Гиперактивный ребенок лечение


медицинское лечение лекарствами, как лечить, коррекция

Гиперактивность (СДВГ) является весьма распространенной проблемой в детском возрасте. Особенно часто она диагностируется у школьников, поскольку учебные задачи и разные домашние поручения в возрасте старше 7 лет требуют от ребенка внимательности, самоорганизованности, усидчивости, умения доводить дела до конца. А если у ребенка имеется синдром гиперактивности, именно таких качеств ему не хватает, что вызывает проблемы с обучением и в быту.

Кроме того, СДВГ мешает школьникам общаться со своими одноклассниками, поэтому коррекция такой проблемы важна для социальной адаптации ребенка.

Причины гиперактивности

Исследования показали, что у многих детей появление синдрома дефицита внимания с гиперактивностью обусловлено генетическим фактором. Другими провоцирующими факторами СДВГ считают:

  • Проблемы с протеканием беременности. Если у мамы была угроза прерывания, она неполноценно питалась, испытывала стресс, курила, а плод испытывал гипоксию или у него появились дефекты развития, это способствует появлению у ребенка проблем с нервной деятельностью, среди которых будет и СДВГ.
  • Проблемы с протеканием родов. Появлению гиперактивности у деток способствуют как стремительные, так и затяжные роды, а также слишком раннее начало родовой деятельности и стимуляция родов.
  • Недочеты воспитания. Если родители относятся к ребенку слишком строго либо малыш выступает свидетелем постоянных конфликтов в семье, это сказывается на его нервной системе.
  • Недостаток питательных веществ или отравление, например, тяжелыми металлами. Такие факторы ухудшают работу ЦНС.

Симптомы СДВГ в школьном возрасте

Первые признаки гиперактивности у многих деток проявляются еще в младенчестве. Груднички с СДВГ плохо спят, много двигаются, слишком бурно реагируют на любые перемены, очень привязаны к матери и быстро теряют интерес к игрушкам и играм. В дошкольном возрасте такие малыши не могут усидеть на занятиях в детском саду, часто проявляют агрессию к другим детям, много бегают, отрицают любые запреты.

У школьников СДВГ проявляется такими симптомами:

  • На уроках ребенок невнимателен и быстро отвлекается.
  • У него отмечаются беспокойные движения. Такой школьник часто вертится на уроке, не может усидеть на стуле спокойно, а в ситуации, требующей пребывания на одном месте, может встать и уйти.
  • Ребенок бегает и прыгает в ситуациях, когда этого не нужно делать.
  • У него не получается долго заниматься чем-либо спокойно и тихо.
  • Ребенок часто не заканчивает домашние дела или уроки.
  • Ему трудно дождаться очереди.
  • У него не получается самостоятельно себя организовать.
  • Ребенок старается избегать любых задач, при которых нужно быть внимательным.
  • Он часто теряет собственные вещи и забывает что-то важное.
  • У ребенка отмечается повышенная разговорчивость. Он нередко перебивает других и не дает людям закончить фразу или вопрос.
  • Ребенок не может найти общий язык с одноклассниками и часто с ними конфликтует. Он пытается вмешаться в чужие игры и не придерживается правил.
  • Школьник часто ведет себя импульсивно и не оценивает последствия собственных поступков. Он может что-то сломать, а потом отрицать собственную причастность.
  • Ребенок спит беспокойно, постоянно переворачиваясь, комкая постельное белье и сбрасывая одеяло.
  • Учителю в разговоре с ребенком кажется, будто он его совсем не слышит.

Какой врач лечит

Заподозрив у школьника синдром гиперактивности, с ним следует отправиться на консультацию к:

  • Детскому неврологу.
  • Детскому психиатру.
  • Детскому психологу.

Любой из этих специалистов проведет осмотр ребенка, даст ему выполнить тестовые задания, а также пообщается с родителями и назначит дополнительные обследования нервной системы. На основе результатов ребенку выставят диагноз «СДВГ» и назначат правильное лечение.

В каком возрасте чаще всего СДВГ проходит

Наиболее ярко признаки гиперактивности проявляются у дошкольников, посещающих детский сад, а также у младших школьников в возрасте 8-10 лет. Это связано с особенностями развития ЦНС в такие возрастные периоды и необходимостью выполнять задания, при которых важно быть внимательным.

Следующий пик проявлений СДВГ отмечают в период половой перестройки у 12-14-летних детей. В возрасте старше 14 лет у многих подростков симптомы гиперактивности сглаживаются и могут исчезнуть самостоятельно, что связывают с компенсацией недостающих функций ЦНС. Однако у некоторых детей СДВГ сохраняется, что приводит к формированию поведения «трудного подростка» и асоциальным наклонностям.

Как и чем лечить

Подход к лечению гиперактивности у школьника должен быть комплексным и включать как медикаментозные средства, так и немедикаментозную терапию. При СДВГ нужно:

  1. Заниматься с психологом. Врач будет применять методики для снижения тревожности и улучшения коммуникативных навыков ребенка, давать упражнения для внимания и памяти. Если имеются нарушения речи, показаны также занятия с логопедом. Кроме того, к психологу стоит ходить не только гиперактивному ребенку, но и его родителям, поскольку у них нередко появляются раздражительность, депрессия, нетерпимость, импульсивность. Во время посещений врача родители поймут, почему детям с гиперактивностью противопоказаны запреты и как строить отношения с гиперактивным школьником.
  2. Обеспечить ребенку правильную двигательную активность. Для школьника следует подобрать спортивную секцию, в которой не будет соревновательной деятельности, так как она может усугубить гиперактивность. Также ребенку с СДВГ не подходят статические нагрузки и спорт, в котором есть показательные выступления. Лучшим выбором можно назвать плавание, езду на велосипеде, лыжный спорт и другие аэробные нагрузки.
  3. Давать ребенку назначенные врачом препараты и лекарства. За рубежом детям с гиперактивностью назначают психостимулирующие средства, а у нас отдают предпочтение ноотропным препаратам, а также выписывают успокаивающие лекарства. Конкретный препарат и его дозировку должен подбирать врач.
  4. Применять народные средства. Поскольку медикаментозное лечение при СДВГ назначают на длительный период, время от времени синтетические лекарства заменяют травяными чаями, например, из мяты, валерианы, мелиссы и других растений с положительным действием на нервную систему.

Советы родителям

  • Постарайтесь построить со школьником взаимоотношения, основой которых будет доверие и взаимопонимание.
  • Помогите сыну или дочке организовать свой режим дня, а также место для игр и выполнения уроков.
  • Уделите внимание режиму сна ребенка. Пусть он засыпает и просыпается в одинаковое время каждый день, даже в выходные.
  • Обеспечьте ребенку сбалансированный вкусный рацион, в котором будут ограничены рафинированные и синтетические продукты.
  • Запрещайте ребенку лишь то, что действительно ему вредит или представляет для него опасность.
  • Чаще проявляйте свою любовь к ребенку.
  • Избегайте в общении приказов, чаще используйте просьбы.
  • Откажитесь от физического наказания.
  • Часто хвалите ребенка, отмечая все положительные стороны и поступки.
  • Не ссорьтесь при ребенке.
  • Старайтесь организовывать совместный досуг, например, семейные вылазки на природу.
  • Давайте ребенку посильные ежедневные задачи по дому и не выполняйте их вместо него.
  • Заведите тетрадь, в которую вечером вместе с ребенком записывайте все успехи и позитивные моменты за день.
  • Старайтесь не посещать с ребенком очень людные места, например, рынок или торговый центр.
  • Следите, чтобы ребенок не переутомлялся. Контролируйте время у телевизора или компьютера.
  • Сохраняйте спокойствие и невозмутимость, ведь вы являетесь примером для своего ребенка.

В следующем видеоролике доктор Комаровский расскажет о том, каких правил нужно придерживаться в воспитании гиперактивного ребенка.

Очень важная роль в коррекции поведения ребенка отводится родителям. Как нужно себя вести, смотрите в следующем видео клинического психолога Вероники Степановой.

o-krohe.ru

Гиперактивный ребенок - рекомендации родителям, признаки, лечение

Гиперактивный ребенок – это малыш, страдающий чрезмерной двигательной подвижностью. Ранее наличие гиперактивности в анамнезе малыша считалась патологическим минимальным расстройством функций психики. Сегодня гиперактивность у ребенка относят к самостоятельному недугу, который носит название СДВГсиндром. Характеризуется она увеличенной двигательной активностью детей, неусидчивостью, легкой отвлекаемостью, импульсивностью. Одновременно с этим у индивидуумов с высоким уровнем активности отмечается уровень интеллектуального развития, отвечающий их возрастной норме, а у некоторых индивидов, даже выше нормы. Первичные симптомы повышенной активности реже встречаются у девочек и начинают обнаруживаться уже на раннем возрастном этапе. Данное нарушение считается довольно распространенным расстройством поведенческо-эмоционального аспекта психических функций. Дети с синдромом чрезмерной активности заметны сразу в окружении остальных малышей. Такие крохи не могут спокойно усидеть ни минуты на одном месте, они постоянно двигаются, редко доводят дела до окончания. Симптомы гиперактивности наблюдаются практически у 5% детского народонаселения.

