Детский сад компенсирующего вида


Детский сад компенсирующего вида, Выбор детского сада – “Навигатор Образования”

Детский сад компенсирующего вида, точно так же, как и обычный садик, старается подготовить малыша к школе и создать изначальную почву для адаптации ребенка в социуме. Тем не менее, разница между среднестатистическим детским садиком и учреждением компенсирующего вида все же имеется и проявляется она в некоторых моментах, о которых мы сегодня и поговорим.

Совершенно очевидно, что каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, который должен касаться не только личных взаимоотношений, но и воспитания/обучения. Поскольку единого метода воспитания, подходящего абсолютно для всех детей, не существует, современная система образования старается оперативно реагировать на потребности подрастающего поколения, и создавать все новые и новые формы воспитания/обучения, а также виды образовательных организаций. В том числе, для того чтобы создать комфортные условия для детей, имеющих определенные проблемы со здоровьем, были созданы специальные компенсирующие детские сады.

Достаточно часто родители, чьи дети были направлены (по результатам медицинского обследования) в учреждения с корректирующим подходом, приходят в замешательство и считают, что их кровиночку направили в специализированный детский сад по причине какого-либо отклонения, не соответствующего общепринятым нормам.

На самом деле такое суждение полностью ошибочное и детский сад компенсирующего вида в первую очередь направлен на то, чтобы точно так же, как и обычный садик, подготовить малыша к школе и создать изначальную почву для адаптации ребенка в социуме. Но при этом, обеспечить им специальный уход и дополнительные занятия.

Тем не менее, разница между среднестатистическим детским садиком все же имеется и проявляется она в некоторых моментах, о которых мы сегодня и поговорим.

Особенности детских садов компенсирующего вида

Воспитанники детского сада компенсирующего вида не имеют каких-либо интеллектуальных отклонений, но по причине слабого здоровья, рассеянности внимания или плохой памяти направляются в данное учреждение именно для того, чтобы им поправили здоровье, что в будущем позволит им более успешно обучаться по школьной программе.

Корректирующий детский сад приоритетно ставит перед собой задачу поправить здоровье детей, но, не забывая при этом обучать их тем знаниям и навыкам, которыми обязано заниматься любое ДОУ (дошкольное образовательное учреждение). Параллельно с занятиями, мало отличающимися от тех, которые практикуются в обычных детсадах, в ДОУ компенсирующего вида проводятся мероприятия, направленные на:

  • корректировку здоровья детей;
  • закалку их организма;
  • организацию усиленного питания;
  • индивидуальный подход.

Как правило, именно обозначение "корректировка здоровья" пугает родителей чаще всего. Тут важно понимать, что у детей случаются проблемы со здоровьем, которые не угрожают их жизни, но требуют особо пристального внимания как со стороны родителей, так и со стороны сотрудников ДОУ: нарушение слуха, зрения, задержка речевого развития, гиперактивность и т.д. Направление в такой специальный детский сад могут получить даже те малыши, которые просто часто болеют. Поэтому если медики рекомендуют родителям определить ребенка в такой садик, это не означает, что малыша считают инвалидом.

Детский сад компенсирующего вида образует отдельные группы детей, с наполняемостью в пределах 12-15 человек. В одной группе занимаются дети, имеющие проблемы со зрением, соответственно, в другой группе находятся дети с проблемами слуха и так далее. То есть, в каждой группе для малышей создаются максимально комфортные условия, исходя из их индивидуальных особенностей и возможностей.

Наряду с укреплением здоровья малыша и укреплением его нервно-психического состояния, в детских садах компенсирующего вида предусмотрено проведение мероприятий, направленных на организацию полноценного обучения детей, но с учетом способностей каждого ребенка. Специалисты такого детского сада организовывают режим и методы обучения детей таким образом, чтобы они обязательно были совмещены с корректировкой здоровья всех малышей.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что детский сад компенсирующего вида по факту является яркой иллюстрацией того, как должен выглядеть пресловутый индивидуальный подход к каждому малышу в дошкольном учреждении.

Обычный детский сад или ДОУ компенсирующего вида?

Родители, дети которых уже посещает детский сад компенсирующего вида, преимущественно положительно отзываются о методах и подходах, практикующихся в учреждении. В результате и другие родители уже подумывают о том, чтобы отдать своего ребенка именно в корректирующий детский сад, поскольку там присутствует организованность, нацеленность на результат и чуткое внимание воспитателей ко всем детям, без исключений.

