Как подростка научить учиться


Как научить подростка учиться? Советы родителям

Здравствуйте, уважаемые читатели нашего блога! Сегодня в статье мы обсудим важный вопрос: как научить подростка учиться? Эта проблема в определенный момент возникает в каждой второй семье. Она требует индивидуального подхода и обдуманного поведения родителей.


Как научить подростка учиться? Эта проблема в определенный момент возникает в каждой второй семье. Она требует индивидуального подхода и обдуманного поведения родителей.

Причины снижения интереса к учебе у подростка

Подростковый возраст – это сложный период в жизни детей и родителей. В начальных классах малыши с интересом воспринимают учебу, старательно впитывают новые знания. По мере взросления в их жизни появляются масса новых интересов. Это и спортивные увлечения и общение со сверстниками. Падение интереса к урокам часто начинается в 12–13 лет, что психологи связывают с внешними и внутренними факторами.

Подавляющее большинство родителей используют в воспитании авторитарную модель. Они начинают наказывать ребенка за плохие оценки. Но чем больше возникает запретов, тем чаще в семье бывают скандалы, недопонимание и недоверие.

Основные причины снижения интереса к учебе у подростка

  • Манера преподавания уроков в школе. Многие учителя не могут заинтересовать детей предметом. Они дают информацию пресно, отбивая всякий интерес к поиску новых знаний и саморазвитию.
  • Психологические переживания личного характера. Нередко в подростковом периоде начинаются конфликты за роль в компании или классе, посещает первое чувство влюбленности. Моральный дискомфорт отражается на самочувствии в виде бессонницы, нервозности, появляется рассеянность.
  • Большое количество дополнительных секций и кружков. Некоторые родители начинают нагружать ребенка языковыми и факультативными занятиями, спортивными секциями. Они только усиливают нервное напряжение и не дают сосредоточиться на получении основных знаний.
  • Психотип ребенка. В период гормонального дисбаланса начинают активно проявляться черты характера. Важно своевременно заметить, к чему тянется подросток. Необходимо развивать его в направлении гуманитарных или точных наук. Существует немало примеров гениальных физиков и биологов, которые не освоили до конца правила правописания.
  • Проблемы в семье. Многие родители продолжают относиться к ребенку как к малышу, не воспринимают серьезно его мнение. Подростки болезненно переживают любые ссоры и распри между взрослыми, а развод становится причиной сильнейшего стресса.
  • Заболевания нервной системы. Врачи объясняют, что некоторые аномалии и патологии не проявляют себя до определенного периода. Задержка психического развития поддается коррекции в дошкольном возрасте, но иногда через годы возникают последствия в виде неусидчивости, отсутствия внимания, повышенной раздражительности. При появлении подобных проблем может потребоваться консультация эндокринолога. Расстройства гормонального фона и болезни щитовидной железы также могут ухудшить усвоение учебного материала.

Я — неудачник?

Среди распространенных причин, влияющих на нежелание ребенка учиться, выделяется отсутствие мотивации. Подросток не может проявить свои способности и раскрыться в полную силу. Он считает себя неталантливым, не хочет бороться с ленью. Он оправдывает плохие оценки тем, что учителя не замечают его исправления и не дают ему шанс подняться выше. У таких детей часто проскакивают словосочетания «я – невезучий» и « я – неудачник».

Не менее распространенный фактор, осложняющий ситуацию, – давление родителей в выборе дальнейшей профессии. Ребенок в силу возраста и отсутствия жизненного опыта не понимает всей значимости этого периода, не задумывается о последствиях халатного отношения к учебе. Взрослым сложно донести все плюсы занятий английским языком или географией с позиции учебы в институте и построения карьеры.

Как убедить подростка учиться

При появлении проблем с учебой родителям важно не усугубить ситуацию, прибегая к многочисленным упрекам и нравоучениям. Наилучший способ правильно выйти из конфликта – совместная работа с психологом, специализирующимся на подростковой поведенческой психологии. Первые занятия зачастую проводятся только с взрослыми, что помогает незаметно и мягко скорректировать отношения в семье.

Доказано, что угрозы и запреты не могут исправить ситуацию. Попытка лишить подростка игры в компьютере или других гаджетах вызывает ответную агрессию и не повышает успеваемость.


Попытка лишить подростка игры в компьютере или других гаджетах вызывает ответную агрессию и не повышает успеваемость.

Психологи разработали целую программу, как убедить подростка учиться и заново полюбить школьные занятия. Она состоит из нескольких шагов.

Основные шаги к взаимопониманию с подростком

  1. Необходимо аккуратно завоевать доверие ребенка, раскрыть его чувства и интересы. Для этого следует навсегда отказаться от метода запугивания и давления, не применять угрозы. Традицией должно стать ежедневное общение на общие темы, обсуждение интересных книг и фильмов.
  2. Не следует навязывать собственное мнение и видение будущего ребенка. Родители должны давать ощущение свободы, обсуждать принятые решения и принимать поступки без осуждения. Постепенно восстановятся доверительные отношения, кроха научится слышать и понимать взрослых.
  3. Необходимо забыть о нехватке времени на совместные прогулки, игры, просмотр передач. Ребенку важно чувствовать близость и тактильный контакт, поддержку родных. Это придает уверенности в поступках, помогает справиться со стеснением в школе.
  4. Искренне интересоваться хобби и увлечениями детей. Полезно участвовать в организации поездок и походов от секций, которые посещает чадо. Это повышает авторитет родителей, объединяет семью за общим делом.
  5. После восстановления доверия психологи рекомендуют мотивировать подростка на самостоятельные решения и поступки. Они должны начинаться с небольших домашних обязанностей, а ребенка важно хвалить и благодарить за помощь.
  6. При сложных ситуациях мотивацией может стать первая работа. В возрасте 14–16 лет в летний период подростка можно устроить на расклейку объявлений или предложить другой неквалифицированный труд. Это лучший способ знакомства со взрослой жизнью и ответственностью. К тому же, родителям будет проще объяснить необходимость дальнейшей учебы в колледже: если он не хочет учиться, то должен быть готов к тяжелой и малооплачиваемой работе.

Заинтересованность к учебе не сразу проявит себя. Иногда требуется длительная работа с родителями, которым приходится заново выстраивать отношения между собой и внутри семьи. Психологи рекомендуют проявить максимум терпения, не заставлять учиться или посещать дополнительные занятия через силу во время терапии.

Советы психологов для родителей

В подростковом периоде в жизни ребенка появляются новые авторитеты, возникает первая любовь и яркие увлечения. Учить уроки становится скучно и неинтересно, ведь это мешает общению и прогулкам с друзьями. Нужно ли заставлять чадо отказываться от важных для него моментов в пользу будущей карьеры? Психологи советуют ежедневно соблюдать правила поведения, которые помогут наладить отношения и не спровоцируют ухудшение ситуации.

Несколько правил поведения для родителей

  • не ругать за плохие оценки, не оскорблять ребенка;
  • ставить реальные задачи на четверть или полугодие;
  • не завлекать к учебе новым смартфоном;
  • замечать даже небольшие успехи, хвалить за исправленные оценки;
  • проявлять уважение к личности, разговаривать без повышения голоса;
  • всегда следует предлагать помощь в уроках, но не навязывать ее;
  • не сравнивать подростка с детьми знакомых и отличниками из класса.

Объяснять пользу учебы необходимо мягко и без излишней настойчивости. Важно помочь ребенку правильно распределять время между уроками и увлечениями, чтобы не возникало переутомления. Во время экзаменов или сложного тестирования необходимо следить за полноценным питанием, давать витаминные комплексы, создавать условия для отдыха.

Заключение

Сегодня в статье мы затронули тему, как научить подростка учиться без ссор и излишнего давления. Это сложный процесс, требующий терпения от каждой стороны. Многие из нас допускают ошибки в общении с подростками, что только ухудшает отношения в семье и негативно отражается на учебе. Можно ли заставить детей относиться к урокам ответственно через силу?

Подписывайтесь на наш блог с интересными обновлениями и поделитесь с другими родителями своими рекомендациями и мнением.

­

kinderboo.ru

Как заставить подростка учиться: советы родителям

Как заставить подростка учиться? Этот вопрос задают себе многие родители, у которых дети вступили в возраст тринадцати – шестнадцати лет. Подростки становятся неуправляемыми и непредсказуемыми, порой проявляя немотивированную агрессию. Мы часто не можем понять, что с ними происходит и как следует реагировать на внезапное нежелание выполнять свои школьные обязанности. Большинство заботливых мам и пап хватаются за голову, когда любимое чадо вдруг отказывается придерживаться привычного распорядка дня, и не знают, как заставить учиться подростка. Советы психолога помогут разобраться в этом непростом вопросе.

Истоки проблемы

Главное отличие молодого человека, только готовящегося вступить в самостоятельную жизнь, от взрослого заключается в том, что он ко всему относится слишком серьезно. Физиологические изменения, происходящие в организме, подросток воспринимает как нечто сверхъестественное. Некоторые психологические затруднения в этот период жизни способны вызвать у него настоящий приступ паники.

Агрессия служит своеобразным способом защиты молодого человека от «недружелюбного» внешнего мира. Немаловажным моментом в это время становится вопрос о том, как заставить подростка учиться. Психология юношей такова, что они все советы старших рассматривают с точки зрения собственного неустойчивого внутреннего мира. Воспринимая любую проблему сквозь призму своих представлений о том, как устроена жизнь, они нередко страдают от излишней впечатлительности.

