Меню требования к его составлению 8 класс


Открытый урок СБО " Составление меню обеда" 8 класс

Открытый урок социально - бытовой ориентировки в 8 классе Тема: Составление меню завтрака, обеда, ужина на день.

Цели:

Коррекционно - образовательная: ознакомить с правилами составления меню завтрака, обеда, ужина на день, учитывая наличие продуктов питания и правила рационального питания, учить обучающихся составлять меню завтрака обеда, ужина, обеда на день.

Коррекционно – развивающая: осуществлять коррекцию речевой, зрительно – слуховой деятельности, развивать мышление, умение аргументировать своё мнение.

Коррекционно – воспитательная: воспитывать коммуникативные навыки.

Здоровьесберегающая: создать условия по профилактике и коррекции нарушений осанки.

Оборудование: словарное слово « Меню», карточки с названием продуктов, карточки к заданию

«Найди ошибки», сигналы « Светофора», таблица « Меню», образец школьного меню из столовой.

Ход урока:

I Организационный момент.

Упражнение «Книга»

Наклониться вниз, не сгибая ног в коленях и постараться дотронуться кончиками пальцев рук до пола, задержаться в таком положении до 20с.

II Введение в тему. Целеполагание и планирование деятельности на уроке.

1 Игра « Составь пословицу».

2 команды. Задание: пословицы рассыпались. Какая команда быстрее составит пословицу из предложенных слов.

- Работай до поту, так и поешь в охоту.

- Не красна изба углами, а красна пирогами.

- У Дарьи в дому оладьи в меду.
- Дели с дружком пирожок с творожком.

2 Беседа.

Работая, занимаясь спортом, трудом и даже отдыхая, человек расходует энергию, которая пополняется за счёт питания.

Для того чтобы пища приносила человеку пользу, нужно питаться правильно, это значит соблюдать режим питания:

  • Что значит соблюдать режим питания?

  • Сколько раз должны питаться дети?

  • Назовите приёмы пищи?

  • Что нужно каждой хорошей хозяйки, прежде чем приготовить завтрак, обед, ужин.

  • Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

  • Давайте поставим цели урока?

Тема урока записывается в тетрадь и открывается на доске.

III Изучение нового материала.

1 Рассказ учителя.

Что же такое меню? (словарное слово)

Меню - это список блюд приготовленных к завтраку, обеду и ужину.

Меню в столовых составляется заранее на несколько дней вперёд. Чтобы правильно составить меню, надо выполнить ряд требований.

1.Во-первых, меню надо разнообразить в течение дня. Если на завтрак была каша, то в обед надо приготовить картофельное пюре или солянку, а на ужин макароны. Если на первое в обед был рисовый суп, то можно ли на второе готовить рисовую кашу? (нет, нельзя, блюда не должны повторяться.) Ну, а если на первое щи, то на второе не пойдёт солянка.

2.В течение недели продукты тоже надо чередовать. Первые блюда в обед ежедневно меняют. Например: 1-й день - суп-лапша, во 2-й - суп гороховый, в 3-й-суп рисовый и т.д. вторые блюда так же нужно менять ежедневно. То есть, должно быть, правильное сочетание продуктов питания — это, во-вторых.

Разнообразная пища нужна для сохранения здоровья человека.

З. Нужно учитывать, что завтрак, ужин состоит из двух блюд, обед должен состоять, из трёх блюд, а перед обедом полезна небольшая закуска - салат из свежих или квашеных овощей.

При составлении меню учитывать:

(вывешивается таблица)

МЕНЮ

Разнообразное

Состоит из салата и 2-х или

3 – х блюд, на обед салат.

Правильное сочетание продуктов питания

2. Практическая работа. « Составление меню завтрака».

Выполняется фронтально на наборном полотне.

Карточки с названием продуктов:

Яйцо, молоко, хлеб, ветчина, сахар, чай.

Образец меню, которое должно получиться.

1 Омлет . 2 Бутерброд с ветчиной. 3 Чай с сахаром.

3 Практическая работа. Составление меню обеда.

Из предложенных продуктов выбрать те, которые понадобятся для приготовления блюд к обеду, и составить меню обеда.

Бригадам раздаются карточки с названием продуктов.

1 бригада 2 бригада

Свежие помидоры свежие помидоры

Свежие огурцы зелёный лук

Свежая капуста фасоль

Картофель курица

Свекла гречка

Морковь компот

Лук хлеб

Рыба картофель

Картофель лук

Компот морковь
Хлеб

Образцы меню, которое должно получиться у каждой бригады.

1-я бригада 2 бригада

1 .Салат из свежих огурцов и помидор 1 .салат из свежих помидор и зелёного лука

2.борщ из свежей капусты 2.суп из фасоли

3.жареная рыба с картофельным пюре 3.отварная курица с гречкой

4.компот 4. компот

5.хлеб 5.хлеб

- Каждая бригада зачитывает своё меню обеда.

4. Физминутка. Точим нож, точим нож

Будет очень он хорош. Будет резать он припасы: Масло, сало, хлеб, колбасы, Помидоры, огурцы...

Угощайтесь молодцы!

5 Практическая работа. Составление меню ужина. Выполняется в рабочих тетрадях на печатной основе (З. Н Миронюк, Н.А Ивершина)

Задание 1.

Задание 2.

Продукты: молоко, хлеб, масло, сахар, манная крупа, чай, колбаса. ( первая группа)

Продукты: вермишель, колбаса, сахар, чай, масло, хлеб. ( вторая группа)

Взаимооценка работы групп.

IV Закрепление изученного материала.

Работа по карточкам « Найди ошибку».

Работа в парах.

Для слабых учащихся:

1 Вредно принимать пищу в одни и те же часы.

2 Без питания человек может прожить 1 год.

3 Питаться нужно 2 раза в день.

Для сильных учащихся:

1 Человек ест, чтобы получать удовольствие.

2 Полезно съедать, за один раз много пищи, особенно на ночь.

3 Ужин должен быть не позднее 22 часов.

4 Главная работа желудка – переваривать пищу, а помогает ему в этом яблочный сок.

Прочитайте предложения, исправьте ошибки.

Прочитайте правильные ответы.

2 Просмотр школьного меню на день.

Работа в группах. Оценка меню.

V Итог урока. Обобщающая беседа.

Назовите тему урока, над которой мы работали?

Что такое меню?

Что мы должны учитывать при составлении меню?

VI Рефлексия деятельности. Самооценка. Методика «Светофор».

Если ты научился составлять меню завтрака, обеда, ужина на день, то подними зелёный кружок.

Если есть ещё проблемы при составлении меню завтрака, обеда, ужина на день, то подними жёлтый кружок.

Если ты не научился составлять меню завтрака, обеда, ужина на день, то подними красный кружок.

infourok.ru

Режим питания - Составление меню - Работа с пищевыми продуктами (VIII класс)

17 января 2012

Правильный режим питания (прием пищи в одно и то же время) способствует нормальному развитию, росту здоровью человека.

Институтом питания СССР установлено, что учащимся надо принимать пищу 4 раза в день через определенные промежутки времени.

Можно рекомендовать следующий режим питания:

1-я смена 2-я смена
Первый завтрак —7.30 — 8.30 Завтрак — 8.30
Второй завтрак —11.30 Обед —12.30
Обед —14.30 — 15.30 Полдник —16.30
Ужин —19.30 Ужин —19.30

Потребность человека в пищевых веществах в течение дня изменяется. Она зависит от энергетических затрат организма в данный период времени. Завтрак должен составлять 20 — 25% от общей калорийности, второй завтрак — 20%, обед — 35 — 40%, ужин — 15 — 25%.

Пищу, богатую белками, надо употреблять в первой половине суток, ужин получать за 1,5 — 2 ч до сна. Объем пищи зависит от возраста и составляет для учащихся старших классов 2500 — 3000 г.

Составление меню

Ассортимент блюд для завтраков, обедов и ужинов подбирается, исходя из питательной ценности продуктов, содержания в них основных пищевых веществ и калорийности. Разнообразие блюд — важное условие правильного питания. Оно достигается использованием различных продуктов и применением разнообразных способов их кулинарной обработки. При составлении меню надо учитывать и сезонные факторы. Например, в летнее время включать в меню больше овощных блюд — свекольник, окрошку, а также свежие фрукты, ягоды. Это повышает содержание витаминов в рационе питания.

1-й завтрак

Ассортимент блюд его должен быть разнообразнее, чем для обеда. В состав завтрака входят: горячие блюда, горячие напитки, гастрономические продукты.

