Как новорожденный ребенок видит мир


Как видит мир новорожденный – Умная мама

Автор invaxi На чтение 7 мин. Просмотров 1.1k. Опубликовано

Попробуйте ответить на вопрос: “Что знает и умеет совсем маленький ребенок?”, то есть, какова его компетентность относительно вашего мира. В большинстве случаев этот вопрос вызывает недоумение и встречный вопрос: “А разве он что-нибудь понимает и умеет, кроме того, что есть, спать и пачкать пеленки?” Вы, наверное, удивитесь, узнав, что за последние десятилетия наука открыла множество поистине уникальных возможностей и способностей младенца, о которых еще в начале нашего века никто не подозревал.

Психологи, физиолога, медики установили, что психическая жизнь ребенка начинается задолго до момента рождения (в пренатальном периоде). Именно в это время происходит формирование, по-существу, всех видов чувствительности.

Примерно в 8,5 недель жизни плода возникает первый вид чувствительности – тактильная и кожная (чувствительность к прикосновению). Вся же кожная поверхность тела плода готова к приему тактильной информации на 14 неделе, то есть задолго до того, как этот вид чувствительности понадобится ребенку в сложном процессе познания окружающего мира.

Чувствительность, возникающая в мышцах, сухожилиях, суставах также развивается чрезвычайно рано. Установлено, что специальные “датчики”, сигнализирующие о состоянии мышц, начинают функционировать к 4-му месяцу жизни плода. На 10-й педеле закладываются вкусовые точки языка, и ребенок, родившийся преждевременно, па 6-7-ом месяце беременности, способен различать соленое, горькое, кислое и сладкое. Многочисленные факты свидетельствуют о возможности плода воспринимать звуки и даже отвечать на них движением. Так, каждая будущая мать может заметить, что ребенок отчетливо “вздрагивает” в утробе при резком и громком звуке. Таким образом, задолго до рождения ребенка его органы чувств способны получать информацию об окружающей среде. Более того, эта способность реализуется в конкретных условиях жизни плода.

Еще до рождения ребенок ощущает прикосновения к различным участкам своего тела при движениях матери. Он воспринимает изменения температуры, испытывает вкусовые и обонятельные воздействия. Особенно богата слуховая среда плода, поскольку он находится в жидкости, обладающей способностью передавать звуковые колебания в значительно большей степени, чем воздушная среда. Поэтому еще до рождения ребенок слышит не только звуки, идущие извне, но и топы сердца матери, ее голос. Ученые пришли к выводу, что развитие до рождения не просто сводится к формированию отдельных органов чувств, а заранее настраивает органы чувств ребенка на встречу с внешним миром.

Вместе с чувствительностью развиваются мышечный аппарат и некоторые нервные механизмы, обеспечивающие работу безусловных рефлексов, необходимых ребенку для выживания. Многие из этих рефлексов вы можете наблюдать у новорожденных. Малыш закрывает глаза в ответ на яркий свет или хлопок руками возле головы. При прикосновении к уголку рта с какой-либо стороны ребенок поворачивает туда головку, а при вкладывании пустышки в рот начинает ее сосать. Все это – врожденные приспособительные реакции, жизненно необходимые малышу.

Затем начинается длительный процесс созревания центральной нервной системы, а вместе с ней совершенствуется и высшая нервная деятельность. Но вот, что интересно: для созревания центральной нервной системы необходимо ее активное функционирование. Это значит, что окружение малыша с самого начала должно быть организовано так, чтобы его органы чувств были “загружены” соответствующей информацией, чтобы ему “было на что посмотреть, что услышать и почувствовать”. Ведь новорожденный способен получать информацию из окружающего мира и особым образом на нее реагировать. Если не учитывать потребностей ребенка в активных воздействиях и новых впечатлениях, оставлять его в закрытой ширмами кроватке, подходить и брать на руки только для кормления, – ваш малыш будет воспитываться в условиях сенсорной денривации (недостаточной информации о внешнем мире). Возможно, он будет спокоен и нетребователен, но вы должны знать, что отсутствие активности, интереса к окружающему миру, погруженность в “растительное” существование – свидетельство серьезного искажения развития.

Многочисленные наблюдения опровергли бытующее мнение, будто в первые дни жизни младенцы спят в течение двадцати четырех часов в сутки. Оказалось, что хотя они бодрствуют небольшими промежутками времени, в совокупности это составляет иногда несколько часов.

Каким же видит окружающий мир новорожденный?

Техническая оснащенность исследований позволила выявить поистине сенсационные факты. Прежде всего было опровергнуто представление о том, что новорожденный видит все “вверх ногами”, не различает отдельных предметов, а воспринимает их как “нагромождение разноцветных пятен”. Теперь стало ясно, что хотя зрительный аппарат новорожденного еще очень несовершенен, он позволяет ему адекватно воспринимать окружающее в трехмерном пространстве и даже различать форму того, что он видит. В своих исследованиях американский психолог Фаттц показал, что уже в первые педели жизни младенцы обнаруживают неодинаковое отношение к зрительным стимулам. По локализации и длительности фиксации зрачка определено, что малыши пяти-ссмидиевпого возраста чаще и дольше смотрят па предметы более сложной формы, предпочитая сложные, движущиеся и объемные фигуры. То есть, новорожденный изначально готов к восприятию человека, матери. Не менее важные и интересные сведения получены также о слухе новорожденных. Оказывается, малыши не только умеют воспринимать звуки, но и различают их по высоте. Особую же чувствительность они проявляют к звукам человеческой речи.

Что самое удивительное, – младенцы предпочитают осмысленную связную речь набору бессмысленных слогов, а прослушивание своего собственного голоса, записанного на пленку, способно их успокоить, даже если они перед этим неудержимо плакали.

Известный швейцарский психолог Жан Пиаже, изучавший интеллектуальное развитие младенцев, наблюдал у детей примерно в трехмесячном возрасте такую сложную мыслительную способность, как отделение средства от цели. В опытах другого психолога Дж. Уотсоиа описано, как дети еще младше – всего двух месяцев от роду – научились приводить в действие подвижную игрушку, двигая головой по подушке особой конструкции. Итак, взрослые при уходе за младенцем имеют дело не с существом, которое ничего не знает и не умеет, подрастая, словно растение при хорошем уходе, а с чем-то гораздо более сложным, – внутренне организованным, одаренным спонтанной активностыо.

В последнее десятилетие широко развернулось изучение синхронизации сложных действий взрослого (обычно матери) и младенца. При изучении простейших игр взрослого с малышом младше 4-х месяцев было обнаружено, что ребенок участвует в них с помощью взгляда. Он то смотрит па взрослого, показывающего “козу” или делающего “ладушки”, то отводит взгляд в сторону, а затем снова устремляет его в лицо взрослого и этим помогает определить темп и ритм движений и действий старшего партнера.

После 4-х месяцев младенцы регулируют взаимодействия не только взглядом, но и жестами. Опыты американского психолога У. Копдопа обнаружили способность новорожденного уже в первый день жизни двигаться в такт с речью взрослого, наподобие тому, как это делают взрослые слушатели. Любопытны кинозаписи движений головы у глядящих друг па друга трехмесячного ребенка и взрослого: движения матери и младенца – это очень точно сочетающиеся взаимные приближения и отступления, составляющие как бы своеобразный “вальс”. Образ танца, “неуловимого балета” упоминают многие авторы, пытающиеся передать свои впечатления от непроизвольных синхронных движений младенцев при звуках осмысленной речи, при взаимодействии с матерью. Это поразительно тонкое и точное совпадение их жестов, стройная гармония взаимодействия, конечно, не осознается не только ребенком, но и его старшим партнером. Да и психологу она открылась лишь благодаря сложной математической обработке и анализу с помощью специальных технических средств. И тем не менее, синхронизация поведения – по-видимому, важнейший факт психологии младенчества, установленный в последние годы.

Для чего же нужны все эти сложные возможности и способности новорожденному, если он ведет такой простой, казалось бы, “образ жизни”? Известный специалист по детской психологии М. И. Лисина так ответила на этот вопрос: все, чем располагает ребенок, необходимо ему для выживания. Без взрослого младенцу не удастся этого сделать.

smartmam.ru

Как видит мир ребенок до года

Как видят мир младенцы? При рождении ребенок не различает цвета, а общая картина выглядит расплывчатой. На фото ниже вы увидите, как меняется зрение ребенка до года. Полностью зрение формируется в возрасте около двух лет. Именно тогда малыш начинает видеть мир как мы, взрослые.