Доверительное общение

Это первая задача, на решение которой должен направить свои усилия родитель, если заметил существенное снижение успеваемости. Подумайте о том, чем вызвано такое изменение в поведении вашего сына или дочери. Следует в первую очередь размышлять не о том, как заставить подростка учиться, а обратить внимание на его настроение, с которым он садится выполнять домашнее задание. Помните о том, что уроки в школе могут быть невероятно утомительными, и не нужно требовать от ребенка, чтобы он учился только на «хорошо» и «отлично». В конце концов, оценки ничего не решают в жизни. Важны сами знания и, конечно, умение их применить.

Доверительное общение между родителями и детьми начинается в тот момент, когда они отказываются от необходимости в чем-либо друг друга обвинять. Делитесь с собственным сыном или дочерью своими тревогами, мыслями, чувствами, переживаниями. Не следует думать, что подросток настолько эгоистичен, что не в состоянии обращать внимание на эмоции окружающих. Надо сказать, он, напротив, сильно зависит от реакции близких родственников, друзей на те или иные события. Рассказывайте ребенку о том, что произошло за день, тогда и у него возникнет потребность делиться с вами наболевшим.

Организация места для занятий

Многим детям не хватает личного пространства в семье. Индивидуальные границы должны иметься у каждого человека. Только в этом случае он будет чувствовать себя комфортно и свободно. Если ребенок лишен возможности уединения в собственной комнате и постоянно вынужден взаимодействовать с толкающимися туда-сюда домочадцами, это утомляет всех. Сын или дочь могут сделаться раздражительными. Здесь не может и речи идти о том, как заставить подростка учиться.

Правильная организация места для занятий – это необходимое условие для успешного обучения. Вот увидите, ребенок станет намного дисциплинированнее, если будет знать, что у него дома имеется отдельный уголок для приготовления уроков. Такой подход к учебе поможет привести в конечном итоге к весьма неожиданным результатам. Нередки случаи, когда юноши и девушки в старших классах начинали глубже осваивать предметы только потому, что у них были в квартире соответствующие условия. Если для вас актуален вопрос о том, как заставить подростка хорошо учиться, примите к сведению сей нехитрый совет.

Индивидуальность

Ваш ребенок ленивый, стеснительный или, напротив, чрезвычайно активный? Каким бы он ни был, постарайтесь не давить на него своими требованиями в отношении учебного процесса. Обучение в школе – задача непростая, результат зависит от многих факторов. Не следует думать о том, как заставить подростка хорошо учиться в школе, если вы не интересуетесь его внутренним состоянием. Обращайте в первую очередь внимание на воспитание индивидуальности. Поверьте, ребенок будет вам за это невероятно благодарен. Не нужно смотреть на собственных детей, как на людей, которые обязаны оправдывать ваши ожидания.

Практика показывает, что чем больше вы возлагаете надежд на собственное чадо, тем меньше у него остается шансов действительно реализовать их. Гордитесь детьми в любом случае, а не только тогда, когда они получают хорошие оценки или побеждают на школьных олимпиадах. Развитие индивидуальности начинается с осознания того, что ребенок сам по себе является большой ценностью. Как заставить подростка учиться? Просто не мешайте ему быть самим собой, раскрывать собственный внутренний мир.

Своевременная похвала

Она придется кстати, когда возникают определенные трудности с пониманием той или иной темы. Помните, что не всегда школьные предметы даются легко. Доброе слово способно исцелить душу, направить на нужный путь, попробовать сделать первый робкий шаг. Чтобы постоянно не задаваться вопросом о том, как заставить подростка учиться в школе, лучше больше хвалите собственное чадо. Вы удивитесь тому, как ребенок начнет расцветать прямо у вас на глазах. Такой подход поможет сформировать у него адекватную самооценку и достичь в будущем больших побед.

Мотивирующая беседа

Иногда предпринимать определенные шаги в отношении ребенка и его успеваемости все же необходимо. Как заставить ребенка – подростка учиться? В том случае, когда он всячески отвергает процесс получения новых знаний, следует запастись терпением. Проявите твердость характера, проведите соответствующую беседу. Объясните, почему так важно получить в жизни хорошее образование, что может дать умение усваивать нужную информацию.

Отказ от нотаций

Большинство родителей грешат тем, что постоянно осыпают собственное чадо упреками. Этого нельзя делать. Помните о том, что подросток больше всего на свете ценит свободу и независимость. Конфликта с родителями нельзя избежать, когда они предъявляют слишком жесткие требования. Даже если ребенок допустил существенный промах, не стоит постоянно напоминать ему об ошибке. Отказ от нотаций позволяет добиться большего эффекта, нежели постоянное желание поучать.

Заинтересовать предметом

Вспомните: наверняка и у вас в школе имелся нелюбимый урок, с которого так и хотелось сбежать, оставив позади все волнения? Поверьте в то, что и современный ученик способен испытывать те же самые чувства. Не всем легко дается изучение математики или русского языка. Однако стоит помнить о том, что любой предмет можно сделать интересным, если подключить фантазию. Предложите ребенку свою помощь.

Взгляните с другой стороны на изучаемый объект, возможно, удастся найти для себя что-то полезное. Прочитайте вместе скучное и неинтересное (как кажется) литературное произведение и убедитесь в том, каким увлекательным оно станет в глазах подростка. Главное, чтобы он смог получить больше свежих впечатлений.

Расставить приоритеты

Проблема в обучении многих детей заключается в том, что у них отсутствует навык четкого распределения нагрузки. Придя после школы домой, они сразу первым делом садятся за компьютер. Не все умеют вовремя отвлечься и переключиться на выполнение домашних заданий. Некоторые учащиеся в результате приходят в класс с невыполненными уроками. Стоит ли говорить о том, что учителя все чаще остаются ими недовольными? Именно так и падает успеваемость, а ребенок теряет интерес к учебе.

Помогите подростку расставить приоритеты. Девочка или мальчик в тринадцать – шестнадцать лет обладают уже достаточно развитым сознанием и волей для того, чтобы суметь себя организовать. Им требуется только четко понимать, зачем делать тот или иной урок и почему именно сейчас. Объясните ребенку, почему вначале необходимо выполнять самые сложные задания: голова еще свежая, легко усваивать материал. Пусть в сутках найдется время и общению с друзьями, походам в кино, а не только бесконечному просиживанию за учебниками. Когда день будет расписан по часам, он сам удивится тому, что станет больше успевать, а оценки тем временем станут значительно выше.

Позитивный настрой

В любом случае важно сохранять бодрость духа и оптимизм. Ребенок должен усвоить, что неразрешимых проблем не существует. На собственном примере продемонстрируйте, что любые сложности можно преодолеть, если браться за их решение с улыбкой. Позитивный настрой способствует повышению концентрации внимания, вдумчивому изучению учебного материала.

Таким образом, существует множество способов, как заставить подростка учиться. Советы родителям, изложенные в данной статье, направлены в первую очередь на установление личного контакта, формирование взаимопонимания между взрослым и ребенком.

fb.ru

Как заставить подростка учиться? Советы психолога

Переходный возраст сложный этап не только в жизни ребенка, но и его родителей. Подросток стремится проявлять самостоятельность, показывает свою независимость и непокорность обществу. Хорошо если он пытается самоутвердиться в учебе, но зачастую подросток ищет себя в других сферах деятельности, забывая о необходимости учиться. Родителям потребуется терпение и советы опытных психологов, чтобы помочь своему ребенку преодолеть этот рубеж и возродить его интерес к учебе.

Особенности подросткового возраста

Подростковым возрастом принято считать период перехода от детства к зрелости, он приходится на промежуток времени от 11 до 15-19 лет. В это важное для ребенка время происходит его подготовка к будущей взрослой жизни, выполнению профессиональных и семейных обязанностей. Трудность переходного возраста в том, что к подростку перестают снисходительно относиться как к ребенку, но привилегиями взрослых он еще пользоваться не может.

Кроме того, в этом возрасте происходит гормональная перестройка организма, ребенку трудно привыкнуть, принять свою быстро меняющуюся внешность. Психика так же претерпевает изменения, юноши и девушки начинают проявлять интерес друг к другу. Поэтому на первое место вместо учебы приходит беспокойство по поводу своего внешнего вида, обретение навыков общения с противоположным полом.

В период взросления дети выражают свое неповиновение родителям, отказываются их слушать, вступают с ними в конфликт. Это связано с поиском собственного места в жизни, попыткой ощутить себя взрослым самостоятельным человеком. Если окружающие взрослые проявляют к подростку неуважение, постоянно обвиняют его и принуждают к совершению тех или иных действий, он становится бунтарем, восстает против общества и принятых в нем норм поведения.

Важно! В зависимости от характера и личных особенностей ребенка, в переходном возрасте он может потерять интерес к учебе. Родителям, чтобы знать, как исправить ситуацию, нужно сначала разобраться, с чем связано нежелание подростка учиться.

