Что должен уметь в 3 года мальчик


Что должен ребенок уметь и знать в 3 года: навыки и умения. Сколько должен весить, спать, съедать, пить, говорить и знать слов, цветов ребенок в 3 года? Психология, зубы, эмоциональное, физическое развитие, моторики, у детей 3 года: норма, особенности поведения

Статья расскажет вам о особенностях развития ребенка в 3 годика.

Развитие мальчика и девочки в 3 года: сходства и различия

Основные сходства и различия:

  • С младенчества все мальчики и девочки имеют различия в развитии, как физиологическом, так и психологическом.
  • Девочки развиваются более стремительно, чем мальчики, и в 3 года эту разницу можно заметить, изучая их речь.
  • Девочки в 3 года уже бегло разговаривают, составляют предложения, описывают ситуацию, у них богатый словарный запас.
  • Интересно, но словарный запас девочек в 3 года гораздо богаче (не менее чем в 2 раза), чем у мальчиков.
  • Девочки очень эмоционально и чувственно воспринимают любую информацию и потому им легче запомнить новые слова.
  • Речь девочек более эмоциональна, чем мальчиков. Они умеют выражать чувства интонацией и жестикулировать.
  • Девочки способны слышаться родителей, воспринимая их слова, а мальчикам следует все наглядно показывать и объяснять.
  • Мальчики менее предрасположены к проявлению творческих способностей, чем девочки.
  • Девочки кропотливы, они могут долгое время сидеть за столом и рисовать, играться, смотреть мультики.
  • Мальчикам свойственно проявлять агрессию и быть более активными, чем девочки. Именно потому они предпочитают активные и спортивные игры.
  • Девочки более сосредоточены на своей личности, в то время, как мальчики очень неуверенные в себе и привязаны к родителям.
Как развиваются мальчики и девочки в 3 года?

Сколько должен съедать, пить ребенок в 3 года?

Правильное развитие ребенка, а так же его здоровье во многом зависит от качества количества питания малыша. Большинство родителей уверено в том, что при достижении 3-х летнего возраста ребенок становится настолько взрослым, что может есть практически все, чем питаются родители. Это утверждение ошибочно.

ВАЖНО: Конечно же, меню трехлетнего малыша намного шире, чем ребенка в 1 и 2 года. Тем не менее, если детское питание будет не полноценным, он не получит ряда важных витаминов и микроэлементов для развития. В 3 года ребенок активно растет и ему требует масса веществ.

Для малыша важно иметь свой режим питания, который будет приближен к «садиковскому» (3-х или 4-х разовое). Перекусам не следует быть слишком большими и многочисленными, а ночных кормлений и вовсе не должно быть. Грудное молоко – уже не пища для малыша, его следует полностью исключать (даже если вы до сих пор его кормите).

Другие правила:

  • Исключайте жирную и тяжелую пищу, особенно, если она приходится на вечер.
  • В сутки 3-х летнему малышу требуется не более 1600 ккал.
  • Большое значение имеет энергетическая ценность приемов пищи для ребенка. Самым калорийным следует быть обеду, менее калорийным завтрак и ужин, а самым щадящим – полдник.
  • Следует учитывать тот факт, что каждый ребенок индивидуален: у всех разный обмен веществ и потому некоторые детки могут любить покушать, а другие делают это без удовольствия.
  • В любом случае, заставлять ребенка есть нельзя – это выработает в нем негативные эмоции, и он будет сразу противиться, когда его позовут за стол.
  • Питание ребенка в 3 года должно быть разнообразным, богатым витаминами и минералами.
  • Дети должны есть рыбу и мясо (в этих продуктах много животного белка). Суточная норма – около 65-70 гр.
  • Лучше всего готовить пищу на пару или варить, но запекание и обжарка в минимальном количестве масла – допускается.
  • Обязательные элементы питания – молочные и кисломолочные продукты.
  • Углеводы очень важны для ребенка, но не простые, а сложные, например, злаки и крупы.
  • Включайте в меню полинасыщенные жиры (имеются в рыбе, орехах, морепродуктах, растительном масле).

ВАЖНО: Организм 3-х летнего ребенка требует большого количества жидкости. Каких-то особенных мер и норм не существует, ведь дети разные (одни крупные, другие худые, третьи полные). Предлагайте в течение дня малышу разные напитки: чаи, отвары, компоты и соки, молоко и кефир и не ограничивайте их в количествах.

Питание 3-х летнего малыша в 3 года

Какие нужны витамины ребенку в 3 года?

В возрасте 3 лет малышу важно укрепить свой иммунитет, а потому огромной ценностью обладает правильное питание. Ребенок очень активен и общителен, всегда стремится что-то узнать или открыть для себя. Ко всему прочему малыш часто бывает в людных местах и садике, где есть риск подхватить бактерии и инфекции. Именно поэтому иммунитету ребенка следует быть крепким, чтобы противостоять заболеваниям.

Какие микроэлементы нужны малышу:

  • Витамин А. Отвечает за формирование острого зрения. Так же необходим для регенерации кожных клеток, а так же укрепляет «молодой» иммунитет, делая его устойчивым к вирусам и инфекциям.
  • Витамины В. Участвуют во всех обменных процессах организма ребенка, помогает в выработке энергии клетками, помогает активно работать органам ЖКТ, улучшает состояние кожи и ногтей. Помогает работать печени, нормализует гормональный фон.
  • Витамин D. Помогает детскому организму усваивать кальций, вследствие чего крепкими становятся кости и зубы. Повышает иммунитет.
  • Витамин Е. Укрепляет сосуды и всю кровеносную систему. Помогает в регенерации клеток кожи и слизистых, других тканей.
  • Витамин С. Необходим для укрепления иммунитета. Питает мягкие ткани тела, укрепляет стенки сосудов.
  • Витамин К. Улучшает свертываемость крови
  • Кальций. Укрепляет костную ткань и зубы, способствует передаче нервных импульсов.
  • Медь. Неизменный помощник в образовании красных кровяных клеток.
  • Цинк. Не только укрепляет детский иммунитет, но и способствует тому, чтобы раны быстро заживали.

ВАЖНО: В случае, если ребенок часто болеет или плохо кушает, ему можно давать дополнительно комплексы витамин, купленных в аптеках.

Витамины для детей 3-х лет

Сколько должен весить ребенок в 3 года?

Данные нормы установлены врачами и специалистами в педиатрии. Соответствование данным стандартам говорит о правильном развитии ребенка, допустима небольшая оплошность в сотнях граммов, но не в килограммах.

Нормы:

Нормы веса для трехлетнего малыша

Сколько должен спать ребенок в 3 года?

В 3 года родители замечают несколько особенностей у своего ребенка:

  • Ребенок подрос и даже кажется вам взрослым, но он все так же нуждается в полноценном сне, который длится не менее и не более 12 часов в сутки.
  • Ощутимо уменьшается продолжительность сна днем и составляет около 1,5-2 часов (у некоторых всего 1 час).
  • Время бодрствования ребенка должно быть в среднем – 6 часов.
  • Если ваш ребенок категорически отказывается спать в дневное время суток, главное – ему достаточно высыпаться ночью (12 часов).
  • В 3 года ребенку уже следует спать отдельно в своей личной кроватке.

ВАЖНО: Существует такое понятие, как «кризис 3 лет». Характеризуется он проявлениями самостоятельности у ребенка. Малыш то и дело кричит «Я сам!» и так же яростно отказывается спать, утверждая, что это ему не нужно. Но, если идти у него на поводу, можно добиться перенапряжения, капризности и нервного истощения у малыша.

В 3 года ребенка бывает достаточно сложно уложить спать. Поэтому вам необходимо придумать свой личный ритуал отхода ко сну, чтобы постепенно сменить период активности на спокойствия (иначе ребенок будет прыгать в кроватке, играться, пинаться, капризничать). Хорошо ложится спать тот ребенок, что устал физически. Поэтому старайтесь насыщать день малыша активными играми, посильными нагрузками. Но следите за тем, чтобы не пришло перенапряжение, оно – враг здоровому сну.