При составлении меню завтрака следует учитывать, что:

  1. общая калорийность завтрака должна быть примерно 600 — 700 ккал;
  2. объем завтрака  — 600 — 775 г;
  3. должно быть одно горячее блюдо, которое является основным, с калорийностью 60 — 90% от общей калорийности завтрака;
  4. гастрономические продукты подавать в виде бутербродов;
  5. обязательно наличие горячих напитков.

2-й завтрак — ассортимент блюд для него и требования те же, что и для 1-го завтрака.

Обед — основной прием пищи, обеспечивающий организму наибольшее количество калорий, белков в течение дня.

Требования к составлению меню обеда:

  1. калорийность обеда — 900 — 1000 ккал;
  2. объем обеда — 1100 — 1300 г;
  3. наличие закуски;
  4. если первое блюдо высококалорийное, то второе — с пониженной калорийностью; если первое блюдо средней калорийности, то второе также средней калорийности;
  5. на третье использовать соки, компоты, кисели.

Ужин — последний прием пищи должен состоять из продуктов, которые легко перевариваются.

Требования к составлению меню ужина:

  1. калорийность ужина — 600 — 700 ккал;
  2. объем ужина — 550 — 600 г;
  3. для приготовления второго блюда желательно использовать творог, овощи;
  4. из напитков рекомендуются молоко, кефир, кисели;
  5. допускается использование гастрономических продуктов.

Примерный перечень блюд

Название блюда Раскладка
название продукта масса продукта, г калорийность блюда, ккал
Холодные блюда (на 100 г)
Морковь с сахаром Морковь 80 65
Сахар 20
Винегрет овощной Картофель 21 100
Капуста квашеная 15
Огурцы соленые 15
Свекла 15
Морковь 10
Лук зеленый 15
Масло растительное 10
Салат из свежих овощей Помидоры 41 100
Огурцы 25
Лук зеленый 10
Сметана 25
Сыр голландский Сыр 50 90
Масло сливочное Масло 20 106
Сельдь с луком Сельдь 50 90
Лук 30
Масло растительное 5
Первые блюда (нa 200 г)
Суп гороховый Мясо говяжье 50 120
Горох 16
Картофель 50
Лук репчатый 8
Морковь 8
Масло сливочное 2
Вода или бульон 130
Суп молочный Вода 160 100
Молоко 40
Рис 14
Масло сливочное 10
Сахар 2
Суп-лапша на курином бульоне Курица 60 110
Лапша 16
Морковь 8
Лук репчатый 4
Петрушка 2
Вода 180
Вторые блюда
Сосиски с пюре(выход 75/120) Сосиски 75 290
Картофель 120
Молоко 25
Масло сливочное 5
Сырники со сметаной (выход 135/20) Творог 135 250
Масло сливочное 5
Сахар 15
Мука пшеничная 20
Яйца 5
Сметана 20
Каша гречневая с молоком (выход200/100) Молоко 200 250
Крупа гречневая 95
Масло сливочное 6
Рыба отварная с картофелем(выход 80/120) Рыба 80 250
Картофель 120
Масло сливочное 5
Молоко 25
Лук репчатый 4
Петрушка 3
Горячие напитки (на 200 г)
Какао Молоко 180 80
Какао-порошок 6
Сахар 22
Вода 21
Кофе с молоком Молоко 100 80
Кофе 6
Сахар 18
Вода 100
Сладкие блюда (на 200 г)
Компот из сухофруктов Сухофрукты 62 120
Сахар 20
Вода 190
Лимонная кислота 2
Кисель Сок вишневый 60 100
Сахар 24
Картофельный   крахмал 10
Вода 140
Молокопродукты
Молоко Молоко 200 130
Кефир Кефир 200 130
Сливки Сливки 150 213
Сметана Сметана 100 302

Имея перечень блюд с указанием их калорийности, раскладкой продуктов и их весовыми соотношениями, а также используя таблицы 34 — 36, можно составить меню на день, неделю, рассчитать его калорийность и химический состав. При составлении меню можно пользоваться «Сборником рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания» (М., Экономика, 1982).

В таблице ниже приведен образец составления меню.

Образец составления меню

Название блюда Раскладка
Название продукта Масса продукта, г
Завтрак
Котлеты рыбные с пюреи огурцом (выход125/150/50) Рыба 80
Молоко 32
Хлеб пшеничный 24
Масло растительное 12
Картофель 120
Молоко 25
Сухари 12
Масло сливочное 5
Огурец 50
Чай Чай 2
Сахар 16
Вода 190
Булка с маслом Булка 30
Масло сливочное 6
Хлеб ржаной Хлеб 20
Обед
Свекольник (выход160/50/20) Вода 160
Мясо говяжье 50
Свекла 32
Огурцы свежие 20
Яйцо 16
Лук репчатый 10
Сахар 2
Уксус 3%-ный 3
Сметана 20
Мясо тушеное с гречневой кашей (выход100/165) Мясо говяжье 167
Лук репчатый 8
Масло сливочное 10
Морковь 12
Томатное пюре 20
Мука пшеничная 6
Крупа гречневая 160
Масло сливочное 15
Компот из сухофруктов Сухофрукты 62
Сахар 20
Вода 190
Хлеб ржаной Хлеб 80
Полдник
Молоко с печеньем, фрукты Молоко 200
Печенье 20
Яблоко 100
Ужин
Голубцы овощные (выход 250/25) Капуста свежая 150
Морковь 30
Рис 20
Лук репчатый 40
Яйцо 10
Масло сливочное 16
Зелень петрушки 2
Сметана 25
Творожный сырок, чай Сырок 100,0
Чай 0,2
Сахар 15,0
Булка с маслом Булка 50,0
Масло сливочное 5,0

Профессия — калькулятор

Калькулятор занимается учетом продуктов, которые входят в состав того или иного блюда, определяет их весовые соотношения, рассчитывает его калорийность, содержание питательных веществ , в нем, подсчитывает стоимость блюда.

Калькулятор должен знать: основы рационального питания людей различного возраста и специальностей; химический состав продуктов питания, их взаимозаменяемость, изменение питательной ценности продуктов при тепловой переработке.

Лабораторно-практическая работа

Составление меню, определение его питательной ценности, подсчет стоимости продуктов.

Оборудование: таблицы — примерный перечень блюд с раскладкой, калорийностью отдельных продуктов и блюд, стоимость продуктов питания.

Ход работы

  1. Изучите предложенные вам таблицы.
  2. Составьте меню завтрака, обеда, полдника, ужина, исходя из четырехразового приема пищи.
  3. Подсчитайте калорийность и питательную ценность обеда, полдника, завтрака, ужина. Проверьте, соответствует ли она рекомендуемым величинам, пользуясь при этом таблицами, данными учителем.
  4. Подсчитайте стоимость завтрака, обеда, полдника, ужина на день, пользуясь таблицей, данной учителем.
  5. Составьте отчет о проделанной работе, заполнив таблицу.
Название блюда Химический состав блюда Калорийность, ккал Стоимость блюда коп.
Завтрак и т. д.

Вопросы и задание

  1. Как вы понимаете понятие «рациональное питание»?
  2. Из каких веществ состоит пища?
  3. Что является основным поставщиком белка, жира, углеводов?
  4. Какое значение имеют витамины?
  5. Что такое режим питания?
  6. Как распределяется суточная норма пищи между завтраком, обедом, ужином?
  7. Составьте меню завтрака на воскресенье.

«Обслуживающий труд», С.И.Столярова, Л.В.Домненкова

Белки Белки — играют главную роль в питании. Они служат основным материалом при построении тканей живого организма  полноценному белку относится белок продуктов животного происхождения — мяса, рыбы, молока, яиц. Основные источники белка Название продуктов 100 г Количество белка, г Мясо 14—20 Рыба 12—16 Яйца 10,6 Сыр 30 Молоко 3 Хлеб 5—10 Фасоль, горох 19,7 Белки…

www.ktovdome.ru

Расходы на питание. Составление меню. 8-й класс. Раздел "Домашняя экономика"

Цель: научить обучающихся правильно и рационально расходовать средства на питание.

Задачи урока: Образовательная: познакомить обучающихся с такими понятиями, как рациональное питание, калорийность пищи, питательная ценность продуктов, нормы потребления продуктов; научить планировать предстоящие расходы на питание, экономить денежные средства.

