил для задуманного художественного дополнения.

    Желание Мамонтова осуществилось, и сегодня фасады уже невозможно представить без майоликовых панно, изготовленных в Абрамцевской керамической мастерской: «Принцесса Грёза» по картине Михаила Александровича Врубеля; «Жажда», «Поклонение природе» и «Поклонение божеству» по эскизам художников Александра Яковлевича Головина и Сергея Васильевича Чехонина. Скульптурный фриз под названием «Времена года», который опоясывает все здание, исполнил скульптор Николай Андреевич Андреев.

    Не зря современники воспринимали «Метрополь» как воплощенный манифест новейшего искусства.

    Некоторые изменения в декор фасада здания были внесены при большевиках. Так, первоначальное оформление включало в себя опоясывающую все здание майоликовую надпись со словами Фридриха Ницше: «Опять старая истина, когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». При Советах добавили со стороны Площади Революции высказывание Ленина: «Только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала». Причем, к настоящему времени ленинские слова сохранились полностью, а фраза немецкого мыслителя лишь частично.

    Фото 4. Памятные доски на стенах гостиничного комплекса

    Метрополь в годы советской власти и до настоящего времени

    Во время Октябрьских событий 1917 года гостиница «Метрополь» стала местом ожесточенных боев между юнкерами, находившимися в этих стенах, и вооруженными большевиками. Противостояние с применением артиллерии длилось около недели. Руководил штурмовавшими будущий крупный военачальник эпохи Гражданской войны Михаил Васильевич Фрунзе.

    После переезда высшего руководства молодой республики в Москву, здание превратили в резиденцию советского правительства, переименовав гостиницу во «Второй Дом Советов» (первой по счету стала гостиница «Националь»).

    Заседания ВЦИК проводились в переоборудованном для этих целей ресторане вплоть до 1919 года. В заседаниях регулярно участвовали Владимир Ильич Ленин и Лев Давидович Троцкий. Приемная Якова Михайловича Свердлова размещалась на втором этаже. В гостиничных номерах проживали Георгий Васильевич Чичерин, Николай Иванович Бухарин, Владимир Александрович Антонов-Овсеенко.

    В конце 20-х годов прошлого столетия «Метрополь» вновь стал гостиницей мирового уровня. В разные годы здесь останавливались Бернард Шоу, Мао Цзэдун, Джон Стейнбек, Бертольд Брехт, Марлен Дитрих и многие другие. Среди соотечественников были такие знаменитости, как Сергей Сергеевич Прокофьев и Александр Иванович Куприн.

    В 1986 году в гостинице начались реставрационные работы, а также реконструкция, которые были завершены лишь к 1991 году. Тогда были восстановлены изначальный облик фасадов, стенные росписи во внутренних помещениях и многие элементы декора.

    После открытия 5 декабря этого же года специальная международная комиссия по праву присвоила гостинице «Метрополь» высшую категорию - «5 звезд».

    Далее история отеля была связана с именами Жака Ширака, Первеза Мушарафа, Ху Цзинтао, Джорджо Армани, Элтона Джона, Пьера Кардена, Майкла Джексона, Монтсерат Кабалье, Хулио Иглесиаса, Пласидо Доминго, Люка Бессона, Фрэнсиса Форда Копполы, Катрин Денев, Шерон Стоун, Анни Жирардо и многих других.

    Помнят эти стены и чествование пары Галины Павловны Вишневской и  Мстислава Леопольдовича Ростроповича, которые в ресторане гостиницы «Метрополь» праздновали свою золотую свадьбу. Среди приглашенных были принцессы Испании и Голландии - София и Беатрикс, супруга французского президента Бернадетт Ширак, а также Борис Ельцин с супругой. Здесь же Мстислав Леопольдович отпраздновал свой 80-летний юбилей в марте 2007 года.

    Такова история гостиницы «Метрополь», которая уже более века является одним из лучших отелей международного класса в городе Москве.

    Официальный сайт гостиницы «Метрополь»: http://www.metropol-moscow.ru/

    Адрес гостиницы «Метрополь»: Москва, Театральная площадь, дом 1/4.

    Познавательное видео о гостинице «Метрополь»

    Из видео о гостинице «Метрополь» вы узнаете и увидите:

    • об инициаторе строительства Савве Мамонтове
    • о возникавших трудностях при возведении этого комплекса
    • увидите богатое и поразительно оформленное внутренне убранство
    • узнаете об истории «Метрополя» с начала его функционирования
    • услышите рассказы о знаменитых постояльцах отеля
    • узнаете об авторах и исполнителях проекта и о многом другом

    progulkipomoskve.ru


    Смотрите также

    Регистрация на сайте

    Пароль будет отправлен тебе на e-mail.

     

    ×