Ночной сон – имеет жизненную важность для ребенка. Во время ночного сна организм восстанавливает все свои важные функции. Недостаток дневного сна всегда следует компенсировать ночным (особенно, если вы жили по уже устойчивому режиму). Еще одно важное правило – просыпаться днем и утром малыш должен самостоятельно (без родительского пробуждения). Если ребенка приходится будить утром, постарайтесь просто раньше укладывать его ночью.

Значение сна для малыша 3-х лет

Сколько должен говорить и знать слов ребенок в 3 года?

Речевые навыки у трехлетнего ребенка кардинально меняются, в сравнении с предыдущими годами. Родители замечают, что малыш уже осознанно говорит предложениями, а не лепечет все подряд. Кроме того, малыш умеет говорить слова в единственном и множественном числе, склонять по падежам. Словарный запас детей в 3 года – около 500-600 слов, но это средняя цифра, ведь многие слова не выговариваются малышами.

Что должен уметь говорить малыш:

  • Говорить свое имя и фамилию
  • Знать имена родителей, бабушек и дедушек, близких родственников.
  • Уметь составлять небольшие предложения приблизительно по 5 слов.
  • Вставлять в речь предлоги
  • Пользоваться существительными и глаголами, местоимениями.
  • Запоминать наизусть маленькие стишки и небольшие песенки.
  • Узнавать и называть предметы быта
  • Рассказывать то, что видит на картинке
  • Делать единственное и множественное число
  • Вести диалог, задавая и отвечая на вопросы

ВАЖНО: В возрасте 3-х лет многие дети становятся «почемучками». Они задают множество вопросов на разные темы и стараются узнать на них ответы.

Особенности речевых навыков в возрасте 3 лет

Какие должен знать фигуры, животных, цифры ребенок в 3 года?

В 3 года ребенок уже становиться достаточно умным, чтобы различать геометрические фигуры и цифры. Он уже с полной уверенностью должен считать до 5-ти (причем некоторые детки делают это на русском и на английском, к примеру, если их научили родители). Ребенок точно считает пальчики, показывает свой возраст и отсчитывает предметы (палочки, картинки, игрушки, конфеты). Кроме того, малыш должен знать, как выглядят цифры и уметь правильно их называть.

Ребенок в 3 года хорошо знаком с геометрическими фигурами:

  • Круг
  • Квадрат
  • Треугольник
  • Овал
  • Ромб

ВАЖНО: Ребенок пытается рисовать эти фигуры, пусть даже у некоторых это не совсем хорошо получается.

Сколько должен знать цветов ребенок в 3 года?

В 3 года малыш точно должен различать такие цвета:

  • Красный
  • Синий
  • Зеленый
  • Желтый
  • Черный
  • Белый

Так де некоторые называют такие цвета, как розовый, фиолетовый, оранжевый, коричневый, голубой. Дети в этом возрасте с удовольствием рисуют цветными карандашами и красками, называют цвета на одежде и в окружающей среде.

Что должен уметь рисовать ребенок в 3 года?

В 3 года ребенок тянется к знаниям и с удовольствием занимается творчеством. Самое любимое занятие – рисование. Он выбирает цветные карандаши и каски, стараясь опробовать каждый цвет и оттенок.

Что должен уметь рисовать малыш:

  • Солнышко
  • Круг
  • Квадрат
  • Дом
  • Море
  • Облако
  • Человечек
  • Волна
  • Полоса
  • Сердечко
  • Треугольник
  • Сердечко
Рисование ребенка в 3 года

Что должен уметь делать ребенок в 3 года?

В этом возрасте ребенок проявляет интерес ко многим творческим занятиям и урокам. Умения, которыми владеет малыш, говорят о том, как активно он развивается.

Что должен уметь ребенок:

  • Рисовать карандашами
  • Рисовать красками (кисточкой и пальчиками)
  • Лепить из пластилина и теста
  • Открывать и закрывать крышечки на бутылках
  • Хватать и собирать пальчиками мелкие предметы, аккуратно складывать их в баночки и коробочки.
  • Нанизывать бусины на тугой шнурок
  • Считать и называть цифры
  • Строить из конструктора
  • Здороваться и прощаться
  • Называть по именам близких и друзей
  • Кушать самостоятельно
  • Самостоятельно садиться на горшок
  • Рассказывать кратко о себе
  • Знать названия животных и некоторых птиц
  • Называть бытовые предметы
  • Различать до 10 цветов
  • Повторять простые стишки и песенки

Зубы у детей 3 года: норма

Количество зубов во рту малыша, говорит о его правильно развитии и полноценном питании. В 3 года у ребенка должно быть не менее 20 зубов и ему следует регулярно посещать стоматолога с проверками.

Зубы у трехлетнего ребенка

Психология и эмоции ребенка в 3 года: особенности поведения

Особенности:

  • Ребенок обретает потребность в постоянном общении
  • Ему важно, чтобы его уважали взрослые и сверстники
  • Возраст характеризуется неустойчивым эмоциональным фоном.
  • Заметно, что самооценка у трехлетнего ребенка завышена
  • Часто не переживает о том, что делает и какие за этим будут последствия.
  • Ребенок становится противоречивым
  • Постоянно стремиться к самостоятельности
  • Не любят, когда ограничивают его свободу
  • Очень часто проявляет агрессию к тому, что ему не нравится.
  • Не редко бывает упрямым

 Развитие моторики у детей 3 года: норм

Занятия:

  • Учите малыша правильно держать в руках карандаш и кисточку при рисовании.
  • Практикуйтесь рисовать и обводить предметы (игрушки, геометрические фигуры).
  • Рисуйте круги, спирали, другие геометрические фигуры и линии.
  • Практикуйтесь в аккуратном заштриховки и раскрашивании рисунков.
  • В раскрашивании учите малыша не выходить за границы
  • Учите малыша держать ножницы и пользоваться ими, разрезая по линии.
  • Практикуйте малыша в аппликации, пользуясь сухим клеем.
  • Практикуйте занятия лепки, создавая шарики и колбаски
Развитие ребенка в возрасте 3-х лет

Физическое развитие ребенка 3 лет: норма

Навыки ребенка:

  • Умение пользоваться в равной силе правой и левой рукой
  • Ходить на прямой ступне, на пятках и на носочках
  • В зависимости от требований, делать маленькие и большие шаги.
  • Прыгать и скакать, бегать прискоком
  • Владеть темпом в ходьбе и беге
  • Держаться за руки со сверстниками в игре и с родителями
  • Преодолевать препятствия
  • Бросать и ловить мяч
  • Толкать ногами мяч, отбивать его
  • Играть в спортивные игры
  • Танцевать
  • Управлять своим телом
  • Держать равновесие
  • Стоять на одной ножке
  • Наклонять туловище
  • Крутить велосипедные педали
  • Ходить вперед спиной
  • Спускаться и подниматься по лестнице
  • Двигать ручками и ножками во время плавания

Какие должен освоить ребенок в 3 года социально-бытовые навыки?

В 3 года ребенок достаточно развит, чтобы самостоятельно обслуживать себя в бытовых условиях:

  • Самостоятельно кушать и пить
  • Держать ложку и вилку, стакан
  • Наливать из кувшина воду в стакан
  • Выбрасывать мусор в ведро
  • Собирать разбросанные игрушки
  • Ставить на стол посуду
  • Садиться на горшок
  • Раздеваться и одеваться (за исключением некоторых предметов одежды, которые самостоятельно надеть достаточно сложно).
  • Обуваться
  • Открывать и закрывать двери, стучатся в двери
  • Укрываться одеялом
  • Поправлять и заправлять пастель (не идеально, но проявлять к этому желание и способности).
  • Проявлять желание помогать родителям в уборке (хвататься за пылесос, веник или тряпку).
  • Поливать цветочки (под наблюдением взрослых)
  • Просить о потребностях сходить в туалет или кушать
  • Самостоятельно брать вещи, книжки, игрушки с полок и класть их на место
  • Отодвигать и задвигать за стол стулья
  • Избегать опасных предметов (огонь на плите, горячих батарей, источников тока, розеток).