  • Развивающая: развивать экономическое мышление, качества рачительного хозяина и покупателя.
  • Воспитательная: воспитывать культуру потребления, уважение к собственности, экономичность.
  • Оборудование: персональный компьютер, проектор, экран, презентация "Расходы на питание", рабочая тетрадь, дополнительная литература по "Кулинарии", дидактический материал по теме "Калорийность продуктов".

    Методы обучения: словесные (беседа, рассказ), метод опережающих заданий, наглядные (презентация), метод проектов, частично-поисковый, практическая работа, методы контроля (устный, практический).

    Тип урока: комбинированный

    Продолжительность занятия: 90 минут

    План урока

    I. Организационный момент (3мин).

    II. Повторение пройденного материала (5 мин).

    III. Изучение нового материала (20 мин).

    IV. Закрепление нового материала (9 мин).

    V. Практическая часть (40 мин).

    VI.Итоговая часть урока (10мин).

    VII. Домашнее задание (3мин).

    Ход урока

    I. Организационный момент:

    - приветствие;

    - проверка присутствующих на уроке;

    - готовность обучающихся к уроку, решение проблемных ситуаций;

    - сообщение темы, постановка цели и задач урока;

    - запись темы урока в тетрадь.

    II. Повторение пройденного материала

    Фронтальная беседа по вопросам:

    - Что такое бюджет семьи, и каким он бывает?

    - Что означает понятие "дефицит бюджета", и как он влияет на жизнь семьи?

    - Назовите обязательные платежи, и как можно сэкономить на этих тратах?

    III. Изучение нового материала

    Рассказ учителя, выступления обучающихся с опережающим заданием.

    С древних времен люди понимали, что огромное значение питания для здоровья человека. Знаменитый русский биолог И.И.Мечников писал, что люди преждевременно стареют и умирают от неправильного питания и что человек, питающийся рационально, может жить 120-150 лет.

    Пища - одна из основных потребностей человека, основа его здоровья, работоспособности, жизнерадостности и долголетия.

    Питание - самая большая статья в бюджете семьи и составляет примерно 45% от семейного бюджета. Питание должно быть рациональным (регулярным, разнообразным, определенного качества и количества).

    Рациональное питание.

    Смысл рационального питания сводится к выяснению ответа на вопрос: сколько, и какой пищи требуется человеку. Долгое время обобщенным показателем считалось ощущение сытости. Однако полагаться на него современный человек не может, поскольку потерял ориентировку в том, где находится предел насыщения. Даже после обильного обеда находятся любители побаловать себя чаем с булочкой, пирожным.

    Воздержанность - первое условие рационального питания.

    Второе условие - сбалансированность его по калорийности продуктов, соотношению пищевых веществ, микроэлементов, витаминов.

    Специалисты- врачи, диетологи, гигиенисты - еще спорят о том, что конкретно должно быть рекомендовано различным возрастным и профессиональным группам населения, но в главном мнении не расходятся: калорийность пищи следует ограничивать, а потребность организма в витаминах, микроэлементах и других биологически активных веществах полностью удовлетворять.

    Пищевые вещества в организме человека претерпевают изменения, в результате которых выделяется энергия, необходимая для жизнедеятельности человека.

    Количество килокалорий, содержащихся в 100г того или иного продукта, называется энергетической ценностью этого продукта. Энергетическая ценность продуктов питания измеряется калориями, единицами измерения энергии. 1г жиров составляет в среднем 9,3 ккал, 1г белков или углеводов - 4,1 ккал. Разные продукты питания неравнозначны по энергетической ценности см. таблицу 1.

    Многие продукты, обладая энергетической ценностью, не содержат каких- либо биологически ценных веществ (витаминов, минеральных веществ и др.).

    Потребности человека, занимающегося тяжелым физическим трудом, составляют 4500-5000 калорий, а потребности человека умственного труда - 3000 калорий. Девушки 14-17лет в день затрачивают примерно 2600 ккал.

    Меню разрабатывают с учетом того, что завтрак составляет 25-30%, обед - 35-40%, полдник - 15%, ужин - 15-20% от всей дневной калорийности.

    Расходы на питание.

    Какими же должны быть расходы на питание? Вспомним пословицу: "На вкус и цвет товарищей нет". В каждой семье существуют свои представления о том, как нужно питаться.

    Говорят, что на питании экономить не следует. Но ведь и бездумно тратить деньги на продукты - тоже роскошь непозволительная. Где же золотая середина?

    Расходы на питание во многом зависят от того, предпочитают члены семьи готовить сами или пользоваться более дорогими полуфабрикатами. Умелая хозяйка без ущерба всегда найдет возможность сократить расходы на питание.

    В условиях кризиса питание должно быть экономически целесообразным. В связи с этим люди во всем мире переходят на более дешевые продукты питания. А это значит, что надо по возможности ограничить закупки в супермаркетах и "переключиться" на рынки или ярмарки. Кроме того, надо помнить, что натуральные продукты более полезны. Следует отдавать предпочтение мясу, а не колбасе; натуральным, а не консервированным продуктам.

    Выступление обучающегося 1группы с опережающим заданием (класс был поделен на 3 группы, каждой из которых было поручено выполнить мини - проекты по темам: 1 группа "Основные правила экономии на питании без ущерба для здоровья", 2 группа "Полезные и вредные продукты", 3 группа "Варианты бюджетных блюд"). Представление творческих презентаций с использованием программы Power Point.

    Необходимо сформулировать для себя несколько основных правил, следуя которым можно экономить на питании абсолютно без ущерба для здоровья, а чаще всего и с пользой для него.

    1. Питайтесь сезонными продуктами.

    Продукты, покупаемые "в сезон", очень богаты полезными веществами и витаминами. И наоборот, ранние овощи, фрукты, бахчевые, которые выращены в теплицах или с применением большого количества минеральных удобрений, ускорителей роста и созревания, как правило, имеют повышенное содержание вредных для организма веществ. Старайтесь покупать продукты - в первую очередь это касается овощей и фруктов - именно тогда, когда им "положено" вызревать самой природой. Летом и осенью цены на большинство овощей, фруктов, арбузов и дынь падают втрое, а то и больше, а пучки зелени на рынке становятся и толще, и дешевле. Таким образом, питание с преимущественным использованием сезонных продуктов полезно и из соображений экономии. Следуя этому правилу, вы заботитесь и о своем здоровье и о собственном кошельке.

    2. Отдыхайте на природе с пользой.

    Существует несколько дополнительных источников получения пропитания, связанных с досугом, увлечением. Некоторые - такие как рыбалка и, в особенности, охота являются довольно затратными, а вот сбор грибов и ягод - занятие, доступное каждому.

    3. Делайте домашние заготовки.

    Консервированные и маринованные овощи, всевозможные соления и мочения, салаты, замороженные ягоды и овощи, сушеные фрукты, грибы, зелень - все это может стать не только хорошим подспорьем вашему организму, борющемуся со всевозможными ОРВИ, гриппом, холодом, но и настоящим украшением стола.

    4. Готовьте дома все то, что можно приготовить.

    Это правило касается тех продуктов, которые мы обычно привыкли покупать в магазинах, но их приготовление не требует специального оборудования, технологий и не занимает слишком много времени. Например, что необходимо для приготовления вкуснейшей домашней лапши, вермишели? Мука, вода, яйца, скалка, нож и ваше желание. Из хорошего молока можно сделать простоквашу, закваску, творог. Купите замороженную сельдь или скумбрию и засолите дома. Экономия существенная, да и намного вкуснее.

    Делайте выпечку, пирожные, пеките пирожки. Вспомните детство или спросите у родителей с чем бывают пирожки и какие они бывают вкусные. С творогом, с ягодами, мясом, тыквой, картошкой, капустой.

    5. Изучайте и сопоставляйте цены.

    Это очень полезное занятие не только для того, чтобы вас не обсчитали на кассе, но и чтобы вы не переплачивали, если вынуждены считать каждый рубль. Прежде чем пойти за покупками, продумайте, что именно вам нужно, и не делайте необдуманных покупок. Выбирая продукты, обращайте внимание не только на цену, но и на вес, высчитывайте стоимость продуктов за килограмм.

    6. Экономьте на скидках и мелком опте.