Возможные причины потери интереса к учебе

Подростковый возраст это период испытаний для каждого человека, так как взрослеющей личности приходится сталкиваться с множеством проблем. Возможно, одна из таких проблем является главной причиной потери заинтересованности к учебе:

  • Неравномерное развитие подростков. К 12- 14 годам проявляются заметные различия в созревании детей. Отстающие в своем развитии (росте и других физических данных) мальчики и девочки чувствуют себя неполноценными в общении со сверстниками. Убежденные в своей непривлекательности, они замыкаются в общении с одноклассниками, предпочитают, чтобы их не замечали. Возможно, из-за этого они перестают участвовать в обсуждениях тем на уроках, избегают школьных мероприятий, начинают прогуливать занятия.
  • Конфликты в школе. В период достижения половой зрелости тинэйджеры становятся раздражительными и агрессивными, относятся к своему ближайшему окружению с повышенной критичностью. Возможно, потеря интереса подростка к учебе связана с тем, что
  1. Одноклассники дразнят его, унижают или проявляют агрессию.
  2. Он вступает в конфликты с учителями, выражает к ним неуважение.
  3. Он агрессивно ведет себя с одноклассниками, занимается выяснением отношений вместо учебной деятельности.
  • Повышенная обидчивость, болезненное восприятие любой критики в свой адрес. В эти годы ребенок формирует представление о себе на основе мнения одноклассников, учителей, друзей, ближайшего окружения. Поэтому несколько замечаний учителя, особенно если он критикует ученика перед всем классом, наносят ему психологическую травму, вызывают дискомфорт. В следующий раз, учащийся будет избегать отвечать у доски, предпочтет сразу получить двойку, нежели быть осмеянным своими одноклассниками за глупый ответ.
  • Интенсивный рост организма. К 12-15 годам человеческое тело претерпевает существенные изменения, растет с ускоренной силой. При нехватке питательных веществ, витаминов и микроэлементов учащийся не может сконцентрироваться на уроках, так как на учебу просто не хватает сил, организм истощен. Родителям следует обратить внимание, если у ребенка постоянные головные боли, хроническая усталость, головокружение, – это повод обратиться к врачу, изменить рацион питания и режим дня.

Кроме изменений, происходящих с физическим телом и психикой тинэйджера, отсутствие желания учиться может быть связано с неблагоприятным влиянием ближайшего окружения.

Внешние факторы, снижающие мотивацию

Желание к учебе у подростка могут отбить родители, учителя, друзья.

Слишком жесткие, авторитарные родители подавляют личность своего чада. С годами терпение ребенка заканчивается, а с наступлением переходного возраста происходит «взрыв». Тинэйджер, уставший от бесчисленных приказов и нравоучений, выходит из-под контроля, вступает с родителями в открытую конфронтацию или попросту игнорирует все их требования. Поэтому, плохая учеба становится способом доказать родителям, что они потеряли свой авторитет и влияние.

Интерес к школьному предмету напрямую зависит от личности учителя, его способности найти подход к каждому ученику, способов подачи материала. Если учитель оскорбляет учеников, не уважает их, прилюдно высмеивает за ошибки или недостатки, желание учиться пропадет у каждого. Подросток, видя в школе пренебрежение и неуважение к себе, будет прогуливать уроки. Скучная подача материала, так же снижает мотивацию учащихся. Родителям нужно обратить внимание, не происходило ли смены учителей в тот период, когда у их ребенка снизилась успеваемость.

В переходном возрасте незрелые личности сильно подвержены влиянию извне. Подростку достаточно попасть в плохую компанию, где учеба считается делом постыдным, неинтересным и он примет это поведения за образец, эталон. В современное время родителям сложно контролировать общение своего ребенка, ведь при отсутствии посиделок с друзьями он может общаться с ними через интернет.

Как вернуть интерес ребенка к учебе: Советы психолога

Способы воздействия родителей на подростка зависят от причин, по которым он перестал учиться. Перестройку организма, половое созревание никому отменить ни в силу, однако правильное поведение родителей, тактичное отношение к детям способно смягчить острые углы, облегчить сложный период в жизни формирующийся личности.

Психологи дают следующие советы, как повысить интерес подростка к учебе, в зависимости от ситуаций:

1.Если причиной плохой учебы стала неуверенность в себе (в физических или интеллектуальных данных) родителям нужно повысить самооценку тинэйджера. Нужно постоянно говорить ему, какой он хороший, о его положительных чертах характера и достоинствах внешности.

Самооценка повышается, когда личность обретает самоутверждение в обществе. Возможно, у ребенка талант к рисованию, красивый голос, хорошая физическая выносливость – этим достоинствам нужно найти применение, развивать любые таланты. Видя свои успехи в любимой деятельности, тинэйджер почувствует собственную значимость, обретен уверенность в своих силах. Повышение самооценки положительно скажется на учебе, взаимоотношениях с учителями и сверстниками.

2.С излишней агрессивностью и раздражительностью родителям справиться будет сложнее. Если такие проявления связаны с гормональной перестройкой организма, это закончится через некоторое время. Родителям нужно понять, что наступил возраст, когда с их «малышом» придется разговаривать на равных, уважительно без лишних упреков. При этом, проявление неуважения к себе нужно строго пресекать, ребенок не должен переходить допустимую границу.

3.Лучший способ для родителей заставить подростка учиться – личный пример. Если ученика родители заставляют делать уроки, а сами в это время смотрят телевизор или сидят в интернете, такая несправедливость вызовет в нем возмущение, нежелание учиться.

Когда в доме общая атмосфера расслабленности, ребенку тоже хочется отдохнуть, чем-нибудь развлечься. Поэтому, во время, предназначенное для выполнения домашнего задания, родителям лучше заняться какой-либо полезной деятельностью. Они могут учить иностранный язык, читать книги, осваивать новый кулинарный рецепт, заниматься ремонтом бытовой техники и прочим. Сами того не желая, дети тоже займутся полезным делом, рано или поздно сядут за уроки.

4.Если неприязнь к учебе сопровождается подавленностью, апатией, хронической усталостью – родителям нужно позаботиться об отдыхе и полноценном рационе ученика. В современное время школьные программы сложные, темп урока быстрый, поэтому сразу после школы нельзя заставлять учащегося делать домашнее задание. Должно пройти минимум 2,5 часа после занятий, прежде чем ученик возьмется за домашние уроки.

Кроме того, отдых должен быть разнообразным, включая прогулки на свежем воздухе, выезды на природу. Современные дети привыкли часами сидеть за компьютером, школьной партой, телевизором, это очень вредно для растущего организма и негативно сказывается на учебе.

Как замотивировать ребенка (подростка) на учёбу? Как заставить ребёнка учиться?

В любом случае, родители не должны давить на детей в подростковом возрасте, насильно заставлять их учиться под страхом наказания. Намного более эффективной окажется правильная мотивация, объяснение подростку, какую роль в судьбе человека играет образование. Доверительные отношения с ребенком станут возможны, если родители будут на его стороне, постараются понять трудности переходного возраста и проявят терпение, участие.

Статья обновлена:

motivacii-net.ru

причины, советы психолога. Что делать, если подросток не хочет учиться

: Время прочтения:

В нашем журнале психологи, психотерапевты и психиатры отвечают на вопросы читателей. Присылайте свои истории и вопросы в фейсбуке или вконтакте.

Здравствуйте!

Сын перестал учиться, уроки не делает. Оценки все хуже и хуже. В этом месяце уже третья двойка, хотя до шестого класса ниже четверки никогда не приносил.

Деньгами поощрять пробовали. На неделю за ум возьмется, а потом опять. Наказывать? Планшет не отберешь. Такие истерики устраивает — мама не горюй, и все равно не учится. Ремень? Меня никогда не наказывали, и я сомневаюсь, что поможет.

Посоветуйте что-нибудь, пожалуйста! Как заставить подростка учиться? Через несколько лет ЕГЭ, а я уже на нервах...

Мария

Здравствуйте, Мария!

Родители мальчиков и девочек с пятого по восьмой класс обращаются ко мне, потому что чувствуют бессилие. Как заинтересовать подростка учебой? Что предпринять, если подросток не хочет учиться, делать уроки и даже отказывается ходить в школу? Давайте разберемся.

Что происходит в голове подростка в средней школе

В средней школе у большинства падает мотивация. Нежелание учиться у подростка — правило, а не исключение. Детей в это время интересует не учеба, а общение между собой. В школу они ходят скорее тусить, чем получать знания.

Психика ребенка десяти-четырнадцати лет напоминает мне планшет из истории читательницы, на котором параллельно работает сразу множество приложений. Что произойдет, если открыть еще одно — «учеба в школе»? Да, гаджет начнет тормозить или совсем зависнет. Поэтому и перегруженный ребенок часто отвлекается, не может усвоить элементарные (на наш взгляд) вещи, а в итоге и совсем отказывается учиться в пользу соцсетей и тусовок.

Детей в это время интересует не учеба, а общение между собой. В школу они ходят скорее тусить, чем получать знания.

Крики, угрозы, запугивания и наказания работе планшета не помогают. Вместо этого включается еще одно приложение — «психологическая защита», которое предохраняет мозг от перегрева. Оно тормозит все процессы еще больше и начинает избавляться от лишнего «тепла» в система — ребенок начинает фонтанировать эмоциями (злостью, обидой, страхом). Учеба снова в пролете.

Может, в старших классах за голову возьмется?

ЕГЭ и поступление в вуз — хорошие мотиваторы, но подготовиться сможет только ребенок, который хоть что-то учил. Если провалов слишком много, или в голове вообще — один сплошной провал, никакие репетиторы не спасут.

Не ждите чуда, сделайте сейчас всё, что от вас зависит.

Что делать, чтобы подружить подростка с учебой? Во-первых, нужно закрыть все «фоновые приложения», во-вторых — зарядить «мозговой планшет» и научиться работать с приложением «учеба» на сто процентов.

Этап 1 Отключить «фоновые приложения» — разобраться с причинами, почему подросток не хочет учиться

Отвлекать от учебы может что угодно — собственное тело, проблемы самоопределения и отношения с людьми вокруг (включая вас). И если подросток не хочет учиться, причина может быть не одна, а сразу несколько.