Признаки гиперактивного ребенка

Поставить диагноз гиперактивность у ребенка возможно только после длительного наблюдения специалистами за детским поведением. Некоторые проявления повышенной активности можно заметить у большинства детей. Поэтому так важно знать признаки гиперактивности, главным из которых является невозможность концентрации внимания длительное время на одном явлении. При обнаружении данного признака нужно учитывать возрастную принадлежность малыша, так как на различных этапах детского развития неспособность сосредоточить внимание проявляется неодинаково.

Ребенок, страдающий повышенной активности чересчур неусидчив, он постоянно ерзает или мечется, бегает. Если малыш находится в постоянном бесцельном движении и у него наблюдается неспособность концентрации внимания, то можно говорить о гиперактивности. Также действия малыша с повышенной активностью должны обладать некой долей взбалмошности и бесстрашием.

К признакам гиперактивного ребенка относят неумение соединять слова в предложения, устойчивое желание брать все в руки, незаинтересованность в прослушивании детских сказок, неспособность ожидать своей очереди.

У гиперактивных детей отмечается снижение аппетита наряду с повышенным чувством жажды. Таких малышей тяжело уложить спать, как в дневное время, так и в ночное. Дети постарше с синдромом повышенной активности страдают заниженной самооценкой. Они остро реагируют на совершенно обычные ситуации. Наряду с этим их довольно сложно утешить и успокоить. Дети с данным синдромом чрезмерно обидчивы и довольно раздражительны.

К явным предвестникам гиперактивности в раннем возрастном периоде можно отнести нарушения сна и понижение аппетита, низкую прибавку в весе, беспокойство и повышенную возбудимость. Однако нужно учитывать, что всем перечисленным признакам могут быть и другие причины, не связанные с гиперактивностью.

В принципе, психиатры считают, что диагноз повышенная активность можно поставить малышам только после преодоления ими возраста 5 или 6 лет. В школьном периоде становятся более заметными и выраженными проявления гиперактивности.

В обучении ребенок с гиперактивностью характеризуется неумением работать в коллективе, наличием сложностей с пересказом текстовой информации и сочинением рассказов. Межличностные взаимоотношения с ровесниками не складываются.

Гиперактивный ребенок нередко проявляет агрессию в отношении окружения. Он склонен не выполнять учительские требования на уроках, отличается неусидчивостью на занятиях и неудовлетворительным поведением, часто не выполняет домашние задания, одним словом, такой малыш не подчиняется установленным правилам.

Гиперактивные малыши, в большинстве случаев, чересчур болтливы и крайне неловки. У таких детей, обычно, все выпадает с рук, они все задевают или обо все ударяются. Более выраженные трудности наблюдаются в мелкой моторике. Таким деткам тяжело самостоятельно застигнуть пуговицы или завязать себе шнурки. У них обычно некрасивый почерк.

Гиперактивного ребенка в общих чертах можно описать как непоследовательного, нелогичного, неусидчивого, рассеянного, непослушного, упрямого, неряшливого, неуклюжего. На старшем возрастном этапе неусидчивость и взбалмошность, обычно, уходят, но невозможность концентрации внимания остается, иногда на всю жизнь.

В связи с вышесказанным к постановке диагноза повышенной детской активности следует относиться с осторожностью. Также нужно понимать, что даже если у малыша и существует в анамнезе диагноз гиперактивность, то это не делает его плохим.

Гиперактивный ребенок – что делать

Родители гиперактивного ребенка должны, в первую очередь, обратиться к специалистам для установления причины возникновения данного синдрома. Такими причинами может быть генетическая предрасположенность, другими словами, наследственные факторы, причины социально-психологического характера, например, климат в семье, условия проживания в ней и т.д., биологические факторы, к которым относят различные поражения головного мозга. В случаях, когда после установления причины, спровоцировавшей появление гиперактивности у ребенка, назначается соответственное лечение терапевтом, такое как массаж, соблюдение режима, прием медикаментозных средств, его необходимо выполнять неукоснительно.

Коррекционная работа с гиперактивными детьми, в первый черед, должна вестись родителями малышей, и начинается она с создания вокруг крох спокойной, благоприятной обстановки, так как любые расхождения в семье или громкие выяснения отношений только «заряжают» их отрицательными эмоциями. Любое взаимодействие с такими малышами, а в частности, коммуникативное, должно быть спокойным, мягким, ввиду того, что они крайне восприимчивы к эмоциональному состоянию и настроению близких, особенно родителей. Всем взрослым членам семейных отношений рекомендуется следовать единой модели поведения в воспитании чада.

Все действия взрослых в отношении гиперактивных детей должны быть направлены на выработку у них навыков самоорганизации, повышение самооценки, снятие расторможенности, формирование уважения к окружающим индивидам и обучение принятым нормам поведения.

Эффективным способом, побеждающим трудности самоорганизации, считается развешивание в помещении специальных листовок-памяток. С этой целью следует определить два наиболее важных и максимально серьезных дела, которые кроха сможет успешно совершить на протяжении светового дня, и написать их на листках. Такие листки следует вывесить на так называемой доске объявлений, например, в детской комнате или на холодильнике. Информацию можно отображать не только посредством письменной речи, но и при помощи образных рисунков, символьных изображений. К примеру, если малышу следует вымыть посуду, то можно нарисовать грязную тарелку или ложку. После того, как кроха выполнит поставленное поручение, он должен на листке-памятке напротив соответствующего поручения сделать специальную пометку.

Еще одним способом выработки навыков самоорганизации является использование цветовой маркировки. Так, например, для занятий в школе можно завести определенных цветов тетради, которые школьнику в дальнейшем будет проще отыскивать. С целью обучения ребенка наведению порядка в помещении также помогают разноцветные обозначения. Например, на ящики для игрушек, одежды тетрадей прикрепить различные по цветовой гамме листочки. Листы для маркировки должны быть большого размера, хорошо заметны и иметь различные рисунки, которые будут изображать содержимое ящиков.

В младшем школьном периоде занятия с гиперактивными детьми, главным образом, должны быть целеенаправлены на развитие внимания, выработку произвольной регуляции, тренировать формирование психомоторных функций. Также терапевтические методы должны охватывать отработку конкретных умений взаимодействия с ровесниками и взрослыми лицами. Первоначальная коррекционная работа с чрезмерно активным крохой должна происходить индивидуально. На данной стадии коррекционного воздействия необходимо обучить маленького индивида слушать, понимать инструкции психолога или другого взрослого и проговаривать их громко, выражать самостоятельно во время занятий правила поведения и нормы выполнения конкретного задания. Также желательно на этой стадии выработать вместе с крохой порядок поощрений и систему наказаний, которые впоследствии помогут ему приспосабливаться в коллективе ровесников. Следующая стадия предусматривает вовлечение чрезмерно активного малыша в коллективную деятельность и тоже должна реализовываться постепенно. Сначала ребенка необходимо вовлекать в игровой процесс иди в работу с небольшой группой детей, а затем его можно приглашать участвовать в групповых занятиях, которые предусматривают большое количество участников. В противном случае при несоблюдении такой последовательности малыш может перевозбудиться, что вызовет потерю контроля поведения, общее переутомление и дефицит активного внимания.

В школе также довольно не просто работать с чрезмерно активными детьми, однако и такие дети обладают своими привлекательными чертами.

Гиперактивные дети в школе характеризуются свежей спонтанной реакцией, они легко воодушевляются, всегда охотно помогают педагогам и другим ровесникам. Гиперактивные малыши совершенно незлопамятны, они выносливее сверстников, сравнительно реже одноклассников склонны к заболеваниям. У них нередко очень богатая фантазия. Поэтому педагогам рекомендуется для выбора грамотной стратегии поведения с такими малышами постараться понять их мотивы и определить модель взаимодействия.

Так, практическим путем было доказано, что развитие двигательной системы малышей оказывает интенсивное воздействие на их всестороннее развитие, а именно, на формирование зрительной, слуховой и тактильной анализаторных систем, речевых способностей, интеллекта. Поэтому занятия с гиперактивными детьми непременно должны содержать в себе двигательную коррекцию.

Работа с гиперактивными детьми

Три ключевых направления предполагает работа психолога с гиперактивными детьми, а именно формирование функций психики, которые являются отстающими у таких малышей (контроля над движениями и поведением, внимания), отработку конкретных способностей взаимодействия с ровесниками и взрослым окружением, работу с гневом.