Останавливает таких родителей зачастую только тот факт, что обучение детей, поступающих в такие детские сады не по медицинским показателям (то есть, без медицинского заключения), платное. При этом нет каких-либо фиксированных тарифов, поскольку ценовая политика каждого отдельно взятого учреждения зависит от множества факторов, о которых написано на официальных сайтах.

Примечательно, что многие родители сегодня готовы отдать последние деньги на оплату пребывания своего ребенка в специальном дошкольном учреждении, только чтобы они не оказались под присмотром воспитателей обычного детского сада. А все потому, что детский садик компенсирующего вида, по сути, является гарантией того, что малыш не только получит необходимые знания и умения, но будет иметь возможность укрепить свое здоровье, питаться более правильно и получать более трепетное отношение к себе.

Однако специалисты не рекомендуют любящим мамам и папам сгоряча направлять своего ребенка в специализированное дошкольное учреждение, если на то нет медицинских показателей. Благодаря проводимым сегодня в России образовательным реформам каждый ребенок может получить все вышеперечисленное и в самом обычном садике, но с разницей в том, что программа будет стандартной для всех членов разных групп.

Кстати, нельзя не упомянуть и о том, что кроме детского сада компенсирующего вида, существуют и школы компенсирующего вида, где правила и методы абсолютно такие же, как и в детском саду, но с учетом уже возрастной категорией детей.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

fulledu.ru

что это такое? Виды детских садов

Когда ребенку исполняется 3 года, его родители начинают задумываться о выборе подходящего детского сада. Чтобы лучше разобраться во всех плюсах и минусах различных дошкольных учреждений, необходимо узнать о том, на какие виды подразделяются детские сады. Многие, к примеру, не знают, детский сад компенсирующего вида - что это и как направить туда своего ребенка, если в этом есть необходимость.

Классификация детских садов

Учреждения дошкольного образования можно разделять по органу управления или по специализации. По первому признаку детские сады делятся на:

  • ведомственные;
  • муниципальные;
  • частные;
  • домашние.

По специализации дошкольные учреждения разделяются на:

  • общеразвивающие;
  • центры развития;
  • сад компенсирующего вида;
  • детский сад комбинированного вида;
  • оздоровительные детские сады.

Садик компенсирующего вида отличается от других видов подобных учреждений тем, что в нем нуждаются дети с нарушениями, но об этом будет упоминаться ниже.

Виды садов по органу управления

Муниципальные детские сады – это обычные районные дошкольные учреждения, в которых занятия с детьми ведутся строго по программам дошкольного воспитания. Они включают в себя знакомство ребенка с тем, что его окружает, различного рода развивающие игры, обучение изобразительному искусству, правильному произношению, а также физические упражнения. Детский сад компенсирующего вида относится именно к муниципальным учреждениям.

В ведомственных детских садах дети разделены на 2 группы: в одной находятся те, чье пребывание там оплачивает предприятие, на котором работает отец или мать ребенка, а во второй группе те, за кого платят родители. В данных садиках условия пребывания детей несколько лучше, нежели в муниципальных, но их стоимость, как правило, выше. Еще одной особенностью является отсутствие установленной государственными органами программы воспитания.

Частные и домашние садики

Еще более дорогой вариант – частные детские сады. так как стоимость таких садиков немалая, то и уровень услуг, естественно, выше. Во-первых, это объясняется меньшим количеством детей в группах, что позволяет воспитателю уделять каждому больше времени, во-вторых, комплекс услуг, оказываемый в данных учреждениях, гораздо шире, нежели в тех садах, о которых говорилось выше.

Домашние сады сильно отличаются от других видов подобных учреждений уже тем, что если в обычных садиках воспитание происходит по строго регламентированной программе и контролируется соответствующими органами, то в домашнем детском садике такого контроля нет. Мало того что за детьми смотрит всего один человек, он еще и готовит им еду и сам выбирает, чем будет занят ребенок. Но если воспитатель является профессионалом своего дела, то плюсов больше чем минусов, ведь в группе, как правило, около пяти детей, что позволяет применять индивидуальный подход.