13 ФОТО

1. В первый месяц мир ребенка представляется просто большим серым пятном.

 

2. Через месяц ребенок уже может различать силуэт мамы.

 

3. В 2 месяца ребенок начинает видеть, хоть и размыто, отдаленные предметы.

 

4. Как видите, лицо мамы в 3 месяца малыш видит достаточно четко.

 

5. В 4 месяца мир начинает окрашиваться. Отдаленные предметы становятся все менее размытыми.

 

6. 5 месяцев. Картинка все четче.

 

7. В 6 месяцев отдаленные предметы уже не кажутся такими размытыми.

 

8. В 7 месяцев цвета становятся более яркими.

 

9. 8 месяцев.

 

10. 9 месяцев.

 

11. 10 месяцев. Ребенок видит достаточно четко.

 

12. 11 месяцев.

 

13. 12 месяцев.

 

fullpicture.ru

Мир глазами младенца: что и как видят малыши - Статьи - Новорожденные

Фото: lori.ru

Взрослый человек почти 80% информации получает благодаря зрению. Новорожденный в этом плане ничуть не отстает, кроме того, внимательно смотря на мир, он развивается физически, умственно и эмоционально. Мамы стараются ловить взгляд крохи, им интересно знать, как развиваются его глазки, когда он начинает различать лица и, самое главное, почему им все время кажется, что ребенок немного косит...

На наши вопросы ответил детский офтальмолог, академик АМТН РФ, доктор медицинских наук, руководитель детских глазных клиник «Ясный взор» Игорь Эрикович Азнаурян.

– Когда новорожденный начинает что-то видеть?

– Если малыш родился в срок и его глазная система сформирована правильно, как и та часть головного мозга, которая отвечает за работу зрительных анализаторов – то он видит сразу после рождения. Конечно, только что родившийся малыш видит откровенно плохо – не больше 4-5% от того, что видит взрослый человек с хорошим зрением. 

Зрительная система – самая сложная в организме. Об этом свидетельствует тот факт, что 40% активности мозга приходится на управление зрительной системой (и у взрослых и у новорожденных).

Это интересно!

Если сравнивать зрительную систему с компьютером, то глаза у нас – видеокамеры, а вот серверы, видеокарты и монитор находятся в головном мозге. Зрительная система начинает работать тогда, когда в мозг начинают поступать импульсы, т.е. с первого момента, когда кроха открыл глаза.

– А что именно ребенок видит?

Фото: lori.ru

– Как я уже сказал, 4-5% зрения дают возможность малышу видеть все предметы очень нечетко, как бы в тумане, причем крупные предметы выделяются на общем фоне. Первые два-три месяца ребенок видит те предметы, которые находятся близко от него – на расстоянии не больше 20-25 см. Поэтому лицо мамы в момент кормления, которое находится как раз в области видимости, запоминается очень быстро. Хотя кроха узнает ее прежде всего по запаху, по звуку биения сердца, по той чувствительности, которые во взрослом состоянии теряются безвозвратно.

К концу первого месяца жизни малыш видит немного дальше – на расстоянии 30 см, он умеет следить за предметом, различать силуэты, причем на расстоянии до 1 метра. В полтора месяца кроха отличает круглые объемные предметы, например, шар. К трем месяцам ребенок способен различать лицо не только мамы, но и тех, кто находится с ним в постоянном контакте – папы, бабушки, няни.

К четырем месяцам малыш различает движущиеся игрушки, а к полугоду начинает четко видеть мелкие предметы. А к одному году он видит почти как взрослый человек, хотя зрение развивается еще несколько лет, примерно до 3-4 лет.

В самую первую неделю жизни ребенок не может останавливать взгляд на предмете более чем на 3-4 секунды, а через четыре месяца взгляд уже уверенно фокусируется на чем-то, что его заинтересовало. А вот картинку в целом он не воспринимает примерно до 1 года.

Это интересно!

– А когда малыш начинает различать цвета?

– Поначалу он не воспринимает одинаково яркие цвета, это умение придет к  2,5 месяцам. Основные цвета ребенок различает примерно к 5-му месяцу жизни. Оттенки – гораздо позже.

Надо ли налаживать с ребенком зрительный контакт?

– Конечно! Ваша мимика и улыбка очень помогут в этом. Лучше всего, как говорилось выше, если ваше лицо находится на расстоянии не более 20-25 см от глаз ребенка. Ну и поговорите с крохой – негромко, спокойно, с ласковой интонацией.

– На что малыш больше любит смотреть?

– Безусловно, на маму – ее лицо самое прекрасное для него. А также на игрушки ярких цветов, особенно на черно-белые геометрические узоры, фигуры. Если близкие ему взрослые резко меняют внешний облик, он может отвернуться и даже расплакаться.

– На что нужно обратить внимание родителям, чтобы не пропустить признаки болезней глаз?

–  Я не буду говорить о банальных случаях конъюнктивита. Но надо внимательно отнестись к возможным проблемам со зрением в том случае, если кроха в группе риска: он родился недоношенным или у него отягощена наследственность, т.е. если кто-то из родителей или оба сразу имеют близорукость, косоглазие, дальнозоркость, астигматизм.

Но даже если родители в плане зрения здоровы, то насторожитесь, если кроха ведет себя неадекватно, когда, например, вы вошли в комнату и включили свет, а не спящий малыш, вместо того, чтобы дернуться и зажмурится, лежит спокойно, не реагирует на свет. Или если он в 1-1,5 месяцев не видит мать, которая отошла от него на расстояние около метра и плачет. Если глазки начинают «бегать», малыш не может сфокусировать взгляд на чем-то одном.

– Бытует мнение, что все дети рождаются с косоглазием, а потом это проходит.

Фото: lori.ru

– Ничего подобного! Просто у новорожденных глаза близко посажены, плюс широкая переносица, т.е. лицевой скелет еще не сформирован. Со временем, к 6 месяцам, все выправляется и создается впечатление, что косоглазие ушло. А вот если у малыша один глаз смотрит прямо, а второй «уходит» вверх, вниз, право или влево, то это реальное косоглазие и надо идти к врачу.

– Нужен именно детский офтальмолог?

– Да, обязательно. У нас в стране, к сожалению, таких специалистов очень мало. А зря – ведь врач должен учитывать все нюансы детского организма, знать по месяцам этапы развития и быть опытным именно в работе с детьми.

Также читайте о 7-ми удивительных навыках маленьких детей

deti.mail.ru

Когда новорожденный начинает видеть - что видит и как видят новорожденные дети

Иногда можно услышать мнение, что сразу после рождения ребенок ничего не видит и не слышит, и что развитие этих функций происходит со временем. Однако это не совсем так. В этой статье мы попытаемся разобраться, когда новорожденный начинает видеть, и как это происходит.

Когда, что и как видят новорожденные

Способность видеть у ребенка является врожденной. Большинство детей сразу после рождения видят мир расплывчатым и будто в тумане. Так зрение постепенно адаптируется к новым условиям. Малыш щурится при ярком свете, и лишь изредка открывает глаза. Однако некоторые малыши первый час своей жизни проводят с открытыми глазами, и их взгляд кажется довольно заинтересованным.

Особенности зрения новорожденного

1. Что видит новорожденный

  • Сразу после рождения ребенок способен реагировать на наличие или отсутствие света;
  • В первый месяц из общей размытой картины ребенок различает крупные предметы;
  • Затем начинает следить за их перемещениями, а также за проходящими родителями;
  • В 3-4 месяца малыш следит за движущимися игрушками;
  • К 6 месяцам ребенок может наблюдать за мелкими объектами и узнавать «своих».

2. На что любит смотреть малыш

  • Большее всего новорожденные любят разглядывать лица своих родителей. Чаще всего предметом их любви становится лицо папы, благодаря отчетливым чертам, бороде или усам;
  • Изменение в привычном облике родителя может вызвать недовольство малыша. В лучшем случае он просто отворачивается, хуже, начинает плакать и капризничать;
  • Еще новорожденные любят разглядывать черно-белые узоры, фигуры или фотографии.