Такая коррекционная работа происходит постепенно и начинается с отработки какой-то одной функции. Так как гиперактивный малыш физически не в состоянии продолжительное время слушать педагога с одинаковым вниманием, сдерживать импульсивность и спокойно сидеть. После того, как были достигнуты устойчивые положительные итоги, следует переходить к одновременной тренировке двух функций, например, недостаток внимания и поведенческий контроль. На последнем этапе можно вводить занятия, направленные на развитие всех трех функций одновременно.

Работа психолога с гиперактивным ребенком начинается с персональных занятий, затем следует переходить к упражнениям в малых группах, постепенно подключая все большее количество детей. Поскольку индивидуальные особенности малышей с чрезмерной активностью мешают им сосредоточиться, когда рядом много ровесников.

Кроме этого, все занятия должны происходить в эмоционально приемлемой для малышей форме. Наиболее привлекательными для них являются занятия в форме игры. Особого внимания и подхода требует гиперактивный ребенок в саду. Так как с появлением такого малыша в дошкольном учреждении возникает множество проблем, решение которых ложится на воспитателей. Им необходимо направлять все действия крохи, а системе запретов должны сопутствовать альтернативные предложения. Игровую деятельность следует направлять на снятие напряжения, понижение агрессивности, формирование способности сосредотачивать внимание.

Гиперактивный ребенок в саду довольно тяжело выдерживает тихий час. Если малыш не в состоянии утихомириться и уснуть, то воспитателю рекомендуется сесть рядом и ласково поговорить с ним, гладя по голове. Вследствие чего мышечное напряжение и эмоциональное возбуждение будут снижаться. Со временем такой малыш привыкнет к тихому часу, и после него будет ощущать себя отдохнувшим и менее импульсивным. При взаимодействии с чрезмерно активной крохой довольно эффективным воздействием обладают эмоциональное взаимодействие и тактильный контакт.

Гиперактивные дети в школе также требуют особого подхода. В первый черед необходимо у них повышать учебную мотивацию. С этой целью можно применять нетрадиционные формы коррекционной работы, например, использовать обучение малышей более старшими учащимися. Старшие школьники выступают как бы инструкторами и могут обучать искусству оригами или бисероплетению. Кроме этого учебный процесс должен быть ориентирован на психофизиологические особенности учащихся. Так, например, необходимо сменять виды деятельности, если ребенок утомился, или воплощать в жизнь его двигательную потребность.

Педагогам необходимо принимать во внимание неординарность расстройств у ребят с гиперактивным поведением. Часто они мешают нормально проводить занятия, поскольку им тяжело дается контроль и управление собственным поведением, их всегда что-то отвлекает, они более возбуждены в сравнении с ровесниками.

В ходе школьного обучения, особенно вначале, детям с чрезмерной активностью довольно сложно выполнять учебное задание и быть аккуратным одновременно. Поэтому педагогам рекомендуется снижать требования к аккуратности у таких детей, что в дальнейшем поспособствует выработке у них чувства успеха, повышения самооценивания, следствием которых будет рост учебной мотивации.

Очень важным в коррекционном воздействии является работа с родителями гиперактивного ребенка, направленная на объяснение взрослым особенностей малыша с чрезмерной активностью, их обучение вербальному и неречевому взаимодействию с собственными чадами, выработку единой стратегии воспитательного поведения.

Гиперактивный ребенок – рекомендации родителям

Психологически устойчивая ситуация и спокойный микроклимат в семейных связях являются ключевыми составляющими здоровья и благополучного развития любого малыша. Именно поэтому необходимо, в первый черед, родителям уделить внимание обстановке, окружающей кроху дома, а также в школьном или дошкольном учреждении.

Родители гиперактивного ребенка должны наблюдать за тем, чтобы ребенок не переутомлялся. Поэтому не рекомендуется превышать необходимую нагрузку. Переутомление ведет к детским капризам, раздражительности и ухудшению их поведения. Для того чтобы у крохи не наступило перевозбуждение важно соблюдать определенный распорядок дня, в котором обязательно отведено время на дневной сон, подвижные игры заменены спокойными играми или прогулками и т.д.

Также родителям следует запомнить, что чем меньше они делают замечаний своему гиперактивному чаду, тем лучше будет для него. Если взрослым не нравится детское поведение, то лучше постараться их чем-то отвлечь. Нужно понимать, что число запретов должно соответствовать возрастному периоду.

Для гиперактивного ребенка очень необходима похвала, поэтому хвалить его нужно стараться как можно чаще. Однако, при этом, не следует чересчур эмоционально это делать, чтобы не спровоцировать перевозбуждение. Также следует стараться, чтобы просьба адресованная ребенку, не несла за собой одновременно несколько указаний. При беседе с малышом рекомендуется смотреть ему в глаза.

Для правильного формирования мелкой моторики и всесторонней организации движений следует детей с высокой активностью вовлекать в занятия хореографией, различными видами танцев, плаванием, теннисом или каратэ. Необходимо привлекать крох к играм подвижного характера и спортивной направленности. Они должны учиться понимать цели игры и подчиняться ее правилам, а также пытаться планировать игру.

Воспитывая ребенка с высокой активностью не нужно перегибать, другими словами родителям рекомендуется в поведении придерживаться как бы средней позиции: не следует проявлять излишнюю мягкость, но также нужно избегать и завышенных требований, которые дети не в состоянии осуществить, совмещая их с наказаниями. Негативным воздействием на малышей обладает постоянная смена наказаний и настроений родителей.

Родителям следует не жалеть ни сил, ни времени на формирование и выработку у малышей послушания, аккуратности, самоорганизации, на развитие ответственности за собственные деяния и поведение, способности планировать, организовывать и доводить до завершения начатое.

Для улучшения концентрации внимания в ходе выполнения уроков или других заданий следует по возможности исключить все раздражающие и отвлекающие малыша факторы. Поэтому ребенку нужно выделить тихое место, в котором он сможет сосредоточиться на уроках или другой деятельности. В процессе выполнения домашних уроков родителям рекомендуется периодически заглядывать к малышу, чтобы проверить выполняет ли он задания. Также нужно предоставлять небольшой перерыв каждые 15 или 20 минут. Обсуждать с дитем его поступки и поведение следует в спокойной и благожелательной форме.

Кроме всего вышеперечисленного, коррекционная работа с гиперактивными детьми заключается и в повышении самооценки у них, приобретении уверенности в собственном потенциале. Родители могут это совершить при помощи обучения детей новым навыкам, умениям. Также успехи в учебе или какие-либо достижения в повседневной жизни способствуют росту самооценки у малышей.

Ребенок с повышенной активностью характеризуется чрезмерной чувствительностью, он неадекватно реагирует на любые замечания, запреты или нотации. Поэтому детям, страдающим избыточной активностью, больше других необходима душевная теплота близких лиц, забота, понимание и любовь.

Также существует множество игр, направленных на овладение гиперактивными детьми навыков контроля и обучение управлению собственными эмоциями, действиями, поведением, вниманием.

Игры для гиперактивных детей являются максимально эффективным способом выработки умения концентрировать внимание и способствуют снятию расторможенности.

Часто родственники детей с повышенной активностью испытывают множество трудностей в процессе воспитательных действий. Вследствие чего многие из них при помощи жестких мер воюют с так называемым детским непослушанием или, наоборот, отчаявшись, «махнули рукой» на их поведение, тем самым предоставив полную свободу действий своим чадам. Поэтому работа с родителями гиперактивного ребенка, прежде всего, должна включать обогащение эмоционального опыта такого ребенка, помощь ему в овладении элементарными умениями самоконтроля, что способствует сглаживанию проявлений чрезмерной активности и тем самым ведет к изменению взаимоотношений с близкими взрослыми.

Лечение гиперактивного ребенка

Сегодня остро встал вопрос по поводу необходимости лечение синдрома гиперактивности. Многие терапевты уверены, что гиперактивность является психологическим состоянием, которое должно подвергаться коррекционному воздействию для дальнейшей адаптации детей к жизнедеятельности в коллективе, а другие – против медикаментозной терапии. Отрицательное отношение к лечению лекарственными препаратами является следствием использования в некоторых странах с этой целью препаратов-психотропов амфетаминового ряда.

В бывших странах СНГ для лечения применяется лекарственное средство Атомоксетин, который не относится к психотропным препаратам, но также обладает рядом побочных действий и противопоказаний. Эффект от приема данного препарата становится заметным уже после четырех месяцев терапии. Выбрав медикаментозное вмешательство в качестве средства борьбы с гиперактивностью, следует понимать, что любые препараты направлены исключительно на ликвидацию симптомов, а не на причины заболевания. Поэтому эффективность такого вмешательства будет зависеть от интенсивности проявлений. Но все же медикаментозное лечение гиперактивного ребенка следует применять исключительно в самых сложных случаях. Так как оно нередко может навредить ребенку, вследствие того, что имеет огромное количество побочных эффектов. Сегодня самыми щадящими медикаментозными средствами являются гомеопатические препараты, поскольку они не оказывают такого сильного влияния на деятельность нервной системы. Однако прием таких препаратов требует терпения, так как эффект от них наступает только после накопления в организме.