Виды учреждений, разделяющихся по специализации

Общеразвивающие садики предназначены для малышей, не имеющих каких-либо отклонений в развитии и направлены на формирование интеллектуальных способностей, нравственных и эстетических качеств. Центры развития отличаются от других дошкольных учреждений прежде всего направленностью на разностороннее развитие личности. Как правило, это заведения со специально оборудованными помещениями, такими как игровые классы, компьютерные аудитории, и множеством других комплексов. Комбинированные – это такие виды детских садов, которые объединяют в себе предыдущие два типа заведений.

Существует и такой вид, как детские сады этнокультурной направленности. В них, кроме общеразвивающей программы, присутствуют занятия, направленные на развитие культуры межэтнических отношений. Это необходимо прежде всего в многонациональных областях страны. Отдельное внимание стоит уделить такому виду заведений, как детский сад компенсирующего вида. Что значит такое название и чем такой сад отличается от других садиков?

Детские сады компенсирующего вида

Когда ребенок имеет некоторые отклонения в физическом или психическом развитии, следует отдать его именно в специализированный садик. Так как это необычные сады, то и попасть туда можно, пройдя определенную процедуру. Но усилия стоят того, ведь в данных заведениях обучающие программы разработаны с учетом тех отклонений в развитии, которые имеются у ребенка. Многие родители не понимают, что их ребенку необходим детский сад компенсирующего вида, что это поможет ему справиться с тем недугом, который они считают незначительным отклонением от нормы.

Каким детям необходимы сады компенсирующего вида

Существуют детские сады для часто болеющих детей. Из названия понятно, какой контингент детей там воспитывается. Перед тем как направить ребенка в учреждения такого типа, необходимо сводить его к педиатру, который определит, действительно ли малыш нуждается в особом уходе или нет. Решение принимается на основании подсчета количества болезней дошкольника за прошедший год.

Кроме этого, особый уход нужен детям с задержкой речевого и психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, слабым зрением и слухом, поэтому детский сад компенсирующего вида – как раз то, что нужно таким детям. Для направления в специализированные детские сады необходимо показать ребенка определенному врачу, специализация которого зависит от нарушения малыша.

Как попасть в специализированный садик

Немногие знают, что не так просто попасть в детский сад компенсирующего вида, что это строго регламентированная процедура, для которой нужно пройти освидетельствование ребенка сначала у врача (ортопеда, невролога, окулиста – это зависит от того, какое нарушение наблюдается у малыша), а затем уже со справкой посетить ПМПК – психолого-медико-педагогическую комиссию. Данные специалисты решают, направить ли ребенка в сад компенсирующего вида или нет. С заключением, выданным комиссией, уже можно направляться прямо к заведующему дошкольным учреждением.

Если в обычном детском саду, как и в школе, делается ориентир на среднего ребенка, а слабым детям приходится прилагать слишком большие усилия, чтобы добиться хоть какого-нибудь результата, то в специализированных учреждениях обеспечиваются условия, которые необходимы ребенку с конкретным нарушением.

Основное назначение специализированных садов

Если в общеразвивающем детском садике ребенку дают определенные навыки и умения, которые помогают ему развиваться, то детский сад компенсирующего вида – это прежде всего наличие программы, направленной на коррекцию конкретного заболевания. После такого дошкольного учреждения ребенка, как правило, отдают в коррекционную школу, где и продолжается коррекция его нарушения. Таким образом, основным назначением данного вида садиков является адаптация малыша к окружающей среде, чтобы в будущем, во взрослой жизни, он смог функционировать на уровне среднестатистического человека.

Плюсом детских садиков такого вида является то, что с детьми занимаются специалисты-дефектологи, работающие по специально разработанным программам, обеспечивая развитие ребенка с учетом его недостатка. Узнав про детский сад компенсирующего вида, что это такое и как направить туда своего ребенка (при необходимости, конечно), родитель должен понимать, что особое отношение к ребенку должно сохраняться и в домашних условиях.

fb.ru

Детский сад компенсирующего вида – что это значит

Что такое детский садик компенсирующего типа?

Детский сад компенсирующего вида  является на сегодняшний день одним из самых эффективных заведений для коррекции детей с различными отклонениями.

Большинство родителей относятся к таким садам с недоверием, чаще всего они боятся самого названия, хотя на самом деле специалисты могут помочь ребёнку и позитивно повлиять на его развитие.

Важным плюсом является то, что специально разрабатывается программа, которая ориентирована на детей с той или иной проблемой.