3. Как видят новорожденные дети

  • В первую неделю жизни ребенок не останавливает взгляд на окружающих предметах более трех-четырех секунд;
  • В два месяца взгляд фокусируется лучше, но все равно не останавливается, а скользит по предмету;
  • Только к четырем месяцам ребенок может сфокусировать взгляд на предмете;
  • Иногда новорожденные могут немного «скашивать» взгляд. Такое явление происходит за счет того, что дети не могут использовать оба глаза вместе. Это считается нормальным до полугода. Однако, если это происходит постоянно, то лучше обратиться к врачу;

4. Как наладить контакт

  • Замечено, что в вертикальном положении, новорожденные дети способны фокусировать взгляд. Поэтому чтобы привлечь внимание ребенка следует взять его вертикально;
  • После этого нужно подождать некоторое время, пока малыш сосредоточится;
  • Ваше лицо или предмет должны находиться на расстоянии около двадцати-двадцати пяти сантиметров от глаз ребенка;
  • Игрушки в кроватку следует вешать не перед самым лицом ребенка, а немного дальше – сбоку, либо за ножками;
  • Говорить следует спокойно, достаточно тихо, при этом лучше если на лице будет улыбка и «живая» мимика.

Таким образом, зная, как видят новорожденные, особенности их зрительного восприятия, родители с легкостью смогут найти “общий язык” со своим малышом, а также смогут понять происходит ли развитие их ребенка в соответствии с нормой или пора обратиться за консультацией к педиатру.

Еще по теме развития
  1. Почему у новорожденных меняется цвет глаз
  2. Когда новорожденный начинает слышать?
  3. Когда ребенок начинает агукать

razvitie-krohi.ru

Этапы развития зрения у новорожденного ребенка по месяцам: когда фокусируется взгляд

Новорожденный совершенно беспомощен, целиком зависит от родителей. Несовершенны все его системы, в том числе зрительная. Как грудничок видит сразу после рождения, и как меняется его зрение к году, расскажет эта статья.

Новорожденный младенец

Особенности зрительного аппарата новорождённых

Вокруг периода новорожденности много мифов. Например, люди долгое время верили, что у только рожденного младенца мир перевернут вверх ногами. Так как узнать у самого ребенка, что он чувствует, ощущает невозможно, родители и медики пытались найти объяснение несовершенности зрения грудничка самостоятельно.

Конечно, новорожденный очевидно отличается от взрослого. Все потому, что доношенный до нужного срока внутри материнской утробы после рождения он оказывается неприспособлен к внешнему миру. Детский мышечный каркас не может держать на весу тело, моторика не позволяет взаимодействовать с предметами вокруг, язык не обладает пластичностью для говорения. Зрение новорожденного не дает ничего рассмотреть.

Как видит грудной ребенок

Зрение крохи до года несовершенно. До рождения оно ему не было нужно, потому и не развивалось. Теперь новорожденный только учится им пользоваться, ближе к году ребенок осваивает умение целиком. Для взрослого не понятно, как можно не уметь видеть, но это только потому, что он давно уже выработал эту привычку. Крохе же нужно научиться сосредотачивать взгляд на интересующих предметах, обрабатывать поток информации, поступающий через зрительный канал. Это долгий и сложный процесс.

Зрение в первые дни жизни

Вопреки широко известному мифу про перевернутость, маленький ребенок видит все прямо, только недалеко и без красок. Зрение только рожденного младенца позволяет впервые увидеть мир вокруг серым и расплывчатым. Фокусировать свой взгляд кроха еще не умеет и не различает цвета (для него пока все черно-белое). Мир дальше 20 сантиметров от его глаз вовсе не существует – грудничок в первые дни жизни его не видит.

С возрастом это меняется. Так, зрение ребенка в 1 месяц позволяет на лице мамы, склоненной над малышом, увидеть рот и глаза. В два месяца дальность зрения увеличивается до пары метров. Постепенно появляются краски, развивается умение концентрироваться на определенном предмете.

Новорожденный смотрит на игрушку

Когда у ребенка фокусируется взгляд

Родителей интересует, когда у новорожденных фокусируется взгляд. Ждать этого сразу после родов не следует. Все развивается постепенно:

  • Первые попытки напрячь свое зрение ребенок сделает примерно к первому месяцу своей жизни, но только на предмете или человеке на расстоянии в 20-30 сантиметров от его глаз. Именно тогда младенец начинает различать глаза и рот, самые крупные части родительских лиц, чаще других наклоненных над крохой.
  • К возрасту двух-трех месяцев дальность фокусирования увеличивается до пары метров. Теперь младенец может рассмотреть погремушку, лежащую в шаге от него.
  • К четырем месяца кроха будет замечать еще более далеко расположенные или мелкие детали: заинтересуется картиной на стене или видом из окна.
  • В периоде 7 месяцев-год младенец учится фокусировать взгляд так же, как и взрослый, если нет никаких нарушений в развитии зрительной системы.

Интересно. Когда у новорожденного младенца фокусируется зрение, увиденное он долго и внимательно рассматривает. Так кроха знакомится с миром, учится обрабатывать новый поток информации. Позже, когда его моторика позволит дотронуться, схватить нужный предмет, он будет не только рассматривать его, но и щупать, крутить, облизывать, грызть.

Новорожденный изучает игрушку

Как развивается зрение

Этапы развития зрения у новорожденного можно разделить помесячно. Оно развивается постоянно, как и все системы организма. Значит, непрерывно появляются какие-то новые умения, достижения.

Таблица развития зрения

Все нормы достаточно условны – просчитать такой важный момент, как индивидуальность каждого ребенка, невозможно. Как в среднем развивается умение малыша видеть, показано в таблице ниже.

Нормы развития зрения у новорожденных по месяцам

НоворожденностьЗрение характеризуется расплывчатостью, нечеткостью, черно-белыми цветами.
1 месяцМир становится четче. Младенец начинает различать крупные детали предметов на расстоянии 20-30 сантиметров. Цвета все так же отсутствуют.
2 месяцаРазвивается фокусирование. Зрение еще черно-белое. Малыш может стараться сконцентрироваться на предмете в паре метров от него, видит еще нечетко. Появляется умение следить за медленно передвигающимся влево-вправо предметом.
3 месяцаЧеткость изображения улучшается. Начинают различаться цвета, в первую очередь – красный. Появляются попытки скоординировать свои движения с увиденным (например, стремление схватить погремушку, на которую ребенок смотрит).
4 месяцаПредметы вдали становятся все более четкими. Начинают появляться остальные краски, улучшается цветовосприятие.
5 месяцевВажная веха – развивается восприятие глубины пространства. То есть теперь малыш будет стараться следить не только за перемещающимися из стороны в сторону предметами, но и за теми, что движутся от него и к нему. Также улучшается четкость зрения вместе с внимательностью. Младенец может увидеть и мелкие детали.
6 месяцевК полугоду цветовосприятие почти сформировано. Грудничок различает все цвета и даже многие их оттенки. Можно начинать знакомство с ними, как предлагают многие педагоги.
7 месяцевЗрение семимесячного младенца уже практически полностью сформировано. Он умеет видеть предметы вдали, отмечает разницу всех цветов, умеет обрабатывать поступающую из визуального канала информацию.
8 месяцевУлучшаются аналитические способности. Люди для ребенка начинают делиться на известных и неизвестных. Малыш внимательно рассматривает лицо взрослого. Осознав, что перед ним незнакомый, кроха может расплакаться. Увидев родителей, он выразит радость.
9-10 месяцевЧеткость становится выше, различается все больше оттенков.
11 месяцевПримерно в этом возрасте появляется интерес к наблюдению за постоянными изменениями цветов и форм. Потому многие детки начинают увлеченно следить за происходящим на экране телевизора, планшета, телефона.
12 месяцевРазвитие зрения крохи практически завершено.

Пример, как одну и ту же игрушку видят дети разного возраста

Проверка зрения у малышей

Так как младенец только развивается, важно уже на этом этапе отслеживать правильность формирования всех систем организма. Если имеется какая-то патология, исправить проблему сейчас будет гораздо проще, чем когда зрение уже сформировано. Именно поэтому грудничкам назначаются плановые походы к врачу-офтальмологу.

Важно! Зрение у новорожденных проверяют только детские специалисты. Взрослый окулист не сможет в полной мере оценить правильность развития зрительного аппарата крохи. Специфика работы именно детского офтальмолога в том, что орган зрения грудничков находится в стадии безостановочного развития.