    Наверное, каждый из нас слышал о том, что желание получить большие скидки в супермаркетах и покупка продуктов мелким оптом приводит к тому, что мы просто покупаем больше или едим быстрее, и экономии в конечном итоге не происходит. Но бывает много ситуаций, когда скидки могут оказаться действительно полезными. Например, в случае с товарами длительного хранения и теми, которые расходуются понемногу - растительное масло, крупы, макаронные изделия, сахар, специи и так далее - нет ничего плохого в том, чтобы, воспользовавшись скидкой, купить про запас. Кроме того, последнее время супермаркеты начали продажу нерасфасованного товара или товара в крупной фасовке, такого как крупы, сахар, макаронные изделия, специи. Цены значительно ниже при том же качестве. Конечно, в этом случае не забывайте о сохранности купленного в надлежащих условиях и сроках хранения. А растительное масло дешевле купить в большой емкости и доливать в бутылку по мере необходимости.

    7. Ешьте меньше.

    И это, пожалуй, самое очевидное, то, с чего следует начинать, если речь зашла об экономии. Тем не менее, многим из нас сложно понять и, тем более, принять простой факт, понятный и ребенку: мы тратим на еду столько, потому что мы столько едим.

    Многие предпочитают продукты, которыми, казалось бы, можно быстро и надолго наесться. В некоторых семьях, например, могут за ужином "приговорить" буханку хлеба вместе с макаронами, картошкой и "резиновыми" сосисками. Да, человек вроде бы наелся, но его организм все равно остался голодным, так как не получил нужных витаминов и минералов. Все мы, наверное, замечали, что при таком питании постоянно хочется "чего-то такого". Но вместо того, чтобы съесть, скажем, витаминный салат из свеклы, яблочка и моркови, мы перебиваем аппетит булочкой, конфетами и так далее.

    Поэтому многие из нас просто по привычке готовы "съесть слона", а потом еще употребить конфетки, печенье, шоколад. А эти многочисленные перекусы, от которых так сложно отказаться! Помните: вредны не только чрезмерная калорийность, но и злоупотребление количеством еды.

    Выступление обучающегося с опережающим заданием из 2 группы.

    Что можно исключить из рациона, а что нельзя?

    В рационе должны обязательно присутствовать белки (1 г на кг веса), углеводы (200-300 г), жиры (50-70 г), 20 г клетчатки.

    У любого дорогостоящего продукта есть более дешёвый аналог.

    От чего можно смело отказаться:

    1. Колбасы, сосиски, сардельки, ветчина. Они не являются полноценными заменителями мяса. Лучше запечь в духовке кусок мяса, получится полезнее и дешевле.

    2. Копчёности. Содержат много соли и раздражающих веществ. Ежедневное употребление может провоцировать развитие онкологических заболеваний.

    3. Консервы. Также не полезны для здоровья.

    4. Полуфабрикаты (пельмени, котлеты). Всегда дороже, чем блюда собственного приготовления, и пользы в них меньше.

    5. Сахар-рафинад. Употребление более 50 г в сутки повышает риск развития сахарного диабета, провоцирует аллергию и избыток веса. Для усвоения сахара организм расходует большое количество дефицитных витаминов.

    6. Привозные овощи и фрукты. Имеют

    urok.1sept.ru

    План-конспект занятия по технологии (8 класс) на тему: Материал для самостоятельного изучения учащимся 8 классов по теме: "Рациональное питание и составление меню"

    Слайд 1

    Тема: Расходы на питание и составление меню

    Слайд 2

    Цель: научиться правильно и рационально расходовать средства на питание.

    Слайд 3

    Вопросы для повторения пройденного материала: - Что означает слово «экономика»? - Что такое бюджет семьи, и каким он бывает? - Что означает понятие «дефицит бюджета», и как он скажется на жизни семьи? - Какие вы знаете обязательные платежи, и как можно сэкономить на этих тратах?

    Слайд 4

    Питание – самая большая статья в бюджете семьи. Она составляет примерно 45% от семейного бюджета. Питание должно быть рациональным (регулярным, разнообразным, определенного качества и количества).

    Слайд 5

    Требования к рациональному питанию. Воздержанность. Сбалансированность питания по калорийности продуктов, соотношению пищевых веществ, микроэлементов, витаминов.

    Слайд 6

    Наименование продуктов Норма, кг в год Мясо и мясные продукты 78 Молоко и молочные продукты 406 Рыба и рыбопродукты 18,5 Картофель 110 Фрукты и ягоды 91 Хлебные продукты 115 Яйца, шт 263 Сахар 37 Овощи и бахчевые 130 Рациональные нормы потребления продуктов питания

    Слайд 7

    Пищевая ценность продуктов. Энергетическая ценность продуктов питания измеряется калориями: Так, 1 г жиров составляет в среднем 9,3 калории, 1 г белков или углеводов в среднем 4,1 калории.

    Слайд 8

    Потребности человека: Физический труд – 4500-5000 калорий Умственный труд – 3000 калорий Девушки 14-17лет - 2600 калорий

    Слайд 9

    Меню составляют на день, неделю, месяц. Меню разрабатывают с учетом: Завтрак – 30% Обед – 40% Полдник – 15% Ужин – 15% Всей дневной нормы калорийности.

    Слайд 10

    Расходы на питание. Основные правила экономии на питании 1. Питайтесь сезонными продуктами.

    Слайд 11

    2. Отдыхайте на природе с пользой.

    Слайд 12

    3. Делайте домашние заготовки.

    Слайд 13

    4. Готовьте дома все то, что можно приготовить.

    Слайд 14

    5. Изучайте и сопоставляйте цены.

    Слайд 15

    6. Экономьте на скидках и мелком опте.

    Слайд 16

    7. Ешьте меньше.

    Слайд 17

    Полезные и вредные продукты Продукты которые можно исключить из рациона. Колбасы, сосиски, сардельки, ветчина . Консервы Полуфабрикаты Сахар – рафинад Привозные овощи и фрукты

    Слайд 18

    Недорогие продукты, полезные для здоровья: 1. Каши

    Слайд 19

    2. Молочные и кисломолочные продукты.

    Слайд 20

    3. Растительное масло

    Слайд 21

    4. Рыба и морепродукты.

    Слайд 22

    5. Овощи и фрукты вашей полосы

    Слайд 23

    6. Яйца 7. Мясо

    Слайд 24

    Вопросы для закрепления: Назовите основные принципы рационального питания? Зачем необходим учет потребления продуктов питания? Назовите несколько правил, следуя которым можно экономить на питании. Какие продукты можно исключить из рациона, а какие нельзя? Для чего необходимо составление меню?

    Слайд 25

    Практическая работа 1. Рассчитайте нормы продуктов в день Наименование продуктов Норма, кг в год Норма, кг в день Мясо и мясные продукты 78 Молоко и молочные продукты 406 Рыба и рыбопродукты 18,5 Картофель 110 Фрукты и ягоды 91 Хлебные продукты 115 Яйца, шт 263 Сахар 37 Овощи и бахчевые 130

    Слайд 26

    2. Составьте меню семьи на один день, определите энергетическую ценность и стоимость блюд, используя изученный материал.

    nsportal.ru

    План-конспект урока "Составление меню"

    Составление меню

    Тип урока – комбинированный.

    Цели: ознакомить с основными понятиями темы, с питательными свойствами продуктов. Развить практические навыки в составлении меню, мышление, воображение, фантазию. Воспитать интерес к правильному питанию, к теме, аккуратность, прилежание.

    Оборудование: таблицы «калорийность различных продуктов», нормы питания в зависимости от вида деятельности человека, его возраст. Образцы составления меню.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Учитель здоровается, проверяет готовность учащихся к занятию, отмечает отсутствующих.

    1. Проверка выполнения домашнего задания.

    Учащимся задаются вопросы, раздаются тесты.

    1. Актуализация опорных знаний.

    Учитель слушает, анализирует учащихся, делает выводы. Приступает к следующему этапу.

    1. Изложение нового материала.

    Питательные вещества и их значение для жизнедеятельности человека. Понятие о калорийности пищи.

    Пища является источником энергии, необходимой человеку на работу сердца, легких, органов пищеварения, на движение, физический труд и т.д.

    Пища должна содержать все то, что входит в состав человеческого организма: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и воду.

        • Белки – входят в состав каждой живой клетки. Они необходимы для роста и восстановления всего организма, для образования новых клеток. Если организм человека получает с пищей недостаточное количество белков, то останавливается его рост, задерживается умственное и физическое развитие.

        • Жиры – обладают большой калорийностью и являются основным источником энергии. 1г жира при распаде в организме дает почти в 2 раза больше энергии, чем такое же количество углеводов и белка.

        Высокой калорийностью и хорошей усвояемостью обладают жиры растительного происхождения.