Это значит, что после такого сада малыш придёт в школу абсолютно подготовленным, социально адаптированным и позитивно настроенным.

Чаще всего родители не могут самостоятельно всего этого дать, потому как у них не хватает знаний и опыта.

Родители не должны бояться самого факта того, что ребёнок будет ходить в детский сад компенсирующего вида, потому как в этом есть исключительно одни плюсы. В первую стоит обратить внимание на опытных профессионалов, у которых много лет стажа работы с такими малышами, а это значит, что эффективность значительно повышается.

Далеко не каждый ребёнок с какими-либо отклонениями получает достаточное количество знаний для того чтобы поступить в школу. Вовсе не значит, что в такие сады ходят дети исключительно с нарушениями психики, ведь даже незначительные нюансы, как проблема со зрением, может существенно усложнять процесс восприятия информации малышом.

Не стоит забывать также о том, что у таких детей могут быть проблемы с адаптацией в коллективе, потому как они имеют какие-либо особенности. Важно, чтоб они столкнулись с различными категориями малышей, чтоб в дальнейшем быть готовыми ко всему.

Это также отличное заведение для тех родителей, у которых дети часто болеют трудными заболеваниями, подвержены инфекции, способные самостоятельно бороться с различными проблемами со здоровьем. В детском саде компенсирующего вида есть все необходимые условия для полноценного развития малыша, учитывая его индивидуальные особенности.

Если у него нарушение зрения, то педагоги будут внимательны к этому. Всеми силами будут способствовать улучшению показателей, а также преподносить материал так, чтобы ребёнок его качественно воспринимал. Далеко не в каждом детском саде особое внимание уделяется питанию, хотя на самом деле это очень важно, учитывая то, что ваш ребёнок постоянно растет.

В детском саде компенсирующего вида учитываются все особенности ребёнка, его возрастная группа, отклонения в развитии и т.п. Это значит, что если у вашего ребёнка ослаблен иммунитет, в его рационе будет максимальное количество необходимых витаминов.

Чтобы работа специалиста была максимально эффективной, предварительно такие дети проходят медицинское обследование, врач вносит свои коррективы и дает рекомендации касательно питания и прописывает упражнения для улучшения состояния здоровья ребенка.

Сейчас родители впадают в отчаяние из-за того, что специалисты рекомендуют направить ребёнка в детский сад компенсирующего вида. В данном случае существенную роль играет общественное мнение, но если маме и папе действительно необходимо научиться заботиться о ребенке, то всё это должно отойти на второй план.

В данном учреждении малыш получит всё самое необходимое. Можно также не волноваться о знаниях, потому как материал в таком учреждении мало отличается от обычного, просто меняется формой подачи, чтоб например, ребёнок с нарушениями слуха смог усвоить знания максимально эффективно.

Если у ребенка наблюдаются какие-либо нарушения опорно-двигательного аппарата, то в детском саде данного типа будут учтены все нюансы, он сможет спокойно и безопасно перемещаться по помещению. Для деток, у которых есть данные нарушения, создают специальные ортопедические матрасы, стулья на которых они сидят, а в рационе присутствуют необходимые микроэлементы: кальций и витамины.

Это значит, что процесс выздоровления будет максимально быстрым, что есть огромным плюсом таких садов. Ни в коем случае нельзя пренебрегать услугами специалистов, потому как они знают, как работать с детьми, учитывая все их нюансы развития.

Огромным плюсом также является то, что детей в группе немного, а это позволяет педагогам уделять больше внимания каждому, замечая, кто в чём отстает, где что нужно подтянуть. С малышами работают также психологи, определяя их проблемы, помогая решить их, и корректируют поведение.

То, с чем долгое время не могли справиться родители, с легкостью могут изменить педагоги. Отдельное внимание уделяется массажу, потому как детки постоянно растут, а недостаток витаминов или минералов может негативно отразиться на формировании их скелета и мышц.

Если ваш ребёнок столкнулся с проблемами речи, то это также легко и быстро корректируется в детском саде компенсирующего вида. Здесь помогут решить такие проблемы поведения как раздражение, агрессия, плохое настроение и т.п.

srochnyj-zaym.ru

Общий или коррекционный сад? Инклюзивное образование в России

Иногда родители детей с особенностями развития оказываются на распутье, в какой детский сад отдать своего ребенка: в частный или государственный, обычный, надеясь, что ребенок догонит сверстников, или в компенсирующий.