Видео: «Что происходит с ребенком в возрасте 3 лет?»

heaclub.ru

Что должен уметь ребенок в 3 года. Развитие мальчиков и девочек

3 года – важная дата в жизни ребенка и его родителей, а многие детские психологи и педиатры именно этот возраст считают переходным между младенчеством и детством. Ведь в 3 года малыш уже вполне самостоятелен – он умеет разговаривать, ориентирован в повседневной жизни, может самостоятельно съесть пищу, умыться и найти себе занятие. Большинство родителей трехлеток не вполне четко представляют себе, что должен уметь ребенок в 3 года, ведь некоторые дети в этом возрасте уже читают, а другие еще с трудом разговаривают. Конечно же, абсолютной нормы развития нет и не может быть, но существует определенный минимум знаний и навыков, которыми должен владеть каждый 3-х летний ребенок.

Физическое развитие ребенка в 3 года

Рост и вес ребенка в 3 года зависит уже не только от темпов его развития и здоровья малыша, но и от расовой и наследственной предрасположенности. Мальчики в 3 года весят от 13,5 до 17 кг, а девочки – от 13 до 16 кг. Рост детей считается нормальным, если он находится в пределах 86 – 100 см.

В 3 года режим дня ребенка не должен резко меняться, ему по-прежнему необходим 10-11 часовой сон ночью и 1-1,5 часа отдыха днем. Но соблюдая режим сна и отдыха, заставлять спать, со слезами и скандалом, трехлеток тоже не стоит – такой сон вместо отдыха станет настоящим наказанием малыша, если ребенок категорически не хочет спать, достаточно укладывать его после обеда полежать спокойно или читать с ним в это время книги.

В 3 года ребенок уже уверенно владеет своим телом, он может бегать, прыгать, перешагивать через препятствия, забираться на вертикальную лестницу, залазить на невысокие горки, менять направление движения на ходу и умеет быстро разворачиваться, наклоняться и приседать. Многие дети в этом возрасте уже могут кататься на трехколесном велосипеде, стоять и прыгать на одной ножке, а также перепрыгивать через скакалку.

Очень важными считаются навыки опрятности и самообслуживания, которыми владеет ребенок в 3 года. В этом возрасте он должен уметь просится на горшок или самостоятельно садится на него (считается допустимым, если малыш иногда не успевает проснуться ночью и очень редко «заигрывается» днем). Дети в 3 года должны соблюдать определенные правила поведения, причем, в отличие от многих других умений и навыков, — эти зависят только от воспитания и манер окружающих ребенка взрослых. В этом возрасте малыши уже прекрасно понимают, какое поведение вызывает неодобрение взрослых, и могут проследить за собственным внешним видом. Многие девочки в 3 года уже сами выбирают себе одежду, сильно расстраиваются, если она пачкается, ежедневно просят мам сделать им прическу и самостоятельно надевают бусы, заколки и колечки.

Кроме навыков опрятности, трехлетний ребенок должен уметь есть ложкой и начинать пользоваться вилкой, пить, не проливая, из чашки и знать, как самостоятельно взять продукты из холодильника или шкафа.

Многие родители не дают своим детям ничего делать на кухне, считая, что трехлетки больше напачкают и испортят, но это в корне неправильно – приучать ребенка к самостоятельности нужно уже этом возрасте. Трехлетний малыш вполне может помочь маме, доставая продукты из шкафов или нарезая сыр специальным детским ножом. Такие задания помогают детям почувствовать себя вовлеченными во «взрослую» жизнь семьи и одновременно учат их, как и что нужно сделать для приготовления пищи.

Рецепт по случаю::

В 3 года дети могут сами умываться, чистить зубы под присмотром родителей, снимать одежду, а многие даже пытаются одеваться самостоятельно, хотя и не всегда справляются с пуговицами, шнурками и завязками.

Нервно-психическое развитие ребенка в 3 года

В 3 года ребенок не просто растет и развивается, он буквально «впитывает» информацию, как губка и опытные психологи и педагоги советуют ни в коем случае не упускать этого времени. Именно после 3-х лет можно начинать регулярные занятия по подготовке ребенка к школе, ознакомлению с окружающим миром, изучению иностранных языков или музыки. Многие родители делают большую ошибку, считая, что если они отдали малыша в садик, то больше заботиться о его развитии им не нужно. К сожалению, как показывает практика, большинство государственных и частных детских садов не могут полноценно заниматься развитием каждого ребенка, так что без дополнительных занятий не обойтись.

В этом возрасте ребенок должен свободно владеть речью, причем говорить короткими предложениями, а не отдельными словами. Малыши в 3 года уже могут запомнить стихотворение из 2-4 строчек, знают по именам всех близких родственников, говорят о себе в 1-м лице и называют не только названия предметов, но и дают им краткую характеристику, а также могут сказать, зачем нужен или что делает тот или иной предмет.

Очень важно, чтобы ребенок в 3 года умел полностью сосредотачиваться на одном предмете в течение 3-5 минут, мог сам находить решение проблемы, а не обращался сразу за помощью взрослого.

Дети в 3 года должны уверенно держать в руке карандаш, чертить им прямые линии и окружности, уметь раскрашивать картинки, рисовать красками, резать бумагу по линии, делать простейшие аппликации (с родителями), лепить из пластилина и других материалов.

Мышление ребенка в 3 года тоже сильно меняется – теперь он уже делает выводы из увиденного и услышанного, ищет связи между предметами и явлениями и готов бесконечно доставать родителей вопросами «почему», «как» и «зачем», иногда спрашивая об одном и том же много раз подряд. В этом возрасте дети должны собирать картинки из 2-3 частей, обобщать предметы в группы, находить сходства и различия, а также несоответствия на картинках (конечно, в самых простых вариантах).

На возраст 3 года приходится второй «всплеск» детской самостоятельности – теперь малыш хочет делать все сам и очень сердится, если вы не даете ему самостоятельно одеваться или поправляете результат его труда. Опытные родители советуют не пытаться «переупрямить» ребенка, если конечно, в будущем вы не хотите столкнуться с проблемами бесхарактерности и несамостоятельности у подростка, а заранее выделять время на его попытки все делать самому. Да, в условиях постоянной нехватки времени, сделать это очень сложно, но зато такое поведение может вам сохранить взаимопонимание с ребенком, развить в нем успешность и самостоятельность, а также уберечь свои нервные клетки. Подъем на полчаса раньше по утрам, мысленное увеличение времени на все дела минут на 15-20 и договоренность с ребенком: «в садик мы идем быстро и я сама тебя одеваю, а вот обратно – ты все сам», помогут избежать очень многих проблем.

Социальное развитие ребенка в 3 года тоже делает большой скачок, теперь малыш согласен «впустить» в свой мир и посторонних людей, ему уже не так важен постоянный контакт с мамой и другими близкими, а игры со сверстниками кажутся куда привлекательнее игр с взрослыми. Дети в 3 года охотно наблюдают и взаимодействуют с другими людьми, им уже не хватает общества мамы и родни. В этом возрасте им просто необходимо общение с другими малышами, так как только в обществе сверстников они смогут научиться правилам коммуникации, умению решать конфликты и отстаивать свое мнение.

Ребенку 3 года – есть поводы для беспокойства?

Здраво оценить развитие своего ребенка всегда трудно, но родителям трехлеток стоит обратить внимание на своего малыша, если он:

  • неуверенно ходит, бегает, поднимается по лестнице;
  • не может играть в мяч, кататься на качелях или трехколесном велосипеде;
  • до сих пор не говорит или говорит очень невнятно;
  • говорит о себе только в 3-м лице;
  • не ориентируется в своем доме, на детской площадке, во дворе;
  • не контролирует днем свои физиологические потребности;
  • не может оставаться один, без взрослых, даже на самое короткое время;
  • самостоятельно не умеет найти себе занятия, даже 5 минут не может сосредоточиться на одном;
  • не играет и не интересуется другими детьми;
  • не знает названий окружающих предметов, животных, игрушек и так далее.

Девочки и мальчики в 3 года

Большую разницу между мальчиками и девочками в 3 года можно заметить в их речевом развитии, а также в том, как именно они воспринимают речь окружающих.

Уже давно статистически подтверждено: девочки начинают говорить раньше мальчиков и в 3 года их активный словарь может в 2 раза больше, чем у сверстников противоположного пола. Такая разница в речевом развитии связана с тем, что девочки воспринимают информацию с помощью чувств и их выражения – слов, тогда как мальчики предпочитают что-то более «конкретное» — поведение, жесты и движения окружающих. Именно поэтому родителям трехлеток кажется, что с девочками договориться гораздо проще – они слушают и «слышат» именно слова родителей, тогда как мальчики больше обращают внимание на то, как ведут себя взрослые. Так что ни удивляйтесь, если девочке достаточно сказать, что переходить на красный свет светофора опасно, то мальчику вам придется правильно поведение продемонстрировать, только так он сможет крепко усвоить этот урок.