Самый первый осмотр глаз маленького пациента проводится еще в роддоме. Неонатолог проверяет отсутствие кровоизлияний, целостность сетчатки. Особенно важно это для детей, рожденных раньше срока. На первом приеме у участкового педиатра определяется график дальнейших посещений окулиста. Его назначают в такие сроки:

  1. 1 месяц. Этот прием назначается не всем, а только тем детям, которые имеют для него показания: патологии развития, недоношенность, родовые травмы, а также близких родственников с серьезными проблемами со зрением.
  2. 3 месяца. Плановый прием для всех грудничков. Проводится скиаскопия, смотрится глазное дно. Врач проверит глаза ребенка визуально, кроме того, опросит родителей.
  3. 6 месяцев. Проводятся все те же процедуры, что и в три месяца.
  4. Год. Методы исследования те же.

После года плановые посещения офтальмолога сводятся до раза в год. По необходимости количество приемов может быть увеличено.

Скиаскопия новорожденному

У взрослого человека зрение проверяют с помощью специальных таблиц и аппаратов. В случае с грудничками эти методы невозможны. Тогда проверка зрения проводится так:

  • Визуальный осмотр. Позволяет отследить правильность формирования глазных яблок, отсутствие покраснений, воспалений.
  • Проверка способности фиксировать взгляд на статичном и движимом предметах. Применяется не ранее, чем с трех месяцев ребенка.
  • Проводится скиаскопия, то есть определяется острота зрения. В глаза малышу направляется луч света, который пропускается через линзы (врач подносит их к лицу младенца). Цель офтальмолога – отслеживать перемещения тени в зрачке и подобрать ту линзу, при которой тень исчезает. Для новорожденного нормальный показатель – до 0,03, для годовалого – уже 0,3-0,6.
  • Офтальмоскопия – оценка глазного дна. Врач осмотрит глазки младенца с помощью специального приспособления. В это же время оценивается прозрачность хрусталика.

Офтальмоскопия младенцу

Возможные нарушения развития, их причины

Зрение новорожденного может развиваться с патологиями. Они могут появляться по одной из трех причин:

  1. Наследственность. Ребенок попадает в зону риска, если его родители или бабушки, дедушки имеют проблемы с глазами (анамнез собирается по описанию родителей в первый прием у педиатра). Возможные заболевания – глаукома, катаракта, дальтонизм, помутнение роговицы и др.
  2. Врожденные. Могут появиться в период внутриутробного развития из-за негативного влияния на плод (вирусные или хронические болезни матери, отравления и т.д.).
  3. Приобретенные. Появляются уже после родов из-за внешних причин: травм, плохого питания, неправильной гигиены, инфекционных и вирусных заболеваний и пр. Сюда же относятся проблемы из-за недоношенности.

Любая из вышеприведенных проблем может быть найдена как сразу после рождения, так и появиться в течение какого-то времени после него. У малышей из группы риска по генетике или недоношенности именно поэтому плановые приемы у окулиста назначаются чаще. Если в течение года от рождения зрение в норме, риск возникновения патологий в таком случае снижается, но не исчезает до конца.

Профилактика правильного развития зрительного аппарата

Чтобы зрение у младенца развивалось правильно, об этом следует заботиться еще до того, как офтальмолог обнаружит патологии. Известный педиатр Евгений Комаровский рекомендует делать так:

  • Обеспечить достаточную освещенность в детской комнате в периоды бодрствования ребенка. В противном случае цвета он научится определять позже, оттенки различать будет хуже.
  • Игрушки обязательно должны быть крупными и контрастными. Нежные оттенки, так любимые мамами, хуже развивают цветовосприятие малыша. В первом полугодии Евгений Олегович рекомендует больше обращать внимание на зеленые и желтые оттенки, но и остальные цвета должны присутствовать в быту крохи тоже.
  • Популярную игрушку – мобиль вешать следует не прямо над головой грудничка, а чуть в стороне. Первые три месяца любые предметы на расстоянии 40 см над лицом малыш не рассмотрит все равно. Такое близкое расположение может спровоцировать развитие косоглазия.

Правильно расположенный на кроватке мобиль

Другие педиатры и офтальмологи дополняют список Комаровского следующими рекомендациями:

  • Первые два месяца жизни лучше использовать черно-белые игрушки. Когда у новорожденного впервые фокусируется зрение, лучше, чтобы предметы вокруг были максимально контрастными.
  • Избегать направленного в лицо малышу яркого света (за исключением приема у офтальмолога). Это неприятно и создает нагрузку на глазки ребенка. Если речь идет о прогулках летом, в разгар дня, то лучше поднять капюшон коляски так, чтобы тень падала на лицо. При непрямых солнечных лучах (например, вечером) этого можно не делать.
  • Заниматься с новорожденным. Маме рекомендуется почаще склоняться над ним, разговаривать, давая младенцу изучать ее лицо. То же должен делать папа. По мере взросления ребенка подключаются простые игры с погремушкой. К трем-четырем месяцам можно давать светящиеся игрушки.
  • На улице в периоды бодрствования с трех месяцев кроху можно брать на руки, подходить, например, к деревьям, давать рассмотреть их.

Лучшая профилактика правильного развития зрения у новорожденного – внимание родителей к своему чаду, а также соблюдение всех врачебных рекомендаций. В таком случае шанс возникновения у грудничка серьезной патологии существенно снижается.

Видео

kpoxa.info

этапы развития зрения у новорожденных

Младенцы познают мир через осязание, слух, зрение. Первые две недели после появления на свет дети лишь спят и едят. Многие родители думают, что новорожденные ничего не видят.

Но это не совсем так: их зрительный аппарат не сформирован полностью, но очертания предметов вокруг себя малыши различают. Мамам и папам рекомендуется понимать, как дети видят в 1 месяц.

Это поможет им правильно развивать ребенка, вовремя выявить патологию.

Как и что видят новорожденные?

Чтобы не волноваться из-за кажущихся проблем, родителям нужно понять особенности строения работы зрительного аппарата малыша. За то, что человек видит, отвечают не только глаза.

Принятая этим органом информация передается в участки головного мозга. Тут происходит ее интерпретация и формирование картинки. Реакция на свет появляется еще до рождения.

Первые изображения, по мнению ученых-медиков, дети видят спустя несколько минут после рождения. Но все объекты размыты. Это является защитной реакцией. Нервная система малыша очень слабая. Большой поток информации может нанести вред организму. Не до конца развитое зрение защищает от избытка визуальных раздражителей.

Новорожденный неспособен четко фокусироваться на конкретном объекте. Это связано с тем, что его глаза начинают постепенно привыкать к новой атмосфере. Спустя некоторое время у малыша появляется способность видеть объекты, расположенные на расстоянии до 20 см. Но предметы все равно видятся нечеткими, лишенными контраста. Острота зрения варьируется в пределах 0,005-0,015%. Узоры и цвета не воспринимаются.

Что и как видит ребенок в 1 месяц, зависит от строения его органов зрения. Глазные яблоки младенца занимают гораздо меньшую площадь, чем у взрослого. Лучи, несущие картинку, попадают за сетчатку.

Слезные протоки у месячного малыша еще не сформированы. Поэтому слезная жидкость отсутствует. Тонкая роговица насыщена кровеносными сосудами.

Все это делает глаза новорожденного уязвимыми к инфекциям, воспалениям. Патологический процесс становится преградой для развития зрения. Вопрос, что видит ребенок в 1 месяц, волнует многих родителей. Взгляд младенца в этом возрасте уже становится осмысленным. Малыш может следить за крупными предметами, расположенными на расстоянии до 60 см.

Все объекты ребенок видит в черно-белых красках. По мере роста и развития перечень зрительных восприятий пополняется другими цветами: сначала красным, желтым, а ближе к трехмесячному возрасту – синим, зеленым и прочими оттенками.

По мере взросления зрение развивается и совершенствуется. Полностью зрительный аппарат ребенка формируется лишь к 6-7 годам.

Когда малыш начинает фокусироваться?

Из-за недоразвитости центров мозга, отвечающих за зрительное восприятие, малыш до четырехмесячного возраста видит мир в двухмерном изображении. Новорожденные не способны фокусироваться на предметах.

Они блуждают взглядом по комнате. Младенец может скашивать глаза. Это считается вполне нормальным явлением. Но если глаза постоянно косят и эта проблема наблюдается у ребенка после 6 месяцев, то стоит обратиться к офтальмологу.