Следить за здоровьем. В подростковом возрасте тело растет, «гормональная буря» постоянно колышет настроение, обостряются хронические болезни. Если симптомы мешают жить и учиться, сходите к педиатру, но пусть подросток сам расскажет, что его беспокоит.

Поговорите с подростком о диспансеризации — зачем ее проходят, о чем спрашивает врач, какие медицинские специальности существуют. Учите его наблюдать за своим самочувствием и видеть связь между горой чипсов и вздутым животом.

ЕГЭ и поступление в вуз — хорошие мотиваторы, но подготовиться сможет только ребенок, который хоть что-то учил.

Помириться с новым собой. Ребенок ищет ответы на вопросы: «Кто я? Какой я? Какие у меня сильные стороны? Кем я хочу стать в будущем?». Дайте время поразмыслить. Будьте рядом, если ему понадобится помощь.

Найти комфортное пространство внутри семьи. В любом кризисе ребенок стремится проверить родителей на прочность. Отказ учиться — один из признаков, что подросток начинает уходить из-под власти родительского авторитета. Он жаждет сам управлять жизнью. Пусть попробует! Его зону ответственности в учебе, выборе дополнительных занятий пора расширять. Мелочный контроль родителя не работает.

Поделить территорию со сверстниками. В этом возрасте ребенок познает, что значит дружба, отвержение. Как ладить с другими? Конфликты с одноклассниками или травля часто являются причиной, почему у подростков снижается успеваемость и начинаются прогулы.

Чаще беседуйте с подростком о его друзьях. Постарайтесь не осуждать, не давать оценок и готовых советов. Помогите ему вынашивать решения о дружбе внутри себя. Для этого говорите с позиции старшего товарища, доверительно, с уважением к подростку.

Выстроить отношения с учителями. В среднем звене каждый предмет ведет свой педагог. Со всеми учителями подростку приходится выстраивать свои отношения.

Конфликт с учителем, особенно с классным руководителем тоже возможная причина, почему подросток не хочет учиться. Особенно если ребенок отказывается делать один предмет, а по другим ситуация почти не меняется. Стоит сходить в школу поговорить, наметить пути решения конфликта.

Этап 2 «Зарядить» на учебу. Что делать, если подросток не хочет учиться

А теперь о том, как наладить приложение «обучение в школе», о мотивации учиться и том, как объяснить подростку, что нужно учиться.

Психологи различают внешнюю и внутреннюю мотивацию.

Внешняя мотивация (подарки, наказания) работает плохо. Внешняя мотивация не зависит от самого действия, она всегда работает для кого-то и исчезает, когда этого кого-то нет. Поощрения деньгами, лишение гаджета, наказание ремнем — примеры такой мотивации. Они работают, но не долго.

Внутренней мотивации сначала может не быть, но как только появляется — подросток готов к самостоятельности. Внутренняя мотивация включается, когда человек сам вносит смысл в то или иное действие. Вспомним притчу о каменщиках. Один из них «тупо» таскал кирпичи, другой из этих кирпичей строил для людей храм на века — то есть у них была разная внутренняя мотивация. Ее не создашь в одночасье, она вызревает в душе. Поэтому, в отличие от внешней, она прочная.

Внутренние мотивы обучения можно условно поделить на познавательные («хожу в школу, чтобы узнать новое и интересное») и социальные («чтобы общаться с друзьями», «чтобы потом зарабатывать много денег»).

Чтобы в душе ребенка развилось желание узнавать новое, попробуйте следующее. Как мотивировать подростка на учебу — советы психолога:

1 Связать школьные знания с жизнью. Пусть поможет сделать трехпроцентный уксус из девятипроцентной эссенции (задача на пропорции), напишет под диктовку поздравление бабушке в открытке и заполнит все данные на конверте.

2 Вместе представить разные ситуации из будущей жизни — собеседование, день на работе, презентацию важного проекта. Что делать, если подросток не хочет учиться? Рассказать ему, зачем он учится!

Кем ему хочется стать и какое для этого нужно образование? На занятиях я часто шучу с детьми про день выдачи первой зарплаты. Довожу до абсурда: «Придешь получать, а деньги и посчитать надо, и расписаться...». Кое с кем мы пишем автобиографию или резюме. Подросток начинает видеть, как это сложно.

Можете даже эксперимент провести, дать полы помыть. И для размышления поле, и для дома вашего польза. А потом спросите, хочет ли он так пять раз в неделю с восьми утра до пяти вечера?

3 Поговорить обо всех профессиях без исключения. А кем можно стать, если не учиться? Дворником? Уборщицей? Вот только не пугайте и не говорите, что это плохо. Профессии нужные, чистоту любят все. Можете даже эксперимент провести, дать полы помыть. И для размышления поле, и для дома вашего польза. А потом спросите, хочет ли он так пять раз в неделю с восьми утра до пяти вечера? Нет? А почему? Неинтересно? А что тебе интересно? И вообще, у кого выбор профессий шире? У того, кто учится, или не учится?

4 Рассказать, как вы выбирали вуз, профессию, где получали опыт. Пример взрослого важен для ребенка. Согласитесь, сложно ожидать, что у родителя, которого вечером хватает только на соцсети, ребенок будет «глотать» русскую классику. Исключения бывают, но гораздо реже, чем нам бы хотелось.

Подросток с удовольствием послушает, как вы учились в школе. Если учитесь сейчас — тем более расскажите. Это будет самый главный пример, что в современном мире нужно всё время учиться.

Внутренняя мотивация учиться формируется не за день и не за два, но любовь к познанию останется у ребенка на всю жизнь. А ради этого стоит стараться, не так ли?

medalvian.ru

Как заинтересовать ребенка учебой, если он не хочет учиться?

Почему это важно

Как заинтересовать ребёнка учёбой — вопрос, который наверняка задавал себе каждый родитель. Прокрастинировать и лениться время от времени свойственно всем, и нестрашно, если это единичные случаи. Но что делать, если ребёнок совсем безразличен к школьной программе, не хочет учиться и старается ускользнуть от «домашки» под любым предлогом? Как заинтересовать его?

Жёсткий контроль и «зубрёжка» из-под палки — не выход. Рано или поздно ребёнок начнёт списывать, а отношения в семье могут испортиться. Никто не любит, когда его постоянно заставляют. Более того, такой подход может навсегда вызвать отвращение к образованию. Этого нельзя допустить. Ведь мир в XXI веке стремительно меняется, и чтобы угнаться за ним, необходимо постоянно развиваться. 

Надёжный способ заинтересовать ребёнка учиться — создать мотивацию. Она может быть внешней и внутренней, а также положительной и отрицательной. Рассмотрим эти виды подробнее.

Типы учебной мотивации

Внешняя мотивация связана с какими-либо обстоятельствами извне, например, наградой или, наоборот, наказанием. Внешняя мотивация, в свою очередь, может быть положительной — когда ребёнок за хорошие оценки по итогам четверти получает новый телефон — и отрицательной — если заканчивает год с «тройкой» и поэтому не едет в лагерь.

Внутренняя мотивация связана с самой деятельностью и её значением для человека.

Положительная внутренняя мотивация — это когда ребёнок старается получать «пятёрки», чтобы хорошо сдать экзамены, поступить в вуз на специальность своей мечты и работать тем, кем хочется. Отрицательная — когда понимает, что если не будет хорошо учиться, не сможет поступить на бюджет. 

Самая продуктивная мотивация — внутренняя положительная. Именно она источник всех выдающихся поступков, реализованных проектов и свершений. Люди, которые многого добились в жизни и в своём деле, — это, прежде всего, люди с высокой внутренней мотивацией. А вот внешняя, по мнению психологов, совсем не поможет заинтересовать ребёнка учёбой в школе. Так, Альфи Кон, автор популярной книги «Наказание наградой» утверждает, что при попытках замотивировать «пряником», то есть внешним поощрением, ребёнок ищет не творческий способ выполнения задания, а самый простой и безопасный. Отсюда возникают списывания, решебники, выполнения домашних работ методом «гугления». Какая разница, как добиться результата, если главное — не знание, а новый телефон?  

Так что лучший совет, как заинтересовать ребёнка учёбой — сделать так, чтобы он сам искренне полюбил образовательный процесс. Это не всегда бывает просто, особенно если в школе авторитарные преподаватели, испорчена атмосфера в классе или есть конфликты. 

Как заинтересовать ребёнка учёбой: советы психологов 

1. Создавайте настрой на учёбу 

Если у вас есть какое-то хобби — допустим, игра на фортепиано, — вы вряд ли садитесь за него, когда голодны, устали, пребываете в плохом настроении или когда болит голова. Так же и с учёбой. 

Ребёнок должен садиться за уроки спокойным, отдохнувшим и сытым. Вы можете помочь ему настроиться на учёбу, сделав вместе с ним идеальное рабочее место: с органайзером, стикером, с удобным стулом и подходящим освещением. Помогает настроиться и просматривание конспектов за предыдущие занятия перед подготовкой домашних заданий.

2. Поддерживайте увлечения ребёнка

Поощряйте всё положительное, что попадает в радар интересов подростка. Если ему нравятся астрономия и звёзды, сводите его на лекцию в планетарий, купите карту звёздного неба и красочную энциклопедию. Есть интерес к чтению, посетите литературные места, например, Пушкинские горы и Ясную поляну, побывайте на открытых поэтических вечерах. Старайтесь участвовать во всех активностях по интересующей ребёнка теме, а после обязательно делитесь впечатлениями друг с другом. 