Дата: 15.04.2015.

Обновлено: 22.02.2016

Фото:pixabay.com



onwomen.ru

Развитие ребенка в 3 года 3 месяца: некоторые особенности этого возраста

В этой статье:

В три года и три месяца развитие ребенка позволяет ему освоить езду на трехколесном велосипеде без помощи взрослых. Кроме того, в этом возрасте дети самостоятельно умеют кататься на качелях, скатываться на санках с небольших горок. Они проявляют огромный интерес к сверстникам, с удовольствием меняются игрушками, играют в совместные игры.

Малышам в три года и три месяца все еще сложно выполнять несколько действий одновременно. При этом детей отличает смелость и даже отчаянность: практически все трехлетки не боятся воды, высоты, с удовольствием идут на риск, если чувствуют поддержку взрослого. Трехлетние малыши очень энергичны, они много бегают, танцуют, прыгают, с удовольствием играют с мячом.

Особенности познавательного развития трехлетки

В три года и три месяца малыш знает несколько основных цветов, а также пытается определить некоторые из оттенков. Если попросить кроху найти на картинке тот или иной цвет, он это с энтузиазмом сделает.

Малыши в три года и три месяца демонстрируют активное познавательное развитие. Они играют с игрушками-вкладышами, вкладывая меньшие в большие, забавляются с пирамидкой, собирая ее в нужном порядке — по цветам колец или по размеру.

В этом возрасте развитие ребенка можно ускорить, подбирая для него игры на основе плоских геометрических фигур, например трапеции, круга, квадрата, треугольника. Дети в три года и три месяца уже умеют отличать их друг от друга, более того, они смогут сориентироваться и в конфигурации объемных фигур, подбирая, например, подходящие для них отверстия.

Как еще выражается познавательное развитие ребенка после трех лет? Вот основные его навыки в этой сфере:

  • ребенок умеет, играя, на ощупь определять геометрические фигуры и называть их;
  • собирает пирамидку из более чем 10 колец;
  • складывает мозаику по рисунку или схеме;
  • умеет называть большие, маленькие предметы, давая название тому, что между ними — «средний»;
  • складывает простые пазлы из нескольких частей;
  • запоминает место, где стояла спрятанная взрослыми игрушка, и указывает на нее;
  • имитирует письмо и чтение взрослых;
  • дорисовывает недостающие детали на рисунках;
  • рисует геометрические фигуры;
  • рисует авторские картинки, объясняя, что на них изображено;
  • лепит простые фигуры;
  • делает несложные аппликации по шаблонам.

После трех лет дети проявляют живой интерес к ролевым играм, с удовольствием играя роли взрослых, например мамы, папы или воспитателя. В процессе игры малыши фантазируют, придумывают правила, активно задействуют предметы и игрушки-заместители.

Особенности социально-эмоционального развития малыша

В три года и три месяца социально-эмоциональное развитие ребенка переходит на новый уровень. Для малыша в этот период очень важно ощутить поддержку и одобрение взрослых. Дети стараются быть более самостоятельными и независимыми, не боятся проявлять инициативу, искренне расстраиваются, если что-то получается не так, как было задумано, и гордятся, когда все идет по плану.

Особенно ярко в этом возрасте проявляется чувство доминирования над сверстниками. Малышам после трех лет очень важно доказать себе и взрослым, что они лучше всех, независимо от того, будет это соперничество в беге наперегонки с такими же малышами или лазанье по гимнастической лестнице.

Трехлетний малыш любопытен и проявляет интерес ко всему, что его окружает. Интересно, что долговременная память крохи основывается на пережитых впечатлениях, срок хранения которых может превышать год или полтора.

Одно из достижений ребенка четвертого года жизни — это контроль эмоций. В людных местах ребенок уже умеет сдерживать крики и истерики, старается соблюдать правила поведения, слушает просьбы взрослых и пытается их выполнять.

Непослушание кроха проявляет в случае намеренного ограничения его желаний, а также непонимания взрослыми того, что он хочет до них донести. Ребенок настаивает на своем и искренне расстраивается, если его наказывают или ругают.

Поступая, по его мнению, плохо, ребенок мучается от стыда и угрызений совести. Он знает, что сделал что-то не так, и уже предвидит отрицательную реакцию взрослых на свой поступок. Также малыши умеют оценивать поступки и поведение других детей, осуждая их или ободряя.

В этом возрасте нормальным для малышей является проявление самых разных эмоций, начиная от ревности и заканчивая гневом или радостью. Малыш уже умеет применять на деле не речевые способы общения, использует мимику, жесты, позы и выразительные движения.

Примечательно также и то, что в три года и три месяца кроха отлично понимает юмор, с удовольствием слушает сказки, песенки, рассказы, переживает эмоции главных героев, проявляя желание обсудить их поступки со взрослыми.

В три года и три месяца малыши особенно эмоционально отзывчивы, позитивно реагируют на пение и музыку, пробуют танцевать, соблюдая ритм, хлопают в такт музыке в ладоши и притоптывают. Предпочтение дети отдают веселой музыке, ярким картинкам. Малыши проявляют интерес к рисованию и лепке, просто обожают подвижные игры.

Как развивается речь у ребенка?

В три года и три месяца малыши уже достаточно уверенно говорят, в их активном словаре много новых слов, которые они используют при общении, а также для выражения чувств, желаний, впечатлений.

В речи трехлетнего ребенка преобладают простые, грамматически верно составленные предложения. В некоторых случаях в ней начинают появляться придаточные предложения. Очень часто ребенок комментирует собственные действия.

В три года и три месяца речевое развитие ребенка сопровождается совершенствованием его устной грамотности. Кроха уже изменяет слова по падежам и числам, знает вопросительные слова, пополняет запас прилагательных и наречий, использует предлоги. Ребенок слушает взрослых, запоминает и повторяет целые фразы из песен, сказок и стихов, старается произносить звуки и слова максимально правильно.

В этом же возрасте у детей появляется желание рифмовать. Они с удовольствием придумывают рифмы, изобретают собственные детские слова, непонятные взрослым, и следят за реакцией на них окружающих. Малыши охотно вступают в диалог как со взрослыми, так и с детьми, называют животных, насекомых, предметы и явления на картинках, дают им простые описания.

Полезные советы родителям трехлеток

Очень часто именно в три года родители принимают решение отдавать малышей в детские сады, считая, что они достаточно окрепли и их психоэмоциональное развитие позволяет им общаться со сверстниками и воспитателями без присутствия родителей. Тем не менее не все дети даже в три года и три месяца готовы к поступлению в детский сад.  Развитие каждого малыша индивидуально, поэтому, прежде чем принимать такое решение, не помешает проконсультироваться с детским врачом.

После трех лет продолжается активное физическое развитие ребенка, что выражается в изменении пропорций его тела, улучшении физических качеств. Кроха вытягивается в росте, становится более координированным, быстрым и выносливым. У него многое получается, а главное, он практически не устает, пытаясь быть постоянно в движении.

Чтобы развитие крохи протекало правильно, родители должны позаботиться об организации для него правильного режима дня, желательно с дневным сном или хотя бы отдыхом.

Если планируется оформление ребенка в детский сад, то нужно постараться максимально приблизить домашний режим дня к садовскому . Кроху нужно будет будить не позднее восьми утра, кормить завтраком не позднее девяти, ходить с ним на прогулки два раза в день, обязательно приучать к самостоятельности в отношении соблюдения правил гигиены, если до сих пор за это отвечали взрослые.