Постепенно глазные мышцы укрепляются. Умение использовать оба органа зрения одновременно постигается лишь к полугодовалому возрасту. К четырем месяцам мозговой отдел, отвечающий за зрительное восприятие, начинает обрабатывать картинки.

С этого момента у малыша появляется способность ненадолго фокусировать взгляд на ярких неподвижных и перемещающихся предметах. Многие педиатры советуют родителям помогать детям сосредотачиваться на объектах, проводя специальные занятия в игровом виде.

Родителям рекомендуется регулярно показывать грудничка педиатру. Специалист проведет осмотр и даст оценку физическому и психическому развитию малыша. О правильном становлении говорят определенные рефлексы.

На нормальное протекание речевого процесса указывает умение малыша сообщать о своем дискомфорте посредством крика. Зрительные навыки в этот период ограничиваются наблюдением за яркими, крупными, хорошо освещенными объектами.

Если имеются какие-либо нарушения в состоянии малыша, педиатр направит его на консультацию к более узкому специалисту. Окулист сможет вовремя выявить косоглазие, птоз, ретинопатию, амблиопию и прочие болезни, дать рекомендации по лечению.

Когда кроха начинает узнавать родителей?

В первые минуты жизни к малышу прикасается его мама. Это новые ощущения для младенца. Он чувствует тепло тела, мягкость и запах кожи родного человека, его прикладывают к груди и новорожденный успокаивается.

Маму ребенок узнает благодаря вкусовому и тактильному опыту. Педиатры отмечают, что обоняние у детей развивается очень рано. Родных людей младенец различает по запаху уже на третий день после появления на свет.

Отчетливо видеть лицо матери новорожденный может примерно с третьего месяца жизни. В этом возрасте у малыша начинает функционировать бинокулярное зрение: ребенок обретает способность видеть синхронно двумя глазами.

Чтобы младенец смог хорошо рассмотреть черты лица родителей, нужно держать его вертикально на расстоянии до 30 см. В таком положении ребенок лучше сосредотачивается. Полезно использовать мимику при общении с грудничком.

Чтобы малыш быстрее начал узнавать лица родителей, требуется чаще к нему наклоняться и разговаривать с ним.

Как привлечь внимание ребенка в 1 месяц?

Младенцы редко останавливают свой взгляд на чем-либо более 3-4 секунд. Многие родители интересуются, как можно привлечь внимание месячного малыша.

По мнению специалистов, лучший предмет для сосредоточения взгляда ребенка – это лица мамы и папы. На втором месте идут черно-белые фотографии, портреты, контрастные узоры (например, шахматная доска).

Варианты привлечения внимания грудничка:
  • взять ребенка на руки, расположить в вертикальном положении;
  • подождать, пока грудничок сосредоточится;
  • взять предмет и расположить его в 25 см от лица младенца. Ближе держать игрушки нельзя: это чревато развитием у ребенка косоглазия. Предмет должен быть немаленький;
  • развернуть малыша лицом к себе. Начать разговаривать с ним, широко отрывая глаза и рот во время общения. Голос должен быть ровным и тихим.

Игрушки над детской кроваткой следует вешать не перед самым лицом малыша, а чуть дальше: сбоку либо за ножками. Выбирать нужно крупные и яркие предметы. Также можно попробовать поиграть с грудничком в «Глаза в глаза». Для этого надо расположить ребенка на удобное для его глаз расстояние.

Малыша следует медленно, аккуратно перемещать то дальше, то ближе, пока взгляд не станет сосредоточенным. Такой игрой можно заниматься и когда ребенок находится в горизонтальном положении. Но в этом случае подобное занятие быстро надоест младенцу.

Видео по теме

Как и что видит ребенок в первый год своей жизни:

Таким образом, месячные дети видят все объекты размыто, неконтрастно. Они способны ненадолго фокусироваться на крупных и ярких предметах. По мере взросления органы зрения совершенствуются, начинают лучше работать зоны головного мозга, отвечающие за преобразование картинки.

Родителям полезно учить малыша сосредотачиваться на объектах расположенных в его поле зрения. Для этого стоит играть с ним в «Глаза в глаза», показывать яркие предметы, контрастные картинки.

momjournal.ru

10 вещей, которые видит новорожденный ребенок

Мамы обычно замирают от восторга, когда впервые встречают глазами взгляд новорожденного ребенка. Кажется, он полон глубины и загадки — а еще малыши видят мир совсем не так, как мы с вами. Во всяком случае, первое время.

Младенец впервые открывает глаза еще в материнской утробе — и, как и остальные органы чувств, глаза формируются задолго до рождения. Но сразу после него еще какое-то время ребенок видит мир черно-белым, притом довольно размытым. Некоторые исследователи полагают, что первые несколько дней младенцы видят мир вверх ногами, пока их зрение не адаптируется.

Зрение едва родившихся детей действительно довольно слабое, но их глаза практически сразу могут фокусироваться на самом важном — на мамином лице. За несколько недель глазные мышцы укрепляются, и острота зрения возрастает.

Итак, что нам известно об особенностях зрения новорожденных детей?

1. Размытая и нечеткая картинка

Сила зрения нарастает постепенно — считается, что стопроцентно малыш начинает видеть только ближе к году. Но это лишь одна из причин того, что новорожденный видит мир нечетким.

Мозгу младенца нужно какое-то время, чтобы научиться распознавать, классифицировать и верно интерпретировать всю визуальную информацию.

2. Фокусировка на материнской груди

Удивительно, насколько мудро мы устроены. Зрение малыша изначально довольно слабое — поэтому в течение беременности сосок становится темнее. Выделяющиеся в организме женщины гормоны отвечают за эту перемену — и в результате младенцу лучше видно этот источник питания — так эволюционно решается вопрос его выживания.

3. Младенческое косоглазие

Иногда родители сомневаются, что их новорожденные дети вообще способны увидеть хоть что-то: глаза большинства из них в первые месяцы жизни порой смотрят в разные стороны. Мышцам глаз нужно время, чтобы как следует окрепнуть и научиться работать синхронно.

Считается, что в норме на это уходит примерно от трех месяцев до полугода — если же малыш и дальше продолжает косить одним или обоими глазами, лучше сообщить об этом педиатру. Возможно, речь идет о «синдроме ленивого глаза», или о другой проблеме, которую чаще всего можно решить мягкой терапией.

4. Внимание к крупным контрастным рисункам

Мелкие детали различных вещей пока недоступны для анализа мозгом младенца, а вот крупные и контрастные рисунки или предметы он может разглядывать с явным удовольствием. Этим пользуются сторонники методик раннего развития — детям действительно нравится смотреть на черно-белые простые картинки.

Никому точно не известно, в какой момент младенец начинает различать цвета и оттенки, и что конкретно он воспринимает в качестве собственно информации, которая изображена на картинке — но черно-белые или двух-трехцветные картинки способны заинтересовать совсем маленьких детей быстрее полноцветных.

5. Реакция на свет

Установлено, что дети различают свет и темноту еще внутри материнской утробы — так что нет ничего удивительного, что новорожденный реагирует на свет. По этой причине педиатры советуют перекладывать ребенка в разные стороны, чтобы мышцы шеи не фиксировались в одном положении, когда малыш поворачивает голову в сторону источника света.

Мамам бывает удобнее наладить спокойный сон малыша, используя эту особенность зрения — в темноте дети, как и взрослые, засыпают лучше и спят дольше. Поэтому хорошо, если в комнате новорожденного будут плотные шторы.

6. Взгляд в глаза

Практически с самого рождения малыш смотрит маме и другим членам семьи прямо в глаза. Причина, вероятно, заключается в том, что глаза гораздо темнее и контрастнее других частей лица.

7. Волосы и борода у папы или дедушки

По этой же причине — яркость и контрастность — живой интерес младенца вызывают волосы, папина или дедушкина борода и усы. Очень быстро малыш понимает, что может дотянуться до них руками — и с удовольствием этим пользуется.

8. Узнавание других членов семьи

Просто восхитительно, как быстро дети начинают различать и узнавать других членов семьи и по-разному на них реагировать. Запах и голос мамы младенец начинает выделять еще до рождения — а через какое-то время после появления на свет он умеет соотносить звук голоса, характерный запах и визуальный образ папы, сестер и братьев и даже домашних животных, если они есть в доме.