Что такое коррекционный детский сад?

Детский сад компенсирующего (коррекционного) вида— это образовательное учреждение для детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), в котором созданы условия для всестороннего развития, лечения и коррекции таких детей.
Отличительной особенностью компенсирующих садов является то, что помимо воспитателей с детьми работают педагоги-дефектологи, медицинские работники соответствующего профиля, детские психологи.
Количество детей в группах таких садов, как правило, не превышает 10-16 человек, что позволяет уделить внимание каждому ребенку в необходимом объеме.
Поскольку количество мест в группах компенсирующего вида ограничено, это привело к тому, что дети вынуждены стоять в очереди для получения места достаточно длительное время, а в логопедических садах и группах иногда наблюдается переполнение.
Регулярность занятий в специальных группах, объединяющих детей с равным уровнем развития и схожими отклонениями, позволяет целенаправленно и углубленно проводить коррекцию дефектов, дисциплинирует детей, дает позитивные результаты в подготовке к обучению в школе. В то же время на практике часто встречаются ситуации, когда в логопедической группе оказываются дети с выраженными умственными, поведенческими и/или эмоционально-волевыми проблемами, что создает трудности осуществления образовательного процесса во всей группе.
Практически во всех коррекционных садах проводятся занятия с родителями, помогающие им лучше понять проблемы своего ребёнка с ОВЗ и создать дома благоприятные условия.
Приём детей в коррекционные сады осуществляется только по направлению, выданному на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Виды коррекционных детских садов

Виды коррекционных детских садов раньше определялись категориями воспитанников:
1-2 — неслышащие и слабослышащие дети;
3-4 — незрячие и слабовидящие;
5 — дети, имеющих тяжелые нарушения речи;
6 — дети с патологией опорно-двигательного аппарата и детским церебральным параличом (ДЦП)
7 — дети с задержкой психического развития (ЗПР и ЗПРР).
8 — дети, имеющие интеллектуальную недостаточность (умственную отсталость) и с расстройством аутистического спектра (РАС).

Сейчас все чаще встречаются сады комбинированного вида, где в здании одного детского сада могут быть общеобразовательные группы и группы компенсирующей направленности.

В компенсирующие детские сады для глухих и слабослышащих детей прием осуществляется по направлениям ПМПК с 1,6 до 7 лет в младшие, средние, старшие и подготовительные группы со щадящим режимом или круглосуточного пребывания.

Основные коррекционные занятия проводятся дефектологом-сурдопедагогом (развитие речи, слуховое восприятие, обучение звукопроизношению, помощь в использовании слуховых аппаратов), логопедом, психологом. Воспитатели и другие специалисты проводят занятия по музыке, физическому, художественно-эстетическому воспитанию, ознакомлению с окружающим миром. Дети находятся под постоянным наблюдением врачей соответствующего профиля.

Компенсирующие сады для детей с нарушением зрения оснащены специальным оборудованием и пособиями для незрячих и слабовидящих детей (шрифт Брайля, оптические, технические средства, аудиобиблиотеки, рельефный наглядный материал). Поскольку нарушение зрения влияет и на развитие устной и письменной речи, создающее трудности в общении и в дальнейшем получении общего образования, кроме воспитателей с детьми работают дефектологи-тифлопедагоги, врачи (офтальмолог, психоневролог и педиатр), логопеды, музыкальный работник и другие специалисты. Щадящий режим даёт возможность для восстановления зрения.
Детские сады для детей с нарушениями речи, логопедические сады. Основным инструментом общения людей является речь, а количество детей, имеющих речевые проблемы, с каждым годом растет, поэтому практически в каждом дошкольном учреждении работает логопед. Но есть также логопедические группы в садах комбинированного вида, логопункты в компенсирующих садах и логопедические сады. Как разобраться, в какой мере нужен логопед ребёнку?
Логопедическая группа в садах комбинированного вида (старшая и подготовительная) предназначена для обучения детей с незначительными, поддающимися коррекции, нарушениями речи. Посещение такой группы может быть рекомендовано ПМПК с 4 лет (иногда – с 3 лет). В этом возрасте дети начинают осознавать свою речь, а специалисты диагностируют нарушения. Специальное оснащение группы, особый режим дня, небольшое количество детей, интенсивная индивидуальная работа и коррекционная направленность занятий в течение всего дня — условия, которые при регулярном посещении сада обеспечивают устранение речевых дефектов и квалифицированную подготовку к школе.