        Избыток жиров, так же, как и недостаток их, отрицательно влияет на рост, развитие, деятельность организма, затрудняет усвоение других веществ.

        Углеводы – как и жиры, являются важным источником энергии. Источником углеводов являются главным образом продукты растительного происхождения (хлеб, крупа, овощи, фрукты, ягоды и др.). Из животных продуктов только молоко содержит некоторое количество углеводов (в виде молочного сахара).

        Минеральные вещества – кальций, фосфор, магний, железо, медь, калий и др. – имеют большое значение для нормальной деятельности органов человека.

        • Кальций – нужен для построения зубов и костей скелета. Он особенно необходим растущему организму ребенка. Содержится кальций в молоке, твороге, сыре, а так же в горохе, бобах, в рыбе и других продуктах. Соли кальция помогают правильному обмену веществ в организме. Содержатся они в капусте, картофеле, кураге, изюме, горохе и др. продуктах.

        • Фосфор – необходим для тканей головного мозга и рекомендуется в больших количествах людям умственного труда. Он также необходим для построения костного скелета. Фосфор содержится в мясе, рыбе, твороге, бобовых и крупах.

        • Магний – имеет большое значение для нормальной работы мышечной системы организма. Содержится в ржаном хлебе, крупах, сыре.

        • Железо – содержится в яичном желтке, печени, почках, яблоках, в хлебе грубого помола. Недостаток железа вызывает малокровие.

        • Медь – участвует в образовании новых клеток крови, а этот процесс происходит в нашем организме в течение всей жизни. Медь содержится в томатах, капусте, редисе, баклажанах и дрожжах.

        Отсутствие или недостаток в пище поваренной соли приводит к нарушению сердечной деятельности, вызывает рвоту, головокружение, обмороки.

        Витамины – необходимы для живого организма, хотя они и не являются источником энергии. Недостаток какого-либо витамина в пище неблагоприятно отражается на общем состоянии организма и ведет к заболеванию отдельных органов.

        • Витамин А – часто называют витамином роста, так как он способствует нормальному развитию скелета, имеет особенно большое значение в период роста. При отсутствии витамина А человек заболевает куриной слепотой.

        • Витамины группы В (В1, В2, РР и др) – предохраняют нервную систему, кожу, желудочно-кишечный тракт, кровь и другие органы от заболеваний.

        • Витамин D – принимает участие в процессе обмена минеральных веществ, поэтому он особенно необходим детям для нормального развития и предохраняет от рахита.

        • Витамин С – предохраняет от заболеваний цингой и увеличивает сопротивляемость организма различным инфекциям.

        Около 2/3 человеческого организма составляет вода. Пища должна постоянно пополнять то количество воды, которое выводится из организма с потом и через органы выделения. Кроме того, пищевые вещества, поступившие в пищеварительный тракт человека, значительно легче перевариваются в жидком виде.

        В сутки человек должен получать 2-3 литра воды(включая и ту воду, которая содержится в пище).

        Белки, жиры, углеводы, имея специальное назначение – поддержание жизни организма, вместе с тем является источником энергии, затрачиваемой различными органами и мышцами на выполнение их специфической работы.

        При окислении продуктов, или, как говорят, при сгорании пищи, образуется тепло, которое частью идет на поддержание температуры тела, а часто превращается в другие виды энергии.

        Тепловая энергия измеряется калориями.

        Килокалорией называется количество теплоты, необходимое для нагревания одного кг воды на 10С.

        Калорийность суточного рациона здорового человека, а также количество необходимых пищевых веществ зависят от его возраста и от характера и условий труда.

        Людям, занимающимся тяжелым физическим трудом необходимо 5000 килокалорий, а умственным, - примерно 3000 килокалорий.

        При 3-х разовом питании завтрак должен содержать 30% суточной нормы калорий, обед – 45-50%, а ужин 20-25%.

        Закрепление знаний:

        Вопросы для повторения

        • Какова роль белков, жиров, углеводов в питании человека?

        • Что относится к минеральным веществам?

        • Какие витамины вы знаете? Для чего они необходимы нашему организму?

        • Что такое калория?

        • Сколько необходимо человеку калорий, который занимается умственным трудом?

        1. Текущий инструктаж

        Для чего мы составляем меню?

        Для того, чтобы правильно и рационально питаться, с большей пользой, экономно расходовать продукты, желательно заранее составлять меню – перечень блюд.

        Для детей и подростков рекомендуется четырех, пятиразовое питание.

        Первый завтрак должен хорошо насыщать, давая организму перед работой или учебой. Например – каши с маслом, яйца, горячие овощные, мясные или рыбные блюда; бутерброды с маслом, повидлом, джемом, сырковой массой. Если же горячее питание приготовлено из овощей, крупы или макарон, то для бутербродов рекомендуются следующие продукты: колбаса, сыр, творог, яйца.

        Самостоятельная работа

        Ученики составляют меню завтрака, обеда и ужина, с учетом калорийности и питательной ценности продуктов. Они пользуются таблицами калорийности продуктов. И примерами:

        Меню завтрака, обеда и ужина для подростков.

        Завтрак

        Жареная рыба с зеленым горошком

        Кофе с бутербродом (хлеб пшеничный со сливочным маслом)

        150ккал

        130/200

        Обед

        Салат из свежей капусты с майонезом

        Уха

        Котлета жаренная с картофельным пюре

        Кисель

        Хлеб

        846ккал

        146ккал

        193/227

        143

        244

        Ужин

        Картофельные оладьи

        Бутерброд с колбасой

        Чай

        418ккал

        182ккал

        61ккал

        Итого

        3040 ккал

        1. Подведение итогов.

        Отметить положительные моменты в работе и нарушения требований к составлению меню. Учитель выставляет оценки, назначает дежурных. Задает домашнее задание – выучить терминологию, знать назначение белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, воды, витаминов.

        videouroki.net

        Презентация к уроку по технологии (8 класс) на тему: Презентация. "Составляем меню на один день"

        Составляем меню на один день

        Слайд 2

        Калорийность рациона школьника должна быть следующей: 7-10 лет - 2400 ккал 11-13 лет – 2500 ккал 14-17лет - 2500-3000ккал если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.

        Слайд 3

        Для школьников, занимающихся в первую смену : 1-й завтрак (7.00-7.30) – 20%; 2-й завтрак (10.30-11.00) – 10%; Обед (13.00-13.30) – 35%; Ужин (18.30-19.00 часов) – 25%. Кефир (фрукты)- 10% Для школьников, занимающихся во вторую смену: Завтрак (8.00-8.30) – 25%; Обед (12.30 -13.00.) – 35%; Полдник (15.30-16.00) – 10%; Ужин (18.30-19.30) – 20%. Кефир (фрукты)- 10%

        Слайд 4

        Режим питания (регулярность приема пищи). Умеренность в употреблении пищи (энергетическая ценность рационов, соответствующая энергетическим затратам). Разнообразие питания (разнообразие рациона, обеспечивающее сбалансированность по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам). Безвредное питание Условия приема пищи.

        Слайд 5

        Для более точного и правильного определения нормы веса при расчетах учитываются три типа телосложения человека, которые можно определить по индексу Соловьева. Индекс Соловьева рассчитывается измерением окружности самого тонкого места на запястье (в сантиметрах), обхват которого свидетельствует о размере кости. Классификация типов телосложения по индексу Соловьева: 1. Астенический тип (тонкокостный): Индекс Соловьева: у мужчин - менее 18 см, у женщин – менее 15 см. 2. Нормостенический тип (нормокостный): Индекс Соловьева: у мужчин - 18-20 см, у женщин - 15-17 см. 3. Гиперстенический тип (ширококостный): Индекс Соловьева: у мужчин - более 20 см, у женщин - более 17 см

        Слайд 6

        Формула для расчета идеального веса, исходя из фиксированного весо-ростового коэффициента (рост в сантиметрах умножить на весо-ростовой коэффициент, соответствующий типу телосложения и возрасту и полученную сумму разделить на тысячу): В нижеприведенной таблице приведен рекомендуемый весо-ростовой коэффициент (г/см) для женщин в диапазоне возраста от 15 до 40 лет. Идеальный вес = ((рост (см)*коэффициент)/1000 Пример расчета: Возраст - 30 лет Рост – 168 см Тип фигуры – нормостенический Идеальный вес = (168 * 360)/1000 = 60,5 (кг) Возраст Тип телосложения Астенический Нормостенический Гиперстенический 15-18 315 325 355 19-25 325 345 370 26-40 335 360 380