9. Реакция на движение

Малыш может довольно долго лежать с безучастным видом, глядя в белый потолок, но реакция на движение проявляется очень быстро, в первые же недели жизни. Периферийным зрением младенец замечает, когда кто-то проходит мимо, он реагирует на смену картинок в телефоне или на экране телевизора, да и покачивание погремушки или яркой игрушки может привлечь его внимание. Примерно к трем месяцам ребенок начинает тянуться ручками к движущемуся объекту — у некоторых детей это происходит немного раньше или позже.

Если к наступлению полугодовалого возраста ребенок никак не проявляет интереса и не пытается дотянуться до игрушки, стоит сказать об этом педиатру. Возможно, потребуются некоторые корректирующие занятия после дополнительных обследований.

10. Копирование эмоций

Малыш может изучать лицо мамы с очень серьезным и задумчивым видом, но уже в месяц-полтора он способен осознанно отвечать улыбкой на улыбку и начинать тревожиться при виде негативных эмоций. Родителям часто кажется, что ребенок ничего не понимает — но на самом деле он воспринимает информацию всеми своими органами чувств. Грустное лицо в сочетании с громким раздраженным или рассерженным голосом могут вызвать его искреннее неудовольствие или испуг. Порой причина безутешного плача малыша заключается как раз в том, что он скопировал чужие отрицательные эмоции — и именно поэтому детские психологи говорят о важности душевного настроя и психологического равновесия молодой мамы.


— поделитесь с друзьями!


Подпишитесь на нас в фейсбуке:

Читать дальше

dailybaby.ru

Когда новорожденный начинает видеть и как появляется четкое зрение у детей?

Девять месяцев ожидания ребенка…. Время немалое, чтобы из уверенных спокойных людей превратиться в чересчур тревожных родителей. Малыш родился, мамочка здорова, но возникает множество вопросов о самом младенце. В какие сроки и что должно проявиться, когда новорожденный начинает видеть, слышать, ползать, сидеть и прочее, прочее.

Такое поведение родителей порой изумляет педиатров, ведь о периоде до года есть столько книг, интернет публикаций, и в роддомах дают памятки, и лекции мамочки слушают. И все равно вопрос «когда» остается самым важным, родители сравнивают своих деток с другими, спрашивают, получают ответы и снова начинают тревожиться.

Причин для этого обычно нет, новорожденные видят, хоть и не так четко, как взрослые люди.

Способности видеть, слышать, ощущать вкус, запах являются врожденными, но если беспокойство все же сильней разумных доводов, покажите малютку специалистам. Вам подтвердят, что ваш ребенок видит, объяснят, как видят младенцы, и тревога уйдет, а с ней и лишние вопросы. Регулярно в день здорового ребенка вы можете показывать малыша педиатру, это лучше и правильней, чем попусту беспокоиться. 

Как и что видят новорожденные дети

В утробе матери плод «живет» с закрытыми глазами до определенного времени, поэтому свет для него долгое время будет оставаться раздражителем, чем-то инородным и мешающим ощущениям.

На какой день появляется зрение?

Если не было патологий в беременности, то сразу после рождения младенец видит. Все остальное, что может беспокоить, вполне объяснимо недостаточностью координации совместной деятельности зрительного нерва и самого глазного яблока. 

Почему глазки малыша закрыты?

Открытые глазки новорожденного воспринимают только свет и темноту, яркий свет заставляет щуриться, поэтому родителям часто кажется, что дитя вообще не открывает глаза, и потому зрение не может развиваться.

На самом деле зрительная система функционирует и во внутриутробном состоянии плода, хотя само «видение» отлично от привычного нам. На 26 неделе за счет мышечного сокращения дитя открывает веки, к 33-34 неделе зрачок может сокращаться от яркого света, который способен проникать сквозь стенки матки.

Наверное, многие мамочки помнят совет своего гинеколога не загорать и вообще не допускать попадание прямых лучей солнца на животик? Совет правильный, поскольку воздействие на младенца будет сильным, что повлияет на развитие в дальнейшем. 

Когда дети начинают видеть четко?

Через сколько дней после рождения детки начинают видеть окружающие предметы достаточно хорошо, зависит от многих факторов. В том числе, от протекания беременности в первом триместре, когда формируется зрительная система плода. Выявить нарушения зрения можно лишь к 3-4 месяцам, поэтому однозначно говорить о том, во сколько ребенок должен видеть нормально, слишком опрометчиво. Надо лишь ориентироваться на общие нормы, а не слепо думать, что с «ребенком что-то не так», если малыш в 3 месяца не тянется к игрушке. 

Практически все младенцы видят окружающий мир несколько размыто, будто за пеленой, но уже на следующей после родов неделе зрение адаптируется к «видению» в условиях воздушной среды. К месяцу жизни дети хорошо различают крупные предметы из размытой картины, но сфокусировать взгляд на предмете еще не могут. 

Когда беспокоиться?

И опять-таки, нельзя делать выводы о том, правильно ли развивается зрение малыша, если к этому времени еще непонятно различает он отдельные предметы или нет.

Выводы делает только офтальмолог на основании полного осмотра ребенка. Со скольки месяцев видны патологии зрения? Иногда катаракту видит неонатолог при осмотре младенца в роддоме, но обычно к 4-м месяцам можно сделать вывод о наличии патологии. Вовремя начатое лечение вернет нормальное зрение, которое необходимо в мире, где все основано на получении информации. 

 

Причины «туманного» зрения новорожденных:

  • зрачок плохо реагирует на свет, но «увидеть» источник света может. Поэтому новорожденный поворачивает голову к включенной лампе, за пеленой он видит ореол света;
  • низкая прозрачность роговицы глаза не позволяет видеть четко, малый размер роговицы;
  • младенческая дальнозоркость: ограниченная преломляющая способность роговицы приводит к тому, что дальние предметы видятся малышу лучше, чем близкие. Обычно это расстояние в 20-25 см, не более, полезно брать младенца на руки, чтобы он мог рассмотреть ваше лицо на этом удобном для его зрения расстоянии. Аналогично с игрушками, их надо весить не над лицом малыша, а на удобном для фокусировки глаз расстоянии;
  • сетчатка глаза слабая, все предметы окрашены в цвет от светло-серого до почти черного;
  • глазки новорожденного могут «смотреть» в разные стороны – это нормально! К месяцу жизни младенец научится их фокусировать на одном предмете, хотя время удержания взгляда будет не более 10-30 секунд;
  • малыш «видит» картинку, как и взрослые, только не четко. Мнение о «перевернутом» зрении в период новорожденности неверно. 

В каком возрасте и как меняется зрение у детей?

  1. К двум месяцам малыш не только следит взглядом за движением игрушки или другого объекта, но различает его цвет за счет увеличения чувствительности сетчатки глаза. Игрушки меняем на яркие, цветные. Допустима тренировка зрения: малыш может следить за медленно движущейся игрушкой. 
  2. К трем месяцам начинают работать слезные железы, ребенок будет чаще открывать глазки полностью. Роговица питается от желез, что увеличивает зрительные возможности ребенка. Детки различают желтый, красный, оранжевые цвета игрушек. Чтобы зрение развивалось активнее, уже можно повесить игрушки по бокам кроватки, чаще переворачивать малыша на животик.
  3. В четыре месяца предметы для малыша приобретают объем, он может дотянуться до конкретной игрушки. Обоняние и зрение малыша объединяются в «тандем», поэтому по запаху малыш поворачивается к объекту, который так пахнет. Маму узнают не только по запаху, голосу, но и по внешнему облику.
  4. К полугоду ребенок начинает интересоваться не только окружающими предметами или людьми, но и собственными ножками, ручками. Он уже способен их рассмотреть, играть с ними. Глазки работают согласованно, малыш видит предметы четко. Офтальмолог может определить наличие глазных заболеваний, если раньше их нельзя было диагностировать. 
  5. Малыш различает черты лица, улыбку, детали игрушек, цветовую гамму до синего и фиолетового. 

Когда полностью формируется зрение?

К году зрение полностью сформировано: дети видят объект целиком, а не по деталям. Радужная оболочка глаза становится именно того цвета, который у нее будет на протяжении жизни человека. Дальнозоркость в меньшей степени, но есть, поэтому предметы вдалеке ребенок различает лучше, чем вблизи, хотя на остроте зрения это почти не сказывается.