Также успешно применяется немедикаментозная терапия, которая должна быть комплексной и разработанной индивидуально для каждого малыша. Обычно такая терапия содержит в себе массаж, мануальное воздействие на позвоночник и лечебную физкультуру. Эффективность таких средств наблюдается практически у половины пациентов. Недостатками немедикаментозной терапии считается необходимость индивидуального подхода, что практически невозможно в условиях организации современного здравоохранения, огромных денежных затрат, необходимость постоянной коррекции терапии, недостаток квалифицированных специалистов и ограниченная эффективность.

Лечение гиперактивного ребенка предполагает также использование и других методов, например, использование методики биологической обратной связи. Так, например, методика биологически обратной связи полностью не заменяет лечение, однако способствует снижению и корректировке доз препаратов. Данная методика относится к поведенческой терапии и основывается на использовании скрытого потенциала организма. Ключевая задача этой методики предполагает формирование навыков саморегуляции и овладение ими. Методика биологической обратной связи относится к современным направлениям. Ее эффективность заключается в улучшении способности малышей планировать собственную деятельность и осознавать последствия непозволительного поведения. К недостаткам следует отнести недоступность для большинства семей и невозможность получения действенных результатов при наличии травм, смещении позвонков и других заболеваний.

Бихевиоральная терапия также довольно успешно используется для коррекционного воздействия гиперактивности. Отличие подхода специалистов по поведенческой терапии от подхода последователей других направлений лежит в том, что первые не стремятся понять причины явления или предсказать их последствия, в то время как вторые занимаются поиском истоков проблем. Бихевиористы работают непосредственно с поведением. Они положительно подкрепляют так называемое «правильное» или нужное поведение и отрицательно подкрепляют «неправильное» или неподходящее. Другими словами, вырабатывают у пациентов своеобразный рефлекс. Эффективность данного метода наблюдается практически в 60% случаев и зависит от выраженности симптомов и наличия сопутствующих заболеваний. К недостаткам можно отнести то, что бихевиоральный подход в большей степени распространен в США.

Игры для гиперактивных детей также являются методами коррекционного воздействия, способствующие выработке навыков контроля над двигательной активностью и управления собственной импульсивностью.

Комплексное и индивидуально разработанное лечение способствуют наступлению положительного эффекта в коррекции гиперактивного поведения. Однако при этом не следует забывать, что для максимального результата необходимы совместно направленные усилия родителей и другого близкого окружения малыша, педагогов, врачей и психологов.

Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии гиперактивности обязательно проконсультируйтесь с врачом!

psihomed.com

Успокоительное для гиперактивных детей: названия разрешенных препаратов

Слишком активный ребенок может стать для своей семьи настоящей проблемой.

Маленьких непосед сложно укладывать спать, заставлять делать уроки или выполнять скучную работу по дому. Поэтому родителям нередко приходится выбирать успокоительное для гиперактивных детей.

Как успокоить гиперактивного ребенка?

Гиперактивностью — называют состояние неадекватной возбудимости и неуместных движений сверх нормы.

У детей это может проявляться:

  • суетой;
  • болтливостью;
  • хаотичными движениями без необходимости.

Родителям, имеющих гиперактивных детей, необходимо:

  • придерживаться четкого распорядка дня;
  • не перевозбуждать ребенка большим количеством занятий и событий;
  • следить за питанием, снизить потребление сахара;
  • не выяснять отношения при ребенке;
  • придерживаться позитивной модели общения;
  • выяснить, что интересно сыну или дочери и найти подходящее хобби;
  • научить ребенка расслабляться физически и эмоционально.

Избавиться от гиперактивности помогут успокоительные ванны с экстрактами хвойных деревьев и шишек хмеля. Они успокаивают нервную систему и помогают быстрее заснуть, поэтому принимать их рекомендуется вечером.

Прежде чем начинать такого рода лечение, следует проконсультироваться с педиатром. После ванны ребенка укладывают на кровать, читают ему сказку или включают спокойную музыку. Чтобы малыш скорее заснул, можно сделать расслабляющий массаж.

Гиперактивность считается симптомом неуравновешенной нервной системы.

Какие препараты можно использовать?

Если другие методы не помогают, решить проблему поможет успокоительное для гиперактивных детей.

Оно способствует нормализации сна, уменьшению тревожности, снижению раздражительности, улучшению концентрации внимания и способности к обучению. Назначать курс лечения должен врач после комплексного обследования ребенка. Существует несколько групп препаратов, используемых при гиперактивности у детей.

Успокоительные средства

Чаще всего детям назначают лекарства с седативным (успокаивающим) действием, к ним относятся следующие препараты:

  1. Магне B6. Комбинированное средство, содержащее магний и витамин B6. Улучшает умственную деятельность, поэтому часто назначается школьникам. Одним из противопоказаний является возраст до 6 лет;
  2. Глицин. Аминокислота, которую можно давать детям любого возраста (в т. ч. грудничкам). Помогает при гиперактивности, агрессивности, психоэмоциональном напряжении, нарушениях сна, низкой умственной работоспособности, недостаточной социальной адаптации, перепадах настроения;
  3. Персен. Растительный препарат, оказывающий мягкое воздействие на детскую нервную систему. Назначается при повышенной нервной возбудимости, раздражительности, бессоннице. Применяется начиная с 12 лет;
  4. Бэби Формула Мишки Спокойствие. Выпускается в форме жевательных пластинок, которые очень нравятся детям. Производится на основе глицина, магния, экстрактов мяты и мелиссы. Противопоказание – возраст младше 3 лет;
  5. Тенотен детский. Оказывает седативное и противотревожное действие. Назначается при невротических и неврозоподобных расстройствах, синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Используется для лечения детей старше 3 лет.

Психостимуляторы

В редких случаях детям назначают психостимуляторы, наиболее известными являются следующие лекарственные средства:

  1. Риталин. Назначается при СДВГ. Делает ребенка менее импульсивным и более сосредоточенным, повышает общее качество жизни. В России препарат не продается, т. к. может вызывать зависимость и серьезные побочные эффекты;
  2. Экседрин. Производится на основе ацетилсалициловой кислоты и психолептиков. Имеет множество противопоказаний, назначается подросткам от 15 лет и старше. Дозировку должен подбирать врач. Несоблюдение этого требования чревато развитием побочных реакций: головной боли, нервного тика, головокружения и т. д.;
  3. Аддеролл. Комбинированное средство, содержащее 4 соли амфетамина. Использовать препарат можно только под присмотром врача, т. к. передозировка чревата гипертермией и острым некрозом скелетных мышц. На территории РФ Аддеролл запрещен.

Ноотропы

Если основная проблема заключается в рассеянном внимании, ребенку назначаются ноотропные препараты. Нейрометаболические стимуляторы улучшают работу головного мозга и восстанавливают обменные процессы в нервных клетках.

Ноотропы, часто назначаемые детям при гиперактивности:

  1. Пирацетам. Выпускается в капсулах, используется для лечения детей старше 3 лет. Стимулирует синтез дофамина и улучшает обменные процессы в головном мозге. Повышает концентрацию внимания, улучшает когнитивные функции. Не оказывает психостимулирующего или седативного действия;
  2. Глиатилин. Продается в форме капсул, раствора для в/в и в/м введения. Восстанавливает нормальное кровообращение в головном мозге, что ведет к улучшению памяти, внимания и мышления. Для лечения детей рекомендуется использовать раствор;
  3. Кортексин. Является инновационным нейропротекторным препаратом без побочных эффектов, что позволяет использовать его с 0 лет. Продается в виде порошка, из которого готовится раствор для в/м введения. Лекарство оказывает антиоксидантное действие, защищает клетки от свободных радикалов;
  4. Ноопепт. Выпускается в таблетках, обладает нейропротективными и ноотропными свойствами. Улучшает память и стимулирует способность к обучению. Подросткам препарат назначают редко, т. к. возраст до 18 лет является противопоказанием.

Другие лекарства

Детям с гиперактивностью могут назначаться норадреналиновые препараты, такие как Дигиталис. Гомеопатическое многокомпонентное средство редко используется в детском возрасте.

Обычно врачи отдают предпочтение перечисленным выше седативным и ноотропным препаратам. Также возможно использование биологически активных добавок.

Главное – помнить о том, что прием любых препаратов (в т. ч. тех, которые продаются без рецепта) должен быть согласован с врачом.

Если ребенок перевозбудился, нужно сменить обстановку на более спокойную, например, отвести его в другую комнату. Если малыш расстроен, можно обнять его и погладить по голове.