Направления в логопедические группы детских садов выдаются детям с сохранным интеллектом и слухом по рекомендации ПМПК.

Если ребенок не говорит в возрасте 3-4 лет, кроме задержки речевого развития имеется и задержка психического развития, эмоционально-волевой сферы. Для комплексного решения проблемы они могут быть направлены в компенсирующий детский сад (7 вид), в группу для детей с ЗПР и ЗПРР.

В логопедический сад попадают дети с тяжелыми нарушениями речевой функции (например, с алалией). Основное время обучения в строгом распорядке дня отводится на коррекцию речевых нарушений, формирование правильного звукопроизношения, артикуляционной гимнастике, развитию фонематического слуха. Также обязательно проводится логопедический массаж. По адаптированным образовательным программам с детьми работают дефектологи, логопеды, психологи, используя эффективные формы работы: фронтальную, способствующую формированию навыков слушания, узнавания и исправления речевых ошибок; занятия в микрогруппах, объединяющие малышей с похожими дефектами, индивидуальную — основную в коррекции речевых нарушений для каждого ребенка.

Воспитатели проводят занятия по основным предметам. Большое внимание уделяется музыкальным занятиям, развитию чувства ритма.

В коррекционных детских садах для детей с нарушениями других функций (проблемы слуха и зрения), имеющих ещё и вторичные речевые расстройства, открывают логопункт, функционирующий с учетом основной коррекционной программы.

Детские сады для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и ДЦП имеют хорошую материально-техническую базу: специальные спортивные площадки, бассейн, тренажерные и спортивные залы, компьютерные классы, кабинеты специалистов для проведения коррекционных занятий и лечебных процедур (физиотерапия, ЛФК, массаж, водо- и грязелечение), оснащены медоборудованием, колясками, приспособлениями для передвижения, обеспечены специальными игрушками, дидактическими пособиями. Коррекционные занятия проводят педагоги-дефектологи, логопеды, инструкторы ЛФК, наблюдают врачи: ортопеды, психиатры, неврологи.

Причиной для направления в сады для детей с задержкой психического развития (ЗПР) является нарушение темпа развития, при котором отдельные психические функции (память, мышление, моторика, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера) не соответствуют принятым возрастным нормам. Дети с ЗПР обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в дошкольном и младшем школьном возрасте успешно преодолевают отставания. С помощью педагогов-дефектологов, детских психологов, неврологов, психиатров и других специалистов они приобретают знания, умения и навыки, догоняя в развитии своих нормотипичных сверстников. При успешной коррекции ежегодно, по заключению ПМПК, дети могут быть переведены в детский сад другого вида.

Для детей с нарушениями аутистического спектра во многих городах России создаются бюджетные центры аутизма, специалисты которых оказывают помощь детям с нарушениями психики. В центрах помимо школ есть дошкольные отделения, осуществляющие подготовку особенных детей к обучению в школе. Принцип преемственности и непрерывного образования дает возможность выпускникам такого детского сада безболезненно продолжить обучение в начальной школе в привычной среде.

В коррекционные сады VIII вида для детей с диагнозом «Умственная отсталость» принимают детей 4-8 лет с неосложнённой формой интеллектуальной недостаточности. Основная деятельность специалистов направлена на развитие нарушенных функций с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка и подготовку к обучению в специальной коррекционной школе.

Детей с тяжёлой формой умственной отсталости и нарушениями психики направляют в учреждения социального обеспечения и здравоохранения.

Родители детей, имеющих явно выраженные и тяжелые нарушения, однозначно выбирают коррекционный сад.

В тех семьях, где растёт малыш с незначительными, на взгляд родителей, проблемами, и возникает дилемма, в какой же сад отдавать ребенка, в общий или в коррекционный.

Например, часть родителей считает, что в логопедическом саду их ребенок, имеющий незначительные дефекты речи, станет разговаривать еще хуже, общаясь с детьми, у которых отклонения очевидны и более сложные. Логопеды отвечают на это, что имеющиеся навыки речи ребёнок не потеряет, а регулярные занятия со специалистами любому пойдут на пользу.