        Слайд 7

        Понятие Индекс Массы Тела (ИМТ) было предложено бельгийским социологом и статистиком Адольфом Кетеле еще в 1869 году. Определение индекса массы тела (ИМТ) (для расчета вес тела в килограммах следует разделить на величину роста в метрах, возведённую в квадрат): ИМТ = вес (кг) : (рост (м))2 Пример расчета: Вес = 60 кг Рост = 168 см = 1,68 м ИМТ =60 : (1,68X1,68) = 21,26 (что является нормой)

        Слайд 8

        Этот способ расчета является достаточно строгим, но признан во всем мире. Полученное число соотносится с принятым в настоящее время соответствием: менее 15 - острый дефицит массы 15-20 - недостаточная масса тела 20-25 - норма 25-30 - избыточная масса тела 30-35 - ожирение первой степени 35-40 ожирение второй степени больше 40 - ожирение третьей степени

        Слайд 9

        Инструкционная карта Указать (девушка), возраст. Рассчитать идеальную норму веса исходя из фиксированного весо-ростового коэффициента. Определить индекс массы тела (ИМТ) Сделать вывод. Определить суточную норму калорий. Записать режим дня и рассчитать необходимую калорийность для каждого приема пищи. Составить рациональное меню на один день с учетом энергетических затрат для своего возраста Рассчитать энергетическую ценность составленного меню Соблюдать определенный порядок расположения блюд и их взаимное сочетание Заполните таблицу

        Слайд 10

        № Наименование блюда (продукты) Калорийность 100 гр. продукта (блюда), ккал Объем порции, Гр. Общая калорийность блюда, ккал. Завтрак 1. Каша рисовая молочная 97 250 243 2. Бутерброд 65 214 Батон 264 40 106 Сливочное масло 750 5 38 Сыр Маасдам 350 20 70 3. Чай с лимоном и сахаром 200 31 лимон 29 15 3 сахар 395 7 28 ИТОГО: 515 488

        Слайд 11

        № Состав блюда Количество продуктов, г Калорийность 100гр.продукта ккал. Общая калорийность, ккал Салат овощной с курицей 1 Куриная грудка отварная 150 137 205,5 2 Лук зеленый 40 18 7,2 3 Перец сладкий 50 27 13,5 4 Помидор 100 20 20 5 Огурец 50 15 7,5 6 Соль (по вкусу) 2 0 0 7 Йогурт натуральный 2 % 3 ст.л.-75г 48 36 ИТОГО: 467г 289,7ккал 1 порция - 150г 93,1ккал 100грамм 62ккал

        nsportal.ru

        Презентация по технологии на тему "Рациональное питание. Составление меню с учетом калорийности блюд." (8 класс)

        Описание слайда:

        Тест. Правильно ли вы питаетесь? 1. Как часто вы едите фрукты и овощи в течение дня? А. От одного до двух раз - 1 балл Б. От двух до трех - 2 балла В. От четырех до пяти - 3 балла 2. Ваша потребность в жидкости: А. Малая - двух чашек кофе за завтраком хватает на весь день - 1 балл Б. Полтора литра: потребность покрывается кофе, чаем, соками и напитками - 2 балла В. Два литра в день как норма, при этом пьете преимущественно воду - 3 балла 3. Самая большая порция на вашей обеденной тарелке состоит чаще всего: А. Из мяса - 1 балл Б. Картофеля, риса, овощей или салата - 2 балла 4. В вашем холодильнике находятся следующие молочные продукты: А. Сливки для кофе/сгущенное молоко - 1 балл Б. В основном свежее молоко - 2 балла В. Почти всегда свежее молоко, сыр, творог - 3 балла 5. Соевые продукты: А. Никогда не пробовали  - 1 балл Б. Используете время от времени вместо мяса - 2 балла В. Едите регулярно, даже если готовите сами - 3 балла 6. Какой из следующих вариантов больше всего подходит к вашему питанию: А. Утром только кофе, в обед шаурма или пирожки, вечером дома холодные закуски - 1 балл2 Б. Утром одно яблоко, в обед салат, вечером огромная порция макарон с соусом - 2 балла В. Утром каша, в обед смешанное горячее блюдо, вечером салат и сыр - 3 балла 7. Взгляните на свои запасы: какие жиры есть у вас дома? А. Только сливочное масло и масло для салата - 1 балл Б. Подсолнечное масло, маргарин и сливочное масло - 2 балла В.Оливковое масло, репейное масло, маргарин и немного сливочного масла - 3 балла 8. Вспомните, какой гарнир вы ели на прошлой неделе чаще всего: А. Картофель фри - 1 балл Б. Лапша из твердых сортов пшеницы - 2 балла В. Гречка, рис, картофель или лапша из муки грубого помола - 3 балла 9. Ваш основной прием пищи состоит чаще всего: А. Из одного блюда с мясом - 1 балл Б. Рыбного блюда - 2 балла В. Блюда без мяса - 3 балла Подсчитайте общее число баллов…

        infourok.ru

        Урок по технологии в 8 классе Тема: «Нормы питания. Составление меню»

        Урок по технологии в 8 классе

        Тема: «Нормы питания. Составление меню»

        Учитель технологии: Копотилова И.А.

        Тема урока: Нормы питания. Составление меню.

        Цель: формирование знаний и умений по составлению суточного пищевого рациона школьника.

        Задачи:

        - показать необходимость соответствия калорийности пищи энергозатратам человека:

        - обосновать необходимость сбалансированного питания:

        - развивать умения использовать табличные данные при составлении меню:

        - воспитание эстетических ,гигиенических норм.

        Оборудование: технологические карты, бумага,рисунки из журналов, ножницы,карандаши.

        Тип урока: комбинированный

        Методы: словесно-наглядный,частично-поисковый,творческая лабораторная работа.

        Формы: форнтальный опрос,социологический опрос,работа в группах

        Подготовка к уроку:

        1.Класс делится на дифферинцированные группы: 1-я яблоки, 2 – я груши,

        3 – я капуста, 4 – я помидоры.

        2. Подготовка памятки работы в группе.

        3. Заранее дать задание подготовить познавательные сведения о пользе и вреде пищи, разнообразных продуктов питания

        4. Для коллажа картинки,рисунки,вырезки.

        5. Для обозначения групп подготовить шаблоны фруктов,овощей.

        Ход урока:

        1. Вступительное слово учителя:

        2. Ребята! Путь к обретению здоровья, у каждого - свой. Но без правильного питания здоровье невозможно, ибо, как говорили древние «Пища должна стать лекарством, а лекарство пищей». Этот афоризм послужит девизом урока.

        Целью нашего урока является формирование знаний и умений по составлению суточного рациона школьника.

        А чтобы с хорошим настроением прошло занятие, мы сконструируем ваше второе «Я»

        Для этого возьмите чистый лист бумаги, сложите его вдоль пополам, и вместе со мной,отрывая постепенно бумагу, смоделируем каждый свою фигуру.

        Появилось ваше «Я», но для чего оно здесь? Записывайте на фигурке все, чтозаинтересовало вас во время урока.

        Прежде чем перейдем к основной работе, давайте, ребята, актуализируем знания о питательных веществах.

        - Что относится к питательным веществам?

        - Какова их роль в организме?

        - С какими продуктами питания поступают в организм, и в каком, соотношении в пище они находятся? (ответы учащихся)

        Сейчас проведем социологический опрос. «Правильно ли вы питаетесь?»

        Продолжая разговор о питании, мне хочется напомнить еще один афоризм древних философов:

        «Мы живем не для того , чтобы есть, но едим для того чтобы жить»

        Каково же должно быть питание, чтобы приносило человеку пользу?

        Существует несколько принципов рационального питания, мы поговорим с вами о трех основных: 1-й принцип – соблюдение режима питания, 2-й принцип – разнообразное питание и 3-й – умеренность в употреблении пищи.

        Расшифруем более подробно эти принципы.

        Итак мы выяснили, чтобы правильно и рационально кормить человека,экономно расходовать продукты и время, а также средства, рекомендуется заранее составлять меню.

        При составлении меню необходимо учитывать полезность пищи, полноценность и разнообразие. Пища должна легко и полностью усваиваться. При составлении меню нужно знать, каков набор продуктов, и в каком количестве нужен для человека в сутки, какова их калорийность. Наукой определены рациональные потребления продуктов питания (таблица). Энергетическая ценность продуктов питания измеряется калориями:

        Так, 1г жиров составляет в среднем 9.3 калории,а 1г белков и углеводов – 4.1 калории.