Успокоительный сбор для детей

Если верить отзывам, травы хорошо помогают при синдроме гиперактивности. Детям до 12 месяцев можно давать однокомпонентные отвары, приготовленные из ромашки, валерианы, мелиссы, фенхеля. Они являются наиболее безопасными, т. к. редко вызывают аллергические реакции.

Чтобы заварить траву, нужно ознакомиться с инструкцией на упаковке. Детям от 1 года до 3 лет можно давать “Успокоительный сбор для детей”, продающийся в аптеках. Препарат содержит пустырник, валериану, чабрец и курильский чай.

Чтобы приготовить напиток, необходимо:
  1. залить 1 ст. л. сбора стаканом кипятка;
  2. поставить на водяную баню на 20 минут;
  3. настаивать в течение получаса;
  4. процедить.

Отвар дают ребенку 1 раз в день по 1/3 стакана. Делать это желательно перед сном. Также можно купить “Детский успокаивающий чай” в пакетиках, который удобно заваривать.

Сбор содержит 9 лекарственных растений, в т. ч. ромашку, мяту, зверобой и валериану. Употреблять такой напиток можно не более 3 раз в сутки.

Видео по теме

Какие успокоительные можно давать детям? Ответы в видеоролике:

Лечение гиперактивности лучше доверить врачу. Самостоятельно предпринимать какие-либо действия не только бессмысленно, но и опасно: неправильный выбор препарата может привести к развитию осложнений и побочных эффектов.

momjournal.ru

Препараты при гиперактивности (СДВГ) у детей : обзор лекарств

В последнее время у детей все чаще диагностируется гиперактивность. Это одна из разновидностей заболеваний нервной системы, которое в большинстве случаев проходит самостоятельно. Однако родителям не стоит оставлять его без внимания. Для лечения гиперактивности используются различные методы: медикаментозная терапия, народные средства, упражнения, воздействие психолога и прочее.

Экседрин

Одним из препаратов, используемых при лечении гиперактивности, является экседрин. Его не назначают детям в возрасте до 15 лет. Препарат относится к группе психостимуляторов, имеет много противопоказаний.

Кроме экседрина, применяют и другие лекарственные средства для лечения гиперактивности.

Что такое гиперактивность?

СДВГ (гиперактивность) – синдром повышенной умственной и физической активности, при котором возбуждение преобладает над торможением. Заболевание связано с нарушением работы ЦНС.

Гиперактивные дети слишком подвижны, им трудно долгое время сидеть на одном месте. Они невнимательные, имеют проблемы с обучением и памятью. Для головного мозга детей с СДВГ обработка информации дается с трудом.

Симптомы гиперактивности у детей:

  • эмоциональная нестабильность, плаксивость;
  • неусидчивость;
  • беспокойство;
  • проблемы со сном;
  • плохое поведение;
  • задержка речи и другие.

Официальные статистические данные указывают на то, что СДВГ диагностирован у 4−18% детей в России. Редко гиперактивность наблюдается у взрослых, что является следствием сохранения симптомов с детского возраста. У девочек заболевание встречается в 3 раза реже, чем у мальчиков.

Как лечить гиперактивность у детей?

Начать борьбу с гиперактивностью стоит с посещения врачей. Прежде всего, нужно обратиться к педиатру, который после осмотра ребенка даст направление к требуемым специалистам.

Лечение СДВГ должно быть комплексным, включать не только медикаментозную терапию, но и другие методы воздействия. Важное место занимает психологическая и педагогическая коррекция, правильное питание.

Препараты

Лечение гиперактивности у детей лекарственными препаратами должно проводиться под контролем специалистов. Только врач может подобрать точные дозировки, определить длительность и эффективность терапии.

Для лечения СДВГ используются лекарства следующих групп:

  • психостимуляторы;
  • успокоительные средства;
  • ноотропы;
  • норадреналивовый препарат.

Также важно принимать витамины.

Медикаменты от СДВГ позволяют добиться следующих эффектов:

  • снизить импульсивность и уменьшить возбудимость;
  • улучшить умственную деятельность, что проявляется в повышении способности к обучению;
  • улучшить работоспособность;
  • развить новые навыки;
  • улучшить поведение;
  • повысить способность к контролю собственных эмоций;
  • развить мелкую моторику.

Лекарство при гиперактивности у детей подбирается в зависимости от преобладающих симптомов.

Психостимуляторы

При лечении СДВГ у детей лекарственными препаратами активно используются психостимуляторы:

  • Риталин – медикаментозное средство, способствующее снижению гиперактивности и импульсивности, улучшению сосредоточенности и общего качества жизни ребенка;
  • Экседрин – основой лекарственного средства являются психолептики и ацетилсалициловая кислота, имеет много противопоказаний (глаукома, авитаминоз и другие), предназначен для подростков с 15 лет и старше.

Дозировка психостимуляторов устанавливается строго врачом. В противном случае могут возникнуть побочные эффекты: головокружение, головные боли, появление нервных тиков.

Витамины

Витаминные комплексы обязательно нужно принимать вместе с лекарствами от СДВГ. Они укрепляют иммунную систему ребенка и помогают ему бороться с болезнью.

Актуально применение следующих видов витаминов:

  • витамины группы В (тиамина хлорид, В1) – синтетический препарат, растворимый в воде, принимает участие в улучшении деятельности головного мозга и восстановлении работы ЦНС;
  • витамин А – жирорастворимое вещество, используемое не только при гиперактивности, но и других нарушениях работы нервной системы.

Несмотря на кажущуюся безопасность витаминов, важно принимать их в определенной дозировке. В противном случае можно столкнуться с гиповитаминозом, который чреват нежелательными последствиями.

Успокоительные средства

Среди успокоительных препаратов для лечения СДВГ у детей часто используют следующие средства:

  • Магне В6 – комплексный витамин, обогащает организм магнием и улучшает умственную деятельность;
  • Персен – таблетки обладают мягким воздействием на детскую нервную систему;
  • Глицин – аминокислота, помогающая обеспечить эмоциональную разгрузку, успокоить и нормализовать сон, улучшить мозговую деятельность;
  • Цитраль – антисептик, обладает противовоспалительным и анальгезирующим действием, разрешен для лечения дошкольников, выпущен в форме суспензии;
  • Пантогам – обладает успокоительным эффектом, избавляет от судорог, используется для лечения гиперактивности у детей исключительно в крайних случаях.

Ноотропы

Нейрометаболические стимуляторы восстанавливают обменные процессы в нервных клетках и улучшают работу мозга. Из ноотропов для лечения гиперактивности у детей используются:

  • Пирацетам – усиливает синтез дофамина в головном мозге, способствует улучшению обменных процессов в нем, выпускается в виде капсул;
  • Глиатилин – ноотропное лекарственное средство, улучшающее внимание, память и мышление, что происходит за счет восстановления кровообращения в головном мозге, для лечения детей лучше использовать уколы;
  • Кортексин – оказывает антиоксидантное воздействие на организм ребенка, обеспечивает защиту клеткам от свободных радикалов, выпускается в виде уколов;
  • Ноопепт – отличается нейропротективным действием, улучшает память, повышает способность к обучению, выпускается в виде таблеток;
  • Фенотропил – ноотроп, который выделяется психостимулирующими и успокаивающими свойствами, представлен в виде таблеток.

Перечень ноотропных препаратов достаточно широк. Конкретный медикамент и его дозировку должен подобрать лечащий врач.

Норадреналиновый препарат

Одним из главных представителей норадреналиновых препаратов является Дигиталис. Его редко используют для лечения детей до года. Препарат состоит из трав, поэтому практически не имеет противопоказаний. Запрещено его использовать только при аллергии на один из компонентов средства.

Дигиталис – гомеостатический препарат, который в больших дозировках является ядовитым.

Это далеко не весь перечень препаратов, которые используются для лечения гиперактивности у детей. Зачастую применяются Неулептил, Мексидол и даже БАДы.

Народные методы

Наряду с медикаментозным лечением, избавиться от гиперактивности у детей помогают народные средства. Как именно их использовать – отдельно или в дополнение к традиционной терапии – решает врач. Лечение гиперактивности у детей народными средствами предполагает прием травяных настоев и отваров внутрь, а также применение в виде ванночек.

Травы

Известно несколько рецептов приготовления отваров и настоев из трав, которые помогают сгладить симптомы гиперактивности у детей:

  • сушеные корневища дягиля (10 г) залить кипятком (0,5 л) и настаивать 6 часов, замотав емкость теплым полотенцем или одеялом, пить по 1 ч. л. трижды в день;
  • несколько столовых ложек шишек хмеля залить 300 мл воды, поставить на огонь и варить около 1 минуты после закипания, затем настаивать полчаса, пить 3 раза в день по 10 мл;
  • приготовить отвар зверобоя: залить измельченное сухое сырье (15 г) небольшим количеством кипятка, чтобы он покрыл траву, отварить в течение 15 минут, а затем пить охлажденным по 2 ч. л. дважды в день;
  • заварить 10 г цветков лаванды в 300 мл кипятка и настоять полчаса, принимать по 15 мл 2 раза в день.