Нелишним будет погулять с крохой вблизи того садика, куда он будет оформлен, познакомиться с воспитателем, детками. Такие простые действия помогут ребенку подготовиться к поступлению в детский сад, и его последующая адаптация будет быстрой и безболезненной.

rebenkoved.ru

Развитие ребенка в 3,5 года: что должен уметь делать

К 3 с половиной годам малыш становится полноценной личностью, имеющей собственный характер, привычки, темперамент, свои отличительные черты и манеры держаться. Он стал неплохим собеседником, с удовольствием рассказывает, что произошло с ним за день, где побывал, что удалось увидеть. В этом возрасте происходит осознание себя самостоятельными индивидами со своей волей, потребностями и достоинствами. За 3 прошедших колоритных, интенсивных, неподражаемых года ребенок ощутимо вырос, освоил новый опыт, стал проворным, динамичным и пытливым.

Лексикон малыша в это время достигает полутора тысяч слов, причем с успехом пользуется числами, прилагательными, местоимениями и наречиями. Его бесчисленным вопросам, нередко ставящим родителей в тупик, нет конца, и взрослым требуется огромное терпение. Детское желание узнать все новости обоснованно. Малышу хочется быть безупречным, он ожидает, чтобы его одобряли и хвалили взрослые, которые удивляются появившейся самостоятельности и независимости в его поступках и характере.

Новое в физическом развитии

В 3 с половиной годика ребенок уже умеет несколько мгновений стоять и ходить на носочках, некоторое время может устоять на одной ножке. Во время игры или занятия он способен выполнить задание перепрыгнуть черту на полу. Немного раньше он уже научился без помощи подниматься по лесенке с чередованием ног, а не приставляя одну ногу к другой, как раньше, хотя спускается пока еще очень опасливо, фиксируя обе ноги на каждой подножке. Ему нравится спрыгивать с последнего выступа сразу двумя ногами.

У трехлетнего ребенка получается бросать и ловить мяч с двухметрового расстояния, самому крутить педали трехколесного велосипеда. Физическое развитие ребенка в 3,5 года позволяет синхронно проделывать два разноплановых жеста, к примеру, топать ногами и хлопать руками.

Обиходный опыт трехлеток

В родительской и педагогической практике накоплен большой список того, что должен уметь ребенок 3,5 лет. Малыш самостоятельно умеет одеваться и обуваться, легко справляется с одеждой без застежек, учится застегивать удобно расположенные пуговицы. Раздевается он тоже сам и перед сном может сложить одежду на стульчик. Малыш должен уже владеть гигиеническими навыками:

  • замечать непорядок в своем внешнем облике и в одежде;
  • уметь вытереть ноги после прогулки, прежде чем войти в дом;
  • использовать носовой платок или салфетку;
  • мыть руки, пользуясь мылом, и вытирать их полотенцем;
  • вставить ключи в запор в двери и повернуть их;
  • своевременно пользоваться туалетом.

Ребенок с удовольствием помогает родителям убираться в доме, работать на участке, совершать покупки. Малышу нравится, когда ему доверяют отнести на стол тарелки, умеет сам пользоваться ложкой и вилкой.

Нюансы психики трехлетних детей

Особенности развития детей 3,5 лет говорят о больших изменениях в их эмоциях. У малышей появляется чувство собственного достоинства, они гордятся собой, что умеют что-то делать лучше всех (прыгать, играть), что у них лучшие родители: самый умный папа, самая добрая мама. У них возникает понимание юмора, их смешат мультфильмы или комические жизненные ситуации. Малыши замечают красоту и уродство в природе и в жизни, могут оценить ее.

Ребенку доступно эмоциональное реагирование в разных ситуациях:

  • сопереживание, если рядом кому-нибудь плохо или больно;
  • помощь, если ему под силу это осуществить;
  • отзывчивость: если родители устали, то он не станет им мешать отдыхать;
  • сочувствие героям сказок, мультиков: он может радоваться, печалиться, сердиться вместе с ними;
  • понимание того, что поступил плохо, от этого огорчается и стыдится;
  • переживание в ожидании негативной оценки или порицания взрослых.

Малыш может надолго затаить обиду, если его наказали. Зато он видит, когда плохо поступает кто-то иной и оценивает такой поступок отрицательно: так делать нельзя. Иногда можно столкнуться с преувеличенным чувством ревности или обиды. А уж притворству и хитрости, шалостям и проказам его учить не приходится. Происходит формирование чувства предосторожности, разграничение понятий опасность – безопасность, вред – польза, нередко могут появиться тревоги, опасение темноты. Трехлетний ребенок может выполнить словесный трех- или четырехэтапный инструктаж. Увеличивается сговорчивость ребенка, он начинает осознавать возможность отсрочки немедленного исполнения своих желаний. При правильном воспитании трехлетние малыши могут эмоционально сдерживаться.

Активный детский лексикон

Интеллектуальное развитие детей 3,5 лет позволяет им, разглядывая книжки, называть увиденных на картинках известных животных, знакомые бытовые предметы, малыши знают названия одежды, посуды, растений, техники. Они могут, говоря о себе, употреблять местоимение «я», знают и другие местоимения. Дети могут строить небольшие простые предложения, грамматически верно связывая в них слова.

В пособии Ушаковой по развитию речи для детей 3-5 лет, дается характеристика речевого воспитания, рассматриваются вопросы формирования детской речи, рассказывается, как можно посредством игр и занятий помочь малышам лучше усваивать грамматические категории, заинтересовать их родным языком. Занятия, приведенные в книге, предусматривают пересказ сказок, рассматривание и описание игрушки и картины, предметов одежды, создание сюжетных рассказов на основе набора игрушек или о животных по картинкам. Все эти упражнения способствуют обучению малышей правильной речи, расширяют их словарный запас.

Речь ребят должна быть четкой, воспринимаемой окружающими. Нередко детским действиям сопутствует рассказ малышей о том, что происходит в данный момент, по дороге из садика они сообщают родителям, чем занимались в течение дня. В речи становится гораздо меньше лепета, в противном случае требуется проконсультироваться у специалиста. В этот промежуток малыши радостно заучивают и озвучивают коротенькие стихотворения и песни, сами пытаются рифмовать, интересуются взрослыми разговорами. Яркой приметой третьего года стало словотворчество – создание собственных словечек по образцам языка, но в данный момент не существующих в языке. Словарный запас детей уже так богат, что они легко употребляют прилагательные, осуществляют подбор синонимов и антонимов.

Программой развития детей 3,5 лет предусмотрено большое количество самостоятельных умений – от одевания и правил гигиены до использования карандашей и ножниц. Знания малышей тоже расширяют границы: названия домашних и диких животных, растений, материалов, явлений природы, частей суток и времен года и многое другое. Им необходимо уметь выполнять задания, не отвлекаясь, узнавать свойства и признаки, сходство и различие предметов. Дети должны знать основные цвета и геометрические фигуры, разбираться в понятиях много – мало, сравнивать реалии по размеру, форме, цветам. Родителям придется приобрести энциклопедии, чтобы ответить на все вопросы своего ребенка.

Автор статьи

Карина Осипова

Карина является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о играх, беременности, воспитании и обучении, уходе за ребенком и здоровье мамы и ребенка.

Написано статей

213

Рейтинг автора

5

[mrp postnumb=4]

pups.su

что должен знать и уметь

Три года – это первый переходный период в жизни ваших детей. Беззащитный хрупкий малыш уже становится, пусть и уменьшенной, но копией взрослого человека. Для того чтобы самостоятельно следить за прогрессом в физическом, психологическом, интеллектуальном и творческом росте на этом этапе, родители должны знать нормы развития ребёнка в три года. И сегодняшний материал поможет ознакомиться с ними.

Что должен знать ребёнок в 3 года

Черту трёхлетия ваш малыш переступает уже с достаточно объёмным багажом знаний. Он знает минимум 4 главных цвета палитры, сможет найти их на рисунке, среди цветных карандашей или акварельных красок. Ребёнок-трёхлетка различает размеры и формы, умеет чувствовать их и управлять этими характеристиками. Так, ваши дети хорошо знают, как собрать пирамидку в необходимой последовательности и несложный конструктор с большими блоками.
Из тех 1200-1500 слов, что должен знать ребёнок в три года, пользуется малыш не более, чем половиной. Зато, пользуясь этим запасом, он может составлять сложные развернутые предложения. Дети этого возраста знают, как правильно выстраивать предложения и фразы, используя все простые части речи. Хотя порядок слов в этих предложениях может нарушаться. Часто в их рассказах прослеживается логическая цепочка, связка причина-следствие. Трёхлетка знает предлоги и правильно использует их в разговоре.
В этом возрасте ребёнок любознателен. Он много спрашивает, интересуется, пытается разобраться в сути. Получив ответ на свои вопросы, малыш быстро и легко запоминает новую информацию. Получая вопросы в ответ, он готов думать и рассуждать. У детей развивается ассоциативное и логическое мышление. Он знает, как найти пару предмету по определенному признаку, может придумать антоним.