3. Вдохновляйтесь при

externat.foxford.ru

Как научить ребенка учиться? Можно ли научиться учиться и что это значит?

Дети любознательны от природы. Как правило, в начальной школе им всё ново, а потому интересно. Появился новый предмет — здорово! Задали новый тип задач — отлично, хочу поскорее попробовать! 

С переходом в старшую школу программа усложняется, а у ребёнка ведущей деятельностью становится общение. Именно в этот момент взрослые должны объяснить, как научиться правильно учиться. Вот несколько рекомендаций на этот счёт от тьюторов «Домашней школы Фоксфорда».  

Совет 1. Ориентируйтесь на интересы

Научиться учиться — значит найти тот интерес, в котором ребёнок захочет развиваться. По мнению тьютора Юлии Рожковой, без этого все остальные методики бессмысленны. 

Попросите ребёнка поразмыслить, что ему даст тот или иной навык в отношении его любимого дела. Предположим, ему нравится кататься на самокате. Подтолкните его к пониманию, что знание законов физики поможет ему делать крутые трюки, а английского языка — общаться с райдерами со всего мира.

Что делать, если у ребёнка нет ярко выраженных увлечений? Присмотреться к нему получше, предложите ему пройти диагностику Skillfolio, которая как раз направлена на выявление сильных сторон и интересов школьников. А главное — помогите ребёнку обзавестись хобби. Занимайтесь чем-то вместе, подавайте пример.

Совет 2. Покажите, как добывать и применять знания 

Подобно тому как глотание еды без пережёвывания может привести к проблемам с желудком, поглощение знаний без рефлексии и применения на практике может повлечь «потерю аппетита» к обучению.   

Процесс получения знаний и навыков на их основе в идеале должен состоять из нескольких этапов. Сначала ознакомление с каким-либо объектом или явлением, затем желание разобраться, как это работает, и применение этого на практике и, наконец, осмысление пережитого опыта. Этот круг называется колесом обучения.

Колесо обучения

Концепцию колеса обучения использует в своей работе тьютор Наталья Смелова. При этом она считает, что не стоит давать ребёнку «рыбу» — нужно научить его пользоваться удочкой. Предположим, ученик не понимает по математике проценты. Попросите его найти в интернете мультфильм или хорошую статью на эту тему. Важно, чтобы он сделал это сам — только добывая знания, можно научиться учиться. Однако затем обязательно разберите вместе найденный материал и покажите, как это может пригодиться ему в реальной жизни. Например, можно посчитать, сколько удастся накопить за год, если ежемесячно откладывать 10% карманных денег. 

Совет 3. Научите ребёнка чувствовать время

Большинство малышей умеют определять время по часам ещё до школы. Но понимание ценности временного ресурса нет даже у некоторых старшеклассников. Звонок на урок и с урока должен постепенно приучить школьника, что за 45 минут можно выполнить примерно такой объём работы, и, к примеру, если учитель напоминает, что до конца занятия осталось несколько минут, нужно ускориться. Однако этот триггер вырабатывается далеко не у всех. А если ребёнок находится на семейном обучении, то чувству времени нужно тренироваться отдельно.

Вот какие вопросы рекомендует задавать тьютор Мария Суворова, чтобы приучить ребёнка следить за временем.     

  • Сколько времени у тебя сейчас есть? 
  • Как наилучшим образом ты им распорядишься? 
  • По каким критериям выберешь дела, которыми будешь заниматься? 
  • Что именно ты хочешь сделать за отведённое время по учёбе? 
  • Какой результат ты хочешь получить? 
  • Сравни, что ты хотел сделать и что сделал? 
  • Ты доволе

externat.foxford.ru

Как заставить ребенка учиться, хорошо, научить, подростка и сына

Как заставить ребенка учиться

Дети – это продолжение нас самих. Естественно, каждый родитель хочет, чтобы у его чада было все самое лучшее. Однако бывают ситуации, когда еще совсем маленький ребенок идет наперекор своим родителям: в дневнике регулярно появляются плохие оценки, родители стали частыми гостями в кабинете директора, а уроки делаются через силу. Не стоит сразу бросаться в панику и насильно заставлять ребенка учиться. Нужно вызвать интерес к учебе, а не просто требовать. В этой не большой статье мы с вами поговорим о том как заставить ребенка хорошо учится  и нужно ли заставлять его учиться.

Простые правила как научить ребенка учиться

Чтобы научить ребенка хорошо учится и легко это делать, необходимо придерживаться определенных правил:

  • Проанализируйте все способности своего ребенка с раннего детства. Ведь каждый человек неповторим и индивидуален. Именно с детства формируются приоритеты и таланты. Задача родителей на этом этапе распознать таланты своего чада и направить его развитие в нужном направлении. Для этих целей можно измерить IQ ребенка. Также можно использовать и другие тесты, которые позволят определить способности вашего чада. Ведь будущего футболиста не заставишь играть на фортепиано, а писателя играть в хоккей. Именно от того, насколько правильно вы определите способности своего ребенка и зависят его будущие успехи в учебе.
  • Не стоит впадать в крайности. В любом случае полностью владеть ситуацией не удастся. Но при этом не стоит давать ребенку полную свободу. Ни в коем случае не пускайте учебный процесс на самотек. Родителям стоит не ленится и по возможности помогать своему ребенку справляться с домашней работай, разговаривая и обсуждая задания. Даже если вы очень сильно устали после работы, найдите немного времени и для своего чада. Так вы покажите ему свою заботу и любовь. В итоге ребенка может заинтересовать учеба. Ведь ему захочется, чтобы родители им гордились.
  • Очень важно формировать у ребенка познавательный интерес ко всему, что его окружает. С самого раннего детства ребенок задает очень много вопросов. Именно в этот период он начинает смотреть на мир глазами своих родителей. Однако со временем внимание взрослых переключается на анализ отметок в дневнике ребенка. Однако даже в этот момент родители должны поощрять свое чадо, верить в него и хвалить. Это также стимулирует детей к учебе.
  • Взрослые могут учить своих детей на собственном примере. Родители должны постоянно интересоваться тем, что происходит в мире, читать газеты и книги, смотреть новости и прочее. Если отец вечера просиживает за компьютером, играя при этом в различные игры, а мама постоянно смотрит по телевизору разнообразные шоу, то ребенка будет воспринимать домашнее задание, как настоящее наказание. С раннего детства прививаете малышам любовь к чтению. Запомните, дети – это ваше отражение.

Как заставить подростка учиться

Как заставить учится подростка

Иногда бывают ситуации, когда ребенок резко перестает нормально учится в подростковом возрасти и родители просто не в состоянии с этим справится. Ведь заставить учится подростка не так уж и просто. Но как вернуть тягу к знаниям и хорошие отметки? Поговорим о психологии как заставить подростка учиться на хорошо.

  • Прежде всего, психология подростка простая, необходимо понять свое чадо. Ведь именно в подростковом возрасте дети начинают впитывать информацию, как губки воду. В этот период они узнают что-то абсолютно новое и нужное для них. Однако это все совершенно не связано со школьными предметами. Родителям стоит учесть, что в подростковом возрасте ребенок познает себя как личность, а также учится жить и общаться с другими индивидуумами. Стоит отметить, что на этом этапе начинает закладываться фундамент уже взрослой жизни. От прочности конструкции, как известно, зависит будущее. Этот период является подготовительным звеном в подготовке к старшим классам. Ведь в будущем интерес к тому, что окружает исчезнет и ребенка будет интересовать только он сам, как самостоятельная личность. На этом этапе человек начинает задумываться о своих достоинствах, недостатках, возможностях. Оценивает все слабые и сильные стороны своей натуры. Задача родителей помочь своему чаду пережить все сложности подросткового возраста, поддержать его в нужный момент, подарить уверенность в своих силах. Чтобы ребенок понял сам себя с ним необходимо чаще разговаривать. Будет неплоха, если родители расскажут своему чаду о своих переживаниях и сложностях, которые возникли у них в этом же возрасте. Только так подросток сможет правильно расставить приоритеты и поставить учебу на первый план.
  • Не стоит перегружать ребенка. С первого класса дети должны выполнять все прихоти своих родителей: посещать не только школу, но и другие не менее важные для родителей места, например, танцевальную, художественную школу, дополнительные занятия по школьным предметам, музыкальную школу и прочее. В младших классах ребенок просто не задумывает о том, зачем ему нужны все эти дополнительные занятия. Однако постепенно начинает накапливаться усталость и в итоге в подростковом возрасте ребенок начинает просто протестовать. Очень важно родителям вовремя найти правильно соотношение возможностей ребенка и своих желаний. У каждого человека должно быть личное время, которым можно распорядится так как захочется.
  • Ребенка нужно заинтересовать учебой. Стоит отметить, что мировоззрение любого ребенка поддается поправкам и изменениям уже с 12 летнего возраста. Для него авторитет взрослого человека перестает быть устойчивым. Именно по этой причине не каждый преподаватель может заинтересовать ученика своим предметом. Если ребенку не нравится учитель, то вряд ли предмет, который он преподает заинтересует ваше чадо. Нет необходимости менять школу в такой ситуации. Задача родителей – заполнить возникший пробел. Можно купить диск или книгу, соответствующие тематике предмета, совершить экскурсию в подходящее место. Запомните все только в ваших руках.