Важно помнить о том, что травы также имеют противопоказания и побочные эффекты, поэтому перед их использованием лучше проконсультироваться с врачом.

Травяные ванны

Расслабляют тело и нервную систему травяные ванны. Для приготовления одной из таких необходимо смешать 50 г сухого корневища аира, 20 г плодов можжевельника и 20 г ивовой коры. Залить полученную смесь 3 л воды и поставить на огонь. Томить после закипания примерно 15 минут, а потом еще настоять полчаса. Вылить свежеприготовленный отвар в ванну с водой и выполнить процедуру в течение 20 минут.

Принимать такую ванну не обязательно ежедневно, достаточно готовить ее через день на протяжении 1,5 месяцев.

Коррекция образа жизни

Гиперактивный ребенок должен жить по расписанию, а также придерживаться следующих правил:

  • вовремя ложиться спать и просыпаться по утрам;
  • полноценно питаться;
  • чаще совершать прогулки перед сном;
  • делать зарядку по утрам и в целом вести активный образ жизни.

Если ребенок увлечется каким-либо видом спорта, не стоит препятствовать этому. Подойдет легкая атлетика, плавание, гимнастика и прочее.

Питание и диета

В меню гиперактивного ребенка следует ввести много продуктов, содержащих сложные углеводы (фасоль, крупы, крахмалистые овощи). Учеными доказано, что такая пища повышает уровень серотонина в крови, которого как раз и не хватает при гиперактивности.

Важно исключить из рациона больного простые сахара. Они способствуют мгновенному всплеску энергии, а в норме она должна вырабатываться постепенно. Продукты с содержанием простых сахаров − это кондитерские изделия, сладкие фрукты, белых хлеб и другие. Также желательно избегать употребления красителей, консервантов и других вредных веществ.

Кроме сложных углеводов, в рационе должно присутствовать много белка, который способствует концентрации внимания и в целом участвует в важных процессах в организме. Чтобы достичь желаемого эффекта, нужно включить в меню ребенка с гиперактивностью больше мяса, орехов, рыбы.

Результаты последних исследований доказали пользу цинка при СДВГ. Поэтому в меню ребенка нужно включить морепродукты, злаковые блюда. Стоит обогатить рацион продуктами, повышающими содержание Омега-3 в крови, такими как авокадо, мясо лосося и другие.

Упражнения

Для устранения симптомов при гиперактивности у детей рекомендуют следующие виды упражнений:

  • развитие мелкой моторики – быстро и поочередно перебирать пальцы рук, совмещая их с большим, смыкая и размыкая кольцо;
  • на ровной поверхности рука поочередно выполняет три положения, которые последовательно сменяют друг друга: ладонь на плоскости, сжать в кулак, поставить ребром;
  • сесть на пол, закрыть глаза и внимательно прислушаться к окружающим звукам.

Первые два упражнения – своеобразный массаж для развития мелкой моторики, а последнее помогает развить внимательность.

Социализация

Чтобы гиперактивный ребенок чувствовал себя комфортно в детском саду или школе, а также во избежание конфликтов с другими детьми, педагоги должны придерживаться следующих правил:

  • гиперактивных детей всегда держать в поле зрения;
  • сажать не дальше второй парты;
  • не указывать ребенку, что его поведение отличается от сверстников;
  • всегда хвалить за заслуги, но не закрывать глаза на недочеты;
  • поручать мелкие задания, связанные с физической активностью;
  • не наказывать в присутствии других детей.

Не обязательно искать дошкольное или школьное учреждение, специализирующееся на обучении гиперактивных детей. Хороший педагог, который способен дать правильное воспитание, может работать и в обычной школе или в детском саду.

Работа с психологом и психотерапевтом

Параллельно с лечением медикаментами, при гиперактивности ребенка следует показать психологу и психотерапевту. У профессионалов разработаны специальные методики, которые помогут скорректировать поведение малыша. Помимо упражнений и творческих заданий, специалисты используют релаксационные методы.

Если причина гиперактивности у ребенка состоит в родовых травмах, дополнительную помощь сможет оказать остеопат. Если наблюдаются дефекты речи, понадобится консультация логопеда.

Памятка для родителей

Родители должны всегда поддерживать свое чадо, поощрять за хорошие поступки, а также наказывать за плохое поведение. Правильное воспитание детей при СДВГ сводится к следующему:

  • повышение самооценки – оказывать эмоциональную поддержку и хвалить за хорошие поступки;
  • выстроить личностные границы – воспитывать в строгости, но быть справедливым к ребенку;
  • давать небольшие задания – убрать в доме, помыть посуду, сходить в магазин;
  • не заставлять запоминать больше, чем способен ребенок – для гиперактивных детей нагрузки должны быть небольшими, умственная деятельность чередуется с физической активностью;
  • заинтересовать музыкой, рисованием или найти другое занятие по интересам;
  • обсуждать в домашней обстановки причины конфликтных ситуаций, которые постоянно создают дети с СДВГ, а также обговаривать способы выхода из них.

Результаты

При адекватном лечении и соблюдении всех рекомендаций специалистов через определенный период времени можно наблюдать изменения в поведении гиперактивного ребенка. Он становится более усидчивым, внимательным, лучше идет на контакт. У школьников повышаются оценки в школе. В целом, малыш перестает выделяться среди сверстников чрезмерной активностью, симптомы болезни полностью исчезают.

prodetskiysad.ru

причины, симптомы, диагностика, лечение, профилактика

Это ребенок, страдающий синдромом дефицита внимания и гиперактивности, что проявляется неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте.

Причины

На данный момент специалисты не могут выяснить точные причины развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Предположительно, гиперактивность у детей связывают с наследственной предрасположенностью и ранним органическим повреждением центральной нервной системы, которые довольно часто сочетаются друг с другом. Современные исследования показали, что причина СДВГ основывается нарассогласованности функционирования структур, обеспечивающих организацию произвольного поведения и контроля внимания, а именно – ассоциативной коры, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка, префронтальной коры.

Генетический механизм появления СДВГ объясняется наличием генов, которые регулируют обмен нейромедиаторов в головном мозге. Вследствие дисфункции нейромедиаторных систем отмечается расстройство синаптической передачи, что провоцирует развитие нарушения связей между корой лобных долей и подкорковыми структурами. Данную теорию подтверждает то, что в лечении гиперактивности у детей эффективными оказываются лекарственные средства, способствующие высвобождению и торможению обратного захвата нейромедиаторов в пресинаптических нервных окончаниях.

Выделяют пре- и перинатальные факторы, способствующие развитию СДВГ, в эту группу входят различного рода неблагоприятные воздействия, сопровождающиеся развитием минимальной мозговой дисфункции у гиперактивного ребенка. Иногда нарушение связывают с патологическим течением беременности и родов у матери, а также асфиксией, недоношенностью, родовыми травмами ребенка. Причиной развития синдрома гиперактивности у детей могут являться инфекционные заболевания и черепно-мозговые травмы, перенесенные сразу после родов.

Помимо этого, нарушение может быть вызвано неблагоприятной экологической обстановкой, гиповитаминозом беременной, повышенным содержанием в волосах свинца и несбалансированным питанием.

Симптомы

Большинство детей с гиперактивностью имеет повышенный мышечный тонус, страдает неоднократными и немотивированными приступами рвоты, нарушением сна. Помимо этого, они легко возбуждаются, и имеет повышенную чувствительность к любым внешним раздражителям.

Первые признаки заболевания возникают у ребенка примерно в возрасте с 5 до 7 лет. Родители обращают внимание на нарушение поведения в тот период, когда малыш начинает посещать школу, что требует от него определенной организованности, самостоятельности, соблюдения правил и сосредоточенности. Второй пик развития негативных симптомов приходится на подростковый возраст и связан гормональным всплеском.

Главными клинико-диагностическими критериями СДВГ является невнимательность, гиперактивность и импульсивность.Невнимательность у гиперактивного ребенка проявляется в неспособности концентрировать внимания на выполнении определенных задач. Ввиду повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, гиперактивный ребенок допускает множество ошибок в домашних заданиях, не может до конца выполнить предлагаемую инструкцию или порученные. У гиперактивного ребенка возникают сложности с организацией самостоятельной деятельности, выявляется рассеянность, забывчивость, постоянная переключаемость внимания с одного занятия на другое. Такие дети редко доводят до конца начатое.

Диагностика

Диагноз гиперактивность выставляется совместно детским неврологом, детским психиатром и детским психологом.

В соответствии с критериями, выработанными DSM в 1994 г, данный диагноз может быть признан при сохранении у ребенка, по крайней мере 6 признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение полугода. В связи с этим при первичном обращении к специалистам диагноз не ставится, а проводится наблюдение и обследование ребенка. В процессе клинико-психологического обследования ребенка применяются методы интервью, беседы и непосредственного наблюдения, также используется получение информации от педагогов и родителей с помощью диагностических опросников и нейропсихологического тестирования.