Если у ребёнка в 3 года правильное развитие, он знает некоторые буквы и цифры, считает до трех. Он может показывать соответствующее названной цифре количество пальцев и свой возраст. Ваш малыш уже знает, как называются животные, деревья, машины, фрукты и овощи. Дети в возрасте трёх лет знакомы с частями тела, временами года, природными явлениями.

Не обходится взросление и без развития социальных навыков. Ребёнку известны имена мамы, папы, бабушки и дедушки, он может ответить на вопрос «Как тебя зовут?», «Какая у тебя фамилия?». Малыш знаком с элементарными нормами и правилами поведения, принятыми в вашей семье, в детском саду, в любой другой среде, где он проводит большую часть времени.

Что должен уметь ребёнок в 3 года

Умения трёхлетнего малыша предусматривают полную самостоятельность передвижений. В этом возрасте ваш ребёнок:

  • Ходит на цыпочках, бегает по неровной поверхности, может стоять или подпрыгивать на одной ноге.
  • Умеет чередовать ноги при подъёме на лестницу или спуске с нее. Может воспользоваться и подъездной лестницей.
  • Перепрыгивает через препятствия, подползает под ними.
  • Бросает и ловит предметы.

Вплоть до достижения возраста 5-ти лет, дети развиваются одинаково, независимо от пола. Всему из того, что должен уметь мальчик в 3 года, необходимо учиться и вашей дочери, включая физические и спортивные умения.
Санитарно-гигиенические навыки осваиваются к наступлению трёхлетия в полном объёме. Сюда входит выбор и замена одежды, пользование носовым платком, снятие и надевание обуви с клейкой застежкой или короткими шнурками, умывание, чистка зубов. Малыш разбирается в простых законах этикета: сидит за столом на «взрослом стуле», самостоятельно принимает пищу, вытирает рот салфеткой. Он понимает, что нельзя ходить по дому в грязных ботинках, не ходит без одежды при посторонних людях, например, после пробуждения.
Творческие навыки ребёнка в 3 года включают в себя умение:

  • Рисовать. Трёхлетка может изобразить на бумаге или картоне предмет из круга, палочек и линий. Он знает, что рисует и может объяснить это родителям.
  • Лепить. Ваш малыш уверенно пользуется пластилином, тестом или глиной для лепки, отрывает отдельные кусочки, делает шары или «лепёшки», катает колбаски, склеивает и соединяет детали.
  • Составлять аппликации. Из вырезанных геометрических фигур, вместе с вами ребёнок сможет «сложить» дом, дерево, человека. Он умеет распределять элементы по фону и приклеивать их.
  • Петь, танцевать, читать стихи. Детям трёхлетнего возраста нравится музыка. Они двигаются под ритм, легко запоминают мелодии, учат первые простые стихотворения.
Теги по теме: развитиеребенок 1-3

Оцените материал:

спасибо, ваш голос принят

 

detstrana.ru

обретение и закрепление полезных навыков

В этой статье:

С трех до четырех лет развитие ребенка происходит настолько активно, что родители не всегда успевают фиксировать новые достижения крохи. Малыш становится очень сознательным и самостоятельным, что обусловлено резким скачком в физическом и психологическом развитии.

В арсенале крохи отмечаются новые навыки, появление которых сопряжено с его повышенным желанием как можно ближе познакомиться с окружающим миром.

Взрослые замечают, что общаться с ребенком в 3,5 года становится все более увлекательно. Малыш способен поддерживать разговор, радует и удивляет наивными и в то же время потрясающе глубокими вопросами, проявляет сострадание, поддержку в заботе о близких.

Именно в этом возрасте между родителями и малышом устанавливается наиболее прочная эмоциональная связь, пренебрегать которой будет крайне неосмотрительно со стороны старших.

Особенности физиологического развития малыша

Физическое развитие ребенка в три с половиной года позволяет ему делать много того, чего он не умел еще каких-то несколько месяцев назад. Одно из основных достижений —способность делать сразу несколько действий. Это умение является прямым доказательством активного психического развития, ведь за скоординированные действия отвечает именно мозг.

Тело малыша в 3,5 года отличается ловкостью, отличной координацией, гибкостью. Если проанализировать возраст, в котором успешные спортсмены начали заниматься спортом, то станет ясно, что многие из них начали обучение в спортивной секции именно в 3,5 года.

Родителям малышей, возраст которых перешагнул за отметку в 3,5 года, стоит серьезно подумать о том, каким видом спорта их можно увлечь. Совсем не обязательно делать это с перспективой вырастить великого спортсмена, но для развития общей двигательной активности такие занятия не помешают.

Как проявляется усовершенствование физической формы ребенка на четвертом году жизни? Кроха действительно на многое способен. Он умеет:

  • ездить на трехколесном велосипеде и самокате;
  • бегать и прыгать с преодолением препятствий;
  • спускаться и подниматься по лестнице бегом;
  • забираться на лестницы, турники, способен некоторое время продержаться на перекладине;
  • точно попадать по мячу, следуя правилам игры, и многое другое.

Естественно, что на четвертом году жизни малыш должен как можно больше времени проводить на улице, совершенствуя познавательное и двигательное развитие.

Основные навыки крохи в три с половиной года

В 3,5 года для ребенка не составляет труда делать многое из того, что умеют делать взрослые, причем сознательно, а не просто копируя их движения. Малыш, как правило, уже умеет пользоваться туалетом, самостоятельно умывается, одевается, моет руки и чистит зубы.

Понимая, что теперь многое им под силу, дети проявляют энтузиазм, когда родители поручают им выполнение каких-либо домашних дел. В свою очередь взрослые не должны пренебрегать желанием и интересом крохи, время от времени поручая ему выполнение простых поручений, связанных с помощью на кухне, уборкой в доме, уходом за домашними питомцами.

Нужно понимать, что кроха в 3,5 года более чувствителен, чем это может показаться на первый взгляд. Для ребенка крайне необходимо постоянно чувствовать поддержку родителей, получать адекватную похвалу за выполненное задание.Ребенок больше расстроится, когда сделает ошибку, не потому, что не смог выполнить задание, а из-за мыслей о том, что он будет лишен одобрения.

Особенности психологического развития малыша на четвертом году жизни

На первый взгляд еще совсем маленький, хрупкий и ранимый, малыш в три с половиной года внутренне уже достаточно взрослый для того, чтобы начинать с ним заниматься.

Здорово, если у родителей есть возможность оформить кроху в школу раннего развития, где он сможет работать по современным эффективным программам в группе одногодок. Если такой возможности нет, то родители должны приложить усилия и взять развитие ребенка в свои руки, разрабатывая собственные программы – конечно, без фанатизма.

Что касается развития психологии ребенка, то возраст 3,5 года является самым сложным в этом отношении как для него самого, так и окружающих. Все дело в том, что в этот период малыш переживает своеобразный переходный этап — переход от любознательного карапуза, который мало что знает и что умеет к более сознательному и самостоятельному ребенку, который полностью уверен в своих силах и правоте.

Пытаясь доказать свою значимость, многие дети в этот период активно конфликтуют со старшими, таким образом проверяя границы дозволенного. Истерики в общественных местах без повода, повышенная капризность, смены настроения и непослушание — это самые яркие проявления личности ребенка в три с половиной года.

Родителям нужно проявить терпение и постараться помочь малышу пережить этот непростой период его жизни. В ответ на истерику стоит оставаться спокойными и по возможности применять старый проверенный способ — отвлекать внимание.

Игнорирование запретов можно свести на нет, уменьшив количество этих самых запретов. Не планируете купить малышу мороженое? Не проходите мимо лотков, где его продают. Не практикуете просмотр мультфильмов во время еды? Пойдите и здесь на маленькую хитрость: отключите пробки в квартире и скажите малышу, что нет света. Немного фантазии, понимания и терпения – и малыш переживет сложный период без лишних капризов.