Как заставить учится сына

Как заставить сына учится

Пол ребенка также влияет на качество учебы. Так мальчиков меньше всего волнует мнение окружающих людей, они менее усидчивы и старательны, чем девочки. Что нужно для того и как заставить учиться сына своего. Чтобы заставить сына учится, стоит придерживаться некоторых правил. Прежде всего, следует расспросить свое чадо о том, как складываются его отношения с учителями и одноклассниками. Стоит отметить, что мальчики могут замыкаться в себе из-за того, что не удается найти общий язык с окружающими. Нередко это становится причиной плохой учебы.

  • Всегда общайтесь с классными руководителями. Не стоит стесняться. Ведь преподаватель видит ситуацию несколько в ином цвете. Нередко только учитель может дать правильную оценку сложившейся ситуации и определить намного четче, чем родители, все те трудности, которые возникли в учебе ребенка.
  • Стоит также помнить, что наибольший авторитет для мальчика – это мужчина. Больше внимания учебе мальчика должен уделять отец, брат, дядя, дедушка и другие мужчины. Чтобы у ребенка появилось желание хорошо и легко учится, близкие должны быть внимательными, заботливыми и терпеливыми.
  • Необходимо уделять мальчику намного больше времени и сил, так как нередко они ощущают недостаток родительской любви и заботы. Бывают ситуации, когда ребенок специально начинает получать плохие оценки, чтобы родители обратили на него внимание.
  • Очень важно правильно спланировать режим дня для мальчика. При этом стоит учесть все особенности его организма. Многие дети любят делать домашнее задание вечером после хорошего отдыха. А некоторые, напротив, сразу после окончания занятий в школе.

Вот и все советы психологов как заставить и научить своего ребенка учиться на хорошо и легко выполнять домашние задания. Нужно просто найти правильный подход!

sovetprost.ru

учеба или общение? Чему важно научиться в 12-13 лет. Подросток и учеба

Содержание:

Вы чувствуете приближение весны? Да, по утрам еще темно, и снега наверняка еще навалит, но слышите, как поют птицы? Это значит, что у родителей подростков начинается горячая пора: вот-вот возобновятся поутихшие зимой тусовки, физиология и череда гендерных праздников подстегнет новые влюбленности... «Чему-то научить детей можно только до 8 марта, — честно говорят учителя. — Потом — бесполезно». Ну, и как быть с учебой, если ребенок хочет только общаться и гулять?

С двенадцати-тринадцати лет все существенные изменения в жизни ребенка происходят под воздействием социальной среды. У него меняются авторитеты: в раннем возрасте для него авторитетны родители, в начальной школе — учитель, а в подростковом возрасте — сверстники.

Где общаться?

К сожалению, сейчас очень часто родители искусственно изымают ребенка из ситуаций общения, заполняя его день разнообразными занятиями и не понимая, что ребенок превращается в Маугли: ему не с кем оттачивать социальные навыки, не с кем ссориться и мириться.

Удивительное дело: родители отдают ребенка в детский сад в два года, чтобы он социализировался, хотя это еще слишком рано для него, а в тринадцать-четырнадцать лет, когда ему необходим круг сверстников, хотят перекрыть ему общение, чтобы он учился, учился и учился. Нередко школа находится в другом районе, друзей возле дома не остается, после занятий — кружки, секции и курсы — и, как правило, это индивидуальные занятия, без совместной работы, даже если они и проходят в группе.

Ребенок видится с ровесниками, но общается ли он с ними? Выстраивает ли отношения? В большинстве кружков каждый в одиночку решает поставленные перед ним задачи. И в конце концов, дети уходят общаться в социальные сети: это можно делать, не отрываясь от выполнения домашнего задания.

— Я уже с этой Катей не знаю, что и делать! — вздыхает Света в телефонную трубку. — Как двенадцать лет исполнилось, так и понеслось. Учиться — не хочу, уроки делать — не хочу, а хочу с подружками гулять.
— Слушай, ну это же нормально? — говорит ей одноклассница Люба. — Нас даже на возрастной психологии учили, что у них сейчас ведущая деятельность — общение.
— А седьмой класс как заканчивать с этой ведущей деятельностью? У нее завтра контрольная по геометрии, а она гуляет где-то уже четвертый час, а телефон дома валяется!

В результате страдает или общение с друзьями, или общение с родителями, или учеба. Если родители закрывают возможность вживую общаться с приятелями, ребенок может полностью уйти в виртуальный мир. Ему окажется проще отправить сообщение соседу по парте, чем поговорить с ним. Другие просто плюют на учебу, потому что на все не хватает сил и времени, а дети выбирают то, что им сейчас кажется более важным и интересным. А кто-то полностью погружается в учебу — и при этом не получает важных социальных навыков в самое подходящее для этого время.

Важно заметить, кстати, что часто подростки, ориентированные на учебу, совершенно расцветают, если родители подбирают им подходящую среду со схожими приоритетами. В этом случае учеба и общение с близкими по духу идут рядом, не конкурируя, не вытесняя друг друга. Чтобы чувствовать себя на своем месте, человеку нужны единомышленники, люди со схожими взглядами.

Как общаться?

В идеале ребенку должно хватать времени на школу, общение с родителями, кружки по интересам и общение с друзьями. При этом родительское общение и общение с друзьями — не взаимозаменяемы. Родители не могут подменить ребенку друзей, даже если очень стараются, много разговаривают с ним, водят в интересные места и ездят в совместные поездки. Но мама или папа не будут кататься на скейте по лестницам или обливаться водой в фонтане!

Общение со взрослым — это обучение, это передача опыта от старшего к младшему в доверительной дружеской форме. Именно в тесном и теплом общении ребенку можно передать, а не навязать свои ценности и приоритеты. И в отсутствие такого общения дети очень быстро находят ему замену — увы, не всегда качественную.

С друзьями выстраиваются отношения равных. И в этом общении вырабатываются очень важные для дальнейшей жизни умения. Это умение строить отношения, определяться со своим положением внутри иерархии, выбирать, кого слушать, а кого нет, подчиняться лидеру или самому стать лидером.

Это умение сказать «нет» — один из важнейших социальных навыков. Умение принимать правила коллектива или изменять их, если они кажутся неприемлемыми. Умение различать друзей и врагов и не считать, как первоклассник, друзьями всех, с кем поиграл пять минут.

Всему этому надо научиться сейчас, когда ошибки еще не очень драматичны, а их цена не особенно высока: нарушенная договоренность кончается короткой ссорой, а не крупными финансовыми потерями, например. Именно сейчас подросток учится распознавать манипуляции. Сейчас достигается умение разрешать острые ситуации не конфликтом, а компромиссом. Умение понимать, брать на себя определенные обязательства или не брать их. Всему этому нужно учиться в подростковом возрасте — это еще полигон, тренировка, подготовка к взрослой жизни.

А учиться?

«Но что вы предлагаете? — наверняка возразят мне родители, — пусть гуляет весь день напролет и не учится? А если он совсем забросил учебу и только общается?». Но ведь это иллюзия — надеяться на то, что, если перекрыть ребенку всякие возможности встреч с друзьями, он с радостью воскликнет: «О! Сколько у меня времени-то высвободилось! Займусь-ка я учебой!» — и начнет прилежно делать уроки. Вовсе нет. Скорее всего, он будет скучать, плевать в потолок, играть в компьютерные игры, слушать музыку и всячески оттягивать неприятное дело.

Если ситуация с учебой совсем запущенная, то проблема здесь не в том, что «ребенок так много общается, что перестал учиться» — а «ребенок перестал учиться». И решать эту проблему надо последовательно.

Во-первых, выяснить, почему она возникла. Может быть, ребенок много пропустил, у него пробелы в знаниях, которые ему не дают понимать и усваивать материал урока? Может быть, ребенок так плохо учится из-за того, что он пытается компенсировать свою неуспешность чем-то другим?

На следующем этапе предстоит выяснить, что мы можем сделать для того, чтобы ребенок преодолел свое отвращение к урокам и начал учиться. И только третий шаг — понять, как помочь ему перейти из состояния безудержного общения в другое, при котором встречи с друзьями не отменяются, а сочетаются с нормальной учебой.

www.7ya.ru

Как заставить подростка учиться? (спойлер — никак)

Этот вопрос уже становится риторическим. Одна из причин снижения познавательной мотивации в том, что учеба вследствие многих процессов и обстоятельств жизни ребенка не является ценной и значимой деятельностью.  

 

Найти первопричину важнее борьбы с последствиями.  Важно разобраться с причинами снижения интереса к учебе и уменьшить влияние этих событий и обстоятельств на жизнь ребенка. 

 

Возможные причины 

1. Вы раньше времени отдали ребенка в школу, переоценив его возможности. Теперь ему приходится все время «догонять» своих одноклассников. 

ЧТО ДЕЛАТЬ и КАКУЮ ПОЗИЦИЮ ЗАНЯТЬ? Помнить, что интеллектуальные способности ребенка и зрелость его общих познавательных процессов — не одно и то же! Не ругайте его за его несобранность, невнимательность, неспособность что-то быстро понять или запомнить. Раз вы создали для своего ребенка условия, до которых он не «дозрел», терпеливо принимайте, что он – далеко не первый! Скорее всего, это выровняется уже в старших классах при условии, что вы сейчас будете его поддерживать, хвалить за конкретные успехи, конструктивно разбирать ошибки, доверять. 

 

2. У ребенка отсутствует четкая организация жизни. Это во многом определяет школьные достижения! Если в повседневной жизни царит хаос, а в планировании дня —спонтанность, вряд ли можно ожидать от школьника организованности и дисциплинированности в учебе. Стихийный или очень динамичный график приводит к эмоциональному стрессу, утомлению, что вызывает чувство апатии и нежелание вообще что-либо делать.  