        Потребности человека, занимающимся тяжелым физическим трудом, составляют 4500-5000 калорий, а потребности человека умственного труда – 3000 калорий

        Меню составляют на день, неделю,месяц. Для составления меню необходимо знать следующее: количество калорий содержащихся в продуктах, либо калорийность одной порции блюда. Меню разрабатывают с учетомтого, что завтрак составляет 20%, обед – 50 %,полдник-10%, ужин20% всей дневной калорийности.

        Далее нам предстоит выполнить творческую лабораторную работу, для этого нам нужно разделиться по группам, т.е собраться вместе «фруктам и овощам».

        Перед вами лежат все необходимые данные для составления меню зхавтрака,обеда,полдника,ужина,бригадиры организуют работу в группе, составляют коллажи и защищают выполненную работу.

        Рефлексия: обмен мнениями (в помощь второе «Я») Результаты социологического опроса.. Общий вывод.

        Домашнее задание: Записать в тетради режим своего питания, оценить свой режим питания и при необходимости внести в него нужные коррективы.

        Приложение

        Лабораторная работа

        «Составление пищевого рациона подростка»

        Цель работы: научиться грамотно, составлять суточный пищевой рацион для подростков.

        Оборудование: таблицы химического состава пищевых продуктов и калорийности, суточной энергетической потребности детей и подростков различного возраста, суточных норм белков,жиров и углеводов в пище детей и подростков.

        Суточная энергетическая потребность детей и подростков различного возраста (Дж) 1 ккал = 4,19 кДж

        Возраст,лет

        Всего из расчета на среднюю массу тела

        3-4

        6720000-7560000

        5-7

        7560000 – 9660000

        8-11

        9450000- 12180000

        12-14

        11760000 – 13860000

        15-16

        13440000 - 14700000

        Суточные нормы белков, жиров и углеводов в пище детей и подростков

        Возраст,лет

        Белки,г

        Жиры,г

        Углеводы,г

        3-4

        50-60

        60-70

        150-200

        5-7

        65-70

        75-80

        250-300

        8-11

        75-95

        80-95

        350-400

        12-14

        90-110

        90-110

        400-500

        15-16

        100-120

        90-110

        450-500

        Ход работы:

        1. Составьте пищевой рацион для завтрака

        2. 2. Результаты работы оформите на формате А4, применяя творческую фантазию.

        3. Защита работы:

        Сделать вывод:

        а) калорийность завтрака (количество калорий)

        б) соотношение белков,жиров и углеводов в рационе, их особенности в пищевых продуктах различного происхождения

        4. Дополнить защиту информацией о различных продуктах питания

        kopilkaurokov.ru

        Практическая работа по СБО для учащихся 8 класса на тему: «Упражнения в составлении меню»

        Практическая работа по СБО для учащихся 8 класса на тему:

        «Упражнения в составлении меню»

        Ф.И.________________________________________________

        Класс_______ Дата_____________

        Цель – закрепление пройденный материал на практике.

        Задание. Составить меню на один день.

        МЕНЮ

        ___________ЗАВТРАК__________

        _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        _________ОБЕД______

        ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        __________УЖИН_______

        ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        infourok.ru

        План-конспект: "Составление меню на праздничный обед"

         Социально - бытовая ориентация

         Тема: Составление меню на праздничный обед.

        Цели:

        Коррекционно - образовательная: ознакомить с правилами составления меню завтрака, обеда, ужина на день, учитывая наличие продуктов питания и правила рационального питания, учить обучающихся составлять меню завтрака обеда, ужина, обеда на день.

        Коррекционно – развивающая: осуществлять коррекцию речевой, зрительно – слуховой деятельности, развивать мышление, умение аргументировать своё мнение.

        Коррекционно – воспитательная: воспитывать коммуникативные навыки.

        Здоровьесберегающая: создать условия по профилактике и коррекции нарушений осанки.

        Оборудование: словарное слово « Меню», карточки с названием продуктов, карточки к заданию

        «Найди ошибки», сигналы « Светофора», таблица « Меню», образец школьного меню из столовой.

        Ход урока:

        I Организационный момент.

        Упражнение «Книга»

        Наклониться вниз, не сгибая ног в коленях и постараться дотронуться кончиками пальцев рук до пола, задержаться в таком положении до 20с.

        II Введение в тему. Целеполагание и планирование деятельности на уроке.

        1 Игра « Составь пословицу».

        2 команды. Задание: пословицы рассыпались. Какая команда быстрее составит пословицу из предложенных слов.

        - Работай до поту, так и поешь в охоту.

        - Не красна изба углами, а красна пирогами.

        - У Дарьи в дому оладьи в меду.
        - Дели с дружком пирожок с творожком.

        2 Беседа.

        Работая, занимаясь спортом, трудом и даже отдыхая, человек расходует энергию, которая пополняется за счёт питания.

        Для того чтобы пища приносила человеку пользу, нужно питаться правильно, это значит соблюдать режим питания:

        • Что значит соблюдать режим питания?
        • Сколько раз должны питаться дети?
        • Назовите приёмы пищи?
        • Что нужно каждой хорошей хозяйке, прежде чем приготовить завтрак, обед, ужин.
        • Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?
        • Давайте поставим цели урока?

        Тема урока записывается в тетрадь и открывается на доске.

        III Изучение нового материала.

        1 Рассказ учителя.

        Что же такое меню? (словарное слово)

        Меню - это список блюд приготовленных к завтраку, обеду и ужину.

        Меню в столовых составляется заранее на несколько дней вперёд. Чтобы правильно составить меню, надо выполнить ряд требований.

        1.Во-первых, меню надо разнообразить в течение дня. Если на завтрак была каша, то в обед надо приготовить картофельное пюре или солянку, а на ужин макароны. Если на первое в обед был рисовый суп, то можно ли на второе готовить рисовую кашу? (нет, нельзя, блюда не должны повторяться.) Ну, а если на первое щи, то на второе не пойдёт солянка.

        2.В течение недели продукты тоже надо чередовать. Первые блюда в обед ежедневно меняют. Например: 1-й день - суп-лапша, во 2-й - суп гороховый, в 3-й-суп рисовый и т.д. вторые блюда так же нужно менять ежедневно. То есть, должно быть, правильное сочетание продуктов питания — это, во-вторых.

        Разнообразная пища нужна для сохранения здоровья человека.

        З. Нужно учитывать, что завтрак, ужин состоит из двух блюд, обед должен состоять, из трёх блюд, а перед обедом полезна небольшая закуска - салат из свежих или квашеных овощей.

        При составлении меню учитывать:

        (вывешивается таблица)

        МЕНЮ

        Разнообразное

        Состоит из салата и 2-х или

        3 – х блюд, на обед салат.

        Правильное сочетание продуктов питания

        2. Практическая работа. « Составление меню завтрака».

        Выполняется фронтально на наборном полотне.

        Карточки с названием продуктов:

        Яйцо, молоко, хлеб, ветчина, сахар, чай.

        Образец меню, которое должно получиться.

        1 Омлет . 2 Бутерброд с ветчиной. 3 Чай с сахаром.

        3 Практическая работа. Составление меню обеда.

        Из предложенных продуктов выбрать те, которые понадобятся для приготовления блюд к обеду, и составить меню обеда.

        Бригадам раздаются карточки с названием продуктов.

        1 бригада 2 бригада

        Свежие помидоры свежие помидоры

        Свежие огурцы зелёный лук

        Свежая капуста фасоль

        Картофель курица

        Свекла гречка

        Морковь компот

        Лук хлеб

        Рыба картофель

        Картофель лук

        Компот морковь
        Хлеб

        Образцы меню, которое должно получиться у каждой бригады.

        1-я бригада 2 бригада

        1 .Салат из свежих огурцов и помидор 1 .салат из свежих помидор и зелёного лука

        2.борщ из свежей капусты 2.суп из фасоли

        3.жареная рыба с картофельным пюре 3.отварная курица с гречкой

        4.компот 4. компот

        5.хлеб 5.хлеб

        - Каждая бригада зачитывает своё меню обеда.

        4. Физминутка. Точим нож, точим нож

        Будет очень он хорош. Будет резать он припасы: Масло, сало, хлеб, колбасы, Помидоры, огурцы...

        Угощайтесь молодцы!

        5 Практическая работа. Составление меню ужина. Выполняется в рабочих тетрадях на печатной основе (З. Н Миронюк, Н.А Ивершина)

        Задание 1.