Особенности развития речевых и социальных навыков

Учитывая, что в 3,5 года малыш переживает один из самых сложных переходных периодов в своей жизни, стоит быть готовыми к тому, что смены настроения отразятся и на коммуникабельности крохи. Тем не менее, если регулярно гулять с малышом, объясняя ему основы поведения и общения, он постарается вести себя правильно, чтобы не обрывать контакты с другими детьми.

На четвертом году жизни для малыша абсолютно нормальным является умение договариваться со сверстниками, если раньше у него это получалось дома с родителями. Так, например, если его заинтересует игрушка, принадлежащая другому ребенку, то он не станет отбирать ее силой, закатывая истерики, как это было еще совсем недавно. В такой ситуации малыш предложит малышу поменяться либо просто вежливо попросит поиграть. Приступы эгоизма в этом возрасте все еще присутствуют, но становятся все более редкими.

Речь малыша становится более связной, обогащается прилагательными, местоимениями, наречиями. Ребенок стоит длинные предложения, интуитивно правильно склоняя части речи, использует слова во множественном и единственном числах.

Большинство детей в этом возрасте все еще не выговаривают сложнопроизносимые звуки, с которыми при должном внимании со стороны родителей они смогут справиться к концу четвертого года жизни.

Роль сюжетно-ролевых игр в жизни малышей

Развитие детей на четвертом году позволяет им все меньше нуждаться в участии взрослых в игровом процессе. Они самостоятельно придумывают правила игры, сюжет, разделяют роли между собой, строят диалоги.

Особое место в жизни малышей в этом возрасте занимают сюжетно-ролевые игры, которые помогают им в овладении речевыми навыками, а также способствуют развитию мышления, воображения и фантазии. Дети с удовольствием играют во взрослых, выбирая для себя самые привлекательные на их взгляд роли:

  • врача;
  • воспитателя;
  • родителей;
  • водителя автобуса;
  • продавца в магазине и т.д.

В процессе игры дети стараются скопировать манеру поведения взрослых, интонацию, жестикуляцию. Будет здорово, если родители позаботятся о наборах для таких игр: о детской больнице, игрушечном наборе посуды или крошечном прилавке магазина с весами и компактными продуктами питания из цветного пластика.

Как развивать творческие стороны малыша?

Принимая во внимание подвижность и любознательность малыша в три с половиной года, нужно выделить время для его творческого развития. Совсем не обязательно делать это с целью вырастить из крохи гениального писателя, художника или музыканта. Достаточно будет просто познакомить его с миром творчества и искусства, предоставив возможность увлечься процессом.

Каким должно быть развитие творческих способностей? Во-первых, с ребенком можно и нужно слушать музыку: как обычные детские песни, так и классические мелодии, которые затем можно обсудить, подумать вместе, какие ассоциации они вызывают.

Во-вторых, малыша обязательно нужно приобщать к рисованию. Самый любимый вид занятия в этом направлении в 3,5 года — это рисование пальчиковыми красками на большом бумажном ватмане. Предоставьте малышу возможность поэкспериментировать с красками, а затем оформите его художество в элегантную рамку.

Со временем пальчиковые краски можно будет заменить на обычные, а также пробовать создавать маленькие шедевры с помощью карандашей, фломастеров и мелков.

Обязательно в программу творческого развития стоит включить танцы. Опять же, если есть возможность, лучше отдать кроху в танцевальный кружок для самых маленьких, где его научат простым движениям, чувству ритма, начальной дисциплине. Если такой возможности нет, осваивать простые па можно и дома.

Вовлекая кроху в мир творчества, музыки и искусства, помните о том, что знакомство с ним у малыша должно происходить на волне позитива. Именно поэтому подбирайте подходящее время для занятий, старайтесь проводить их в игровой форме и, конечно, заряжайте ребенка собственным энтузиазмом.

Чем занять малыша на прогулках?

Чтобы прогулки, помимо эстетического удовольствия, приносили малышу пользу, с ним можно целенаправленно заниматься даже на улице. Гулять с крохой лучше не с пустыми руками, а со специальным уличным «реквизитом»:

  • самокатом;
  • велосипедом;
  • роликами;
  • формочками;
  • лейкой;
  • мячом и пр.

Все эти причиндалы не дадут заскучать малышу, да и родителям тоже. Кроме того, имея в запасе столько вариантов для развлечения, малыш найдет способ познакомиться и подружиться со сверстниками, готовыми к обмену игрушками.

Общеразвивающие занятия с ребенком

Планируя игры и занятия с малышом в 3,5 года, нужно стараться выбирать те варианты, которые будут стимулировать развитие его крупной и мелкой моторики, речи, мышления, координации. Дети в этом возрасте очень любят всевозможные загадки и считалки, поэтому именно на их основе можно придумать несколько простых игр.

Считалки и скороговорки помогают развивать артикуляцию – конечно, если ребенок будет принимать участие в процессе и повторять отдельные фразы. Также стимулировать развитие речи и мышления малыша можно, заучивая простые стихи и отрывки из сказок, на основе которых потом можно будет делать совместные мини-постановки вашего «домашнего театра».

Для развития мелкой моторки ребенка можно подбирать игры, связанные с мелкими предметами. Так, например, вместе с малышом можно сотворить «чудо-бусы» из макаронин, оклеить вазу пластилином и желудями, создать уникальную картину из гречки, риса и гороха. Такие игры не только поспособствуют разработке детских пальчиков, но и разовьют в малышах усидчивость, терпение и фантазию.

Обязательно в программу по работе с малышом в 3,5 года должны входить кубики, игрушки-вкладыши, мозаика и, конечно, цветные карточки с изображенными на них лицами людей в разном настроении, животными, видами транспорта.

С помощью таких карточек можно пополнять словарный запас ребенка, учить цвета, пробовать группировать предметы по общему признаку, изучать времена года, названия птиц, растений и многое другое.

rebenkoved.ru

Ребенок в 2.5 года / Календарь развития ребенка

день 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

месяц январь февраль март апрель

mamuli.club

Консультация (младшая группа) на тему: «Что должен уметь ребенок 2-3 лет?»

 Консультация для родителей

«Что должен уметь ребенок 2-3 лет?»

Каждый период в развитии ребенка очень важен и связан с теми знаниями, умениями и навыками, которые должен приобрести малыш в том или ином возрасте.

Общение у детей 2 – 3 лет носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребенку необходимо постоянно чувствовать индивидуальное внимание взрослого, иметь индивидуальный контакт с ним. Научить ребенка чему-нибудь может только тот взрослый, которому он доверяет и симпатизирует.

Готовность ребенка для посещения детского сада включает в себя гораздо больше, чем просто стандартные навыки самообслуживания и моторики. В первую очередь малыш должен быть морально готовым общаться с другими детьми, взаимодействовать с ними, соблюдать определенные правила и уметь приспосабливаться к режиму группы.

Для того, чтобы первичный детсадовский опыт вашего малыша был более успешным, он должен освоить большинство из перечисленных  навыков:

· малыш должен уметь хоть на небольшое время (до 15 минут) фокусировать свое внимание;

· слушаться взрослых, без обид и раздражений;

· проявлять интерес к остальным деткам и общим играм в коллективе.

 

Относительно навыков моторики и самообслуживания, то главными являются – умение застегивать или расстегивать одежду, пользоваться столовыми приборами, проситься на горшок, навыки личной гигиены.

Большим плюсом будет, если ваш малыш уже умеет разговаривать, и не просто говорить на «своем» языке, а объясняться понятной речью из небольших и доступных слов.

Таким образом, уровень развития Вашего малыша, поступающего в дошкольное образовательное учреждение, можно определить по следующим навыкам.

Ребенок 2-х лет:

Речевые достижения:

1. В словарном запасе до 200-300 слов.

2. Использует предложения из двух-трех слов в разговоре с взрослыми и детьми.

3. Облегченные слова заменяет правильными.

4. Начинает употреблять прилагательные (большой, маленький и т. д.) и местоимения (я, ты).

5. Может называть себя в третьем лице.

6. Задает вопросы.

7. Называет предметы на картинке.

8. Понимает короткий рассказ о знакомых ему событиях.

Эмоциональное развитие:

1. Эмоционально уравновешен в течение дня.