ЧТО ДЕЛАТЬ и КАКУЮ ПОЗИЦИЮ ЗАНЯТЬ? Грамотное управление своим временем — залог успешной и интересной жизни. Режим, четкая организация дня: прогулка после школы (мозг требует кислорода), уроки, потом – личные дела, игры, прогулка.  Привычный круг домашних обязанностей помогает почувствовать подростку контроль над своей жизнью и уверенность в завтрашнем дне. 

 

3. Жизнь ребенка перенасыщена занятиями и событиями. Современные родители нередко стремятся создать для ребенка избыточную развивающую среду, пытаясь так спланировать каждый свободный час, чтобы он работал на развитие. С раннего детства – масса кружков, секций, репетиторов, настольных игр, музеев, развлечений. Ребенок устает от потока информации, от общения, и начинает инстинктивно их избегать.  

ЧТО ДЕЛАТЬ и КАКУЮ ПОЗИЦИЮ ЗАНЯТЬ? Снизить темп и интенсивность занятий, пересмотреть график кружков и загруженность в выходные — найти время, чтобы просто побыть дома, позаниматься любимыми делами или даже вовсе ничего не делать. 

 

4. Ребенок много времени проводит с гаджетами. В связи с этим у него формируется и закрепляется тип восприятия информации, который сейчас называют «клиповым мышлением» — предпочтение воспринимать информацию короткими фрагментами. Помимо этого, нервная система стремительно истощается, если ребенок не привык делать перерывы, работая за компьютером или «зависая» в телефоне. 

ЧТО ДЕЛАТЬ и КАКУЮ ПОЗИЦИЮ ЗАНЯТЬ? Важно сбалансировать время, проведенное с гаджетами, с прикладной деятельностью, учитывая полезное время за компьютером: обозначая, что находиться у компьютера или телефона можно не более трех часов в день, включать сюда время, проведенное, например, на сайте «Учи.ру» или потраченное на создание презентации для доклада. С возрастом это время может увеличиваться, но важно не забывать, что делать заметки и пользоваться будильником можно не только посредством телефона.  

Полезным будет сделать вместе с ребенком творческий план жизни и учебы с помощью стикеров, умных календарей-планеров, фотоколлажа, символизирующих конкретные события его плана-графика. В интернете и магазинах есть много ярких и интересных решений, которые понравятся как ребенку, так и требовательному подростку. Пусть он сам выберет стилистику и дизайн этого пространства, чтобы оно его вдохновляло и мотивировало. 

 

5. Родители по-прежнему воспринимают подростка как маленького ребенка. Если родители не перестроили формат взаимоотношений с подросшим ребенком и по-прежнему решают ЗА него, не давая права планировать, контролировать, принимать решения и т.п., то ребенок входит в позицию «выученной беспомощности» — снижается уровень его инициативности и самостоятельности («Решите за меня. Мне все равно.»). Это не только приведет к тому, что вы будете сидеть НАД НИМ как «плохой полицейский», заставляя делать уроки и, но и в целом сформируете у него модель потребительского отношения к и жизни, и к вам. 

ЧТО ДЕЛАТЬ и КАКУЮ ПОЗИЦИЮ ЗАНЯТЬ? Передавать ребенку ответственность не только за его личные дела, но и за некоторые семейные. Сегодня пусть он сам решит, в какой последовательности сделать уроки, завтра — когда он их готовит и готовит ли вообще, сам исправит или НЕ исправит плохую оценку, договорившись с учителем, сам выберет себе секции на год и т.п.  

Дайте возможность ребенку не только принимать решения за себя, но и спланировать общий семейный день, купить продукты для ужина или выходного дня, подобрать себе одежду на определенную сумму, ища скидки и распродажи в Интернете.  

 

Если у вас есть вопросы, сомнения, идеи — вы всегда можете позвонить на номер 8 800 2000 122 и получить поддержку и помощь.  

 

telefon-doveria.ru

Как заставить подростка учиться 🚩 как заставить ребенка учиться советы психолога 🚩 Воспитание и обучение ребенка

Причина нежелания учиться


Прежде чем понять, как заставить подростка учиться, необходимо узнать причину, по которой он не хочет делать это самостоятельно. Причины могут быть самыми разными, например, он постоянно думает о прогулках в компании своих друзей или не может оторваться от любимой компьютерной игры. В любом случае, без ответа на этот вопрос решение проблемы будет крайне затруднительным.

Эмоции подростка


Изучите эмоциональный настрой подростка, возможно, трудности в учебе, сложность заданий, с которыми ему приходится сталкиваться, заставляют его опустить руки. В таком случае вам предстоит поработать над мотивацией. Страх перед учебой, тревога за результат и неуверенность в себе также могут привести к тому, что ребенок просто откажется заниматься.

Приоритеты


Помните, что для некоторых подростков главным приоритетом является общение с друзьями и занятие любимыми делами. Такое отношение к делам переносится ими и в школу, учеба при этом воспринимается ими как вынужденная необходимость. Если ваш ребенок и не относится к таким детям, наверняка в его классе найдется подросток, негативно влияющий на одноклассников. Расскажите подростку, что хорошая учеба вовсе не подразумевает отсутствие друзей. Поведайте истории из своего детства, рассказывайте о своих школьных друзьях и о том, как вы учились в школе.
Если вы родитель одиночка, постарайтесь найти к ребенку правильный подход, с учетом отсутствия влияния второго родителя. Неправильный подход может усугубить ситуацию.

Сохраняйте положительный настрой


Не ограничивайтесь похвалой или словами поддержки только если ребенок делают что-то хорошее. Такой подход заставляет подростка избегать ошибки и трудности. Если ваш ребенок пришел из школы, получив неудовлетворительную оценку за контрольную работу, не ругайте его. Отнеситесь к этому с пониманием и скажите слова поддержки.
Возможно, подростку потребовалось мужество сказать вам о плохой оценке, в таком случае ваша реакция будет особенно важной.

Домашнее задание


Если подросток не любит делать домашние задания, не говорите ему «Пойди, сделай уроки», вместо этого сядьте рядом с ним за стол и не отходите, пока не убедитесь, что он действительно начал это делать. Некоторым подросткам необходим небольшой толчок, чтобы затем продолжить выполнять работу.

Не давите


Не ждите от своего ребенка, чтобы он был таким же успешным и хорошим как, например, вы. Если он не выполняет какую–либо работу по дому, это не значит, что он безответственен, это означает, что он всего лишь подросток. Не ругайте его по мелочам, станьте для него другом. Относитесь к его промахам с чувством юмора, напоминая при этом о его обязанностях. Используйте необычные или игровые формы общения, например, оставляйте записки с напоминанием, что ему о необходимости сделать уроки.

Постоянное чтение нотаций вызывает обратный эффект, это заставляют ребенка занять оборонительную позицию. Чаще проводите с ним мозговой штурм касаемо его учебы. Подростки больше склонны следовать собственноручно составленному плану.

www.kakprosto.ru

КАК ОБЪЯСНИТЬ ПОДРОСТКУ, ЧТО НУЖНО УЧИТЬСЯ?

Сохраню, пожалуй, а то в контакте все быстро теряется...

КАК ОБЪЯСНИТЬ ПОДРОСТКУ, ЧТО НУЖНО УЧИТЬСЯ?

Давайте, сначала определим, кого можно называть подростком.

Временные границы подросткового возраста определить сложно. Они зависят от индивидуальных качеств человека, от его социального положения. Многие исследователи склоняются к мнению, что подростковый возраст начинается в 11-12, а заканчивается в 21 год, на них приходится кризис 13 и 16 лет.

Подростковый возраст, пожалуй, самый сложный в жизни человека. В процессе его человек превращается из ребенка во взрослого. Причем изменения происходят как на психическом, так и на физическом и социальном уровнях.

В этот период человек по многу раз меняет отношение к жизни, постоянно происходит переоценка ценностей. Мышление подростка становится более сложным, гибким и логичным. Постепенно формируется самосознание.

К концу этого периода происходит постепенное самоопределение подростка. Человек в этом возрасте ищет себя, находит новые интересы. Происходит накопление жизненного опыта и умений. Появляется влечение к противоположному полу. Подросток ощущает свою принадлежность к какой-то социальной группе, будь то семья либо друзья.


Как же объяснить подростку , что это время дано для накопления определенных знаний и умений, что это самое благоприятное время для познания и обучения.

Поднимая этот вопрос в «Родительском клубе», родители делились собственным опытом:

🔹 Контролировать постоянно, помогать, нанимать репетиторов. Когда поймет, что халява не проходит, хотя бы по минимуму делать уроки будет, а там может и до самого дойдет. Сами бьемся, пытаемся достучаться, ругаться не надо, бесполезно.

🔹 Объяснять нужно, и надо было приучать к учёбе с 1-го класса.

🔹 Объяснить? А если не помогает пуганее плохой работой и плохим будущим, то почти бесполезно и стоит надеяться лишь на то, что он сам поймет…

🔹 Сложный вопрос. Может, поймет, когда вырастет и тогда сможет наверстать упущенное.

🔹 Заинтересовать денежкой. Мой знакомый платит за каждую оценку определенную сумму. В итоге уже боится, что разорится. Начал активно приносить хорошие отметки. А за плохие - штраф.

🔹 Дело не в том, что просто ребенок должен сам к этому прийти. С нашей стороны должен быть постоянный контроль. И рано или поздно появится сознание. Не опускать руки и все получится!