Многочисленная группа родителей боится отдавать ребенка в коррекционный сад, несмотря на показания, так как это может закрыть двери для их ребенка в престижную школу или лицей. Это действительно так, но относится только к детям с серьёзными нарушениями, плохо поддающимися коррекции. Напомним, что цель пребывания ребенка в специализированном детском саду – получить квалифицированную помощь в коррекции дефектов развития речи и максимально эффективно подготовить его к школе.

Стыдясь диагноза, который может стать препятствием к получению наилучшего образования их ребенком, и удовлетворяя свои амбиции, некоторые родители устраивают детей в обычный сад. Тем самым они часто обрекают малышей на одиночество среди здоровых сверстников и отсутствие необходимой помощи специалистов.

Среди родителей бытует мнение, что резкая смена детского сада или группы способствует возникновению стресса у детей, поэтому не хотят переводит ьсвоего ребенка из обычного сада в коррекционный. Но если ребёнок поменял коллектив для того, чтобы устранить проблемы развития, то он вместе с необходимой помощью специалистов получил ещё и первые навыки стрессоустойчивости. После детского сада будет школа и взрослая жизнь, а от стрессовых ситуаций оградить невозможно. Избежать сильного стресса малышу может помочь соблюдение правил адаптационного периода.

Инклюзивное образование в России

Конституция РФ, Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС законодательно обеспечивают право любого человека на образование, независимо от его физических, психических и интеллектуальных особенностей и возможностей.

Инклюзивное образование обозначено в государственном стандарте как передовая система совместного обучения детей с ОВЗ и здоровых детей.

Инклюзия может оказать помощь особенному ребенку, сделать добрее и отзывчивее нормотипичных детей, но для этого необходимы определенные условия:

  • нарушения в развитии ребенка с ОВЗ не должны быть тяжелыми (легкая форма может успешно нивелироваться при взаимодействии со здоровыми детьми, но при нарушении интеллекта, слуха, зрения посещение таких групп не принесёт малышу ожидаемых результатов, да и ПМПК рекомендует детское учреждение, соответствующее дефекту развития;
  • занятия по индивидуальной образовательной программе дадут положительный результат только при условии компетенции воспитателей в области инклюзивных технологий и соответствия стандарту педагога.

Политика государства в отношении развития и образования детей с ОВЗ подразумевает модернизацию среды: улучшение материально-технической базы, подготовку кадров, изменение сознания граждан. Идеи и проекты инклюзивного образования все еще далеки от совершенства по объективным причинам, ведь в жизни мы пока часто встречаем:

  • воспитателей, не готовых работать с многочисленной детской группой, в составе которой может оказаться один или несколько детей с ограниченными возможностями;
  • родителей здоровых детей, не желающих понимать проблемы чужого особенного ребенка, и их детей, отказывающихся общаться в группе с «не таким, как все».

Иногда особенный ребенок, по убеждению и желанию родителей, попадает в обычный садик, и для детей группы, в которую его определили, начинается невыносимая жизнь. Мама считает, что общение с окружающими детьми позитивно влияет на её малыша, а родители остальных детей будут винить особенного ребенка во всех негативных метаморфозах, происходящих с их детьми, пусть даже особенный ребенок будет совершенно не при чем. В этой ситуации от общения разных по развитию детей страдают все: обычные дети избегают контакта с особенным, получая негатив от этого общения; ребенок с ОВЗ оказывается непонятым и одиноким; нервничают родители всех детей; воспитатель уделяет много внимания одному ребенку, обделяя других, либо – наоборот, причём ни то, ни другое не способствует гармоничным отношениям в группе. А чтобы воспитывать милосердие, необходимо равномерное внимание педагога ко всем детям. В итоге коррекции недостатков развития ребенка, нуждающегося в ней, не происходит, а здоровые дети чувствуют себя некомфортно или проявляют равнодушие, а порой и агрессию по отношению к ребенку с ОВЗ.

Инклюзивная система образования широко обсуждается, имеет свои плюсы и минусы, но пока в России она не прижилась — слишком много изменений в обществе должно для этого произойти.

Есть родители, которые считают, что лучше подготовить ребенка с ОВЗ к школе без посещения ДОУ, занимаясь индивидуально со специалистами и не травмируя психику малыша, но лишая его возможности полноценной социализации. Также эффект от ежедневных занятий квалифицированных специалистов с особенными детьми в коррекционном саду несопоставим с полезностью эпизодических занятий дома или в дополнение к обычному детскому саду.