Ребенку может мешать свет от неправильно подобранного ночника, ведь он ощущает световые раздражители сильнее. Поле зрения пока узкое, но ребенок умеет использовать другие свои возможности для получения информации о предметах.

Полностью зрительная система будет функционировать к старшему дошкольному возрасту, т.е. в 5-6 лет. Однако в данном списке только средние данные по развитию зрения у малышей, ваш ребенок может развиваться по своему «сценарию», его сроки формирования могут быть несколько иными. В этом нет ничего страшного, мы все уникальны.

Мне нравится 3


Похожие посты


Оставить комментарий

mamsy.ru

10 фактов, доказывающих, что младенцы обладают силой, которая и не снилась супергероям

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

В мире существуют тысячи всевозможных языков, однако слово «мама» почти на всех звучит одинаково. И все потому, что его «выбрали» сами младенцы. Оказывается, из-за особенностей развития человеческой речи и артикуляции звуки «м» и «а» проще всего выговорить, поэтому именно их маленькие дети и произносят раньше остальных. Благодаря этому и появилось слово. А знаете ли вы, почему младенцы все тянут в рот и часто хотят есть?

AdMe.ru подготовил для вас 10 фактов о новорожденных детях и тех малышах, которые только готовятся появиться на свет.

Почему младенцы плачут по ночам, если они не голодны и чувствуют себя хорошо?

Есть мнение, что младенцы плачут по ночам для того, чтобы не дать родителям зачать еще одного ребенка. Автор теории Дэвид Хейг предполагает, что подобное «умение» выработалось у младенцев в процессе эволюции, поскольку отсутствие у матери других детей увеличивало выживаемость.

Кроме того, по мнению Хейга, определенные гены, полученные от матери или отца, решают, будет ли плакать ребенок по ночам. Если они получены от матери, то младенец будет заинтересован в еще одной беременности и не побеспокоит родителей в течение ночи, а если от отца, то нет, поскольку (опять же, по предположению Дэвида Хейга) отец, а точнее его гены, не уверен в том, что следующая беременность наступит от него же.

Как развивается мозг новорожденного?

Мозг ребенка после рождения растет очень быстро: в течение первых 3 месяцев жизни он достигает 50 % от объема мозга взрослого человека. Однако, уже находясь в утробе, ребенок способен познавать окружающий мир: ученые считают, что плод реагирует на яркие вспышки света и учится узнавать не только голос матери, но и, к примеру, ее любимую песню.

Почему мы не помним события раннего детства?

«Инфантильная амнезия» — так на научном языке называется феномен, из-за которого мы не способны вспомнить первые годы своей жизни. У ученых нет единого мнения о причинах этого явления, однако проведенное исследование показало: скорее всего, происходит это из-за более быстрого, чем у взрослых, процесса формирования новых клеток мозга, которые вытесняют старые, хранящие первые воспоминания.

Почему если положить новорожденного на живот матери, то он сам найдет грудь?

Если в течение первого часа жизни положить новорожденного на живот матери, то он самостоятельно найдет грудь. Все дело в том, что соски матери пахнут точно так же, как и амниотическая жидкость, в которой ребенок плавает во время нахождения в утробе матери. Кстати, вкусовые пристрастия человека начинают формироваться еще в процессе развития плода: так, например, по мнению ученых, околоплодные воды могут получить вкус чеснока, если мать употребляла его в пищу. Кроме того, когда ребенок начинает есть взрослую еду, его может притягивать аромат блюд, которыми мать питалась во время беременности.

Как младенцы видят мир в первые несколько дней жизни?

Новорожденные дети видят окружающий мир в черно-бело-серой гамме. Кроме того, они близоруки и предметы, расположенные дальше

www.adme.ru

Что видят новорожденные дети по месяцам, когда начинает видеть ребенок

Многих родителей интересует: что видят новорожденные дети после приезда из роддома и какие сроки формирования полноценного зрения у грудничка.

Знание диапазона зрительных возможностей крохи на каждом этапе развития, позволяет родственникам выбрать правильную тактику контактирования с малышом, вовремя выявить возможные глазные дефекты.

Особенности зрения новорожденных детей

Глаза грудничка недостаточно сформированы и приспособлены к восприятию окружающего мира. Строение зрительного аппарата новорожденного имеет значительные отличия от взрослого.

Анатомия

Новорождённые дети воспринимают мир иначе, это обусловлено состоянием развития глазных яблок, глазодвигательных мышц, хрусталика:

  • глазные яблоки не превышают величины 4-5 мм, намного меньше в пропорциональном отношении, чем у взрослых;
  • тонкая роговица с малой преломляющей силой;
  • зрачок узкий, менее 2 мм в диаметре;
  • слёзные протоки сформированы не полностью, слёзная жидкость отсутствует первые 1-2 недели;
  • повышенная кривизна хрусталика, приводящая к искажению изображения;
  • недостаточное количество пигмента в оболочке радужки;
  • зрительный аппарат грудничка содержит больше слоёв сетчатки по сравнению с глазом взрослого человека;
  • жёлтое пятно на сетчатке развито к моменту появления ребёнка на свет в пределах 50-60%.

Не полностью сформированные органы зрения значительно искажают зрительное восприятие малыша.

Развитие зрения в утробе

Формирование зрительного аппарата эмбриона начинается с главной структуры глаза — сетчатки.

Процесс начинается с первых недель беременности:

  1. 2-3 нед. —закладка будущих сетчаток (глазных ямок), хрусталика, зачатков зрительных нервов.
  2. 5-6 нед. — образуются основные составляющие сетчатки, первичное стекловидное тело, начинается формирование роговицы.
  3. 7 нед. — закладка зачатков век.
  4. 11 нед. — формирование радужки, ресничного тела.
  5. 16 нед. — первые движения глазных яблок.
  6. 26 нед. — приоткрытие век, моргание.
  7. 32-36 нед. — совершенствование всех органов зрительной системы.

В критические периоды развития органа закладка структур особенно чувствительна к воздействию негативных факторов, что может стать причиной врождённых патологий. Здоровье матери, отсутствие вредных привычек — имеет определяющее значение для гармоничного развития зрительной системы. Патологии, возникшие на эмбриональном уровне, трудно поддаются коррекции.

Завершение формирования сетчатки, палочек и колбочек, анализирующих поступающую световую и цветовую информацию, происходит на 39-40 неделе эмбрионального развития. Недоношенные дети часто имеют проблемы с совершенствованием зрительных структур.

После родов

Различать свет и темноту малыш начинает ещё в утробе матери. Он привыкает к влажной затемнённой среде. Процесс рождения — огромный стресс для новорождённого.

Несовершенная слизистая оболочка роговицы с несформированными слёзными протоками раздражается от сухого воздуха и яркого света. В первые часы после рождения кроха держит глазки закрытыми большую часть суток.

Когда они начинают видеть

В конце второго триместра беременности будущий ребёнок начинает тренировать зрительные структуры: открывает и закрывает глазки, рефлекторно расширяет и суживает зрачки. Выработанные навыки потребуются сразу после рождения.

На 30 неделе беременности малыш начинает отличать свет от темноты, при нахождении мамы под прямыми лучами солнца кроха может уловить рыжеватое расплывчатое пятно.

В первые дни после рождения грудничок видит неясные силуэты предметов, находящихся вблизи. Через сколько дней дети начинают видеть — зависит от времени родов. Недоношенные дети отводят глаза от света. Дети, появившиеся в срок интересуются яркими источниками света.

 До 14 дней глаза ребёнка слабо реагируют на происходящее вокруг. Новорождённый видит белесоватые пятна округлой формы, не воспринимает происходящее сбоку и сзади. Зрительные возможности новорожденных ограничены на 30˚ вправо и влево, на 10˚ вверх и вниз.

Что и как видят новорожденные в первые дни и недели

Младенцы в первые 2-4 недели видят чередование чёрно-белых пятен, так они воспринимают предметы, находящиеся на расстоянии вытянутой руки. Глаза грудничка реагируют на свет, слишком яркий световой источник раздражает роговицу. Кроватку ребёнка нельзя устанавливать прямо под люстрой.

Глазные яблоки новорождённого подвижны, глазки часто смотрят в разные стороны, непроизвольно подрагивают. Создаётся впечатление косоглазия, нистагма, что часто пугает родителей. Это физиологическая особенность, вызванная слабостью глазодвигательных мышц, самостоятельно исчезающая в течение 1-2 недель.