🔹 В свое время, была такая же ситуация. Взяла справку для ребенка, у терапевта. И на неделю устроила работать в рыбный цех. Работу выбирала, потяжелее и погрязнее. После трудовой недели, сели и поговорили с ребенком о том, что если не учиться, то всю жизнь и будет работать в таких вот "рыбных цехах". Ребенок можно сказать сам выбрал: получил среднее образование, окончил высшее. Всё наладилось. Просто так не сдавайтесь!

Что говорят психологи, почему подростку трудно учиться? Наука объясняет:

1. На фоне гормонального взрыва, который у девочек бывает в 11-12 лет, а у мальчиков - в 12-13, процессы возбуждения в коре головного мозга идут очень быстро, а процессы торможения - медленно. А это значит, что подростков любая мелочь отвлекает, заводит и раздражает, а вот остановиться, затормозить им непросто. Конечно, в таком состоянии трудно сосредоточиться на уроках, сконцентрировать внимание, не отвлекаться.

2. Кости и мышцы в это время растут неравномерно, все движения становятся нескоординированными, неуклюжими. Как ни сядешь - все неудобно, а взрослые говорят: «Ни крутись, не разваливайся на стуле». Особенно тяжело мальчикам, они вытягиваются больше девочек. Поэтому у них и хрупкость костей в этом возрасте выше. Они чаще ломают руки и ноги. И потребность растянуться на диване, просто полежать, придя домой, у них больше. А мы кричим: «Что валяешься, садись делать уроки!

3. Сердце растет и... болит, временами часто бьется. В мозг не поступает нужного количества кислорода. Голова хуже соображает и быстрее устает. Болит. Недостаток кислорода может довести до обморока. Особенно обморокам подвержены девочки. Они же чаще страдают повышением артериального давления. Пик такой юношеской гипертонии приходится у них на 13-14 лет. А мы, взрослые, как назло не даем им в полной мере двигаться и дышать. В школе подростки слышат: «На уроках не крутись! Нечего на перемене во двор выбегать, грязь в школу таскать!» Дома мы говорим: «Куда пошел гулять? Уроки еще не сделаны!»

4. Гормональные бури заставляют эмоции у подростка сменяться так часто, как стеклышки в калейдоскопе. То все ему интересно и подросток работает с радостью, а то вдруг раздражается ни с того ни с сего, готов заплакать или просто впадает в апатию. Особенно эмоционально неустойчивы девочки. Игра гормонов заставляет барышень погружаться в мир женских интересов. Теперь каждую девочку больше всего волнует, как она выглядит и обращают ли на нее внимание мальчики? Все мысли о науках, кроме «науки страсти нежной», отходят на второй план. Мальчики менее заняты своей внешностью, но их «больная тема» - рост. Кто из них выше? Что можно сделать, чтобы еще подрасти?

5. Пищеварительная система в это время очень болезненно реагирует на длительные эмоциональные и физические нагрузки. Усталость и стрессы вызывают у подростков гастроэнтерологические заболевания не реже, чем еда в сухомятку. Когда болит живот, какие уж тут уроки.

6. Кроме того, неуспеваемость может быть связана с недостаточной сформулированностью приемов и способов учебной деятельности, с конкретным методом преподавания, с личностью учителя. Возможно причины неуспеваемости кроются в неправильной форме подачи материала.

7. Очень важна социальная сфера: как складываются отношения в семье, в классе, с преподавателями. Неблагоприятные ситуации приводят к повышенной тревожности, заниженной самооценки, страхам, замкнутости и т.д. Все это влияет на успеваемость ребенка.

Как же помочь этим внешне почти взрослым, часто агрессивным и таким ранимым детям? Психологи и педагоги советуют:

1. Не надо возбуждать лишний раз и раздражать подростков приказным тоном, старайтесь общаться на равных. Они уже не смотрят на нас снизу вверх, они воспринимают нас сейчас критически и хотят стоять рядом с нами на одной доске.

2. Дайте подросткам возможность больше двигаться - в движении они должны проводить не менее 3-х часов в день. Им сейчас просто необходимы занятия физкультурой и спортом. Именно сейчас оттачиваются гибкость, ловкость, хорошая координация, пластичность движений. От того, как пройдут подростковые годы, зависит, станут наши дети грациозными или корявость в движении останется у них на всю жизнь. Поймите, что подросткам их тело сейчас неудобно, не смейтесь над их неуклюжестью, не ругайте, когда они крутятся во время занятий и все время норовят прилечь на диван.

3. Сейчас они кальция с пищей должны потреблять больше, чем взрослые, особенно мальчики, им нужны белки, нужен фосфор, витамин D...

4. Физиологическая нагрузка на организм у подростка выше, чем у младшего школьника! А спит он гораздо меньше, считая себя уже взрослым. Спать подросток должен минимум 9 часов! И хорошо бы еще час прихватывать днем.

5. Гулять надо каждый день обязательно. Организму просто необходим кислород! И учить уроки надо в проветренном помещении.

6. Побольше уделяйте вашему трудному чаду внимания, не ограничивайтесь в общении только вопросами: «Ты поел? А какие отметки в школе?» Подростки только делают вид, что мы им уже не нужны. На самом деле наше внимание, наша дружба, наше мнение, высказанное доброжелательно и тактично, им очень важны. В своем кругу они нас цитируют!

7. Мы все хотим, чтобы наши дети усвоили в юности как можно больше знаний. Мы хотим, чтобы они ответственно и хорошо учились. Но нагрузка у них в школе такова, что выучить все, что задают, невозможно. Неразумная школьная нагрузка вынуждает ребенка относиться к урокам избирательно: какие-то сделать, какие-то пропустить, какие-то просмотреть вскользь...Все науки не изучишь. А нам ведь надо своих детей вырастить не только умными, но и здоровыми, и счастливыми

8. Научите подростка планировать свое время, разумно его использовать.

9. Необходимо обращать внимание на стиль и методы преподавания. Бывает, что достаточно сложный материал дан на самостоятельную проработку или вообще не объяснен.

10. Когда ребенок слишком ленив, значит, в его окружении есть постоянный контролер: кто-то перехватил всю ответственность, и сам растущий человек не отвечает ни за что. Полезно постепенно передавать ответственность самому подростку.

11. И еще немаловажный фактор: необходимо учитывать индивидуальные способности (генотип) каждого ребенка, и его способность адаптироваться к общей учебной программе.

12. И последнее, самое важное : ребенок не может жить без интереса к себе и миру. Этот интерес к его личности отражение искренней любви и внимания родителей и людей, которые его окружают. Если этого интереса нет, он уходит из дома, сторонится родных, друзей и преподавателей. Снижается интерес к учебе… Он ищет близких отношений, любви на стороне. В 15 – 16 лет он может думать, что любые приятные отношения – это и есть настоящая любовь. Если окружение, а прежде всего родные не учат душевно близким отношениям, человек продает душу в ответ на внешнее внимание. И любой, кто ласково на него посмотрит, скажет добрые слова, сможет увести его за собой… Куда ? – вот вопрос.

Давайте посмотрим, что можно сделать еще.

Чтобы ребенок почувствовал открытый интерес к самому себе. Для этого начните интересоваться им: что он находит в общении с друзьями ? Что открывает, что замечает во время прогулок? Есть ли любимые учителя в школе? Кто интересен из взрослых? Чем?

Очень часто мы бросаемся: «Чем же помочь?». Обыкновенная помощь часто не приносит успеха, видимо, потому, что помощь бывает небезопасна для ребенка: это негативные оценки личности, критика, намеки или прямые высказывания из серии: «Ты недостаточно хорош для меня». Родители, помогая, часто берут слишком высокую плату… К тому же, если родитель напряжен, предлагая помощь, ребенок это чувствует всегда – и отказывается, спасая себя.

Что нужно? Открытое свободное внимание. Найти сильные стороны ребенка, рассказать, что есть в нем хорошего, заинтересовать ребенка его собственной личностью. Если вы сейчас утомлены всей этой борьбой, устали от своих усилий, которые ведут в никуда, подумайте о ребенке вот что:

🔹Если у вашего ребенка есть друзья, значит, что-то им интересно в нем (они не забывают вашего ребенка, хотят видеть, заходят за ним, зовут на улицу…).

🔹Если ребенок изо дня в день получает двойки и тройки, но продолжает каждый день ходить в школу – ощущая, что он полный неудачник, - он же совершает подвиг!

🔹Если ребенок часто находится в состоянии стресса от борьбы с вами, но физически здоров до сих пор – значит, в нем есть огромные сила и энергия, которые защищают организм.

🔹 Действительно ли ребенок не сделал в жизни ничего хорошего для вас? Вспомните ситуацию, когда вам было хорошо с ребенком, когда было просто хорошо оттого, что вы его родили. Вы же его рожали не для того, чтобы он вам пятерки из школы носил?

🔹 Такие дети часто отлично разбираются в компьютерах, моде, молодежной музыке, мобильной связи, ориентируются в лесу… Они выносливые, сильные, спортивные.

Я уверена, что вы проявите терпение, понимание, найдете хорошие стороны в своих детях и сможете рассказать им о них. Это будет первым шагом к вашему взаимопониманию, а впоследствии вы сможете менять отношение к учебе.

Если вы чувствуете, что не справляетесь самостоятельно, можете обратиться за помощью к специалисту, которому доверяете.

ukushu-zelenaya.livejournal.com


Смотрите также

Регистрация на сайте

Пароль будет отправлен тебе на e-mail.

 

×