        • Как мы называем вечерний приём пищи?
        • В какое время полезней всего ужинать?
        • Какой объём пищи следует съедать за ужином?

        Задание 2.

        Продукты: молоко, хлеб, масло, сахар, манная крупа, чай, колбаса. ( первая группа)

        Продукты: вермишель, колбаса, сахар, чай, масло, хлеб. ( вторая группа)

        Взаимооценка работы групп.

        IV Закрепление изученного материала.

        Работа по карточкам « Найди ошибку».

        Работа в парах.

        Для слабых учащихся:

        1 Вредно принимать пищу в одни и те же часы.

        2 Без питания человек может прожить 1 год.

        3 Питаться нужно 2 раза в день.

        Для сильных учащихся:

        1 Человек ест, чтобы получать удовольствие.

        2 Полезно съедать, за один раз много пищи, особенно на ночь.

        3 Ужин должен быть не позднее 22 часов.

        4 Главная работа желудка – переваривать пищу, а помогает ему в этом яблочный сок.

        Прочитайте предложения, исправьте ошибки.

        Прочитайте правильные ответы.

        2 Просмотр школьного меню на день.

        Работа в группах. Оценка меню.

        V Итог урока. Обобщающая беседа.

        Назовите тему урока, над которой мы работали?

        Что такое меню?

        Что мы должны учитывать при составлении меню?

        VI Рефлексия деятельности. Самооценка. Методика «Светофор».

        Если ты научился составлять меню завтрака, обеда, ужина на день, то подними зелёный кружок.

        Если есть ещё проблемы при составлении меню завтрака, обеда, ужина на день, то подними жёлтый кружок.

        Если ты не научился составлять меню завтрака, обеда, ужина на день, то подними красный кружок.

        nsportal.ru

        Разработка практического занятия на тему "Составление меню"

        Областное государственное автономное

        профессиональное образовательное учреждение

        «Шебекинский агротехнический ремесленный техникум»

        ОТКРЫТЫЙ УРОК

        «Составление меню»

        практическое занятие

        Разработал: Шокурова Наталья Николаевна,

        преподаватель спецдисциплин

        первой категории

        Шебекино,

        2016 год

        Открытый урок

        По дисциплине: «Организация обслуживания» 
        Тема занятия: «Составление меню»
        Для специальности: «Технология продукции общественного питания» 
        Подготовил преподаватель: Шокурова Наталья Николаевна 
        Место работы: ОГАПОУ ШАРТ 
        Пояснительная записка 

        Данное занятие предназначено для обучения обучающихся по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания».

        Проведение практической работы производится после изучения таких тем как:

        1.Введение. Общая характеристика процесса обслуживания

        2.Характеристика торговых помещений. 

        3.Столовые посуда, приборы, бельё. 

        4. Информационное обеспечение процесса обслуживания. 

        После изучения последней темы предусмотрено проведение практической работы «Составление меню».

         Меню – это часть концепции предприятия питания и в то же время реклама. Многие предприятия в настоящее время составляют этот важный документ без учета ряда правил, что приводит к искажению информации, непониманию её многими посетителями. [1]

        Выпускники – специалисты техникума, согласно программе, должны приобрести компетенции (способность применять знания, умения, отношения и опыт в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях) по составлению и оформлению меню. Урок – практическая работа «Составление меню» позволяет сформировать основы компетенций по составлению и оформлению меню. 

        Тип занятия: практическая работа:

        Цели занятия:

        Развивающие: 

        1. Формирование профессиональных компетенций по составлению меню и работе с нормативной документацией с использованием информационных технологий; 

        2. Развитие профессиональной культуры, определенной профессиональными и образовательными стандартами специальности. 

        3. Развитие профессионально-значимых качеств специалиста 
        Образовательные: 

        1. Закрепить правила составления меню. 
        Воспитательные: 

        1. Воспитывать культуру труда, ответственность, организованность. 
        Методы обучения

        - практические 

        - наглядные 

        - словесные 

        Междисциплинарные связи: 

        Организация производства. 

        Технология продукции общественного питания. 

        Информационные технологии в профессиональной деятельности. 

        Средства обучения

        - дидактический материал для выполнения практической работы (задание на практическую работу, ассортиментный перечень блюд и закусок, последовательность расположения закусок, блюд и напитков в меню) 

        - слайды-схемы, созданные в электронном варианте в программе MS

        Power Point 

        - учебники авторов Кучер Л.С, Шкуратовой Л.М. «Организация обслуживания на предприятиях питания»; Радченко Л.А. «Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания» 

        -сборники рецептур 

        Технические средства обучения: 

        - компьютер 

        - проектор 

        - экран (или интерактивная доска) 

        Учебное место: кабинет № 22

        Ход занятия:

        1. Организационный момент: 

        -проверка присутствующих; 

        - оценка готовности аудитории 

        - подготовка учебников, сборников рецептур блюд 2-3 мин. 

        2. Мотивация, сообщение темы, цели занятия. 

        Значение изучаемой темы, взаимосвязь данной темы с предыдущей. 
        «По результатам практического занятия будет выбрано лучшее меню»

        Меню – это важное средство информации для предприятия питания, носитель рекламы, показатель статуса предприятия питания. [1]

        Меню – это информация для потребителей. По меню можно судить о типе, классе предприятия. 

        Оно должно быть составлено в соответствии с требованиями к данному типу предприятия питания и в соответствии со стандартом. (ГОСТ Р 50762 от 2007года, Постановление Правительства РФ от 15.08.1997г. №1036 (в ред. от 10.05.2007г. № 276) «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания». 

        К составлению меню предъявляется ряд требований, которые мы повторим. 3-4 мин. 

        3.Актуализация знаний обучающихся. 

        Фронтальный опрос – 5-7 мин. 

        Вопросы: 

        1. Что называется меню? 

        2. Перечислите принципы составления меню, охарактеризуйте каждый 

        3. Перечислите виды меню. Дайте каждому краткую характеристику. 

        4. Какое должностное лицо составляет меню? 

        5. Назовите нормативные документы, на основании которых составляется меню. 

        6. Перечислите правила, предъявляемые к составлению меню. 
        Примеры размещения и оформление меню посмотрим в презентации, подготовленной студентами. 

        Демонстрация презентации, выполненной студентами с целью наглядного ознакомления с правилами оформления меню. – 5 мин. 10 мин. 

        4. Самостоятельная работа обучающихся 

        - Изучение обучающимися задания на практическую работу. 

        - Пояснения преподавателя по выполнению практической работы. 

        Выполнение практической работы с применением ПК - составление меню. Текущий инструктаж в ходе выполнения практической работы. 60 мин 

        5. Подведение итогов практической работы 

        1 вариант. 

        Из числа обучающихся выбираются 4 человека и делятся на две микрогруппы. Одна микрогруппа – посетители, другая – рестораторы. За 5 мин. им необходимо провести предварительный краткий, устный анализ меню с точки зрения посетителя и ресторатора. 

        Критерии для группы «посетителей»: 

        - разнообразие блюд; 

        - сочетаемость продуктов в блюде; 

        - стоимость блюда; 

        Критерии для группы «рестораторов»: 

        - соответствие меню типу и классу предприятия питания; 

        - порядок расположения блюд в меню; 

        - выход блюд; 

        - описания блюд. 

        «Уважаемые обучающиеся. Сегодня вы научились составлять меню. Мы услышали мнение наших экспертных групп. Я его прокомментирую. Цель достигнута полностью. Оценки за урок. (выставление оценок). Всем спасибо, урок окончен». 

        2 вариант. 

        (Если нет возможности распечатать все меню на принтере). Преподаватель проверяет грамотность составления меню. Делает устный анализ. Выставляет оценки. 

        Резервное задание: 

        Письменный опрос по карточкам-заданиям «Правила составления меню». Обучающимся выдается меню, составленное с ошибками. Необходимо найти ошибки – 5-7 мин. 5-7 мин 

        6. Домашнее задание. 

        Проанализируйте меню реальных предприятий г. Шебекино и области по месту жительства на соответствие действующего меню нормативным документам 1 мин. 


        Библиография: 

        1. ГОСТ Р 50762-2007 "Общественное питание. Классификация предприятий". 

        2. Радченко Л.А. «Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания» Академия, Москва, 2014. 

        infourok.ru


        Смотрите также

      Регистрация на сайте

      Пароль будет отправлен тебе на e-mail.

       

      ×