Все груднички имеют врождённую физиологическую дальнозоркость (гиперметропию). Из-за малой величины глазных яблок несущие картинку лучи попадают не на сетчатку, а за неё. Этот дефект исправляется самопроизвольно по мере развития зрительных структур.

Существуют нормы самостоятельного исправления дефектов зрительного аппарата в зависимости от возраста:

  • отсутствие реакции на смещение источника света — до 2 недель;
  • косоглазие —до 4 месяцев;
  • необычно выпуклый хрусталик — до 12 месяцев;
  • светлый цвет глаз, пониженное количество пигмента — до 6-9 месяцев.

Основное формирование зрительного аппарата грудничка происходит в возрасте до года. Физиологическая дальнозоркость проходит в 2-3 года. Полноценно органы зрения формируются в 5-7 лет.

Изменение зрения по месяцам

По мере роста ребёнка развиваются зрительные навыки, в головном мозге формируется связь полученных изображений с тактильными ощущениями.

Совершенствование зрения по мере роста:

  1. К 4-5 неделе грудничок задерживает взгляд на ярких предметах, находящихся на расстоянии 40-50 см.
  2. В 6 недель кроха начинает воспринимать объёмные изображения. Постепенно новорождённый осваивает близлежащее пространство, видит грудь матери.
  3. В 3 месяца начинает фиксация взглядом движущихся игрушек. В это время активно развивается цветовой скрининг аппарата сетчатки.
  4. В 4 месяца грудничок начинает узнавать лица родителей. В этот период ребёнок может делать ошибки в определении объёмности предметов — пытаться схватить солнечные блики и движущиеся тени.
  5. В 6 месяцев у ребёнка формируется стереоскопическое зрение. Глаза способны сфокусироваться на предмете.
  6. В 7-10 месяцев малыш начинает распознавать геометрические формы, различать мелкие детали.

Даже по достижении двухлетнего возраста малыши имеют только 50% остроты зрения, по сравнению со взрослым человеком.

На что любят смотреть новорождённые

Родители должны активно содействовать совершенствованию зрительных функций у ребёнка. Комната, где находится детская кроватка должна быть хорошо освещена. Кроватку устанавливают так, чтобы малыш мог видеть окружающие предметы со всех сторон.

Нужно понимать, что первое время глаз ребёнка воспринимает только чёрно-белые изображения, цветовое восприятие предметов формируется к 3 месяцам. Красный и жёлтый цвета кроха начинает распознавать в первую очередь, синий и зелёный — значительно позднее. Это следует учитывать при выборе развивающих игрушек.

Как привлечь внимание, как тренировать и развивать зрение

Когда малыш достигнет возраста 4 недель в кроватку вешают погремушки. Расстояние до глаз грудничка должно составлять 40 см. До трёх месяцев тренировку зрения проводят с помощью чёрно-белых картинок: прикрепляют изображения к стенкам кроватки, детскому мобилю. Контрастные изображения перемещают в разные стороны, добиваясь фиксации взгляда.

Детям старше 3 месяцев пищащие игрушки заменяют бесшумными, цветными. Ребёнок должен брать их в руки, соединяя в головном мозге цепочки тактильных ощущений с изображением.

После полугода детям следует предоставлять свободу передвижения. Стереоскопическое зрение значительно быстрее формируется у активно двигающихся малышей. Ежедневные прогулки исключительно важны: ребёнок постепенно познаёт мир за пределами дома, ультрафиолет благотворно влияет на развитие зрительных органов.

Наблюдение у специалистов

Первый осмотр детским врачом проводится в роддоме. Выявляются врождённые патологии органов зрения. Осмотр при рождении не даёт 100% гарантии, некоторые заболевания проявляются со временем.

В 1 месяц проводится осмотр врачом-офтальмологом в детской поликлинике:

  • проверка зрительных рефлексов;
  • обследование формы и размеров глазных яблок;
  • проверяется чистота (незамутнённость) хрусталика.

Следующий профилактический осмотр проводится в 3 месяца для недоношенных детей, для малышей, родившихся в положенное время — в 6 месяцев.

На осмотре происходит детальное обследование органов зрения:

  • оценка состояния глаз;
  • двигательная активность глазных яблок;
  • способность фокусирования глаз на предметах;
  • аккомодация, рефракция.

При необходимости решается вопрос: является имеющееся косоглазие физиологическим или требуется коррекция патологии.

Плановый осмотр в 1 год предусматривает исследование зрения малыша с помощью листа бумаги, покрытого чёрно-белыми полосками.

В полтора года оценку остроты зрения ребёнка проводят с применением диагностической детской таблицы Орловой. В дальнейшем, профилактические осмотры офтальмолога проходят 2 раза в год.

Причины для обращения к врачам

Предрасположенность к возникновению глазных патологий в раннем детстве:

  • генетическая наследственность;
  • недоношенность;
  • внутриутробные инфекции;
  • курение и употребление беременной женщиной спиртных напитков;
  • иммунодефицит.

Поводом к посещению офтальмолога может служить:

  • в 1 мес. не наблюдается реакции сужения зрачка;
  • после 3 мес. глаза грудничка не фокусируются на предметах красного и жёлтого цвета;
  • в 4 мес. глазки малыша не следят за перемещающейся игрушкой;
  • сохраняющееся косоглазие после полугода;
  • в 5-7 мес. ребёнок не узнаёт лица родственников;
  • глазные яблоки имеют разные размеры, зрачки движутся произвольно, рефлекторно подёргиваются;
  • покраснение склер, гнойные и слизистые выделения из глаз.

При наличии глазных болезней у родственников первой линии риск возникновения патологии зрительной системы возрастает в полтора раза.

Полноценное совершенствование зрительного аппарата ребёнка оказывает положительное влияние на формирование других органов и систем, способствует гармоничному психомоторному развитию малыша. Действия родителей должны быть направлены на тренировку зрительного аппарата малыша, своевременное выявление и корректировку возможных отклонений.

Видео по теме:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

glaza.online

Зрение новорожденного ребенка

Новорожденные дети видят совсем по-другому, не так как взрослые. С ростом ребенка развивается и его зрительная система, для окончательного формирования ей необходимо примерно около 8 месяцев.

Глаза ребенка способны видеть сразу после рождения, однако его мозг, который обрабатывает и формирует зрительные образы, пока не способен правильно расшифровывать информацию. Ребенок растет, его мозг развивается, а вместе с тем и зрительные способности. Как это происходит?

1 месяц. В таком возрасте глаза ребенка не могут двигаться согласовано. Зрачки часто сходятся на переносице, однако родителям не стоит паниковать, что это косоглазие. Уже к концу 1 месяца жизни малыш научается фиксировать свой взгляд на интересующем объекте.

2 месяца. Начинает активно развиваться цветовое зрение. Оттенки слабо различимы, зато хорошо воспринимаются контрастные цвета. Дети этого возраста любят яркие игрушки и хорошо следят за ними глазами.

4 месяца. Появляется пространственное восприятие, ребенок начинает понимать, что предметы имеют разную форму и могут находиться на разном расстоянии от него. Координация движений новорожденного совершенствуется, теперь он легко может взять в руки, интересующий его предмет.

5 месяцев. Улучшается цветовое восприятие, ребенок способен увидеть отличие оттенков, даже у небольших по размеру предметов.

8 месяцев. Зрительные способности малыша этого возраста неотличимы от способностей взрослого человека. К 8 месяцам, как правило, формируется и окончательный цвет радужной оболочки глаз, однако этот процесс может затянуться и до 3 лет.

Родителям рекомендуется быть внимательными по отношению к зрительным способностям своего ребенка и в случае отклонений в развитии показать его офтальмологу. На что акцентировать свое внимание:

· В 3-4 месяца малыш не способен следить глазами за движущимися объектами.

· Глаза малоподвижны в обоих направлениях.

· Взгляд постоянно бегает, малыш не может зафиксировать его в одной точке.

· Глаза закатываются.

· Ребенок старше 1 месяца, а у него продолжает сохраняться косоглазие.

· Частое слезотечение.

· Боязнь яркого света.

· Зрачок белого цвета.

Следите за здоровьем глаз ребенка с самого его рождения.

www.inoptika.ru


Смотрите также

Регистрация на сайте

Пароль будет отправлен тебе на e-mail.

 

×