Для подтверждения диагноза ребенку назначается общий и биохимический анализ крови и магниторезонансная томография головного мозга.

Лечение

Детям с гиперактивностью назначается комплексное индивидуализированное сопровождение, включающее психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.

Ребенку рекомендуется щадящий режим обучения, достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность.

Медикаментозное лечение является вспомогательным методом коррекции гиперактивности и предполагает назначение атомоксетина гидрохлорида, блокирующего обратный захват норадреналина и улучшающего синаптическую передачу в различных структурах мозга, препаратов ноотропного ряда, микронутриентов.

Профилактика

Профилактика синдрома гиперактивности и дефицита внимания должна начинаться задолго до появления ребенка на свет и предусматривать обеспечение условий для нормального течения беременности и родов, а также, создание благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.

www.obozrevatel.com

Гиперактивный ребенок: причины, лечение, признаки

  • Беременность
    • Развитие плода по неделям
      • 1 триместр
        • Скрининг 1 триместр
        • 1-6 недели
          • 1 неделя
          • 2 неделя
          • 3 неделя
          • 4 неделя
          • 5 неделя
          • 6 неделя
        • 7-12 недели
          • 7 неделя
          • 8 неделя
          • 9 неделя
          • 10 неделя
          • 11 неделя
          • 12 неделя
      • 2 триместр
        • Скрининг 2 триместра
        • 13-18 недели
          • 13 неделя
          • 14 неделя
          • 15 неделя
          • 16 неделя
          • 17 неделя
          • 18 неделя
        • 19-24 недели
          • 19 неделя
          • 20 неделя
          • 21 неделя
          • 22 неделя
          • 23 неделя
          • 24 неделя
      • 3 триместр
        • Скрининг 3 триместра
        • 25-30 недели
          • 25 неделя
          • 26 неделя
          • 27 неделя
          • 28 неделя
          • 29 неделя
          • 30 неделя
        • 31-36 недели
          • 31 неделя
          • 32 неделя
          • 33 неделя
          • 34 неделя
          • 35 неделя
          • 36 неделя
        • 37-39 недели
          • 37 неделя
          • 38 неделя
          • 39 неделя
          • 37, 38, 39 недели у повторнородящих
    • Как определить беременность
    • Месячные и беременность
    • Вопросы и рекомендации по беременности
    • Выделения при беременности
    • Питание при беременности
    • Осложнения и боли при беременности
    • Прерывание беременности
  • Болезни
    • Грипп Мичиган
    • Рахит у грудничков
    • Кишечная колика
    • Пупочная грыжа
  • Инструкции
    • для детей
      • при ОРВИ
        • Виферон свечи
        • Ибуклин Юниор
        • Синупрет капли
      • при кашле
        • Аскорил сироп
        • Бромгексин таблетки
        • Пантогам сироп
        • Синекод
        • Саб симплекс
        • Эриспирус сироп
        • Эреспал сироп
      • при гриппе
        • Амоксиклав
        • Амиксин
        • Арбидол
        • Панавир
        • Ремантадин
        • Тамифлю
        • Циклоферон
      • жаропонижающие
        • Нурофен детский
        • Панадол сироп
        • Парацетамол сироп
        • Цефекон свечи
      • при болях
        • Плантекс (от коликов)
        • Смекта (от диареи)
        • Энтерол (для кишечника) для детей
        • Эспумизан беби (боли животика)
      • Другие заболевания
        • Вибуркол свечи (симптоматическое средство)
        • Зиннат суспензия (отиты и т.п.)
        • Изофра (риниты и синуситы)
        • Мирамистин (антисептик)
        • Отипакс (отит)
        • Сиалор (ЛОР-заболевания)
    • при беременности и лактации
      • при ОРВИ
        • Анальгин
        • Пиносол
        • Тизин
      • при кашле
        • Биопарокс
        • Гексорал спрей
        • Лизобакт
        • Либексин
        • Сироп Алтея
        • Стодаль
        • Фарингосепт
        • Цикловита
      • при гриппе
        • Арбидол
        • Ацикловир
        • Ремантадин
        • Тамифлю
      • жаропонижающие
        • Ибупрофен
      • при болях
        • Ибупрофен
        • Но-шпа
        • Пенталгин
        • Цитрамон
      • Другие заболевания
        • Клотримазол (грибок, инфекция половых органов)
        • Линдинет 20 (противозачаточное)
        • Мастодинон (нарушение менструации)
        • Норколут (гормональный препарат)
        • Полижинакс (противогрибковое)
        • Тироксин (при гипотиреозе)
        • Эстровэл (от женских заболеваний)
        • Ярина (противозачаточное)
    • для взрослых
      • при ОРВИ
        • Амиксин
        • Арбидол
        • Гриппферон
        • Интерферон
        • Кипферон свечи
        • Ротокан
        • Ремантадин
        • Синупрет
        • Тамифлю
      • при кашле
        • АЦЦ
        • Либексин
        • Ренгалин
        • Стоптуссин
        • Стодаль
      • при гриппе
        • Амиксин
        • Дибазол
        • Кагоцел
        • Лавомакс
        • Ремантадин
        • Флемоксин Солютаб
        • Цефтриаксон
      • жаропонижающие
        • Индометацин
        • Ибупрофен
        • Ринза
      • при болях
        • Колофорт (для пищеварительного тракта)
        • Кеторол
        • Мовалис (противовоспалительное)
        • Найз таблетки
        • Тримедат (для кишечника)
      • Невролгии, ЦНС, головной мозг
        • Аспаркам
        • Актовегин
        • Комбилипен
        • Нейромультивит
        • Циннаризин
      • Другие заболевания
        • Адвантан (дерматологические заболевания)
        • Азитромицин (ЛОР-заболевания)
        • Диазолин (от аллергии)
        • Лоратадин (при аллергии)
        • Овесол (для печени)
        • Эссенциале форте Н (для печени)
        • Полидекса (ЛОР-заболевания)
        • Клотримазол (грибок, инфекция половых органов)
        • Циклоферон (инфекционные, бактериальные, грибковые заболевания)
  • Грудное вскармливание
    • Питание при ГВ
    • Кормление грудью
    • Таблетки при ГВ
    • Болезни при ГВ
    • Прикорм грудничка
    • Вопросы и рекомендации
  • Калькуляторы
    • Калькулятор ХГЧ
    • Спермограмма: расшифровка результата
    • Календарь овуляции для зачатия
    • Срок беременности по неделям и дням
    • Дата родов по месячным, дате зачатия
    • Календарь беременности по неделям
    • Рассчитать пол ребенка
    • Калькулятор роста и веса ребенка

Поиск

  • Инструкции по применению (по алфавиту):
  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Э
  • 0-9
  • Беременность
    • Развитие плода по неделям
      • 1 триместр
        • Скрининг 1 триместр
        • 1-6 недели
          • 1 неделя
          • 2 неделя
          • 3 неделя
          • 4 неделя
          • 5 неделя
          • 6 неделя
        • 7-12 недели
          • 7 неделя
          • 8 неделя
          • 9 неделя
          • 10 неделя
          • 11 неделя
          • 12 неделя
      • 2 триместр
        • Скрининг 2 триместра
        • 13-18 недели
          • 13 неделя
          • 14 неделя
          • 15 неделя
          • 16 неделя
          • 17 неделя
          • 18 неделя
        • 19-24 недели
          • 19 неделя
          • 20 неделя
          • 21 неделя
          • 22 неделя
          • 23 неделя
          • 24 неделя
      • 3 триместр
        • Скрининг 3 триместра
        • 25-30 недели
          • 25 неделя
          • 26 неделя
          • 27 неделя
          • 28 неделя
          • 29 неделя
          • 30 неделя
        • 31-36 недели
          • 31 неделя
          • 32 неделя
          • 33 неделя
          • 34 неделя
          • 35 неделя
          • 36 неделя
        • 37-39 недели
          • 37 неделя
          • 38 неделя
          • 39 неделя
          • 37, 38, 39 недели у повторнородящих
    • Как определить беременность
    • Месячные и беременность
    • Вопросы и рекомендации по беременности
    • Выделения при беременности
    • Питание при беременности
    • Осложнения и боли при беременности
    • Прерывание беременности
  • Болезни
    • Грипп Мичиган
    • Рахит у грудничков
    • Кишечная колика
    • Пупочная грыжа
  • Инструкции
    • для детей
      • при ОРВИ
        • Виферон свечи
        • Ибуклин Юниор
        • Синупрет капли
      • при кашле
        • Аскорил сироп
        • Бромгексин таблетки
        • Пантогам сироп
        • Синекод
        • Саб симплекс
        • Эриспирус сироп
        • Эреспал сироп
      • при гриппе
        • Амоксиклав
        • Амиксин
        • Арбидол
        • Панавир
        • Ремантадин
        • Тамифлю
        • Циклоферон
      • жаропонижающие
        • Нурофен детский
        • Панадол сироп
        • Парацетамол сироп
        • Цефекон свечи
      • при болях
        • Плантекс (от коликов)
        • Смекта (от диареи)
        • Энтерол (для кишечника) для детей
        • Эспумизан беби (боли животика)
      • Другие заболевания
        • Вибуркол свечи (симптоматическое средство)
        • Зиннат суспензия (отиты и т.п.)
        • Изофра (риниты и синуситы)
        • Мирамистин (антисептик)
        • Отипакс (отит)
        • Сиалор (ЛОР-заболевания)
    • при беременности и лактации
      • при ОРВИ
        • Анальгин
        • Пиносол
        • Тизин
      • при кашле

zdorrov.com

Гиперактивный ребенок. Основания для диагноза / Статьи / Newslab.Ru

Специальные исследования показали, что синдром дефицита внимания с гиперактивным поведением (СДВГ), часто встречающийся у современных детей, является самой серьезной причиной трудностей обучения и нарушений поведения в дошкольном возрасте и их социальной дезадаптации.