2. В хорошем настроении при своих умелых действиях.

3. Недоволен, отказывается от действий при неудавшейся попытке.

4. Упрямится, требуя недозволенного, настаивает на своем.

5. Кричит, капризничает при нежелании выполнить просьбу взрослого.

6. Отказывается от общения с незнакомыми взрослыми.

7. Плачет при уходе мамы, при обиде.

8. Проявляет яркие эмоции при общении с близкими.

Познавательное развитие:

1. Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех-пяти колец.

2. Раскладывает фигуры разной величины и формы в аналогичные отверстия на доске.

3. Ориентируется в трех-четырех цветах, некоторые называет.

4. По образцу находит предмет того же цвета.

5. Начинает распознавать вес, температуру и другие качества предметов (тяжелый, легкий, холодный, теплый, твердый, мягкий).

Физическое развитие:

1. Преодолевает препятствия, чередуя шаг.

2. Поднимается и спускается по лестнице.

3. Подпрыгивает.

4. Меняет темп движения: ходьбу на бег.

5. Удерживает мяч одной или двумя руками.

6. Ловит мяч с близкого расстояния.

Бытовые навыки:

1. Ест аккуратно, не роняя пищу.

2. При умывании трет ладони, часть лица.

3. Вытирается с помощью взрослого.

4. С небольшой помощью взрослого одевается: натягивает носочки, шапку, обувь.

5. Частично раздевается.

6. Контролирует физиологические потребности.

Игровые навыки:

1. В игре последовательно выполняет порядок действий: куклу раздевает, купает, вытирает.

2. В игре подражает бытовым действиям близкого взрослого.

3. Сооружает из кубиков знакомые постройки (дом, забор, диван, стол).

4. Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.

Ребенок 2,5 лет:

Познавательное развитие

1. Подбирает к образцу предметы одного цвета, но разной формы. Ориентируется в четырех цветах и оттенках.

2. Ориентируется в 4-6 геометрических формах. Подбирает, прикладывая, объемные геометрические фигуры к соответствующим по форме отверстиям.

3. Собирает пирамидку из 4-8 колец по убывающей (по показу).

4. Собирает, вкладывая меньшую в большую, матрешки, мисочки, формочки, колпачки — из 3-4 составляющих (по показу).

5. Ставит 10 и более кубиков один на другой (по образцу) в разных сочетаниях размера и цвета.

6. Держит карандаш. Чертит кривую линию, закругленную линию, пытается повторить за взрослым.

7. Узнает, что нарисовал (или вылепил).

Игровые действия (сюжетная игра)

1. Подражает своему полу: девочка — маме, мальчик — папе (в самостоятельной игре).

2. Строит из кубиков разной формы и величины дом, забор.

3. Участвует в подвижных играх с группой детей (запоминает несложные правила игры).

 

Социально-эмоциональное развитие

1. Сохраняет эмоционально уравновешенное состояние в периоды бодрствования.

2.  Может определить свое состояние.

3. Воспринимает свою индивидуальность через собственные эмоциональные ощущения: мне больно, мне весело, мне хочется и т. д.

4. Вспоминает свои прежние эмоциональные ощущения, оказываясь в разных ситуациях: на празднике, в гостях — весело; при болезни — неприятно, плохо.

5. Радуется веселым играм со взрослыми и детьми.

6. Узнает знакомую музыку и воспроизводит знакомые движения (один и с группой детей).

7. Испытывает радость, восторг при выполнении танцевальных движений.

Речевое развитие

1. Обозначает себя: "Я", "Я сам".

2. Использует предложения из нескольких слов (трех и более).

3. Отвечает на вопросы взрослого по картинке, если сюжет и персонажи знакомы: "Кто (что) это?", "Что делает?". Показывает движениями, как делает персонаж.

4. Знает названия некоторых животных, предметов быта, одежды, посуды.

5. Может рассказать по картинке (в двух-трех предложениях).

6. Отвечает на вопрос: "Как тебя зовут?" (полностью или упрощенно). Знает (и называет) имена близких взрослых, знакомых детей.

7. Разговаривает со сверстниками во время игр (речевые диалоги).

8. Понимает рассказ взрослого.

Бытовые навыки

1. Одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослого;

2. Расстегивать и застегивать одну-две пуговицы;

3. В определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду;

4. Самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем;

5. С помощью взрослого приводить себя в порядок;

6. Пользоваться индивидуальными предметами: носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком;

7. В процессе еды держать правильно ложку.

Ребенок 3- х лет:

Речевое развитие

Если ваш ребенок не очень разговорчив, то, скорее всего, ситуация изменится в ближайшее время. В этом возрасте речь развивается достаточно быстро, и ребенок всего за месяц-два может наверстать упущенное. В возрасте от 3-х до 4-х лет ваш ребенок должен уметь следующее.

1. Называть свое имя и возраст

2. Выговаривать от 250 до 500 слов

3. Отвечать на простые вопросы

4. Составлять предложения из пяти-шести слов и говорить полными предложениями

5. Говорить четко

6. Рассказывать простые сказки и истории

Развитие мыслительных процессов

Ваш ребенок в 3 года начинает задавать много-много вопросов. "Почему небо голубое? Почему у птиц есть перья?" Вопросы, вопросы и снова вопросы! Хотя родителей время от времени это может раздражать, задавать вопросы для этого возраста - абсолютно нормально. Поэтому возраст от трех до пяти называют возрастом почемучки. В дополнение к постоянным вопросам "почему?" ваш 3-х летний малыш должен уметь следующее:

1. Правильно называть знакомые цвета.

2. Играть и фантазировать более творчески, чем раньше.

3. Выполнять три простых команды взрослых подряд.

4. Помнить сказки и песенки и рассказывать самые простые из них.

5. Любить сказки и песенки, особенно перед сном.

6. Понимать простые числа и считать до пяти.

7. Сортировать предметы по форме и цвету.

8. Отгадывать загадки, которые соответствуют возрасту ребенка.

9. Узнавать знакомых людей и детей на фотографиях.

Двигательные навыки

Двигательные навыки ребенка в 3 года продолжают активно развиваться. С 3-х до 4-х лет ваш ребенок должен уметь:

1. Подниматься вверх и вниз по лестнице, чередуя ноги – идти шаг за шагом

2. Бить по мячу, бросать мяч, ловить его

3. Прыгать на одной и двух ножках

4. Довольно уверенно крутить педали и кататься на трехколесном велосипеде

5. Стоять на одной ноге до пяти секунд

6. Идти вперед и назад довольно легко

7. Наклоняться, не падая при этом

Эмоциональное и социальное развитие

Ваш 3 - летний малыш становится более независимым физически и эмоционально. У него уже реже случаются истерики, когда вы оставляете его в детском саду.

Кроме того, ваш 3-х - летний малыш становится все более социальным. Ваш ребенок теперь умеет играть и мириться со своими друзьями, что-то делать по очереди, и может показывать простые навыки решения своих первых детских проблем.

В 3 года ваш ребенок должен обладать следующими социальными навыками.

1. Подражать родителям и друзьям

2. Показывать привязанность к знакомым семьи и друзей

3. Понимать, что такое "мое" и "его / ее"

4. Показывать широкий спектр эмоций, таких как грусть, печаль, гнев, счастье или скука

Бытовые навыки

1. Одеваться с небольшой помощью взрослого, а раздеваться самостоятельно.

2. Аккуратно складывать свою одежду перед сном.

3. Застегивать несколько пуговиц, завязывать (связывать) шнурки.

4. Знать назначение многих предметов и их местонахождение.

5. Выполнять поручения из 2-3 действий: «отнеси», «поставь», «принеси».

6. Уметь мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;

7. Замечать беспорядок в своей одежде, самостоятельно пользоваться носовым платком.

8. Регулировать свои физиологические потребности.

9. Вытирать обувь при входе в помещение.

10. Аккуратно есть, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой.

11. Не выходить из-за стола до конца еды и не мешать за столом другим.

12. Говорить слова благодарности, здороваться, прощаться.

nsportal.ru

Ребенок в 2 года / Календарь развития ребенка

день 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

месяц январь февраль март апрель май

mamuli.club


Смотрите также

Регистрация на сайте

Пароль будет отправлен тебе на e-mail.

 

×