Решая вопрос о том, какой сад должен посещать ребенок, стоит прислушаться к мнению специалистов и рекомендациям ПМПК. Без особой необходимости ребенка с незначительными нарушениями в коррекционный сад не отправят.

Желаем всем родителям оставаться благоразумными и действовать в интересах своего ребенка!

emberint.ru

Детский сад компенсирующего вида – Детский сад и ребенок

Под компенсирующим обучением в детских садах и школах подразумевают обучение в специально создаваемых классах, группах. Дети, которые ходят в детский сад компенсирующего вида не имеют отклонений в интеллектуальном развитии, но по различным причинам испытывают затруднения в освоении общеобразовательных программ.

Мы все знаем, что дети разные и темп развития у них так же индивидуальный. Дети, которые при сохраненных возможностях интеллектуального развития имеют слабую память и внимание, недостаточный темп психических процессов, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональную неустойчивость объединяются в одну группу и с ними проводятся целенаправленные занятия. Это очень полезно. К примеру, ребенок совершенно здоров, но он плохо запоминает предметы, задания или легко возбудим, так что это мешает ему успевать за общей программой.

Компенсирующее обучение — это создание вокруг ребенка реабилитирующего пространства, устраняются нарушения работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья.

Компенсирующее обучение это в первую очередь, индивидуальное обучение.

Что такое детский сад компенсирующего вида?

Словосочетание детский сад компенсирующего вида часто пугает родителей. И при этом совершенно зря. Многие думают, что такие детские сады предназначены только для детей с умственными отклонениями, но это заблуждение.

Детский сад компенсирующего вида: для чего он нужен? Итак, разберемся, что дает ребенку посещение компенсирующего детского сада?

Для детей, испытывающих затруднения в освоении дошкольной программы по тем или иным причинам, разрабатывают специальную программу, по которой они проходят обучение. В результате посещения детского сада, детки догоняют сверстников и в конечном итоге полностью осваивают нужный материал для поступления в школу.

Кому необходимо посещать компенсирующий детский сад

Детский сад под названием компенсирующий посещают обычные дети, которые имеют индивидуальные особенности, такие как:

  • заболевания по зрению
  • нарушение слуха
  • заболевания опорно—двигательного аппарата
  • психологические заболевания (повышенную возбудимость, раздражительность, агрессию, нервозность)
  • речевые дефекты

Так же в компенсирующий детский сад могут быть направлены дети, которые часто болеют распираторными заболеваниями и имеют ослабленный иммунитет.

Каким образом строится работа компенсирующего детского сада

Как правило, в таком детском саду имеются специалисты различного вида:

  • логопед
  • психолог
  • массажист
  • врач-терапевт
  • тренер по лечебной физкультуре

Так же, все воспитатели проходят обучение по работе с особенными детьми. В здании детского сада, в большинстве случаев, имеется бассейн, кабинет массажа, зал для физических занятий со специальным снаряжением. Для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата предусмотрены пандусы и широкие дверные проемы, что позволяет им беспрепятственно передвигаться как внутри здания, так и снаружи.

Для детей предусмотрен специальный рацион питания. Показан такой детский сад и тем детям, которые нуждаются в особой диете в силу каких-либо заболеваний.

Компенсирующий ДОУ: как попасть?

В ДОУ компенсирующего вида нельзя попасть просто так или потому, что он расположен ближе других детских садов. Для того, чтобы попасть в специализированный садик необходимо пройти комиссию, которая даст направление в компенсирующий детский сад.

Родителям не стоит бояться, если ребенка направляют в такой детский сад. Не стоит поддаваться чужим мнениям и предрассудкам. Компенсирующее общеобразовательное учреждение — это обычный садик, который отличается лишь тем, что детям там уделяется больше внимания, вследствие их индивидуальных особенностей.

Группы в таких садиках, как правило, небольшие, всего 8-10 человек. Так же существуют индивидуальные занятия, которые разрабатываются в специально для отдельно взятого ребенка.

Главное, что детские садики такого характера направлены на улучшение качества жизни ребенка, его нормальное развитие как личности и члена общества.

Автор — Наталья Шумаева.

deti-club.ru


Смотрите также

Регистрация на сайте

Пароль будет отправлен тебе на e-mail.

 

×