Дети с СДВГ в три раза чаще, чем другие, становятся жертвами несчастных случаев: они чем-то режутся, падают, в семь раз чаще других попадают в автомобильные катастрофы, 25-45% из них демонстрируют асоциальное поведение, рано начинают злоупотреблять алкоголем, употреблять наркоти ки, 20% проявляют физическую агрессию, среди них часты попытки к самоубийству.

Родители, подозревающие СДВГ у своего ребенка, не должны отчаиваться, т. к. при адекватном воспитании их дети могут достичь определенных успехов, ведь Черчилль, Эйнштейн, Эдисон и Моцарт также страдали этим симптомом. Но и успокаиваться, не понимать всю серьезность диагноза СДВГ нельзя.

Идём к врачу

Если вы подозреваете, что у вашего ребёнка есть поведенческие проблемы, сходите на прием к педиатру, обсудите ваши сомнения с воспитателем или учителем. Бывает, что в основе трудностей в поведении ребенка лежат проблемы со слухом или зрением, последствия перенесённой черепно-мозговой травмы, неврозы и др. Если же такие проблемы не обнаружены — обратитесь к психологу или неврологу.

Вы посетили врача, а сомнения по поводу диагноза всё ещё есть. Не успокаивайтесь и пойдите к другим специалистам — к нейропсихологу, психиатру.

Не стоит каждого легко возбудимого ребенка с бьющей через край энергией приписывать к категории детей с заболеваниями нервной системы. Упрямство и непослушание так же, как капризы и баловство, — это варианты нормы, если не переходит в систему.

Также не стоит искать причины в наследственности. Дети совсем не обязательно имеют родительский темперамент. Особенности характера, как и внешность, закладываются еще в утробе матери, на них влияют гены множества предыдущих поколений, вплоть до самых отдаленных. А также влияет процесс протекания беременности, родов и многое другое.

Нет двух одинаковых детей с СДВГ, у этого синдрома много лиц и широкий спектр проявлений. Первые проявления СДВГ иногда можно наблюдать уже на первом году жизни. Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, различным манипуляциям мамы, связанным с уходом за крохой), отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят), могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 мес. позже остальных).

В первые годы жизни...

В первые годы жизни ребёнка основное беспокойство родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность (двигательное беспокойство). При наблюдении таких детей можно заметить небольшую задержку в их речевом развитии — малыши позже начинают изъясняться фразами; также у таких детей отмечается моторная неловкость (неуклюжесть), они позже овладевают сложными движениями (прыжками и др.).

Наиболее яркие проявления данного синдрома в раннем возрасте совпадают с пиками психоречевого развития: в 1-2 года, когда закладываются навыки речи, и в 3 года, когда у ребенка значительно увеличивается словарный запас.

Трёхлетний возраст является для ребёнка особенным. С одной стороны, в этот период активно развивается внимание и память. С другой — наблюдается первый, «трёхлетний кризис». Основное содержание этого периода — негативизм, упрямство и строптивость. Ребёнок активно отстаивает границы влияния на себя как личность, своё «Я».

Зачастую в 3-4 года, до поступления ребёнка в детский сад, родители, наслышанные о «кризисе двух-трех лет», не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтому когда малыш идёт в сад и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребёнка выполнить предъявляемые требования, то это становится для родителей неприятной неожиданностью.

Названные проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы ребёнка справляться с новыми требованиями и являются сигналом того, что ребенку нужна помощь. Мозг такого ребенка не справляется с обработкой внешней и внутренней информации из-за нарушения своих функций.

Вот и вырос я большой: 5 — 6 лет

Признаки СДВГ становятся особенно заметны с началом систематического обучения (в возрасте 5-6 лет), когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, поэтому интеллектуальные нагрузки могут вызывать переутомление. Эмоциональное развитие малышей, страдающих СДВГ, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью и вспыльчивостью и часто сочетаются с тиками, головными болями, а порой и страхами.

Тики

Тики являются частыми спутниками многих расстройств, в том числе и СДВГ. Что такое тики? Тики — это непроизвольные, часто повторяющиеся подергивания мышц лица (мигание, наморщивание лба, шмыгание носом, раскрытие рта, подергивания губ, щеки и т. д.), артикуляционных и дыхательных мышц (звуки типа «кх», поперхивания, покашливания, попискивания, тяжелые вздохи, прерывистая, напоминающая заикание речь и т. д). К ним относятся непроизвольные сокращения других мышц — чаще шеи и туловища, более выраженные по амплитуде, и менее частые — вроде трясения головой, вздрагивания телом, подергивания конечностей и т. д.

Одними из частых являются мигательные тики — это частые, слабые или сильные зажмуривания глаз, при которых родители начинают искать глазные заболевания. Голосовые тики чаще выражаются нечленораздельными звуками — уканьем, хмыканьем, хрюканьем и т. п. По наблюдениям специалистов, самым ранним вокальным нарушением является откашливание.

В дальнейшем появляются сложные повторяющиеся действия: ребенок постоянно поправляет челку, вытирает ладонью нос, дует на руки. Они могут сочетаться с постукиванием по предмету, поколачиванием по своему телу, хлопками в ладоши, наклонами, подпрыгиванием. Каждое из этих действий может существовать самостоятельно или сочетаться с другими. Все случаи тиков нуждаются в исследовании специалистов и назначении лечения.

Диагностические симптомы

Выделяют несколько признаков, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей. Их можно сгруппировать по следующим направлениям, имеющим ряд поведенческих характеристик: гиперактивность, импульсивность и невнимательность.

Гиперактивность

  1. Частые беспокойные движения в кистях и стопах, даже сидя на стуле, ребенок крутится, вертится.
  2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или других ситуациях, когда это неприемлемо.
  3. Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть.
  4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо.
  5. Часто бывает болтливым.

Импульсивность

  1. Отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
  2. У него часто меняется настроение.
  3. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  4. Ему нравится работа, которую можно сделать быстро.
  5. Когда кто-то из ребят на него кричит, он тоже кричит в ответ.
  6. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
  7. Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам.
  8. Это человек действия, рассуждать он не умеет и не любит.

Невнимательность

  1. Не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
  2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
  4. Оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением домашней работы, уроков или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
  5. Испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
  6. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
  7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (школьные принадлежности, игрушки, книги, карандаши).
  8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  9. Проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
  10. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

Наличие шести или более из перечисленных признаков, которые сохраняются у ребенка на протяжении последних шести месяцев и заметно выражены, являются основанием для предположения наличия у ребенка СДВГ.

СДВГ, к счастью, не всегда пожизненный диагноз. При грамотном подходе к воспитанию и организации режима немалая часть гиперактивных детей «перерастает» проявления гиперактивности уже к подростковому возрасту.

Важно, чтобы родители адекватно и серьезно воспринимали беды своего ребенка, любили его и ценили его здоровье, искренне желали помочь ребенку, были готовы встать на его место и посмотреть на себя его глазами, контролировали свои чувства и эмоции, были терпеливыми и последовательными, верили в успех своих детей.

Как предупредить рождение ребенка с СДВГ? Что делать, если в семье гиперактивный ребенок? Как же вести себя с таким ребенком? Чем может помочь его семья? Обязательно ли использовать медикаменты для лечения гиперактивности? Это те вопросы, перед решением которых стоят родители гиперактивных детей и на которые мы ответим в других выпусках журнала.

Авторы: Токмакова Людмила Николаевна, Нестеренко Наталья Ивановна, мастера школы психологического мастерства. Журнал «Город детства».

newslab.ru


Смотрите также

Регистрация на сайте

Пароль будет отправлен тебе на e-mail.

 

×